Психическое и личностное развитие ребенка дошкольного возраста
Тема 4. Развитие ребенка в дошкольном возрасте
1. Физическое и психическое развитие дошкольника.
2. Развитие личности дошкольника.
1. Физическое и психическое развитие дошкольника
Хронологические рамки (возрастные границы) – От 3 до 6-7 лет.
Физическое развитие. В этот период происходит анатомическое формирование тканей и органов, увеличение массы мышц, окостенение скелета, развитие органов кровообращения и дыхания, увеличивается вес мозга. Усиливается регулирующая роль коры больших полушарий, возрастает скорость образования условных рефлексов, развивается вторая сигнальная система
Социальная ситуация. У ребенка появляется большое желание постичь смысловую основу действий взрослых. Ребенок отстранен от активного участия в деятельности и отношениях взрослых.
Ведущая деятельность Сюжетно-ролевая игра. В 2-3 года у детей ярко выражены «одиночные игры», ребенок сосредоточен на своих собственных действиях. Постепенно дети начинают «играть рядом», объединяясь чисто внешне, так как у каждого должна быть своя игрушка.
В 3-5 лет возникают «кратковременные объединения», продолжительность общения зависит от умения создавать и реализовывать игровой замысел и от владения игровыми действиями; содержание игры еще не способствует устойчивому общению.
В 4-6 лет возникают «длительные объединения играющих» ребенок стремиться воспроизвести в игре действия взрослых и их взаимоотношения. У ребенка появляется необходимость иметь партнера. В игре возникает необходимость договариваться друг с другом, вместе организовывать игру с несколькими ролями.
Психическое развитие. Отмечается развитие дифференцированной чувствительности. Происходит освоение сенсорных эталонов, формирование перцептивных действий. В 3 года ребенок манипулирует предметом без попытки обследования его, называют отдельные предметы. В 4 года ребенок рассматривает предмет, выделяет отдельные части и признаки предмета. В 5-6 лет ребенок планомерно и последовательно обследует предмет, описывают его, устанавливают первые связи. В 7 лет ребенок уже систематически, планомерно рассматривает предмет, объясняет содержание картины
Развивается восприятие пространства, времени и движения, ребенок воспринимает художественные произведения.
Развивается социальная перцепция как способность воспринимать и оценивать отношения с другими людьми.
Устойчивость внимания зависит от характера воспринимаемых объектов. Для этого возрастного периода характерно различное соотношение непроизвольного и произвольного внимания в разных видах деятельности. Происходит формирование устойчивости и сосредоточения внимания.
Развиваются представлений как основы образной памяти. Происходит переход от непроизвольной памяти к произвольной. На продуктивность запоминания влияет установка и характер деятельности. У детей развивается эйдетическая память. В структуре самосознания ребенка появляется прошлое и будущее.
Для мышления характерен переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению (4-5 лет), формирование простейших форм рассуждений (6-7 лет), в шестилетнем возрасте появляется причинное мышление. Происходит освоение приемов опосредования, схематизации, наглядного моделирования (6-7 лет). В 4 года мышление формируется в процессе предметных действий. В 5 лет мышление предваряет предметное действие. В 6-7 лет дети переносят определенный способ действия на другие ситуации, появляются элементы словесно-логического мышления.
Развитие воображения зависит от опыта ребенка, воображение влияет на творчество детей. Воображение сопровождается яркой эмоциональной окраской. Игровая и изобразительная деятельность влияет на развитие воображения.
Происходит освоение речи как основного механизма социализации ребенка. Развивается фонематический слух, активный и пассивный словарь, происходит освоение словарного состава и грамматического строя языка. В 5 лет происходит осознание звукового состава слова, в 6 лет дети овладевают механизмом слогового чтения.
2. Развитие личности дошкольника
Личностное развитие. Происходит развитие самосознания, оно формируется благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает оценить себя. Во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки и рациональной оценки чужого поведения появляется самооценка. К концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность. В 3 года ребенок отделяет себя от взрослого; о себе, о своих качествах еще не знает. В 4-5 лет слушает мнения других людей, оценивает себя на основе оценок старших и своего отношения к оценкам; стремится действовать в соответствии со своим полом. В 5-6 лет оценка становится меркой норм поведения, оценивает на основе принятых норм поведения, лучше оценивает других, чем себя. В 7 лет ребенок старается оценивать себя более правильно.
Происходит развитие произвольности всех процессов – один из важнейших моментов психического развития. Волевое поведение дошкольника во многом обусловлено усвоением нравственных установок и этических норм. Капризы, упрямство и негативизм в кризисные периоды развития не свидетельствуют о слабом развитии воли.
В этом возрасте для детей характерна изменчивость проявления темперамента, созревание свойств нервной системы, тип темперамента влияет на поведение в различных видах деятельности. Развиваются базовые качества личности, происходит формирование личностных качеств под влиянием самосознания, на развитие характера влияет подражание. В различных видах деятельности интенсивно развиваются способности, в деятельности проявляется одаренность. Формируется креативность как базисная характеристика
В дошкольном возрасте развиваются мотивы общения. Происходит формирование соподчиненности (иерархии) мотивов. Дети ориентируются на оценку взрослых, это служит основой для развития мотивов достижения успехов.
Основное влияние на развитие эмоций и чувств оказывает одно из новообразований возраста – самосознание (внутренний мир). Внутренние переживания дошкольника становятся более устойчивыми, развиваются чувства. Участие в игровой и других видах деятельности способствует развитию эстетических и нравственных чувств.
Общение со взрослыми имеет различие в разных возрастах: в 3–5 лет общение внеситуативно–познавательное (познаются предметы и явления окружающего мира). В 5–7 лет – внеситуативно–личностное (осознаются особенности взаимоотношений между сверстниками и взрослыми и особенности своей личности). Общение со сверстниками имеет характер игрового сотрудничества, дети учатся сопереживанию.
Новообразования вдошкольном возрасте. Начало развития произвольности. Способность к обобщению переживаний. Нравственное развитие. Способность к перцептивному моделированию. Социализированная речь. Развитие наглядно-образного и появление словесно–логического мышления. Появление «внутреннего мира».
Кризис 7 лет ‑ это кризис саморегуляции, напоминающий кризис 1 года. По мнению Л.И. Божович это период рождения социального «Я» ребенка. Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Базальная потребность – уважение. Потеря детской непосредственности (манерничанье, кривляние). Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни. Способность и потребность в социальном функционировании, в занятии значимой социальной позиции.
Задания для самостоятельной работы
1. Познакомьтесь с современными исследованиями по проблеме дошкольного детства. Перечислите основные вопросы, расматриваемые автором понравившейся вам статьи.
- Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольников // Вопросы психологии. ‑ 1988. ‑ №6. – С.52.
- Якобсон С.Г., Доронова Т. Н. Психологические принципы формирования начальных форм учебной деятельности у дошкольников // Вопросы психологии. ‑1988. ‑ №3. –С. 30.
- Якобсон С. Г., Морева Г. И. Образ себя и моральное поведение дошкольника // Вопросы психологии. ‑ 1989. ‑ №6. – С.34.
- Сохин Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников // Вопросы психологии. ‑ 1989. ‑ №3. – С.39.
- Синельников В. Б. Формирование образного мышления у дошкольников // Вопросы психологии. ‑ 1991. ‑ №5. – С.15.
- Катаева А. А., Обухова Т. И., Стребелева Е. А. К генезису развития мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. – 1991. ‑ №3. – С. 17.
- Веракса И. Е., Дьяченко О. Н. Способы регуляции поведения детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. ‑ 1996. ‑ №3. – С.14.
- Коломинский Я. Л., Журавский Б. П. Социально-психологические особенности совместной игровой и трудовой деятельности дошкольников // Вопросы психологии. ‑ 1986. ‑ №5. – С.38.
- Якобсон С. Г., Сафинова И. Н. Анализ формирования механизмов произвольного внимания у дошкольников // Вопросы психологии. ‑ 1999. ‑ №5. – С.3.
- Ермолова Т. В., Мещарикова С. Ю., Ганошенко Н. И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопросы психологии. ‑ 1999. ‑ №1. – С.50.
- Поддьяков Н. Н.. Доминирование процессов интеграции в развитии детей дошкольного возраста // Психологический журнал. – 1997. ‑ №5. – С.103-112.
- Каменская В. Г., Зверева С. В., Музаневская Н. И., Маланов Л. В. Дифференциальные психофизиологические признаки мотивационного влияния на эффективность интеллектуальной деятельности старших дошкольников // Психологический журнал. ‑ 2001. ‑ №1. – С. 33.
- Сергиенко Е. А., Лебедева Е. И. Понимание обмана детьми дошкольного возраста в норме и при аутизме // Психологический журнал. -2003. -№4. –с.54.
- Эльконин Д. Б. Детская игра // Мир психологии. ‑ 1998. ‑ №4. ‑ С. 58-64.
- Смирнова Е. О. Игра с правилами как средство развития воли и произвольности дошкольника // Мир психологии. ‑ 1998. ‑ №4. – С.64-74.
- Абраменкова В. В. Игра формирует душу ребенка // Мир психологии. ‑ 1998. ‑ №4. – С.74-81.
- Тендрякова М. В. Игра и расширение смыслового пространства (взаимопереходы игры и реальности) // Мир психологии. ‑ 2000. ‑ №3. – С.113-121.
- Занченко Н. У. Конфликтные характеристики межличностных отношений и конфликтов между детьми и взрослыми // Мир психологии. ‑ 2001. ‑ №3. – С.197-209.
- Сенько Т. В. Взаимосвязь личностного поведения, эмоционально – потребностной сферы и социометрического статуса старшего дошкольника // Адукацыя і выхаванне. ‑ 1997. ‑ №3. – С.35-44.
- Коростелева М. М. Совершенствование качества дошкольного образования в Беларуси // Адукацыя і выхаванне. ‑ 2004. ‑ №10. – С.28.
- Лебедева И. В. Психологический анализ проявления агрессии и тревоги у дошкольника // Адукацыя і выхаванне. ‑ 2004. ‑ №11. – С.3.
- Ермаков В. Г. О проблемах развивающего обучения в сфере математического воспитания дошкольников // Адукацыя і выхаванне. ‑ 1996. ‑ №8. –С.9-19.
- Абрамова Л. Н. Особенности взаимоотношений дошкольников в совместной деятельности // Адукацыя і выхаванне. ‑ 1996. ‑ №10. – С.43-55.
- Абрамова Л. Н. Влияние характера контактов взрослого с ребенком на поведение и эмоциональное проявление жалоб дошкольника // Адукацыя I выхаванне. – 1998. ‑ №4. – С.24-30.
2. Дайте ответы на следующие вопросы:
а) почему, общаясь со сверстниками, даже непонятливыми, ребенок расширяет свой словарный запас значительно лучше, чем при общении с родителями?;
б) детям 5-6 лет показывали фильмы. В них мужчины и женщины выполняли работу, которая обычно выполняется представителями противоположного пола. Мужчина был няней, а женщина – капитаном большого теплохода. После просмотра фильма задали вопрос: «Кто был няней, а кто капитаном?» Дайте прогноз возможных ответов;
в) у детей раннего возраста поведение жестко определяется воспринимаемой ими ситуацией. Каждый предмет тянет ребенка к тому, чтобы он его потрогал, пощупал. Предметы диктуют ему, что и как надо делать. Так, дверцу можно открывать и закрывать. Так продолжается примерно до 3-4 лет. Как же научить дошкольника выполнять предметное действие осознанно и произвольно?
Список рекомендуемой литературы
- Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. В.Е. Клочко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.:ТЦ «Сфера», 2001.
- Мухина В. С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. ‑ 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология развития. – М.: «Роспедагенство», 1989.
- Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2004.
Источник
Дошкольное детство охватывает младший дошкольный возраст (4-й год), средний дошкольный возраст (5-й год), старший дошкольный возраст (6-й год, у некоторых детей еще и несколько месяцев 7-го года жизни). На этом этапе складывается новая социальная ситуация развития, ведущей деятельностью становится игра, во время которой дошкольники овладевают другие виды деятельности, возникают важные новообразования в психической и личностной сферах, происходит интенсивный интеллектуальное развитие ребенка, формируется готовность к обучению в школе.
Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте
В раннем детстве ребенок открыл для себя существование взрослых, сложный их мир. Именно отделения ребенка от взрослого создает новую социальную ситуацию, в которой она стремится к самостоятельности. Эта тенденция естественной и постоянной. Однако ребенок продолжает жить вместе с взрослым, входит в его мир. ее основной потребностью является участие в жизни и деятельности взрослых, поскольку в этом возрасте ребенок не может реализовать себя из-за нехватки сил, умений, знаний. Поэтому она становится взрослым в мыслях, воображении, ориентируется на него как на образец, перебирая на себя свойственную взрослым определенную роль, подражает взрослым, действует, как взрослый, но в форме сюжетно-ролевой игры. У ребенка появляются элементарные обязанности, ее связь со взрослым приобретает новые формы, проявляющееся в замене совместной деятельности с самостоятельным выполнением его указаний.
Существенной особенностью дошкольного возраста является возникновение различных отношений ребенка со сверстниками, образования детского группирование. Собственной внутренней позиции дошкольника отношению к другим людям свойственны развитие осознания собственного Я и значимости своих поступков, огромный интерес к миру взрослых, их деятельности, отношений.
Ведущая деятельность в дошкольном возрасте
Особенности социальной ситуации развития дошкольника выражаются в характерных для него видах деятельности, прежде всего в сюжетно-ролевой игре, которая является формой творческой деятельности. Играя, ребенок сочетает в себе роль автора пьесы и актера, декоратора и техника. В игре он познает мир, отношения, роли, поведение людей, моделирует межличностные отношения в нем, учится ориентироваться в различных сферах человеческой жизнедеятельности, овладевает правилами и нормами жизни. В игре происходит самопознание, осознание своего внутреннего мира, овладение первыми формами саморегуляции.
Игра является ведущей деятельностью дошкольника не потому, что занимает больше свободного от сна времени в его жизни, а потому, что приводит важнейшие изменения в психических процессах и психических особенностях его личности. В ней возникают и дифференцируются новые виды деятельности, в частности учения (целенаправленный процесс усвоения знаний, овладение умениями и навыками), которое готовит переход ребенка к следующей стадии развития – этапа младшего школьного возраста.
В свое время российский психолог Алексей Леонтьев (1903-1979) отметил, что причина преобразования игры на ведущую деятельность дошкольника состоит в расширении осознаваемого им предметного мира. К нему относятся не только предметы, представляющие ближайшее окружение ребенка, с которыми он сам может действовать (посуда, одежда, телефон, телевизор, мобильный телефон, а порой и компьютер), но и предметы, действия взрослых, которые для нее физически недоступны (автомобиль и т.п.). В сюжетно-ролевой игре можно делать все, что недоступно в реальной жизни: самостоятельно управлять автомобилем, самолетом, поездом, делать покупки, грести веслами и тому подобное.
Следовательно, при переходе от периода преддошкольный к дошкольному детству основой трансформации игры есть осложнения предметной среды, овладение которым становится для дошкольника главной задачей.
С историей возникновения игры связанные игрушки, которых не знали первобытные люди. Это свидетельствует, что игра возникла на определенном этапе исторического развития общества, на котором ребенок заняла важное место в системе общественных отношений и межличностных отношений. Как известно, в С-5-летних детей оказывается сильная тенденция к самостоятельности, активного участия в жизни взрослых. На ранних исторических этапах, в первобытном обществе, когда орудия труда были очень примитивными, малыш мог удовлетворять эту потребность своим участием в совместной работе со взрослыми (сбор ягод, корней, рыбалка и т.п.). С развитием общества, цивилизации, усложнением орудий труда менялось место ребенка в системе общественных отношений. И если на определенных этапах исторического развития она еще могла работать рядом со взрослыми, используя меньшие по размеру, однако неизменные по внешним формой и функцией орудия труда (маленькую лопату, маленький лук и т.д.), то современный ребенок не в состоянии это сделать, поскольку современные игрушки является в основном моделями орудий труда, подобными настоящих только внешним видом (маленький трактор).
В филогенезе и в онтогенезе ребенка расширяется осознаваемый ею мир, возникает необходимость участия в деятельности взрослых, которая для нее недоступна. Тогда и возникает воображаемая ситуация, в которой малыш вроде воспроизводит действия, поведение, отношения взрослых. Такая деятельность является ролевой игрой.
Ролевая игра – деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и обобщенно, в специально созданных игровых условиях воспроизводят их действия и отношения между ними.
В ролевых играх дети используют различные игровые предметы, заменяющие реальные предметы деятельности взрослых. Как феномен, ролевая игра является социальной по своей природе, происхождению и содержанию. Она разворачивается, по утверждению Д. Бльконина, от конкретной предметной действия в обобщенную ролевой действия есть ложкой, кормить ложкой куклу, как мама, – таков схематичный путь к ролевой игре.
Основной единицей развернутой формы игровой деятельности роль и органически связанные с ней действия. В ролях воплощаются сюжет (сфера деятельности, которую дети отражают в игре) и содержание (то, что воспроизводится ребенком как характерный момент деятельности взрослых и отношений между ними) игры.
Развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит по следующим направлениям:
1. Изменение сюжета игр. Для разных народов характерны особые сюжеты. Одновременно им свойственны общие тенденции развития: от игр на бытовой сюжет (“дочки – матери” в младших дошкольников) к играм с производственным сюжетом (“больница”, “железная дорога”, “школа” в средних дошкольников), а далее – с общественно политическим сюжетом (“война”, “парламент” в старших дошкольников). Это дает детям возможность воспроизводить самые разнообразные особенности человеческой деятельности, привлекать в ГРУ любое количество сверстников, то есть воспроизводить широкую систему отношений. В игре дошкольник открывает для себя различия между моральными и аморальными поступками, поскольку он играет в реальную жизнь.
2. Изменение объекта игры. В дошкольном возрасте игра развивается от воспроизведения действий с предметами (мытье посуды, выпечки пасочки, рисование писанки, одевание куклы – в младшем дошкольном возрасте) к воспроизводству отношений между взрослыми (в среднем дошкольном возрасте), а в старшем дошкольном возрасте главным становится выполнение правил в соответствии к взятой на себя роли. Каждая роль соответствует проникнутым из сферы отношений взрослых правилам. Дети охотно подчиняются им или делают это под влиянием замечаний ровесников (“так не бывает”, “это делается не так”),
3. Изменение отношения между мнимой ситуацией и правилом. На первых порах правило игры скрытое по роли. С учетом этого Выготский утверждал, что все игры с правилами возникли из игр в воображаемой ситуации. При этом прослеживается тенденция, по которой со свертыванием воображаемой ситуации разворачивается правило.
4. Изменение характера переноса значений с одного предмета на другой. В младшем дошкольном возрасте для ребенка важна внешнее сходство игрушки с реальным предметом. Позже сходство постепенно теряет свою важность.
5. Изменение действий. С развитием игровой деятельности действия ребенка становятся згорнутиниимы, превращаются в символические.
6. Изменение характера отношений между детьми. В игре существуют игровые (отношение детей друг к другу как к ролям) и реальные (взаимоотношения детей между собой) отношения. На первых порах ведущими реальные отношения, которые распространяются и на распределение ролей в игре. Со временем реальные отношения становятся все более подчиненными игровым.
В психическом развитии ребенка игре принадлежит особо важная роль. Она формирует ее способность к произвольной деятельности и поведения, символических замен, саморегуляции, тренирует память, развивает восприятие, мышление, фантазию, способность к общению, волю. Игра способствует физическому развитию ребенка, создает его перспективу. Как утверждал Л. Выготский, “в игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, она в игре как бы на голову выше самого себя. Игра конденсированной включает в себя, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития , ребенок в игре будто пытается сделать прыжок над уровнем своего привычного поведения “.
В процессе игровой деятельности зарождаются и выделяются новые виды деятельности дошкольника. Типичной для этого возраста является художественная деятельность, дифференцируется на рисование, лепка, конструирование, изготовление аппликаций, танцы, занятия по музыке, слушания сказок, чтение стихов, драматизацию. Рисование, лепка, изготовление аппликаций, конструирование продуктивна, направленной на получение конечного продукта (рисунка, слепленной фигурки и т.д.) деятельностью.
Детские рисунки имеют определенные особенности. Чем более развиты у дошкольника восприятие, наблюдательность, чем шире запас его представлений, тем полнее и точнее он отражает в своем творчестве действительность, тем богаче будут его рисунки-фантазии. Эта деятельность не только связана с уровнем развития психических процессов, но и отражает уровень развития личности в целом. В рисунке дошкольник не только выявляет уровень познания мира, но и выражает эмоциональное отношение к окружающему. Попросив его нарисовать предметы, сюжеты по собственному вкусу, можно увидеть, что интересует, захватывает его, почему он предпочитает. Наблюдая за тем, кого из членов семьи нарисует дошкольник первым, каких размеров персонажи рисунков, где размещает себя, какие цвета использует, можно в определенной степени выяснить атмосферу в семье, отношение его к самым близким людям.
Даже при минимальных способностей ребенка к рисованию этот процесс положительно влияет на его развитие, поскольку он активизирует мышление, тренирует память, развивает воображение, настойчивость, усидчивость, учит аккуратности в работе, вправляет руку, что очень важно в подготовке к школе.
В дошкольном возрасте начинают готовить ребенка к будущей трудовой жизни. Прежде всего сосредоточиваются на формировании у нее таких психологических предпосылок будущей трудовой деятельности, как умение действовать по обстоятельствам и требованиям других людей, проектировать свои действия; способность к самоконтролю и самооценки; произвольные движения руки; двигательные навыки.
В младшем дошкольном возрасте работа имеет характер подражания. Ребенок сначала копирует работу взрослого, а затем начинает сотрудничать с ним в качестве помощника. На этом этапе важно, чтобы решающим моментом в трудовом усилии была не ее заинтересованность, а польза для других людей, будущий результат. Тогда даже самые-неприятная работа будет приносить ему радость. Для формирования интереса к трудовой деятельности необходимо умело поддерживать положительные эмоции ребенка в процессе труда.
На этапе дошкольного возраста происходит усложнение трудовой деятельности детей по объему, видам, содержанию, отношением к ней и направленностью. Преобладает работа, связанная с самообслуживанием, выполнением поручений взрослых, посильная помощь взрослым, изготовление поделок.
В процессе игры, художественной деятельности, труда ребенок усваивает знания о себе, овладевает различные навыки. Однако усвоение системы теоретических понятий как формы общественного опыта происходит только в процессе организованной учебной деятельности. Поскольку дошкольник вскоре станет школьником, основной деятельностью которого является обучение, необходимо подготовить его к этому. Эта работа предусматривает:
– Формирование умения осознанно выделять образ действий;
– Овладение общими способами действий, которые позволяют решать практические, познавательные задачи, выделять новые связи и отношения;
– Развитие умения самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач;
– Овладение навыками контроля по способу выполнения действий и их оценки.
Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о целесообразности начинать подготовку к учебной деятельности по формированию умений контролировать и оценивать свои действия.
Младшие дошкольники, как известно, имеют начальный уровень развития учебной деятельности. их умственная деятельность еще не вполне осознанным процессом, поскольку, используя знания, умения, навыки, они не нуждаются в них.
Дети среднего дошкольного возраста проявляют готовность к усвоению знаний, решения познавательных задач, непосредственно не связанных с условиями их жизни и игровой деятельностью. В этом возрасте обучение обслуживает их практические потребности.
В старшем дошкольном возрасте дети проявляют способности к умственным и волевых усилий. их уже не захватывают простые игры и игрушки, у них повышаются любознательность, интерес к знаниям и умственной деятельности, появляется требовательность к себе и другим. На этой основе формируется способность решать разнообразные познавательные задачи. Это умение является важным критерием успешной учебной деятельности, оно должно сформироваться в конце дошкольного периода.
Источник