Провести тест на развитие ребенка
По рисункам человека любого возраста можно определить его настроение, переживания, особенности личности, психологические проблемы и уровень развития интеллекта. Тесты просты в проведении, интересны для ребёнка и информативны для взрослого.
✔”Рисунок человека”
Помогает определить индивидуальные особенности личности. На листе А4 предлагают нарисовать простым карандашом человека. В процессе рисования, также необходимо наблюдать за ребёнком что, он говорит, над чем задумывается, что стирает и т.д. Затем проводится беседа. Кто этот человек? Какое у него настроение? Что он делает? Он хороший или плохой? и т.д. Либо просят сочинить про него историю.
✔«Человек под дождём»
Тест подходит для детей от 9 лет и для взрослых. Выполняться может как в чёрно-белом варианте, так и цветном, завит от выбора ребёнка, на листе А4 (вертикально). Рисунок показывает внутреннею силу человека, его способность преодолевать неблагоприятные ситуации.
✔ “Моя семья”
Можно применять уже с 4 лет. По рисунку можно определить отношения в семье, как себя чувствует в ней ребёнок, скрытые проблемы, отношение к каждому члену семьи. На листке А4 предлагают нарисовать семью, включая самого себя, по желанию можно добавить к рисунку, то что захочет малыш.
✔ “Динамический рисунок семьи”
Подходит старшим дошкольникам и школьникам. Помогает понять распределение ролей в семье глазами ребёнка. Может быть проведён в дополнении предыдущего теста. Ребёнку даётся задание на листе бумаги нарисовать свою семью чем-то занятыми (в действии).
“Три дерева”
Рисунок выполняется на листе А4 в горизонтальном положении. Необходимо нарисовать 3 дерева и сравнить их со своей семьёй.
✔”Дом – дерево – человек “
Подходит для детей и взрослых. Помогает определить уровень развития ребёнка, его личности и взаимоотношение с миром в целом.
Сначала предлагают малышу нарисовать красивый дом, затем дерево и только потом человека, всё на одном рисунке. Время, которое ушло на каждый элемент засекают. Главное условие – нарисовать как можно лучше.
✔”Несуществующее животное”
Подходит детям от 5 лет и взрослым. Позволяет исследовать особенности характера, скрытые эмоции, склонности и предпочтения. Одна из самых информативных методик.
Ребёнку предлагают придумать несуществующего животного, изобразить его на бумаге и придумать ему имя. После завершения рисунка, беседа. Где оно живёт? Почему так называется? Доброе оно или злое? Чем питается и т.д.
✔”Семья животных”
Подойдет детям с 4 лет и взрослым. Рисунок является прямой проекцией отношений в семье глазами ребёнка. Ему предлагается нарисовать свою семью в виде разных животных.
✔ “Слон”
Тест помогает оценить состояние человека (физическое, моральное, эмоциональное). Рисунок слона – это проекция самого себя.
✔”Кактус”
Подойдет для детей старше 3х лет. Исследуется эмоциональное состояние ребёнка. Возможно применения цветных карандашей – 8 шт (“Люшеровские” цвета).
Задание: нарисовать кактус как представляешь. Дополнительных объяснений к заданию не должно быть.
✔«Дерево»
Рисунок дерева это проекция самого себя. Ребёнок может выбрать, чем он будет рисовать (простой карандаш или цветные, ручка, фломастеры). Лист А4 располагается вертикально. Задание – нарисовать дерево любое, которое больше всего нравится. Больше никаких объяснений не должно быть.
Все тесты показывают состояния ребенка и его отношение к окружающему миру в данный момент времени. Также нужно учитывать его возрастные особенности. В процессе выполнения тестов необходимо наблюдать за ребёнком: на высказывания, порядок рисования объектов, времени затраченных на них, и т.д. После окончания обсудить нарисованное.
Рисунок – это раскрывает внутренний мир ребёнка. Задача взрослого – правильно понять его и при необходимости помочь.
Вам может быть интересно:
О чём может рассказать детский рисунок
Воспитание сказкой
Как сделать детство для своего ребенка запоминающимся и счастливым. 69 идей
Источник
Если вы хотите понимать насколько ваш ребенок готов к школе, т.е. развились ли все психические процессы до нужного уровня, чтобы учиться, то можете самостоятельно выполнить с ним эти задания
В некоторых школах перед приемом проводят тесты на психологическую готовность к школе. Но в большинстве общеобразовательных школ этого не делают.
Эти тесты нужны не для того, чтобы принять решение взять или не взять ребенка в школу, а чтобы разобраться на каком уровне развития находятся психические процессы, и соответственно, какие сложности могут возникнуть при обучении и какую профилактику можно провести.
Если есть возможность, то можно просто прийти на прием к детскому психологу и он проведет диагностику ребенка и даст заключение.
Если возможности нет, то предлагаю вам тесты, которые помогут провести диагностику самостоятельно и сделать примерные выводы.
В данному руководстве использована методика определения готовности к школе Ясюковой.
Задание 1. Запоминание слов
Попросите ребенка повторить слова с любом порядке.
За каждое верно названное слово начисляется 1 балл (максимально 9 баллов).
Задание 2. Запоминание картинок
Покажите картинки на 25-30 секунд.
Попросите повторить, что он запомнил. В любом порядке.
За каждую верно названную картинку начисляется 1 балл (максимально 16 баллов).
Задание 3. Лишнее слово
Попросите из 5 слов найти одно лишнее
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл (максимум 4 балла).
Задание 4. Аналогии
Попросите выбрать подходящее слово к вашей аналогии. Т.е. сначала вы называете два связанных между собой слова, например, “стол-скатерть”, а затем предлагаете выбрать подходящее слово к слову “пол”. Варианты – “мебель, ковер, пыль, доски, гвозди”.
За каждый правильный ответ— 1 балл (максимально – 4 балла).
Задание 5. Смысл предложения
Часть 1. Попросите послушать предложение и сказать правильное оно или нет
Часть 2. Попросите прослушать предложение и вставить пропущенное слово
Часть 3. Попросите закончить предложение
За каждое безупречное дополнение начисляется 1 балл. Если содержатся мелкие ошибки— 0,5 балла (максимально 8 баллов).
Задание 6. Лишняя картинка
Попросите в каждом ряду выбрать лишнюю картинку.
Задание 7. Подбор пары
Попросите подобрать пару к картинке (из предложенных вариантов) по такому же принципу как и на первой картинке.
За каждый правильный ответ— 1 балл (максимально – 8 баллов).
Задание 8. Абстрактное мышление
Часть 1. Покажите картинку с холодильником. Спросите, для чего нужен холодильник. Попросите показать картинку на которой нарисовано то, для чего нельзя использовать холодильник. Не важно объяснение ребенка, почему он так ответил. Просто запишите его ответ.
Часть 2. Покажите две верхние картинки. Попросите выбрать из трех картинок нижнего ряда такую, которая одновременно подойдет и к сове, и к желудям. Если ребенок называет верный ответ, то можно спросить почему. Правильный ответ: две ягодки— картинка 2
Часть 3. Инструкция: «Какое слово длиннее— «кот» или «котенок»?». Запишите ответ. В этом задании инструкцию повторять нельзя.
Часть 4. Напишите на бумаге ряд цифр 2, 4, 6…. Спросите ребенка, какую цифру надо добавить.
Предложите варианты ответов: 5, 7, 8.
За каждый правильный ответ— 1 балл (максимально- 4 балла).
Результаты
Максимально ребенок может набрать за все упражнения 57 баллов.
Нормальным результатом для детей 6-7 лет будет считаться – 21 балл.
Высокий суммарный результат для дошкольника— более 26 баллов, низкий— менее 15 баллов.
Обыкновенно «средний» дошкольник запоминает с первого раза около 5 слов и 5–6 картинок; в 3, 4, 6, 8 заданиях набирает по 2–3 балла, в 5м задании — 5–6 баллов, а в 7м — только 2 балла.
———–
Подписывайтесь на канал психолога-профориентолога.
Приходите дружить в инстаграм.
Татьяна Харченко
Источник
Тесты развития ребенка полутора лет. Анна Рудова
Часто мамы задают вопрос: всё ли в порядке с моим ребёнком, правильно ли он развивается? Кончено, отдельные моменты может увидеть только специалист, но даже мама сама дома может протестировать ребёнка, определив, не отстаёт ли он от норм. Ниже приводятся некоторые простые тесты для домашнего обследования ребёнка в возрасте около полутора лет (+- месяц). Сразу уточню, что для ребёнка в этом возрасте знание букв или умение плавать не являются показательными для определения уровня развития. Если ребёнок не справляется с некоторыми из нижеприведённых заданий, усильте работу по развитию малыша в данной сфере и вернитесь к выполнению теста недели через две. Возможно, вы просто упустили что-то в процессе развивающих занятий с ребёнком, и его ошибки при выполнении заданий объясняются педагогическим упущением, а не отставанием в развитии.
1.Тесты на уровень знаний и речевую сферу. Тест с предметами. Посадите на стол пять знакомых ему игрушек, спросите: где мишка? Где зайка и т.д. Ребёнок должен уметь показать эти предметы. Спросите, где висят часы (где телевизор и т.д.) ребёнок, который не может дотянуться до этих предметов, должен уметь жестом показать, где они. Указание только глазами в этом возрасте недостаточно. Попросите ребёнка выполнить некоторые простые действия: покорми куклу (ложечкой), пожалей собачку, она упала и т.п. Ребёнок уже должен уметь выполнить небольшие ситуативные действия, правильно используя предметы. Ребёнок должен уже сознавать, что лопаткой копают, ложкой едят, из чашки пьют, расчёской причёсываются. Посадите перед ребёнком куклу с волосами, на стол положите расчёску, ложку, вилку, фломастер. Скажите: «куклу надо покормить. Чем мы будем кормить куклу? Ребёнок должен без ошибки выбрать ложку, поднести ко рту куклы. Тест с картинками. Покажите ребёнку картинки с реалистичными изображениями кошки, собаки, мышки, коровы, лошадки. Спросите, показывая картинки по одной: как говорит кошка? Как говорит корова? Ребёнок в полтора года должен уже знать и уметь сказать, как говорят основные домашние животные. «А-А» на собачку и «ку-и-ку» на петуха – это тоже правильный ответ. В норме ребёнок должен знать хотя бы 6 животных и птиц. Ребёнок может иметь любимые книжки, которые готов часто слушать (обычно – короткие стихи про знакомые вещи – игрушки, животных). В часто просматриваемых книжках может показать почти все предметы, в новых – 4-5 узнаваемых. Уже понимает, что серая кошка и рыжая – это тоже кошка. Может узнать привычные предметы на картинках, даже если они немного отличаются (например, красное яблоко и зелёное). По фотографиям может показать членов семьи, которых часто видит – маму, папу, бабушку, себя и т.д. Видя знакомого человека, проявляет радость или оживление, незнакомых людей опасается. Количество слов. Пассивный словарный запас ребёнка — около 300 слов. То есть, ребёнок должен понимать простые фразы: дай мне руку, пойдём кушать. Попросите ребенка: «дай маме мячик», «положи его на стул», «дай его мне», «подними упавший кубик» и т. д. Ребёнок должен уметь показать у себя носик, глазки, ушки, животик, а также у куклы или мишки основные части лица и тела. Знание рогов-копыт-гривы и т.п. тонкостей пока ещё не нужно. Активный словарный запас – не меньше 20 слов и словоподражаний типа: мама, баба, би-би (машина), куп-куп (купание), бо (больно), бух (упал) и т.п. Ребёнок при игре в «сороку-ворону» протягивает руку для игры, а играя в «прятки» -закрывает ладонями лицо. При игре «в ямку бух» — заранее улыбается, ожидая «падения», а при словах «ладушки» — хлопает в ладоши.
2. Тесты на развитие мелкой моторики. Зёрна и банки. Возьмите зёрна фасоли и банку из-под кофе. В крышке банки сделайте отверстие размером чуть больше зёрнышка фасоли. Попросите ребёнка сложить зёрна фасоли в банку через дурочку. Ребёнок должен уметь взять со стола зёрнышки по одному и практически беспроблемно отправить их в баночку по одному. Ребёнок не должен тянуть зёрна в рот и пытаться просто насыпать их на крышку банки, чтобы они случайно попали в отверстие. Иное задание – насыпьте на тарелочку мелких съедобных зёрен – арахис, мелкие ядра кешью, небольшие кусочки грецкого ореха. Посмотрите, как ребёнок их берёт. Если всеми пальцами сразу или кулаком – это не очень хорошо. В норме в полтора года уже должен появиться щепотковый захват – когда три ведущих пальца – большой, указательный и средний – формируют «щепотку». Скрепки. Возьмите основу из картона, на край наденьте 5-6 крупных скрепок. Ребёнок после 1-2 показов должен самостоятельно снять скрепки с основы. Рисование. Ребёнок может рисовать на бумаге каля-маля. При этом рисование пока ещё носит безотрывный характер – хаотичное скопление длительных линий. У кого-то это почти прямые, у кого-то округлые формы. Пластилинография. Нарисуйте на картоне и вырежьте жучка. Покажите ребёнку, как от колбаски из пластилина отрывать маленькие кусочки и прикреплять их на картонную основу. Ребёнок должен прикрепить на картон самостоятельно 5-6 кусочков пластилина, причём не в одно место, а вольно разместив их по основе.
3. Тесты на связь моторики и зрительной сенсорики: Тест с кубиками. Предложите ребенку кубики (размером 7-8 кубических см.) Покажите ему, как поставить один кубик на другой, чтобы сложить башню. Дайте ему возможность построить башню самостоятельно. Ребенок в полтора года не должен их тащить в рот, бросать и бесцельно стучать по столу, он выполнит чётко задание. В восемнадцать месяцев хорошим результатом для ребенка будет умение построить башню из трех-четырех кубиков. Усложните задание – попросите его построить поезд (дорожку) – последовательность 3-4 кубиков, поставленных в ряд. Покажите, как это делается. В полтора года с 3-4 попытки это должен сделать любой ребёнок без проблем в развитии. Тест с пирамидкой. Дайте ребёнку новую пирамидку из 5-6 надеваемых элементов. Ребёнок должен уметь сложить пирамидку, нанизав бессистемно кольца на стержень. Тест с колокольчиком. Для выполнения этого теста необходима доска с прорезями для трех геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат). Место каждой фигуры на доске определяется соответствующей ее контуру ячейкой. Такую доску можно изготовить самим или приобрести в магазине. Выньте фигуры-вкладыши и вложите в окошки рисунки каких-нибудь животных. Скажите, что это домик, в нём живут, например, мишка, кошка и собачка. Но тут стало холодно, и надо окошки закрыть. Возьми окошки и закрой. Если ребенок выполняет это задание неправильно, проведите его ручкой по фигурке на доске со словами: «Видишь, окошко плохо закрылось, постарайся ещё раз». со второго раза у ребёнка должно уже получиться.
4. Тест на развитие двигательной сферы (крупной моторики). Ребенок ходит самостоятельно и длительно. Он умеет приседать, наклоняться, залезть и слезть с дивана, может встать с коленей, может сам подниматься и спускаться по лестнице, может нести с собой игрушки, перешагивает через палку, лежащую на полу. Ребёнок умеет бросить мяч руками из положения над головой, попадает по мячику ногой «футбол». Ребёнок может взять небольшой предмет одной рукой, даже с пола, подняться с ней в одной руке.
5. Развитие эмоциональной сферы. Обратите внимание на развитие эмоциональной сферы ребенка. Ребёнок не должен проявлять: — склонность к уединению; — избыточное качание всего тела или хождение по кругу; — постоянное отсутствие тревоги при разлуке с родителями, отсутствие узнавания родных людей; — чрезмерную отвлекаемость, трудность с концентрацией зрительного внимания (например, при просьбе «посмотри на меня» ребёнок не смотрит в лицо маме, а как бы проводит глазами по её лицу и уводит взгляд в сторону); — частую раздражительность, не поддающуюся успокоению, приступы непонятной истерии.
Источник
Тесты для определения уровня развития вашего ребенка.
Вашему ребёнку 5лет? Хотите проверить, соответствует ли уровень развития вашего ребенка его возрасту? Проведите с ним несколько несложных тестов, чтобы выяснить это. Это так же поможет вам скорректировать свою работу по подготовке ребенка к школе. Выявлять знания ребенка нужно в непринужденной домашней обстановке, лучше всего в игре. Желаю удачи!
Тест с кубиками
Сделайте на бумаге заготовку с изображением того, что должен построить ребенок из кубиков. Попросите ребенка, глядя на рисунки, сложить из кубиков то, что он видит на бумаге. Тест выявляет способности ребенка производить пространственные дифференцировки, сочетать действенно достигаемые результаты с наглядно заданными целями.
Тест с матрешкой
Предложите ребенку самостоятельно собрать семь матрешек в одну, ориентируясь на размер. Задание направлено на умение соотносить размеры предметов.
Тест на сортировку предметов по форме и цвету
Подготовьте разноцветные (красные, синие, белые) геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Эти фигуры можно изобразить на карточках, закрасив их соответствующим цветом. Покажите ребенку набор карточек с изображением геометрических фигур, попросите его разложить их на группы, положив перед ним круг, треугольник, квадрат. Скажите, указывая на соответствующую фигуру: «Сюда положи все круги, сюда – все треугольники, а сюда – все квадраты». Затем смешайте карточки и, положив перед ребенком красный, синий и белый круги, аналогичным образом попросите его снова разложить карточки на новые группы – по цвету. То же самое ребенок делает с остальными фигурами поочередно. И только после того, как ребенок справится с этими заданиями, попросите его разложить сразу все фигуры по группам в соответствии с их формой и цветом.
Тест на элементарное понимание количественных отношений
Приготовьте 2 набора карточек, где в первом наборе изображено по одному предмету, а на втором несколько (2, 3 и более). Попросите ребенка показать вам карточку, где изображен только один мячик и карточку, где много мячиков, карандашей и т. д. Пусть он назовет количество изображенных предметов.
Тест на усвоение функциональных значений предмета
Приготовьте карточки с изображением различных предметов. Все карточки раскладываете на столе. Попросите ребенка показать вам предметы, которые вы описываете по, способу их употребления (например: «Покажи мне то, чем ты ешь суп»). Ребенок должен правильно определить все предметы по их функциям.
Тест на группировку предметов
Необходимы карточки с изображением животных, людей, одежды, транспорта, еды, посуды, мебели (каждая категория представлена тремя карточками). Попросите ребенка: «Покажи мне картинки, на которых нарисовано то, что мы едим». Тест показывает степень развития у ребенка способностей к обобщению по конкретному функциональному признаку.
Тест на общую осведомленность
Спросите у ребенка, что надо сделать, когда хочется спать, есть, когда холодно. Ребенок должен последовательно изложить все действия.
Тест на ориентировку в пространстве
Попросите ребенка разложить перед собой предметы так же, как они лежат перед вами : машина справа, книга слева. Затем попросите спрятать книгу под стол и достать карандаш из-под стула. Спросите, где верх, где низ, что означает – пойти вперед, пойти назад, что лежит в коробке и под коробкой.
Тест на внимание
Предварительно объясните ребенку, что он должен внимательно выслушать и запомнить все действия.
- Попросите выполнить несколько действий подряд: встать со стула, обойти стол кругом, взять книгу, подойти с ней к двери , постучать рукой в дверь, открыть её и вернуться на место.
- Попросите ребенка запомнить и повторить следующие фразы: «Катя ушла домой. Её ждет бабушка»; «Наступила осень, опадают листья»; «Автомобиль завернул за угол, его больше никто не видел»; «Новый год наступил, дети получили подарки».
- Затем зачитайте цифровой ряд: 2-6-1; 3-8-6; 2-5-9; 3-4-1-7; 6-1-5-8; 7-2-1-9-6. Попросите повторить произнесенные числа.
- Покажите ребенку 10 карточек с изображением простых и знакомых ему объектов. Показывая ребенку карточки по одной, попросите его назвать их. (Показываете по одной картинке, закрывая все остальные.) затем закрываете все картинки листом бумаги, пусть ребенок назовет все предметы, которые он запомнил.
Тест на словарный запас
Покажите ребенку по отдельности картинки с изображением различных распространенных, общеизвестных предметов и спросите: «Что это?» или «Что тут нарисовано?»
Тест на крупную моторику
Ребенок пяти лет, спускаясь вниз по лестнице, ставит по одной ноге на каждую ступеньку.
Тест на тонкую моторику
Ребенок пяти лет может детально нарисовать человека, животное. Изобразить глаза, нос, рот, уши, пальцы, детали одежды, шерсть и когти у животного.
Тест-наблюдение «Культура общения»
Ребенок пяти лет в процессе общения со сверстниками и взрослыми должен уметь поблагодарить за оказанную помощь, выразить просьбу словами, обращаться к сверстнику, называя его по имени, разговаривать в приветливой форме, соблюдать правила поведения: вести себя спокойно, не кричать, не мешать окружающим, не вмешиваться в разговор старших, не перебивать говорящего.
Источник