Проведенный анализ истории развития ребенка позволяет сформулировать
ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
Рассмотренные выше закономерности аномалий психического развития у детей способствуют расширению теоретических представлений о механизмах формирования психического дизонтогенеза: о соотношении болезненного процесса и аномалии развития, первичного и вторичных дефектов, вариантах нарушений межфункциональных связей, приводящих к различным типам асинхроний развития, и т. д.
Изложенные выше данные, естественно, не претендуют на полноту освещения этой сложной и многогранной проблемы. Ее отдельные стороны и положения представлены при описании разных типов дизонтогенеза неравномерно, что связано с недостаточностью патопсихологического изучения аномалий развития. В этом плане очевидна необходимость дальнейших исследований.
Но и на этом этапе полученные данные уже могут внести определенный вклад в решение основных практических задач детской патопсихологии: вопросов диагностики, прогноза и коррекции.
Как указывалось выше, Л. С. Выготский проблему патопсихологического анализа аномалии развития по аналогии с методом клинического анализа видел в переходе «от изучения отдельных симптомокомплексов к изучению процессов развития, обнаруживающих себя в этих симптомах». Успешность этого пути Л. С. Выготский тесно связывал с решением «типологической проблемы».
Изложенная выше типология аномалий психического развития, выделение ряда параметров, характеризующих как общие закономерности психического дизонтогенеза, так и особенности отдельных вариантов, могут быть использованы для психологического анализа аномалии развития.
Этот анализ строится па основании данных, полученных патопсихологом из обследования ребенка (беседа, экспериментально-психологическое обследование, включающее обучающий эксперимент, учет нормативных данных), беседы с его родителями или другими близкими родственниками, знакомства с историей болезни, данными клинического исследования, сведениями, полученными от педагога или воспитателя дошкольного учреждения.
Психологический анализ аномального развития ребенка должен включать несколько этапов.
Первый из них — это систематизация психологических данных о состоянии ребенка на момент исследования. По существу это анализ психологического статуса ребенка.
Сюда, прежде всего, входит квалификация первичного дефекта: его характера, а также ряда его особенностей, типичных для данного больного (распространенность, степень тяжести, стойкость и т. д.).
Далее следует характеристика вторичных дефектов. К ней относится квалификация вторичных нарушений, как непосредственно обусловленных первичным дефектом, так и связанных с ним опосредованно и поэтому менее специфичных. Особое место принадлежит анализу вторичных проявлений, вызванных реакцией личности на свою неполноценность.
Необходима квалификация компенсаторных образований.
И, наконец, большое значение для характеристики психологического статуса имеет анализ сохранных психических функций.
Для понимания механизмов формирования выявленных нарушений психического развития чрезвычайно важен следующий этап анализа — квалификация динамики психического дизонтогенеза.
Прежде всего, он включает констатацию возраста выявления аномалии развития.
Большое значение имеют особенности проявления первичного дефекта на разных возрастных этапах.
Важна квалификация асинхронии развития под влиянием первичного дефекта (явления изоляции, патологической фиксации, регресса, распада, акселерации).
Необходим учет последовательности формирования вторичных нарушений.
И, наконец, анализ динамики аномалий психического развития включает характеристику сохранных линий развития, не пострадавших от болезненного процесса.
Следующим этапом анализа является квалификация психического онтогенеза ребенка (развитие его сенсорной, моторной, эмоциональной сферы и личности в целом) до начала отклонений в развитии.
Анализ этого этапа развития имеет особенно большое значение в диагностике таких видов дизонтогенеза, как поврежденное и искаженное развитие, которое часто возникает на фоне ранее нормального психического онтогенеза. Не менее важно выявление так называемой «доманифестной» симптоматики: отдельных микросимптомов отклонений развития, которые, как правило, в свое время замечены не были.
И, наконец, важны анализ особенностей воспитания и окружения ребенка, психологическая характеристика членов его семьи. Эти данные нередко выявляют как наследственные предпосылки аномального развития ребенка, так и роль неблагоприятных средовых условий.
Неблагоприятные условия воспитания и окружения ребенка, естественно, могут иметь место на всем протяжении его развития, в том числе в период, когда он попадает в поле зрения патопсихолога. Это нередко приводит к ошибочному мнению о ведущей роли психогении в аномалии его развития. Однако роль этого психогенного фактора в этиологии аномалии развития может быть решена только после анализа целостной структуры дефекта, динамики его формирования, особенностей психического онтогенеза до выявления отклонений в развитии.
Проведенный анализ истории развития ребенка позволяет сформулировать диагноз типа психического дизонтогенеза: недоразвитие пли задержанное, поврежденное, искаженное, дефицитарное, дисгармоническое развитие.
Анализ истории развития ребенка, квалификация типа психического дизонтогенеза имеют значение для решения последующих вопросов:
– выбора методов психолого-педагогической коррекции;
– профилактики ряда вторичных расстройств, опирающейся на использование сохранных, а иногда и акселерированных в своем развитии функций;
– определения прогноза дальнейшего психического развития ребенка.
Решение этих вопросов возможно лишь совместно с врачом.
Выбор методов психолого-педагогической коррекции, профилактика вторичных дизонтогенетических расстройств невозможны без учета клинической картины основного заболевания или его последствий, характера медикаментозного лечения, получаемого ребенком.
Прогноз психического развития аномального ребенка также часто зависит от ряда клинических факторов: динамики болезненного процесса, остаточных энцефалопатических расстройств, соматических заболеваний и т. д.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ И ЭКЗАМЕНУ
1. Предмет, задачи, методы специальной психологии.
2. Характеристика аномалий психического развития.
3. Причины дизонтогенеза. Статистика психо-физических отклонений в развитии детей.
4. Общие закономерности психического дизонтогенеза.
5. Норма и отклонение в психо-физическом развитии ребенка.
6. Возрастные уровни нервно-психического реагирования на различные вредности по В.В. Ковалеву.
7. Понятие о первичном и вторичном дефектах и их взаимосвязи в дизонтогенезе. Вклад Л.С. Выготского.
8. Классификация дизонтогенеза по В.В. Лебединскому.
9. Характеристика общего стойкого недоразвития.
10. Два основных клинико-психологических «закона» олигофрении Г.Е. Сухаревой.
11. Особенности нейродинамики, сенсорики, моторики, познавательных функций, эмоциональной сферы у/о ребенка.
12. Систематика олигофрении.
13. Характеристика задержанного психического развития.
14. Основные отличия ЗПР от олигофрении.
15. Основные варианты ЗПР, их специфика.
16. Характеристика ЗПР конституционального происхождения.
17. Характеристика ЗПР соматогенного происхождения.
18. Характеристика ЗПР психогенного происхождения.
19. Характеристика ЗПР церебрально-органического генеза.
20. Влияние среды на возникновение ЗПР (роль средовых факторов).
21. Проблема дифференциальной диагностики ЗПР и психического недоразвития. Различные подходы.
22. Обучающий эксперимент как метод дифференциальной диагностики ЗПР и психического недоразвития. Теоретическое обоснование метода.
23. Характеристика поврежденного психического развития.
24. Характеристика деменции. Основные отличия от олигофрении и ЗПР.
25. Систематика деменции. Особенности органической и эпилептической деменции.
26. Характеристика дефицитарного психического развития.
27. Характеристика аномалии развития в связи с недостаточностью зрения и слуха.
28. Характеристика аномалии развития в связи с недостаточностью двигательной сферы.
29. Характеристика детского церебрального паралича.
30. Характеристика детей с нарушениями речи.
31. Характеристика искаженного психического развития.
32. Характеристика синдрома раннего детского аутизма (РДА).
33. Особенности эмоций, познавательных функций, речи детей с РДА.
34. Характеристика дисгармонического развития.
35. Критерии психопатии по Ганнушкину-Кебрикову.
36. Характеристика акцентуаций характера подростков и психопатии по А.Е. Личко.
37. Этиология психопатий. Типы психопатий.
38. Понятие психопатий и акцентуаций характера. Психологическая характеристика гипертимного типа. Особенности подростковых реакций.
39. Понятие психопатий и акцентуаций характера. Психологическая характеристика лабильного типа. Особенности подростковых реакций.
40. Понятие психопатий и акцентуаций характера. Психологическая характеристика астено-невротического типа. Особенности подростковых реакций.
41. Понятие психопатий и акцентуаций характера. Психологическая характеристика психастенического типа. Особенности подростковых реакций.
42. Понятие психопатий и акцентуаций характера. Психологическая характеристика шизоидного типа. Особенности подростковых реакций.
43. Понятие психопатий и акцентуаций характера. Психологическая характеристика эпилептоидного типа. Особенности подростковых реакций.
44. Понятие психопатий и акцентуаций характера. Психологическая характеристика истероидного типа. Особенности подростковых реакций.
45. Понятие психопатий и акцентуаций характера. Психологическая характеристика циклоидного типа. Особенности подростковых реакций.
46. Понятие психопатий и акцентуаций характера. Психологическая характеристика неустойчивого типа. Особенности подростковых реакций.
47. Понятие психопатий и акцентуаций характера. Психологическая характеристика конформного типа. Особенности подростковых реакций.
48. Характеристика патологического формирования личности, систематика по В.В. Ковалеву.
49. Этиология и виды невротического развития, и неврозы у детей.
50. Характеристика типов семейного воспитания, предрасполагающих к возникновению невроза.
51. Характеристика внутриличностного конфликта при детских неврозах.
52. Профилактика и коррекция невротического развития и неврозов у детей.
53. Понятие о коррекционной педагогике, ее предмете, задачах, принципах
54. Выявление, воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии.
55. Понятие о психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) ее задачах и принципах.
56. Принципы обучения детей с отклонениями в развитии.
57. Основы коррекционной работы с детьми, имеющими ЗПР.
58. Педагогическая запущенность как проблема коррекционной педагогики.
59. Основы коррекционной работы с детьми, имеющими РДА.
60. Основы коррекционной работы с детьми, имеющими ДЦП.
61. Система коррекционных учреждений.
62. Проблема профилактики отклонений в развитии детей.
СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М.: МПА, 1994.
2. Бадаляна Л.О. Невропатология. – М., 1982
3. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. – М., 1996.
4. Дети с задержкой психического развития. /Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1984.
5. Дефектология: словарь-справочник. – М., 1996.
6. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе: Рабочая книга родителей. – М., 1993.
7. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. – М., 1988.
8. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. /Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1998.
9. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – МГУ., 1985.
10. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб., 2003.
11. Методические рекомендации по диагностике и коррекции задержки психического развития. /Под ред. Власовой Т.А., Мачихиной В.Ф. – М., 1980.
12. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М., 1998.
13. Психологическиен проблемы неуспевающих школьников /Под ред. Н.А. Менчинской. – М., 1971.
14. Сурдопедагогика: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов /Под ред. М.И. Никитиной. – М., 1989.
Список дополнительной литературы
1. Братусь Б. С. Аномалии личности.
2. Бурлачук Л. Ф. Исследования личности в клинической психологии.
3. Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. Собр. соч., т.5, М.: “Педагогика”, 1984.
4. Выготский Л.С. Основы общей дефектологии. Дефект и компенсация. Собр. соч., т.5, Москва: “Педагогика”, 1984.
5. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости (любое издание).
6. Ганнушкин П. Б. Избранные труды. Клиника психопатий, М., 1964.
7. Карвасарский Б. Д. Медицинская психология, Л., 1982.
8. Поляков Ю.Ф. Здравоохранение и задачи медицинской психологии // Психологический журнал, 1984, № 2.
9. Поляков Ю.Ф., Спиваковская А.С. Место психологической коррекции в психопрофилактике //Проблемы психопрофилактики, Л., 1984.
10. Карвасарский Б. Д. Неврозы, М., 1980.
11. Личко А. Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков, Л., 1983.
12. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. ЛГУ, 1960.
13. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1970.
14. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов
Источник
Отрасли психологии | Учебное пособие содержит систематическое изложение основных патопсихологических закономерностей нарушений психического развития у детей. Выделен ряд общих закономерностей аномального развития. Показана роль различных факторов в возникновении асинхроний развития патопсихологических новообразований, представлена оригинальная классификация типов психического дизонтогенеза, описана их психологическая структура. ОглавлениеВведение 3 ПредисловиеВВЕДЕНИЕ. При исследовании психически больного ребенка патопсихологу обычно очень важно определить психологическую квалификацию основных психических расстройств, их структуру и степень выраженности. В этой части исследования задачи детского пато-психолога практически те же, что и патопсихолога, изучающего взрослых больных. Эта общность задач в большой мере определяет и общность методов исследования, разработанных в отечественной патопсихологии Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия, В.Н. Мясищевым, М.М. Кабановым, С.Я. Рубинштейн, М.Н. Кононовой и др. Однако патопсихологическая оценка психических нарушений в детском возрасте не может быть полноценной, если она не учитывает также и отклонений от стадии возрастного развития, на которой находится больной ребенок, т. е. особенностей дизонтогенеза, вызванного болезненным процессом либо его последствиями. Количественное шкалирование уровня психического развития с помощью тестов при большинстве методов показывает преимущественно негативную сторону характера отклонений развития, не отражая внутренней структуры соотношения дефекта с сохранным фондом развития, и поэтому недостаточно информативно в плане прогноза и психолого-педагогических воздействий. В связи с этим специфической задачей детской патопсихологии является определение качества нарушения психического развития ребенка. Изучение закономерностей аномалий развития психики помимо детской патопсихологии сосредоточено также в двух других областях знаний: дефектологии и детской психиатрии. Выдающийся вклад в изучение аномалий развития сделан Л. С. Выготским, который на модели умственной отсталости сформулировал ряд общетеоретических положений, оказавших фундаментальное влияние на все дальнейшее изучение аномалий развития. К ним прежде всего относится положение, что развитие аномального ребенка подчиняется тем же основным закономерностям, которые характеризуют развитие здорового ребенка. Тем самым дефектология при изучении аномального ребенка смогла ассимилировать многочисленные данные, накопленные детской психологией. Л.С. Выготский (1956) выдвинул также положение о первичном дефекте, наиболее близко связанном с повреждением нервной системы, и ряде вторичных дефектов, отражающих нарушения психического развития. Им было показано значение этих вторичных дефектов для прогноза развития и возможностей психолого-педагогической коррекции. В отечественной дефектологии эти положения получили дальнейшее развитие прежде всего в ряде теоретических и экспериментальных исследований, тесно связанных с разработкой системы обучения и воспитания аномальных детей [ Занков Л.В., 1939; Левина Р.Е., 1961; Боскис P.M., 1963; Шиф Ж.И., 1965; и др.]. Была изучена психологическая структура ряда вторичных дефектов при различных аномалиях развития сенсорной сферы, умственной отсталости, разработана система их дифференцированной психолого-педагогической коррекции. Другой отраслью изучения аномалий развития является, как указывалось, детская психиатрия. На разных этапах формирования этой области медицины проблемы аномалий развития занимали различное по значению место. На этапе становления детской психиатрии как ветви общей психиатрии была тенденция к поиску общности и единства психических заболеваний детского и взрослого возраста. Поэтому акцент ставился на психозах; аномалиям же развития уделялось наименьшее внимание. По мере формирования детской психиатрии как самостоятельной области знания в патогенезе и клинической картине болезни все большее значение стало придаваться роли возраста, а также симптоматологии, обусловленной аномальным развитием в условиях болезни [Симеон Т.П., 1948; Сухарева Г.Е., 1955; Ушаков Г. К., 1973; Ковалев В. В., 1979; и др.]. Клинические наблюдения показали разнообразие и своеобразие симптоматики аномалий развития при различной психической патологии. При этом если объектом дефектологических исследований являлся дизонтогенез, обусловленный, как правило, уже завершенным болезненным процессом, то детская психиатрия накопила ряд данных о формировании аномалий развития в процессе текущего заболевания (шизофрения, эпилепсия), динамике дизонтогенетических форм психической конституции (различные формы психопатий) и аномальном развитии личности в результате деформирующего влияния отрицательных условий воспитания (различные варианты патохарактерологического формирования личности). Рядом клиницистов [ Kanner L., 1957; Сухарева Г.Е., 1959; Lutz J.,1968; Ушаков Г. К., 1973; Ковалев В. В., 1979] были предложены варианты клинических классификаций отдельных видов аномалий психического развития у детей. Новым стимулом клинического изучения явлений дизонтогенеза явились успехи в области фармакологии, способствовавшие значительному уменьшению тяжести психических расстройств. Снятие остроты психопатологических симптомов привело к увеличению числа детей, способных к обучению, и содействовало большей концентрации внимания на нарушениях процесса развития. Поэтому вместе с задачей расширения психофармакологической помощи больным детям все более актуальной и перспективной становилась проблема психолого-педагогической реабилитации и коррекции. За рубежом эта тенденция оказалась настолько значительной, что даже вступила в неправомерный антагонизм с нейролептической терапией, характеризуя последнюю как фактор, тормозящий нормальный психический онтогенез. Такая тенденция не могла не оказать влияния на ориентацию исследований в детской патопсихологии. Возрастание роли психолого-педагогических мероприятий привело к тому, что наряду с диагностикой заболеваний все более актуальной становится диагностика отдельных нарушений, препятствующих овладению определенными знаниями и умениями, психическому развитию ребенка в целом. При этом выявленные в ходе психологической диагностики отклонения могут оказаться на периферии клинической симптоматики болезни, но в то же время существенно затруднять психическое развитие больного ребенка. Разработка методов дифференцированной психолого-педагогической коррекции в свою очередь стимулирует дальнейшие исследования механизмов формирования патологических новообразований в процессе различных вариантов аномального развития. Таким образом, данные детской патопсихологии, дефектологии и клиники освещают различные стороны аномалий развития. Исследования в области детской патопсихологии и дефектологии показали связь механизмов аномального и нормального развития, а также ряд закономерностей системогенеза так называемых вторичных нарушений, являющихся основными в аномальном развитии. Клиницисты же описали соотношение симптомов болезни и аномалий развития при различных психических заболеваниях. Сопоставление данных, накопленных в этих областях знаний, может способствовать углублению представлений об аномалиях развития в детском возрасте и систематизации их психологических закономерностей. ЗаключениеРассмотренные закономерности аномалий психического развития у детей способствуют расширению теоретических представлений о механизмах формирования психического дизонтогенеза: о соотношении болезненного процесса и аномалии развития, первичного и вторичных дефектов, вариантах нарушений межфункциональных связей, приводящих к различным типам асинхроний развития, и т.д. Изложенные данные, естественно, не претендуют на полноту освещения этой сложной и многогранной проблемы. Ее отдельные стороны и положения представлены при описании разных типов дизонтогенеза неравномерно, что связано с недостаточностью патопсихологического изучения аномалий развития. В этом плане очевидна необходимость дальнейших исследований. Но и на этом этапе полученные данные уже могут внести определенный вклад в решение основных практических задач детской патопсихологии: вопросов диагностики, прогноза и коррекции. Как уже указывалось, Л.С.Выготский проблему патопсихологического анализа аномалии развития по аналогии с методом клинического анализа видел в переходе «от изучения отдельных симптомокомплексов к изучению процессов развития, обнаруживающих себя в этих симптомах». Успешность этого пути Л. С. Выготский тесно связывал с решением «типологической проблемы». Изложенная типология аномалий психического развития, выделение ряда параметров, характеризующих как общие закономерности психического дизонтогенеза, так и особенности отдельных вариантов, могут быть использованы для психологического анализа аномалий развития. Этот анализ строится на основании данных, полученных пато-психологом из обследования ребенка (беседа, экспериментально-психологическое обследование, включающее обучающий эксперимент, учет нормативных данных), беседы с его родителями или другими близкими родственниками, знакомства с историей болезни, данными клинического исследования, сведениями, полученными от педагога или воспитателя дошкольного учреждения. Психологический анализ аномального развития ребенка должен включать несколько этапов. Первый из них — это систематизация психологических данных о состоянии ребенка на момент исследования. По существу это анализ психологического статуса ребенка. Сюда прежде всего входит квалификация первичного дефекта: его характера, а также ряда его особенностей, типичных для данного больного (распространенность, степень тяжести, стойкость и т.д.). Далее следует характеристика вторичных дефектов. К ней относится квалификация вторичных нарушений, как непосредственно обусловленных первичным дефектом, так и связанных с ним опосредованно и поэтому менее специфичных. Особое место принадлежит анализу вторичных проявлений, вызванных реакцией личности на свою неполноценность, и квалификации компенсаторных образований. И наконец, большое значение для характеристики психологического статуса имеет анализ сохранных психических функций. Для понимания механизмов формирования выявленных нарушений психического развития чрезвычайно важен следующий этап анализа — квалификация динамики психического дизонтогенеза. Прежде всего он включает констатацию возраста выявления аномалии развития. Большое значение здесь имеют особенности проявления первичного дефекта на разных возрастных этапах. Важна также квалификация асинхронии развития под влиянием первичного дефекта (явления изоляции, патологической фиксации, регресса, распада, акселерации). Необходимо учитывать последовательность формирования вторичных нарушений. И наконец, анализ динамики аномалий, психического развития включает в себя характеристику сохранных линий развития, не пострадавших от болезненного процесса. Следующим этапом анализа является квалификация психического онтогенеза ребенка (развитие его сенсорной, моторной, эмоциональной сфер и личности в целом) до начала отклонений в развитии. Анализ этого этапа развития имеет особенно большое значение в диагностике таких видов дизонтогенеза, как поврежденное и искаженное развитие, которое часто возникает на фоне ранее нормального психического онтогенеза. Не менее важно выявление так называемой «доманифестной» симптоматики: отдельных микросимптомов отклонений развития, которые, как правило, в свое время замечены не были. Очень важны анализ особенностей воспитания и окружения ребенка, психологическая характеристика членов его семьи. Эти данные нередко выявляют как наследственные предпосылки аномального развития ребенка, так и роль неблагоприятных средовых условий. Неблагоприятные условия воспитания и окружения ребенка, естественно, могут иметь место на всем протяжении его развития, в том числе в период, когда он попадает в поле зрения пато-психолога. Это нередко приводит к ошибочному мнению о ведущей роли психогении в аномалии его развития. Однако роль этого психогенного фактора в этиологии аномалии развития может быть решена только после анализа целостной структуры дефекта, динамики его формирования, особенностей психического онтогенеза до выявления отклонений в развитии. Проведенный анализ истории развития ребенка позволяет сформулировать диагноз типа психического дизонтоге-неза: недоразвитие или задержанное, поврежденное, искаженное, дефицитарное, дисгармоническое развитие. Анализ истории развития ребенка, квалификация типа психического дизонтогенеза имеют значение для решения следующих вопросов: — выбора методов психолого-педагогической коррекции; — профилактики ряда вторичных расстройств, опирающейся на использование сохранных, а иногда и акселерирован-ных в своем развитии функций; — определения прогноза дальнейшего психического развития ребенка. Решение этих вопросов возможно лишь совместно с врачом. Выбор методов психолого-педагогической коррекции, профилактика вторичных дизонтогенетических расстройств невозможны без учета клинической картины основного заболевания или его последствий, характера медикаментозного лечения, получаемого ребенком. Прогноз психического развития аномального ребенка часто зависит также от ряда клинических факторов: динамики болезненного процесса, остаточных энцефалопатических расстройств, соматических заболеваний и т.д. Смотрите также: Книги
Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде. Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу https://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки. Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях. | Новости психологии18.09.2020 16:17:00 MGPPU – LIB – Новые поступления 14.08.2020 Новое в психологии 06.08.2020 14:37:00 О проблеме взросления и дистанционной поддержке людей с аутизмом ПартнерыИнформационные партнеры |
| |||
Источник