Протокол на ребенка по развитию речи
Протокол обследования речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)
Ф.И.О._______________________________________________________________________________
Дата рождения________________________ Учреждение_____________________________________________
Обследование состояния артикуляционного аппарата _____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Обследование состояния мелкой моторики _____________________________________________________
Обследование состояния звукопроизношения—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————–
Обследование состояния фонематического восприятия ____________________________________________________________________________________
Определ. наличие или отсутствие заданного звука в слове | молоток, вишня, комар, сорока, ежик, мак, карандаш [ м] | молоток, вишня, комар, сорока, ежик, мак, карандаш [ ш] |
Выделить гласный звук, стоящ. в начале, в конце, в середине слова | обруч, иней, артист, улитка | кольцо, очки, кенгуру кот, дым, лук, |
Выделить соглас. звук, стоящ. в начале, в конце слова | мак, кошка, булка, чашка, трава | дом, камыш, ключ, танк, барабан |
Определить последовательность звуков в слове мак суп каша | Определить количество звуков дом рак луна | Синтез слова ком лапа |
Повторить: та-да -та | да-та-та па-ба-па | том-дом-ком |
Обследование состояния слоговой структуры слова ______________________________________________
Барабана самолет бабочка
светофор мотоцикл цыпленок
ласточка свечка телевизор
Обследование состояния лексики ______________________________________________________________
Существительные
Обобщающие понятия | Части предметов | Название профессий | Название детенышей |
Игрушки Посуда Одежда Обувь Овощи Фрукты Мебель Животные Транспорт инструменты | Тела Одежды автомобиля | Врач Повар Продавец Художник Учитель Шофер летчик | Кто у: коровы козы свиньи собаки зайца лисы медведя ежа |
Глаголы
Назвать действия по предъявленному предмету (по картинкам) |
корабль птица змея пешеход спортсмен девочка солнце рыба дождик |
Назвать близкие по значению слова – действия |
шьет вяжет вышивает варит жарит печет |
Прилагательные
Подобрать слова противоположные по смыслу |
Легкий кислый – холодный – Маленький – низкий – короткая – Широкое – толстая – высокий – |
Качественные прилагательные. Назвать какой формы предмет; какого цвета; какие на вкус ягоды и фрукты. |
Треугольный овальный круглый квадратный Красный желтый зеленый синий Оранжевый голубой розовый фиолетовый Серый черный коричневый Сладкая (ягода) кислый (лимон) горькая (рябина) |
Прилагательные по тактильному ощущению. Определить. |
Какой в чайнике чай? Какой снег на ощупь? Какой дождь летом? |
Относительные прилагательные. |
Деревянный шерстяная Стеклянный металлическая |
Притяжательные прилагательные. |
Чей хвост? заячий лисий волчий |
Обследование состояния грамматического строя речи____________________________________________
Понимание предлогов Покажи где: |
птичка в клетке птичка на клетке птичка около клетки Птичка над клеткой птичка под клеткой птичка вылетает из клетки |
Изменение существительных по падежам |
И. п. Что это? (дом) В. п. заходит в дом Р. п. выходит из дома Т. п. прячется за домом Д. п. подходит к дому П. п. сидит в доме |
Согласование существит. с прилагат. Назови, какой по цвету этот предмет? |
Желтая майка желтый мяч желтое яблоко Красная роза красный флаг красное кресло |
Изменение сущ. Мн. ч. Род. П. |
ложка ложки ложек гриб грибы грибов стол столы столов |
Согласование существительных с числительными |
1 машина 2 машины 5 машин 1 карандаш 2 карандаша 5 карандашей 1яблоко 2 яблока 5 яблок |
Словообразование
Образование существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов. |
Дом книга звезда кукла |
Образование приставочных глаголов |
Что делает мальчик? подходит переходит входит выходит обходит |
Обследование состояния связной речи __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Составить предложения по картинке____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составить рассказ по картинке____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение: __________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата обследования:
Учитель – логопед: _______________________
Логопедическое представление (2, 5 – 3 года)
Фамилия, имя _________________________________________________
Дата рождения ________________ Учреждение ___________________
Исследование импрессивной речи __________________________________________________________________
Исследование словаря
Понимание существительных | Показать на картинке отдельные предметы, части тела человека (стол, стул, окно, мальчика, девочку, голову, ноги девочки, глаза мальчика, нос, ухо). |
Понимание обобщающих слов | Показать на картинках (мяч, машинка, чайник, кофта, шорты, тарелка) сначала игрушки, потом посуду, потом одежду. |
Понимание действий | Показать, где мальчик рисует, стоит, сидит, играет |
Понимание словесной инструкции | Покатай машинку, поставь машинку на стол, положи машинку в коробку. |
Исследование понимания грамматических форм словоизменения
Понимание ед. и мн. числа существ. | Показать один и много предметов (кот-коты, мяч-мячи, рука-руки, дом-дома). |
Понимание размера предметов(большой и маленький) | Показать, где стул-стульчик, кукла-куколка, миска-мисочка. |
Понимание действий | Показать, где собака стоит – собаки стоят, самолет лети – самолеты летят. |
Понимание содержания текста знакомой сказки | «Курочка Ряба» Показать на картинке, о ком эта сказка, что снесла курочка, кто разбил яичко. |
Исследование экспрессивной речи __________________________________________________________________
Назвать существительные | Игрушки (машинка, коляска, клоун), посуду (тарелка, чайник, стакан), одежду (брюки, платье, юбку), животных (лошадь, кошку, корову, козу) |
Назвать действия на сюжетных картинках | Сидит, стоит, играет, рисует, умывается. |
Назвать цвет игрушек | Красный мяч, синий шар, зеленый листок, желтый цыпленок |
Назвать размер игрушек | Большой шар, маленький мяч, большой дом |
Назвать вкус продуктов | Сладкая конфета, кислый лимон |
Исследование состояния грамматического строя речи
Назвать сущ. в Им. п. ед. и мн. числа | Стол – столы, петух-петухи, сумка-сумки |
Назвать сущ. в В. п. | Что ты видишь? Дом, рыбку |
Согласование прилагат. с сущ. ед. ч. м. и ж. рода | Какой? Красный мяч, синий шар, красная чашка, синяя лопатка |
Употребление предложно падежных конструкций | Где лежит кубик? В коробке, на коробке |
Употребление сущ. с уменьшит-ласкат суфф. | Дом-домик, стул-стульчик, кукла-куколка |
Употреблен. глаголов в форме ед. и мн. числа | Петух поет – петухи поют, мальчик играет – мальчики играют |
Употреблен.возвратных. и невозврат. глаголов | Мальчик умывается – мама умывает мальчика Девочка одевается – мама одевает девочку |
Исследование фонетической стороны речи _________________________________________________________________
Состояние имитивных способностей ребенка с опорой на картинки | Девочка укачивает куклу (а-а-а), поезд гудит (у-у-у), кричат гуси (га-га-га), лат собака (ав), кудахчет курица (ко-ко), мяукает кошка (мяу) |
Звукослоговая структура слова | Дом, бык, нога, ухо, вагоны, бананы |
Звукопроизношение | Отсутствие, замена, искажения звуков в речевом потоке. Произношение гласных, согласных раннего онтогенеза |
Дыхательная функция Голос | Верхнеключичное, диафрагмальное, смешанное, объем дыхания Нормальный, громкий, тихий. глухой |
Темп речи | Нормальный, ускоренный, замедленный |
Исследование фонематической функции _________________________
Дифференциация на слух | Показать: кот – кит, миска – киска |
Способность к фонематическ. анализу | Показать собачку, как только ребенок услышит в слове ее «рычание»: дом, рак, носки, рыбка |
Заключение ___________________________________________________
______________________________________________________________
Логопедическое представление (3 года)
Фамилия, имя _________________________________________________
Дата рождения ________________ Учреждение ___________________
Исследование импрессивной речи __________________________________________________________________
______________________________________________________________
Исследование словаря
Понимание существительных | Показать на картинке отдельные предметы, части тела человека (стол, стул, окно, мальчика, девочку, голову, ноги девочки, глаза мальчика, нос, ухо). |
Понимание обобщающих слов | Показать на картинках (мяч, машинка, чайник, кофта, шорты, тарелка) сначала игрушки, потом посуду, потом одежду. |
Понимание действий | Показать, где мальчик рисует, стоит, сидит, играет |
Понимание словесной инструкции | Покатай машинку, поставь машинку на стол, положи машинку в коробку. |
Исследование понимания грамматических форм словоизменения
Понимание ед. и мн. числа существ. | Показать один и много предметов (кот-коты, мяч-мячи, рука-руки, дом-дома). |
Понимание размера предметов(большой и маленький) | Показать, где стул-стульчик, кукла-куколка, миска-мисочка. |
Понимание действий | Показать, где собака стоит – собаки стоят, самолет лети – самолеты летят. |
Понимание содержания текста знакомой сказки | «Курочка Ряба» Показать на картинке, о ком эта сказка, что снесла курочка, кто разбил яичко. |
Исследование экспрессивной речи __________________________________________________________________
______________________________________________________________
Назвать существительные | Игрушки (машинка, коляска, клоун), посуду (тарелка, чайник, стакан), одежду (брюки, платье, юбку), животных (лошадь, кошку, корову, козу) |
Назвать действия на сюжетных картинках | Сидит, стоит, играет, рисует, умывается. |
Назвать цвет игрушек | Красный мяч, синий шар, зеленый листок, желтый цыпленок |
Назвать размер игрушек | Большой шар, маленький мяч, большой дом |
Назвать вкус продуктов | Сладкая конфета, кислый лимон |
Исследование состояния грамматического строя речи
Назвать сущ. в Им. п. ед. и мн. числа | Стол – столы, петух-петухи, сумка-сумки |
Назвать сущ. в В. п. | Что ты видишь? Дом, рыбку |
Согласование прилагат. с сущ. ед. ч. м. и ж. рода | Какой? Красный мяч, синий шар, красная чашка, синяя лопатка |
Употребление предложно падежных конструкций | Где лежит кубик? В коробке, на коробке |
Употребление сущ. с уменьшит-ласкат суфф. | Дом-домик, стул-стульчик, кукла-куколка |
Употреблен. глаголов в форме ед. и мн. числа | Петух поет – петухи поют, мальчик играет – мальчики играют |
Употреблен.возвратных. и невозврат. глаголов | Мальчик умывается – мама умывает мальчика Девочка одевается – мама одевает девочку |
Исследование фонетической стороны речи _________________________________________________________________
______________________________________________________________
Состояние имитивных способностей ребенка с опорой на картинки | Девочка укачивает куклу (а-а-а), поезд гудит (у-у-у), кричат гуси (га-га-га), лат собака (ав), кудахчет курица (ко-ко), мяукает кошка (мяу) |
Звукослоговая структура слова | Дом, бык, нога, ухо, вагоны, бананы |
Звукопроизношение | Отсутствие, замена, искажения звуков в речевом потоке. Произношение гласных, согласных раннего онтогенеза |
Дыхательная функция Голос | Верхнеключичное, диафрагмальное, смешанное, объем дыхания Нормальный, громкий, тихий. глухой |
Темп речи | Нормальный, ускоренный, замедленный |
Исследование фонематической функции _________________________
Дифференциация на слух | Показать: кот – кит, миска – киска |
Способность к фонематическ. анализу | Показать собачку, как только ребенок услышит в слове ее «рычание»: дом, рак, носки, рыбка |
Заключение ___________________________________________________
______________________________________________________________
Учитель-логопед _______________________________________________
Дата обследования
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8 «Звездочка» города Буденновска Буденновского района»
ПРОТОКОЛ № 2
родительского собрания
Тему:«Развитие речи младших дошкольников»
Цель: вооружить родителей знаниями по вопросам применения разнообразных методов воспитания ребенка, убедить в их целесообразности.
Заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать свою воспитательную деятельность.
Задачи: Формировать доверительные и доброжелательные отношения между родителями и детьми, педагогами и воспитанниками, педагогами и родителями.
-Развивать самосознания родителей и педагогов; конструктивных представлений о детях (у родителей), о воспитанниках (у педагогов).
-Обобщить представления родителей об индивидуальных особенностях детей среднего дошкольного возраста, использовать их в процессе семейного воспитания; способствовать формированию правильного отношения родителей к индивидуальным особенностям своего ребенка.
Дата, время проведения: 05.12.2016г
Место проведения: помещение группы.
Присутствовали:16
Отсутствовали:4
Повестка дня:
Сообщение на тему: «Развитие речи младших дошкольников»
«Особенности развития речи детей 2-3 лет»
Подведение итогов собрания – принятие решений
Ход собрания:
По первому вопросу слушали воспитателя Савенко Е.В. она подготовила сообщение на тему «Развитие речи младших дошкольников»
Речь – форма общения.
Основу речевого развития ребёнок получает в семье в самые первые годы жизни. Ребёнок овладевает речью только в процессе общения с взрослыми.
Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе. Нарушения же речи отражаются на формировании детского характера, так как неисправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.
Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Высказывания ребёнка не только свидетельствуют о владении богатством родного языка, его грамматическим строем, но и показывают его уровень умственного, эстетического и эмоционального развития.
Решение: Утвердить состав первой инициативной группы, обеспечивающей помощь в проведении мероприятий по развитию речи в течение учебного года
Голосовали: «за»- 16 ; «против»- 0 ; «воздержались» – 0
По второму вопросу слушали воспитателя Савенко Е.В.
Она рассказала о «Особенностях развития речи детей 2-3 лет»
До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко возрастает активный словарь ребенка: к концу второго года жизни это около 300 слов, а в трехлетнем возрасте до 1500 слов. В этот период появляются в речи малыша предложения, правда, слова в них еще грамматически не связаны между собой. Конечно, каждый ребенок индивидуален, и речь у всех развивается своими темпами. Дети любят подражать, и это качество можно использовать в обучении. Например, имитация голосов животных – это не только веселая игра, но и полезное упражнения для развития речи.
Также воспитатель приготовила буклеты с рекомендациями по развитию речи и показала на примере с родителями игровые артикуляционные упражнения.
Решение: Принять к сведению Рекомендации для родителей по развитию речи (проведение игровых артикуляционных упражнений).
Голосовали: «за»- 16 ; «против»- 0 ; «воздержались» -0
По третьему вопросу выступила воспитатель Савенко Е.В. она подвела итог данного собрания
Малышам нужно читать короткие стихи, несложные ритмически, с понятными ребенку образами. Это в первую очередь русские народные стихи , песни, прибаутки.
Рассматривая картинки в книжках, журналах, называйте и объясняйте ребенку все, что он видит перед собой.
Ваши малыш, конечно, уже знает основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый). Чаще обращайте его внимание в повседневной жизни на цвета предметов, задавайте наводящие вопросы.
На третьем году жизни дети начинают все более активно использовать в своей речи глаголы для образования свой действий и действий окружающих людей. Помогайте ему в этом – называйте все, что делаете сами, и комментируйте то, что делает малыш.
Решение: Педагогам и родителям осуществлять взаимодействие друг с другом, стремясь к выполнению главной задачи – созданию благоприятного климата для образования детей в сложившемся коллективе.
Голосовали: «за»- 16 ; «против»-0 ; «воздержались» – 0
Председатель ____________ /______________/
Секретарь ____________ / ______________/
С решением родительского собрания ознакомлены:
Источник
Наталия Бестаева
Протокол родительского собрания в средней группе «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
ПРОТОКОЛ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ №2
от 20 марта 2015 года
Тема: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».
Цель: Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях. Побуждать помогать ребенку в овладении нормами и правилами родного языка.
Присутствовали: 18 человек
Отсутствовали: 7 (по причине нахождения на рабочих местах).
Повестка дня
1.«Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» (докладчик – воспитатель Н. В. Бестаева)
2. Игры и упражнения, способствующие развитию речи детей (воспитатель Н. В. Бестаева)
3. Разное.
Ход собрания
По первому вопросу Воспитатель Наталия Васильевна Бестаева рассказала о задачах речевого развития детей, факторах успешного речевого развития, предложила решить проблемную ситуацию, в ходе решения которой дала понять, как следует организовывать наблюдения с детьми за окружающим миром. Здесь же Наталия Васильевна привела примеры словесных игр и темы бесед и разговоров с детьми для обучения дошкольников рассказыванию, выслушала высказывания родителей о способах и приемах развития речи детей в домашних условиях (Приложение 1) .
Решение по первому вопросу: принять к сведению данную информацию; создавать дома благоприятные условия для развития речевой активности детей.
Проголосовали: «За» – единогласно».
По второму вопросу воспитатель Н. В. Бестаева предложила родителям поиграть в словесные игры, используя которые, родители смогут развивать речь детей (Приложение 2) .
Решение по второму вопросу: Использовать словесные игры с детьми дома, на прогулке, по дороге в детский сад.
Проголосовали: «За» – единогласно.
По третьему вопросу Наталия Васильевна рассказала родителям о требованиях к внешнему виду детей, объяснила родителям, как правильно подобрать дошкольникам одежду и обувь.
Решение по третьему вопросу: Учитывать требования гигиены и норм техники безопасности при подборе одежды и обуви детям.
Проголосовали: «За» – единогласно.
Проект решения родительского собрания:
1. Создавать дома благоприятные условия для развития речевой активности детей.
2. Использовать словесные игры с детьми дома, на прогулке, по дороге в детский сад.
3. Учитывать требования гигиены и норм техники безопасности при подборе одежды и обуви детям.
Председатель родительского комитета: ___Е. А. Ковалева
Секретарь родительского комитета: ___ О. Н. Пищита
Приложение 1.
«Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям.
Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способности общаться.
Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.
Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.
Предлагаю Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор (раздать каждому родителю).
1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.
2. Общение ребёнка с другими детьми.
3. Речь взрослого – образец для подражания.
4. Развитие мелкой моторики рук.
5. Чтение детской художественной литературы.
6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.
Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.
Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.
Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребёнком? (Предложить высказаться родителям)
1. Воспитание звуковой культуры речи.
2. Словарная работа.
3. Формирование грамматического строя речи.
4. Обучение рассказыванию – связная речь.
(Ведущий, передает родителям корзину с шарами, в шарах – вопросы).
Я предлагаю под музыку передавать шары до тех пор, пока музыка не прервется. У кого шар, тот отвечает на вопрос.
Вопросы:
1. С какого возраста, нужно обращаться к логопеду за помощью? Почему?
2. В какие речевые игры Вы играете с ребенком дома? Как часто? Какие самые любимые?
3. Что подразумевается под общением взрослого и ребенка в семье?
Скажите, пожалуйста, какие вопросы задают Вам дети (Высказывания родителей)
Потребность задавать вопросы возникает у детей при встречи с чем-то неизвестным, при попытке понять это неизвестное, при осмыслении нового. Причём вопросы взрослого должны побуждать ребёнка к полным ответам.
А когда дошкольник не задаёт взрослому вопросов, это хорошо или плохо? В чём причина (Высказывания родителей)
• Отсутствие необходимых знаний.
• Нет устойчивого интереса к чему-либо.
• Раньше ребёнок обращался к взрослому с вопросами, но встретился с раздражением взрослого, получил отказ.
Если ребёнок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли это для его развития?
(Высказывания родителей)
Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создаёт предпосылки к успешному овладению письмом.
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.
Как часто Вы бываете на природе, чем занимаетесь с ребёнком?
(Высказывания родителей)
Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем поговорить о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано? Какое сейчас время года? В холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадать загадку и найти отгадку. Поискать приметы времени года, познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами. Прочитать стихотворение, вспомнить песенку, поиграть с ними в игру,например: С какого дерева листок? Найди дерево по описанию. С какой ветки детки? И т. д.
Проблемная ситуация.
В вестибюле детского сада, в вольере, жили два попугая. Все дети имели возможность их покормить печеньем, хорошо рассмотреть, однако никто особенного интереса к ним не проявлял, кроме тех случаев, когда птицы начинали кричать.
Тогда воспитанники соседней, средней группы, по очереди выбегали к ним,грозили пальцем: «Кеша – хороший, а Маша – плохая! Она кричит все время!» Однако когда на занятиях по развитию речи в той же группе зашла речь о попугаях,дети не смогли рассказать о птицах: какие у них перья, клюв и т. д.
Вопросы:
Можно ли утверждать, что маленькие дети не наблюдательны? Чем объяснялось неумение детей рассказать о попугае? Как следует организовать наблюдение детей в данном случае?
Да, мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребёнку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ему ласковые слова –признаки: золотистое, лучистое, доброе, весёлое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, тёплое.
Давайте вместе попробуем подобрать хотя бы по 5 слов –признаков к следующим словам: ветер, дождь, луна, метель, кошка, лягушка, ворона, червяк, жук.
(Предложить родителям объединиться в небольшие группы).
Скажите, а какими ласковыми словами Вы называете своего малыша. Может ли ребёнок их повторить?
(Предложить родителям высказаться.)
А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт? Свой домашний адрес? Свою фамилию и как зовут родителей? Знакомите ли Вы его со своими родителями, рассматриваете ли вместе семейные фотоальбомы?
(Предложить родителям высказаться.)
Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и о его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город и т. д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.
А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна…
А теперь я предлагаю всем вместе поиграть в словесные игры, используя которые дома Вы сможете развивать речь детей.
Приложение 2.
«Игры и упражнения, способствующие развитию речи детей».
Дидактическая игра «Где что можно делать?»
Цели: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.
Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.
Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать ягоды, грибы; охотится; слушать пение птиц; отдыхать).
Что можно делать на реке? Что делают в больнице?
Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»
Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.
Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков,соответствующих данному предмету: Белка — рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.
Пальто — теплое, зимнее, новое, старое ….
Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …
Дом — деревянный, каменный, новый, панельный …
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Цели: учить дополнять пред