Проверяет ли фсс больничные по беременности
Автор: Новикова С. Г., эксперт журнала
Журнал “Ревизии и проверки государственных (муниципальных) учреждений” № 11/2019
Контроль за расходованием средств на выплату пособий за счет ФСС по-прежнему осуществляют ревизоры названного фонда. В целях реализации своих полномочий они вправе провести ряд контрольных мероприятий, по результатам которых оценить правомерность действий страхователя, выплатившего то или иное социальное пособие своим работникам. Нередки и отказы с их стороны в возмещении страхователю понесенных им затрат на выплату таких пособий.
В данном материале мы расскажем о тенденциях, которые складываются в настоящее время в этой сфере.
Вводная информация
Правоотношения в сфере обязательного социального страхования урегулированы Законом № 255-ФЗ[1]. В частности, условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, определены п. 1 ст. 1 названного закона. Согласно п. 1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ такому виду страхования подлежат лица, работающие по трудовым договорам. А страхователями по указанному виду страхования являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим страхованию (пп. 1 п. 1 ст. 2.1 Закона № 255-ФЗ), к которым в полной мере можно причислить и бюджетные учреждения.
По общему правилу выплату страхового обеспечения застрахованным лицам страхователи осуществляют в счет уплаты страховых взносов. То есть сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями в ФСС, уменьшается на сумму расходов по выплате страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты в полном объеме, то страхователь обращается за необходимыми средствами в органы ФСС по месту своей регистрации (п. 1, 2 ст. 4.6 Закона № 255-ФЗ).
Полномочия органов ФСС
После передачи полномочий по администрированию страховых взносов налоговикам за органами ФСС сохранились лишь полномочия по администрированию расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Поэтому учреждения-страхователи, как и прежде, обязаны предъявлять для проверки в территориальные органы ФСС документы, связанные с расходами на выплату различных социальных пособий (п. 6 п. 2 ст. 4.1 Закона № 255-ФЗ). Согласно ст. 4.2 Закона № 255-ФЗ ревизоры фонда вправе:
проводить проверки (выездные и камеральные) правильности выплаты пособий;
требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок;
запрашивать у страхователей документы по выплате пособий, в том числе при выделении средств на указанные расходы сверх начисленных взносов;
запрашивать в налоговых органах сведения о взносах, начисленных и уплаченных страхователями;
контролировать соблюдение законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при назначении, исчислении и выплате пособий.
Обмен информацией между ФСС и ФНС, в том числе в части заявленных страхователем доходов, расходов, результатов контрольной работы, осуществляется в соответствии с Порядком взаимодействия отделений ФСС с управлениями ФНС по субъектам РФ, утвержденным ФНС РФ № ММВ-23-1/11@, Правлением ФСС РФ № 02-11-10/06-3098П 22.07.2016. Так, сведения о расходах, которые страхователь указал в расчете по страховым взносам, ФСС получит из налоговой инспекции. Срок для направления данных:
не позднее пяти дней – со дня получения расчета по страховым взносам в электронной форме;
не позднее десяти дней – со дня получения расчета на бумажном носителе.
Итак, в рамках проверок ревизоры ФСС вправе истребовать у страхователя необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок. А страхователи обязаны предъявлять им для проверки документы, связанные с расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, – больничные листы, свидетельства о рождении детей, заявления на выплату пособий и другие документы (пп. 5 п. 2 ст. 4.1 Закона № 255-ФЗ). Добавим: электронные больничные подаются на проверку в порядке, указанном Письме ФНС России от 10.07.2019 № БС-4-11/13464@.
Перечень документов, необходимых для выделения (возмещения) денежных средств ФСС, не является исчерпывающим. Вопрос о необходимости предоставления каких-либо иных документов решается отделением ФСС индивидуально в зависимости от конкретных обстоятельств, выявленных в ходе проверки. К примеру, ревизоры фонда при проведении контрольных мероприятий вправе запросить кадровые документы – штатное расписание, табели учета рабочего времени, положение об оплате труда (см. Постановление АС ВСО от 15.08.2019 № Ф02-3040/2019 по делу № А19-22555/2018, Определением ВС РФ от 10.09.2019 № 302-ЭС19-19011 оставлено в силе).
Если в ходе проверки будут выявлены расходы, произведенные страхователем неправомерно, то будет вынесено решение о непринятии названных расходов к зачету.
Напомним: в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 11 Закона № 165-ФЗ[2] страховщик вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства РФ.
Соответствующее решение ФСС обязано направить страхователю в течение трех рабочих дней со дня его вынесения, а копию – в налоговый орган в те же сроки.
В данном случае важно, что обозначенное решение является основанием для взыскания со страхователя недоимки по страховым взносам, образовавшейся в результате осуществления таких расходов. Взыскивать эту недоимку будут уже налоговики по правилам, которые установлены положениями ст. 46, 47, 69 и 70 НК РФ.
Характерные причины отказа ФСС в возмещении расходов
Больничный выдан с нарушениями установленного порядка
К примеру, в деле № А41-102304/2018, рассмотренном арбитрами АС МО в Постановлении от 15.08.2019 № Ф05-12740/2019, ревизоры ФСС отказали страхователю в возмещении расходов на выплату больничного по причине того, что он был выдан без осмотра пациента. А это является нарушением п. 5 Порядка выдачи листков нетрудоспособности[3].
Однако суд принял решение в пользу страхователя, указав на следующее. Сам факт выдачи листка нетрудоспособности с нарушением при наличии иных условий для получения гражданами пособий по временной нетрудоспособности не является основанием для отказа в принятии к зачету этих расходов. Сказанное вытекает из правовой позиции Президиума ВАС, изложенной в Постановлении от 11.12.2012 № 10605/12.
В данном случае неправильное оформление больничного не было вызвано действиями страхователя. Негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями требований законодательства возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя.
В связи с тем, что факт наступления страхового случая ФСС не оспаривает, нарушение медучреждением положений Порядка выдачи листков нетрудоспособности не является основанием для непринятия к зачету спорных расходов.
Аналогичные выводы в схожей ситуации сделаны, в частности, в постановлениях АС ЗСО от 18.03.2019 № Ф04-625/2019 по делу № А03-8483/2018 (Определением ВС РФ от 17.07.2019 № 304-ЭС19-10226 оставлено в силе), АС ВСО от 24.05.2019 № Ф02-1564/2019 по делу № А19-23241/2017.
Отсутствие подлинника больничного само по себе не является основанием для отказа ФСС в признании расходов на выплату пособия. Об этом сказано в Постановлении АС ВСО от 13.08.2019 № Ф02-2281/2019 по делу № А19-20870/2018.
Фиктивность трудовых отношений
Как правило, такое основание для отказа в возмещении страхователю расходов на выплату социального пособия приводят ревизоры ФСС в ситуациях, когда страхователь принимает на работу беременных женщин незадолго до их ухода в декретный отпуск.
В правоприменительной практике есть довольно много судебных актов, где рассматривались подобные споры. Причем есть решения, которые вынесены как в пользу страхователя, так и в пользу ФСС. Приведем несколько характерных примеров.
Так, в деле № А33-11513/2018, рассмотренном АС ВСО в Постановлении от 03.12.2018 № Ф02-5770/2018, ревизоры фонда, усомнившись в реальности трудовых отношений, отказали страхователю в возмещении расходов на выплату «декретных». По их мнению, ситуация с трудоустройством была искусственно создана (ранее у страхователя не было должности, на которую была принята беременная женщина) для неправомерной выплаты пособия. Но арбитры сочли эти доводы неубедительными, поскольку факт осуществления ею реальной трудовой функции подтвержден показаниями свидетелей. Определением ВС РФ от 01.03.2019 № 302-ЭС19-531 решение кассации оставлено в силе.
В другом споре, рассмотренном в Постановлении АС СКО от 26.04.2019 № Ф08-2280/2019 по делу № А32-20003/2018, страхователю не удалось убедить в реальности трудовых отношений с принятой на работу в порядке перевода из другой организации сотрудницей ни ревизоров ФСС, ни судей.
Как следует из материалов дела, должность, которую была принята сотрудница, была введена страхователем за несколько дней до ее приема на работу.
При этом фактически к выполнению своих обязанностей по трудовому договору данная сотрудница не приступила. Более того, она и не могла приступить, поскольку на момент оформления трудовых отношений со страхователем она уже находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет и получала ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет, о чем страхователю на момент оформления трудовых отношений было известно.
В день приема на работу сотруднице был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до полутора лет до дня достижения ребенком указанного возраста. В связи с этим ей было выплачено пособие (вся сумма за весь период нахождения в таком отпуске). После окончания отпуска по уходу за ребенком до полутора лет данная сотрудница взяла отпуск по уходу за ребенком до трех лет. По его окончании она уволилась по собственному желанию.
Признавая правомерным отказ ФСС в возмещении расходов на выплату спорного пособия, арбитры привели следующие доводы. Работодатель вправе принять на работу любое лицо и установить ему вознаграждение в любом размере. Вместе с тем решение вопроса о правомерности предъявления к зачету расходов, произведенных в пользу застрахованного лица, не может ставиться в зависимость только от наличия у работодателя полномочий в сфере гражданско-правовых отношений. Поэтому для получения соответствующего возмещения страхователь должен доказать не только факт выплаты заработной платы и отчисления соответствующих взносов, но и подтвердить реальность трудовых отношений.
Однако, как видно из материалов данного дела, какого-либо обоснования необходимости трудоустройства находившегося в отпуске по уходу за ребенком работника иной организации страхователь не представил и не доказал экономическую и кадровую необходимость принятия на работу такого работника.
Определением ВС РФ от 02.09.2019 № 308-ЭС19-13752 данное решение кассации оставлено в силе.
Незначительное сокращение рабочего времени
Согласно ст. 11.2 Закона № 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 % среднего заработка застрахованного лица (но не менее минимального размера этого пособия, установленного ст. 15 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ). Данное пособие выплачивается лицу, осуществляющему непосредственный уход за ребенком и находящемуся в декретном отпуске.
При этом п. 2 названной статьи предусмотрена возможность сохранения права застрахованного лица на указанное пособие при условии осуществления им трудовой деятельности на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжении осуществления ухода за ребенком.
Между тем вопрос о том, на сколько именно часов (минут) должен быть сокращен рабочий день сотрудника для правомерного возмещения страхователем расходов на выплату ему пособия по уходу за ребенком до полутора лет, законодательно не урегулирован. И это обстоятельство, разумеется, стало причиной для многочисленных судебных споров.
Ключевая позиция по данному вопросу была высказана Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ в Определении от 18.07.2017 № 307-КГ17-1728 по делу № А13-2070/2016. Она состоит из следующих тезисов.
Предусмотренное ст. 11 Закона № 255-ФЗ право лиц на получение пособия по уходу за ребенком компенсирует заработок, утраченный из-за неполного рабочего времени, сокращение которого вызвано необходимостью в оставшееся рабочее время продолжать осуществлять уход за ребенком.
Сокращение рабочего времени менее чем на пять минут в день не может расцениваться как мера, необходимая для продолжения осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка.
При подобном сокращении рабочего времени пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника.
Такое сокращение свидетельствуют о злоупотреблении страхователем правом в целях предоставления своему сотруднику дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств фонда.
Руководствуясь данными тезисами, арбитры, как правило, принимают решения в пользу ФСС в следующих случаях (см. таблицу).
Реквизиты судебного акта | Причина отказа в возмещении расходов на пособие на ребенка в возрасте до полутора лет |
---|---|
Постановление АС ЦО от 06.06.2019 № Ф10-2054/2019 по делу № А68-8913/2018 | Рабочее время сотрудника было сокращено на 30 минут |
Постановления АС ВВО от 29.03.2019 № Ф01-1042/2019 по делу № А82-17327/2018, АС ДВО от 06.02.2019 № Ф03-6302/2018 по делу № А04-5262/2018 | Рабочее время сотрудников было сокращено менее чем на час (фактически на 48 минут) |
Постановление АС УО от 15.02.2019 № Ф09-291/19 по делу № А76-23195/2018 | Рабочее время некоторых сотрудников было сокращено от 15 минут до часа в день |
Постановление АС ВВО от 29.01.2019 № Ф01-6240/2018 по делу № А82-5602/2018 | Рабочее время сотрудника было сокращено на 6 минут в смену |
Постановление АС ЦО от 22.03.2019 № Ф10-468/2019 по делу № А48-5927/2018 | Рабочее время сотрудника было сокращено на час |
Постановление АС СКО от 25.04.2019 № Ф08-2571/2019 по делу № А53-25352/2018 | Сотрудники работали в режиме неполного рабочего дня на 0,9 ставки (7,2 часа в день) |
Во всех вышеперечисленных постановлениях суды подчеркнули: при таком сокращении рабочего времени работники не могли и фактически не осуществляли уход за своими детьми. Поэтому выплаченное им пособие не является компенсацией и свидетельствует о несоблюдении страхователями условий, установленных п. 2 ст. 11.1 Закона № 255-ФЗ.
Из сказанного следует, что незначительное сокращение работнику рабочего времени не будет расцениваться как мера, необходимая для осуществления им ухода за ребенком, повлекшая за собой утрату заработка. В такой ситуации действия страхователя с большой долей вероятности будут признаны злоупотреблением правом в целях предоставления работнику дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств ФСС.
По мнению автора, при установлении работникам, ухаживающим за малолетними детьми, сокращенного графика рабочего времени учреждениям следует обратить внимание на судебные акты. К примеру, в Постановлении АС СЗО от 15.04.2019 № Ф07-2044/2019 по делу № А56-90333/2018 подчеркнуто, что пособие в размере 40 % среднего заработка не является компенсацией в случае сокращения рабочего времени сотрудника на 2 %.
На важность соотношения величины утраченного заработка и размера пособия указано и в Постановлении АС УО от 22.03.2019 № Ф09-578/19 по делу № А76-25437/2018. В этом деле арбитры отметили, что пособие по уходу за ребенком своей целью главным образом предполагает компенсацию работнику утраченного заработка ввиду необходимости осуществления ухода за ребенком. Поэтому сокращение рабочего времени работника должно быть таким, при котором часть заработка в действительности может быть утрачена в сравнении с обычными условиями труда. Сокращение рабочего дня на 1 час повлекло потерю заработка работника только в размере 12,5 %, в то время как в виде ежемесячного пособия ему компенсируется 40 % среднего заработка.
[1] Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
[2] Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».
[3] Утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2011 № 624н.
Источник
Система социального страхования в России все еще нуждается в усовершенствовании и поэтому периодически подвергается изменениям. В частности, ряд преобразований коснулся выплат, связанных с рождением ребенка и уходом за ним. В этой статье мы рассмотрим как оформляется и выплачивается пособие по беременности и родам в ФСС и непосредственно о новом механизме выплат пособий по материнству и временной утрате трудоспособности Фондом социального страхования.
Традиционно пособие по беременности и родам начислял и выплачивал работодатель, то есть организация, которая оформляет родителю страхование. И только в случае, когда по месту работы было невозможно получить пособие, будущие и молодые родители обращались непосредственно в Фонд социального страхования. Нередко для этого требовалось соответствующее решение суда.
С 2011 года стартовал проект «Прямые выплаты», позволяющий получить пособие по беременности и родам напрямую в Фонде социального страхования. На первом этапе проект действовал лишь в некоторых регионах России, но со временем его планируют расширить на всю страну.
В момент запуска проекта получить пособие непосредственно в ФСС можно было лишь в двух российских регионах: Карачаево-Черкессии и Нижегородской области. В данный момент проект работает уже в 34 регионах, а с 1 июля 2018 года к «Прямым выплаты» подключатся еще в 13: Забайкальский край, Волгоградская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Кировская, Кемеровская, Костромская, Курская, Рязанская, Смоленская, Тверская области и Якутия.
Основная цель проекта — облегчить и упростить механизм начисления и получения социальных выплат для всех участников процесса, как родителей, так и работодателей. Благодаря программе оформление пособий и выплата страховых платежей стали более простыми и быстрыми.
Кто получает пособия в ФСС
Согласно законодательству, компенсация временной нетрудоспособности в связи с беременностью и родами положена всем трудоустроенным женщинам, а также военнослужащим, студенткам и безработным, которые официально состоят на учете в службе занятости.
При этом до начала программы «Прямые выплаты» действовала такая схема:
- Работающие получали пособие по месту работы.
- Военнослужащие — по месту службы.
- Учащиеся — в своем учебном заведении.
- Безработные, потерявшие место работы в связи с реорганизацией предприятия — в органах социальной защиты по месту жительства.
В настоящее время появилась также возможность обратиться за дотацией напрямую в Фонд социального страхования, если:
- Регион включен в программу «Прямые выплаты»
- Работодатель не имеет возможности или отказывается выплачивать пособие.
Чтобы получить пособие в ФСС, необходимо не позже, чем через 6 месяцев после окончания отпуска по беременности и родам обратиться в органы социального страхования с заявлением.
Соответственно, необходимо своевременно оформить отпуск по подготовке к родам и уходу за новорожденным.
Выплата пособия осуществляется ФСС на банковский счет или почтовым переводом. Получательница может сама выбрать удобный ей способ.
Как получить пособие в рамках проекта «Прямые выплаты»
Благодаря программе прямых выплат, молодая мама может получить пособие по беременности и родам, не затрачивая много сил и времени, выполнив ряд простых действий:
- Встать на учет в женской консультации.
- Получить больничный лист на сроке 30 недель (28, если беременность многоплодная).
- Подать заявление на предоставление декретного отпуска в адрес работодателя.
Как видите, процедура проста и не требует от женщины посещения дополнительных организаций или учреждений.
Как работает программа «Прямые выплаты»
Работодатель подает список запросивших пособие сотрудников в ФСС. К списку прилагаются заявления и данные о заработной плате за установленный законом период. Это происходит не позже, чем через 5 дней после подачи заявления. В течение 10 дней Фонд социального страхования рассматривает заявления. Заявитель получает пособие на банковскую карту или почтовым переводом.
Поскольку работодатель освобождается от выплаты пособий по беременности и родам, он продолжает в полном объеме выплачивать страховые взносы за всех своих работников, включая тех, кто находится в декретном отпуске.
Этот механизм помогает решить сразу несколько организационных задач:
- Облегчает работу бухгалтеров предприятия-работодателя.
- Уменьшает вероятность неправомерного отказа в выплате пособия.
- Гарантирует своевременную выплату пособия вне зависимости от финансовой ситуации работодателя.
Женщина, которая официально трудоустроена у нескольких работодателей, получает пособие лишь 1 раз. При этом она может обратиться с заявлением к любому из работодателей.
Если работодатель не выплачивает пособие по беременности и родам
В регионах, где не действует программа «Прямые выплаты», женщины зачастую зависят от финансового положения работодателя. Иногда выдача пособия задерживается, а в наиболее неприятных случаях (ликвидация или банкротство предприятия) становится невозможной.
При этом молодая мама не лишается права на пособие, она лишь сталкивается с дополнительными трудностями на пути к его получению. Предстоит самостоятельное обращение в ФСС.
Как получить пособие в ФСС самостоятельно
Если по каким-то причинам получить пособие по беременности и родам у работодателя невозможно, надо:
- Подать судебный иск на юридическое признание работодателя неспособным выплатить пособие по беременности и родам. Необходимые для этого документы следует подать в суд не позже, чем через 6 месяцев после окончания декретного отпуска по беременности.
- Получить положительное решение суда и дождаться вступления его в силу.
- На основании решения суда подать заявление в ФСС по месту жительства. К заявлению прилагаются больничный лист, выписка о доходах и другие предусмотренные общим порядком документы.
В случаях ликвидации и банкротства предприятия получить справку о доходах за последние два года бывает непросто. Тогда из ФСС отправляют официальный запрос в адрес Пенсионного фонда.
Обращение в суд — закономерная и иногда единственно возможная мера. Юристы рекомендуют не опасаться идти на этот шаг. Зачастую суд сам делает запросы документов, недостающих для положительного решения дела.
Как рассчитывается пособие по беременности и родам в 2017 году
Для расчета пособия по беременности и родам ФСС использует тот же алгоритм, что и бухгалтерия предприятий-работодателей. За основу берется заработок за 2 года до наступления отпуска по беременности. Сумма пособия равна средней зарплате за указанный период.
Если говорить более подробно, то расчет производится так:
- Суммарный заработок за 24 месяца до декретного отпуска делится на число фактических рабочих дней.
- Полученное значение умножается на число дней в декретном отпуске. Обычно это 140 дней, но в некоторых случаях длительность меняется.
Если расчетами занимается ФСС, то документы о заработной плате и количестве отработанных дней предоставляются бухгалтерией предприятия-работодателя или запрашиваются в пенсионном фонде.
Порядок описанных начислений регламентируется статьей 14 Федерального закона №255 от 29.12.2006 года. Последние изменения в этот закон вносились в 2009 году, и с тех пор схема начислений оставалась неизменной.
Пример расчета пособия по беременности и родам
Чтобы наглядно объяснить, как начисляется пособие по беременности и родам, рассмотрим пример:
Женщина проработала несколько лет на одном предприятии и за два предшествующих декрету года получила зарплату на сумму 782 000 рублей. У женщины здоровая одноплодная беременность, и в женской консультации ей выписали больничный лист на 140 дней. Общее число неотработанных по отпуску за свой счет и больничным составляет 36.
- Всего женщина отработала 730 (365*2) – 36 = 694 дней.
- Средний дневной заработок составляет 782 000 / 694 = 1 126, 80 руб.
- Эта сумма сравнивается с установленным законом минимумом (246,58 руб) и максимально допустимой выплатой (согласно базе данных страхового фонда, в 2014–2015 году эта сумма равнялась 1 828,77 руб). Поскольку расчетная сумма лежит в указанных пределах, далее расчет производится на ее основе.
- Общая сумма пособия составляет 1 126,8 * 140 = 157 752 руб.
Чтобы не проверять вручную правильность расчетов, можно воспользоваться онлайн-калькулятором на сайте ФСС. Для этого в соответствующие поля надо ввести даты из больничного листа, указать вид пособия «Беременность и роды», отметить расчетный период и указать данные о заработной плате и отработанных днях.
Как подать заявление в ФСС
Если у будущей мамы нет возможности получить пособие у работодателя, но есть возможность воспользоваться программой «прямые выплаты», она может подать заявление самостоятельно, выбрав наиболее удобный способ:
- Лично;
- Через представителя;
- Почтовым или электронным письмом.
Государственная пошлина за обращение в Фонд социального страхования не взимается.
К заявлению прилагаются следующие документы:
- Удостоверение личности.
- Листок временной нетрудоспособности из женской консультации.
- Решение суда о том, что работодатель действительно не способен выплатить пособие.
- Выписка о заработной плате за 24 месяца до декретного отпуска. Если ее нет, заявление на получение этих данных в Пенсионном фонде.
Заявление о выплате пособия по беременности и родам оформляется на стандартном бланке в единой форме, установленной приказом ФСС № 335 от 17.09.2012 года. С примером заполнения заявления можно ознакомиться здесь.
Возмещение выплат по пособиям ФСС
Финансовая нагрузка по выплатам декретных пособий лежит на ФСС, но, поскольку программы «Прямые выплаты» пока действует в России не повсеместно, многие предприятия продолжают выплачивать пособия своим работницам из собственных средств.
Чтобы компенсировать эти затраты, предусмотрена система взаимозачетов, и предприятия вправе обратиться в ФСС за компенсацией сумм, выплаченных не только в связи с беременностью и родами, но и во время отпуска по уходу за ребенком.
В настоящее время для регионов, где не работает программа «Прямые выплаты», действительная такая схема:
- Будущая или молодая мама подает на имя работодателя заявление о начислении и выплате пособия по беременности и родам.
- Бухгалтерия работодателя делает начисления и переводит средства заявительнице.
- Работодатель подает в ФСС заявление о компенсации выплаченных средств. К заявлению прилагаются соответствующие отчеты о том, что выплаты сделаны.
- Инспекция ФСС проверяет правомерность заявления и принимает решение о компенсации.
Такая схема предусматривает повышенную финансовую нагрузку на работодателя, который с одной стороны, выполняет свои обязательства по отчислениям в социальный фонд и, с другой стороны, совершает единовременные выплаты крупных сумм.
Список документов, необходимых для получения компенсации по выплате декретных пособий
Говоря о том, как оформить пособие по беременности и родам в ФСС, следует знать – чтобы получить возмещение по выплатам, сделанным на основании заявлений на получение пособия по беременности и родам, предприятия должны подать в ФСС следующий пакет документов:
- Письменное заявление от имени предприятия.
- Оригинал формы 4-ФСС (2 экземпляра).
- Реестр выплаченных страховых взносов (с пофамильной расшифровкой).
В заявлении необходимо указать:
- Название предприятие, его юридический адрес и регистрационный номер.
- Просьбу возместить выплаченные страховые суммы.
- Размер возмещаемых сумм.
Также необходимо предоставить документы, которые доказывают правомерность расходов:
- Листок о временной нетрудоспособности получательницы пособия.
- Приказ о приеме на работу и копию трудовой книжки получательницы.
- Расчеты по выплаченным суммам.
Пособие на ранних сроках беременности
Заботясь о здоровье будущего поколения и матерей, государство мотивирует будущих мам как можно раньше становиться на учет в женскую консультацию. Тем, кто обращается в медицинское учреждение на ранних сроках беременности, государство гарантирует хоть и скромную, но часто нужную финансовую помощь.
В 2016 году размер этого единоразового пособия составлял 581,73 руб. Ежегодно эта сумма индексируется.
Чтобы получить это пособие, необходимо:
- В стандартной форме заявления в ФСС поставить галочку о том, что требуется и эта выплата.
- Присовокупить к заявлению справку из женской консультации о постановке на учет в срок до 12 недель беременности.
Эту дотацию можно получить и по месту работы. В этом случае предприятие прибавляет выплаченную сумму к заявлению на возмещение страховых выплат.
Российские трудоустроенные женщины имеют право на пособие по беременности и родам в размере 100% средней заработной платы за 2 года, предшествующие декретному отпуску.
Есть 2 пути получения этого пособия:
- Через бухгалтерию предприятия-работодателя;
- Напрямую в ФСС.
Механизм получения пособия в ФСС проще и надежнее, исключены случаи неправомерных отказов, задержек выплат. Обратиться напрямую в ФСС можно, если:
- Регион проживания заявительницы включен в программу «Прямые выплаты»;
- Есть решение суда о том, что работодатель не способен выплатить пособие по беременности и родам.
Проект «Прямые выплаты» постоянно расширяется, в нем участвует все больше российских регионов.
Источник