Психическое и эмоциональное развитие ребенка
Почему психоэмоциональное развитие ребенка сейчас является важной и актуальной проблемой для родителей? Причина в том, что появляется все большее количество детей, которые не умеют адекватно реагировать на чувства и состояния окружающих. Иными словами, дети страдают из-за неправильного эмоционального развития. Место сверстников заняли мобильный телефон и телевизор, а дворовую игру заменили компьютерные игры. Из-за этого внимание ребенка ухудшается, он плохо адаптируется в обществе, поскольку не может нормально с ним взаимодействовать. Часто родители сталкиваются с проблемой тревожности у малыша.
Необходимо помнить: любые негативные переживания, в том числе и у детей – это сигнал о какой-либо неудовлетворенной потребности. И если базовые нужды ребенка чаще всего удовлетворены, то его психологические потребности нередко остаются без внимания. В этой статье мы рассмотрим особенности развития эмоциональной сферы у младенцев и в раннем детстве, проявления тревожности у ребенка, явление задержки психического развития, а также способы коррекции нежелательных состояний у малыша.
<<Оглавление>>
Эмоциональное развитие младенцев
В возрасте до двух месяцев ребенок уже способен выражать эмоции. Они возникают в зависимости от ощущений малыша. Он также находит способы самоуспокоения, например, сосет большой палец. Психоэмоциональное развитие ребенка – это способность к выражению своих переживаний, а также к их контролю.
В младенческом возрасте ребенок:
- Может показывать грусть или радость – при дискомфортных ощущениях ребенок плачет, когда испытывает позитивные ощущения – гулит, агукает;
- Любит тактильный контакт, ласку;
- Может выражать свои переживания внезапной переменой настроения;
- Постепенно учится использовать мимику для того, чтобы окружающие знали о его настроении.
Для того, чтобы психоэмоциональное развитие ребенка в этом возрасте проходило без нарушений, мать должна вовремя реагировать на его сигналы, распознавать их. Например, если малыш плачет, и мать берет его на руки, то он чувствует, что его понимают. Когда мать перекладывает ребенка, если он показывает, что устал – тогда он знает, что его ощущения важны и ценны.
Установлено, что уже в возрасте 3-х месяцев поведение ребенка со взрослыми направлено на восприятие их настроения. Малыши ожидают от родителей проявления эмоций. Был проведен эксперимент, в течение которого родитель, внезапно прерывая эмоциональное общение с ребенком, должен был сделать «каменное» лицо. Младенец сначала удивлялся и пытался вернуть расположение родителя гулением, движениями. Если родитель продолжал быть безучастным, малыш показывал признаки страдания и тревоги: он отворачивался и начинал сосать палец.
Эмоциональное развитие в раннем детстве
В раннем дошкольном периоде ребенок все больше изучает разнообразные чувства и эмоции, учится их распознанию и выражению. Малыш открывает для себя новые эмоции – эмпатию и восхищение. В дальнейшем эти чувства помогают облегчить поведение ребенка со сверстниками, умение устанавливать контакт. Но родители могут столкнуться и с такими трудностями, как повышенная тревожность ребенка, страхи.
В возрасте от 1,5 до 5 лет малышу еще тяжело сдерживать свои реакции. Он может бить ногами, капризничать. Иногда такое поведение ребенка в обществе может смущать родителей, и, конечно, его не стоит поощрять. Однако нужно помнить: так малыш избавляется от накопившегося стресса и напряжения.
Мало-помалу ребенок учится контролировать свои переживания, у него формируются волевые навыки. Он понимает, что истерика и демонстрация эмоций не всегда помогают удовлетворить желания. Одной из опасностей в этом возрасте может быть чрезмерное увлечение родителей техниками раннего развития. Делая упор на развитие интеллекта, родители оставляют без внимания эмоциональную сферу ребенка. В последующем это может вылиться в отставание ребенка от школьной программы. Ведь психоэмоциональное развитие ребенка необходимо не только для выражения малышом своих переживаний. Эта сфера имеет непосредственное влияние на развитие у ребенка воли, мотивации, решительности.
В этом возрасте для ребенка важно эмоциональное общение с матерью и отцом, разговоры, объятия. Малышу также необходимы новые впечатление – цирк, театр, путешествия. Родители также могут найти полезными детские книжки. Прочитав ребенку сказку, хорошо также обсудить ее с малышом. Сочетание ласки, любви, внимания, творчества и игровой активности помогает дальнейшему полноценному развитию ребенка.
Эмоциональное развитие дошкольника
Дошкольный период непродолжителен по времени. Поэтому в это время важно заложить правильную основу личности. В том числе необходимо работать и над развитием психоэмоциональной сферы дошкольника. Рассмотрим ее главные черты.
В возрасте от 1 до 3 лет эти свойства следующие:
- Эмпатия практически отсутствует;
- Ребенок не умеет принимать решения;
- Он эгоцентричен;
- Его эмоциональные реакции имеют прямую связь с желаниями;
- Самооценка завышена;
- Для ребенка важно то, каким образом его действия оцениваются взрослыми.
От 4 до 6 лет:
- Восприятие становится более спокойным;
- Ребенок способен к адекватной оценке своих действий;
- У него возникают новые мотивы для действий;
- Он учится управлять своими эмоциональными реакциями.
В дошкольном возрасте ребенок обладает широким диапазоном эмоциональных переживаний. Они бывают связаны, прежде всего, с атмосферой дома. На психоэмоциональное развитие ребенка большое влияние оказывает расширение сферы интересов, приобретение новых умений и навыков. Дошкольник уже может ощущать не только страх или радость, но и другие оттенки переживаний: бодрость, удивление, грусть, нежность, ревность, гнев.
Важной составляющей для полноценного психического развития дошкольника является способность к эмпатии – умение правильно воспринимать эмоции и переживания других людей, сочувствовать им. Если у дошкольника сформирована эмпатия, то в дальнейшем ему легче адаптироваться в школьном окружении, поведение ребенка со сверстниками будет бесконфликтным. Поэтому родителям необходимо уделять внимание не только интеллектуальному и познавательному развитию ребенка, но и его эмоциональной сфере.
Как можно развить эмпатию у дошкольника?
- В семье должна быть теплая, наполненная пониманием, атмосфера;
- Ребенка необходимо знакомить с правилами поведения в социуме;
- Малышу необходимо пояснять, какие следствия приносит определенный вид поведения человека;
- Его необходимо учить совершать хорошие поступки;
- Ребенку нужно сопереживать, демонстрировать понимание его чувств;
- Родитель должен показывать ребенку пример своим поведением.
Тревожность у ребенка
Детская тревожность не является нарушением, она скорее представляет собой негативное состояние психики. Психоэмоциональное развитие ребенка может сопровождаться тревожностью с младенческого возраста. Проявления беспокойного состояния у младенцев – плаксивость, плохой аппетит или сон. С возрастом строение центральной нервной системы усложняется, поэтому и эмоциональные переживания ребенка становятся комплексными. Если родители вовремя не обращают внимания на детскую тревожность, впоследствии это может отразиться на адаптации в школьных условиях. В некоторых случаях постоянное беспокойство может быть признаком задержки психоэмоционального развития. Как же определить, что ребенок подвержен этому неприятному переживанию?
Тревожность – это повышенная склонность к беспокойству, опасениям. Она бывает ситуативной (возникающей как реакция на неприятные события), а также постоянной (когда ребенок беспокоится постоянно). Ситуативная тревожность может быть оправдана, однако постоянная тревожность требует вмешательства.
Признаки повышенной тревожности у ребенка:
- Настороженность;
- Подавленное настроение в течение длительного времени;
- Трудности с общением;
- Конфликтность, мрачное восприятие мира;
- Низкий уровень самооценки.
Причины возникновения тревожности:
- Неблагоприятный климат дома (ссоры родителей, крики);
- Серьезный испуг (происшествие на воде или пожар, встреча с пугающим животным);
- Большое количество времени, проведенного за просмотром ТВ. Психологи предостерегают: часто причиной детских страхов могут быть отрицательные персонажи из мультфильмов;
- Недружелюбная обстановка в детском саду, насмешки сверстников. Иногда тревожность ребенка повышается из-за поведения воспитателя, например, если он угрожает детям или наказывает их. Также малыши, которые подвергаются насмешкам одногруппников, ощущают себя беспомощными и униженными, что приводит к повышению тревожности.
- Высокие требования родителей, авторитарность;
- Тревожность может повысится у ребенка вследствие постоянного ожидания неприятностей. Ребенок ощущает, что взрослые не ждут от него ничего хорошего. Это происходит в случаях с пьянством или приступами агрессии взрослых, а иногда и просто из-за плохого настроения родителя.
Детское беспокойство: выявить и обезвредить
Для начала рассмотрим основные признаки повышенной тревожности у детей:
- В неприятной ситуации ребенок постоянно что-то крутит или теребит в руках;
- Скованность движений, повышенная напряженность;
- Плохая концентрация внимания, ребенок постоянно теряет или роняет свои вещи;
- Потливость;
- Вздрагивание при неожиданных звуках;
- Дрожание рук;
- Нарушения сна и/или аппетита;
- Жалобы на кошмары;
- Ребенок часто испытывает смущение, краснеет, или, наоборот, бледнеет;
- Плаксивость, повышение пульса, частые позывы к мочеиспусканию;
- Жалобы на головную боль или боль в животе.
Чтобы психоэмоциональное развитие ребенка не пострадало от высокого уровня тревожности, необходимо регулярно проводить корректирующие занятия по снятию этого состояния. Среди способов преодоления повышенного беспокойства у ребенка выделяют специальные коррекционные игры, методы арттерапии (например, рисование), обучение навыкам релаксации.
Одной из коррекционных игр, которая должна перерасти у ребенка в ежедневную привычку замечать хорошее каждый день, является игра «Копилка успеха». Необходимо взять банку или коробку, и вместе с ребенком украсить ее. Также заранее нужно заготовить листочки бумаги. Когда ребенок будет возвращаться со школы, он должен записывать хотя бы одно свое достижение за текущий день. Записи могут быть такими: «Хорошо выполнила задание по математике», «Сделала красивую поделку». Даже в самом плохом дне ребенок обязательно должен научиться находить что-нибудь хорошее.
Тревожное состояние часто сопровождается мышечными зажимами в области верхнего плечевого пояса, шеи, лица. Чтобы снять накопившееся напряжение, полезно научить ребенка техникам глубокого дыхания, использовать массаж. Можно использовать игру под названием «Драка». Она помогает расслабить мускулы лица и рук, наладить дыхание. Попросите ребенка вообразить следующую ситуацию: «Вы с другом не поладили. Еще чуть-чуть – и начнется драка. Сделай глубокий вдох, сожми челюсти. Зафиксируй пальцы рук, как можно сильнее сожми кулаки. А теперь попробуй затаить ненадолго дыхание. Может быть, не стоит драться? Выдохни и расслабься. Драка отменяется!».
Психоэмоциональное развитие ребенка: ЗПР
Задержка психического развития у детей (сокращенно ЗПР) является пограничной формой недостаточности интеллекта у ребенка. ЗПР не является клинической формой нарушения, а представляет собой замедление темпа развития. Проявляется в личностной незрелости, временном отставании отдельных частей психики (эмоций, волевых проявлений, моторно-сенсорных функций, памяти или внимания).
Выделяют следующие причины возникновения ЗПР:
- Нарушения развития ЦНС вследствие травм или инфекций во время беременности;
- Наследственные болезни (напр., синдром Дауна);
- Тяжелые инфекции (менингит, заражение крови);
- Ограничение социальной активности ребенка;
- Педагогическая запущенность, неблагоприятный климат в семье;
- Постоянные психологические травмы.
Признаки задержки психоэмоционального развития:
- Нарушения восприятия: ребенок не может создать целостный образ, плохо воспринимает информацию на слух;
- Нестойкость, поверхностность внимания, любые внешние стимулы могут отвлечь ребенка от занятий;
- У детей с ЗПР отмечается преобладание наглядно-образного типа памяти, мыслительная активность на низком уровне, ребенку сложно воспроизводить информацию;
- Наблюдаются также нарушения образного мышления, операции абстрактного и логического мышления ребенок в состоянии производить только с преподавателем или родителем;
- Страдает речь: наблюдаются нарушения воспроизведения звуков, может быть ограничен словарный запас, другие отклонения.
Задержка психоэмоционального развития также влияет на сферу межличностного общения ребенка. Дети с нормальными темпами развития редко предпочитают общаться с детьми, страдающими ЗПР. Часто на уроках дети с задержкой психического развития занимаются в одиночестве. Некоторые дети выбирают общение с детьми младшего возраста. ЗПР – одна из самых распространенных форм нарушений психического развития. Согласно статистике, порядка 8-10 % от общего количества младших школьников не справляются со школьной программой. Порядка половины из них страдают ЗПР.
Коррекция ЗПР
Есть большое количество способов, позволяющих скорректировать ЗПР. Одним из самых эффективных методов является педагогика Монтессори. Ее смысл заключается в том, что учителю или воспитателю отводится вспомогательная роль – он лишь наблюдает за малышом, позволяя ему полнее раскрыть свои познавательные возможности.
Свою эффективность в коррекции ЗПР также показали кубики Зайцева. Они позволяют ребенку в игровой форме научиться читать, освоить правила русского языка. С их помощью даже дети с гиперактивностью осваивают школьную программу быстрее одногодок.
Немалую роль в развитии познавательной активности ребенка также играют сенсорные ощущения. Поэтому детям с ЗПР показаны следующие виды терапии: песочная, игровая, сказкотерапия. Когда психокоррекционных мер оказывается недостаточно, одновременно с терапией деткам назначаются медикаментозные препараты.
Для профилактики ЗПР достаточно придерживаться следующих правил:
- Во время беременности и родов необходимо создать благоприятную, дружественную атмосферу;
- Следить за состоянием младенца с самого рождения;
- Вовремя лечить соматические заболевания;
- Развивать ребенка, не допускать педагогической запущенности.
Также большую роль играет физический контакт матери с ребенком – объятия, поцелуи. Общение с матерью помогает ребенку ощутить защищенность и уверенность.
Заключение
Неприятные переживания одинаковы для всех возрастов – это чувство страха, тревоги, гнева или агрессии. Они разрушают как психику ребенка и его здоровье, так и способность взаимодействовать с другими. Родители нередко делают слишком большой упор на развитие интеллекта ребенка, или же учат малыша скрывать негативные переживания обиды или страха. В результате, эти ощущения «закупориваются», и малыш начинает страдать. Для того, чтобы сделать психоэмоциональное развитие ребенка гармоничным, в первую очередь необходима родительская забота, любовь и внимание.
Источник
Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!
Развитие мозга ребенка
Мозговое вещество закладывается в черепной коробке плода в первые недели внутриутробного развития ребенка. На десятой неделе внутриутробного развития мозг делится на три части. У ребенка, появившегося на свет, головной мозг уже почти ничем не отличается от мозга взрослого человека. Количество нейронов стабильно на протяжении всей жизни, место расположения тоже. Окончательное формирование мозга заканчивается к первому году жизни.
Функции мозга первые 15 дней после появления на свет в основном заключаются в собирании информации как извне, так и изнутри своего организма и приспосабливание к этой информации.
К трем годам объем мозга ребенка составляет 80% от мозга взрослого человека. Причем увеличение объема мозга осуществляется за счет особых глиальных клеток, необходимых для существования нейронов. Еще несколько десятков лет назад некоторые западные специалисты утверждали, что за первые три года мозг практически полностью формируется, и в дальнейшем изменить что-либо уже практически невозможно. Сегодня доподлинно известно, что нейронные связи могут формироваться до конца жизни.
Для развития головного мозга ребенка необходима насыщенная положительными впечатлениями среда. Это заставляет мозг работать активнее и стимулирует его развитие.
Развитие мозга в возрасте до трех лет похоже на рост дерева. После десяти лет какие-то ветви дерева отмирают, а вместо них растут новые.
Интересно то, что если ребенок выучил иностранный язык до 18 лет, но практически не применяет свои знания, связи нейронов, которые создались для обслуживания этих знаний, могут разрушиться и «пользоваться» этими знаниями мозг будет посредством совершенно других механизмов.
Развитие речи у детей
Основное развитие речи у детей происходит в промежуток между 8 месяцами и 4 годами. Именно в это время ребенок осваивает язык, на котором будет говорить в будущем. К концу этого периода ребенок говорит не менее тысячи слов. Нормой считается, если слова произносятся правильно, без обрезаний «неудобных» слогов. Малыш может своими словами рассказать коротенький рассказ, а также передать впечатления о прошедшем дне, высказать мнение о каких-либо событиях, произошедших с ним.
Некоторые этапы развития речи:
- 8 – 14 месяцев – появляются двусложные слова: би-би, ка-ка, ля-ля,
- 18 – 26 месяцев – появляются предложения из двух простых слов: мама дай, папа ам-ам,
- 21 – 30 месяцев – прибавляются новые слова в лексиконе,
- 28 – 42 месяца – слова составляются в предложения, используются падежи, роды и числа,
- 30 – 41 месяц – ребенок придумывает свои слова, основываясь на уже известных ему,
- 30 – 42 месяца – ребенок говорит вслух о том, чем он занят в этот момент даже если он играет один.
Временные рамки перечисленных этапов могут сдвигаться немного в ту или иную сторону. Девочки начинают говорить раньше и словарный запас у них поначалу больше, особенно это касается названий объектов. А вот фразы у них складывать получается позже. Вместе с тем составляют они фразы более тщательно, стараясь быть похожими на мам и пап.
Мальчики же сначала осваивают глаголы, начинают их сочетать с другими частями речи. Они чаще девочек придумывают и коверкают слова. Говорить начинают, как правило, позже.
Настораживающие моменты:
- Малыш не хочет повторять за взрослыми слова и фразы,
- Если попросить его повторить слово, он отворачивается, сжимает губы и делает вид, что это не к нему,
- Старается не просить ни о чем взрослых,
- В общении не делает разницы между своими и чужими людьми,
- Лепечет на придуманном языке и не переживает, от того что его никто не понимает,
- По сравнению со сверстниками ребенок разговаривает намного хуже.
Причины задержки развития речи:
- Неправильное воспитание, недостаток общения,
- Неврологические или сенсомоторные нарушения.
Что делать?
Идти на консультацию логопеда. О нарушении речи можно говорить, лишь если ребенку уже исполнилось 3 года, но словарный запас его ограничивается детским лепетом. До трех лет детей, как правило, к логопеду не направляют. Занятия следует начинать как можно раньше, тогда эффект будет заметен быстрее.
Влияние еды на развитие памяти у детей
Оказывается, рацион ребенка тоже влияет на то, как быстро и качественно он запоминает информацию.
Питаться ребенок должен небольшими порциями, но с малыми промежутками. Это позволит поддерживать постоянный уровень глюкозы в крови, что необходимо для стабильной работы головного мозга.
В меню ребенка обязательно должны присутствовать: сыр, орехи, семена, фасоль, горох, гречка, цельнозерновая выпечка, каши, фрукты, жирная рыба, овощи. В перечисленных продуктах в больших количествах содержатся биологически активные вещества, нужные для развития мозга и его нормального снабжения кислородом и питательными веществами.
Кроме этого, желательно, чтобы в меню ребенка были оливковое, подсолнечное, соевое, арахисовое масла. Необходимо время от времени давать ребенку витаминно-минеральные добавки, рыбий жир.
Между прочим, обилие простых углеводов (сладостей) в меню ухудшает запоминательную функцию головного мозга. Плохо на функцию запоминания влияет и тревожный сон урывками, недостаток сна.
Для улучшения кровообращения в области мозга полезно заниматься физкультурой.
Психическое развитие ребенка
Развитие психики ребенка осуществляется по этапам:
- 0 – 12 месяцев в основном развиваются моторные функции,
- От 12 до 36 месяцев развиваются чувствительность, и усложняется моторная функция,
- От 36 месяцев до 12 лет происходит становление эмоциональной функции,
- После 12 лет заканчивается становление мыслительной функции.
На первом году жизни для нормального психического развития очень важно общение со взрослыми, постоянные впечатления. Чем больше будет общения с родителями, тем активнее развивается ребенок.
В возрасте от года до трех важно вовремя поощрять или наоборот пресекать действия малыша, который познает мир. Именно таким образом у ребенка появляется представление о том, каким образом вести себя среди людей.
В три года у малышей наступает период кризиса. Они становятся упрямыми, так как именно теперь малыш начинает осознавать себя личностью.
В возрасте трех – четырех лет малыш предпочитает общение со взрослыми играм с детьми. Ведь взрослый может внести в игру что-то новое и интересное, у самих же малышей еще пока не хватает умения развлечь себя. Они еще не достаточно хорошо концентрируются, да и память не так хороша. Следует снисходительно относиться к некоторым речевым помаркам, если добиваться от ребенка четкой и грамотной речи в этом возрасте, он может замкнуться и в будущем стесняться.
С четырех до пяти малыш уже начинает размышлять о том, что слышал от других, но сам не видел. Сейчас уже интереснее играть со сверстниками, причем пока в играх нет духа соревнования, дети взаимодействуют на равных. В этом возрасте детям необходимо читать и рассказывать как можно больше сказок. Это период окончательного становления психики. Согласно мнению психологов, именно в первые пять лет закладываются основы психики человека.
Эмоциональное развитие ребенка
Развитие эмоциональной сферы происходит постепенно и оно не менее важно, чем физическое или психическое развитие. Только благодаря положительным эмоциям совершенствуется способность запоминать информацию, говорить. Поначалу общение ребенка с окружающим происходит только через проявление эмоций. Поэтому для нормального эмоционального развития малыша нужны положительные эмоции.
Во время бодрствования малыша первых месяцев жизни родители должны стараться, чтобы ребенок был радостным и спокойным, больше с ним играть или просто быть рядом.
Дети воспринимают мир очень эмоционально. Причем взрыв переживаний короток, но может быть настолько бурным, что ребенок даже не может себя контролировать. Это не совсем осознанная реакция. Подобные особенности психики объясняют то, что малыш может плакать и через несколько секунд вдруг начать смеяться.
Приблизительно с возраста четырех лет дети начинают испытывать отрицательные эмоции, например, недовольство или гнев. В этом возрасте «скачки» настроения никогда не бывают без веской (с точки зрения ребенка) причины.
Родителям не следует пытаться подавлять такие негативные проявления эмоций. Нужно попробовать разобраться в их причине. Вместе с тем и взрослые, общающиеся с малышами, должны контролировать свои эмоции.
Если ребенок растет в доброжелательной атмосфере, то он почти всегда жизнерадостен. Такое состояние чрезвычайно важно для формирования личности, а также отношения к окружающим. Дети, у которых эмоциональная сфера в порядке, имеют высокую самооценку в будущем.
Наиболее эффективный способ развивать эмоции ребенка – это играть с ним в различные игры.
1. Журнал эмоций. Можно найти в журналах изображения людей в разных эмоциональных состояниях, вырезать их портреты и вклеить в отдельную тетрадку. Вместе с малышом иногда просматривать картинки и обсуждать настроение человека, а также вероятные причины этого настроения. Можно сымитировать это настроение и попросить ребенка повторить имитацию. Такие занятия можно проводить с малышами, достигшими годовалого возраста.
2. Игра в эмоции. Эта игра подойдет для детей с четырех лет. Следует предложить малышу:
- Разозлиться, как медведь, которому упала шишка на лоб, как малыш, у которого забрали конфету,
- Обидеться, как ребенок, с которым не захотели играть,
- Нахмуриться, как злой человек, как туча перед дождем,
- Испугаться, как три поросенка, когда за ними гнался волк, как собака, увидевшая машину, как малыш, потерявшийся в магазине,
- Улыбнуться, как будто он увидел радугу в небе, как веселый человек, как будто он получил подарок,
- Погрустить, как ослик Иа, как будто на улице идет дождь.
Таких примеров можно придумать множество и все они помогут малышу научиться выражать свои эмоции и понимать эмоции окружающих людей. Исследования психологов показывают, что уже к семи годам девяносто процентов детей умеют правильно оценить эмоции людей.
Во время просмотра мультфильмов или прослушивания сказок дети сочувствуют вымышленным героям также сильно как своему брату, поранившему о гвоздь ногу.
Одной из наиболее ярких эмоций, переживаемых малышами, является страх. Появляется он обычно у тех детей, родители которых сами очень тревожны и считают, что ребенок окружен опасностями. Именно подобное состояние мам и пап провоцирует развитие страха и тревожности у детей.
Социальное развитие ребенка
Социальное развитие – это приучение ребенка к культуре, традициям общества, в котором он проживает. Наиболее активно социальное развитие проходит в первый год жизни малыша. Находясь в окружении взрослых людей, ребенок сам того не осознавая, приучается жить по законам общества, выполнять некоторые правила, считаться с окружающими.
Основное значение в данном случае имеет семья. Малыш смотрит на то, каковы отношения членов семьи между собой и перенимает эту схему для своей будущей взрослой жизни.
Для нормального социального развития ребенку необходимо общение с людьми разного возраста.
Игра – важнейшая форма социального развития. Во время игры дети общаются, развивается их психика, эмоции, физические способности. Навыки социализации ребенок получает в ролевых играх при имитации поликлиники, магазина, школы. Именно во время игры малыш получает уроки правильного поведения при различных ситуациях, иногда конфликтных.
Как помочь ребенку социализироваться?
- Обсуждать с ним различные жизненные ситуации и варианты выхода из них,
- Водить его на концерты, в театр, обязательно обсуждать после представления,
- Хвалить, если ребенок помог кому-то в чем-то и разъяснять важность помощи,
- Наблюдать вместе за поступками людей и обсуждать их,
- Всегда отвечать на все вопросы ребенка.
Развитие моторики у детей
Участки головного мозга, которые контролируют движения пальцев и речь находятся рядом. Поэтому, активизируя двигательные центры, мы одновременно активизируем и речевые.
Развивать моторику можно начинать уже с первых месяцев жизни. Для этого каждый пальчик крохотных ручонок следует массировать по нескольку раз в день. Когда малыш станет чуть старше, можно начинать делать пальчиковую гимнастику – простые движения пальчиками, которые делаются под стишок.
- Волшебный мешочек. В тканевый мешочек сложить разные по фактуре и размеру мелкие предметы. Малыш нащупывает предмет и называет его. Делать нужно по очереди обеими руками.
- Лепка из соленого теста или глины, пластилина. Можно слепить даже цифры, а потом пощупать их и отгадать.
- Обводить уже нарисованные картинки, простые фигурки. Можно рисовать лабиринт. Очень удобно делать это упражнение с помощью трафаретов.
- Рисование по крупам. На поднос высыпается не толстым слоем любая мелкая крупа. Пальцем ребенок рисует по крупе все, что ему хочется.
Диагностика развития ребенка
Для диагностики развития ребенка используются специальные тесты. Тесты разрабатываются для детей в возрасте до 3 лет, 3 – 6 лет, 6 – 10 лет. Для малышей до 6 лет все тесты представляют собой конкретные пособия в виде предметов для действий, картинок. После 6 лет можно давать тесты на логику. Левое полушарие мозга, отвечающее за логику, начинает активно развиваться только после пяти с половиной лет.
Некоторые показатели развития ребенка в возрасте до 3 лет
Тест 1.
Дать малышу десять кубиков одинакового размера, показать, как делать из них башенку, гусеницу, мостик.
- В 1 год 3 месяца ребенок сделает башенку из двух кубиков,
- В 2 года башенку из восьми кубиков, делает гусеницу,
- В 3 года башня из девяти кубиков, собирает гусеницу и мостик.
Тест 2.
Дать ребенку пирамидку, разобрать и собрать ее. То же с матрешкой.
- В 1 год 6 месяцев собирает кольца в произвольном порядке,
- В 2 года легко управляется с двумя объектами разного размера,
- В 3 года легко собирает пирамиду, а также четыре матрешки.
Тест 3.
Бытовой.
- В 1 год 6 месяцев сам снимает носки, перелистывает жесткие странички по две, ест кашу сам,
- В 2 года попадает ключом в замок, перелистывает книгу с тонкими страницами, нажимает на дверную ручку и кнопку звонка, может надеть носки, брючки,
- В 3 года может повторить многие бытовые манипуляции за мамой и папой, сам застегивает пуговицы и завязывает шнурки.
Тест 4.
На внимательность.
Выложить перед ребенком тридцать картинок с разными предметами, показать ему картинку, повторяющую одну из тех, что выложены и попросить найти. Трехлетка из десятка картинок отыскивает половину.
Тест 5.
На развитие речи.
Положить перед малышом 6 – 7 обычных предметов и попросить их назвать.
- В 1 год 6 месяцев ребенок упоминает один предмет,
- В 2 года от 2 до 5 предметов,
- В 2 года 6 месяцев может назвать все предметы.
Тест 6.
На крупную моторику.
- В 1 год 6 месяцев легко преодолевает ступеньки без помощи, переступает палку, тянет за собой на веревочке машинку,
- В 2 года поднимает с земли предмет, может футболить мячик,
- В 2 года 6 месяцев переступает последовательно через ряд палочек, выложенных с промежутками 0,2 метра,
- В 3 года прыгает на обеих ногах, справляется с велосипедом (3-х колесным), может устоять пару секунд на одной ножке.
Тест 7.
На мелкую моторику.
Положить перед малышом лист бумаги и фломастер. Попросить его изобразить треугольник, крест, квадрат, круг, горизонтальную и вертикальную полосы. Показать, как это делается.
- В 1 год 6 месяцев рисует короткую линию,
- В 2 года может нарисовать горизонтальную и вертикальную линию (по примеру),
- В 2 года 6 месяцев рисует крест с несколькими линиями,
- В 3 года рисует крест, круг, может изобразить подобие человечка (голова и ручки – ножки).
Имеются противопоказания. Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.
По всем вопросам, связанным с функционированием сайта, Вы можете связаться по E-mail: Адрес электронной почты Редакции: abc@tiensmed.ru или по телефону: +7 (495) 665-82-37
Источник