Психические на развитие творчества ребенка

Альбина Валерьевна Туманина
Психологические основы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

Вопрос об одаренности с давних пор волновал людей. Считалось, что талант – это, прежде всего, наследственность, каприз природы, удел избранных. И что только тот, кто одарен может считаться призванным к творчеству. Такая точка зрения не находит подтверждения при научном рассмотрении этого вопроса. П. Торренс, создатель системы измерения творческих способностей, считает, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности.

Ибука Н. пришел к выводу, что способности и характер человека не предопределены от рождения и большей частью формируются в определенный период жизни.

Л. С. Выготский говорит, что если понимаешь, творчество в его истинном психологическом смысле как создание нового, легко перейти к мысли, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени. Оно является нормативным и постепенным спутником детского развития. Каждый здоровый ребенок может подняться высоко, на самые вершины творческой деятельности.

Каждый ребенок имеет при рождении богатейшую волокнистую сеть, соединяющую клетки мозга, но это только потенциальные, возможные связи. Реальными действующими они становятся только тогда, когда запускаются в ход определенные нервные структуры, когда начинают функционировать те или иные способности и по “линиям связи” начинают проходить биотоки. И, чем моложе ребенок, тем образование связей проходит легче, а с возрастом все труднее и труднее.

Вопрос об истоках творчества – вечный вопрос. Ученые подходят к нему неоднозначно. Приведем примеры научных объяснений начала возникновения творчества.

П. Торренс считает, что творчество проявляется только после 5 лет. А по данным Андрюса М., “пик творчества” приходится на 3,5 – 4,5 года.

Ряд психологов вовсе отказывают ребенку в каком бы то ни было проявлении творчества, считая, что у ребенка есть только пассивная фантазия, и он лишь слепо копирует увиденное у взрослых.

Другая группа психологов (Дьяченко О. М., Веракса Н. Е и др.) опровергают эту точку зрения, подчеркивая, что возможности изменения в человеке огромны, совсем не обязательно им теряться с возрастом, “главное – не отчаиваться, а помочь развитию ребенка в любом возрасте“.

Ж. Пиаже и И. Ивич находят зачатки воображения у детей в возрасте 15-18 месяцев. Отечественные психологи стоят на позиции ранних этапов развития творчества. Первые проявления творчества мы можем наблюдать тогда, когда ребенок начинает действовать не на основе реальности, а на основе возникающих у него собственных представлений. Эти первые проявления относятся к 2,5 – 3 годам жизни. Именно в этом возрасте ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации, с воображаемыми предметами.

В 2-3 года дети испытывают потребность в умственной нагрузке, радуются полученным знаниям, умениям и навыкам. Наблюдается повышенная восприимчивость к усвоению языка. Ребенок постоянно стремиться к деятельности, задает вопросы, находит различное применение предметам в деятельности методом проб и ошибок.

Отечественные психологи Г. Г. Кравцов, Н. А. Ветлугина, Г. И. Иванова, Е. Г. Макарова полагают, что самый творческий возраст 3-4 года. У детейпроявляется тяга к продуктивным видам деятельности: изобразительной, музыкальной, конструирование. Их привлекает возможность самореализации, выражения чувств, восторга от восприятия окружающего мира. В 5 лет наблюдается проявление остроты и подвижности в восприятии мира. У детей отличительная легкость переключения, переход от изумления при восприятии чего-то к спокойно – деловому отношению. В деятельности есть направленность на результат. Проявляются яркость образных впечатлений, богатство воображения, которые находят отражение в творческих видах деятельности, в творческих играх. К старшему дошкольному возрасту ребенок про-должает жить в мире своих фантазий, но формы, которые принимает этот мир, становятся другими. Теперь дети – организаторы мира своих фантазий. “Все дети обладают интеллектуальным и творческим потенциалом, но в разной степени”, – говорит Н. А. Ветлугина.

Повышенная эмоциональная отзывчивость; сила и глубина художе-ственных впечатлений, обусловленные их первичностью и новизной, синкретичность восприятия позволяют ребенку создавать искренние, яркие, красочные образы. К тому же дошкольник не может и не хочет оставаться пассивным наблюдателем. Он пытается вмешаться в события, принять сторону того или иного действующего лица, стремится реализовать цели положительного персонажа не только мысленно, но и действенно (А. В. Запорожец). Дошкольник обычно занимает позицию внутри изображаемых обстоятельств, а не вне их (Е. А. Флерина). Но на протяжении дошкольного детства развитие эстетического отношения проходит путь от наивного участия ребенка в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия, которые требуют занять внешнюю позицию, глядя на воспринимаемые или создаваемые образы как бы со стороны.

Читайте также:  Особенности развитие ребенка на четвертом году жизни

Развитие художественно-творческих способностей происходит в контексте внутреннего самоосмысления, что позволяет ребенку передавать не только содержание темы, но и свое личное отношение к ней. старшие дошкольники уже аргументируют свои оценки, обосновывая свое мнение о герое или его поступке. Но мотивы художественного творчества развиваются неизолированно. Они определяются атмосферой, в которой живет ребенок, условиями, в которых он развивается, и, наконец, системой воспитания, в которой он формируется как личность и как творец.

Б. М. Неменский, художник, создатель новой системы преподавания изобразительного искусства в школе, в своей книге “Мудрость красоты” обращает внимание на “левополушарное” смещение в педагогике.

Американский психолог Дж. Гилфорд и доктор химических наук Ю. Чирков также сходятся в мнении о том, что левое и правое полушария нашего мозга не идентичны в своих функциях. Левое полушарие выполняет интеллектуальные, логические, рациональные функции, обрабатывает информацию линейно, последовательно, аналитически; правое полушарие выполняет образную, интуитивную функцию, обрабатывает информацию глобально, синхронно, релятивно.

Программы обучения как школьные так и для дошкольников, загружают только левое полушарие, оставляя нетронутой вторую половину мозга, что заведомо тормозит развитие творческих способностей.

Поэтому детей необходимо учить наблюдать, исследовать, размышлять, манипулировать идеями. Следует развивать у них не только конвергентное мышление, но и дивергентное – интуитивное, творческое,создавая для ребенка:

– благоприятную обстановку,

– обогащая окружающую среду ребенка новыми предметами,

– поощрение за высказывание оригинальных идей,

– возможности для практики,

– личный пример творчества,

– различные способы, методы и приемы в обучении, воспитании, развитии ребенка.

По мнению Е. С. Беловой, творческие способности ребенка в изобразительной деятельности могут проявиться в том,что он:

– не находя слов, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроения;

– в своих рисунках или картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не “зацикливается” на изображении чего-то вполне удавшегося;

– серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;

– когда имеется свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

– стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение – украшение для дома, одежды;

– не робеет высказать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

Анализ литературы позволяет нам сделать вывод о том, что у детей седьмого года жизни могут активно проявляться художественно-творческие способности. Необходимо с помощью различных методов, приемов создавать условия для их развития.

Источник

             МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №30 «ЛЕСНАЯ СКАЗКА»

Выступление на семинаре для педагогических работников ДОУ в МБДОУ № 16 «Ромашка»

«Психология формирования особенностей развития, творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Подготовила выступление:

 педагог-психолог: Литвиненко Е.А

Балашиха 2015

Гениями не рождаются — ими становятся. Сложно представить себе ситуацию, при которой ребенок с врожденными способностями к музыке научится играть на арфе. Просто так научится, сам по себе. Так не бывает. Чем больше взрослые вложат в воспитание и развитие наших детей, тем больших результатов удастся добиться в будущем. Развитие творческих способностей детей — задача нелегкая, требующая огромного количества времени и усилий. Но когда мы воочию увидим плоды своего труда (а именно результаты продуктивной деятельности ребенка), нашей гордости не будет предела. Творческое развитие детей — ежедневный труд .

Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

Способности — это определенные качества, умения и навыки, которые отличают одного человека от другого. Фактически это индивидуальность человека. Дискуссионным остается вопрос о наследовании некоторых творческих способностей. Неоспоримо лишь то, что определенные физиологические особенности человеческого мозга обусловливают их наличие или отсутствие. Изначально в ребенке заложены некие антропометрические данные, которые будут способствовать дальнейшему развитию творческого потенциала. У баскетболистов это рост, у пианистов — длинные и тонкие пальцы, у атлетов — специфическое телосложение, которое принято называть атлетическим. Психоэмоциональные качества тоже имеют важное значение. Это и темперамент, и особенности памяти, внимание и многое другое. Совокупность таких врожденных данных — это задатки. То, что дано изначально, от природы.

Читайте также:  Центр развития ребенка в ижевске

Для формирования творческих способностей детей необходимы некоторые факторы:

  • наличие задатков;
  • общее эстетическое воспитание;
  • здоровое соперничество;
  • возможность развиваться в том виде деятельности, к которому есть интерес.

От того, как часто ребёнок будет пользоваться своими способностями, напрямую зависит, каких ему удастся достичь успехов. Одни дети не без помощи и общего руководства взрослых развивают свой творческий потенциал, другие могут так никогда и не узнать об их наличии. Таким образом, гениальность — это «способности + годы тренировок».

Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.

Говоря о формировании творческих способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.

Развитие творческих способностей тесно связано с уровнем развития интеллекта, в частности мышления, воображения. Моделирование формирует логическое мышление. Дошкольный возраст – сенситивный период формирования всех познавательных процессов и, соответственно, мышления и творческого воображения.

Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявления способностей – склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает радость, удовольствие. Чем больше ребёнок занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать. Ему интересен не результат, а сам процесс. Ребенку нравиться не нарисовать картинку, а рисовать; не построить домик, а строить его. И все-таки наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться дошкольном возрасте, формируется познания действительности – наглядно-образное мышление, восприятие, образную память, воображение, т. е в создание образного фундамента интеллекта. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И мы взрослые поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различноевиды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для бедующей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно и независимо, чем у взрослого, и его нужно развивать от этого будет зависеть творческий потенциал взрослого человека

Творчество детей всегда насыщено яркими положительными эмоциями. И благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой притягательной силой для дошкольников, познавших радость первых, пусть пока маленьких, но открытий, удовольствие от своих новых рисунков, построек и т. д. Возникает одна из сложнейших проблем исследования взаимодействия и взаимосвязи творческого процесса с эмоциональным развитием дошкольников. Яркие эмоции становятся основой формирования острой потребности детей не только в конечном продукте творчества, но, главное, в осуществлении самого этого процесса в известной мере независимо от решения частных, утилитарных задач. Это способствует раскрепощению различных детских деятельностей, имеющих творческий характер, благоприятствует их развитию. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления и интеллектуальных способностей.

Дошкольное детство, как никакой другой возрастной период, создает благоприятные условия для формирования творческих способностей у детей. Таким образом, эмоциональная насыщенность процесса детского творчества ведет к интенсификации развития новых мотивов деятельности дошкольников, что существенно перестраивает мотивационно- эмоциональную сферу ребенка и, в конечном счете, способствует формированию эвристической структуры личности.

 Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Хочу представить кружки, которые проводят педагоги в нашем детском саду:

Читайте также:  Развитие памяти и внимания ребенка 4 лет

Художественное конструирование из бумаги для детей дошкольного возраста 3-4 лет в кружке:
«Волшебный квиллинг».

Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

   В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Идёт развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление

«Пластилиновое чудо»  для детей 4- 5 лет.

Программа предполагает развитие изобразительных способностей детей на основе нетрадиционной техники рисования – пластилинографии.

Идёт развитие мелкой моторики, развитие творческих способностей детей, художественного вкуса, фантазии, воспитание у детей 4 – 5 лет интереса к изобразительной деятельности, желания работать в коллективе.

«Журавушка»
развитие конструктивных способностей детей по работе с бумагой в технике оригами и бумагопластике. 

Развитие творческих способностей детей, развитие мелкой моторики, развитие художественно эстетического вкус, развитие конструктивного мышления.

Спасибо за внимание.

Источник

Психологические особенности детского творчества

Творчество ребёнка легко и беззаботно, оно равнодушно к норме и менее всего предполагает взгляд другого. Это особый мир, где ребенок познает себя, свои возможности, окружающий мир и может выразить свое отношение к нему. Чтобы сформировать свои желания и потребности, ребенок может выразить это с помощью своего творчества. Многие методики психологов с детьми основаны на анализе детского творчества. Рисунки, аппликация и другие детские поделки могут многое рассказать о детях: что тревожит ребенка, что ему нравится, кого он любит, как относятся к нему в семье, как он ощущает себя в этом мире и другую полезную информацию, ведь творчество ребенка – это отображение его внутреннего мира.

Детское творчество можно назвать «натуральным», подобно тому, как Л. С. Выгодский различал натуральные, то ест данные от рождения, природные, и высшие психические функции. Оно отличается открытостью миру, который ребёнок воспринимает с оптимизмом. Он ориентирован не на то, что надо, а на то, что возможно.

Характерная особенность детского творчества – его всеобщий характер. В детстве творят все, детское творчество несводимо к таким когнитивным предпосылкам, как мышление, интеллект, память, воображение: ведь все процессы познавательного характера хоть и неравномерно, но монотонно развиваются на протяжении многих лет. Для ребёнка характерно в это время «вариативное мышление», когда он обнаруживает и раскрывает массу возможностей, создаёт много видов одного и того же решения, но одинаково привязан к каждому. Пока он не способен отделить удачный вариант от неудачного. Детское творчество отличается от взрослого ограниченностью опыта детей. С этой точки зрения, их творчество должно быть более бедным. Однако, в отличие от взрослых, имеющих больше элементов для комбинации, но осознанно отсекающих те из них, которые, согласно опыту, невозможны, дети легко комбинируют несоединимые вещи, не подвергая критике результат. Ребенок смотрит на своё творчество исключительно собственными глазами, любящими то, что создано. Он абсолютно уверен, что, глядя на его рисунок, все видят то, что видит он сам, смотрящего на всё необычное, всё знающего и уверенного в своей непогрешимости.

Важной психологической особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Однако дети испытывают большой душевный подъем, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребенка. Творчество является обязательным элементом развития личности ребенка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития.

Первая важная особенность творчества детей заключается в том, что новизна их открытий и продукта деятельности субъективна. Вторая особенность связана с тем, что процесс создания продукта доставляет ему больше удовольствия, чем результат. Третья особенность детского творчества, безусловно связана с первыми двумя и особенно со второй. Ребенок приступает к новой для себя деятельности с легкостью. Его осмысленным действиям с материалом предшествует ориентировочная деятельность, спонтанное экспериментирование с ним.

Указанные выше особенности детского творчества демонстрируют определенную степень несовершенства психических процессов ребенка. Тем не менее, педагогическую практику необходимо строить с опорой именно на эти особенности. И только при таком подходе мы можем добиться успеха в формировании и развитии у детей творчества в период дошкольного детства.

Источник