Прыжки как физическое развитие ребенка
Упражнения в прыжках положительно влияют на организм ребенка: укрепляют мышцы и связки нижних конечностей, совершенствуют координацию движений, развивают ловкость и смелость. Однако следует помнить, что при неумелом использовании прыжков (неподготовленность места приземления, несоблюдение рекомендуемых требований в отношении высоты прыжка и т. д.), у дошкольников могут возникнуть травмы и плоскостопие.
Прыжок требует согласованной работы многих мышц, сложной координации движений, что возможно лишь при соответствующем уровне развития двигательного анализатора и подготовленности опорно-двигательного аппарата ребенка. Поэтому детей обучают определенному виду прыжков, исходя из их анатомо-физиологических возможностей и возрастных особенностей.
Прыжок — один из видов основных движений — относится к ациклическим, скоростно-силовым упражнениям. В прыжках нет повторяющихся фаз: каждый прыжок представляет собой одно законченное, протекающее в определенной последовательности движение.
Для детей дошкольного возраста доступны наиболее простые виды прыжков: подпрыгивания на месте, с продвижением, спрыгивания с высоты, прыжки в длину с места и с разбега, прыжки в высоту с места и с прямого разбега, прыжки со скакалкой.
Техника прыжка состоит из следующих элементов (фаз): исходное положения, замах или разбег, толчок, полет и приземление. Каждая предшествующая фаза подготавливает и обусловливает последующую: исходное положение помогает правильно выполнить замах (при прыжках с места), разбег (при прыжках с разбега); замах или разбег (подготовительная фаза) создает наиболее благоприятные условия для толчка от земли (пола). От амплитуды замаха зависит сила толчка. При разбеге развивается большая скорость горизонтального движения, что дает силу для толчка и в результате обеспечивает большую дальность полета.
Толчок создает необходимую для полета начальную скорость и правильное направление. При прыжках с места толчок производится двумя ногами одновременно, а при прыжках с разбега — одной, более сильной ногой. Сила толчка зависит от размаха или разбега. Разбег и толчок обеспечивают результат выполнения прыжка в целом.
Длина и высота траектории полета, которую описывает общий центр тяжести тела, находятся в прямой зависимости от горизонтальной скорости, развиваемой при разбеге, и вертикальной скорости, развиваемой при толчке одной или двумя ногами, и определяются предыдущими элементами (разбег и толчок). Скорость и направление движения в полете изменить нельзя, но важно создать наиболее выгодное положение тела при преодолении препятствия и подготовиться к приземлению. Основная задача при приземлении — погасить скорость полета без резких сотрясений и толчков и сохранить равновесие.
Прыжки можно разделить на 2 типа по принципу координации:
1. Прыжок толчком двумя ногами – требует симметричной координации ног и рук (то есть действия обеими ногами сразу). 2. Прыжок толчком одной (с разбега) – требует больше перекрестной координации, а при приземлении на две ноги – симметричной.
Для чего необходимо такое разделение?
Дело в том, что при выполнении прыжков с предельным усилием дети смешивают две, в общем-то, противоположные техники, в результате – не могут добиться толкового результата ни в одном варианте. Поэтому следует разделять эти упражнения по времени: например сегодня прыгаем толчком двумя, завтра – с разбега.
С самого начала необходимо требовать четкого выполнения техники, то есть – добиваться четкой координации движений, которая как раз и управляется головным мозгом и формирование которой способствует формированию нейронных связей, следовательно – развитию соответствующих отделов ЦНС.
Рис. 1 Прыжок в длину с места
Прыжки в длину с места у дошкольников разных возрастных групп имеют значительное сходство. Исходное положение перед прыжком — «старт пловца» (ноги полусогнуты, туловище наклонено вперёд, руки отведены назад — в стороны). Отталкиваются обеими ногами с одновременным взмахом рук вперед — вверх. В полете ноги сгибаются в коленях и выносятся вперед. Во время приземления ребенок приседает и выносит руки вперед — в стороны, обеспечивая таким образом мягкое и устойчивое приземление.
Обучение детей 3 лет прыжку в длину с места следует начинать после того, как они овладели подпрыгиванием на обеих ногах на месте и с продвижением вперед («как зайчики», «мячики» и т. д.). В этом возрасте они уже хорошо понимают словесные указания, которые даются в доступной для них форме, и могут точно повторить показанное им движение. Сначала ребенку предлагают прыгать через ленту или «ручеек» (ширина 10–15 см), выложенный из двух лент (скакалок). Такая конкретизация обусловливает выполнение прыжка не в полную силу, благодаря чему дети точнее дифференцируют мышечные усилия, что является необходимой основой для овладения правильной структурой движения.
Наиболее сложные элементы прыжка для детей данного возраста — сочетание маха руками с одновременным отталкиванием обеими ногами и мягкое приземление. Для правильного и быстрого овладения этими элементами рекомендуется применять подводящие упражнения: махи прямыми руками вперед — вверх, «как птички», с одновременным подниманием на носки; прыжки на месте, «как мячики»; прыжки с продвижением вперед, «как зайчики», и т. д.
Дети 3 лет, прыгая в длину с места, обычно приземляются на пятки с последующим перекатом на всю ступню. Чтобы избежать резких сотрясений и травм, на место приземления (если ребенок выполняет прыжки в помещении) кладут мягкий коврик, а на площадке прыгают в песок.
Дошкольникам 4 лет данное движение уже знакомо. Поэтому перед ними ставится задача добиться более высокого качества прыжка. Как и в предыдущей возрастной группе, ребёнок прыгает через «ручеек», ширину которого увеличивают до 40–50 см. Отдельные элементы прыжка совершенствуют в ходе целостного выполнения движения.
Дети 5 лет совершенствуют прыжок с помощью таких упражнений: прыжок через «ручеек» с постепенным увеличением его ширины до 60–70 см; прыжки с продвижением вперед, «как лягушки» (4–6 подряд). При этом нужно помнить, что движение у ребенка получается лучше, когда он отталкивается не в полную силу. Поэтому расстояние между лентами «ручейка» увеличивают постепенно, регулируя этим усилия детей во время отталкивания.
Для детей 6–7 лет наиболее сложным элементом в данном движении является приземление. Стараясь прыгнуть подальше, ребенок отталкивается с максимальным усилием и, выбрасывая ноги вперед (в заключительной стадии полета), приземляется жестко на пятки, часто с потерей равновесия. Поэтому основное внимание акцентируют на мягком и устойчивом приземлении.
Рис. 2 Прыжок в глубину (с невысоких предметов)
Обучать данному прыжку лучше тогда, когда дети уже научились прыгать в длину с места, так как формирование нового навыка опирается на предыдущий двигательный опыт. Прыжок в глубину имеет общую структуру движения с прыжком в длину с места. Различие состоит лишь в характере отталкивания и в степени нагрузки на опорно-двигательный аппарат при приземлении.
Этим видом прыжков дошкольники овладевают очень быстро. Однако следует помнить о том, что неправильное приземление на прямые ноги может привести к травмам и значительному сотрясению организма. Прыжки на твердую опору являются причиной растяжения связок и мышц стопы и ее уплощения. Поэтому приземление должно быть только на мягкую опору (коврик или песок).
Детей 3–4 лет обучают правильно отталкиваться и устойчиво приземляться при выполнении прыжков в глубину. Для этого из двух лент (скакалок) выкладывают «дорожку» шириной 20 см на расстоянии 50 см от скамейки или стульчика (высотой 15 см), с которого выполняется прыжок, и предлагают ребенку точно приземлиться на «дорожку». Такое задание требует от детей правильного отталкивания вперед — вверх. В этом возрасте дошкольники должны овладеть общей структурой прыжка, так как дальнейшее совершенствование его продолжается в следующих возрастных группах. У детей 5 лет прыжок в глубину формируется и совершенствуется в такой последовательности: прыжок со скамейки или какого-либо другого возвышения (высота 20 см); прыжок с приземлением в обусловленное место — на «тропинку» или лист бумаги (картона) размером 20×30 см, прыжок с высоты 20–25 см с правильным выполнением всех его элементов.
С детьми 6–7 лет навыки прыжка в глубину совершенствуют в различных условиях. Высота его постепенно увеличивается до 30–40 см. При выполнении данных прыжков широко используют естественные условия: спрыгивать с пеньков, бревна, которое лежит на земле; зимой — со снежных валов и т. д. Постепенно прыжки усложняют: прыжок в обозначенное место или за указанную линию, прыжок с поворотом на 90° влево и вправо.
Рис. 3 Прыжок в длину с разбега
Этот прыжок относится к одному из наиболее сложных видов основных движений у дошкольников. Поэтому его начинают изучать с 5–6 лет. В длину с разбега прыгают таким образом: разбег равноускоренный, последний шаг перед отталкиванием несколько короче; отталкиваются одной ногой с одновременным махом рук вперед — вверх; в фазе полета ноги сгибают в коленях и перед приземлением выносят вперед; приземляются на пятки или на всю ступню, для устойчивости выносят руки вперед — в стороны.
Формирование навыка в этом движении осуществляется в такой последовательности: прыжки с одного, двух, четырех, шести шагов; совершенствование отталкивания одной и приземления на две ноги; энергичного маха руками в момент отталкивания; полета (согнув ноги) и устойчивого приземления. Когда ребенок освоит правильное отталкивание и приземление с ускоренного разбега (6–8 шагов), совершенствуют отдельные элементы прыжка с полного разбега — до 10 м.
Основные ошибки у детей на начальном этапе разучивания данного прыжка — неумение совместить разбег с энергичным отталкиванием; быстро подтянуть толчковую ногу к маховой; неустойчивость приземления.
Первой ошибки можно избежать, если начальные попытки прыжка выполнять со средней скоростью (быстрый разбег при недостаточно сформированном навыке нарушает координацию движения и не позволяет ребенку правильно оттолкнуться).
Неустойчивость приземления у некоторых детей вызвана слабостью мышц опорно-двигательного аппарата. Они не могут противостоять довольно высокой нагрузке во время приземления и вынуждены делать шаг вперед, чтобы не потерять равновесия. Когда дошкольники приземляются на мягкую опору, этих ошибок у них обычно не бывает. Вот почему нужно подготовить специальное место для приземления после прыжка. На площадке можно использовать яму с песком или песочницу длиной 2–2,5 м, одна сторона которой не имеет барьера.
Рис. 4 Прыжок в высоту с места
Учитывая, что дети 7 лет уже умеют прыгать в длину с разбега способом согнув ноги (их обучали данному движению раньше), основной задачей для них является совершенствование качества прыжка и стабильности в правильном выполнении движения. Они могут прыгать с полного разбега — 10–12 м. Это расстояние следует считать оптимальным, так как на данном отрезке дошкольники развивают скорость, близкую к максимальной, и увеличение разбега нежелательно.
Прыжок в высоту с места нелегко дается детям, потому что им трудно преодолевать вес собственного тела и поднять его над землей. Поэтому в младшем возрасте сначала делается прыжок через шнур, палку или обруч, а затем предлагают прыгать через горизонтальную веревочку, высота которой увеличивается от 5-7 до 10-15 см.
Для прыжка в высоту с места ребенок встает на расстоянии 10-15 см от веревочки лицом к ней. Сначала он поднимает руки вперед-вверх и сам поднимается на носки, затем опускает руки вниз-назад, полуприседает и, опираясь на всю стопу, наклоняет туловище вперед. После этого, резко разгибая ноги, делает взмах руками вперед, отталкивается двумя ногами и перепрыгивает через веревочку. В полете обе ноги сгибаются в коленях. Приземляться нужно на носки полусогнутых ног с переходом на всю ступню. Руки выносятся вперед – в стороны.
Когда дети освоят этот прыжок, можно давать задание – прыгать боком. С поворотами направо и налево; толчком двумя ногами с места на различные предметы
Рис. 5 Прыжок в высоту с разбега
По своей структуре данное движение сходно с прыжком в длину с разбега. Его выполняют также способом согнув ноги. Некоторая разница заключается лишь в характере отталкивания.
Дошкольникам не рекомендуют приземляться на одну ногу, как этого требуют другие способы прыжков (перешагивание, перекат, перекидной), так как при этом возникает большая нагрузка на опорно-двигательный аппарат во время приземления. Поэтому прыжок в высоту с разбега согнув ноги является самым приемлемым для детей 5–7 лет, так как при этом способе они приземляются на обе ноги.
В этом прыжке разбег выполняется перпендикулярно к препятствию (веревочка или резиновая бельевая тесьма, натянутая между двух стоек), отталкиваются одной ногой с одновременным махом рук вверх; в фазе полета ноги максимально сгибают в коленях; приземляются на обе ноги, руки выносят вперед — в стороны. Детей 5–6 лет обучают прыжку в высоту с разбега в такой последовательности: прыжок через веревочку высотой 10–15 см с одного шага толчком одной ноги и махом другой с приземлением на обе ноги; то же с двух-трех шагов с одновременным махом рук вверх; прыжок с 3–5-метрового разбега с правильным выполнением всех его элементов: равноускоренный разбег, энергичное отталкивание, полет согнув ноги, устойчивое и мягкое приземление; прыжок через веревочку высотой 30–35 см с 6-метрового разбега.
На начальном этапе обучения ставится задача — научить ребенка отталкиваться одной ногой вблизи препятствия и приземляться на обе ноги. Разбег и отталкивание обычно не вызывают у дошкольников особых трудностей, самое сложное для них — четкое и мягкое приземление (на полусогнутые ноги).
В отличие от прыжка в длину при выполнении данного движения не следует требовать от ребенка максимальной скорости разбега, а наоборот, ему советуют разбегаться медленнее. Быстрый разбег не дает возможности правильно оттолкнуться, траектория полета при этом будет низкая и, приземляясь, ребенок теряет равновесие, переступает ногами вперед.
Дети 7 лет совершенствуют прыжок, постепенно усложняя его. Длину разбега увеличивают до 8–10 м, а высоту — до 50–55 см. Совершенствуя прыжки в высоту в этой возрастной группе, обращают внимание на правильное выполнение всех элементов движения. Это помогает детям быстрее овладеть техникой.
Рис. 6 Прыжки со скакалкой.
Прыжки со скакалкой укрепляют мышцы и суставы ног, внутренние органы, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивают координацию, ритмичность, ловкость. Быстроту. Глазомер, выносливость.
Упражнения в прыжках со скакалкой вызывают большой интерес у детей 5–7 лет. Скакалку подбирают в соответствии с ростом ребенка. Став обеими ногами на середину скакалки (ноги на ширине плеч), подтягивают ее за ручки вверх вдоль туловища. При оптимальной длине скакалки ручки должны быть немного выше пояса ребенка.
Вначале скакалку вращают только вперед, для того чтобы ребенок мог ее лучше видеть и ему было легче выполнять прыжки. Вращают скакалку кистями рук, ноги во время прыжков немного согнуты, туловище прямое. На начальном этапе формирования навыка прыжки выполняют в медленном темпе, затем темп вращения скакалки постепенно ускоряется. Ребенку напоминают о том, чтобы он прыгал на обеих ногах или поочередно на правой и левой. Все это способствует гармоничному развитию силы обеих ног.
Во время прыжков у детей должны быть небольшие паузы для отдыха (1–2 мин). Длительность непрерывных прыжков со скакалкой у старших дошкольников может быть доведена до 1 мин.
Источник
Евгения Миронова
Обучение детей прыжкам
Значение прыжков для физического развития ребенка
Упражнения в прыжках положительно влияют на организм ребенка: укрепляют мышцы и связки нижних конечностей, совершенствуют координацию движений, развивают ловкость и смелость. Однако следует помнить, что при неумелом использовании прыжков (неподготовленность места приземления, несоблюдение рекомендуемых требований в отношении высоты прыжка и т. д., у дошкольников могут возникнуть травмы и плоскостопие.
Прыжок требует согласованной работы многих мышц, сложной координации движений, что возможно лишь при соответствующем уровне развития двигательного анализатора и подготовленности опорно-двигательного аппарата ребенка. Поэтому детей обучают определенному виду прыжков, исходя из их анатомо-физиологических возможностей и возрастных особенностей.
Характеристика, виды прыжков
Прыжок — один из видов основных движений — относится к ациклическим, скоростно-силовым упражнениям. В прыжках нет повторяющихся фаз: каждый прыжок представляет собой одно законченное, протекающее в определенной последовательности движение.
Обучение детей прыжкам.
Прыжки широко применяются в двигательной деятельности человека. Они укрепляют костно-мышечный аппарат ног, туловища, тренирует глазомер, координацию движений.
Прыжок не является циклическим движением. Он состоит из нескольких последовательно и слитно выполняемых действий. Дети всех возрастов широко используют разнообразные прыжки в жизненных и игровых ситуациях. Они испытывают потребность прыгать:
– спрыгнуть с пенька, скамейки, ступеньки;
– перепрыгнуть через лужу, камушки, палочки;
– прыгать через скакалку,
– прыгать с разбега (соревнуются в дальности прыжка).
Освоение детьми видов прыжков проходит в порядке нарастающей сложности:
Подпрыгивание – прыжок вверх.
Прыжки в длину с места.
Прыжки в глубину.
Прыжки с продвижением вперед.
Впрыгивание на возвышение.
Прыжки в высоту с разбега.
Прыжки в длину с разбега.
Прыжки со скалкой.
Виды прыжков.
Подпрыгивание – доступно маленькому ребенку 2-3 года. Это несколько ритмичных невысоких прыжков толчками носков обеих ног или одной ноги с небольшим сгибанием ног в коленях. Использовать бубен, хлопки или музыкальное сопровождение.
Постепенно подскоки усложняются: положение рук, ног, повороты, ограничение площади приземления (вкруг, на линии, увеличение дистанции, чередование подскоков на двух или на одной ноге, с поворотом кругом на последний счет.
Прыжок вверх с места – выполняется толчком упругих ног, незначительно сгибая их в коленях, отталкиваясь за счет активного разгибания стоп. Постепенно воспитатель добивается от детей хорошей техники. Детям предлагают достать ленточку, мяч, колокольчик. В младшей группе предмет держит воспитатель и дает возможность ребенку достать до него.
Сложность двигательной задачи постепенно возрастает. Основная сложность научиться толкаться в нужном месте. Старших дошкольников обучают маховым движения рук, это действие увеличивает дальность полета.
Прыжок в глубину (спрыгивание) – укрепляет мышцы ног, готовит к прыжкам с разбега. Закрепляются умение одновременно отталкиваться двумя ногами, активно разгибать стопы и правильно приземляться. Этот прыжок используют как заключительный после упражнений в равновесии, лазанья, в подвижных играх. Дети 2-3 лет спрыгивают с высоты 10-15 см, 6-7 лет – 35-40см.
По мере овладения задания усложняются: спрыгнуть точно в круг, между двух линий, с поворотом, спрыгнуть в круг и выпрыгнуть из него.
Прыжок в длину с места – это несколько последовательных умений: приседание перед прыжком, энергичное отталкивание одновременно обеими ногами, выпрямляя их, полет в группировке, затем выпрямление ног вперед и приземление.
Перед прыжком правильное исходное положение: ступни параллельны, ноги расставлены, колени согнуты, небольшой наклон корпуса вперед, руки отведены назад. При отталкивании тяжесть тела переносится вперед. В момент приземления мягко согнуть ноги, неглубоко присесть, руки вытянуть вперед-вверх.
Младший возраст – овладевают правильным отталкиванием и мягким приземлением. Не обращается внимание на положение рук.
Старший возраст – обращается внимание на выполнение полет с вынесением ног вперед. Отрабатывать элементы прыжка, от которых зависит его результат.
Игровые упражнения: прыжки через линии, из обруча в обруч, с кочки на кочку.
Прыжки со скалкой – занимают значительное место в работе с детьми. Они способствуют развитию выносливости, тренируют чувство ритма, укрепляют мышцы ног. Дени проявляют большую активность, многие самостоятельно овладевают прыжками. Эти прыжки не требуют сильного отталкивания. Скалку надо вращать кистями предплечьями рук.
Более легкими считается прыгать через длинную скакалку. Здесь ребенок выполняет только прыжки. Скакалка не должна быть легкой, толщина 10мм, длина 4м.
Этапы обучения:
а) прыгать через неподвижную, затем качающуюся и вращающуюся скакалку с места;
б) овладеть вбеганием и разнообразными прыжками через нее: с поворотом, в присяде, на одной ноге.
В прыжках с короткой скакалкой детям трудно согласовывать движения рук и ног. Скакалку надо вращать поворотами кисти. Начинать обучение надо с перебрасывания скакалки вперед из-за спины и переступая попеременно одной и другой ногой, постепенно переходя к прыжкам.
Другой способ: ребенок выполняет ритмичные подскоки на двух ногах на месте и одновременно вращает в правой и левой руке короткие шнуры. Прыжок вверх должен совпадать с ударом шнура о землю.
При хорошем овладении прыжков через скакалку задания усложняются: прыгать на ходу, на бегу, с ноги на ногу, на правой и левой ноге, с междускоком, на один прыжок сделать два вращения скакалкой. Еще труднее прыгать вдвоем, стоя друг к другу лицом или в затылок. Скакалку крутит передний или стоящий сзади.
Для создания стойкого интереса можно показать иллюстрации и рассказать, как спортсмены (боксеры, гимнасты, борцы, легкоатлеты и другие) используют в тренировке прыжки со скакалкой. Чтение стихов А. Барто «Веревочка», спортивные досуги и соревнования.
Впрыгивание на возвышенность – используется для обучения детей разбегу и толчку. Начинать обучение, когда ребенок прыгает на препятствие высотой 10-15см одной ногой, затем присоединяет другую ногу. Следует обозначить полосу отталкивания 30-40см. Даются усложнения – прыгнуть в обозначенное на скамейке место (линию, кружок).
Прыжок в высоту с разбега – доступно детям 5 лет. В начале учат выполнять небольшой разбег в 2-3 шага, не останавливаясь при переходе через препятствие (подвешенную веревочку или прутик). Недопустимо их привязывать. Постепенно разбег увеличивается до 5-6 шагов. В полете дети должны принять положение группировки, затем успеть выпрямить ноги и приземлиться.
Прыжок в длину с разбега – начинать обучение надо с 4-6 шагов разбега и переход к толчку одной ногой. Разбег должен быть естественным и постепенно нарастающей скоростью. Для обучения хорошо использовать бег под уклон, сбегание с горки. Направлен полет вперед, положение ребенка как бы сидя. Перед приземлением ноги выпрямить и приземлиться на пятки. Важно научить детей способам самостраховки: сделать 1-2 шага вперед, пытаясь выпрямиться.
Методика.
Обучение прыжкам идет целостным методом, то есть прыжок выполняется без выделения его двигательных действий. Но воспитатель обращает внимание на тот элемент, который плохо получится.
На первых этапах обучения большое значение имеет показ прыжка. Необходимо как можно раньше научить ребенка мягко приземляться. Что в дальнейшем поможет ему спрыгивать на жесткий грунт, с высоких препятствий, предохраняя его от травм и развития плоскостопия.
В младшем возрасте – используют показ и не требуют от детей прыгать дальше или выше. Для обучения детей используют образы – зайчики, мяч, воробушки. Необходимо подготовить место, куда приземляются дети во время прыжка. У малышей – это песок, взрыхленная земля, снег.
В старшем возрасте – необходимо на физкультурной площадке иметь прыжковую яму, а в зале – гимнастический мат. Спрыгивать на траву небезопасно – можно поскользнуться. Не должно быть опасных веток, трухлявых деревьев, мокрых камней.
В прыжке с разбега дети учатся сначала основам техники прыжка, а потом объясняют о длине шагов при разбеге, точности отталкивания. После появления энергии отталкивания и мягкого приземления, детям напоминают о взмахе рук.
Источник