Психические особенности развития ребенка дошкольного возраста шпаргалка
Дети дошкольного возраста требуют большего внимания к себе, хотят, чтоб их больше любили, понимали, относились, как к другу и партнёру. У детей дошкольного возраста интенсивно развивается речь. Хотя интенсивность этого развития зависит от его условий жизни. Количество употребляемых слов с 3 до 6 лет увеличивается в три раза. Ребёнок точно улавливает речь взрослых. Он создаёт свои слова, которые очень сходны с грамматикой слов родного языка[1].
Чаще всего дети дошкольного возраста не очень конфликты. По крайней мере, не будут этого делать без особого повода. Однако не стоит забывать, что ребёнок в этот период всё-таки очень эмоционален. По сравнению с более ранним периодом дети этого возраста более сдержаны в эмоциональных реакциях. Они уже переживают не из-за того, что происходит сейчас, но и может произойти в будущем, либо уже произошло.
У детей дошкольного возраста формируется не только самооценка, но и самоидентификация и чувство «Я». Ребёнок осознаёт половые различия. Он идентифицирует себя, как мальчик или девочка.
Психологи называют несколько основных факторов, которые влияют на формирование самооценки и самосознания у ребенка. Среди них:
- полученный опыт коммуникации со взрослыми;
- полученный опыт коммуникации со сверстниками и детьми других возрастов;
- личностный опыт;
- уровень умственного развития.
В процессе формирования адекватного самовосприятия у детей дошкольного возраста ключевую роль играет общение со взрослыми. Под влиянием родителей они накапливают различные знания, усваивают те или иные модели поведения, формируют целостное восприятие себя и своей роли в окружающем обществе. Таким образом, именно в дошкольном периоде закладывается определенный тип самооценки, что в дальнейшем влияет на весь процесс становления личности. Задачей родителей на этом этапе является[2]:
- предоставление ребенку информации о наличии у него индивидуальных личностных особенностей;
- формирование оценки его поведения и результатов деятельности;
- моделирование системы ценностей и социальных норм, которые в дальнейшем станут ориентирами для поведения в обществе;
- развитие у ребенка умения анализировать собственные действия, сравнивая их с поступками окружающих.
Для дошкольников взрослые являются самыми авторитетными лицами, мнение которых невозможно оспорить. В младшем детском возрасте дети некритично относятся к оценочным суждениям взрослых в силу отсутствия индивидуального опыта и низкого уровня самосознания. Знания, полученные собственными силами, являются неустойчивыми и могут быть полностью разрушены под действием авторитета взрослых.
Новообразованием дошкольного возраста в 5-7 лет (средний дошкольный возраст) становится индивидуальный опыт, полученный в ходе той или иной деятельности. На этом этапе развития все оценочные суждения взрослых ребенок активно сравнивает с собственным восприятием окружающего мира. В случае возникновения противоречий дети выражают явный или скрытый протест, что является признаком обострения кризиса 6-7 лет. Как правило, в этом периоде суждения дошкольника о себе бывают ошибочными в силу отсутствия способностей к глубокому самоанализу.
Важная характеристика детей старшего дошкольного возраста – словесное приобщение к той или иной категории людей. Так, например, родители, называющие своего ребенка красивым или умным, автоматически относят его к социальной группе, обладающей определенным набором привлекательных черт или умственных характеристик. Такие словесные обозначения откладываются в сознании ребенка, поэтому суждения взрослых переходят в категорию его собственных знаний о себе. Составленный образ может быть как положительным, так и отрицательным, что формирует дальнейшее поведение ребенка в обществе.
Ответственность за формирование у ребенка дошкольного возраста адекватного представления о себе лежит в большей степени на родителях. Как правило, представление о детской модели поведения формируется еще на этапе беременности, что и провоцирует выбор того или иного стиля воспитания в семье. Таким образом, характеристика ребенка дошкольного возраста формируется у родителей под влиянием их собственных представлений о том, каким он должен быть. Дети же воспринимают себя так, как это им диктуют родители. Еще одним фактором формирования личности в дошкольном возрасте являются правило морали и нравственности, которые существуют в окружающем мире. Ребенок получает систему идеалов и эталонов, на которые необходимо равняться. Учитывая это, у дошкольников формируются:
- определенные планы, необходимые к выполнению;
- четкие стандарты выполнения поставленных задач;
- обобщенные и индивидуальные цели.
Психологической особенностью детей дошкольного возраста является их стремление немедленно осуществить все намеченные планы. Если эти задания являются реально выполнимыми и соответствуют текущим возможностям ребенка, достижение цели формирует позитивное самосознание. В случае, когда поставленной цели не получается достичь, дошкольник ощущает снижение самооценки, вследствие чего у него формируется негативное восприятие себя. В такой ситуации противопоказана дополнительная критика со стороны родителей. Их задача – помочь справиться с возникшей проблемой или объяснить невозможность достижения поставленных задач. Однако развитие личности в дошкольном возрасте не должно происходить и под девизом вседозволенности и восхищения ребенком. Формирование неадекватно завышенной, как и заниженной самооценки, приводит к отсутствию у детей умения реально оценивать и анализировать свои способности, а также контролировать собственное поведение и поступки[3].
Еще одним фактором формирования самосознания у дошкольников является опыт коммуникации со сверстниками. Если в раннем дошкольном возрасте решающую роль играет опыт родителей и других взрослых, а мнение сверстников частично или полностью игнорируется, то на последующих этапах оно приобретает все большее значение.
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста находится под влиянием группы людей, а именно сверстников. Так, ярким примером детского конформизма является отказ носить определенные вещи, которые вызывают негативную реакцию у его приятелей на детской площадке или в детсадовской группе. Старший дошкольный возраст характерен значительным расширением индивидуального опыта у ребенка, когда он уже может самостоятельно оценивать поступки и поведение других людей. Адекватное восприятие тех или иных действий возможно, только если они не противоречат собственному опыту дошкольника.
Умение формировать адекватное представление о себе, а также о поведении других членов общества – это один из первых переходных периодов в психологической характеристике дошкольного возраста. Таким образом, правильное психическое развитие детей дошкольного возраста возможно только при наличии следующих факторов:
Оптимизации отношений между ребенком и родителями. Детям необходима атмосфера любви, уважения к его индивидуальным способностям, проявление заботы и заинтересованности его достижениями. В то же время, воспитательный процесс должен быть последовательным и в меру требовательным.
Построения отношений ребенка с его сверстниками. При нарушениях полноценности общения с коллективом необходимо сразу же выяснить причину сложившейся ситуации и помочь ребенку уверенно чувствовать себя в группе сверстников.
Обогащения индивидуального опыта. Накапливание опыта происходит быстрее при наличии возможностей для различных видов деятельности. Родителям необходимо обеспечить дошкольнику пространство для самостоятельных действий, с помощью чего он сможет проверить собственные умения и сформировать мнение о себе.
Развития аналитических способностей. Посредством внутреннего анализа ребенок получает представление о причинах собственных переживаний, действий и поступков.
Задача родителей – научить дошкольника адекватно оценивать свое поведение, помогать находить ошибки и пути их исправления. Особенностью развития детей дошкольного возраста является тот фактор, что формирование положительного самосознания происходит лишь в том случае, если родители дают ребенку уверенность в успешном результате его начинаний, даже когда изначально они связаны с определенными трудностями.
В 6 – 7-летнем возрасте происходит развитие памяти, которая становится более произвольной и управляемой. Под влиянием школьного обучения память начинает развиваться в двух направлениях: увеличивается объем словесно-логического запоминания и происходит самостоятельная регуляция запоминания и воспроизведения[4].
Дети старшего дошкольного возраста осваивают семиотическую функцию (способность к образованию понятий, замене конкретного предмета его символом и т. д.), что, по мнению Н.Г. Салминой, жизненно необходимо для дальнейшего школьного обучения. Ступень развития этой функции характеризует уровень интеллектуального развития ребенка.
Важной характеристикой 7-летнего ребенка является креативность. Ребенок способен создать новый рисунок, конструкцию, образ, которые отличаются оригинальностью, вариативностью и гибкостью. Детям этого возраста присущи познавательный интерес, любопытство.
По мнению Кураева Г.А., в старшем дошкольном возрасте развиваются основные познавательные процессы. Продуктивные образы-представления как новая комбинация знакомых элементов появляются у детей после 7-летнего возраста, и развитие этих образов связано, с началом обучения в школе.
Таким образом, дошкольный возраст характеризуется активным развитием и совершенствованием познавательных процессов ребенка, особенно памяти, они приобретают все более произвольный характер в связи с возникновением у него новых социальных отношений и новой ситуации развития. Активно развивается самооценка ребенка, на которую теперь значительным образом влияют успехи и новые взаимоотношения. У старшего дошкольника меняется ведущий вид деятельности, полностью меняется общение со сверстниками и взрослыми. Они становятся для него равными в области получения информации, складывается тенденция к построению партнерских отношений, тем не менее, родительский контроль все еще остается достаточно сильным. Также меняется мировоззрение ребенка, перестраивается под учебную деятельность вся психическая активность ребенка.
[1] Смирнова Е.О. Психология ребенка / Е.О. Смирнова. – М.: Школа-Пресс, 2004 – С. 43
[2] Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2009. – С. 212
[3] Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / Под ред. Д.И. Фельдштейна, М.М. Безруких. – М.: МПСИ, 2009. – С. 325
[4] Солдатов Д.В. Динамика мотивов у детей старшего дошкольного возраста / Д.В. Солдатов // Психолог в детском саду. – 2001. – № 3–4. – С. 30–34.
Источник
Вопрос №1 Психология как наука, предмет ее изучения.
Психология (греч. psyche – душа, logos – учение, слово) – наука о законах порождения и функционирования психического отражения объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных.
Психология, как наука является системой теоретических, методических и экспериментальных средств познания и исследования психических явлений, их точного предметного определения, регистрации, анализа обеспечения преемственности своих результатов.
Современная научная психология, как и любая другая систематическая деятельность, представляет собой определенный этап последовательного развития человеческого знания. Результатом этого развития является общественно-исторический опыт, накопленный в процессе общения людей друг с другом в рамках этой деятельности и существующий в форме понятий норм и схем действий.
Объектом исследования психологии и объектом приложения психологических знаний является человек. Объектом познания и применения знаний общей психологии является здоровый человек. Объектом исследования клинической психологии и применения ее знаний является больной человек.
Предметом изучения общей психологии являются сущности и закономерности возникновения, развития и проявления психики человека и животных.
Психология – это наука о психике и закономерностях её проявления и развития.
Психология изучает психические процессы- это отдельные формы или виды психической деятельности. Психические процессы бывают разные:
– познавательные процессы ( ощущение, восприятие, память, мышление, воображение)
– эмоциональные процессы ( эмоции и чувства)
– волевые процессы ( воля, волевые действия)
Психология изучает ,психические св-ва личности ,называют наиболее существенные и устойчивые психические особенности человека.
-потребности, интересы, способности, темперамент, характер.
Психология изучает психические состояния – это особая характеристика психической деятельности за некоторый промежуток времени (состояние, утомления, рассеянность, состояние активности, раздражительность).
Причины появления психического состояния:
Психические состояния вызываются внешней, самочувствием человека и его индивидуальными особенностями психические состояния влияют на состояние человека только в данный, конкретный период.
Психология занимается изучением деятельности человека. В психологии принято говорить о единстве психике и деятельности. Психология изучает разные виды деятельности человека.-игровая, трудовая, учебная, психология изучает общение.
Вопрос № 2 Понятие возраста, соотношение понятий развитие и обучение.
Возраст- это цикл детского развития имеющий свою структуру и динамику, психологический возраст может не совпадать с хронологическим возрастом .
Возраст имеет свои границы, однако эти границы могут смещаться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Начальные и возрастные периоды образуют детство. Содержание детства изменялось на протяжение веков. Специфика детства определяется уровнем социально-экономического и культурного развития общества в котором живет и воспитывается ребенок.
Факторы развития психика ребёнка.
В психологии существует несколько теорий о факторах влияния на развитии психики ребенка, все их можно объединить в две группы:
1. биологизаторское течение эти психологи рассматривают ребенка как природное существо и у которого все развитие предопределено ( поступки, характер, темперамент, способности) среда может либо ускорить , либо замедлить проявления.
2. социологизаторское течение: за основу которого взяты учения Джона лока, о том , что ребенок рождается с доской чистой, как восковая доска и на этой доске можно написать всё что угодно т.е ребенка можно научить всему чему хочет взрослый.
Однако оба направления страдают односторонностью, они не учитывают, что процесс развития это не только количественное прибавление, но и качественное изменение психике ребенка. Они не учитывают что ребенок активный.
В отечественной психологии базируется на основе Льва. С Выготского в единствах биологических и социальных. Однако, по мнению Выготского значимость каждого фактора в отдельные возрастные периоды, не одинаковы. На ранних этапах развития наиболее значение и мест биологический факт, но чем старше становится ребенок, тем большую роль начинает играть социальный фактор
В настоящее время под биологическим фактором подразумевают наследственность, а именно темперамент и задатки способности. Также к биологическим фактором относится период внутриутробного развития сам процесс родов.
Вопрос №3 закономерности психологического развития ребенка.
Развитие каждой психической функции, каждой формы поведения подчиняется своим особенностям, но психическое развитие в целом имеет общие закономерности, которые появляются во всех сферах психики и сохраняются на протяжении всего онтогенеза.
1)Неравномерность детского развития – каждая психическая функции имеет свой темп и ритм развитие одни идут впереди и создают свою базу, а другие отстают, затем которые отставали, начинают опережать, а те которые шли впереди замедляют свой ход. Для каждой функции существует сензитивный период .
Сензитивный период- это наиболее приятный период для развития функции.
2). Стадиальность – развитие ребенка идет по стадии каждая стадия имеет свой темп и ритм. Они следует друг за другом в определенной последовательности. Пожелание взрослого их нельзя переставить местами. Они разные по длительности и по содержанию. Однако все стадии имеют три основные характеристики.
Ведущая деятельность – это деятельность внутри, которой развиваются новообразование личности, а также развиваются другие виды деятельности, в том числе и новая ведущая деятельность.
Социальная ситуация развитие – соотношения внешнего и внутреннего развития условий психики ребенка.
Новообразование – это – то новое что появляется в развитие психики ребенка и позволяет перейти на новую стадию психического развития. Можно обогатить содержание каждой стадии.
3) пластичность – это способность изменяется ,пластичность проявляется в двух вариантов подражание – ребенок подражает взрослому, благодаря этому изменяется, обучается. Компенсация – одни психические функции могут компенсировать другие психические функции.
4) Детерминанты детского развития существует две детерминанты развитие биологическое и социальное. На раннем этапе развития превалирует биологические детерминанты, но чем старше становится ребенок, тем больше роль начинает играть социальная детерминанты. А биологический отходит на второй план. Существует в социальный факторов ,два детерминантов, взрослый и ребенок, в зависимости от возрастного этапа они являют разное на развитие психики ребенка.
5) Дифференциация – это отделение функции друг от друга.
Интеграция – это установление связи между отдельными функциями.
Вопрос № 4 Периодизация психологического развития ребенка.
Основой периодизации являются три критерии:
1. Ведущая деятельность.
2. Социальная ситуация развития.
3. центральное новообразование.
В процессе свое развитие ребенок осваивает две системы отношение:1) человек-вещь или ребенок –предмет . Осваивая эту систему отношений ребенок знакомится с миром предмета, осваивает их свойства, учится употреблять.
2) человек-человек или ребенок –взрослый-сверстник. Осваивая эту систему отношений, ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, осваивает правила и нормы поведение в обществе.
Эльконин условно все виды ведущий деятельности разделили на две большие группы. В первую группу вошли деятельность, в которых ребенок большой степени осваивает систему отношений человек-человек. В эту группу вошли такие виды деятельности как эмоциональное отношение со взрослым, сюжетно-ролевая игра, интимноличностное общение со сверстниками. Во вторую группу вошли виды деятельности, в который ребенок осваивает большой степени человек- вещь к ним относится предметная деятельность, учения, учебно-профессиональное, что когда разница в усвоение системы отношение становится наибольшей у ребенка, возникает кризис. Существует разное мнение по поводу кризисных периодов. Одни психологи утверждают, что детское развитие должно быть гармонично без кризиса. Кризис это не нормально болезненно явление, результат не правильного воспитания. Другие психологии считают, что наличие кризиса в развитие закономерно. Более того ребенок не переживший по настоящему кризис не будет полноценно развиваться дальше.
По мнению Л.С. Выготского чередование стабильность и кризисных период есть закон детские кризисы в отличие от стабильных периодов длятся не долго ( обычно несколько месяцев в особых случаях могут, длится от 1 до 2 лет) . это краткие но бурные стадии в течение которых происходит значительные сдвиги в развитие и ребенок резко меняется во многих своих чертах. Кризис начинается и завершается не заметно. Обострение начинает середине периода обычно оно связана с изменение поведение появление трудно воспитуемые ( капризы, конфликты с близкими эмоциональные вспышки, снижении работы способности переживание). Но главные изменение которые происходит это внутренний на первый план выдвигается инволюционные процессы, исчезает то что образовалось на предыдущий стадии ( интересы ценности, мотивы) появляются новообразование то есть то новое что позволит ребенку перейти на новый этап развитие.
Кризис обостряется основные противоречия с одной стороны между возросшими потребностями ребенка и его ограниченными возможностями. Между новыми потребностями и сложившиеся отношение со взрослыми эти противоречия являются движущими силами развития
Вопрос № 5 наблюдение как основной метод психологии.
Основные методы психологии – наблюдение. Наблюдение как метод изучения психики человека в психологии. Наблюдения – целенаправленное прослеживание психики человека в определенных условиях.
Наблюдаемый не знает, что он является объектом наблюдения. Наблюдение реализуется с помощью специальной методики, которая содержит описание всей процедуры наблюдения:
1) выбор объекта наблюдения и ситуации, в которой он будет наблюдаться;
2) программа наблюдения: перечень тех сторон, свойств, признаков объекта, которые будут фиксироваться;
3) способ фиксации получаемой информации.
При наблюдении должен соблюдаться ряд требований; наличие плана наблюдения, набор признаков, показателей, которые должны фиксироваться и оцениваться наблюдателем, желательно несколькими наблюдателями – экспертами, оценки которых можно будет сравнивать, построенные гипотезы, объясняющие наблюдаемые явления, проверка гипотезы в последующих наблюдениях. На основе наблюдений может быть дана экспертная оценка. Результаты наблюдения фиксируются в специальных протоколах, выделяются определенные показатели, признаки, которые следует выявить при наблюдении в поведении испытуемого согласно плану наблюдения. Протокольные данные подвергаются качественной и количественной обработке.
Вопрос № 6 Эксперимент как основной метод психологии.
Эксперимент – предполагает изучение психических особенностей в специально созданных условиях .
Условия необходимые для проведения эксперимента.:
1) цель эксперимента.
2) выбираем объект место.
3) методика проведения эксперимента.
4) приготовить материал. Исследователь должен выучить наизусть инструкцию, которую он будет предлагать объекту исследования. Перед тем как проводить эксперимент необходимо выбрать испытуемою и установить с ним дружеские отношения, на успехи и неудачи ребенка исследователь реагирует ровно и сдержанно, если только иное не предусмотрено методикой исследования, темп проведения исследования должен соответствовать индивидуально психологическим особенностям ребенка. Эксперимент должен длиться 15-20 мин. Не больше. Необходимо предусмотреть каким образом будет вестись протокол.
в любом научном исследованным выделяют три этапы эксперимента :
констатирующий – он направлен на то ,чтобы определить уровень имеющихся у человека, знания, умения, навыков в настоящий момент.
Формирующий – он направлен на то ,чтобы сформировать у ребёнка, какие либо знания, умения и навыки.
– контрольный он направлен на то, чтобы выяснить, насколько эффективным оказался формирующийся эксперимент в формирование умений и навыков, знаний у ребенка.
Положительные качества :
1. позволяет выявить закономерности и механизмы изучаемого психологического факта
2. исследователь не выжидает , когда у испытуемого возникнет психическое явления которое он изучает.
3. эксперимент можно повторить, т.есть ещё раз вызвать изучаемое явление.
4. эксперимент позволяет быстро собрать большой фактический материал.
5. есть четкие критерии фиксации и обработки в данных.
6. изучаемое явление отдельно от ряда жизненных обстоятельств.
7. анализ эксперимента может быть выражен в числовых показателях.
Недостатки:
1. объект ведется себя не естественно, == можем получить необъективные данные.
2. не создается целостное представление о психики ребенка.
3. эксперимент требует более длительной подготовки. Чем наблюдение и определенного мастерства и умения экспериментатора..
Вопрос № 14 Общение как ведущая деятельность в младенчестве
Условно весь период младенчества можно разделить на два этапа:
1этап с рождение до 6 месяцев. В этом период он абсолютно беспомощный и не может обойти без взрослого. Условно это социальное развитие создали «мы». Взрослый начинает разговаривать, так как будто ребенок понимает, что говорит взрослый, но на самом деле смысл слов ребенок не принимает, вместе с тем принимает эмоции взрослого. Постепенно ребенок начинает отвечать такими же эмоциональными проявлениями. Появляется первая социальная потребность, потребность в общение.
Источник