Психические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
Дети дошкольного возраста требуют большего внимания к себе, хотят, чтоб их больше любили, понимали, относились, как к другу и партнёру. У детей дошкольного возраста интенсивно развивается речь. Хотя интенсивность этого развития зависит от его условий жизни. Количество употребляемых слов с 3 до 6 лет увеличивается в три раза. Ребёнок точно улавливает речь взрослых. Он создаёт свои слова, которые очень сходны с грамматикой слов родного языка[1].
Чаще всего дети дошкольного возраста не очень конфликты. По крайней мере, не будут этого делать без особого повода. Однако не стоит забывать, что ребёнок в этот период всё-таки очень эмоционален. По сравнению с более ранним периодом дети этого возраста более сдержаны в эмоциональных реакциях. Они уже переживают не из-за того, что происходит сейчас, но и может произойти в будущем, либо уже произошло.
У детей дошкольного возраста формируется не только самооценка, но и самоидентификация и чувство «Я». Ребёнок осознаёт половые различия. Он идентифицирует себя, как мальчик или девочка.
Психологи называют несколько основных факторов, которые влияют на формирование самооценки и самосознания у ребенка. Среди них:
- полученный опыт коммуникации со взрослыми;
- полученный опыт коммуникации со сверстниками и детьми других возрастов;
- личностный опыт;
- уровень умственного развития.
В процессе формирования адекватного самовосприятия у детей дошкольного возраста ключевую роль играет общение со взрослыми. Под влиянием родителей они накапливают различные знания, усваивают те или иные модели поведения, формируют целостное восприятие себя и своей роли в окружающем обществе. Таким образом, именно в дошкольном периоде закладывается определенный тип самооценки, что в дальнейшем влияет на весь процесс становления личности. Задачей родителей на этом этапе является[2]:
- предоставление ребенку информации о наличии у него индивидуальных личностных особенностей;
- формирование оценки его поведения и результатов деятельности;
- моделирование системы ценностей и социальных норм, которые в дальнейшем станут ориентирами для поведения в обществе;
- развитие у ребенка умения анализировать собственные действия, сравнивая их с поступками окружающих.
Для дошкольников взрослые являются самыми авторитетными лицами, мнение которых невозможно оспорить. В младшем детском возрасте дети некритично относятся к оценочным суждениям взрослых в силу отсутствия индивидуального опыта и низкого уровня самосознания. Знания, полученные собственными силами, являются неустойчивыми и могут быть полностью разрушены под действием авторитета взрослых.
Новообразованием дошкольного возраста в 5-7 лет (средний дошкольный возраст) становится индивидуальный опыт, полученный в ходе той или иной деятельности. На этом этапе развития все оценочные суждения взрослых ребенок активно сравнивает с собственным восприятием окружающего мира. В случае возникновения противоречий дети выражают явный или скрытый протест, что является признаком обострения кризиса 6-7 лет. Как правило, в этом периоде суждения дошкольника о себе бывают ошибочными в силу отсутствия способностей к глубокому самоанализу.
Важная характеристика детей старшего дошкольного возраста – словесное приобщение к той или иной категории людей. Так, например, родители, называющие своего ребенка красивым или умным, автоматически относят его к социальной группе, обладающей определенным набором привлекательных черт или умственных характеристик. Такие словесные обозначения откладываются в сознании ребенка, поэтому суждения взрослых переходят в категорию его собственных знаний о себе. Составленный образ может быть как положительным, так и отрицательным, что формирует дальнейшее поведение ребенка в обществе.
Ответственность за формирование у ребенка дошкольного возраста адекватного представления о себе лежит в большей степени на родителях. Как правило, представление о детской модели поведения формируется еще на этапе беременности, что и провоцирует выбор того или иного стиля воспитания в семье. Таким образом, характеристика ребенка дошкольного возраста формируется у родителей под влиянием их собственных представлений о том, каким он должен быть. Дети же воспринимают себя так, как это им диктуют родители. Еще одним фактором формирования личности в дошкольном возрасте являются правило морали и нравственности, которые существуют в окружающем мире. Ребенок получает систему идеалов и эталонов, на которые необходимо равняться. Учитывая это, у дошкольников формируются:
- определенные планы, необходимые к выполнению;
- четкие стандарты выполнения поставленных задач;
- обобщенные и индивидуальные цели.
Психологической особенностью детей дошкольного возраста является их стремление немедленно осуществить все намеченные планы. Если эти задания являются реально выполнимыми и соответствуют текущим возможностям ребенка, достижение цели формирует позитивное самосознание. В случае, когда поставленной цели не получается достичь, дошкольник ощущает снижение самооценки, вследствие чего у него формируется негативное восприятие себя. В такой ситуации противопоказана дополнительная критика со стороны родителей. Их задача – помочь справиться с возникшей проблемой или объяснить невозможность достижения поставленных задач. Однако развитие личности в дошкольном возрасте не должно происходить и под девизом вседозволенности и восхищения ребенком. Формирование неадекватно завышенной, как и заниженной самооценки, приводит к отсутствию у детей умения реально оценивать и анализировать свои способности, а также контролировать собственное поведение и поступки[3].
Еще одним фактором формирования самосознания у дошкольников является опыт коммуникации со сверстниками. Если в раннем дошкольном возрасте решающую роль играет опыт родителей и других взрослых, а мнение сверстников частично или полностью игнорируется, то на последующих этапах оно приобретает все большее значение.
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста находится под влиянием группы людей, а именно сверстников. Так, ярким примером детского конформизма является отказ носить определенные вещи, которые вызывают негативную реакцию у его приятелей на детской площадке или в детсадовской группе. Старший дошкольный возраст характерен значительным расширением индивидуального опыта у ребенка, когда он уже может самостоятельно оценивать поступки и поведение других людей. Адекватное восприятие тех или иных действий возможно, только если они не противоречат собственному опыту дошкольника.
Умение формировать адекватное представление о себе, а также о поведении других членов общества – это один из первых переходных периодов в психологической характеристике дошкольного возраста. Таким образом, правильное психическое развитие детей дошкольного возраста возможно только при наличии следующих факторов:
Оптимизации отношений между ребенком и родителями. Детям необходима атмосфера любви, уважения к его индивидуальным способностям, проявление заботы и заинтересованности его достижениями. В то же время, воспитательный процесс должен быть последовательным и в меру требовательным.
Построения отношений ребенка с его сверстниками. При нарушениях полноценности общения с коллективом необходимо сразу же выяснить причину сложившейся ситуации и помочь ребенку уверенно чувствовать себя в группе сверстников.
Обогащения индивидуального опыта. Накапливание опыта происходит быстрее при наличии возможностей для различных видов деятельности. Родителям необходимо обеспечить дошкольнику пространство для самостоятельных действий, с помощью чего он сможет проверить собственные умения и сформировать мнение о себе.
Развития аналитических способностей. Посредством внутреннего анализа ребенок получает представление о причинах собственных переживаний, действий и поступков.
Задача родителей – научить дошкольника адекватно оценивать свое поведение, помогать находить ошибки и пути их исправления. Особенностью развития детей дошкольного возраста является тот фактор, что формирование положительного самосознания происходит лишь в том случае, если родители дают ребенку уверенность в успешном результате его начинаний, даже когда изначально они связаны с определенными трудностями.
В 6 – 7-летнем возрасте происходит развитие памяти, которая становится более произвольной и управляемой. Под влиянием школьного обучения память начинает развиваться в двух направлениях: увеличивается объем словесно-логического запоминания и происходит самостоятельная регуляция запоминания и воспроизведения[4].
Дети старшего дошкольного возраста осваивают семиотическую функцию (способность к образованию понятий, замене конкретного предмета его символом и т. д.), что, по мнению Н.Г. Салминой, жизненно необходимо для дальнейшего школьного обучения. Ступень развития этой функции характеризует уровень интеллектуального развития ребенка.
Важной характеристикой 7-летнего ребенка является креативность. Ребенок способен создать новый рисунок, конструкцию, образ, которые отличаются оригинальностью, вариативностью и гибкостью. Детям этого возраста присущи познавательный интерес, любопытство.
По мнению Кураева Г.А., в старшем дошкольном возрасте развиваются основные познавательные процессы. Продуктивные образы-представления как новая комбинация знакомых элементов появляются у детей после 7-летнего возраста, и развитие этих образов связано, с началом обучения в школе.
Таким образом, дошкольный возраст характеризуется активным развитием и совершенствованием познавательных процессов ребенка, особенно памяти, они приобретают все более произвольный характер в связи с возникновением у него новых социальных отношений и новой ситуации развития. Активно развивается самооценка ребенка, на которую теперь значительным образом влияют успехи и новые взаимоотношения. У старшего дошкольника меняется ведущий вид деятельности, полностью меняется общение со сверстниками и взрослыми. Они становятся для него равными в области получения информации, складывается тенденция к построению партнерских отношений, тем не менее, родительский контроль все еще остается достаточно сильным. Также меняется мировоззрение ребенка, перестраивается под учебную деятельность вся психическая активность ребенка.
[1] Смирнова Е.О. Психология ребенка / Е.О. Смирнова. – М.: Школа-Пресс, 2004 – С. 43
[2] Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2009. – С. 212
[3] Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / Под ред. Д.И. Фельдштейна, М.М. Безруких. – М.: МПСИ, 2009. – С. 325
[4] Солдатов Д.В. Динамика мотивов у детей старшего дошкольного возраста / Д.В. Солдатов // Психолог в детском саду. – 2001. – № 3–4. – С. 30–34.
Источник
3
Вопрос № 18
Особенности
психического развития детей дошкольного
возраста
Дошкольный возраст заканчивается
поступлением ребенка в школу. То есть
3-6,7 лет.
В результате кризиса 3-х лет происходит
психологическое отделение ребенка от
взрослого, что создает предпосылки для
создания новой социальной ситуации
развития. Расширяются рамки семьи
(теперь есть еще и улица, город) и ребенок
открывает для себя мир человеческих
отношений.
Потребность в общении со взрослыми и
сверстниками определяет становление
личности ребенка. В этом возрасте ведущим
средством общения становится речь.
Младшие дошкольники задают тысячи
вопросов. Выслушивая ответы, ребенок
требует, чтобы взрослый всерьез относился
к нему как к товарищу, партнеру. Такое
сотрудничество получило название
познавательного общения. Если
ребенок не встречает такого отношения,
у него возникают негативизм и упрямство.
В дошкольном возрасте возникает и другая
форма общения — личностная,
характеризующаяся тем, что ребенок
активно стремится к обсуждению со
взрослым поведения и поступков других
людей и своих собственных с точки зрения
нравственных норм.
К старшему дошкольному возрасту в
совместной деятельности дети уже
осваивают следующие формы сотрудничества:
чередуют и согласовывают действия;
совместно выполняют одну операцию;
контролируют действия партнера,
исправляют его ошибки; помогают партнеру,
выполняют часть его работы; принимают
замечания партнера, исправляют свои
ошибки. В процессе совместной деятельности
ребята приобретают опыт руководства
другими детьми, опыт подчинения.
Центром социальной ситуации является
взрослый как носитель общественной
функции (взрослый – мама, врач и т.д.). В
тоже время ребенок не в состоянии реально
участвовать в жизни взрослых. Данное
противоречие разрешается в игре,
как в ведущей деятельности. Это
единственная деятельность, которая
позволяет смоделировать жизнь взрослых
и действовать в ней.
Игра, как ведущая деятельность в
дошкольном возрасте.
Игра – ведущий вид деятельности
ребенка дошкольного возраста. Предметом
игровой деятельности является взрослый
человек как носитель определенных
общественных функций, вступающий в
определенные отношения с другими людьми,
использующий в своей деятельности
определенные правила.
Виды игр не возникают спонтанно, они
возникают одна за другой, медленно
сменяя друг друга.
Предметная игра. Этап предметной
игры связан преимущественно с овладением
специфическими функциями предметов,
еще недоступных ребенку в практической
деятельности («кормить куклу», «резать
хлеб»).
Сюжетно-ролевая игра. В этой игре
дети воспроизводят человеческие
отношения и роли.
Игры с правилами. Они появляются к
концу дошкольного возраста. В них роль
отходит на второй план и главным является
четкое выполнение правил (подвижные
спортивные игры, настольные игры).
Компоненты игры (Д.Б.Эльконин):
Игровые условия – это участвующие в
игре дети, куклы, другие игрушки и
предметы.Сюжет – это та сфера действительности,
которая отображается в игре.Содержание игры – это те моменты в
деятельности и отношениях взрослых,
которые воспроизводятся ребенком.
Ребенок 3-4 лет может посвятить игре
10-15 минут. 4-5 лет игра может продолжаться
40-50 минут. А старшие дошкольники могут
играть в игру по несколько часов или
даже по нескольку дней.
Роль игры в развитии психики ребенка.
1) В игре ребенок учится полноценному
общению со сверстниками.
2) Учиться подчинять свои импульсивные
желания правилам игры. Появляется
соподчинение мотивов – «хочу» начинает
подчинятся «нельзя» или «надо».
3) В игре интенсивно развиваются все
психические процессы, формируются
первые нравственные чувства (что плохо,
а что хорошо).
4) Формируются новые мотивы и потребности
(соревновательные, игровые мотивы,
потребность в самостоятельности).
5) В игре зарождаются новые виды
продуктивной деятельности (рисование,
лепка, аппликация)
Развитие психических функций.
Центральное новообразование дошкольного
возраста – соподчинение мотивов.
Другими важнейшими новообразованиями
является сформированная правильная
речь, развитая произвольная память,
начинает развиваться непроизвольная
память, наглядно-образное мышление,
творческое воображение, расширение
круга эмоций, формирование плана
действий.
Восприятие. Утрачивает аффективный
характер. Восприятие становится
осмысленным, целенаправленным и
анализирующим. Это возраст «почемучек».
В нем выделяются произвольные действия:
наблюдение, рассматривание, поиск. На
вопросы надо отвечать, ни в коем случае
нельзя блокировать этот интерес. Дети
знают основные цвета и их оттенки, могут
описать предмет по форме и величине.
Они усваивают систему сенсорных эталонов
(круглый как яблоко).
Мышление. Для дошкольного
возраста характерен переход от
наглядно-действенного к наглядно-образному
мышлению. Мышление и восприятие связаны
настолько тесно, что говорят о
наглядно-образном мышлении, наиболее
характерном для дошкольного возраста.
Память. Дошкольное детство –
возраст, наиболее благоприятный
(сензитивный) для развития памяти. Пока
память непроизвольна, то есть ребенок
не ставит цели запомнить какой-либо
материал. Ребенок запоминает информацию
тогда, когда он ее переживает. Если ему
читают сказку, то он сопереживает герою
этой сказки (потом он рисует, отвечает
на вопросы) + ребенок запоминает. В этом
возрасте развита механическая память,
то есть путем многократных разнообразных
повторений материала, ребенок запоминает.
В среднем дошкольном возрасте (между 4
и 5 годами) начинает формироваться
произвольна память.
Развитие личности.
Эмоциональная сфера. Характерна
спокойная эмоциональность, отсутствие
сильных аффективных вспышек и конфликтов
по незначительным поводам. Если раньше
эмоциональность ребенка зависела от
конкретной ситуации, в которой он
находится, то теперь ребенок может
отвлечься от непосредственной ситуации
и у него возникают переживания.
Мотивационная сфера. Развивается
соподчинение мотивов. У ребенка
развивается самосознание (изучение
самого себя, своих потребностей,
способностей, возможностей, переживаний,
мыслей и т.д.)
Самосознание. Активное формирование
самосознание начинается только к концу
дошкольного возраста благодаря
интенсивному интеллектуальному и
личностному развитию.
Имя – это отношение к своему
собственному имени. В этот период ребенок
идентифицирует себя не только с именем,
но и с фамилией (как неким отличительный
признак). Ребенок любит, когда его
называют уменьшительно-ласкательными
именами. Но это изменится, когда он
пойдет в школу.
Притязание на признание – это
желание ребенка быть признанным,
уважаемым другими людьми, то есть он
хочет, чтобы его считали личностью. В
рамках притязания на признание можно
говорить о самооценке. Это возраст
завышенной самооценки: ребенок хочет
играть самые главные роли, так как он
хороший и лучше справится. Высокие
ожидания от окружающих. Сначала ребенок
учится оценивать действия других детей,
а потом уже и самого себя. К 7 годам у
большинства детей самооценка становится
более адекватной.
Психологическое время личности –
это отношение человека к прошлому,
будущему и настоящему времени. Дети
достаточно плохо помнят период раннего
детства. Настоящее: он живет сегодняшним
днем, но ребенок уже начинает воображать
себя представителем какой-либо редкой
профессии. То есть пока не особо понимает,
что такое будущее.
Половая идентификация – это
идентификация себя с тем полом, к которому
человек принадлежит биологически.
Ребенок осознает себя как мальчика или
как девочку в этом периоде. Они приобретают
представление о стиле поведения того
или иного пола. Дети начинают проявлять
те качества, которые свойственны тому
или иному полу. ПРИМЕР: Если мальчик
в 6 лет зарыдал – над ним начинают
смеяться и обзывать «девченкой».
Источник