Психическое и физическое развитие ребенка в раннем детстве

Кочкина Ольга
Особенности физического и психологического развития ребенка в раннем возрасте

Физическое развитие. В раннем возрасте происходит интенсивное физическое развитие детей, формирование функциональных систем детского организма. Увеличивается рост и вес ребенка,меняются пропорции его внутренних органов: растет грудная клетка, развиваются легкие, опускается и становится более репкой диафрагма, увеличивается сердце. Совершенствуется работа дыхательной системы (увеличивается се объем, органов пищеварения (они приобретают способность переваривать самую разнообразную пищу). Укрепляется иммунная система, при сохранении высокой ранимости организма ребенка по отношению к различным заболеваниям, постепенно растет сопротивляемость инфекциям, неблагоприятным условиям внешней среды. На протяжении второго – третьего годов жизни в связи с интенсивным развитием активных движений развиваются скелет и мускулатура малышей. На втором году жизни ребенказаметно меняются пропорции его тела: увеличивается длина рук и ног, объем груди становится больше объема головы. К 3 годам появляется более или менее характерная конфигурация позвоночника, хотя постоянство шейной и поясничной кривизны устанавливается позже. Позвоночник отличается большой гибкостью, поэтому неблагоприятные воздействия могут привести к формированию неправильной осанки. Параллельно с развитием костной системы развивается мышечная система: увеличивается объем мышц и уменьшается количество в них жировой ткани, улучшаются их иннервация и кровоснабжение. К концу раннего возраста становятся ощутимыми половые различия в развитии мышечной системы – мальчики отличаются большей силой мышц, их большим объемом. К 2 годам заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов. К этому возрасту дети начинают контролировать акт дефекации, а иногда и мочеиспускания, что делает возможным привитие ребенку навыков опрятности. Нервные процессы в организме ребенка раннего возраста отличаются слабостью и малоподвижностью. Низкий предел работоспособности нервных клеток коры головного мозга, особенно на втором году жизни малыша, приводят к его быстрому утомлению. Вместе с тем к полутора годам дети становятся достаточно выносливыми, периоды бодрствования достигают 4–4,6 часов, многие переходят на одноразовый сон. К 2 годам работоспособность нервной системы повышается, периоды бодрствования увеличиваются до 5 часов. На третьем году жизни нервная система ребенка становится более выносливой, однако вследствие повышенной возбудимости подкорковых

структур, несовершенства и слабости регулирующей функции коры головного мозга поведение ребенка раннего возраста отличается ярко выраженной эмоциональностью. К концу раннего возраста деятельность центральной нервной системы становится более совершенной,усиливается ее регулирующая функция: ребенок уже способен сдержаться и не заплакать, если ему больно, более сосредоточенно и целенаправленно заниматься интересным для него делом, подчинять свое поведение некоторым правилам. На третьем году жизни начинает функционировать долгосрочная память,активно идет формирование второй сигнальной системы: расширяется словарный запас ребенка, он все лучше понимает речь взрослого. У детей, которые начинают говорить на втором году жизни, к концу раннего возраста свободное владение речью достигает степени автоматизма. Как показали специальные исследования, развитие речи тесно связано с развитиемдвигательного анализатора: дети, хорошо владеющие речью, более активны, легче включаются в игры, четко связывают слово с движением. Большое значение для совершенствования речевого центра и артикуляционного аппарата имеет развитие мелкой моторики: движений кистей и пальцев рук, которые оказывают непосредственное стимулирующее действие на двигательный анализатор. Развитие движений в раннем возрасте. В конце первого – начале второго года жизни ребенок овладевает самостоятельной ходьбой.В первые месяцы второго года жизни стремление малыша к постоянному движению сочетается с недостаточной координацией движений: он не уверен, часто падает, с трудом преодолевает малейшее препятствие. Овладевая ходьбой, ребенок двигается в быстром темпе, поскольку при этом ему легче удержать равновесие. Первые шаги малыша коротки и неравномерны. Он пока еще не умеет самостоятельно останавливаться, менять направление движения, обходить препятствия, поэтому двигаются от предмета к предмету «короткими перебежками». Ему еще трудно производить одновременно движения ногами и руками, например, в ответ на предложение взрослого потанцевать, малыш сначала топает ножками, а потом хлопает в ладоши. Навыки ходьбы совершенствуются быстро. К полутора годам ребенок уже умеет не только ходить, но и приседать, поворачиваться, пятиться, перешагивать через невысокое препятствие. В этом возрасте он уже может целенаправленно,по просьбе взрослого менять рисунок ходьбы: «ходить как мишка», «прыгать как зайчик» и т. п.На втором – третьем году совершенствуются основные движения малыша: он начинает все лучше координировать свою двигательную активность. К концу второго года ребенок может:

• пройти по дорожке, нарисованной на полу, или по доске шириной 20–25

см;

• перешагивать чередующимся шагом через препятствие, положенное на пол (веревку, палку, или приподнятое на 5–10 см; • подниматься и спускаться по наклонной доске, приподнятой на 10–15 см от пола; • подниматься на невысокие горки, спускаться с них; • подлезать под скамейку, веревку и пр. ; • перелезать через перекладину; • подниматься и спускаться по лестнице и др. На третьем году жизни ходьба еще более совершенствуется. Дети передвигаются свободно, могут менять ритм и направление движения.К 3 годам они могут: • бегать, меняя скорость, в одном направлении или по кругу; • кружиться на месте; • ходить на четвереньках по дорожке; • подниматься по лестнице и спускаться по ней; • влезать на стул, скамейку, спускаться с них; • бросать и ловить брошенный с небольшого расстояния мяч; • подпрыгивать на двух ногах на месте и прыгать вперед, • спрыгивать с невысоких предметов (10–15 см); • перепрыгивать через ручейки, канавки и др. По мере того, как ходьба ребенка становится все более автоматизированной, создаются условия для более сложной деятельности, предполагающей сочетание ходьбы и действий с предметами. Ребенок может, не боясь потерять равновесие и упасть, носить в руках предметы, тащить их за тесемку, возить перед собой игрушку на палочке, игрушечную детскую коляску, играть с мячом (катать его, подбрасывать, перекатывать, догонять) и пр. ; может встать на носочки, нагнуться и заглянуть под диван, чтобы достать игрушку рукой или с помощью палочки. Влияние двигательной активности на развитие детей. Грамотно организованная двигательная активность ребенка способствует укреплению его здоровья; является одним из важных условий правильного обмена веществ, стимулирует развитие нервной и сердечно-сосудистой систем, костномышечного аппарата, органов дыхания и пищеварения. Двигательная активность играет важную роль и в обеспечении полноценного психического развития ребенка, так как стимулирует положительные эмоции, повышает общий жизненный тонус малыша, дает пищу для разнообразных впечатлений и активной познавательной деятельности.

Исследования показывают, что уровень двигательной активности детей раннего возрастазависит от ряда факторов: времени года, суток, а также от пола ребенка и его индивидуальных особенностей. Летом потребность в движениях увеличивается, что связано с изменениями в обмене веществ.Меняется потребность в движении и на протяжении суток: наиболее активны дети в первой половине дня с 9 до 12 часов, а во второй – с 17 до 19 часов. Мальчики в среднем двигаются больше, чем девочки. Одни дети отличаются повышенной двигательной активностью, у других она выражена средне или слабо. Это может быть связано как с особенностями темперамента ребенка, так и с условиями его жизни. Например, в семьях, где физическому развитию детей уделяется должное внимание, они растут более подвижными, ловкими и выносливыми, чем там, где родители предпочитают держать малышей в манеже, ограничивают их активность во время прогулок из-за излишнего стремления к соблюдению чистоты и опасения травм. Развитие действий с предметами. На протяжении всего раннего возраста развиваются и совершенствуются действия детей с предметами, связанные с бытовой деятельностью, с навыками самообслуживания, с игровой деятельностью. Уже в конце первого года жизни дети питаются повторять некоторые бытовые действия,которые совершают с ними взрослые: есть ложкой, пить из чашки, пользоваться расческой и пр. В первой половине второго года жизни малыши уже могут самостоятельно есть, пользоваться салфеткой, задвигать стульчики по окончании еды, вытирать руки и лицо после умывания, с помощью взрослого снять колготки, ботинки и пр.Пока еще эти действия далеки от совершенства: малыш может пронести ложку мимо рта или выронить еду на пол, облиться соком, причесываться тыльной стороной расчески, надевать штанишки задом наперед, плохо вытереть руки и т. п. Подобные недочеты связаны и с недостаточным осознанием ребенком этого возраста смысла самих действий, и с несовершенством движений, двигательных умений. На третьем году действия детей по самообслуживанию становятся более осознанными и ловкими. Малыши могут самостоятельно и аккуратно есть, застегнуть пуговицы, помочь взрослому расставить на столике посуду, вытереть салфеткой стол, застелить постель и пр. Бытовые действия способствуют не только социализации ребенка, усвоению им принятых в обществе норм и правил, но и развивают двигательные способности, такие, как координация движений рук и пальцев. Развитию движений служат занятия детей с различными предметами, которыми пользуются взрослые, а также с игрушками. Дети любят листать книжки, выдвигать и задвигать ящики шкафов, открывать и закрывать

кастрюли, «писать» папиной ручкой и т. п. Игры с дидактическими игрушками (пирамидками, кубиками, вкладышами, сюжетными игрушками, действия с использованием предметов-орудий (палка, сачок для вылавливания плавающих игрушек, совки и лопатки для игры с песком и снегом, занятия рисованием, лепкой также включают в себя самые разнообразные движения, которые способствуют развитию мелкой моторики. Физическое здоровье детей является одной из первооснов его полноценного развития. Нормально физически развивающийся ребенок, как правило, подвижен, жизнерадостен и любознателен; активен в играх, участвует в делах взрослых. Физическое самочувствие ребенка раннего возраста в дошкольном учреждении должно быть предметом особого внимания педагогов. Итоги В раннем возрасте происходит интенсивное физическое развитие детей, формирование функциональных систем детского организма. В этот период увеличивается рост и вес ребенка, меняются пропорции его внутренних органов, совершенствуется работа дыхательной системы, органов пищеварения, укрепляется иммунная система, развиваются скелет и мускулатура. К концу раннего возраста деятельность центральной нервной системы становится более совершенной, усиливается ее регулирующая функция. На втором–третьем году совершенствуются основные движения малыша, он все лучше координирует свою двигательную активность, овладевает разнообразными действиями с предметами, бытовыми навыками. Психическое развитие. Каждый возраст характеризуется особыми и неповторимыми взаимоотношениями между ребенком и окружающим его миром, которые реализуются в разных формах его жизнедеятельности, но прежде всего – через ведущую деятельность, свойственную тому или иному возрасту, и общение с другими людьми. Ведущей называется такая деятельность, в рамках которой происходят основные психологические изменения в личности ребенка, возникают и дифференцируются другие виды деятельности, формируются или перестраиваются отдельные психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени развития. Вместе с тем становление ведущей деятельности ребенка не может быть полноценным в отрыве от общения с окружающими его людьми, прежде всего – взрослым, так как именно через них осуществляется трансляция подрастающему поколению общечеловеческого, культурного опыта. Поэтому, характеризуя тот или иной возраст, следует, прежде всего, заострять внимание на содержании соответствующей ему ведущей деятельности и общения, а также на обусловленных ими центральных линиях

психического развитии ребенка. Но прежде, чем перейти к их анализу, остановимся на отличительных особенностях психики ребенка в раннем возрасте, которые в значительной мере обусловлены особым характером его отношения к окружающей действительности, и проявляются в его поведении. Особенностью поведения ребенка в этом возрасте является его связанность ситуацией, зависимость от нее. Малышу 1–2 лет интересно все, что его окружает, он тянется ко всему, что находится в поле его зрения. Как образно говорил немецкий психолог К. Левин, лестница манит ребенка, чтобы он пошел по ней, дверь или коробочка – чтобы он закрыл или открыл их, колокольчик – чтобы позвонил в него, круглый шарик – чтобы покатил его. Каждая вещь заряжена для него аффективной притягивающей или отталкивающей силой, которая «провоцирует* его на действие, направляет его. JI.C. Выготский указывал, что такая связанность ситуацией наглядным полем отражает своеобразие деятельности сознания ребенка раннего возраста. Господство наглядной ситуации определяет многие особенности поведения детей в самых разных обстоятельствах. Это касается, например, выполнения ребенком инструкции взрослого. Так, в опытах Л. Р. Лурии перед ребенком раннего возраста размещались игрушки, экспериментатор просил его «взять рыбку», которая была расположена либо дальше других предметов, либо была менее яркой, чем они. Ребенок сразу же фиксировал взором названную игрушку, тянулся к ней, но по пути ему встречалась другая, и он брал ее, а не ту, которую просил взрослый. Таким образом, непосредственно более сильное впечатление может затормозить или прервать начатое ребенком действие. В экспериментах JI.C. Славиной, изучавшей способность ребенка отвлечься от ситуации, сказать не то, что он видит перед собой, обнаружилось,что двухлетний малыш может вслед за взрослым без труда повторить фразы: «Курица идет», «Собака бежит»,но сказать: «Таня идет» в случае, когда Таня сидит перед ним на стуле, он не может. В ответ на просьбу взрослого повторить за ним слова, не соответствующие наглядной ситуации, все дети, участвовавшие в опытах,говорили: «Таня сидит». Только к концу раннего возраста у ребенка возникает способность абстрагироваться от ситуации, говорить не то, что есть на самом деле. Связанность предметной ситуацией определяет и содержание общения ребенка со взрослым. Главные поводы для общения – практические действия, приуроченные к данному месту и времени. Эта особенность взаимодействия ребенка со взрослым, а также практический, «деловой» характер его протекания, послужил основанием для определения общения на данной ступени как ситуативно-делового.

Ситуативность поведения ребенка раннего возраста обусловлена особым строением его сознания, которое характеризуется «единством между сенсорными и моторными функциями. Восприятие в этом возрасте практически неотрывно от действия. Все, что ребенок видит, он стремится потрогать, повертеть в руках, разобрать, собрать и пр. В этом возрасте он еще не может заниматься чисто умственной деятельностью, планировать ее, сознательно обдумывать что-то.Его мышление протекает в наглядно-действенной форме: действуя с предметами, ребенок во всей доступной ему полноте познает окружающий мир. Своеобразие сенсомоторного единства в этом возрасте заключается в ярко выраженной аффективной окрашенности восприятия ребенком окружающего мира. Отсутствие эмоций или их слабая выраженность являются одним из признаков неблагополучия в развитии. Эмоции малыша чаще и ярче всего проявляются в момент восприятия предметов. Известно, что ребенка раннего возраста можно успокоить, показав ему интересную игрушку, и он тут же отвлечется от того, к чему только что так настойчиво стремился. Лишь к концу раннего возраста сенсомоторное единство начинает «расшатываться» благодаря развитию речи, которая «разбивает ситуационную связанность ребенка»1. Подводя итог, можно сказать, что своеобразие отношения ребенка раннего возраста к действительности состоит в единстве ее эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому окружающему миру. Специфика возраста проявляется в характере ведущей деятельности и общения ребенка со взрослыми. В раннем возрасте ведущей деятельностью выступает предметно-орудийная деятельность и ситуативно-деловое общение. Детям данного возраста свойственны ситуативность и эмоциональность восприятия окружающего мира, действенное отношение к нему.

Источник

Возрастные особенности психического развития детей. Ежемесячная прибавка в весе ребенка первого года жизни составляет 200—250 г, а в росте — 1 см. Продолжается развитие функций внутренних органов, костной, мышечной систем и ЦНС. Повышается работоспособность нервных клеток. Длительность каждого периода активного бодрствования у детей до полутора лет составляет 3—4 ч, двух лет — 4—5,5 ч.

На развитие основных движений ребенка частично влияют пропорции его тела: короткие ноги, длинное туловище, большая голова. Малыш до полутора лет часто падает при ходьбе, не всегда может вовремя остановиться, обойти препятствие. Его осанка несовершенна. Вследствие недостаточного развития мышечной системы ребенку трудно долго выполнять однотипные движения, например, ходить с мамой «только за ручку». Но постепенно ходьба совершенствуется. Дети учатся свободно передвигаться на прогулке: они взбираются на бугорки, ходят по траве, перешагивают через небольшие препятствия, например, палку, лежащую на земле. Шаркающая походка исчезает. В подвижных играх и на музыкальных занятиях они делают боковые шаги, медленно кружатся на месте.

Даже в начале второго года дети много лазают: взбираются на горку, диванчики, а позже (приставным шагом) и на шведскую стенку. Они также перелезают через бревно, подлезают под скамейку, пролезают через обруч. После полутора лет у них, кроме основных, развиваются и подражательные движения (мишке, зайчику и т.д.). В простых подвижных играх и плясках дети учатся координировать свои движения и действия друг с другом (при числе участвующих не более 8—10 человек).

При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, матрешки и др.), строительным материалом и сюжетными игрушками (куклы с атрибутами к ним, мишки). Эти действия ребенок воспроизводит и после показа взрослого, и путем отсроченного подражания.

Постепенно из отдельных действий складываются «цепочки», и малыш учится доводить предметные действия до результата: заполняет колечками всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру, из строительного материала возводит по образцу забор, паровозик, башенку и другие несложные постройки.

Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными игрушками. Дети начинают переносить разученное действие с одной игрушкой (кукла) на другие (мишки, зайки); они активно ищут предмет, необходимый для завершения действия (одеяло, чтобы уложить куклу спать, мисочку, чтобы накормить мишку).

Воспроизводя подряд 2—3 действия, они сначала не ориентируются на то, как это бывает в жизни (спящую куклу, например, вдруг начинают катать на машинке), но к концу второго года в игровых действиях детей уже отражается привычная им жизненная последовательность: погуляв с куклой, ее кормят и укладывают спать.

Эти сведения дают основание считать, что на втором году жизни из отдельных действий складываются элементы, составляющие основу деятельности, свойственной дошкольному детству: предметная, с характерным для нее сенсорным уклоном, конструктивная и сюжетно-ролевая игры (последнюю на втором году можно считать лишь отобразительной).

Успехи в развитии предметно-игровой деятельности сочетаются с ее неустойчивостью, особенно заметной при дефектах воспитания. Имея возможность приблизиться к любому предмету, попавшему в поле зрения, ребенок бросает то, что держит в руках, и устремляется к новому. Постепенно, особенно на третьем году, это можно преодолеть.

Второй год жизни — период интенсивного формирования речи. Связи между предметом (действием) и словами, их обозначающими, формируются в 6—10 раз быстрее, чем в конце первого года. При этом понимание речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить.

Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. Благодаря этому можно организовать деятельность и поведение малышей, формировать и совершенствовать их восприятие, в том числе составляющие основу сенсорного воспитания.

Способность обобщения позволяет детям узнавать предметы, изображенные на картинке, хотя вначале на просьбу показать какой-либо предмет малыш ориентируется на случайные, несущественные признаки. Например, словом «кх» он обозначает и кошку, и меховой воротник.

Постепенно малыш привыкает к тому, что между предметами существуют различные связи, а взрослые и дети действуют в разных ситуациях, поэтому ему понятны сюжетные инсценировки (показ игрушек, персонажей кукольного и настольного театра). Впечатления от таких показов, заинтересованного рассматривания сохраняются в памяти. Поэтому дети старше полутора лет способны поддерживать диалог-воспоминание со взрослым о недавних событиях или вещах, связанных с их личным опытом.

— Куда ходили?

— Гулять.

— Кого видели?

— Собачку.

— Кого кормили зернышками?

— Птичку.

Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам он равен примерно 20—30 словам. После 1 года 8—10 месяцев происходит скачок, и активно используемый словарь состоит теперь уже из 200—300 слов. В нем много глаголов и существительных, встречаются простые прилагательные и наречия (тут, там, туда и т.д.), а также предлоги.

Ребенок старше полутора лет активно обращается к взрослым с вопросами, но выражает их преимущественно интонационно: «Ия куся?», что означает «Ира кушала?» Вопросительными словами дети пользуются реже, но все же могут спросить: «Где платок? Баба куда пошла? Это что?»

Развитие познавательных эмоций. На протяжении второго и третьего годов жизни происходят значительные изменения в эмоциональной сфере ребенка. Если в первый год он получал достаточно ласки и внимания со стороны взрослых, которые делали все необходимое для обеспечения ведущих линий его развития, то к началу второго года наблюдается состояние эмоционального благополучия, при котором ребенок чувствует себя комфортно, не испытывает длительных отрицательных эмоций. Он жизнерадостен, деятелен, активен, любознателен, общителен, эмоционально уравновешен, при этом понят, принят, любим взрослым. У него начинается новый этап в освоении окружающего мира: формируется потребность в общении со взрослым по поводу действий с предметами, развивается познавательный интерес.

Проследим эту линию развития на протяжении второго и третьего годов жизни ребенка.

От года до 1 года 6 месяцев формирование эмоций происходит в процессе предметно-игровых действий, имеющих определенную длительность и завершающий результат (положительный или отрицательный). Для развития эмоциональной сферы ребенку необходимо овладеть такими важнейшими навыками, как речь и ходьба. От 1 года 6 месяцев до 2 лет эмоциональная жизнь детей еще более обогащается в результате дальнейшего усвоения названных навыков, которые позволяют ребенку становиться относительно самостоятельным в познании ближайшего пространства. Формирование эмоций определяется расширяющейся ориентировкой в окружающем мире, развитием речевых навыков, овладением некоторыми бытовыми умениями, познанием свойств предметов и способов действий с ними.

В конце второго года жизни у детей наблюдаются яркие эмоциональные реакции, проявляющиеся в мимике, движениях, оттенках голоса и других явлениях. Важным условием для развития эмоциональной сферы остается общение с близкими, которое отныне носит характер сотрудничества. Благодаря способности подражать малыш учится эмоционально, адекватно реагировать на явления и события своей жизни.

Сенсорное развитие. На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребенка наблюдается интенсивное развитие 26 сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия.

Доминирует в сенсорном развитии восприятие предметов. Малыш все чаще устанавливает взаимосвязь величины, формы, а затем цвета с конкретным предметом. Переход к предметному восприятию является результатом овладения простейшими действиями — хватанием и удерживанием предметов, манипулированием ими, передвижением их в пространстве. Действенное знакомство с предметами, их свойствами приводит к возникновению образов восприятия. Но в начале второго года жизни точность и осмысленность восприятия невелики. Ребенок, действуя с предметами, зачастую ориентируется на отдельные, бросающиеся в глаза признаки, а не на сочетание сенсорных характеристик (и пушистый воротник, и меховую шапку он называет «кисой» и т.п.).

В связи с тем, что на первом году жизни сенсорное развитие в значительной мере осуществляется в процессе хватания предметов и манипулирования ими, наиболее интенсивно формируется восприятие их величины и формы. Многократные сопоставления положения руки и величины и формы предметов при их схватывании, удерживании и манипулировании ими позволяют ребенку все более точно учитывать свойства предметов, способствуют совершенствованию восприятия.

Что же касается цвета, то, несмотря на свою эмоциональную привлекательность, его восприятие для ребенка наиболее сложно с точки зрения осуществления практических действий с ним. Лишь к полутора годам или чуть позже детям становятся доступны элементарные действия по группировке одинаковых предметов по цвету. Их выбор может осуществляться из предметов двух цветов (красный — желтый, оранжевый — зеленый, желтый — синий, белый — фиолетовый, желтый — черный).

Группировка предметов по величине, форме и соотнесение их по этим признакам доступны детям второго года жизни вначале при выборе одного из двух, а с 1 года 8 (9) месяцев— из четырех.

К двум годам восприятие становится более точным и осмысленным в связи с овладением такими функциями, как сравнение, сопоставление. Уровень сенсорного развития к этому времени уже таков, что у ребенка оказывается сформированным умение правильно выделять свойства предметов и узнавать их по сочетанию свойств.

Характерной чертой сенсорного развития, особенно в период от полутора до двух лет, является опредмеченность восприятия. Ребенок ориентируется в форме предметов, если в качестве образца выступают «опредмеченные» слова-названия. Предметы круглой формы — это и мячик, и шарик, и колесо от машины; треугольной — крыша; овальной — огурец, яйцо; прямоугольной — кирпич; квадратной — кубик и т.п. При этом характерно выделение свойств знакомых конкретных предметов, а не ряды основных сенсорных эталонов.

Наиболее типичны для ребенка этого возраста способы восприятия, позволяющие сравнивать свойства предметов при выполнении действий с ними. Он получает практический результат благодаря многократному сравнению величины, формы, цвета в процессе подбора одинаковых или подходящих друг к другу предметов или их частей. Особенно ярко это проявляется при действиях ребенка со сборно-разборными игрушками — пирамидками, матрешками, грибочками. Именно многократные сравнения позволяют ему достигать практических результатов и в быту (берет свою чашку, обувь и т.д.).

Первоначально сравнение приблизительно: ребенок примеривается, пробует и через ошибки, и их исправление достигает результата. Однако после полутора лет, в возрасте 1 года 9 месяцев — 1 года 10 месяцев, число проб и предварительных примерок быстро сокращается и происходит переход к зрительному восприятию. Это новый этап сенсорного развития, который свидетельствует о переходе внешних действий во внутренний психический план.

На втором году жизни интенсивно развивается не только зрительное, но и слуховое восприятие. Особенно большое значение имеет развитие фонематического слуха, осуществляемого в процессе речевого общения с окружающими.

Совершенствование осязательного восприятия осуществляется вместе со зрительным восприятием и развитием движения руки, а также таких психических функций, как внимание, память, мышление.

Однако есть такие показатели психического развития, которые видны каждому внимательному взрослому. Именно на них обращаем ваше внимание. Появление целеполагания, которому мы придаем такое большое значение, в данном возрасте проявляется в том, что ребенок к концу второго года умеет самостоятельно занять себя осмысленной деятельностью в течение 10—20 минут (рисует, играет, строит, рассматривает книжку и т.п.).

К концу года ребенок должен быть также достаточно самостоятельным в быту, хотеть и уметь есть, одеваться, умываться и т.д. без посторонней помощи. Он должен гордиться тем, что умеет это делать, а взрослым следует поддерживать в нем эту гордость.

Чрезвычайно желательно также, чтобы ребенок с готовностью откликался на предложение почитать ему, рассказать сказку или какую-нибудь историю и сам просил об этом.

Основные психические процессы. Двухлетние дети испытывают большой интерес к окружающим предметам и увлеченно исследуют их, подвергая разнообразным манипуляциям. Они не только изучают сами предметы, но и стремятся овладеть действиями, которые совершают с данными предметами взрослые.

Собственные манипуляции с предметами и подражание действиям взрослых приводят к тому, что у детей возникают мысленные представления как о предмете, так и о действиях с ним. Появляется способность представить себе отсутствующие в данный момент, но знакомые по прошлому опыту вещи и события. Благодаря таким мысленным представлениям ребенок учится переносить действия с одного предмета на другой, что стимулирует участие малыша в предметно-манипулятивной игре. Но все же у детей этого возраста сохраняется чрезмерная привязанность к той конкретной ситуации, в которой они находятся и действуют.

Внимание детей третьего года жизни очень своеобразно. Они не понимают, что значит заставить себя быть внимательным, т.е. произвольно направить и удержать свое внимание на определенном объекте, их внимание непроизвольно: его устойчивость зависит от интереса к объекту. На увлекательном предмете или деле даже малыши могут сосредотачиваться до получаса. Но никакого насилия со стороны их внимание не терпит. Направить его на что- либо путем словесного указания («Посмотри!» или «Послушай!») очень трудно. Переключить внимание на другой предмет с помощью слов можно только после многократного повторения, поэтому детям так сложно немедленно выполнить просьбы принести что-либо, убрать игрушки и т.п.

Объем их внимания очень невелик. Если взрослый может одновременно удерживать в поле своего внимания до шести разных объектов, то малыш — всего один.

Память в этом возрасте проявляется главным образом в узнавании воспринимавшихся раньше вещей и событий. Ничего преднамеренно, специально дети запомнить пока не могут. В то же время они прекрасно запоминают то, что им понравилось. Такая информация остается в их памяти как бы сама собой.

Личностные характеристики детей раннего возраста. К базисным характеристикам личности относится компетентность, эмоциональность, инициативность, самостоятельность.

Компетентность проявляется в интересе к другому человеку, когда ребенок испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Для налаживания контактов с другими людьми использует речевые и неречевые (взгляды, мимику, жесты, выразительные позы и движения) способы общения. Осознает свою половую принадлежность. Интеллектуальная компетентность выражается прежде всего в том, что ребенок активно интересуется окружающимся миром: задает вопросы; использует по назначению бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители и словесные обозначения объектов в быту, игре и общении; в проектной деятельности учитывает свойства предметов (цвет, форму, величину, фактуру, строение) и их назначение.

Эмоциональность проявляется в стремлении реализовать потребность в эмоциональном контакте со взрослыми. При этом ребенок ярко выражает свои чувства: радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие.

Инициативность проявляется во всех сферах жизнедеятельности: в общении (обращение к взрослому, вопросы, просьбы), в практической предметной деятельности (экспериментирование с предметами). Это составляет основу развития у ребенка креативности (способности к творчеству).

Самостоятельность — фундаментальная характеристика ребенка (я сам, я могу) — проявляется в его активном желании быть как взрослые. Важно всячески поддерживать эту инициативу, создавая соответствующие безопасные условия.

Условия создания психологического комфорта. В целях успешного осуществления деятельности в ГКП детей раннего возраста от года до 2 лет необходимо создать благоприятный психологический микроклимат, атмосферу эмоционального благополучия. В психологическом словаре раскрывается понятие «эмоциональное состояние», которое трактуется следующим образом: особое состояние сознания, состояние субъективного эмоционального комфорта или дискомфорта (мне хорошо — мне плохо) как интегральное ощущение благополучия/неблагополучия в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом. Это понятие соотносимо с понятием «настроение» как положительный или отрицательный эмоциональный фон психической жизни индивида.

В психолого-педагогической литературе определяются следующие условия эмоционального благополучия дошкольников:

— состояние здоровья ребенка в период посещения им детского сада;

— особенности взаимодействия со взрослыми (воспитатель, специалисты);

— особенности взаимодействия с детьми группы, которую он посещает;

— эмоциональная обстановка в группе; — обстановка в семье. Эти компоненты взаимосвязаны и в совокупности позволяют судить о том, насколько хорошо ребенку в детском саду. Таким образом, психолого-педагогическое обоснование направлено на раскрытие содержательных аспектов организации жизнедеятельности в ГКП дошкольного учреждения, выполнение обязанностей педагогами и другими специалистами.