Пропорциональность развития ребенка расчет роста массы

Пропорциональность развития ребенка расчет роста массы thumbnail

Оценка пропорциональности развития ребенка

Оценка пропорциональности развития ребенка

Оценка пропорциональности развития ребенка

.
Преподаватель МОМК 2 Коломенский филиал:
Зверева Галина Николаевна
 
 

Как же связана педиатрия и математика

Как же связана педиатрия и математика

Как же связана педиатрия и математика

Педиатрия тесно связана с математикой, ведь с математики начинается все.
Ребенок только появился, а первые цифры в его жизни уже звучат: дата рождения, рост, вес.
Родители тоже не забывают о математике. Готовя ребенку пищу, взвешивая его, они постоянно используют математические расчеты. Ведь нужно решить элементарные задачи: сколько еды нужно приготовить, сколько ребенок должен весить при определенном росте, какое должно быть давление, какой рацион питания применять

Физическое развитие детей Это процесс смены морфологических и функциональных особенностей ор-ма, а также их состояния в разные возрастные периоды, что определяет запас физических сил, выносливость…

Физическое развитие детей Это процесс смены морфологических и функциональных особенностей ор-ма, а также их состояния в разные возрастные периоды, что определяет запас физических сил, выносливость…

Физическое развитие детей

Это процесс смены морфологических и функциональных особенностей ор-ма, а также их состояния в разные возрастные периоды, что определяет запас физических сил, выносливость и трудоспособность.

Пропорциональность развития При оценке физического развития ребёнка необходимо знать правильное соотношение между массой тела и ростом

Пропорциональность развития При оценке физического развития ребёнка необходимо знать правильное соотношение между массой тела и ростом

Пропорциональность развития

При оценке физического развития ребёнка необходимо знать правильное соотношение между массой тела и ростом. Под массоростовым показателем (МРП) понимается отношение массы к росту, т.е. какая масса приходится на 1 см. длины тела. В норме у новорождённых (МРП) составляет 60-75 г.
Кроме роста и массы тела для оценки физического развития имеют значение правильные пропорции тела.

Антропометрические индексы 1. Индекс

Антропометрические индексы 1. Индекс

Антропометрические индексы

1. Индекс Тура:
– новорожденный – окружность головы (Ог) больше окружности груди (Огр.) на 2 см
– в возрасте 2 – 4 месяца – окружность головы равна окружности груди (Ог = Огр.)
– в возрасте 1 года – Ог меньше Огр. на 2 см
– после 1 года – Огр. – Ог = п или 2п (п – число лет)

Индекс Эрисмана = Огр. – ½ роста – дети до 1 года + 13,5 до 10 см – дети 2- 3 лет + 9 до…

Индекс Эрисмана = Огр. – ½ роста - дети до 1 года + 13,5 до 10 см - дети 2- 3 лет + 9 до…

2. Индекс Эрисмана = Огр. – ½ роста

– дети до 1 года + 13,5 до 10 см
– дети 2- 3 лет + 9 до + 6 см
– дети 4 – 7 лет + 4 до + 2 см
– дети 8 – 15 лет + 1 до – 3 см 111111111111111111111111111Ф.Ф.Эрисман

Индекс упитанности (индекс Л.И

Индекс упитанности (индекс Л.И

3. Индекс упитанности (индекс Л.И. Чулицкой):

3 окружности плеча + окр. бедра + окружность голени – рост
Абсолютные значения составляют:
– дети до 1 года + 20 – 25 см
– дети 2 – 3 лет + 20 см
Для анализа упитанности у детей раннего возраста можно использовать вспомогательные индексы Чулицкой – индексы пропорциональности:
3 окружности плеча = окружность груди = окружность бедра + окружность голени. Если эта закономерность сохраняется, то жир распределен равномерно, исхуданий нет. Эти индексы чувствительны, т.к. жир исчезает сначала с туловища, затем с бедер и голеней.

Массо-ростовой индекс (Кетле 1)

Массо-ростовой индекс (Кетле 1)

4. Массо-ростовой индекс (Кетле 1)

Масса тела в г
Длина тела в см
Используется у новорожденных. Отражает состояние питания ребенка во внутриутробном периоде.
В норме величина индекса колеблется от 55,5 до 60 -70.
Его снижение свидетельствует о внутриутробной гипотрофии.

Избыточный вес – это фактор риска возникновения сахарного диабета

Избыточный вес – это фактор риска возникновения сахарного диабета

5. Избыточный вес – это

фактор риска возникновения сахарного диабета. Каждый человек должен знать для себя нормальную массу тела, связанную с его ростом, и стремиться к этому нормативу. По международным стандартам ВОЗ этот показатель принято называть индекс массы тела (ИМТ), который высчитывается следующим образом:
Масса тела (кг) / (рост человека (м))2
Нормальным индексом массы тела считается, если цифровой показатель будет от 18,5 до 24,9. Показатели ИМТ выше 25 означают наличие избыточного веса или ожирения:
Нормы для детей:
8 лет – 16,2 11 лет – 17,9 14 лет – 20,2
9 лет – 16,6 12 лет – 18,8 15 лет – 20,6
10 лет–17,2 13 лет – 19,6 16 лет – 21,3

Измерение окружностей производят с помощью сантиметровой ленты

Измерение окружностей производят с помощью сантиметровой ленты

Измерение окружностей производят с помощью сантиметровой ленты. Схематическое изображение длинников тела

Филиппинский тест» Для выполнения этого теста правую руку ребенка при вертикальном положении головы накладывают поперек середины темени

Филиппинский тест» Для выполнения этого теста правую руку ребенка при вертикальном положении головы накладывают поперек середины темени

«Филиппинский тест»

Для выполнения этого теста правую руку ребенка при вертикальном положении головы накладывают поперек середины темени. Пальцы руки при этом вытянуты в направлении мочки левого уха. Рука и кисть плотно прилегают к голове. Тест считается положительным, если кончики пальцев достигают уха.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМОТРОФИИ Признаками нормотрофии являются (по

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМОТРОФИИ Признаками нормотрофии являются (по

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМОТРОФИИ

Признаками нормотрофии являются (по Г.Н. Сперанскому):
1. Нормальный вес, рост, размеры тела и правильное их нарастание.
2. Чистая нежно-розовая бархатистая кожа, хороший тургор тканей, хорошая окраска слизистых оболочек, умеренно упругие мышцы, правильно развитый скелет.
3. Хороший аппетит при относительной неразборчивости к пище, нормальное переваривание и усвоение пищи, нормальный стул.
4. Отсутствие патологических отклонений при объективном исследовании внутренних органов.
5. Хорошая сопротивляемость инфекциям.
6. Правильное нервно-психическое развитие (статические функции, развитие условных рефлексов, речи, психики, спокойный, глубокий сон, живое выражение глаз, хорошее настроение).

Определение паспортного возраста ребёнка :

Определение паспортного возраста ребёнка :

1. Определение паспортного возраста ребёнка:Дата измерения – Дата рождения = Паспортный возраст ребенка
2. Измерение массы тела:Вес детей до 18 мес должен измерять на весах с возможностью «обнуления шкалы», калибровки и возможностью оценить прибавку веса до 10 г.Детей следует взвешивать либо голыми, либо в чистом подгузнике.Взвешивание лучше проводить в утренние часы.Для этого следует положить ребёнка на весы, зафиксировать на шкале его массу тела, записать показатели.Вес детей старше 18 месяцев следует взвешивать на весах со шкалой деления 100 г.Взвешивание лучше проводить в утренние часы, с минимальным количеством одежды.Для взвешивания следует поставить ребёнка на весы, зафиксировать на шкале его массу тела, записать показатели.

Измерение длины тела и роста:

Измерение длины тела и роста:

Измерение длины тела и роста:

Ребёнка до 2 лет следует измерять в лежачем положении (дина тела), ноги должны упираться в фиксированную перегородку измерительного стола.
Ребёнка следует положить так, чтобы:
-голова упиралась в стационарную перегородку
-ноги были выпрямлены
– пятки «смотрели» на ножную перегородку, пальцы ног – вверх.
При правильном положении ребёнка зафиксировать его длину, записать показатели.
Рост ребёнка с 2 до 18 лет следует измерять с использованием стадиометров (ростомеров), когда он стоит спиной к шкале, сверху подвижный ограничитель. Измерения лучше проводить в утренние часы, на выдохе, положение головы – верхний край уха и глаз располагаются на одной горизонтальной прямой
Ребёнка поставить без обуви и головного убора прямо, спиной к шкале, стопы полностью на полу, ноги разогнут. Пятки, ягодицы, лопатки прижаты к шкале.
При правильном положении ребёнка зафиксировать его длину, записать показатели.

Измерение окружности головы :

Измерение окружности головы :

Измерение окружности головы:

Этот параметр необходимо определять только у детей до 36 мес.
Измерение окружности головы производят по «окципитально-фронтальной» окружности – наибольшей окружности головы с точностью до 1 см.
Следует использовать гибкую не растягивающуюся градуированную ленту.
Накладывают ленту по линии над бровями, затем – над ушами, сзади- по самой широкой части головы.
При правильном положении ленты зафиксировать показатели, записать результаты.

Измерение окружности груди : Следует использовать гибкую не растягивающуюся градуированную ленту

Измерение окружности груди : Следует использовать гибкую не растягивающуюся градуированную ленту

Измерение окружности груди:

Следует использовать гибкую не растягивающуюся градуированную ленту.
Измерения следует проводить у раздетого ребёнка, на выдохе, с опущенными руками.
В положении стоя или сидя расположить ленту спереди на уровне сосковой линии, сзади – подлопаточной.
При правильном положении ленты зафиксировать показатели, записать результаты

Расчет прибавки роста и массы Масса тела здорового доношенного новорожденного ребенка равна в среднем 3400-3500г у мальчиков, 3200-3400г у девочек

Расчет прибавки роста и массы Масса тела здорового доношенного новорожденного ребенка равна в среднем 3400-3500г у мальчиков, 3200-3400г у девочек

Расчет прибавки роста и массы

Масса тела здорового доношенного новорожденного ребенка равна в среднем 3400-3500г у мальчиков, 3200-3400г у девочек. Но могут быть незначительные колебания как в сторону уменьшения так и в сторону увеличения массы тела у грудных детей. В первые дни после рождения масса ребенка уменьшается примерно на 150-200г. Это падение массы тела, как правило, закономерно и не считается патологическим, а называется физиологической убылью массы тела. Снижение массы продолжается 3-4 дня, затем начинается увеличение. Ориентировочно рассчитывают массу тела ребенка в первые 6 месяцев по формуле: М= Мр+ 800*п, где Мр- масса тела ребенка при рождении в граммах, п- число месяцев жизни.

Массу тела ребенка старше 6 месяцев можно рассчитать по формуле:

Массу тела ребенка старше 6 месяцев можно рассчитать по формуле:

Массу тела ребенка старше 6 месяцев можно рассчитать по формуле: М=Мр+800*6+400*(п-6), где Мр- масса тела ребенка при рождении в граммах, п- число месяцев жизни ребенка.
Массу тела ребенка до 10 лет можно рассчитать по формуле:М=10 + 2*п, где 10- средний вес ребенка в 1 год, 2- ежегодная прибавка веса, п- возраст ребенка.
Массу тела ребенка после 10 лет можно рассчитать по формуле: М=30 + 4*(п-10),где 30- средний вес ребенка в 10 лет, 4- ежегодная прибавка веса, п- возраст ребенка.

Для правильной оценки физического развития ребенка, на ряду, с массой необходимо учитывать и длину тела ребенка, т

Для правильной оценки физического развития ребенка, на ряду, с массой необходимо учитывать и длину тела ребенка, т

Для правильной оценки физического развития ребенка, на ряду, с массой необходимо учитывать и длину тела ребенка, т.е. сопоставление этих величин дает представление об особенности физического развития ребенка. Длина тела доношенного ребенка в среднем равна 50см (50,2см – длина тела девочек и 50,7см длина тела у мальчиков). В течении 1-х дней жизни длина ребенка несколько уменьшается, т.к. выравнивается деформация черепа, возникшая в результате акта родов. Длина тела интенсивно увеличивается в грудном возрасте. За 1-й год жизни длина тела увеличивается на 25см (в 1 ½ раза).

Прирост за каждый месяц первого года жизни составляет:

Прирост за каждый месяц первого года жизни составляет:

Прирост за каждый месяц первого года жизни составляет: 

В 1-ю четверть (0-3 месяца) по 3 см за каждый месяц,
В 2-ю четверть (3-6 месяцев) по 2,5 см за каждый месяц,
В 3-ю четверть (6-9 месяцев) по 1,5 см за каждый месяц,
В 4-ю четверть (9-12 месяцев) по 1,0 см за каждый месяц.
Рост ребенка после первого года жизни можно вычислить по формуле:
Х = 75 + 6*п,где 75- средний рост ребенка в 1 год, 6- среднегодовая прибавка, п- возраст ребенка.

Оценка пропорциональности развития ребенка

Оценка пропорциональности развития ребенка

Расчет питания детей до 10 дней 1)

Расчет питания детей до 10 дней 1)

Расчет питания детей до 10 дней

1) Формула Зайцевой: 2 % от массы тела при рождении х п ( где п – количество дней).
2) Формула Финкельштейна: (если масса тела при рождении 3200 или меньше)= п х 70, если масса тела при рождении больше 3200 = 80хп
3) Формула Тура: пх10, где п – количество дней

Формулы расчета суточного объема питания детей в возрасте старше 10 дней 1)

Формулы расчета суточного объема питания детей в возрасте старше 10 дней 1)

Формулы расчета суточного объема питания детей в возрасте старше 10 дней

1) Объемный метод:
от 2 до 6 недель 1/5 от массы тела
от 6 недель до 4 месяцев 1/6 от массы тела
от 4 до 6 месяцев 1/7 массы тела
от 6 до 9 месяцев 1/8 массы тела.
2) Расчет по Шкарину: 8 недель ребенок получает 800мл; на каждую неделю, недостающую до 8 на 50 мл меньше, на каждый последующий месяц на 50 мл больше.
3) Расчет калорийный:
Iчетверть 120 ккал
IIчетверть 115 ккал
IIIчетверть 110 ккал
IYчетверть 100 ккал

В заключении: Медики не должны закрывать глаза хотя бы на элементарную математику, которая просто необходима для организации быстрой, четкой и качественной работы

В заключении: Медики не должны закрывать глаза хотя бы на элементарную математику, которая просто необходима для организации быстрой, четкой и качественной работы

В заключении:

Медики не должны закрывать глаза хотя бы на элементарную математику, которая просто необходима для организации быстрой, четкой и качественной работы. Каждый врач должен отметить для себя значение математики. И понять, что не только в работе, но и в повседневной жизни эти знания важны и намного упрощают жизнь.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Источник

Калькулятор роста и веса ребенка по данным ВОЗ

Как производится оценка роста, веса и ИМТ?

Анализ производится согласно таблиц роста, веса и ИМТ, разработанных Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) в результате исследования развития здоровых детей разных национальностей и географических зон. Все диапазоны значений, методики и рекомендации даны в соответствии с материалами ВОЗ.

Пропорциональность развития ребенка расчет роста массы

Калькулятор учитывает индивидуальные физические показатели ребенка в комплексе (вес, рост, возраст и ИМТ) и дает более полную оценку веса по сравнению с упрощенными нормами по возрасту. Программа позволяет оценить, нормально ли развивается данный ребенок, выявить проблемы роста или тенденции, указывающие на риск возникновения проблемы. В случае значительных отклонений будет написана рекомендация обратиться к специалистам.

Просим вас уделить пристальное внимание вводимым значениям, поскольку калькулятор показывает результат на основе этих данных. Измерения должны быть точны, большая погрешность не допускается.

Пропорциональность развития ребенка расчет роста массы

Рост

Рост необходимо контролировать ежемесячно, при этом техника его измерения меняется в зависимости от возраста ребенка.

  • Детям младше 2 лет измеряют длину тела в положении лежа.

Пропорциональность развития ребенка расчет роста массы

  • У детей, которым больше 2 лет, рост измеряют в положении стоя.

Пропорциональность развития ребенка расчет роста массы

Важно не путать показания длины тела и роста. Наш калькулятор преобразует один показатель в другой, используя формулу ВОЗ: из роста получить длину тела можно прибавив 0,7 см, из длины тела рост – отняв 0,7 см.

Градация результатов – от крайне низкорослого до очень высокого.

Отставание в росте может быть как следствием недоношенности, так и заболевания, отставания в развитии и может сопровождаться избытком веса.

Высокий рост встречается нечасто и, как правило, обусловлен наследственностью. Если родители ребенка имеют средний рост, обратитесь за консультацией к специалисту, так как превышение нормы может быть следствием эндокринного заболевания.

Вес

При измерении необходимо снять верхнюю одежду с ребенка. Мокрые пеленки, одежда и джинсы могут весить более 0,5 кг. Младенцев взвешивают голыми (до взвешивания малыша стоит укутать в одеяло, чтобы он не замерз). Дети постарше снимают все, кроме нижнего белья.

Для каждого возраста существуют нормы веса, но оценка по ним не всегда корректна из-за того, что не учитывается рост ребенка, который может быть выше или ниже нормы. Для адекватной оценки воспользуйтесь анализом индекса массы тела (ИМТ).

Градация результатов – от крайне недостаточного до очень большого веса.

Индекс массы тела (ИМТ)

ИМТ дает более адекватную комплексную оценку, показывает, насколько гармоничны рост и вес ребенка, показывает их соотношение.

Этот показатель позволяет объективно оценить ситуацию и увидеть, есть ли проблемы с весом у ребенка.

ИМТ рассчитывается следующим образом: Масса тела в кг ÷ квадрат роста/длины тела в метрах (измеряется в кг/м²).

Пропорциональность развития ребенка расчет роста массы

Нормы ИМТ зависят от возраста ребенка и значительно отличаются от показателей для взрослых, что учтено в нашем калькуляторе. Градация результатов – от крайнего истощения до ожирения.

При дефиците массы тела необходимо проконсультироваться у специалиста и откорректировать рацион.

Повышенный индекс массы тела часто обусловлен наследственностью: если у одного из родителей диагностировано ожирение, ребенок с вероятностью 40% будет набирать избыточный вес. Если ожирение диагностировано у обоих родителей, то такая вероятность увеличивается до 70%.

По данным ВОЗ, основной причиной ожирения и избыточного веса является энергетический дисбаланс, то есть калорийность рациона, превышающая потребности организма. Усугубляют проблему рост употребления высококалорийных и жирных продуктов, а также снижение физической активности (в том числе из-за долгого пребывания в сидячем положении).

Повышенный ИМТ увеличивает риск множества неинфекционных заболеваний от сердечно-сосудистых нарушений и заболеваний опорно-двигательной системы до некоторых онкологических заболеваний. Страдающие ожирением дети испытывают одышку, подвержены повышенному риску переломов. Часто у них возникают и проблемы психологического характера, появляются комплексы.

Избыточный вес и ожирение часто можно предотвратить, перейдя на здоровое питание и повысив физическую активность. Эти же меры служат профилактике таких нарушений.

Пропорциональность развития ребенка расчет роста массы

Каждый человек с избыточной массой тела может улучшить состояние своего здоровья в результате:

  • ограничения калорийности рациона за счет снижения употребления сахаров и жиров;
  • увеличения потребления цельных злаков и зернобобовых, орехов, фруктов и овощей;
  • ведения регулярной физической активности – 1 час в день (7 часов в неделю) для детей и как минимум 2,5 часа в неделю для взрослых).

Пропорциональность развития ребенка расчет роста массы

Надеемся, что наш калькулятор поможет вам следить за своим весом и вовремя реагировать на появившиеся отклонения от нормы. Мы рекомендуем вам обращаться только к опытным специалистам, которые окажут квалифицированную помощь, выявят причину нарушения и помогут ее устранить.

Источник

При оценке физического развития ребёнка необходимо знать правильное соотношение между массой тела и ростом. Под массоростовым показателем (МРП) понимается отношение массы к росту, т.е. какая масса приходится на 1 см. длины тела. В норме у новорождённых (МРП) составляет 60 – 75 г.

Кроме роста и массы тела для оценки физического развития имеют значение правильные пропорции тела. Известно, что окружность груди у доношенных меньше окружности головы при рождении. Окружность головы у доношенных детей колеблется в достаточно широких пределах – от 33,5 до 37,5 см., в среднем равна 35 см. При анализе этих цифровых показателей следует учитывать рост и массу тела ребенка, а также соотношение окружности головы с окружностью грудной клетки. При сравнении следует учитывать, что при рождении голова не должна превышать окружность грудной клетки больше, чем на 2 см. В дальнейшем необходимо ориентироваться на темп прироста окружности головы. В первые 3 – 5 месяцев ежемесячная прибавка равна 1,0 – 1,5 см, а затем 0,5 -0,7 см. К году окружность головы увеличивается на 10 – 12 см и достигает 46 – 48см. Статистические функции.

Статические функции оценивают с учетом темпов моторного развития ребенка. Это различные двигательные умения ребенка. Необходимо учитывать способность ребенка в определенном возрасте удерживать голову, совершать движения руками (ощупывание объекта, хватание, удержание игрушки в одной руке, выполнение различных действий), появление динамических функций (поворачивание со спины на живот и с живота на спину, подтягивание, ползание, садиться, вставать на ноги, ходить, бегать).

В 2 месяца ребенок хорошо удерживает голову;

в 3 месяца – хорошо поворачивается со спины на живот; в 5,5 – 6 месяцев – хорошо поворачивается с живота на спину;

в 6 месяцев – сидит, если его посадили;

в 7,5 месяцев, (когда ребенок научится хорошо ползать) – сядет сам,

в 9 месяцев – хорошо стоит;

в 10 месяцев – прохаживается, держась рукой;

к 12 месяцам – самостоятельно ходит.

Своевременное прорезывание молочных зубов.

Зубы закладываются около 40-го дня эмбриональной жизни. Ребенок рождается, как правило, без зубов. Прорезывание зубов – акт физиологический, первые зубы прорезываются в возрасте 6 месяцев. Сперва появляются 2 нижних средних резца, к 8 месяцам появляются 2 верхних средних резца, к 10 месяцам появляются 2 верхних боковых резца. К году прорезываются 2 боковых нижних резца. Таким образом, в 1 год жизни ребенок должен иметь 8 зубов. К 2 годам заканчивается прорезывание остальных 12 молочных зубов. Костная система и мышечно – связочный аппарат у детей, особенно раннего возраста, отличается физиологической слабостью и требует строгой дозированной физической нагрузки.

После того как ребенку исполнится год, темп его физического развития несколько замедляется.

У годовалого ребенка окружность головы достигает в среднем 46,6 см, к полутора годам она возрастает до 47,9 см, у 2-летних малышей – до 49 см, а у трехлеток – до 50 см. За 2-й год жизни окружность головы увеличивается на 2 см, за 3-й – на 1 см.

Чтобы оценить, правильно ли развивается ребенок, наряду с массой и длиной тела определяют и его пропорциональность. Например, считается, что окружность груди у хорошо сложенного ребенка больше окружности головы на столько сантиметров, сколько лет малышу. Чем моложе ребенок, тем больше у него голова и тем короче конечности.

К моменту рождения ребенка его нервная система по сравнению с другими органами и системами наименее развита и дифференцирована. В то же время именно к этой системе предъявляются большие требования, так как она обеспечивает приспособление организма к условиям новой внешней среды и регулирует жизненно важные функции новорожденного ребенка.

В процессе приспособления должен установиться обмен веществ, должна перестроиться работа органов дыхания, кровообращения, пищеварения. Все эти системы после рождения ребенка начинают функционировать по-новому. Слаженная деятельность организма человека, его связь с окружающей средой осуществляется центральной нервной системой, а именно головным мозгом. Головной мозг состоит из подкорковых отделов и коры. Объединенную деятельность этих двух отделов И. П. Павлов назвал высшей нервной деятельностью. Основу ее составляют процессы возбуждения и торможения. Возбуждение – это активный ответ нервной системы на раздражение. Торможение – активный процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров или рабочих органов. Торможение неразрывно связано с процессом возбуждения и является как бы регулятором активности всех органов и систем организма. Нервную систему характеризует такое свойство как подвижность. Оно выражается в способности быстро реагировать на изменение окружающей среды.

Взаимодействие организма с окружающей средой осуществляется с помощью безусловных (врожденных) и условных (приобретенных) рефлексов. По принципу условных рефлексов формируются поведенческие реакции. Условные рефлексы могут быть выработаны как на непосредственные раздражители действительности (запах, звук, вид и т. д.) – первая сигнальная система, так и на слова, заменяющие непосредственные раздражители, – вторая сигнальная система.

Высшая нервная деятельность ребенка раннего возраста имеет свои особенности, знание которых поможет избежать многих ошибок в воспитании малыша. Какие же это особенности?

Условные рефлексы возникают у детей сравнительно быстро, но закрепляются медленно. Многие условные рефлексы, а, следовательно, умения, привычки, усвоенные правила поведения даже к трем годам не являются достаточно устойчивыми. И если их не подкреплять, они легко разрушаются.

Известно, что условные рефлексы возникают только при многократном повторении одних и тех же условий. Поэтому родители должны помнить, что формирование привычек, правил поведения у ребенка возможно лишь при постоянном упражнении, напоминании о них и при единстве требований к ребенку со стороны всех взрослых, воспитывающих его.

Высшая нервная деятельность детей раннего возраста характеризуется неуравновешенностью двух основных нервных процессов. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Положительные условные рефлексы вырабатываются быстрее, чем тормозные. Малыша значительно легче научить что-то делать, чем научить воздерживаться от не желаемого действия. Тормозные условные рефлексы требуют большего числа повторений, чем положительные условные рефлексы.

Именно из-за этих особенностей маленькому ребенку очень трудно сохранять длительное время тормозное состояние (например, спокойно стоять около мамы и ждать, когда она обсудит все проблемы со встретившейся приятельницей). Малыш крутится, вертится, а от мамы идут распоряжения, которые он выполнить не может: «Да постой ты спокойно! Не крутись!» Однако в раннем возрасте ребенок должен научиться понимать значение слов «надо», «нельзя» и соответствующим образом вести себя.

Начинать формировать тормозные условные рефлексы, задерживающие деятельность ребенка на слово «нельзя», следует уже в конце первого года жизни. Слово «нельзя» должно обязательно сопровождаться прекращением деят?