Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет

Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет thumbnail

Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до шести лет новый взгляд на дошкольное детство

Доступна только бумажная версия документа

143 с.

Количество страниц

Санкт-Петербург, Москва

Место издания

О произведении

Серия

Большая энциклопедия маленького мира

ББК

Ю983.401,0, Ю983.7,0, Ю952-2-734,0, 88.834.01, Ю983.401.2

Общее примечание

На 4-й с. обл. авт.: Поддьяков Н.Н. – акад. РАО, выдающ. рос. психолог дошк. детства

Еще

Библиотека

Российская национальная библиотека (РНБ)

Еще

Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания

Источник

Ребенку исполнилось 5 лет.

Как будет развиваться его психика в этот период? Как родители могут помочь этому?

В какие игры рекомендуется играть с пятилетним ребенком?

Что такое “кризис 5 лет”?

Эти вопросы раскрываются в этой статье.

Содержание:

  • Развитие психики в 5-6 лет
    • Интеллектуальная сфера
    • Речевая сфера
    • Эмоционально-волевая сфера
    • Игровая деятельность
    • Подотовка к учебной деятельности
    • Коммуникативная сфера
  • Трудности возраста
  • Советы для родителей

Развитие психики детей в 5-6 лет

Возраст 5-6 лет называют старшим дошкольным возрастом. 

Ребенок постепенно приобретает те знания и навыки, которые будут ему нужны для обучения в школе. 

Кроме этого, он активно познает мир и социализируется в обществе.

Он учится выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми.

Пятилетний ребенок начинает постигать нравственные категории. Например, добро и зло, чуткость и безразличие и т.п.

Он начинает контролировать свои поведение и эмоции, а также рассуждать и высказывать свое мнение.

Интеллектуальная сфера

Пятилетний ребенок начинает осознавать нормы и правила поведения. Теперь он понимает, что есть дела, которые необходимо выполнять. Поэтому он учится регулировать свое поведение. Например, ребенок старается доводить до конца нужную работу, не отвлекаясь на более интересные дела. Допустим, наводить порядок в игрушках, а не играть с ними.

В 5-6 лет возникает учебная мотивация. Ребенок хочет научится чему-либо, чтобы выглядеть знающим и умеющим перед сверстниками. А обучается он этому в процессе игры.

Также, пятилетний ребенок начинает понимать, какими качествами личности он  хочет обладать К примеру, на какого сказочного героя или знакомого человека он хотел бы походить. 

Еще он теперь представляет, какими качествами, внешностью и поведением должны обладать женщина и мужчина. 

Растет и кругозор ребенка. Он интересуется необычными явлениями и фактами, с удовольствие слушают истории из жизни. При этом ребенок пытается самостоятельно осмыслить и объяснить услышанную информацию.

Внимание

Внимание становится намного устойчивее, чем раньше. 

Теперь ребенок может удерживать в поле своего зрения 5-6 объектов одновременно. Также он умеет распределять свое внимание и переключаться на нужный предмет или действие. 

А еще пятилетка может выполнять сложные инструкции, переходя от одного вида деятельности к другому, при этом помня про цель.

Память

В этот период продолжает формироваться произвольная память. 

Ребенок уже умеет своим усилием запомнить 5-6 предметов. Запоминание может быть как зрительным, так и на слух.

Как и прежде, он хорошо запоминает те события, с которыми связаны сильные эмоции (восторг, испуг, удивление и т.д.).

Мышление

Совершенствуется образное мышление. Пятилетние дети способны решать свои задачи, не только опираясь на предмет, но и в уме.

Также они учатся обобщать, а это — снова словесно-логического мышления школьника. Так появляется способность рассуждать, анализировать и делать выводы.

Восприятие

В 5-6 лет продолжают совершенствоваться такие понятия, как форма, цвет, величина, время, положение в пространстве и т.д. Эти знания начинают выстраиваться в систему.

Ребенок теперь  умеет различать оттенки цвета. А также может расставить около 10 предметов по убыванию или возрастанию.

В 5 лет понятие времени пока еще слабо развито. Поэтому дети могут путаться во временах года и днях недели.  

Воображение

Воображение настолько хорошо развито, что в процессе игры ребенок начинает фантазировать, то есть придумывать нечто абсолютно новое. Например, сказочного героя или место его обитания. 

Также ребята с удовольствием сочиняют сказочные истории. 

Речевая сфера

Речь также быстро развивается. В 5-6 лет дети уже умеют произносить самые сложные звуки — например, Р, Л, Щ, Ж, Ш, С. 

Они учатся фонематическому слуху, что позволяет им распознавать все звуки и понимать их местонахождение в слове. 

Читайте также:  8 категория в развитии ребенка

В своей речи дети уже используют все части речи. Им нравится придумывать новые слова.

Они учатся пересказывать текст с помощью картинки, уделяя внимание деталям. 

А еще ребята активно пользуются интонацией при чтении стихов или в процессе игры.

Эмоционально-волевая сфера

Дети пока слабо могут управлять своими эмоциями. Но все же ребята постепенно учатся регулировать и их, и свое поведение. Они начинают стремиться довести работу до конца, ведь у них зарождается чувство долга.

Пятилетние дети учатся контролировать свои импульсивные чувства и желания. 

Для них теперь важна не только положительная оценка родителей. Они радуются хорошему настроению окружающих и тому, что предвидят хороший результат своей деятельности.

Дети учатся выражать свои эмоции мимикой и интонацией, а также сопереживать другим людям. У них развиваются эстетические чувства.

В целом, в 5 лет дети очень любознательны и открыты новым знаниям. 

Игровая деятельность

Подвижные игры на свежем воздухе

Подвижные игры на улице

В 5-6 лет дети любят играть в сюжетно-ролевые игры. 

В игре они уже не просто выполняют определенный набор действий. Теперь в ней есть сюжет, содержание и роли для каждого участника. При этом ребята учатся согласовывать свои действия с действиями других детей, чтобы выполнять свою игровую роль. А в процессе игры они начинают “вставать на место” сверстников и принимать их точку зрения.

В своих играх дети активно используют предметы-заместители.

Игры с детьми 5-6 лет

Игры и игрушки должны соответствовать возрасту ребенка. Это позволит ему гармонично и своевременно развиваться. 

Вот какие игры и игрушки подходят пятилетнему ребенку:

  • настольно-печатные игры — лабиринты, квесты;
  • игрушки для развития мелкой моторики — конструкторы, лего, паззлы, мозаики,  наборы для моделирования и т.д.;
  • для творчества — аппликации, работа с ножницами, карандаши, краски, мольберт, раскраски по номерам и т.п.;
  • для сюжетно-ролевых игр — наборы парикмахера, продавца, повара, полицейского и т.д.;
  • для крупной моторики — подвижные игры на улице, с мячами, скакалками и т.п.;
  • чтение детской литературы — с обсуждением качеств героев, их поступков и т.д. Можно предложить ребенку придумать окончание сказки или создать сказку на новый лад;
  • компьютерные игры, но не больше 10-15 минут в день.

Подготовка к учебной деятельности

В возрасте 5-6 лет психика ребенка начинает созревать для учебной деятельности. Он уже может удерживать внимание достаточно долгое время, хорошо владеет речью и обладает довольно широким кругозором.

Ребенок учится доделывать полученное задание до конца, не отвлекаясь на более интересные занятия. 

Кроме этого, начинает формироваться физическая и социальная готовность к школе.

Для этого ребенку предстоит освоить такие навыки:

  • понимать и выполнять различные по сложности инструкции взрослого;
  • делать задание по образцу;
  • соблюдать установленные правила;
  • самому искать информацию, находить решение проблемы;
  • уметь преодолевать трудности.

Важно знать, что специалисты не рекомендуют начинать обучение в школе раньше 7 лет. 

Чтобы подготовить ребенка к будущей учебной деятельности, можно заниматься кратковременными занятиями в развивающих группах и кружках.

Коммуникативная сфера

В этом возрасте сверстники очень важны для ребенка, также как и его место среди них. В группе детей уже можно распознать “звезд” и, наоборот, малозаметных детей. 

Ребята стремятся завоевать уважение других детей, для них важна их оценка. При этом, к поступкам сверстников они очень категорично настроены, но к себе столь жестких требований не предъявляют.

Пятилетние дети начинают осознанно выбирать себе партнеров по играм по своим критериям. Например, стремятся общаться с мальчиком, с которым интересно играть, или с доброй, симпатичной девочкой. 

В 5-6 лет дети начинают разговаривать друг с другом не только о том, что происходит здесь и сейчас в игре. Теперь они делятся с товарищами воспоминаниями о том, что они видели, где были и т.д. Собеседники начинают внимательно слушать друг друга и эмоционально сопереживать.

Дети учатся самостоятельно организовывать игру. Они заранее, а потом и по ходу действия, вместе обсуждают правила, придумывают, как должен вести себя тот или иной персонаж в игре. Также они сами выстраивают ход действия, сюжет, подыскивают нужное пространство и т.д.

Пятилетним ребятам очень интересно общаться со взрослыми людьми. Они стараются привлечь внимание старших, вовлечь их в разговор. 

Ребенку важно, чтобы родители общались с ним на равных, по душам. Ему хочется делиться со взрослыми своими мыслями и рассуждениями, а также узнавать от них новую и интересную информацию.

Трудности возраста

Общение с ребенком на равных

Ребенку важно общение на равных

В этом возрасте человечек вступает в период, который психологи называют кризисом 5 лет.

Вот его признаки:

  • ребенок стал менее разговорчивым, он замкнулся в себе, перестал делиться с родителями своими радостями и успехами;
  • он начал бояться нового, стал неуверенным в себе;
  • ребенок начал раздражаться по пустякам и грубить окружающим;
  • он стал часто капризничать или закатывать истерики;
  • пятилетка начал копировать и передразнивать окружающих;
  • он стремится к самостоятельности и яро ее отстаивает.
Читайте также:  Музыка в развитии ребенка в детском саду

Этим проявлениям психологи дают такие объяснения.

В 5 лет ребенок уже многое умеет, и поэтому кажется себе взрослым. При этом, он отдает себе отчет в том, что он еще не во всем может быть самостоятельным. А взрослые, в свою очередь, далеко не всегда воспринимают его всерьез. Это и  порождает конфликт.

Также ребенок хочет активно общаться с другими детьми. Но иногда это общение разочаровывает ребенка. Ведь зачастую у каждого из сверстников — свои представления о том, как должно происходить это общение. 

Родители могут заметить, что ребенок стал холодным и отчужденным. Это происходит потому, что он не обладает нужным запасом слов и понятий. Ему сложно объяснить взрослому, что он чувствует и о чем думает.

Пять лет — время, когда начинает проявляться характер личности. В то же время  родительский авторитет немного начинает падать. Дети перестают быть безусловно послушными и начинают отстаивать свое мнение.

При всем этом, нервная система пятилетнего ребенка часто подвергается стрессовым ситуациям. Поэтому в этом возрасте у многих детей возникают страхи. Они начинают бояться одиночества, темноты, им страшно разочаровать родителей и т.п.

Благоприятное развитие: советы для родителей

Чтобы сгладить проявления возрастного кризиса, необходимо давать ребенку больше самостоятельности. Нужно позволить ему самому справляться с поставленными задачами.

Ребенку важно получать теперь чуть больше свободы, а также личной ответственности. Он должен четко знать границы дозволенного.

Стоит поручать ребенку посильную помощь по дому, которая будет лежать только на его плечах. Например, заботиться о комнатных растениях. При этом нужно обязательно благодарить ребенка за помощь, подчеркивать важность того, чем он занимается.

Родителям рекомендуется беседовать с сыном или дочерью по душам, обсуждать эмоции, чувства, мотивы и последствия поведения людей.

Чтобы ребенок не замкнулся в себе, надо, чтобы отношения с родителями были доверительными. Ему очень важно знать, что взрослым важны его интересы и успехи. 

Нельзя прилюдно критиковать и наказывать ребенка. Если его ругают, он должен четко понимать, за что и почему.

Нужно отмечать успехи ребенка и его стремление к новому.

Чтобы снизить нагрузку с нервной сиситемы, стоит включить в режим дня не только активные игры днем, но и спокойные прогулки перед сном.

Нужно как можно меньше позволять ребенку смотреть телевизор и играть в компьютерные игры.

Стоит помнить, что период кризиса — не время для серьезных умственных нагрузок.

Надо давать ребенку задания умеренной сложности. Такие, с которыми он самостоятельно сможет справиться. 

Важно учить ребенка доводить дело до конца. 

В 5-6 лет психика созревает настолько, что ребенок готов осваивать умения и навыки, которые пригодятся в школе. Кроме этого, активно формируется эмоциональная и коммуникативная сфера его деятельности. 

Также 5 лет — это возраст, когда возникает очередной кризис психического развития. Ребенок стремится опровергнуть родительский авторитет и получить больше личной свободы. Родителям важно поддерживать ребенка в этот непростой период, и проявлять терпение и понимание.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник

                                                    Консультация для родителей

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

5-6 ЛЕТ

Всё больший интерес ребёнка 5 лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными.

К этому периоду жизни у ребёнка накапливается достаточно большой запас знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребёнок стремиться поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребёнка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.

Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребёнка-дошкольника.

Развитие волевых качеств позволяют ребёнку целенаправленно преодолевать определённые трудности, специфичные для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребёнок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).

Появляется интерес к математике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребёнок может решать простые геометрические задачи.

Ребёнок может запомнить что-либо целенаправленно.

Кроме коммуникации, развивается планирующая функция речи, т.е. ребёнок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребёнку заранее организовать своё внимание на предстоящей деятельности.

Старший дошкольник способен различать весь спектр человечески эмоций, у него появляются чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»:

– Интеллектуальные (любопытство, любознательность, чувство юмора, удивление);

– Эстетические (чувство прекрасного, чувство героического);

– Моральные (чувство гордости, стыда, дружбы).

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребёнка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.

Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта как лживость, т.е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребёнка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребёнок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.

Читайте также:  Развивающие игры для физического развития ребенка 5

Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нём взрослого, так как именно в общении со взрослым ребёнок узнаёт, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребёнка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.

        Развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребёнка на следующий, очень важный этап в его жизни – поступление в школу. Поэтому существенное место с детьми шестого года жизни начинает занимать подготовка к школе. Здесь можно выделить два аспекта: во-первых, продолжающееся целенаправленное развитие личности ребёнка и познавательных психических процессов, лежащих в основе успешного освоения ребёнком в будущем собственно учебной программы, а во-вторых, обучение начальным школьным умениям и навыкам (элементам письма,  чтения, счёта).

Проблема готовности ребёнка к школьному обучению рассматривается сегодня в первую очередь как психологическая: приоритет отдаётся уровню развития мотивационно – потребностной сферы, произвольности психических процессов (внимания, памяти, словесно-логического мышления), операциональных навыков, ориентировки на способ действия, развитию тонкой моторики руки.

 Одна лишь интеллектуальная готовность к школе не обеспечивает успешного вхождения ребёнка в учебную деятельность. Специальные исследования показывают, что дети, хорошо интеллектуально подготовленные к школе, часто плохо пишут, не выполняют правил ведения тетрадей, работы с дидактическим материалом и испытывают целый ряд других трудностей учебного порядка.

К сожалению, у взрослых существует убеждение, что достижение ребёнком определённого возраста или поступление в школу автоматически должно вести к возникновению и становлению указанных выше качеств. Обнаруживая у ребёнка их отсутствие, мешающее ему хорошо учиться, взрослые начинают требовать от него «быть добросовестным, внимательным», забывая о том, что эти качества формируются на протяжении всего дошкольного возраста и отсутствие их у шестилетнего ребёнка свидетельствует о недостаточной развивающей работе с ним.

Исследования показали, что к концу старшего дошкольного возраста не все дети достигают такого уровня психологической зрелости, который поможет им в дальнейшем быть успешными школьниками. Можно выделить ряд показателей незрелости ребёнка, поступающего в школу:

 слабое речевое развитие детей, неразвитость тонкой моторики, неправильное формирование способов учебной работы, отсутствие у детей ориентировки на способ действия, слабое владение операциональными навыками, слабое развитие произвольного внимания, памяти, низкий уровень развития самоконтроля.

Слабое речевое развитие детей 

Здесь особенно следует отметить формальное, неосознанное владение детьми смыслом различных слов, понятий.

Ребёнок пользуется ими, но на прямой вопрос, что означает данное слово, часто даёт приблизительный или неправильный ответ. Особенно часто такое использование лексики наблюдается при заучивании стихотворений, пересказе текстов.

Неразвитость тонкой моторики

В определённой мере эта неразвитость руки проявляется при вырезании фигур по контуру, в несоразмерности частей фигуры при лепке, неточности склеивания.

Неправильное формирование способов учебной работы

Многие дети испытывают трудности, связанные с усвоением правил. Умея применять правило на практике, дети с трудом запоминают его словесную формулировку.

Отсутствие у детей ориентировки на способ действия

Дети, хорошо умеющие считать к моменту поступления  в школу, испытывают затруднения при решении задачи, когда необходимо показать ход решения в развёрнутом виде, по действиям.

Слабое развитие произвольного внимания, памяти  

Дети несобранны, легко отвлекаются, с трудом следят за ходом коллективной работы, за ответами других детей, особенно при чтении или пересказе цепочкой, друг за другом.

Низкий уровень развития самоконтроля

Дети испытывают затруднения в тех случаях, когда взрослый требует от них сравнить то, как они выполнили задание с тем, что от них требовалось, найти собственные ошибки. То есть умения, необходимые для действия проверки, сформированы, но применить эти навыки к контролю за собственной работой ребёнок ещё не может.

Указанные проявления психологической незрелости детей старшего дошкольного возраста и являются следствием слабого внимания взрослых к развитию познавательных психических процессов и личностных качеств ребёнка в период дошкольного детства.

               Психологические особенности детей дошкольного возраста

Мышление – наглядно-образное, формирование образно- схематического

Речь – формирование планирующей функции речи

Произвольность познавательных процессов – развитие целенаправленного запоминания

Физиологическая чувствительность – уменьшение чувствительности к дискомфорту

Объект познания – предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы

Способ познания – общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование

Условия успешности – собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь

Форма общения – внеситуативно-деловое и ситуативно-личностное

Отношения со сверстниками – углубление интереса как к партнёру по играм, предпочтения в общении

Отношения со взрослыми – источник информации, собеседник

Наличие конфликтов – отсутствуют

Эмоции – преобладание ровного оптимистичного настроения

Игровая деятельность – усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения

Источник