Психические проблемы развития ребенка в семье

Психические проблемы развития ребенка в семье thumbnail

Если у ребенка (детей) психологические проблемы, то причины следует искать в семье. Отклонения в поведении детей часто являются признаком семейных неурядиц и проблем.

Какое же поведение детей можно считать нормой, а какие признаки должны насторожить родителей? Во многом проблемы психологического характера зависят от возраста ребенка и особенностей его развития.

В статье пойдет речь о проблемах психологического здоровья у детей, о том, как родителям вести себя с ребенком и когда следует бить тревогу.

Причины возникновения проблем у ребенка

Часто психологические проблемы у ребенка (детей) возникают при отсутствии теплых, близких и доверительных отношений с ним. Также «трудными» дети становятся, если родители требуют от них слишком многого: успехов в учебе, рисовании, танцах, музыке. Или если родители слишком бурно реагируют на шалости малыша, строго наказывают его. Следует отметить, что с трудностями в воспитании сталкиваются все семьи.

Ошибки, которые допускают родители в воспитании, позже могут оказать сильное влияние на жизнь человека. И не всегда удается их полностью устранить.

Виды психологических проблем

Психологические проблемы ребенка

Часто неправильное поведение ребенка просто соответствует определенному возрасту и периоду его развития. Именно поэтому к этим трудностям нужно относиться спокойнее. Но если они не проходят продолжительное время или усиливаются, родителям необходимо принять меры. Самые распространенные психологические проблемы у детей (ребенка), с которыми сталкиваются многие родители:

  • Агрессивность – она может проявляться по-разному. Ребенок может стать грубым, часто переходить на крик, драться со сверстниками. Родителям нельзя не обращать внимания на слишком агрессивное проявление эмоций у малыша. Иногда такое поведение является протестом против запретов и правил, принятых в семье и обществе. Агрессивные дети очень часто беспокойны и напряжены. Им трудно общаться со сверстниками, они не способны находить компромисс. С ребенком нужно поговорить откровенно и объяснить последствия такого поведения.
  • Приступы злости – часто проявляются у совсем маленьких детей. Они злятся из-за какой-то мелочи, у них начинается истерика, они падают на пол. При таком поведении ребенка родителям нужно вести себя спокойно, игнорировать его поведение, а лучше всего на время оставить его одного.
  • Ложь и воровство – очень часто родители впадают в панику, когда обнаруживают, что ребенок врет или ворует. Им трудно понять, почему он так поступает, они боятся, что он станет преступником. Но за такими поступками часто кроется желание привлечь к себе внимание. При этом ребенка устраивает внимание родителей и в виде наказания, и в виде ласки. Кроме того, иногда ложь или воровство являются испытанием границ дозволенного. То есть это своего рода эксперимент, который проводит ребенок, чтобы выяснить границы разрешенного.
  • Недержание мочи или кала. Большинство детей полностью начинают контролировать работу кишечника и мочевого пузыря примерно к 4 годам. Но если к этому периоду ребенок не просится на горшок, это признак отклонения. При этом недержание мочи встречается чаще, чем кала. Недержание связано с неспособностью контролировать свои физиологические процессы. В первую очередь нужно выяснить, не связано ли это с анатомическими проблемами или патологиями. Если нет, то можно говорить о психологическом факторе. Как правило, это недостаток любви, излишняя строгость родителей, недостаток понимания.
  • Гиперактивность. Чаще всего эта проблема характерна для мальчиков. Таким детям свойственна невнимательность, они не слушают преподавателя на занятиях, часто и легко отвлекаются, никогда не завершают то, что начали. Они импульсивны, не умеют сидеть на месте. Такое поведение ребенка отражается как на социальном, психическом, эмоциональном, так и на умственном развитии. Причины этой психологической проблемы детей до конца не изучены. Долгое время гиперактивность связывали с плохим воспитанием, раздражительностью, неблагополучной обстановкой в семье. Некоторые ученые относят гиперактивность к социально-психологическим проблемам детей. Однако в результате исследований доказано, что эта психологическая проблема обусловлена биологическими причинами и неблагополучной средой. Для коррекции данной проблемы назначают лекарственные препараты, в тяжелых случаях проводят более углубленное лечение.
  • Проблемы с питанием проявляются в отсутствии аппетита. Отказ от пищи – это способ обратить на себя внимание, иногда это связано с неблагоприятной обстановкой за столом, если ребенка в этот момент постоянно воспитывают или критикуют. Если у него отсутствует аппетит, а его заставляют кушать, то у него может возникнуть отвращение к пище, в самом запущенном случае может развиться анорексия.

Психологические проблемы у детей

Другой стороной проблемы с питанием является ситуация, когда пища превращается в единственное занятие, которое приносит удовольствие. В этом случае ребенок набирает лишний вес, ему сложно контролировать процесс употребления пищи, он ест постоянно и везде.

  • Трудности в общении. Некоторые дети очень любят одиночество, у них совершенно нет друзей. Как правило, такие детки неуверенны в себе. Если ребенок долгое время не контактирует со сверстниками, ему нужна психологическая помощь. Дети, имеющие психологические проблемы, часто склонны к депрессиям.
  • Физические недомогания. Есть дети, которые постоянно жалуются на боли, при этом врачи утверждают, что они абсолютно здоровы. В этом случае причины частых недомоганий – психологические. В семье, где кто-то тяжело болеет, дети присваивают себе некоторые симптомы болезни родственника. В этом случае ребенка нужно успокоить и объяснить, что если кто-то болеет, это не значит, что и он заболеет. Иногда у слишком мнительных родителей вырастают дети-ипохондрики, они очень ярко реагируют даже на самую слабую боль, а родители их начинают окружать чрезмерной заботой и опекой.
  • Побег из дома – это серьезная психологическая проблема, которая говорит об отсутствии теплых отношений и понимания в семье. Взрослые должны проанализировать ситуацию и задуматься, почему происходит побег. После того как ребенок вернулся, не нужно его наказывать, лучше окружить заботой и лаской и откровенно поговорить о том, что его тревожит.
Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка детском саду по фгос

Психологические проблемы от рождения и до года

В этот период развития ребенка очень частыми являются следующие проблемы: беспокойство, чрезмерная возбудимость, сильная привязанность к маме.

В это время большинство поведенческих симптомов связаны с темпераментом ребенка. Поэтому возбудимость, тревожность, эмоциональность считаются вариантом нормы. Но если родители начинают вести себя неправильно, например игнорировать плач, отлучать ребенка от рук, проявлять агрессию, то у малыша могут развиться настоящие расстройства.

Родителей должно насторожить, если малыш не проявляет интерес к окружающим его предметам, если его развитие замедлено, если он не уравновешен, не успокаивается даже у мамы на руках.

Как вести себя с ребенком: чаще прикасаться к малышу, обнимать и целовать его, удовлетворять его эмоциональные потребности.

Проблемы у детей с года до 4 лет

В этот период распространенными психологическими проблемами у детей являются жадность, агрессивность, страхи, нежелание контактировать с другими детьми. В норме все эти признаки встречаются у всех детей.

Социально психологические проблемы детей

Что должно насторожить родителей: если эти признаки заметно тормозят развитие и социальную адаптацию ребенка, если ребенок не реагирует на родителей, круг его интересов сильно сужен (например, интересуется только мультиками).

Отклонения от нормы психологического развития детей связано с неблагополучной ситуацией в семье и неправильным воспитанием. Агрессивность или жадность могут быть связаны с тем, что ребенку мало уделяют внимание в семье. Тревожность и застенчивость связаны с агрессивным поведением родителей.

Как вести себя с ребенком: необходимо проанализировать ситуацию и отношения в семье, при необходимости следует посетить детского психолога.

С 4 до 7 лет

Самыми распространенными психологическими отклонениями этого периода жизни детей являются ложь, болезненная застенчивость, чрезмерная самоуверенность, незаинтересованность ни в чем, привязанность к мультиками (фильмам, компьютеру), частое проявление вредности и упрямства.

Это нормально – если психологические проблемы детей дошкольного возраста связаны с формированием личности и характера.

Психологические проблемы детей в школе

У родителей должно вызвать беспокойство: отдаление ребенка от мамы и папы, слишком болезненная застенчивость и стеснительность, нарочитое вредительство, агрессивность и жестокость.

Как вести себя с ребенком: относиться к нему с любовью и уважением. Относиться внимательно к его общению со сверстниками.

Психологические проблемы у детей (ребенка) школьного возраста

Когда ребенок идет в школу, одни проблемы сменяются другими. Те проблемы, на которые родители не обратили внимания, укрепились и усугубились с возрастом. Поэтому к любым трудностям нужно относиться серьезно и стараться преодолеть их. Самые распространенные психологические проблемы детей в школе, которые следует вовремя заметить и справиться с ними:

  • Страх перед школой, прогулы уроков – чаще всего проявляется у младших школьников, когда ребенок адаптируется к школе. Часто дети не могут привыкнуть к новой обстановке, коллективу. Нежелание ходить в школу может быть вызвано боязнью какого-то предмета, учителя, сверстников. Иногда ребенок не может выполнить домашнее задание и боится получить плохую оценку. Чтобы избежать страха перед школой, следует готовить к ней ребенка заранее. Если проблема все-таки возникла, нужно поговорить с ним, выяснить, чего он боится. Но не стоит быть излишне строгими и требовательными, следует установить контакт с ребенком.
  • Издевательства сверстников. К сожалению, это очень актуальная проблема современных школьников. Когда ребенка постоянно унижают, издеваются над ним, у него возникает депрессия, он становится уязвимым, замкнутым или проявляет вспышки агрессии, ярости. При этом очень часто родители не догадываются, что происходит, и списывают странности поведения на трудности подросткового возраста. Если у ребенка возникла такая проблема, то это может быть связано с заниженной самооценкой или отсутствием друзей. Нужно помочь ему стать увереннее в себе, всегда разговаривать с ним на равных, привлекать к решению семейных проблем, всегда прислушиваться к его мнению. Чаще ходить в школу, предупредить учителей о имеющейся проблеме – ее нужно решать совместно. В случае необходимости нужно обратиться к детскому психологу. Если ничего не помогает, нужно сменить школу. В данном случае это не бегство от проблемы, это решение ее быстрым способом. У ребенка появится шанс изменить себя и отношение к себе в новом коллективе.

Психологические проблемы детей дошкольного возраста

  • Плохое отношение учителей. Иногда они выбирают ученика, на котором постоянно отыгрываются. Нельзя мириться с ситуацией, когда за счет ребенка взрослые решают свои собственные психо-эмоциональные проблемы. Это может спровоцировать развитие серьезной психологической травмы. Самый эффективный путь решения проблемы – поговорить с учителем и выяснить причину такого отношения к ребенку. Если после разговора ничего не изменилось, следует перевести подростка в другую школу.

Как предотвратить появление психологических проблем: воспитание детей

Чтобы предотвратить возникновение проблем психологического характера у детей, необходимо разговаривать с ребенком обо всем, что его тревожит, постоянно предлагать свою помощь и защиту. Чем раньше будет выявлена проблема, тем легче ее решить и не допустить развития серьезного комплекса.

Следует внимательно понаблюдать, как общается ребенок со своими сверстниками. Его общение и поведение могут многое рассказать о наличии проблемы и ее характере. Например, если ребенок всеми силами хочет заслужить расположение сверстников, это свидетельствует о недостаточности любви, теплоты и внимания к нему.

Психологические проблемы воспитания детей

Кроме того, следует всегда помнить, что каждый ребенок индивидуален, обладает своими чертами характера, эмоциональными чертами, которые следует учитывать в процессе воспитания. Нужно уважать его, любить таким, какой он есть, со всеми недостатками и достоинствами.

Читайте также:  Положения выготского о ведущей роли обучения и воспитания в развитии ребенка

Необходимы ли наказания?

Сложно однозначно утверждать, что наказывать детей нельзя. Но наказания не должны превращаться в побои, постоянную демонстрацию нелюбви или злости. Наказание должно быть правильным, справедливым, целесообразным. Кроме того, воспитание и наказания должны быть последовательными. То есть нельзя наказывать за то, на что в другое время не обращалось внимания.

Вместо заключения

Дети имеющие психологические проблемы

Нарушение психики связано с отсутствием внимания, строгими наказаниями, постоянным чувством страха перед родителями; оно проявляется в то время, когда ребенок начинает осознанно воспринимать все окружение. В период полового созревания психологические проблемы детей связаны со стремлением к самостоятельности, с общением со взрослыми.

Источник

Ольга Сигаева
Типичные психологические проблемы в развитии детей

Причинами возникновения психологических проблем ребенка являются осложнения его психического развития. Они требуют незамедлительного вмешательства, поскольку оказывают негативное влияние на психологическую адаптацию дошкольника обществе. В качестве общего перечня психологических проблемы дошкольного возраста рассмотрим классификацию детского психолога А. Л.Венгера:

Проблемы, связанные с интеллектуальным развитием (плохая память, неуспеваемость, трудности в освоении учебных материалов, нарушения внимания);

Проблемы, связанные с поведением (грубость, неуправляемость, агрессивность, лживость);

• Эмоциональные проблемы (высокая возбудимость, переменчивое настроение, раздражительность, страхи, тревога);

Проблемы, связанные с общением (нездоровое стремление к лидерству, замкнутость, обидчивость);

Проблемы неврологического характера (навязчивые движения, тики, высокая утомляемость, головные боли, плохой сон).

Агрессивные дети.

Агрессивное поведение – одно из распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Проблема агрессии и агрессивности в теоритическом плане изучена достаточно глубоко и многогранно.Необходимо знать три главных понятия:

1. Что такое агрессия / агрессивность

2. Каковы возможные причины её выявления;

3. Как её корректировать

Необходимо научиться различать понятия «агрессия» и «агрессивность».

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся, по мнению А. А. Реан, в готовности к агрессии.

Факторы влияющие на поведение ребёнка:

1. Стиль воспитания в семье (гипер – и гипоопека);

2. Повсеместная демонстрация сцен насилия;

3. Нестабильная социально – экономическая обстановка;

4. Индивидуальные особенности человека;

5. Социально – культурный статус семьи.

Агрессивность может быть и формой протеста против ограничения каких – нибудь естественных желаний и потребностей ребёнка, например, потребности в движении, активной деятельности.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены. Как правило,такие дети не могут сами оценить свою агрессивность: они ненавидят и боятся окружающих, не замечая, что сами же вселяют и страх, и беспокойство. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции.

Агрессивность ребенка дошкольного возраста может быть различных видов: физическая, вербальная, защитная, агрессивность в виде угроз и др. Разнообразие проявлений агрессии у детей может проявляться в отношениях с другими людьми, в расстройствах поведения и эмоций как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другое.

Задачи в работе с агрессивными детьми:

Развитие умения понимать состояние другого человека;

Развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;

Обучение ауторелаксации;

Обучение способам снятия напряжения;

Развитие навыков общения;

Формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.

В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно, с агрессивными детьми показывает высокую эффективность использование элементов изотерапии. Детям нравиться играть с водой, глиной.С детьми необходимо использовать различные способы рисования: пальцами, ладошками и т. д.

С целью корректирования агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т. д.)

Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой.

Взрослым, окружающим агрессивного ребёнка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности.Этому же способствует и навешивание ярлыков: «Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!». Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющее хорошее поведение. Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.

Источник

Семья оказывает решающее влияние на психическое развитие детей. Когда ребенок появляется на свет, хочется, чтобы он был здоров и хорошо развивался психически. И только позднее, задумываемся о том, каким человеком он станет. Со временем ребенок овладевает общими, свойственными человеку формами поведения среди людей и развивается как индивидуальность. Принимая положительное взаимоотношение со своими родителями и близкими, ребенок будет развиваться благополучно. Ведь хорошее отношение со стороны родителей жизненно необходимы ребенку и если он воспитывается в семье, где царит любовь и ласка, это благоприятно влияет на его развитие.

Как показывают психолого-педагогические исследования, особое влияние на маленького ребенка оказывает семейный круг общения, в который входят родители, братья, сестры и другие близкие люди, которые удовлетворяют потребность ребенка быть защищенным, любимым. И если ребенок воспитывается в семье, где его понимают и поддерживают, то к их воспитательным воздействиям он особенно чувствителен.

В нормальной благополучной семье ребенок окружен заботой и вниманием взрослых, и, казалось бы, не должно быть поводов для беспокойства. Однако и среди таких детей, встречается весьма высокий риск психических заболеваний, в том числе неврозов.

Читайте также:  Развитие ребенка с пеленок карточки

Поэтому родителям с первых дней жизни ребенка необходимо принимать во внимание возможность появления отклонения в нервно-психическом развитии детей и знать причины, вызывающие такое отклонение [3, с. 72].

Родители должны помнить, что неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами, не ссорятся в присутствии своих детей, не выясняют при них отношения, а наоборот поддерживают теплые взаимоотношения, любят своих родных и детей. Родители должны быть доброжелательны к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в общении, давать возможность детям выражать свои чувства и вовремя стабилизировать проявляющиеся у них нервные напряжения, действовать совместно в вопросах касающихся воспитания, принимая во внимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей.

Однако, неврозы у детей могут возникнуть при неблагоприятных условиях, примером которых могут быть ссоры между родителями, недоброжелательность друг к другу, не понимание и т. д., к которым невозможно привыкнуть и перенести безболезненным образом. Возникающий в этих условиях невроз как психогенное заболевание формирующейся личности проявляется на психологическом уровне нравственно-этическую несовместимость с подобным отношением родителей, несовместимость, которую ребенок не смог преодолеть из-за особенностей своей психики и давления обстоятельств, превышающих предел его психофизиологических возможностей.

При возникновении неразрешимых для ребенка переживаний необходимо отметить хроническую психотравмирующую ситуацию, как источник устойчивого психического напряжения. На этом фоне дополнительно действуют психические травмы, эмоциональные потрясения, повышающие патогенность жизненной ситуации, так как ребенок не может справиться с ними и пережить их. Вместе с внутренним конфликтом, проблемами в общении и неблагоприятных жизненных обстоятельств, это свидетельствует о появлении неудачного, травмирующего жизненного опыта, и может привести в состояние хронического дистресса, как главного источника болезненного напряжения при неврозах.

Все это осложняется тем, что дети с неврозами не могут из-за своего ограниченного и уже психогенно деформированного жизненного опыта, условий воспитания и отношений в семье эмоционально отреагировать на накапливающееся нервно-психическое напряжение. Дети вынуждены подавлять его, что превышает предел адаптационных возможностей и изменяет нервно — психическую реактивность организма. И если долгое время действующий стресс превосходит приспособленные возможности детей, не дает им выразить себя, утвердиться в жизненно важных позициях, вовремя разрешить травмирующую ситуацию, то он подрывает способность адекватно воспринимать себя, сопровождаясь при этом понижением самооценки, неуверенность в себе, в своих силах и возможностях, страхами и тревогой, чувством беспомощности. Поэтому развиваются идеи самоуничтожения, неполноценности, ущербности, неспособности быть собой среди других сверстников [2].

Психическое здоровье и нездоровье ребенка непосредственно связаны со стилем родительского воспитания, которое зависит от характера взаимоотношений в семье.

Детский врач-психотерапевт А. И. Захаров выделил следующие стили семейного воспитания:

1.                  Демократический стиль воспитания. Характеризуется уровнем принятия ребенка, развитым вербальным общением, верой в самостоятельность ребенка и готовностью помочь ему в случае необходимости. В результате этого дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью, агрессивностью, стремлением контролировать других детей, хорошим физическим развитием.

2.                  Контролирующий стиль воспитания. В процессе этого стиля семейного воспитания формируется тревожный социально психологический тип личности. При данном стиле воспитания родители берут на себя ответственность, контролируют деятельность своего ребенка, наказывают его по первому же наговору.

3.                  Смешанный стиль воспитания. Дети характеризуются как послушные, эмоционально чувствительные, внушаемые, неагрессивные, нелюбопытные, с бедной фантазией [3, с. 77].

Также особый интерес вызывают изучение неправильных типов воспитания, которые могут привести к формированию различных неврозов. А. И. Захаров выделил три типа неправильного семейного воспитания:

«Первый тип – неприятие. Т. е. осознаваемое или неосознаваемое эмоциональное отвержение ребенка, применение жестких регламентирующих и контролирующих мер, навязывание ребенку своего типа поведения.

Второй тип – гиперсоциализирующий. Этому типу характерно тревожно-мнительное отношение родителей к здоровью, успехам в обучении своего ребенка и его статусу среди сверстников.

Третий тип – эгоцентрический. Характеризуются как чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи» [1, с. 42].

В заключение отметим, что влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением, общением со сверстниками, и наоборот, нарушение детско-родительских отношений может привести к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Из психолого-педагогической литературы, мы видим, что основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать нормальную семейную атмосферу, которая характеризуется как:

–     осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, заключающегося на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни своего ребенка, помощь и поддержка ему в трудных ситуациях, и бережном отношении к достоинству каждого члена семьи;

–     организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равноправие всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, привлечение к труду;

–     в организации семейного досуга, т. е. участие в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, прослушивании музыки, чтение книг, посещении театра и кино;

–     взаимная принципиальная требовательность, доброжелательность в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.

Итак, семейные отношения являются источником психического заболевания, влияющего на развитие ребенка. Поэтому родители должны понимать, что семейная атмосфера является решающим фактором становления личности ребёнка, а также, то, что дальнейшее развитие ребенка, отношение к себе, к своей семье и к окружающим людям во многом зависит от отношения к ребенку родителей и других членов семьи, от удовлетворения его психических потребностей.

Литература:

1.      Гарбузов В. А., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977.

2.      Журнал. Вопросы психологии. № 2, 1996.

3.      Захаров А. И. Детские неврозы. С-Пб., 1997.

4.      Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: Союз, 2000.

5.      Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. С-Пб., 1997.

6.      Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 232 с.

7.      Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов.-Изд.4-е.-М.: Академический Проект; Трикста, 2008.-736 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, воспитание детей, невроз, отношение, развитие ребенка, семейное воспитание, тип, член семьи.

Источник