Психические особенности развития ребенка в многодетной семье

Психические особенности развития ребенка в многодетной семье thumbnail

Психологические особенности многодетной семьи

Психологические особенности многодетной семьи.

В России многодетной считается семья, воспитывающая троих и более детей. К сожалению, в процентном соотношении многодетные семьи составляют всего лишь 6.6% от общей массы семей с детьми в России. Помимо демографической проблемы, которая вытекает из такого соотношения,  есть еще и психологический аспект, который влияет на психологический климат общества. В семейной системе семьи с одним-двумя детьми доминирует так называемая детская подсистема – семья живет по законам «Все лучшее детям» и является детоцентрированной. В многодетной семье превалирует родительская подсистема, и это более функциональный  и иерархически верный тип семьи.  Если сравнить  структуру недетоцентрированной семьи (когда главенствующее место в семье занимает отец, а  мать прислушивается к его мнению  и вместе они представляют собой правящую коалицию над так называемым народом – детьми), то она, эта семья, являет собой микромодель здорового государства, имеющего свое правительство. Данная форма иерархии  таким образом формирует  характер ребенка, что он становится  более адаптированным для жизни в обществе и менее эгоистичным,  чем ребенок из малодетной семьи. Для ребенка в процессе его взросления чрезвычайно важно находиться в определенных границах, получать опору от взрослых, ориентироваться на их авторитет.  Рассмотрим идеальный вариант. Отец является главой семьи, опорой, обеспечивает семью, является непререкаемым авторитетом. Мать создает в семье комфорт и тепло, прислушивается к мнению отца и не конкурирует с ним за место главы семьи. Дети подчинены родителям, прислушиваются к их мнению, живут в рамках, выставленных родителями как ориентиры для детей. Психолог Татьяна Шишова считает,  что отец в  семье должен быть строгим, а мать ласковой и лояльной, однако чтобы дети не садились матери на шею, в семье должна соблюдаться строгая иерархия и отец должен поддерживать авторитет матери и требовать от детей послушания жене. [1]

Важно сохранять хотя бы примерно такой тип ролей в семье, тогда ребенок растет в более гармоничной среде и ему потом проще адаптироваться в обществе.

Проблемы могут возникнуть от измененных ролей, например, когда мама – глава семьи,  а отец играет подчиненную роль. Мальчикам в этом случае очень сложно почувствовать себя мужчиной, так как мужские качества, получается, больше присущи маме,  а  женские  – папе. Такое положение вещей может негативно сказаться на формировании характера ребенка и на его способе строить отношения.

 Другая не совсем здоровая ситуация – когда родители живут по принципу «все лучшее – детям».  Это тоже в корне неверно  и нарушает структуру иерархии, воспитывая эгоизм у младшего поколения.  Принцип должен быть другой:  все лучшее –  родителям, как бы странно это не звучало.

Есть еще одна особенность многодетной семьи. Дети, если их трое и больше, более адаптированы к жизни в социуме,  так как за время общения с сиблингами (братьями и сестрами) обрели необходимые навыки коммуникации.

В современном мире родителям достаточно сложно стать авторитетными для своих детей, так как сегодня растет авторитет школы, которая  отбирает  все больше полномочий на воспитание ребенка, авторитетом также становятся сверстники, и, конечно, в немалой степени детское мировоззрение формируют интернет и социальные сети.    Дети из многодетной семьи,  если она благополучна, зачастую не особо нуждаются в общении со стороны ,как, например, единственные дети в семье, и меньше подвержены влиянию извне, что способствует формированию благоприятного психологического климата и поддерживает семейные ценностные ориентиры.

Семья в том случае будет благоприятной и гармоничной, когда ею руководит опытный, компетентный, любящий, демократичный взрослый член семьи. Когда в семье четко сформированы коалиции (ребенок-ребенок, муж-жена),  во главе семьи стоит родительская коалиция, а не детская. Когда у каждого члена семьи есть свое пространство. Когда семья активно вращается в социальном окружении, обменивается опытом, информацией, заводит новые знакомства и ведет активный образ жизни с учетом интересов каждого. Когда каждый член семьи чувствует эмоциональную близость друг с другом и в любой  момент сможет опереться на плечо того, кто рядом. Когда система семейного взаимодействия основана на естественной привязанности родственников, и все члены семьи обладают  умением принимать другого таким, какой он есть.

     Таким образом, многодетная семья самим фактом своего устройства поддерживает более здоровую форму иерархии в семье, ввиду того что существовать в формате многодетности с установкой на детоцентрированность очень сложно.

Однако при этом необходимо отметить, что огромная нагрузка ложится на родителей. Давайте обратимся к истории. Количество многодетных семей в советское время было, будем откровенны, не таким уж высоким. Стереотип о многодетности в связке с не- благополучностью,  к сожалению, присутствует и сейчас, однако число многодетных семей все-таки растет. Но при этом  изменилась и среда,  в которой живет и функционирует многодетная семья. По мнению психолога и многодетной мамы Екатерины Бурмистровой [2], в дореволюционной России, где многодетность была нормой,  количество взрослых на число детей было другим, требования к воспитанию и образованию детей были тоже  другими, а в  крестьянской семье были дедушки-бабушки-тетушки, которые помогали родителям.  При этом труд был не интеллектуальный и детям не требовалось особого образования, их растили как  помощников по хозяйству с ранних лет. В дворянской многодетной семье были гувернеры и прислуга для помощи родителям, и  именно они помогали качественно образовывать и воспитывать большое количество детей. Современная многодетная семья разительно отличается от прежнего варианта.  Потребности растут (всем детям надо дать образование, обуть, одеть, обеспечить жильем – об этом говорят общественное мнение и реальность жизни), а ресурсы для реализации этого проекта,  как человеческие,  так и материальные,  недостаточны. Родители в основном сами трудятся, чтобы обеспечить семью. Как правило,   работает  только отец, а мама совмещает в себе ипостаси кормилицы, няньки, гувернера, извозчика, кухарки. Ведь достаточно сложно организовать и быт и образовательный процесс в семье (школы, секции, кружки) без помощи извне. Одно дело воспитать одного ребенка и дать ему все то, что принято в обществе, другое –  троих-пятерых. Безусловно,  родители подчас испытывают большие трудности, и  в этом плане важно реально оценивать свои возможности и не стремиться к идеальности, иначе можно быстро утратить психологические ресурсы и выгореть (кстати, по статистике, многодетными родителями становятся отличники, те, для кого идеальность стоит во главе угла). Важно позаботиться о себе, возможно, в ущерб престижу очередной секции или школы, расположенной далеко от дома.

     В любом случае, можно сказать что многодетная семья – это особый случай, достойный восхищения как в плане обеспечения семьи материальными ресурсами, так и в плане процесса воспитания  – постоянно приходится проявлять дипломатические качества при улаживании в «народе» различных конфликтов.  Дети в многодетной семье разновозрастные и с разным характером, что позитивно  сказывается на межличностных отношениях.

Источник

Некоторые аспекты психологического развития ребенка в многодетной семье 

Старая немецкая поговорка гласит, что от привычки зависит характер, а уж он определяет судьбу человека. И формируется характер, стало быть, и судьба еще в раннем, детском возрасте. Чтобы избежать ошибок, проблем с воспитанием в будущем, сформировать основу для будущих успехов, надо, конечно же, учитывать психологию ребенка. Особенно, если речь о ребенке из многодетной семьи.
Первый ребенок всегда наделен максимумом внимания, заботы.

Читайте также:  Развитие ног у ребенка фото

Сколько бы ни было, потом детей в семье именно старшему читают сказки больше, чем другим, разговаривают с ним и выслушивают его. Поэтому именно старшие дети более интеллектуально развиты, успешны и легко в дальнейшем продвигаются по служебной лестнице. Они еще в раннем возрасте проявляют лидерские качества. Ведь отвечать за поведение последующих детей, помогать в уходе за ними приходится старшему ребенку. Кроме этих качеств старший ребенок всегда проявляет большую самостоятельность.

Однако расплата за такие качества тоже велика. В будущем именно такие дети склонны к самокопанию, перфекционизму и тяжко переживают любую неудачу. Они уверены, чтобы не случилось в любых жизненных ситуациях, в семье несут ответственность именно они. Отсюда другая отрицательная черта – попытка всегда и всё контролировать. Уязвим старший ребенок и физиологически. Прежде всего, он подвержен различным аллергическим реакциям, болезням ЖКТ. Ведь именно особый уход за первенцем приводит к тому, что его оберегают от любой грязи, инфекции. Его постоянно купают, чистят, следят за тем, чтобы он не тянул в рот всякую “каку”. В итоге иммунная система первенца не в состоянии в дальнейшем хоть как-то сопротивляться болезням и инфекциям.

Средний ребенок находится, образно говоря, между молотом и наковальней. С одной стороны, ему приходится подчиняться старшему или старшим детям, с другой стороны на него частенько возлагают заботу о последующих детях. А так как он выпадает из внимания родителей, дабы привлечь к себе внимание средний ребенок порой проявляет завидную креативность. Но пониженное внимание к его персоне зачастую играет на руку, ведь никто от среднего не ждет такой же ответственности и воплощения родительских надежд как от старшего. Они сильны на выдумку, лучше других находят выход из сложных ситуаций. Среди них больше всего музыкантов, артистов, людей богемы. А метание от старшего ребенка к младшему порождает другую положительную сторону среднего ребенка, его способность к улаживанию сложных ситуаций, манипулированию людьми. Отсюда прямая дорогая в политику.

Но постоянные попытки самоопределения в семье неизбежно приводят к депрессии и ощущению ненужности. И чем больше младших детей будет в семье, тем серьезнее психологические проблемы среднего ребенка. Когда же он станет взрослым, подобная психологическая травма выльется в депрессию. Вместе с тем именно из средних получаются лучшие родители, ведь их дипломатичность позволяет легко разрешать семейные проблемы, чувствовать проблемы своих детей.

Младших детей холят и лелеют как в свое время старших, им многое простительно, их проступки вызывают умиление, а не гнев. Более того, за шалости, совершенные младшими детьми, как правило, несут ответственность средние и старшие дети. Это играет им на руку, позволяя резвиться, как им хочется, однако с другой стороны они ощущают себя ненужными, отверженными. Ведь родители не принимают их всерьез, а остальные дети вымещают на них свою ревность и злость из-за возлагаемой ответственности. Развивающееся чувство авантюризма у младших с одной стороны позволяет им реализоваться себя в бизнесе, в спорте. Негативная сторона повышенной предрасположенности к риску – возможность ухода “в отрыв”, развитию различных зависимостей. Кроме того, сексопатологами замечено, что младше дети в семье раньше остальных сексуально взрослеют. Отсюда ранняя половая жизнь, аборты.

Источник

метки: Ребенок, Многодетный, Социальный, Исследование, Проблема, Психологический, Личность, Условие

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 6

1.1 Теоретический анализ основных исследований психологических особенностей детей из многодетных семей. 6

1.2 Проявление психологических особенностей детей из многодетных семей в учебной деятельности. 15

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1.26

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ.. 27

2.1. Содержание основных этапов эмпирического исследования. 27

2.2 Анализ, обобщение и интерпретация результатов исследования. 32

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.35

2.3 Учёт психологических особенностей детей из многодетных семей в деятельности учителя. 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 41

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.44

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.46

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.49

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время проблема психофизического благополучия детей в условиях семьи и дошкольного учреждения приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.

Современные ситуации в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила положение семьи среди основных тенденций преобразования, которые претерпевает современная семья, отмечается: изменение её функций, сокращение размеров, изменение типа главенства. Распад нормативной системы многодетного родительства привело к широкому распространению норм малодетности.

В современных условиях семья, имеющая трех и более детей, относится к многодетным семьям.

На первый взгляд, самой актуальной проблемой многодетной семьи является проблема экономического плана, бюджета семьи. Но существуют не менее важные вопросы, относящиеся к проблеме развития детей в многодетной семье.

7 стр., 3224 слов

Работа социального педагога с многодетной семьей

Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» РЕФЕРАТ на тему «Работа социального педагога с многодетной семьей» студентки 3 курса 4 группы Лойко Марины Иосифовны Гродно 2010 г. Содержание Введение—————————————————————————————-3 1. Многодетная …

Психологи и педагоги напоминают, что для ребенка лучше, если он в семье не одинок, а окружен братьями и сестрами — у него больше шансов избежать детского аутизма, неврозов, страхов, нездорового эгоцентризма, зацикленности на себе. Но вместе с тем, нужно отметить, что многодетность может быть и фактором риска психического здоровья детей в семье, так как между ними может развиться соперничество, негативные отношения друг к другу, последствия которых отрицательно влияет на личность детей.

В семье, где возникают проблемы взаимоотношений детей, родители по своему их решают, или же не прилагают никаких усилий для налаживания их общения. Как справедливо замечено многими учеными-исследователями (Г.Т. Хоментаускас, Адель Фабер, Элен Мазлин, А.Я. Варга, В.Н. Котырло, В.Г. Нечаева и т.д.), основной причиной негативных отношений детей является неправильная позиция в отношении своих детей именно родителей, которая и определяет тип воспитание в семье.

Научная новизна исследования состоит в теоретическом анализе психологических особенностей детей из многодетной семьи; в изучении и использовании прогрессивного опыта народной педагогики в условиях многодетной семьи.

Методологической основой исследования является — учение о влиянии семьи как социальной среды на развитие личности; теория развития личности; положение о педагогизации семейно-бытовой микросреды; положение о самоорганизующей сущности личности ребенка.

Практическая значимость исследовательской работы заключается в оптимизации семейного воспитания путем выработки рекомендаций для родителей и педагогов в условиях многодетной семьи; в выяснении взаимосвязи стиля воспитание с личностными качествами детей.

Теоретическая значимость исследования содержится в социально-психологическом анализе многодетной семьи и влияние ее на учебную деятельность детей.

Объектом исследования определили психологические особенности детей в многодетной семье.

Предметом исследования — процесс учебной деятельности и формирование у детей в многодетных семьях самостоятельности, настойчивости и самооценки.

5 стр., 2410 слов

Роль отца в системе социального воспитания детей в семье

Содержание Введение…………………………………………………………….. 4-6 Глава 1 Теоритические аспекты проблемы………………………. 7-20 1.1 Социальный портрет отца-одиночки…………………………. 7-10 1.2 Социальные проблемы отцов-одиночек……………………… 10-15 1.3 Нормативно-правовая база в области социальной защиты неполной семьи…………………………………………………………… 16-20 Глава 2 Роль отца в системе социального воспитания детей в семье …

Читайте также:  Упражнения для развития речи у ребенка школьного возраста

Гипотеза — в многодетной семье дети имеют свои психологические особенности, проявляющиеся в учебной деятельности, а именно: более низкую самооценку по сравнению с другими детьми, более высокую самостоятельность и низкий уровень воли и настойчивости.

Супружеские отношения являются одним из главных факторов, влияющих на психологический микроклимат в семье. Следовательно, они обусловливают стиль воспитания, характер системы отношений и “родители – ребенок”, эта система, в свою очередь, определяет особенности другой системы отношений в семье – “ребенок — ребенок”.

Без самостоятельности каждого невозможна совместная жизнь людей, их быт, труд, экономические, культурные отношения. Самостоятельность позволяет человеку устанавливать с другими людьми подлинно гуманные отношения, основанные на взаимном уважении и взаимопомощи.

Исходя из данной гипотезы мы определили цель исследования – выявить психологические особенности детей из многодетных семей, и учесть эти особенности в работе педагога.

Задачи исследования:

1. Теоретически проанализировать основные исследования психологических особенностей детей из многодетных семей.

2. Определить, в чем проявляются психологические особенностей детей из многодетных семей в учебной деятельности.

3. Провести эмпирические исследования психологических особенностей детей из многодетных семей

4. На основе полученных данных разработать рекомендации для педагогов и учителей.

Методы исследования:

1. Анализ психолого — педагогических, социально-психологических трудов по теме исследования.

2. Наблюдение.

3. Тестирование.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, семья является ведущим социальным институтом, чье воздействие на психику человека является несомненным. Сегодня все чаще можно увидеть неспособность родителей выполнять родительские функции, повышенную агрессивность, неумение понимать проблемы ребенка и интересоваться ими и т.п. Особенно важна поддержка семьи для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Известно, что каждый период развития ребенка характеризуется определенной ведущей деятельностью и именно через становление этой деятельности реализуется возрастной потенциал развития ребенка. Именно поэтому значение учебной деятельности в младшем школьном возрасте является важным. Семья, согласно анализу теоретических данных, может оказывать существенное влияние на формирование этого вида деятельности.

5 стр., 2318 слов

Социально-педагогическая деятельность при усыновлении ребенка

… данный ребенок в семье, школе, коллективе; выявления причин возникновение социально-личностно-эмоциональных нарушений. Основными видами деятельности являются: … биографии семьи, личности, а также социальная история микрорайона, диагностика социальной среды. Любое исследование начинается … где возникает множество проблем за пределами учебного процесса. Содержание работы социального педагога представляет …

В данной работе мы рассматривали особенности влияния многодетной семьи на формирование учебной деятельности младших школьников. Учебная деятельность – это вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями.

Учебная деятельность, представляющая собой основную форму включения в общественное бытие людей в возрасте от 6—7 до 22—23 лет, характеризуется спецификой предметного содержания и внешней структуры, в которых особое место занимает учебная задача и учебные действия по ее решению.

Учебная деятельность в своих истоках закладывается внутри семьи, в процессе выполнения бытовых действий, во взаимодействии с членами семьи. Чем больше внимания оказывает семья ребенку, тем успешнее происходит становление ученика как субъекта учебной деятельности. Если семья несет в себе негативный педагогический потенциал, о развитие учебной деятельности существенно затрудняется, о чем свидетельствует феномен педагогической запущенности.

Пересматривая отношение к ученику, как объекту обучения и воспитания, педагог должен выявить причины отклонений в семейных отношениях и умело помогать семье в становлении личности ребенка. Он должен организовать социально-педагогическую защиту, которая позволяет найти оптимальные пути интеллектуального и личностного развития учащихся, соединить звенья совместной работы учителя и родителя. Но при этом главной задачей педагога остается помощь семье и учителю в привитии учащимся определенных навыков, умений. Для этого необходимо разработать и осуществить систему взаимосвязанных мероприятий по подготовке учителей и родителей к работе с детьми младшего школьного возраста.

Систему таких мероприятий необходимо разрабатывать с учетом некоторых особенностей учебно-воспитательного процесса в начальном звене школы на современном этапе.

Результаты экспериментального исследования показали, что становление учебной деятельности в большой степени зависит от типа семьи, в которой воспитывается ребенок.

Было выявлено, что на развитие компонентов учебной деятельности оказывает влияние число детей в семье. Дети из многодетной семьи испытывают больше трудностей в учебе, чем дети из обычных семей.

В заключении, результаты и положения нашего исследования позволили сделать следующие выводы:

1. Необходимо тщательное изучение семей ( в первую очередь нравственно-психологического климата в них, педагогической просвещенности родителей ).

2. Эффективность «домашнего воспитания» заключается в создании в семье благополучной обстановки, при которой родители относятся друг к другу и детям с любовью доверием и уважением. Достижение этой цели возможно путем повышения педагогической культуры родителей, их авторитета в семье с учетом национальных, региональных и других особенностей.

3. Основа решения проблемы качественной социализации личности в семье, мы считаем в устранении причин которые приводят к созданию конфликтных ситуаций между родителями и детьми. Эта задача решается путем оказания семье действенной педагогической помощи.

4. Деятельность педагога в начальном звене школы оказывает положительное влияние на организацию сотрудничества семьи и школы путем совершенствования социально-педагогической направленности деятельности педагогического коллектива.

В ходе исследовательской работы была подтверждена ранее выдвинутая гипотеза: в многодетной семье дети имеют свои психологические особенности, проявляющиеся в учебной деятельности, а именно: более низкую самооценку по сравнению с другими детьми, более высокую самостоятельность и низкий уровень воли и настойчивости.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акимова М. К., Гуревич К. М., Зархин В. Г. Диагностика индивидуально-психологических различий в обучении // Вопр. психол. — 1984. -№ 6. — С. 71-78.2.

2. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт. — М.: Просвещение, 1987.

3. Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. //Психо-логический журнал, 1992. Т.13 №5.

4. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.-М., 1972.

5. Балакирев В.П. Отрицательные переживания у детей. — М., 1996.

6. Бернс. Развитие Я-концепции и воспитание. –М., 1990.

7. Бодалев А.А. Личность и общение. — М., 1989.

8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1998.

9. Бурбо Л. Отношения родитель — ребенок. — Киев, 2002.

10. Брайн Ш. Тесты для детей. — Тюмень, 1996.

11. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. — М., 1990.

12. Бычкова С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников. — М.: Аркти, 2003.

13. Божович Л.И. Проблемы формирования личности /под ред. Д.И. Фельдштейна. -М., 1995.

14. Блага К., Шебек М. Я — твой ученик, ты — мой учитель. — М.: Просвещение, 1991.

15. Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. — М.: АПН РСФСР, 1959.

16. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев: «Наукова думка», 1989.

17. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. Гамезо и др. — М.: Просвещение, 1984

18. Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. (Для школьных психологов).

Библ. развивающего обучения. Вып. 12. — Томск: Пеленг, 1993.

19. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. — М., 2002.

20. Вердербер Р. Психология общения. — СПб., 2003.

21. Вроно Е. Пойми своего ребенка. — М., 2002.

Читайте также:  Влияние шахмат на развитие ребенка исследовательская работа

22. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.

23. Венгер А. Л.К проблеме опосредствования эмоциональных оценок. Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Симферополь, 1983.

24. Выготский Л.С. Педагогическая психология. –М., 1991.

25. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? — М.: Профиздат, 1992.

26. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Орлова Л. М. Младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. — М.: МГОПУ, 1995.

27. Давыдов В. В. .Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопр. психол. 1991. № 6. С. 5 – 14.

28. Джемс В. Психология. Часть II СПб: Изд-во К.Л. Риккера, 1911. С.323—340

29. Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни. — М.: Просвещение, 1990.

30. Зинченко С. Н. Почему детям бывает трудно учиться. — Киев: Рад. школа, 1990.

31. Запорожец А.В. Принцип развития в психологии. М., 1978.

32. Захаров А.И. Неврозы у детей. СПб., 1996.

33. Изард К. Эмоции человека: [Пер. с анг.] /Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е.Ольшанниковой.- М.:Изд-во МГУ, 1980г.

34. Йемов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб, заведений: В 2 кн. Кн.2. Психология образования. М., 1994.

35. Ковалев С.В. Психология современной семьи. — М.: Просвещение, 1988.

36. Кон И.С. Ребенок и общество. — М., 1998.

37. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1996.

38. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. — М., 1997.

39. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М., 1983.

40. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А. Карпенко; под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М.,с.195

41. Клюева Н. В. Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.- 240 с., ил.

42. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.-208 с., ил.

43. Локалова Н. П. Слабоуспевающие школьники: психологическое изучение и коррекционная работа с ними // Начальная школа. — 1992. — № 12. — С. 59-61, 69.

44. Макаренко А.С. Книга для родителей. — Л.: Лениздат, 1981.

45. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. — М.: Педагогика, 1984.

46. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. — М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995г. -576с.

47. Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно – психологическое исследование с элементами математической статистики – 3-е изд. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998. – 632 с.

48. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.

49. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. — М.: ТЦ «Сфера», 1996.

50. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних спец. учебн. заведений / Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: ТЦ «Сфера», 1997.

51. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М.: Владос, 1996.

52. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. — М.: Просвещение, 1991.

53. Спиваковская А.С. Как быть родителями: (о психологии родительской любви).

— М.: Педагогика, 1986.

54. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучий: Книга для учителей дифференцированных классов / Под ред. Ю. З. Гильбуха. — Киев: Випол, 1993. Сер. «Учитель и психодиагностика». № 13.

55. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Просвещение. 1991.

56. Хоментскаус Г.Т. Семья глазами ребенка. — М.: Педагогика, 1990.

57. Чупров Л. Ф. Типы семейного воспитания как основа педагогического потенциала семьи в нравственном воспитании школьников. // Совершенствование идейно-воспитательной работы в школе (Сб. научных статей) / Отв. ред. С. П. Ултургашев. — Абакан: АГПИ, 1991. — С. 120-126.

58. Чупров Л. Ф., Трещев А. М. Учет педагогического потенциала семьи в воспитании школьников // Актуальные проблемы современной советской и зарубежной педагогики. — М.: АПН СССР, 1988. — С. 73-77.

59. Шилова Т. А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении: Книга для учителя и школьного психолога. — М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1995.

60. Шумакова Н.Б. Влияние представлений родителей об обучении на развитие одаренности у детей. //Вопросы психологии. – 2004. — N 2 — С.119-127.

61. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. — М.: Санкт-Петербург: Фолиум, 1996.

62. Эльконин Д. Б. Обучение и умственное развитие в младшем школьном возрасте // Эльконин Д. Б. Избр. психол. тр. — М.: Педагогика, 1989.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Таблица 1. Самооценка детей из многодетных семей

Фамилия

Оценка учителя

Выбор оценки ученикомКол-во детей в семье

Самооценка

1. Ахромцев С.433Заниженная
2. Белова Н.453Завышенная
3.Дубинянская А.544Заниженная
4. Железняк А.343Завышенная
5. Коваленко А.454Завышенная
6. Коваленко В.454Завышенная
7. Коваль Ю.453Завышенная
8. Маковей И.454Завышенная
9. Пейков Г455Завышенная
10. Сары С.454Завышенная

Таблица 2. Самооценка детей из обычных семей

ФамилияОценка учителяВыбор оценки ученикомКол-во детей в семьеСамооценка
1.Водомирский А.441Адекватная
2. Вуйков М.442Адекватная
3.Голубева Т.552Адекватная
4. Дорошенко Д.552Адекватная
5. Зайцева А.432Заниженная
6. Коробаев М.541Заниженная
7.Ларчук Т.451Завышенная
8. Лупан Е.442Адекватная
9. Маковей П.542Заниженная
10.Мельник А.542Заниженная

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Матрица уровня самостоятельности детей из обычных семей

ФамилияИграТрудНравственная саморегуляция
1.Водомирский А.IIIIIII
2. Вуйков М.IIIIIIIII
3.Голубева Т.IIIIIII
4. Дорошенко Д.IIIIII
5. Зайцева А.IIIIIII
6. Коробаев М.IIIIII
7.Ларчук Т.IIIIII
8. Лупан Е.IIIIIIII
9. Маковей П.IIII
10.Мельник А.IIIII

Матрица уровня самостоятельности детей из многодетных семей

Фамилия

Игра

Труд

Нравственная

саморегуляция

1. Ахромцев С.IIIIII
2. Белова Н.IIIIIIII
3.Дубинянская А.IIIIIIIII
4. Железняк А.IIIIII
5. Коваленко А.IIIIIII
6. Коваленко В.IIIII
7. Коваль Ю.IIIIII
8. Маковей И.IIIIIII
9. Пейков ГIIIII
10. Сары С.IIII

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Рис.1 Диаграмма сравнения результатов в группах детей из различных семей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Таблица 3.

Показатели настойчивости по методике «Чистописание» детей из многодетных семей

Ф.И.О.Кол.-во знаков
1. Ахромцев С.607
2. Белова Н.41
3.Дубинянская А.209
4. Железняк А.63
5. Коваленко А.150
6. Коваленко В.47
7. Коваль Ю.238
8. Маковей И.160
9. Пейков Г180
10. Сары С.548

Таблица 4.

Показатели настойчивости по методике «Чистописание» детей из обычных семей

Ф.И.О.Кол.-во знаков
1.Водомирский А.702
2. Вуйков М.43
3.Голубева Т.407
4. Дорошенко Д.65
5. Зайцева А.152
6. Коробаев М.93
7.Ларчук Т.398
8. Лупан Е.190
9. Маковей П.210
10.Мельник А.678

Источник