Психические особенности развития третьего ребенка

Психические особенности развития третьего ребенка thumbnail

Светлана Корниенко
Консультация «Психологические особенности третьего года жизни ребёнка»

Третий год жизни считается переходным этапом в развитии ребёнка- к концу года ребёнок становится младшим дошкольником. Предметная деятельность занимает ведущее место в развитии ребёнка. С каждым днём малыш становится всё более умелым и самостоятельным. Наблюдая за детьми этого возраста, можно увидеть, сколько видов деятельности ребёнок сменит за час, сколько успеет достать, потрогать, разобрать, поломать. Он уже достаточно хорошо владеет специфическими действиями, знает значение бытовых приборов и хорошо умеет пользоваться ими.

Психологи считают, что переход от пробы к умению- важнейшее достижение этого возрастного этапа. Двухлетний ребёнок, выполняя дидактическую задачу, при помощи 2-3 проб находит правильное решение. Это и есть решение в действие.

Между двумя и тремя годами становится заметным значительный скачок в общем развитии ребёнка, вызванный овладением речью.

С третьего года жизни слово становится регулятором поведения ребёнка. Его действия начинают подчинятся словесно выраженному запрету, просьбе. Освоение правил и требований, выраженных словами, имеет большое значение для развития воли ребёнка,выдержки и настойчивости. Пользуясь речью, малыш может вступать в контакт с другими детьми, играть с ними.

Примерно в возрасте около трёх лет дети неожиданно начинают открывать для себя мир собственного “Я”. Он впервые начинает произносить это слово, начинается интенсивное развитие, самосознания.

Взрослые не всегда замечают эти изменения, а зачастую просто не знают, что пришло время поменять стиль взаимоотношений с малышом. В итоге все изменения протекают в преувеличенной форме. Воспитатели, родители и другие близкие ребёнку люди в этот период испытывают трудности во взаимодействии с ним, так как маленький забавный малыш “вдруг” превращается в упрямое, строптивое, деспотичное трудновоспитуемое создание.

Что делать?

1. измените своё отношение к ребёнку, это уже не просто малыш, а маленькая личность, пусть ваши взаимоотношения станут более партнёрскими;

2. уменьшите число запретов, оставьте только те, где речь идёт о безопасности вашего сына или дочери;

3. не реагируйте на провоцирующее поведение, спокойно и мягко настаивайте на своём;

4. обязательно принимайте и поддерживайте ребёнка, ласкайте его;

5. полезны совместные игры- предложите ему простейшие сюжеты, покажите, как действовать с игрушками, предоставьте малышу возможность играть самостоятельно.

Как развивать самостоятельность малыша

Два года-самый замечательный возраст для обучения самостоятельности. На вашей стороне сейчас сама природа с её законами психологического развития маленького человечка. Ведь недаром третий год жизни ребёнка называют периодом,который проходит под девизом: “Я сам!”. Сейчас малыша вообще не нужно заставлять что-то делать самостоятельно- он только к этому и стремится, настойчиво и упорно, решительно отстаивая своё право делать всё без вашей помощи и получая огромное удовольствие от достижения цели.

Как правило, родителям двухлетних детей гораздо больше внимания приходится обращать на то, чтобы не мешать ребёнку быть самостоятельным. И это, возможно, самый важный момент! Именно сейчас, на третьем году жизни, ребёнокможет и должен овладеть всеми навыками самообслуживания: есть и пить, умываться и чистить зубы, одеваться и раздеваться.

Вам трудно в это поверить? Тем не менее, это так,и более того: для достижения таких успехов вам вовсе не обязательно прикладывать какие-то значительные усилия.

Именно в этом возрасте ребёнок начинает произносить известную фразу “Я сам!”

В процессе общения, игры, в ходе предметной деятельности происходит дальнейшее развитие психических процессов восприятия, памяти, мышления, формируются новые интересы и требования.

У детей 203 лет преобладает зрительно-эмоциональная память. Малыши сравнительно быстро запоминают и без усилий воспроизводят услышанное и увиденное, если это вызвало у них интерес. На протяжении третьего года совершенствуются процессы запоминания, а с развитием речи воспоминания могут быть вызваны уже с помощью слова.

От 2,5 до 3 лет интенсивно развивается воображение. Ребёнок может дейстивовать в воображаемой ситуации.

Источник

Третий ребенок в семье: особенности характера

Рейтинг
24

Детский психолог Мери Уоллес: порядок рождения ребенка влияет на характер и эмоциональную сферу

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Вот уже несколько месяцев светские хроники обсуждают появление на свет принца Луиса, третьего ребенка британского принца Вильяма и Кейт Миддлтон. Журналисты пытаются предположить, какой характер унаследует ребенок, и как на него повлияет то, что он – третий ребенок в семье.

Психологи давно установили, что порядок рождения ребенка сильно влияет на формирование детских эмоций, поведения и особенностей характера. Каждый ребенок рождается в определенных условиях, и это вызывает у него уникальные эмоциональные переживания – как позитивные, так и отрицательные. Этот опыт формирует у ребенка определенные черты характера.

Третий ребенок появляется в семье, когда родители уже имеют большой опыт в воспитании детей и уже не беспокоятся по поводу незначительных проблем. В результате третий ребенок часто вырастает более спокойным и жизнерадостным. Даже из двух детей в семье младший обычно является более улыбчивым и очаровательным, и из-за этого ему уделяют больше внимания.

Однако этот маленький ангелочек тоже сталкивается с определенными проблемами. Старшие дети обычно более громкие и требовательные, и младший ребенок может оказаться на заднем плане в таком окружении. Старшие дети постоянно сталкиваются с новыми проблемами, требующими внимания родителей: они первыми идут в школу, первыми уходят на вечеринку на всю ночь и т.д. Часто родители берут с собой младшего ребенка, когда ведут старшего в спортивную секцию, музыкальную школу и т.д. Таким образом, младший ребенок получает меньше индивидуального внимания. Когда появляется третий ребенок, у родителей уже нет столько свободного времени, чтобы читать ему книги, как это было со старшими детьми.

В результате, младший ребенок часто привлекает к себе внимание и пытается получить его всеми возможными способами. Он может постоянно шутить или проявлять артистичность, однако иногда ребенок выбирает для этого другие способы: крик, плохое поведение и т. д.

У вечно занятых родителей обычно недостает времени, чтобы научить младшего ребенка завязывать шнурки или одеваться, и часто выполняют эти действия за него. Старшие дети обычно умеют делать это самостоятельно. Младшему ребенку часто не хватает жизненных навыков, поэтому он становится зависимым от окружающих.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются младшие дети, – это то, что старшие часто отвергают их. Младших детей не берут играть (иногда просто из-за того, что младший не понимает правил или ему недостает ловкости для того, чтобы играть). От этого младшие дети чувствуют себя обделенными и в будущем прикладывают большие усилия, чтобы их принимали окружающие.

Иногда старшие братья и сестры не принимают младших из чувства ревности. Они видят, сколько времени родители уделяют младшему (даже если это происходит по объективным причинам – когда родители кормят маленького ребенка, меняют ему подгузники и т. д.). Средние дети также возмущаются, что до последнего времени они сами были младшими в семье и все внимание родителей было уделено им, а теперь они лишились такой привилегии.

Исследования психологов показывают: чем меньше разница в возрасте между детьми, тем выше конкуренция между ними.

Рассмотрим, как эта динамика проявляется в королевской семье. Средней дочери принца Вильяма и Кейт Миддлтон, принцессе Шарлотте, сейчас три года. У нее, как и у любого ребенка этого возраста, есть много потребности во внимании родителей. Ей необходимо посидеть на коленях матери и взаимодействовать с ней. Поэтому вполне вероятно, что она будет испытывать зависть и беспокойство по поводу того, что мама проводит с ней меньше времени. Это может вызвать у нее проблемы со сном или спровоцировать плохое поведение, чтобы привлечь внимание мамы. Особенно это вероятно в случаях, когда мама кормит младшего брата и старшая дочь видит особую связь между ними.

Однако здесь есть один нюанс: среди всех детей в королевской семье принцесса Шарлотта –единственная девочка, поэтому в любом случае она получит особое внимание родителей. В свое время она будет проводить с мамой больше времени за женскими занятиями (они будут вместе делать маникюр, ходить к парикмахеру и т. д.), и это будет приносить ей особое удовольствие.

Какое же положение в семье у старшего сына, принца Джорджа? Разумеется, в королевской семье его положение особое, ведь он является главным претендентом на престол. Это, в конечном итоге, может привести к тому, что младшие дети будут чувствовать зависть. Но Джордж, вероятно, также будет испытывать некоторую ревность по отношению к младшему брату. Он может опасаться, что Луи окажется лучше его в каких-либо занятиях (например, в футболе или учебе).

Еще одна проблема, с которой может столкнуться младший ребенок, – это то, что у него есть старшие брат и сестра, которые могут намного больше, чем он. Он еще будет кататься на трехколесном велосипеде, а старшие дети – уже на двухколесном. Младший ребенок может начать беспокоиться, что с ним что-то не так, и будет расти с чувством собственной неадекватности. Вероятно, в будущем для него будут составлять проблемы самоопределение и привлечение к себе внимания. Вероятно, младший ребенок будет склонным к конкуренции с окружающими или даже к бунту и попыткам заявить о себе как о личности.

Независимо от того, принадлежат ли родители к королевской семье, есть много способов помочь младшему ребенку справиться с трудностями. Прежде всего, следует проводить с ним больше времени один на один с самого раннего возраста, играть с ним, читать ему, научить его самостоятельно выполнять необходимые в быту действия (при этом следить за тем, чтобы остальные члены семьи не бросались делать все за него).

Также следует мотивировать ребенка принимать самостоятельные решения, соответствующие его возрасту (например, выбрать, что надеть на прогулку), давать простейшие обязанности по дому (например, накрывать на стол). Родители должны развивать интересы ребенка – отдать его в художественную школу, если он любит рисовать, и хвалить его за ежедневные достижения.

Крайне важно объяснить младшему ребенку, почему он не может делать то, что могут делать старшие дети. К примеру, это можно объяснить так: «Твои брат и сестра тоже не могли кататься на двухколесном велосипеде в твоем возрасте. Когда ты немного подрастешь, ты тоже сможешь». Эти факты неочевидны для маленького ребенка, но они успокаивают его и повышают его самооценку.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
4.80 из 5 на основе
5 оценок.

Развитие ребенка
06.11.2018

Источник

На третьем году жизни продолжается совершенствование деятельности всех органов и психологических функций ребенка. Повышается работоспособность нервной системы, увеличивается выносливость, удлиняется активное бодрствование до 6-7 часов в сутки. Ребенок может уже сдерживать свои эмоции и не плакать, даже если ему больно. Он становится более терпеливым и может дольше заниматься одним делом без отвлечения.

Теперь ребенку трудно быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, например, сразу прекратить игру, чтобы пойти есть, или быстро ответить даже на хорошо знакомый вопрос. Успокоить ребенка этого возраста отвлечением его внимания становится трудно. Ребенку уже нужно объяснять правила поведения, да он и сам стремится быть хорошим и во всем походить на вас. К сожалению, часто бывает так: “Говори спокойно, не кричи”, – внушает своему сыну мама, а через минуту сын слышит, как мама громко отчитывает папу.

Постоянно следите за тем, чтобы ваши слова не расходились с вашими поступками. Ребенок все видит, все слышит, все запоминает и подражает вам в каждой мелочи. Даже может имитировать походку, тем более что его моторное развитие становится более совершенным. Оно качественно улучшается: появляется большая согласованность в умении управлять своим телом. Шаги при ходьбе становятся равномерными, исчезают лишние движения. Ребенок способен изменять темп ходьбы, пройти, например, по узкой доске, остановиться, развернуться, побежать. Он успешно осваивает велосипед.

На третьем году жизни совершенствуется тонкая моторика, что позволяет ребенку самостоятельно одеться, раздеться, умыться; рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами. Иногда дети двух-трех лет отказываются от самостоятельных действий, требуя, чтобы их кормили, одевали и т. д. Необходимо понять причины такого поведения: если это каприз – проявите твердость, если ребенку стало скучно – своевременно усложните требования к нему. Ведь ему присущ интерес ко всему новому, более сложному и трудному. Не задерживайтесь на том, что уже усвоено ребенком, идите дальше. А может быть, ребенку не хватает вашей любви, он ревнует вас и подсознательно стремится стать “маленьким”, беспомощным, вернуть то время, когда мама принадлежала целиком только ему.

Вот, например, как выразил эти чувства мой сын: – Мама, я тебя проглочу! – Ну, как же, ты тогда будешь плакать, меня искать! – Нет, не буду. Ты же все время со мной будешь. (И он похлопал себя по животу.)

Третий год в жизни ребенка психологи называют кризисным (кризис трех лет), так как он является переломным с точки зрения осознания ребенком себя как личности. Он сознательно говорит “я”: “Я не хочу, я не буду!” Он узнает себя в зеркале и на фотографии. Малыш становится иногда упрямым. Часто это происходит от того, что его не поняли, оскорбили, унизили. Нельзя в этом возрасте шлепать ребенка, так как он становится обидчивым. Теперь ребенку нужно все разъяснять. Мама говорит малышу: “Сейчас мы с тобой пойдем в магазин, нам нужно купить продукты, чтобы приготовить обед”. Без умения договориться с ребенком – уважая его как личность, ваша жизнь может стать очень трудной, а в ребенке будут формироваться неблагоприятные черты характера.

Ребенок со сломленным “я”, возможно, и станет послушным; он будет во всем подчиняться вам, а когда выйдет из-под вашего “крыла”, будет искать другое, и еще не известно, окажется ли оно столь же добрым и любящим. Но в любом случае вырастит человек со слабой волей, со сломленным достоинством, с комплексами неполноценности. Старайтесь уважать желания, настроения, интересы своего ребенка, но, как говорится, в пределах разумного. Если вы правильно занимались с ребенком, то он, конечно, хорошо понимает вас, разговаривает все лучше и лучше. Словарный запас к трем годам достигает 1200-1300 слов. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Звукопроизношение становится более совершенным, но все же еще с некоторыми дефектами. Однако родители уже не должны умиляться этому, а тактично поправлять ребенка. В этом возрасте речь ребенка становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми.

Характерной особенностью речи ребенка двух-трех лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. Такое впечатление, что ребенок не замолкает ни на секунду. Это часто раздражает родителей, и они даже пытаются остановить этот речевой поток. Делать этого ни в коем случае нельзя, ведь ребенок неосознанно тренирует речевую функцию, обогащает словарный запас. Требуют большого терпения и многочисленные вопросы ребенка: как, зачем, когда, почему? Эти детские вопросы означают скачок в интеллектуальном развитии: ребенок сравнивает, сопоставляет, обобщает, запоминает.

Как отмечает Гарбузов В. И., если ребенок во второй половине третьего года жизни задал вопрос “почему?”, он безоговорочно умен, так как это означает, что малыш задумался. Его заинтересовали причины явлений и их взаимосвязи. “Почему из крана течет вода? Почему идет снег? Почему темнеет на улице?” и т. д. Если вы отвечаете, глубоко вникая в то, что ребенка заинтересовало, – глубоко мыслить будет и он; отвечаете поверхностно, отмахнувшись, – поверхностен и он будет. Основным развивающим видом деятельности ребенка двух-трех лет является игра. Если в предыдущем возрастном периоде ребенок играл только с теми предметами, которые находились в поле его зрения, то теперь он может играть по предварительному замыслу, подбирая в соответствии с ним игрушки или какие-то предметы. Например, ребенок задумал построить из кубиков гараж, куда он будет ставить машинку, а выезжая из гаража, машина будет перевозить какие-то грузы, и т. д. Игра теперь состоит из ряда связанных между собой событий, то есть она имеет сюжет. Это становится возможным и благодаря развитию воображения, фантазии, абстрактного мышления.

К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая из себя маму, папу, воспитательницу детского садика, и в точности повторяет позу, жесты, мимику, речь. Поэтому в присутствии ребенка обращайте внимание на свое поведение, на свою речь, жесты и т. д. Ведь недаром говорят, что дети – зеркало взрослых. Одна моя знакомая легко узнавала о том, как обращаются с детьми воспитательницы детского сада, так как ее внучка, приходя домой, разыгрывала целые представления с имитацией их жестов, речи, поз, поведения, специфики обращения к детям и т. д. Но ребенок уже не просто может копировать взрослого (как это было на предыдущей возрастной стадии), а исполнять определенную роль, то есть перевоплощаться, становясь то шофером, то доктором, то продавцом.

Наличие ролевой игры является показателем новой ступени в умственном развитии малыша. Однако, несмотря на важнейшее значение ролевой игры для интеллектуального развития ребенка, форсировать эту ситуацию нельзя. Ребенок должен быть готов к переходу на новую ступень своего развития: у него должны быть подготовлены к этому мышление и речь.

Среди мыслительных операций важнейшими являются:

1) называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко);

2) группировка предметов одного цвета, формы, размера;

3) сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас);

4) выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет);

5) координация движений рук и зрения;

6) формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).

В общении со взрослыми, чтении, играх и развивающих упражнениях ребенок все более обогащает свои представления о мире и получает знания:

1) о явлениях природы – светит солнце, идет дождь, снег, гремит гром, на небе тучи; сегодня холодно, тепло, жарко, и другое;

2) о животном мире – не только различает и называет домашних животных, но и имеет первичные понятия о них;

3) о растительном мире – различает и называет цветок, дерево, траву, лист и другое;

4) о некоторых трудовых действиях: пилить дрова, копать землю, мыть посуду и т. д.

Важным моментом в воспитании ребенка третьего года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им другими методами. Например, вы были с ребенком в зоопарке – закрепите его впечатления при помощи рассматривания и обсуждения книг с картинками о животных, попробуйте вместе с ребенком нарисовать увиденных зверей, изобразить действия некоторых из них, и т. п. Не перечислить всего того, что нужно развивать в ребенке двух-трех лет. Но не пугайтесь, дорогие родители, такому колоссальному объему информации, необходимому вашему малышу для его нормального развития, и не думайте, что у вас не хватит времени на это. Ведь все должно идти естественным путем, а когда и чем заниматься с ребенком, он сам вам будет подсказывать. Только внимательно наблюдайте за своим малышом, будьте мудры и терпеливы. А чтобы не останавливаться на достигнутом, продолжайте занятия с ребенком. В этом вам помогут развивающие упражнения. Ну и, конечно, ребенок по-прежнему нуждается в вашей любви, заботе и понимании.

Источник