Психическое развитие и саморазвитие ребенка

Психическое развитие и саморазвитие ребенка thumbnail

Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией,
перейдите по ссылке .

Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до шести лет новый взгляд на дошкольное детство

Доступна только бумажная версия документа

143 с.

Количество страниц

Санкт-Петербург, Москва

Место издания

О произведении

Серия

Большая энциклопедия маленького мира

ББК

Ю983.401,0, Ю983.7,0, Ю952-2-734,0, 88.834.01, Ю983.401.2

Общее примечание

На 4-й с. обл. авт.: Поддьяков Н.Н. – акад. РАО, выдающ. рос. психолог дошк. детства

Еще

Библиотека

Российская национальная библиотека (РНБ)

Еще

Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания

Источник

Поддьяков психическое развитие и саморазвитие ребенка

Поддьяков психическое развитие и саморазвитие ребенка

Воспитатель МДОУ Детский сад комбинированного вида №13«Умка», Шлемко Анастасия Ивановна

К вопросу о детском экспериментировании в дошкольном образовательном учреждении

Познавательное развитие — сложный процесс. Оно имеет свои направления, закономерности и особенности. По словам Н.Н. Поддьякова, ребенок по своей природе пытливый исследователь мира. [6]

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии ребенка, приобретает познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества.

Однако многие педагоги сталкиваются в своей практике с интеллектуальной пассивностью детей. Исследования Н.Н.

Поддьякова доказывают, что причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка.

Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с простым заданием, дети быстро выполняют его, если оно представлено в виде игры или практической деятельности.

 Также Н.Н. Поддьяков отмечает, что  «в течение многих лет мы искали истинную детскую деятельность, которая интенсивно развивается на протяжении дошкольного детства без помощи взрослого и даже вопреки его действиям.

Такой деятельностью оказалось детское экспериментирование, которое направлено на получение сведений о физических свойствах того или иного предмета или явления.

По мере накопления знаний об исследуемом явлении ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели».  [5]

В 90-е годы в ходе исследовательской работы, он пришел к выводу, что ведущим видом деятельности дошкольников является экспериментирование, поскольку у детей дошкольного возраста очень сильно выражена реакция на новизну. Они обладают в таком возрасте действенным специфическим мышлением, знакомятся с определенными предметами, их свойствами, а полученные сведения заносят в свой банк памяти.

Эта идея не всеми была понята и принята, слишком устойчивым было представление о том, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра. К сожалению, взрослые очень часто не понимают детей и расценивают их исследовательскую деятельность как бесцельную.

А ребенок же занимается именно познанием мира через экспериментирование. Природа поставила перед ним задачу — изучить и запомнить свойства всех объектов без какой-то бы ни было избирательности, без деления их на нужные и ненужные, полезные и бесполезные.

Моделировать приобретенный опыт дети будут позже, в игре.

Академик Н.Н. Поддьяков доказал, что лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим расстройствам, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем.

Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей дошкольников: “Фундаментальный факт заключается именно в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования”.

[5]

Еще Л.С.Выготский говорил, что деятельность ребенка раннего возраста можно отнести к экспериментированию. Попытка разграничить игру и экспериментирование – не чисто теоретический вопрос. От его разрешения зависит построение методики обучения  ребенка раннего и дошкольного возраста.

https://www.youtube.com/watch?v=nSbfjZbb2qYu0026list=PLqK4lAB3vQ57AkwznFeR8Duf6eLMmT4uP

Опираясь на труды Л.С. Выготского и Н.        Н.Поддьякова, педагогам стало ясно, что между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий.

Игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов.

Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.

Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним.

Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Читайте также:  Ребенок с отклонением в развитии и поведении

Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.

Н.Н. Поддъяков доказал, что  дошкольники способны  к исследовательской деятельности  со сложными  многофакторными объектами, поэтому, на наш взгляд, можно рекомендовать экспериментирование для широкого использования в практике дошкольных учреждений.

Н.Н. Поддьяков выделяет два основных вида поисковой деятельности дошкольников:

Источник: https://luxeth.ru/poddjakov-psihicheskoe-razvitie-i-samorazvitie-rebenka/

Поддьяков Николай Николаевич – Психологическая газета

Поддьяков психическое развитие и саморазвитие ребенка

Поддьяков Николай Николаевич, р. 04.10.1929

Кандидат педагогических наук, доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО.

Заведующий лабораторией Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца Московского комитета образования. Сотрудник Отделения дошкольного образования и детского творчества РАЕН.

Член Академии творческой педагогики.

В 1953 г. окончил философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, в 1957 г. – аспирантуру Института психологии АПН РСФСР.

В 1960 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Особенности ориентировочной деятельности у дошкольников при формировании и автоматизации практических действий», в 1974 г. – докторскую диссертацию на тему «Развитие допонятийных форм мышления в дошкольном детстве».

В 1957-1960 гг. работал в Институтt психологии АПН РСФСР.

С 1960 г. работал в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. С 1965 по 1981 г. заведовал лабораторией умственного воспитания детей дошкольного возраста. В 1981 г. после смерти своего учителя А.В. Запорожца сменил его на посту директора и возглавлял институт до закрытия в 1992 г.

В 1978 г. был избран членом-корреспондентом АПН СССР, в 1990 г. – действительным членом АПН СССР, в 1993 г. – действительным членом РАО.

Многолетний соратник лидера советской «дошкольной» науки Александра Владимировича Запорожца.

Область научных интересов:

  • педагогика и психология дошкольного образования
  • познавательное развитие дошкольников
  • мышление дошкольников, формирование основных логических операций
  • игра в дошкольном возрасте

Первые работы Н.Н. Поддьякова посвящены изучению ориентировочно-исследовательской деятельности дошкольников. Развивая это направление, Н.Н. Поддьяков разработал оригинальную теорию познавательного развития ребенка, имеющую фундаментальное общепсихологическое значение.

Н.Н.

Поддьяков впервые исследовал психику ребенка как исходную целостность, являющуюся результатом взаимодействия и взаимопревращения двух противоположных тенденций развития; в первой наиболее ярко представлен момент движения, изменения, развития, роста неопределенности психических образований (развивающийся компонент), во второй – момент стабильности, устойчивости, завершенности (консервативный компонент). Центральным звеном развивающегося компонента являются глобальные диффузные психические образования. Противоречие между устойчивостью психических образований и их изменчивостью – это центральное внутреннее противоречие развивающейся детской психики. Оно выступает как источник психического развития ребенка. Данное положение Н.Н.Поддьякова вносит вклад в представления не только о развитии психики ребенка, но и сложных динамических систем вообще, вершиной которых является психика человека.

https://www.youtube.com/watch?v=VPLDhLCXrX8u0026list=PLqK4lAB3vQ57AkwznFeR8Duf6eLMmT4uP

Результаты исследования внутреннего противоречия как движущей силы психического развития ребенка позволили Н.Н. Поддьякову с новых позиций подойти к решению проблемы детского развития и саморазвития.

Подводя итоги проведенного в этом направлении исследования, ученый сформулировал новый основополагающий принцип построения дошкольных программ – принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития. Этот принцип является основополагающим, на нем базируются все остальные принципы.

Реализация данного принципа позволяет установить гармоничные соотношения между процессами развитая, детерминированными действиями взрослого, и процессами саморазвития, обусловленными собственной активностью ребенка.

Разработал экспериментальные методики, позволяющие исследовать различные стороны образного мышления, динамику его становления, легли в основу многих современных диагностических и развивающих программ.

Крупным достижением в области дошкольной педагогики и психологии 70-80-х гг. явилось теоретическое экспериментальное исследование важнейшей детской деятельности – деятельности экспериментирования, осуществленное под руководством Н.Н.

Поддьякова сотрудниками НИИ дошкольного воспитания АПН СССР.

Детское экспериментирование оказывает мощное положительное влияние как на развитие многих других детских деятельностей (конструирования, изобразительной деятельности, игры, труда в природе), так и на общее психическое развитие ребенка. В связи с этим обстоятельством Н.Н.

Поддьяков выдвинул положение о том, что деятельность экспериментирования является ведущей в дошкольном возрасте. Фундаментальный вывод сделан ученым в 1985 г.: детское экспериментирование является основой детского творчества, основой детского саморазвития.

Н.Н.

Поддьяковым и его сотрудниками в 80-е гг. было разработано фундаментальное направление научных исследований формирования и развития творчества у детей дошкольного возраста. Творчество рассматривалось как одна из наиболее содержательных форм психической активности детей, являющаяся универсальной способностью, обеспечивающей успешное выполнение самых разнообразных видов детской деятельностей.

В период с 1975 по 1992 г. была осуществлена интенсивная широкомасштабная реализация приоритетной проблематики детского творчества как в теоретических, так и в экспериментальных работах, выполненных Н.Н. Поддьяковым и его сотрудниками (Л.А. Парамонова, Н.Е. Веракса, Е.А. Бодрова, Г.В. Урадовских, Н. Абакелия и другие).

К ключевым проблемам психического развития и творчества детей Н.Н. Поддьяков относил проблему саморазвития. В 1983 г.

он выделил универсальную способность детей дошкольного возраста – способность самостоятельно строить все более сложные иерархические структуры собственной деятельности (внешней и внутренней).

Данная способность выступает основой саморазвития детей и проявляется в процессе построения любой детской деятельности.

Внес существенный вклад в решение проблемы развития начальных форм категориальной структуры мышления детей, становления наивной диалектики их сознания. Описал феномен бескорыстного мышления.

Читайте также:  Родителям о развитии ребенка в раннем детстве

Занимается проблемами игры, изучая влияние игровых отношений к жизни на психическое развитие детей, особенности их социализации.

Под редакцией Николая Николаевича Поддьякова и Розы Алексеевны Курбатовой в 1984 году вышла знаменитая «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду» как формальный итог тридцатилетней работы нескольких десятков учёных во всех областях исследования дошкольного детства.

Основные публикации: более 150 работ, в том числе

  • Умственное воспитание дошкольников, 1972
  • Мышление дошкольника, 1977
  • и методы умственного воспитания в детском саду, 1980
  • Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника (в соавт.), 1985
  • Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста, 1994
  • Закономерности психического развития ребенка, 1997
  • Психическое развитие и саморазвитие ребёнка от рождения до шести лет, 2010, 2013

Награжден медалью «За доблестный труд» (1970).

Источник: https://psy.su/persons/100_psihologov_rossii/psy/81673/

Источник

Психическое развитие ребенка

Когда малыш появляется на свет, он умеет спать, сосать, глотать, плакать. Но уже буквально через 12 месяцев кроха осваивает ходьбу и произносит первые слова, а через 5-6 лет учится читать и писать. Как происходит психическое развитие ребенка на протяжении всего периода взросления? Как из маленького кричащего комочка он превращается в логично рассуждающего, умного взрослого человека?

Факторы, влияющие на психическое развитие ребенка

Раскрывая тему психического развития ребенка, мы познакомимся с необходимым минимумом информации о нервной системе и психике. При этом будут рассматриваться важные факторы, влияющие на формирование и развитие психических процессов. Это:

  • биологические и генетические особенности — какие у ребенка заложены особенности нервной системы, физические данные, творческие задатки. Насколько развит головной мозг, сформирован речевой аппарат;
  • влияние окружающей среды — как формируют ребенка семья, группа в детском саду, школьный класс, спортивная секция, драматический кружок, друзья, улица;
  • воспитание — личностные качества, которые ближайшее окружение будет формировать в ребенке как собственным примером, так и специальными воспитательными приемами;
  • обучение —  как развивать память, аналитическое мышление, речь, внимание, воображение, целостное восприятие окружающего мира.

О психическом развитии — его факторах, видах, диагностике, методиках работы с детьми будем говорить в этой рубрике.

Постараемся также дать родителям предельно полезные советы по проблемному поведению детей, сложностям их психического становления.

Этапы формирования психики ребенка

Формирование психики ребенка начинается еще до рождения малыша. Нервная система включается в работу в первой трети беременности, позволяя малышу двигаться, ворочаться, сосать пальчик.

Развитие психики ребенка включает в себя различные умения и навыки:

  • двигательное развитие и познание собственного тела;
  • эмоциональное развитие;
  • речевое становление;
  • появление и развитие мышления, формирование базы знаний;
  • появление и развитие сложных форм обработки информации, переход с простой стадии на более сложную.

Выделяют несколько стадий развития психики ребенка:

  • 1-я стадия — развитие двигательных функций и зарождение первых психологических реакций. Начинается с момента рождения и длится приблизительно до 12 месяцев;
  • 2-я стадия — развитие сложных двигательных функций, появление речи, зарождение чувственной сферы. Характеризуется  осознанием собственного Я. Продолжается приблизительно до 3-х лет;
  • 3-я стадия — развитие эмоциональной сферы, совершенствование речевого общения, зарождение мыслительных процессов (с 3 до 12 лет);
  • 4-я стадия — созревание мыслительной деятельности, развитие логического мышления, формирование сложных абстрактных понятий ( с 12 лет).

Следует помнить, что каждый малыш индивидуален и развивается с собственной скоростью, но сильное опережение стандартов или задержка развития требует контроля со стороны специалистов.

1-я стадия психического развития

первая стадияПервый год жизни малыша характеризуется интенсивным созреванием нервной системы и активной подготовкой психики ребенка к разностороннему развитию.

В момент рождения нервная система крохи еще очень несовершенна. Все действия мальчиков и девочек обусловлены врожденными безусловными рефлексами, направленными на обеспечение организма питанием, защитой.

В первые недели жизни большинство реакций нервной системы — реакция на внутренние или внешние раздражители (кроха чувствует голод, приближение мамы). На протяжении первых трех месяцев нервная система обрабатывает первичную информацию об окружающем мире, составляет базовое понимание о приятном и неприятном.

В результате процессов, происходящих в нервно-психическом развитии, к 3 месяцам у ребенка появляются новые реакции:

  • улыбка на приятные ощущения;
  • новые звуки;
  • попытки контролировать движения своего тела.

С 3-4 месяцев движения ребенка все больше поддаются условным рефлексам, контролю. В этот период кроха учится управлять ручками, познает свое тело.

К первичным знаниям об окружающих предметах добавляются дополнительные знания о вкусе, о звучании.

К 6 месяцам малыш достаточно хорошо овладевает движениями ручками и ножками, становится физически сильнее, ему уже хочется узнать, что находится дальше доступного для взора.

К году, благодаря развитию двигательных навыков, количество и качество информации, получаемой ребенком от основных органов чувств, многократно возрастает. Головной мозг активно обрабатывает полученные данные, формирует общее представление о предметах и их свойствах.

Параллельно с двигательным развитием на первых месяцах жизни формируются первые эмоции и чувства. Вначале проявляются негативные реакции на голод и боль, выражающиеся плачем и криком. В основном они носят рефлекторный характер.

К 3-м месяцам начинают проявляться условные (связанные с определенными внешними условиями) эмоции:

  • улыбка;
  • возгласы.

Первичные условные позитивные эмоции вызываются знакомыми и приятными для малыша событиями и предметами:

  • приближение мамы;
  • появление перед глазами груди, бутылочки.
Читайте также:  Влияние родителей на развитие ребенка аргументы

Эмоциональная реакция на игрушки появится ближе к 6 месяцам.

Постепенно расширяя познания о предметах, формируя первичную базу знаний, малышу к 9 месяцам доступны новые эмоции:

  • ревность;
  • удивление.

Их появление свидетельствует о:

  • зарождении познавательного отношения к предметам;
  • начальном этапе появления долговременной памяти;
  • развитии возможности сосредотачивать внимание на отдельном предмете.

В этот период память, как основной инструмент психики, еще слабо развита, но для ее развития ребенку нужно находиться в “хороших” условиях, ощущать любовь и теплоту родителей, развивать физические умения.

2-я стадия психического развития ребенка

вторая стадияУсловно 2-я стадия психического развития ребенка начинается с того момента, когда малыш начинает учиться ходить. При этом:

  • усложняются двигательные реакции;
  • формируются новые навыки;
  • открываются новые, неизведанные горизонты.

Умение ходить вносит в жизнь маленьких мальчиков и девочек:

  • множество новых эмоций;
  • развивает возможность общения с людьми;
  • многократно увеличивает объем доступной информации.

С года до 3 лет происходит качественный перелом в восприятии окружающих предметов. Ребенок теперь не просто перемещает игрушки с места на место, а пытается осознанно понять их особенности, возможности, предназначение. От предметной деятельности постепенно переходит к игровой. Теперь карапуз не только стучит погремушкой об пол, он пытается понять, почему она издает шум.

Для 2-й стадии развития психики ребенка характерно активное развитие речи. Если до года ребенок общался преимущественно звуками и интонациями, то в течение последующих 2-х лет речь преображается, становится наполненной большим количеством слов, словосочетаний, предложений.

Для формирования психики ребенка характерно зарождение волевых качеств, проявление настойчивости. Малыш теперь не только хочет получить возможность изучить предмет, он требует этого, применяя доступные методы воздействия на окружающих людей. Через волю, настойчивость, познание своих возможностей у ребенка зарождается осознание собственного Я. Итогом психологического развития на 2-й стадии становится кризис 3-х лет.

Обычно к 2,5 — 3 годам малыш отделяет себя от родителей. Пытаясь соответствовать своему восприятию собственного Я, кроха проявляет повышенное желание контролировать свою жизнь, все делать самому, но двигательного развития для этого пока недостаточно. На фоне этого несоответствия происходят кризисные явления (в основном, истерики, смена настроения, попытка командовать взрослыми).

Если до 3-х лет скорость развития психических функций в большей степени зависела от наследственных и биологических факторов, то с 3-х лет основное влияние имеют:

  • воспитание;
  • обучение;
  • влияние окружающих людей.

С появлением осознанного восприятия собственного Я у ребенка начинают проявляться элементарные эстетические представления, познавательные эмоции. Удивление от увиденного начинает сменяться любознательностью.

3-я стадия психического развития ребенка. От 3 до 12 лет

третья стадияНа третьей стадии психического развития ребенка происходят процессы формирования глубоких, устойчивых эмоциональных реакций. Ребенок начинает испытывать такие важные чувства, как симпатия, привязанность.

С развитием психо-эмоциональной сферы ближе к 6 годам проявляются чуткость и забота, дружба, долг и другие морально-нравственные качества.

Наиболее качественно малыш может понять те нормы морали, которые может прочувствовать и представить. Самый доходчивый способ объяснить сыну или дочке правила поведения — наглядный образ героя, который попадает в сложную ситуацию:

  • сказки и рассказы;
  • мультфильмы;
  • детские фильмы (после 6 лет).

В психике ребенка продолжает накапливаться все больше информации. Постепенно малыш учится не только запоминать предложенный материал, но и применять к нему различные аналитические операции, формировать взаимосвязи, находить аналоги. Все эти операции доступны пока только с применением наглядного примера, умение выполнять их в уме постепенно появляется после 10 лет.

Речь наполняется большим количеством слов, используемых в правильной форме.

С 3 до 12 лет происходит видимое преображение используемых слов, ярко выражено словотворчество. Мальчики и девочки любят поиграть с разными слогами, создавая их

Между 3 и 12 годами продолжают развиваться и усложняться:

  • восприятие;
  • ощущения;
  • память;
  • внимание.

Психическая система ребенка  к 12 годам уже обладает большинством функций, доступных взрослым людям.

4-я стадия психического развития. С 12 лет и старше

4 стадияС 12 до 17 лет психическое развитие ребенка проходит завершающий этап. В этот период происходит завершение формирования мыслительной деятельности.

Дети учатся рассуждать и выстраивать логические цепочки. Опираясь на полученные ранее знания, мальчики и девочки учатся делать умозаключения, формируют собственное отношение ко всему происходящему.

На 4-й стадии ребенку становится доступным абстрактное мышление, оперирование фактами вне наглядных действий.

К 14 годам дети могут рассуждать, как взрослые, принимать осознанные решения, активно участвовать в жизни семьи.

4-й период психического становления ребенка — время отрицания. В этот период мальчики и девочки уже не воспринимают сказанное родителями или учителями на веру, они ищут доказательств. Обостренные эмоции: чувство справедливости, поиск правды, вместе с непонятными для ребенка изменениями, связанными с половым развитием, часто влияют на отношения между родителями и детьми.

“Время бунта” — подростковый возраст позволяет ребенку через кризис прийти к полноценному психологическому становлению.

Психическое развитие ребенка — сложный, многогранный процесс, который происходит в течение всего периода взросления. Для нормального, качественного закрепления всех необходимых знаний, умений, эмоций, детям необходимы нормальные условия, которые позволят учиться на положительных примерах в интеллектуальной и доброжелательной обстановке.

Все статьи по психическому развитию детей

Источник