Промежуточный мозг развитие его у ребенка

Промежуточный мозг развитие его у ребенка thumbnail

Наблюдается гетерохронность (неодновременность) развития отделов промежуточного мозга. Закладка зрительного бугра происходит на 2-м месяце внутриутробного развития. На 4—5-м месяцах возникают нервные волокна, соединяющие ядра зрительного бугра с корой головного мозга. В 6 мес развиваются неспецифические ядра, относящиеся к ретикулярной формации. Усиленный рост таламуса наблюдается в 4-летнем возрасте, а размеров взрослого он достигает к 13 годам жизни. Функция сенсорных ядер таламуса осуществляется уже у новорожденного, что позволяет ребенку различать вкусовые, температурные, тактильные и болевые ощущения. Функции неспецифических ядер таламуса и восходящей активирующей ретикулярной формации ствола мозга в первые месяцы жизни развиты слабо, что обусловливает короткое время бодрствования ребенка в течение суток. Ядра таламуса функционально завершают свое развитие к 14 годам.

Подбугровый отдел закладывается в эмбриональном периоде. У плода только на 4—5-м, особенно на 8-м месяце, ядра гипоталамуса хорошо выражены. Они созревают в 2—3 года, однако еще недостаточно сформированы, вследствие чего у детей этого возраста терморегуляция, водно-солевой баланс и другие виды обмена веществ несовершенны. Большинство гипоталамических центров функционально созревают к 4 годам. Окончательное созревание этих ядер происходит к 13—14 годам. Наиболее поздно (к 16 годам) начинают функционировать гипоталамические центры регуляции половой функции.

Ретикулярная формация (сетчатая структура) стволовой части

мозга

В шейном отделе спинного мозга, между боковыми и задними рогами, имеются клетки с большим количеством коротких отростков. Такие же переплетающиеся волокна, в которых расположены клетки, имеются в продолговатом мозге между ядрами черепно-мозговых нервов, захватывают варолиев мост, ядра среднего и промежуточного мозга. На этих клетках имеется множество синапсов, благодаря чему описанная структура напоминает сеть (ретикула). Данная структура ствола мозга называется сетчатой структурой, или ретикулярной формацией (рис. 3.18).

Ретикулярная формация мозгового ствола и восходящие активирующие пути

Рис. 3.18. Ретикулярная формация мозгового ствола и восходящие активирующие пути

К ядрам ретикулярной формации от всех афферентных систем по неспецифическим путям направляется поток чувствительных импульсов. Поэтому ретикулярная формация находится в постоянном тонусе—возбуждении. От ретикулярной формации беспрерывно идут импульсы к коре головного мозга. Этот постоянный поток импульсов поддерживает активное состояние коры головного мозга. Перерезка между ретикулярной формацией и корой головного мозга или заболевание этой области приводит к развитию сонного состояния, при котором большие полушария не воспринимают внешние раздражения. Вследствие этого восходящий путь от ретикулярной формации к коре называется «восходящей активирующей системой», создающей определенный уровень энергетического обмена в клетках коры головного мозга и оптимальный уровень их работоспособности (рис. 3.18).

Взаимоотношения коры и ретикулярной формации являются важным условием смены сна и бодрствования. Ретикулярная формация, в которую входят ядра гипоталамуса, участвует в трансформации (переработке) внутренней потребности организма в целенаправленную реакцию мотивации.

Ретикулярная формация оказывает также влияние на низшие отделы ЦНС, находясь под контролем коры больших полушарий. В частности, на спинной мозг сетчатое образование оказывает как активирующее, так и угнетающее влияние.

Источник

Ребенок рождается с большинством мозговых клеток, которые этот орган должен иметь. В первые 12 месяцев жизни головной мозг (ГМ) становится более сложным, при достижении 2-летнего возраста имеет 75% веса взрослого мозга. В возрасте 3-х лет процент веса увеличивается до 90%. Почти 50% мозговых клеток, присутствующих при рождении, ослабевают или умирают в течение первых лет. Этот процесс организует и оптимизирует мозговую деятельность. События в жизни ребенка провоцируют электрические импульсы, создают нервные волокна. Чем больше волокон используется, тем стабильнее становится важный орган, тем меньше нейронов подвержено отмиранию. Аналогично мышцам, детский мозг работает по принципу «используйте или потеряйте».

Мозговые волны

Мозговые волны – это выражение частоты, в которой работает орган. В течение дня они меняются, что вызывает изменение состояния человека. Волны делятся на 5 типов:

  • дельта;
  • тета;
  • альфа;
  • бета;
  • гамма.

Все волны активные, на сознание влияет доминирующая мозговая волна. Каждый тип волны играет важную роль в формировании интеллекта в детстве.

Деятельность и возможности мозга описаны в ряде книг В.М. Бехтерева (их можно скачать на многих специализированных сайтах).

Ниже представлена диаграмма частот волн и соответствующие состояния ума.

Бета (14-30 Гц):

  • концентрация, волнение, бдительность, познание;
  • высокие уровни связаны с беспокойством, заболеваниями, чувством одиночества, спорами.

Альфа (8-13,9 Гц):

  • релаксация, бодрствование, легкий транс, увеличение производства серотонина;
  • сонливость, медитация, вход в подсознание.

Тета (4-7,9 Гц):

  • фаза сна REM;
  • увеличение производства катехоламинов (важно для обучения и памяти), повышение креативности;
  • интегративные, эмоциональные переживания, потенциальные изменения в поведении, повышенное сохранение знаний;
  • гипнотическое воображение, транс, глубокая медитация, проникновение в подсознание.

Дельта (0,1-3,9):

  • «бессонный сон»;
  • выпуск гормона роста;
  • глубокое, нефизическое состояние, транс;
  • вход в подсознание.

Пренатальное развитие

Рассмотрение вопроса, как развивается мозг ребенка, следует начать уже со времени формирования эмбриона. Он формируется в утробе от передней части нервной трубки, возникающей на 3-й неделе (20-27 день развития). Нервная трубка образовывается первичной и вторичной нейруляцией. В головном конце нейронной трубки формируются 3 первичных церебральных кармана – передний, средний, задний. В то же время создается лобная, теменная, затылочная доля. Из нейроэктодермы возникает нейронный диск.

Дитя

На 5-й неделе образуются вторичные мозговые подушечки, формирующие основные части взрослого органа. Передний мозг делится на промежуточный конечный, задний – на продолговатый, мост, мозжечок.

Гирификация полушарий происходят последовательно. Сначала образуется продольная щель (определено тем, что полушария растут отдельно), затем – латеральная борозда (отделяет височную долю), после нее – центральная борозда.

Особенности пренатального этапа развития мозга ребенка:

  • 3 неделя: создание медуллярной (спинальной) трубки;
  • 4 неделя: расширение проксимальной трубки на 3 первичных и 5 вторичных фолликулов;
  • 6 неделя: нейробласты начинают превращаться в зрелые нейроны;
  • 2-й месяц: развивается мозжечок, основа нейрогипофиза, ринэнцефалон (обонятельный центр), гиппокамп, базальные ганглии; на этом этапе начинают развиваться полушария большого мозга;
  • 3-й месяц: начинает формироваться мозолистое тело;
  • 4-й месяц: развитие головного мозга у детей продолжается интенсивным разделением полушарий (гирификацией), увеличением их поверхности;
  • далее детский головной мозг переживает пролиферацию, дифференциацию, миграцию, созревание нервных клеток, рост поддерживающих элементов; с конца внутриутробной жизни начинается миелинизация.

Неонатальное развитие ГМ

Люди – единственные млекопитающие, ГМ которых в первые 2 года жизни в 3 раза увеличивается в размерах. Если бы он был больше уже при рождении, голова младенца не смогла бы пройти через родовые пути. В случае маленького объема жизнь малыша была бы под угрозой.

Недостаточный размер ГМ наблюдается при микроцефалии, аномалии, сопровождающейся умственной недостаточностью.

Как развивается мозг ребенка до года:

  • при рождении он весит около 350 г, до 1 года – около 1 кг;
  • при рождении мозг имеет около 200 триллионов нейронов (нервных клеток) – примерно столько же, сколько во взрослом возрасте;
  • каждый нейрон реагирует на стимуляцию растущей системы дендритов (разветвленных нервных клеток) и синапсов (место передачи сигналов от одного нейрона к другому);
  • каждый нейрон заканчивается дендритами с примерно 15000 синапсов;
  • формирование дендрита со временем становится более сложным, с 3-4 ветвями в возрасте до 6 месяцев;
  • чем больше стимулов захватывает ГМ, тем лучше становятся дендриты;
  • передняя доля (часть, отвечающая за эмоции) становится метаболически активной с 6 месяцев (нервная основа эмоционального интеллекта формируется до 18 месяцев);
  • на протяжении 2-4 месяцев количество синапсов в зрительном центре увеличивается в 10 раз (примерно 20000 нейронов);
  • до 12 месяцев нейроны, отвечающие за идентификацию родного языка, находят свое постоянное место.
Читайте также:  Роль родителей в развитии ребенка книги

Развитие ГМ в течение первых лет жизни

Мозг новорожденного анатомически и функционально незрелый. В грудной период он быстро растет, увеличивается количество глиальных клеток, уменьшается гидратация.

В конце 1-го года вес ГМ удваивается. Развитие мозга ребенка по годам происходит интенсивно, в процессе онтогенеза врожденные безусловные рефлексы заменяются условными.

В 3 года мозг весит примерно в 3 раза выше, чем при рождении. Используется способность абстракции, обучения, воспоминаний; ребенок осознает свою личность, становится социальным созданием.

Чадо

Первые годы жизни – это стадия, имеющая решающее значение для развития мозга ребенка, создают неврологическую основу для интеллектуального развития в подростковом и взрослом возрасте.

В первые годы дети очень открыты для науки путем игры. Для маленьких детей игра – это способ подготовки к успешной дальнейшей жизни. Поэтому в этот период важна родительская любовь, достаток совместно проведенного времени.

В 6 лет вес ГМ почти равен весу взрослого человеческого мозга (1250 г). Полушария выразительно бороздчатые. Завершается ветвление нейронов, миелинизация (создание покрытия, защищающего большие нервные волокна от повреждения), улучшается память, способность воссоздавать воспоминания. В деятельности коры ГМ применяется способность внутреннего блокирования, ребенок различает то, что он говорит, думает, читает.

В течение первых 8 лет жизни (особенно первых 3 лет) существует несколько критических периодов для приобретения определенных видов интеллекта. Если эти «периоды возможностей» закрыты, обучение становится более сложным, иногда даже невозможным.

У подростков ГМ растет в основном в передних долях, его вес составляет около 1400 г.

Сияние

Мозговые заболевания у детей

Поскольку мозг развивается во время внутриутробной жизни и относительно долго после рождения, его индивидуальные структуры более подвержены повреждению. С другой стороны, нервная система ребенка по сравнению с взрослой обладает лучшей пластичностью и способностью к регенерации, например, после удара, сотрясения, воспаления.

В педиатрической неврологии и нейропсихологии регистрируются следующие патологии:

  • церебральный паралич и другие расстройства нервной системы – врожденные пороки развития и различные генетические синдромы, задержка развития, аутизм, а также воспаления, опухоли, травмы;
  • гередодегенеративные заболевания, метаболические дефекты, способные (не обязательно) воздействовать на другие органы;
  • эпилепсия – в дополнение к идиопатическим эпилептическим синдромам (без видимых причин), приступы могут быть симптомом другого заболевания ГМ – рака, врожденных дефектов, дегенеративных, метаболических заболеваний; эпилепсия чаще встречается у детей с церебральным параличом.

Болезни у недоношенных детей

Недоношенные дети регулярно проходят исследование УЗИ. Из-за хрупких кровеносных сосудов, неспособных реагировать на изменения кровотока и внутричерепного давления, может возникать кровотечение в мозг. Это наиболее распространенная проблема в первые несколько дней после родов у детей из очень низкой весовой категории.

Другое специфическое мозговое заболевание недоношенных детей – кистозная перивентрикулярная лейкомаляция. Это расстройство белого вещества, приводящее к образованию кист. Основы этого заболевания возникают в ходе внутриутробного развития или сразу после рождения, но диагноз может быть определен только через несколько недель.

Как поспособствовать развитию детского ГМ?

Интеллектуальная основа человека в значительной степени формируется уже в пренатальный период. Поэтому, чтобы родить умного, физически здорового малыша, будущей маме важно сосредоточиться на своем образе жизни.

Лупа

Так же, как кальций – это основной строительный блок костей, белок – составляющая часть мышц, одно из важнейших веществ для мозга – жир. На его долю приходится около 60% сухой части ГМ, около 1/3 – это ненасыщенные жирные кислоты, в частности, α-линоленовая и докозагексаеновая кислота, ответственные за правильное формирование нервной системы, психическое развитие детей. Важны также витамины B, особенно B1, B6, B12, B9 и другие вещества, такие как железо, йод, цинк, белок.

Факторы, влияющие на развитие мозга у подростков

Наиболее интересным с точки зрения развития мозга является подростковый период. Это означает, что в это время он поглощает почти все, с чем сталкивается – от позитивных отношений с друзьями или учителями до рисков, стресса. Поэтому эксперты побуждают родителей заботиться о том, как развить мозг ребенка, помочь детям избегать рисков подросткового возраста, способных негативно сказаться на их жизни.

  • Сотрясение. Очень опасная проблема подростков; может происходить при любом виде спорта, которым дети занимаются в этот период. Если возникает подобная ситуация, следует обратиться к врачу, предпочтительно к спортивному профессионалу.
  • Стресс. Хотя области мозга, отвечающие за рациональные аспекты вещей, у подростков часто «заклиниваются», в эмоциональном отношении их мозг работает на полную силу. Поэтому даже незначительная критика, банальная для взрослого человека, для подростка может быть важным фактором развития.
  • Наркотики и алкоголь. Чрезмерная активность мозга подростка делает его буквально «губкой», поглощающей всю информацию из окружающей среды. Мозг быстро реагирует на любые новые задачи, как на положительные, так и на отрицательные, такие как различные вещества, вызывающие привыкание.

Детям не рекомендуется гипноз. МРТ выявил значительные функциональные изменения в мозге после гипноза.

Заключение

Детский мозг имеет гораздо больше нервных связей, чем взрослый. Новорожденный поглощает все стимулы из окружения, не умеет выбирать между ними. Только посредством обучения и опыта он постепенно начинает концентрироваться на индивидуальных восприятиях, а нервная сеть формируется в более простую, но конкретную форму.

Читайте также:  Как заниматься с ребенком с задержкой речевого развития

Источник

Продолговатый мозг

Продолговатый мозг представляет собой непосредственное продолжение спинного мозга в ствол головного мозга. Поэтому он является как бы переходным отделом от спинного мозга к головному и сочетает в себе черты строения спинного мозга и начального отдела головного мозга.

Головной мозг имеет форму конуса, несколько сдавленную в передне-заднем направлении. Верхний расширенный конец граничит с задним мозгом. Располагается на скате затылочной кости. Продольный размер продолговатого мозга составляет 3 см., поперечный, в среднем – 1,5 см.

Внутри продолговатого мозга серое вещество расположено в виде отдельных ядер, или сплошной бабочки, как в спинном мозге. На внешней поверхности – канатики, соответствующие спинному мозгу, имеют свое название: передние – пирамиды, боковые – оливы, задние – нежный и клиновидный канатики.

Белое вещество продолговатого мозга состоит из длинных и коротких волокон.

Между оливами продолговатого мозга находится сетчатое вещество – ретикулярная формация. В ней располагаются нервные центры. Нервный центр – это совокупность нервных клеток, выполняющих определенные функции. В ретикулярной формации располагаются дыхательный и сердечно-сосудистый центры.

В продолговатом мозге находятся ядра 4 пар черепно-мозговых нервов (с IX по XII пары):

10 IX пара – это языкоглоточный нерв (иннервирует: глотку, корень языка, валикообразные сосочки, околоушную слюнную железу);

11 Х – пара – блуждающий нерв иннервирует: (органы пищеварения до нисходящей ободочной кишки, органы дыхания, почки, мочеточники, сердце);

13 ХІ пара – добавочный нерв (иннервирует: грудинноключичнососцевидную мышцу и трапецевидную мышцу);

12 ХІІ пара – подъязычный нерв (иннервирует: собственные мышцы языка и мышцы, приводящие в движение язык).

Ретикулярная формация

Ретикулярная формация – это нейронные структуры, где различные по величине нейроны тесно переплетены друг с другом своими отротсками. За характерную цитоархитектонику этот отдел мозга в 1885 г. Дейтерс назвал сетчатой формацией.

В состав ретикулярной формации входят нейроны с длинными и короткими аксонами, которые образуют большое количество синаптических связей, другими ретикулярными нейронами, расположенными в своей и противоположной половинке головного мозга.

В ретикулярной формации проходят афферентные и эфферентные пути. По афферентным путям в ретикулярную формацию проводится возбуждение от спинного мозга, мозжечка, таламуса, гипоталамуса, базальных ядер и коры больших полушарий, а также от различных рецепторов и анализаторов. Исходя из этого афферентные связи делят на 4 группы: 1) спиноретикулярные – восходящие от спинного мозга; 2) церебеллоретикулярные – идущие от мозжечка; 3) волокна, начинающиеся в высших отделах мозга; 4) волокна идущие из структур ствола мозга.

Эфферентные связи так же делятся на 4 группы:

1) ретикулоспинальные волокна – идущие к спинному мозгу;

2) ретикулоцеребеллярные – идущие к мозжечку;

3) волокна, идущие к высшим отделам мозга (коре);

4) волокна, идущие к структурам ствола мозга.

Развитие продолговатого мозга

Продолговатый мозг. К моменту рождения продолговатый мозг является наиболее созревшей частью головного мозга. Он занимает более горизонтальное положение, чем у взрослых и отличается размерами клеток. По мере развития размеры нервных клеток продолговатого мозга увеличиваются, а размеры ядер уменьшаются. К полутора годам жизни ребенка клетки продолговатого мозга хорошо дифференцированы. К 7 годам ядра продолговатого мозга сформированы так же, как и у взрослого.

С развитием структур продолговатого мозга связано становление регулируемых ими функций: дыхания, сердечно-сосудистой системы. Т.о. центры вдоха и выдоха, а также ритмическая их схема будут тоже четко функционировать с 7 летнего возраста.

Задний мозг

Задний мозг состоит из 2-х частей: моста и мозжечка.

Мост – это центр безусловных рефлексов. Представляет собой почти четырехсторонний большой белый вал. Расположен на скате затылочной кости. Делится на три части: внизу – основание, посередине – трапециевидное тело, сверху – покрышка.

Мост снизу граничит с продолговатым мозгом, сверху переходит в ножки мозга, боковые его отделы образуют средние ножки мозжечка.

Трапециевидное тело представлено поперечно идущими волокнами. Образовано собственными ядрами трапециевидного тела, а также волокнами вентрального и дорсального слуховых ядер. Отростки ядер трапециевидного тела и ядер слуховых нервов проходят через слой медиальной петли, переходят на противоположную сторону и образуют латеральную петлю

В покрышке моста находится ретикулярная формация, верхняя олива и ядра V-VIII пар черепно-мозговых нервов. Верхняя олива связана со слуховыми ядрами и ретикулярной формацией продолговатого и среднего мозга.

Ядра V-VIII пары черепно-мозговых нервов:

V пара – тройничный нерв (кожа лица, жевательная мускулатура, слизистую оболочку полости рта);

VI – отводящий нерв (прямая мышца глаза);

VII – лицевой и промежуточный нервы (мимическая мускулатура, слюнные железы);

VIII – преддверно-улитковый нерв (равновесие и слух).

Эти нервы выходят на основании мозга сбоку от моста и позади него на границе с мозжечком и продолговатым мозгом.

Белое вещество моста в основании моста представлено поперечно идущими волокнами, направляющимися в средние ножки мозжечка. Они пронизываются мощными продольными пучками волокон пирамидных путей, образующих затем пирамиды продолговатого мозга и направляющихся в спинной мозг. В основании выделяют небольшие скопления серого вещества – это собственные ядра моста

Мозжечок – масса 150 гр., в поперечнике 9-10 см. Состоит из непарной средней части червя и парной – полушарий. Состоит из серого и белого вещества. Серое вещество, кроме ядер мозжечка, располагается на его поверхности и образует кору мозжечка.

На поверхности мозжечка хорошо видны глубокие борозды и извилины. Кора мозжечка состоит из 3 слоев:

1) наружный – молекулярный; содержит небольшие мультиполярные нейроны.

2) средний – ганглиозный, образован крупными нейронами грушевидной формы – клетками Пуркинье.

3) внутренний – зернистый, содержит большое количество мелких гранулярных клеток (зерновидные клетки).

Белое вещество мозжечка залегает в его толще и образует мозговое тело.

В толще мозгового тела располагаются парные скопления серого вещества – ядра мозжечка.

Различают следующие ядра:

1) Зубчатое ядро – имеет вид волнообразно изгибающейся пластинки

2) Пробковидное ядро – располагается медиально и параллельно зубчатому.

3) Шаровидное – располагается медиальней пробковидного и на разрезе представлено в виде небольших шариков.

Пробковидное и шаровидное ядра участвуют в осуществлении координации конечностей.

4) Ядро шатра – располагается в белом веществе червя, участвует в осуществлении координации движений туловища.

Мозжечок – это центр координации работы мышцы, бессознательный болевой центр.

Читайте также:  Упражнения при задержка речевого развития у ребенка 2 года

У человека мозжечковые расстройства выражаются в том, что он при стоянии с открытыми глазами сильно шатается, а при закрывании глаз падает, ходит зигзагами; движения не координированы, не может несколько раз подряд сгибать и разгибать руку.

Развитие заднего мозга

Мост. У детей расположен выше, по сравнению его расположения у взрослого. После 5 лет располагается как у взрослого. Развитие моста связано с формированием мозжечка. Внутреннее строения моста у ребенка не имеет отличий по сравнению с строением у взрослых. Ядра моста к моменту рождения полностью сформированы.

Мозжечок. Развивается из 4-го мозгового пузыря. Вначале формируется червь мозжечка, затем полушарья. У новорожденных мозжечок мал и плохо развит. Масса у новорожденных составляет 20,5-23 гр. В 6 мес. 65 гр. Наиболее интенсивно мозжечок растет в первый год жизни, когда ребенок учится стоять, сидеть и ходить. К первому году масса мозжечка уже составляет 95 гр. После этого наступает период медленного роста мозжечка. К 15 годам он достигает размеров взрослого человека – 150 гр.

У новорожденных борозды и извилины неглубоки и слабо развиты.

Серое и белое вещество мозжечка развивается неодинаково: серое вещество развивается медленней, чем белое. Так, до 7 лет серое вещество увеличивается в 2 раза, а белое в 5 раз. Из ядер мозжечка раньше других формируется зубчатое ядро. Клетки коры мозжечка у детей отличаются от клеток коры мозжечка взрослых маленькими размерами, большим ядром, дендриты слабо развиты. Полное формирование клеточных структур мозжечка осуществляется к 7-8 годам.

Средний мозг

Располагается у тела клиновидной кости черепа. Средний мозг у человека является наименьшим и наиболее простоустроенным отделом головного мозга.

Состоит из трех частей: крыша, покрышка и ножки мозга.

Крыша делится на четыре бугорка белого цвета: два верхних – это подкорковые зрительные центры и два нижних – это подкорковые слуховые центры. Эта структура называется бугры четверохолмия.

Покрышка имеет полость (водопровод), вокруг которой располагается ретикулярная формация. Ретикулярная формация содержит ядра ІІІ и IV пар черепномозговых нервов: ІІІ глазодвигательный нерв (мышцы глазного яблока), IV – блоковый нерв (косую мышцу глаза).

В покрышке находятся крупные красные ядра (двигательные) – принимают участие в распределении тонуса мускулатуры.

Ножки среднего мозга – образованы проводящими двигательными путями.

Между покрышкой и ножками располагаются субстанции черного цвета – это большие черные ядра (содержит вещество меланин). Черные ядра принимают участие в распределении тонуса мускулатуры, для точных движений.

Развитие среднего мозга

Средний мозг. У новорожденных масса среднего мозга составляет 2,5 гр. Его форма и строение уже соответствует норме взрослого. Красное ядро к моменту рождения хорошо развито и имеет связи с другими отделами нервной системы. Вначале через красное ядро формируются пути передачи импульсов из мозжечка в спинной мозг. А затем пути передачи импульсов от мозжечка к коре больших полушарий. Пигментация красного ядра заканчивается к четырем годам. Черное ядро у новорожденных также хорошо развито. Его клетки уже дифференцированы, но большинство клеток не имеют пигмента меланина. Пигментация заканчивается к 16 годам. Развитие пигментации находится в прямой зависимости с совершенствованием функций черного ядра.

Промежуточный мозг

Располагается на уровне турецкого седла клиновидной кости черепа. Состоит из 2-х областей и полости, которая называется передний желудочек.

І область – область зрительного бугра. К ней относятся: зрительный бугор, надбугорье и забугорье.

Зрительный бугор – внешне напоминает куриное яйцо. Это большое ядро, представляющее собой скопление серого вещества. Серое вещество зрительного бугра сгруппировано из 40 ядер, которые связаны между собой, с подкорковыми центрами и с ядрами ретикулярной формации.

К зрительному бугру приходят чувствительные пути, почти от всех рецепторов, воспринимающих раздражения внешней и внутренней среды. Из зрительных бугров информация поступает в кору больших полушарий головного мозга.

Надбугорье – это железа внутренней секреции – эпифиз. Он регулирует появление вторичных половых признаков.

Забугорье – состоит из парных образований, которые называются коленчатые тела.

ІІ область – гипоталамическая, включает около 32 ядер. Состоит из серого бугра, воронки гипофиза и 2-х сосочковых желез. В сером бугре находятся эмоциональные центры.

Гипофиз – железа внутренней секреции. Выделяет гормон роста.

Развитие промежуточного мозга

Промежуточной мозг. Отдельные области промежуточного мозга имеют свои темпы развития. Зрительные бугры закладываются на 2 месяце внутриутробного развития. Затем происходит дифференциация ядер зрительных бугров. Усиленный рост зрительных бугров осуществляется в четырехлетнем возрасте. А размеров взрослого они достигают к 13 годам.

Гипоталамическая область закладывается на третьем месяце внутриутробного развития. Ядра гипоталамуса созревают в разное время. Развитие одной группы ядер заканчивается к трем годам, другой – 7 годам. Так как к моменту рождения ядра серого бугра гипоталамической области еще полностью недифференцированны это объясняет несовершенство терморегуляции у детей. Окончательная дифференциация клеток серого бугра заканчивается к 17 годам.ы

Конечный мозг

Конечный мозг представлен полушариями головного мозга. Состоит из серого и белого вещества. Серое вещество полушарий состоит из базальных ядер и коры. Белое вещество представлено волокнами.

Большие полушария головного мозга разделены на правую и левую половины глубокой щелью. Кора больших полушарий имеет сложный рисунок состоящий из многочисленных борозд и извилин. Борозды делят кору на доли, а каждая доля вторичными бороздами делится на извилины.

К базальным ядрам серого вещества относят хвостатое, чечевицеобразное, миндалевидное ядро и ограда.

Кора больших полушарий состоит из 15-16 млр. нервных клеток. Толщина коры 4-5 мм. S = 22 тыс.см2. Имеет клетки разной формы: основные – это пирамидные и звездчатые.

В коре больших полушарий насчитывается 6 слоев:

1. Молекулярный – состоит из нервных волокон.

2. Наружный зернистый – много мелких клеток в виде зерен.

3. Слой средних и мелких пирамидных клеток – т.е. клетки разных размеров.

4. Внутренний зернистый – много звездчатых клеток.

5. Слой больших пирамидных клеток.

Полиморфный – клетки разной формы, большинство веретенообразные.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник