Психическая активность ребенка как условие его развития
Активность как фактор развития личности. Признаки и виды детской активности.
Активность является базовым качеством личности ребенка и влияет на его позицию по отношению к миру. Потребность активного отношения служит потенциалом движущих сил развития ребенка.
Активность рассматривается как динамическое условие деятельности и свойство личности, определяющее возможность собственного движения, деятельности и развития, в конечном счете. В качестве динамической переменной возможно рассмотрение активности общей – интенсивности и объема взаимодействия человека со средой, а так же активности надситуативной – способности ставить углубленные цели и задачи и подниматься над уровнем требования ситуации. Таким образом, надситуативная активность приобретает у человека не только характеристику общей психической деятельности, но и может выступать в качестве самостоятельного образования в структуре личности, тем самым влияя на особенности протекания деятельности.
Все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии и формировании личности, делят на две группы – внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития личности. Природные же склонности, и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относятся к факторам внутренним. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов. Вполне понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активность и собственное стремление растущего человека к своему личностному совершенствованию в конечном итоге и определяют его развитие.
Чтобы лучше понять это, обратимся к метафоре Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодовое дерево. Ведь в буквальном смысле не человек его выращивает – оно само растет. Он только рыхлит почву, вносит удобрения, обрезает ветви, иначе говоря, создает необходимые внешние условия, которые способствуют его саморазвитию и стимулируют его. Само же развитие происходит по своим внутренним законам. В известном смысле нечто подобное имеет место и в саморазвитии личности. Хотя оно и происходит под влиянием социальных и воспитательных факторов, но эти факторы развивают и формируют личность лишь в той мере, в какой они вызывают у нее положительное внутреннее психологическое переживание и стимулируют ее собственную активность в работе над собой.
Собственная активность ребенка и соответствующие внутренние изменения задаются четырьмя компонентами:
1) согласованностью;
2) преодолением;
3) осознанием собственного положения;
4) интересом к новому.
Внешние формы активности могут быть различными:
– вынесение суждений о чем-либо;
– анализ ситуации и планирование деятельности;
– оценка и принятие решений;
– информационный поиск;
– разработка алгоритма деятельности;
– нахождение пробелов в собственных ресурсах;
– постановка и формулировка прикладных задач;
– определение границ собственной компетентности.
Можно выделить аспекты активности, связанные с различными базовыми свойствами высшей нервной деятельности, дающими различные преимущества:
– энергетический связан с силой нервных процессов и активированностью нервной системы;
– скоростной – с лабильностью;
– вариационный – со слабостью.
Каждый аспект активности вносит свой вклад в становление общих и специальных способностей.
Игровая и свободная деятельность ребенка служит точкой приложения его собственных усилий. Это делает ее ценным диагностическим инструментом в определении общей активности, так как целесообразность действий и желаний действовать задается не ситуацией извне, а внутренней мотивацией, преобладающей интенсивностью и объемом взаимодействия с окружающей средой.
По этому параметру детей можно разделить на группы:
– инертных;
– пассивных;
– спокойных;
– инициативных;
– активных;
– стремительных.
Признаки активности:
– выражается в производимых действиях, обусловленных внутренними состояниями личности;
– определяется наличием собственной цели;
– предполагает выход за пределы исходной ситуации, способность преодолевать ограничения и барьеры заданной деятельности.
Виды детской активности:
– поисковая;
– познавательная;
– творческая;
– двигательная;
– социальная.
Рассмотрим содержание каждой из них.
Поисковая активность выражается в поведении, направленном на самостоятельный поиск ребенком информации по заданной взрослым ситуации, самостоятельную активно-преобразующую деятельность, в ходе которой ребенок приходит к получению новых неожиданных знаний. В поисковой деятельности ребенок выступает как исследователь, самостоятельно изучающий или воздействующий различными способами на окружающие предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Поисковая активность человека выражается в поведении, направленном на изменение ситуации или своего отношения к ней, которое протекает в условиях дефицита информации и невозможности осуществления прогнозирования результатов деятельности, но при постоянном учете степени ее эффективности. Поисковая активность определяется потребностью в эффективности деятельности по достижению цели и связана в той или иной мере с восполнением полевых пробелов не только через систему поиска недостающих элементов, но и за счет реконструкции поля во внутреннем плане. Главное условие ее возникновения – дефицит.
Отдельно или в качестве разновидности поисковой активности можно выделить познавательную активность. В ней знание выступают самостоятельной ценностью и целью деятельности человека. Главное – не преодоление зоны затруднений как некоего барьера по какой-то целевой задаче, а расширение представлений о мире и возможностей своей когнитивной деятельности . При этом, на наш взгляд, поисковая активность склонна к снижению по мере разрешения полевого конфликта, а познавательная, наоборот, – к повышению так как в ней присутствует катарсический эффект.
Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, присущих ребенку с рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности у него формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Познавательная активность выступает движущей силой развития ребенка и определяет его стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.
Творческая активность выражается в актуализации творческого потенциала. Одна из основных линий работы с детьми – формирование у них творческого отношения к явлениям окружающей действительности.
Творческий ребенок, творческая личность – это результаты всего образа жизни дошкольника, его общения и совместной деятельности со взрослым, его собственной активности. У ребенка постепенно формируется сложнейший внутренний мир, который придает всей его деятельности либо творческий характер, либо, наоборот, определяет его развитие по готовым проторенным схемам. Обучают, как правило, отдельным приемам и способам творчества.
Двигательная активность – естественная потребность в движениях, удовлетворение которой служит важнейшим условием для формирования основных структур и функций организма, одним из способов познания мира и ориентировки в нем. Доказано, что нереализация потребности в движении приводит к снижению умственной активности, влияет не только на физическое, но и психическое состояние ребенка. При разных типах движений стимулируются различные отделы головного мозга. Поэтому для нас так важно устранить у детей существующий дефицит двигательной активности.
Социальная активность направлена на овладение ребенком нормами и правилами социальной жизни, отображение и моделирование социальных отношений. Социальная активность формирует социальную позицию ребенка, которая определяет способ его вхождения в мир взрослых и дальнейшую социальную адаптивность.
Таким образом, мы видим, что в основе всех видов активности лежит собственная внутренняя активность ребенка. Поэтому одна из задач, которая стоит перед человеком, имеющим отношение к воспитанию детей, – уделять приоритетное внимание развитию представленных видов детской активности путем стимуляции собственной внутренней активной позиции ребенка.
Список использованной литературы:
- Немов Р. С., Психология образования. Книга 2, М., 1995;
- Рубинштейн С.Л., Проблемы общей психологии, М., 1973;
- Лисина М.И., Общение, личность и психология ребенка, М., 1997.
Источник
АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА КАК УСЛОВИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Одна из общих закономерностей состоит в том, что появление у ребенка новых психологических образований обязательно связано с активностью самого ребенка. Новое, даже если оно задается в обучении извне, например, в виде способа, должно быть включено в деятельность, связано с преобразованием этой деятельности. Усвоение одного и того же материала происходит по-разному, а следовательно, требует и разных педагогических условий в зависимости от уровня развития ребенка. В процессе усвоения ребенок проявляется как личность с присущими ей особенностями направленности, сознания и деятельности. Развитие основных сторон личности ребенка обусловливает изменение механизмов усвоения, что должно отражаться в методах обучения. Например, необходимо учитывать особенности ведущей направленности, характерной для детей данного возраста. Известно, что в дошкольном возрасте многие важнейшие новообразования появляются на основе игровой деятельности. Поэтому занятия здесь часто происходят в форме дидактической игры, где в наибольшей степени проявляется активность ребенка при приобретении им новых знаний и способов.
В младшем школьном возрасте усвоение нового тесно связано со значимостью учебной деятельности, а также с ростом познавательных интересов. Важно так формировать учебную деятельность ребенка, чтобы она включала направленность на учение, умение контролировать себя (свое знание, свое умение), оценивать собственные достижения. В процессе учебы для ребенка должно быть значимо, интересно познание нового. В дальнейшем сама учебная деятельность начинает побуждаться более широкими мотивами. Обучение наиболее успешно тогда, когда в нем учитываются направленность и тип мотивации, характерные для детей данной возрастной или индивидуально-типологической группы.
Личностная значимость учебной деятельности – главное условие ее эффективности.
Общая закономерность развития психических образований состоит в том, что они формируются на основе деятельности субъекта. Важно, что эта деятельность может строиться с помощью и под руководством взрослого. Новое вносится в деятельность ребенка извне, организуется в форме внешней деятельности. Постепенно происходит преобразование внешней деятельности во внутреннюю, идеальную, психическую. Следовательно, развитие мотивационной сферы, развитие сознания, мышления и деятельности составляют основное внутреннее условие, которое определяет и опосредствует становление и развитие новых психологических образований.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
3. Периодизации психического развития
3. Периодизации психического развития
Развитие человека индивидуально. В его онтогенезе реализуются как общие закономерности развития представителя человечества, так и индивидуальные особенности развития каждого человека в отдельности.Процесс развития человека
1.7. Углубленное понимание личностного интереса ребенка как наиболее детерминирующего фактора развития гармоничной личности
1.7. Углубленное понимание личностного интереса ребенка как наиболее детерминирующего фактора развития гармоничной личности
В педагогических вузах и в частности в РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург) традиционно и целесообразно ведутся научные изыскания по теме
Количественная оценка рисунка в изучении психического развития ребенка: номотетический анализ
Количественная оценка рисунка в изучении психического развития ребенка: номотетический анализ
Системное изучение графического поведения детей ведет свой отчет с конца XIX века. Создатель эволюционной теории Чарльз Дарвин считал детские рисунки важнейшей частью своих
36. Условия психического развития личности
36. Условия психического развития личности
Сущность личности, как мы знаем, по своей природе социальна. Источники ее развития находятся в окружающей среде. Процесс развития личности в этом смысле, есть процесс усвоения человеком социального опыта, который происходит в
39. Закономерности психического развития личности
39. Закономерности психического развития личности
В психологии отмечаются общие тенденции, закономерности психического развития. Так, при любых, даже самых благоприятных условиях обучения и воспитания, различные психические функции, психические проявления и
УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ НЕВРОТИЧЕСКИХ СИМПТОМОВ
УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ НЕВРОТИЧЕСКИХ СИМПТОМОВ
Непонимание своих эмоциональных состояний и построение неадекватного им поведения. Непонимание того, что почти все проявления телесной и психопатологической симптоматики невроза есть компоненты эмоционального реагирования
15. Уровни психического развития
15. Уровни психического развития
Степень и показатели психического развития человека в процессе формирования его личности называют уровнями психического развития личности. Во время жизни каждый человек проходит несколько этапов развития, и каждому из них свойственны
Проблема психического развития человека
Проблема психического развития человека
В прологе к своей автобиографической книге «Воспоминания, сновидения, размышления» Юнг размышляет о специфике человеческого бытия и говорит, что «подобно другому существу человек есть сколок бесконечного божественного
ЛЕКЦИЯ № 5. Основные направления психического развития ребенка
ЛЕКЦИЯ № 5. Основные направления психического развития ребенка
Развитие ребенка – это процесс, который реализуется в любой ситуации взаимодействия ребенка с окружающим миром, с родителями, педагогами, взрослыми, другими детьми. Как констатирует С. В. Маланов в своей
Глава 3 Грудное вскармливание младенца (не менее 2-х лет) — абсолютное условие его здорового развития и вочеловечивания в любви и силе духа
Глава 3
Грудное вскармливание младенца (не менее 2-х лет) — абсолютное условие его здорового развития и вочеловечивания в любви и силе духа
В моем доме у соседей многие годы жила собачка по кличке Ирма. Первое, что поражало при виде ее мордочки — это глубокий, укоряющий
Воспитание чувств как главное условие гармоничного развития ребенка
Воспитание чувств как главное условие гармоничного развития ребенка
Я не стану утверждать, что мне удалось довести до совершенства метод воспитания чувств у детей трех – семи лет. Я думаю только, что он открывает новые пути для психологического исследования и обещает
Источник
Является одним из существенных условий его психического развития. Прежде всего отметим, что активность человека как многообразные формы его взаимодействия с окружающим миром может быть многоуровневой и индивидуальной по своему характеру. Ребенок рождается с определенным набором естественных потребностей: в движениях, в новых впечатлениях, рано формируется потребность в общении, органические потребности. Все эти потребности обеспечивают связь ребенка с окружающим миром, его жизнь: он плачет, когда хочет есть или когда уходит из его комнаты мама, когда ему холодно или когда убрали любимую игрушку, тем самым управляя поведением взрослых по отношению к нему. Но каждый ребенок уже своеобразен: один быстро овладевает моторными навыками, другой — медленно, один настойчив в своих требованиях, другой — нет. Реакция взрослых зависит от этих особенностей.
Следовательно, ребенок очень рано начинает проявлять физическую, биологическую активность. Пройдет совсем немного времени, и наш малыш будет помогать самому себе познавать окружающий мир: он требует от взрослого помощи в построении домика, он спрашивает взрослого, как называется тот или иной предмет, а затем сам начинает планировать свой поиск: «Смешаю все краски, что получится?». Развивается познавательная психическая активность ребенка, формируются психические процессы, осуществляющие познание мира. И она тоже индивидуальна и зависит как от природных свойств организма, нервной системы, так и от условий, в которых ребенок развивается. И, наконец, высший уровень активности — социальная. Ребенку интересен сверстник, он оценивает его поведение, он защищает друга, управляет игрой, подражает взрослому, а потом, позднее, будет стремиться сам себя воспитать, то есть наш ребенок начинает изменять окружающий мир и самого себя, передавать свой пусть маленький еще опыт младшему.
Без активности самого ребенка процесс влияния на него среды, обучения и воспитания будет малоэффективен. Но и в этом случае обратим внимание на то, что в развитии активности ребенка социальная среда, условия его жизни играют ведущую роль. Мы можем развить или погубить природную любознательность ребенка, его задатки, его веру в себя и свои возможности.
Рассматривая проблему условий психического развития, мы попытались обозначить также и их взаимосвязь.
Основываясь на научных взглядах отечественных (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) и прогрессивных зарубежных ученых (А. Валлон, Р. Заззо и др.), выделим в качестве основного условия психического развития ребенка социальную среду, процессы обучения и воспитания. В то же время надо иметь в виду, что соотношение социального и биологического в психике человека чрезвычайно многомерно и динамично. Оно определяется конкретными обстоятельствами психического развития ребенка и по-разному складывается на разных ступенях этого развития.
В психологии существуют и другие теоретические взгляды на проблему социального и биологического в психическом развитии индивида. Эта проблема относится не только к возрастной и педагогической психологии, но и имеет фундаментальное значение для общей теории психологии.
В биогенетических концепциях психическое развитие рассматривается как атрибут развития организма. Тенденция биологизации психики человека получила широкое распространение с середины девятнадцатого столетия. В сознании психологов тогда прочно укоренилась идея принципиального тождества эволюционного процесса в целом и основных этапов развития вида. В основу этих теорий был положен биогенетический закон, сформулированный в 1866 году биологом- дарвинистом Э. Геккелем: «история зародыша есть краткое и быстрое повторение истории рода». Американским психологом С. Холлом была разработана теория рекапитуляции человеческой психики. Он настаивал на том, что детям в их развитии необходимо пройти через те стадии, которые прошел человек в своем историческом развитии. Не только в трудах зарубежных, но и отечественных психологов находились сторонники этой теории. В частности, в ранних работах П. П. Блонского подчеркивалось, что «человеческое поведение полно животных атавизмов: неумение плавать и «хватание за воздух» утопающего (как следствие жизни на деревьях), кусание, царапание, качание, «валянье» на траве, страх воды, ветра, огня, темноты, зубов, одиночества». Био- логизаторские позиции П. П. Блонского нашли выражение и в предложенной им периодизации развития ребенка, основным критерием которой он считал дентицию зубов у ребенка. Он расчленяет детство в связи с этим на III эпохи:
I — беззубое детство (до 2—2,5 лет);
П — детство молочных зубов (от 2,5 до 6,5 лет);
III — детство постоянных зубов (с 6,5 лет до появления зубов мудрости).
Выделение в качестве основного условия психического развития природных, биологических начал в ребенке характеризует труды до этой проблеме многих зарубежных психологов: 3.Фрейда, К. Бюлера, Ж. Пиаже и др. Например, австрийский психолог 3. Фрейд и его последователи видели движущие силы развития личности в управляющих человеком инстинктах, первичных подсознательных потребностях и влечениях, которые не зависят от социальных влияний. Немецкий психолог К. Бюлер подчеркивал, что не только умственное, но и нравственное развитие ребенка предопределяется наследственностью.
Другое теоретическое направление, социогенетическое, также односторонне решающее вопрос о соотношении биологического и социального в процессе развития психики, объясняет его только воздействием социальной среды, обучением и воспитанием. В частности, американский психолог Дж. Брунер утверждал: «Любому ребенку на любой стадии развития можно с успехом преподать любой предмет в достаточно полноценной форме!»
В истории психологической науки была сделана попытка увязать два основных условия развития психики. Это теория конвергенции двух факторов В. Штерна. «Человеческий индивид, — пишет он, — в первые месяцы младенческого периода, с преобладанием низших чувств, с неосмысленным рефлекторным и импульсивным существованием, находится в стадии млекопитающего, во второе полугодие, развив деятельность хватания и разностороннего подражания, он достигает развития высшего млекопитающего — обезьяны, а на втором году, овладев вертикальной походкой и речью, — элементарного человеческого состояния. В первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов. Затем следует поступление в школу, более напряженное внедрение в социальное целое — онтогенетическая параллель вступления человека в культуру. В первые школьные годы простое содержание античного и ветхозаветного мира наиболее адекватно детскому духу, средние годы носят черты фанатизма христианской культуры, и только в период зрелости достигается духовная дифференциация, соответствующая состоянию культуры нового времени» (81). Как видим, В. Штерном выделяются как бы две стадия становления личности: биологическая и историческая, но остается совершенно неясным, что представляет собой процесс психического развития, каков его механизм и благодаря чему человеческое дитя становится личностью.
Односторонний взгляд на специфику развития психики человека не позволяет ответить на эти вопросы и представителям двух предыдущих теоретических концепций.
Источник