Проведение диагностики математического развития ребенка
Функции диагностики: определения начального уровня развития, эффективность техно логии, личностного продвижения детей
Виды диагностик: начальный, промежуточный, итоговый.
Критерии оценивания: точность выполнения задания; количество и характер ошибок; специфические показатели заданий (по заданию: различение, называние, обобшение по свойст ву, счет и т.п.); особенности практических действий; комментарии (освоенность терминов, ис пользование слов, пояснения, рассуждения); самостоятельность и интерес (в ср. и ст. тр.).
Авторские диагностики: по содержательным разделам: Л. А. Венгер (размеры, про странство), Т. Игнатова (форма), Рузская, Рогалева, Лурия (форма), Е.В. Просура (размеры), Рихтерман Т.Д. (время), Мусейибова (пространство), Леушина A.M. (число, дочисловои этап, счет, арифметические задачи).
Направления диагностики Логико-математического развития детей
Младшая группа: действия: различения свойств (формы, размера, щета, временных и пространственных ориентиро вок, количественных от ношении), называния, абстраги рования, освоения эталонов (формы, размера, цвета);
Освоение: действий со множествами: восприятия множества как структурно-замкнутого целого (Леушина), сравнения (наложением и приложением) количества предметов (кукол и чашек и т.п.), полосок по размеру («Всем ли куклам хватит чашек?»).
Освоение терминов формы (плоскостных и объемных), раз меров (игра «Назпви…,», «Покажи….»; Установление отношений временных (различение частей суток – игра «Когда бывает?»), пространственных («от се бя», на себе» – игра «Покажи…»).
Средняя группа: практические действия группировки (геомет рических фигур, Блоков, пред метов), упорядочивание (поло сок до 5 шт. по размеру), обоб щение групп по сенсорным при знакам (игры с 2 обручами с Бло ками).
Освоение: счета (порядкового и количественного)- игра «Посчитай…. Скажи, сколько всего .?». Измерение (правил, действий) – задание «Измерь длину сто ла, количество воды, Что весит больше и т.п.). Установление количественных отношений «больше-меньше» (посредством счета, измерения). Обобщенное представления о сутках «Расскажи, что такое сутки, как назвать одним словом? Как догадался, что это ут ро?».
Пространственных отношений («между предметами» – иг-ра«Что изменилось?», анализ образца в играх с мозаикой, Тантрам, «Сложи узор»). Освоение формы, размеров – зада ние «Сравни, чем похожи, чем отличаются?»
Старший возраст: развитие опе раций классификации (по раз ным свойствам, и вербально представленных ситуаций); Обобщения (фигур, количества предметов). Игры и упражнения («Поиск лишнего», «Назови од ним словом», «Найди различия», Тесты «Классификация», «Обобщение», Тесты Пиаже (Принцип сохранение-см. ранее). Установление связей: «Анало гии», временная последователь ность, рассуждения
Освоение: арифметических задач, зависимостей, закономер ностей (задание «реши задачу», «составь задачу»; проблем ные ситуации на зависимости (38 попугаев); логические за дачи (Зака, Михайловой, «матричного» типа (кошки). Освоение числа: натуральный ряд чисел ( место числа, от ношения чисел)- задание «Разложи по порядку», «Покажи цифру..», «Покажи на 1 меньше 7», «Задумай число больше 8», «Угадай, какое число задумано, если оно меньше 5?» ( в старшей группе с наглядной опорой, в подгот.- без). Использование календаря, часов, развитие чувства времени (Рихтерман). Ориентировка на плоскости («Покажи верхний левый угол», «Графические диктанты» и т.п.)
Источник
Диагностика математического развития детей дошкольного возраста
План:
1.Значение диагностики математического развития детей дошкольного возраста.
2.Показатели и уровни математического развития детей.
3.Математическая готовность детей к обучению в школе.
1.Значение диагностики математического развития детей дошкольного возраста.
Формирование у дошкольников элементных математических представлений является частью общей подготовки к школе. Одна из важнейших задач математического развития – формирование познавательных интересов и способностей.
В процессе работы по формированию математических представлений дошкольники приобретают знание о множестве, чисел, величине и форме предметов, учатся ориентираваться во времени и пространстве, что способствует развитию интереса к математическим знаниям, самостоятельности и гибкости мышления, смекалки и сообразительности, умения делать простейшие обобщения.
Овладевая способами вычислений, упражняясь в сравнении выражений, дети осознают смысл арифметических действий. Воспитывает наблюдательность, обоснованность суждений и привычку к самопроверке.
Решая различные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, учатся последовательно выполнять необходимые действия, чтобы достичь определенного результата.
Таким образом, формирование элементарных математических представлений способствует развитию качеств, необходимых будущему школьнику.
Сформированность элементарных математических представлений оценивается в процессе выполнения дошкольниками диагностических заданий.
Предлагаемое пособие разработано с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающим с группой детей подготовительного к школе возраста, вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровнем подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга содержит 5 образовательных областей. «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», « Физическое развитие» что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.
Оценка педагогического процесса связанна с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:
1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
2 балл – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
3 балл – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
4 балл – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
5 балл – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если другое не предусмотрено в образовательной организации, – в начале и конце учебного года. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.
1 Этап. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить ( по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и провидения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
2 Этап. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среде значение = все баллы сложить ( по столбцу) и разделить на количество параметров, округлить до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций ( в группах компенсирующей направленности – для подготовки к групповому медикопсихолого – педагогическому совещанию), а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточность в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальное образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого- методическую поддержку педагогов. Нормативами вариантами развития можно считать среднее значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Среднее значение менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру /данной образовательной области.
Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательног процесса оптимизирует хранение и диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации.
2.Показатели и уровни математического развития детей
Показатели
понимать отношения между числами в пределах десяти;
знать числа от одного до десяти и знаки «+», «-», «=»;
понимать содержание и структуру арифметической задачи;
уметь решать задачи на сложение и вычитание;
сравнивать предметы по размеру и форме, геометрические фигуры между собой, делить их на части
измерять небольшие протяженности линейкой;
понимать и объяснять взаимное размещение предметов в пространстве;
ориентироваться во времени, пользоваться часами.
Высокий уровень развития детей
Дети должны: понимать объединение непересекающихся и пересекающихся множеств; понимать и уметь объяснять содержание логической задачи типа «Два отца и два сына, а всего их трое»; уметь разбивать множество на подмножества (группы) по разным признакам; понимать содержание арифметической задачи, действий сложения и вычитания, знать цифры, знаки «+», «-», «=»; уметь решать простые арифметические задачи, используя приемы вычислительной деятельности: присчитывание и отсчитывание единицы на основе понимания отношений между смежными числами, а также на основе сочетательного закона сложения и на основе состава числа из двух меньших чисел.
Знать общепринятые меры длины (метр, сантиметр), объема (литр) и массы (килограмм). Уметь измерять отрезки линейкой. Понимать и использовать слова: «глубоко», «мелко», «тяжело», «легко».
Различать, называть и сравнивать между собой многоугольники. Делить геометрические фигуры на части, составлять фигуры путем построения, деления, трансформации. Осуществлять целенаправленные поисковые действия. Решать математические логические задачи, головоломки.
Планировать полный или частичный ход решения, представлять изменения, которые происходят в фигуре вследствие трансформаций.
Самостоятельно решать задачи на построение, трансформацию геометрической фигуры. Доказывать правильность или ошибочность этого решения. Анализировать способы расположения частей. Отображать фигуру по образцам контурного характера. Решать задачи на нахождение отличий одной фигуры от другой.
Ориентироваться в ограниченном пространстве: знать и уметь руководствоваться основными правилами движения пешеходов на улице.
Уметь играть в шашки, шахматы. С помощью задач на поиски недостающей фигуры развивать логическое мышление, находчивость, смекалку. Уметь объяснять знакомый маршрут движения. Ознакомиться при помощи воспитателя с планом местности, картой-схемой, масштабом.
Ориентироваться во времени, осознанно пользоваться единицами времени (час, минута, сутки, неделя, год). Ориентироваться по часам.
Показатели:
знать цифры, знаки, уметь пользоваться ими при решении арифметических задач;
уметь аргументировать выбор арифметического действия;
знать некоторые правила вычислительной деятельности; уметь измерять метром, литром, линейкой; сравнивать многоугольники, объяснять их особенности; знать основные правила движения пешеходов на улице, маршрут из дома к детскому саду, магазину, школе; уметь начертить план групповой комнаты; использовать знания в самостоятельной деятельности (игровой, бытовой, изобразительной, конструктивной); ориентироваться по часам с помощью будильника.
Начало формы
3.Математическая готовность детей к обучению в школе.
Математика – это одна из представленных в программе сфер культуры, взаимодействие с которой способствует органичному вхождению ребенка в современный мир.
Математическая готовность к обучению в школе – показатель освоения математического содержания окружающей действительности, которое направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи. В более конкретной трактовке математическая готовность – показатель возможностей выполнения арифметических действий с числами, владения знаковыми системами, основами моделирования, самостоятельность в решении творческих задач и оценке результата.
В содержании математического обучения дошкольников преобладают логические задачи, ведущие к познанию закономерностей, простых алгоритмов.
Освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, таких как умение, обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.
Учебно-игровые задачи представлены как образовательные: освоение детьми умений найти пару, сгруппировать предметы, осуществить поиск недостающего, определить направление движения и так далее.
Только должным образом подготовленные в дошкольном возрасте ученики школы могут быстро учиться делать правильные умозаключения, усваивать основные правила логического вывода, полностью «впитывать» сведения, относящиеся к математической логике — науке, содержащей концентрированное выражение законов дедуктивного мышления.
Только школьники, с которыми взрослые работали целенаправленно математически, способны в обучении на беспроблемное обобщение понятия числа, решение уравнений, изучение элементарных функций и др.
Гораздо легче дается правильно подготовленному дошкольнику и первичная геометрия в школе, правильно состыкуется она в дальнейшем с началами алгебры – через понятие множества, например (у неподготовленных в дошкольном возрасте детей с такими состыковками нередко бывают проблемы.
Вывод:
Данные результаты на начала года являются не достаточно хорошим показателем общей готовности детей к обучению в школе.
Результаты получены за счет достаточно сформированных предпосылок к учебной деятельности: умение ребенка работать в соответствии с инструкцией, самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, вовремя остановиться при выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение другого.
Очевиден положительный результат проделанной работы: низкий уровень усвоения программы детьми отсутствует, различия в высоком, среднем и низком уровне не значительны, знания детей прочные, они способны применять их в повседневной деятельности.
Для умственного развития созданы:
– математический уголок с раздаточным счетным материалом, комплектами цифр, математических знаков, геометрических фигур, занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры, схемы и планы, набор объемных геометрических фигур;
– уголок экспериментирования с природным материалом, сыпучими продуктами, емкостями разной вместимости, календарем природы, комнатными растениями, лейками, опрыскивателями.
Источник
Татьяна Бурлуцкая
Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста. ФЭМП в подготовительной группе
(на конец года)
Количество.
Цель: Обследовать умение детей считать в пределах 10 в обратном порядке,знать состав числа первого десятка из отдельных единиц и состав чисел первого пятка из двух меньших: выявить умение самостоятельно составлять и решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =).
Задание 1: Количественный счет. Обратный счет.
Упражнение проводится без наглядной опоры,
Педагог. Посчитай от 10 до 1, а теперь от 8 до 3 и т. д.
Оценка: 3 балла – ребенок правильно и самостоятельно выполняет предложенное задание, не допуская ошибок.
2 балла – ребенок правильно считает в обратном порядке от 10 до 1, но затрудняется в счете от заданного числа, справляется с заданием со стимулирующей помощью педагога, допущенные ошибки исправляет самостоятельно после предложенного образца ответа.
1 балл – ребенок допускает множество ошибок, постоянно требуется стимулирующая помощь педагога.
0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.
Задание 2: Состав числа в пределах 10.
Материал: Геометрические фигуры, (круги разного цвета)
Педагог предъявляет ребенку набор кругов разного цвета и предлагает составить из них число 8.
– Как ты составил число 8? (Я взял один красный, один синий кружок и т. д)
Оценка: 3 балла – ребенок правильно и самостоятельно выполняет задание по составу числа, не допуская ошибок.
2 балла – ребенок справляется с заданием со стимулирующей помощью педагога, допущенные ошибки исправляет самостоятельно после предложенного образца ответа.
1 балл – ребенок допускает множество ошибок, постоянно требуется стимулирующая помощь педагога.
0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.
Задание 3: Состав числа из двух меньших.
Игровое упражнение «Математический домик».
Материал: Карточка в виде домика с парными окошками, набор карточек с цифрами.
В верхнем окошке (на крыше) педагог выставляет заданное число (например, число5)
– Разбей число 5 на части разными способами. Из каких двух меньших чисел можно составить число 5?
– Поставь цифры парами в окошки домика.
Оценка: 3 балла – ребенок правильно и самостоятельно выполняет задание, не допуская ошибок.
2 балла – ребенок справляется с заданием со стимулирующей помощью педагога, при составе числа не использует все возможные варианты, допущенные ошибки исправляет самостоятельно после предложенного образца ответа.
1 балл – ребенок допускает множество ошибок, постоянно требуется стимулирующая помощь педагога.
0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.
Задание 4: Решение задач.
Материал: Карточки с готовым нарисованным условием задачи, набор карточек с цифрами и арифметическими знаками.
Педагог предлагает ребенку составить по карточке задачу, решить ее и «записать», т. е выложить из карточек действия с цифрами и арифметическими знаками.
Вначале педагог предлагает карточку, из которой составляется задача на сложение, а затем на вычитание.
Оценка: 3 балла – ребенок правильно и самостоятельно справился со всеми предложенными заданиями, правильно ставит вопрос в задаче и объясняет решение.
2 балла – ребенок при решении задачи затрудняется в правильной постановке вопроса пи словесном объяснении решения.
1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий. Требуется постоянная помощь педагога.
0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.
Величина
Цель: выявить умение детей делить предмет на 2, 4 равные части, сравнивать, целый предмет с его частями; сравнивать, измерять длину предметов с помощью условной меры.
Задание 1: Деление предметов на части.
Материал: Квадрат и круг.
Ребенку предлагается выполнить задание: – Раздели круг на 2 равные части.
– Что ты сделал? Как ты разделил круг на 2 равные части? (Я сложил круг пополам)
– Как называется каждая часть? (Половина)
– Сколько половинок в целом круге? (В круге 2 половинки)
– Что больше: целое или половина? (Целое больше, чем половина)
– Раздели квадрат на 4 равные части.
– Как ты это сделал? (Я сложил квадрат пополам и еще раз пополам)
– Как называется каждая часть? (четвертина)
– Сколько четвертин в целом квадрате? (4)
– Что больше: целое или четвертина? (целое больше, чем четвертина)
Оценка: 3 балла – ребенок правильно и самостоятельно выполняет задания по делению предметов на части.
2 балла – ребенок делит предметы на части, но затрудняется в назывании частей.
1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий. Требуется постоянная помощь педагога.
0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.
Задание 2. Сравнение и измерение длины предметов с помощью условной мерки.
Материал: сюжетная картинка (две дорожки разной длины и сказочные персонажи)
Ребенку предлагается карточка и условная мерка.
– Измерь дорожки и ты узнаешь,кто быстрее придет к домику бабушки: Волк или Красная шапочка.
– Сколько условных мерок уместилось на дорожке волка?
– А сколько условных мерок уместилось на дорожке Красной шапочки?
– Кто из них придет быстрее? (Волк)
– Почему ты так решил? (Потому что дорожка волка короче, чем дорожка Красной шапочки)
Оценка: 3 балла – ребенок правильно и самостоятельно выполняет задание по измерению и сравнению предметов по длине с помощью условной меры.
2 балла – ребенок проводит сравнение длины предметов (с помощью условной меры) с помощью педагога.
1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий. Требуется постоянная помощь педагога.
0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.
Ориентировка в окружающем пространстве и на листе бумаги.
Цель: выявить навыки детей передвигаться в пространстве, используя схему маршрута, и умения детей располагать предметы или их изображение на листе бумаги (левее, правее, левый верхний угол, в центре и т. д)
Задание 1. Ориентировка на листе бумаги.
Упражнение: «Расставь мебель в комнате»
Материал: лист картона (комната, мелкие предметы, картинки с изображением мебели.
Педагог дает ребенку карточку и набор картинок.
Педагог. Обставим комнату мебелью.
– В центр комнаты поставь стол.
– В правый верхний угол поставь диван и т. д
– Что находится в левом верхнем углу?
– Что находится в правом верхнем углу? и т. д.
Оценка: 3 балла – ребенок правильно и самостоятельно ориентируется на листе бумаги и обозначает словами пространственное местоположение предметов.
2 балла – ребенок ориентируется в пространстве,но путает местоположение геометрических фигур на листе бумаги: после словесного уточнения правильно выполняет задание.
1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий. Требуется постоянная помощь педагога.
0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.
Задание 2. Движение в заданном направлении по схеме.
Педагог предлагает ребенку план групповой комнаты.
Педагог. Давай поиграем в игру «Секрет». Посмотри, крестиком обозначенно место, где спрятан секрет. Ты должен, пользуясь схемой нашей комнаты, найти его.
Ребенок выполняет задание.
Оценка: 3 балла – ребенок правильно и самостоятельно ориентируется с помощью схемы в пространстве.
2 балла – ориентируется в пространстве, но требуется стимулирующая помощь педагога («Посмотри, это на схеме – вот этот шкаф…», после словесного уточнения правильно выполняет задание.
1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий. Требуется постоянная помощь педагога.
0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.
Ориентировка во времени.
Цель: выявить знания детей о последовательности месяцев года, умение определять время по часам с точностью до 1 часа.
Задание 1. Месяцы.
– Сколько месяцев в году? (12)
– Назови первый месяц. (Январь)
– Назови последний месяц (Декабрь)
– Вспомни и назови все месяцы, начиная с первого месяца.
– Назови все месяцы года, начиная с весеннего и т. д.
Задание 2. Часы.
Материал: макет часов.
Игровое упражнение «Поставь правильно часы»
– Медвежонок ест мед в 2 часа – поставь на часах это время.
– Заяц поливает огород в 10 часов и т. д
Оценка: 3 года – ребенок правильно и самостоятельно называет месяцы года, начиная с первого месяца, называет все месяцы, начиная с первого весеннего месяца и т. д, определяет время по часам с точностью до часа.
2 балла – ребенок называет все месяцы года, начиная с первого месяца, но затрудняется в названии месяцев, начиная с весеннего и т. д месяца.
1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий. Требуется постоянная помощь педагога.
0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.
Логическое мышление.
Задание 1. «Что сначала, что потом?»
Цель: выявить умение детей устанавливать связи между предметами и явлениями, основанные на действии определенных закономерностей.
Педагог предлагает ребенку набор картинок (например,хлебные изделия: мука – колосья, стриженная шерсть – шерстяные носки, клубки шерсти и т. д.)
– Подумай и скажи, что было сначала, а что потом. Объясни свое решение.
Оценка: 3 балла – ребенок самостоятельно устанавливает логические связи между предметами, аргументирует свой ответ.
2 балла – ребенок выполняет задание с помощью педагога, испытывает затруднение при объяснении.
1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий. Требуется постоянная помощь педагога.
0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.
Задание 2. Сравни пары предметов.
Цель: обследовать умение детей устанавливать сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.
Ребенку предлагаются пары картинок, имеющих сходные и различные признаки.Например: заяц – кот, самолет – птица и т. д.
Сравни пары предметов и назови их признаки, сходства и различия.
Оценка: 3 балла – ребенок самостоятельно и правильно выполняет задания, называет все возможные признаки сходства и различия.
2 балла – ребенок выполняет задания с помощью педагога. При выделении признаков сходства пи различия называет один наиболее характерный признак.
1 – ребенок затрудняется при выполнении задания, не может выделить признаки различия.
0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.
Задание 3. Логические задачи.
Цель: выявить умение детей делать логические умозаключения на основе нескольких суждений.
а)Росли три дерева: береза, тополь, и сосна. Береза ниже тополя, а тополь ниже сосны.
– Какое дерево самое высокое, а какое – самое низкое?
б)Жили три поросенка: Фунтик, Хрюша и Пятачок. Фунтик толще, чем Хрюша, а Хрюша толще, чем Пятачок.
– Кто из поросят самый толстый, а кто самый худой?
Оценка: 3 балла – ребенок самостоятельно делает логические умозаключения на основе нескольких суждений. Правильно строит свой ответ, доказывая объективность суждений.
2 балла – ребенок пользуется незначительной помощью педагога (наводящие, стимулирующие вопросы, может справиться с заданием, имея наглядную основу.
1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий, выполняет только с помощью взрослого, с подробным объяснением (рассуждениями) педагога и только с наглядной опорой.
0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.
Источник