Проявляется в индивидуальных особенностях развития и саморазвития ребенка
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Аномалия – (в переводе с греческого) отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. В таком значении это понятие существует в педагогической и психологической науках.
Вопрос об аномалиях в развитии психических процессов, в поведении человека может рас-сматриваться только в контексте знаний о нормальных параметрах этих процессов и поведения. Проблема нормы и ее вариантов – одна из самых сложных в современной психологической науке. Она включает в себя такие вопросы, как норма реакции (моторной, сенсорной), норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма регуляции, эмоциональная норма, норма личности и т.д. Сюда же относятся вопросы половых и возрастных различий.
Норма – установленная мера, средняя величина чего-либо. Понятие нормы относительно постоянно. Его содержание зависит от культуры и существенно меняется со временем.
Проблема критериев нормы, нормального развития человека: приобретает особую актуальность в контексте коррекционно развивающей деятельности, решения задач воспитания и перевоспитания. В практической психологии и педагогике сегодня «работающими» являются следующие понятия:
Предметная норма– знания, умения и действия, необходимые ученику для овладения данным предметным содержанием программы (отражается в стандартах образования); социально-возрастная норма– показатели интеллектуального и личностного развития школьника (психологические новообразования), которые должны сложиться к концу определенного воз-растного этапа;индивидуальная норма – проявляется в индивидуальных особенностях развития и саморазвития ребенка (А.К. Маркова). Категория нормы психического развития, по убеждению практиков, позволяет определить подходы к решению коррекционно-развивающих задач.
Проблема психологической нормы – междисциплинарная. Ею занимаются различные отрасли психологической науки: дифференциальная психология, психология развития (детская), педаго-гическая психология, психология личности, нейропсихология и др. Соответственно существуют и различные подходы к этой проблеме. Обратимся к наиболее значимым, на наш взгляд, позициям, представленным в нейропсихологии, детской психологии, психологии личности.
Психологический подход к анализу нормы развития включает общепсихологический и возрастно-психологический аспекты. Остановимся на проблеме возрастной периодизации, в контексте которой рассматриваются основные характеристики нормального психического и личностного развития. Предлагаемая психологами периодизация имеет свою интерпретацию фактов, т.е. объясняет, почему что-то происходит, случается или не случается, а это может служить основанием для выбора конкретных способов воздействия на индивидуальную судьбу человека.
Над периодизацией психического развития работал Л.С. Выготский. Психическое развитие он понимал как процесс качественных преобразований (кризисов), периодической ломки старых (отживших) структур и формирования новых. Он разработал периодизацию психического развития в детском возрасте, в которой в качестве основного выступает понятие критический возраст.
Критический возраст – поворотные пункты психического развития ребенка. Л.С. Выготский полагал, что кризисы – это необходимые этапы развития. Более того, чем ярче, острее, энергичнее протекает кризис, тем продуктивнее идет процесс формирования личности. В периодизации
Л.С. Выготского представлены следующие возрасты и кризисы: кризис новорожденности, кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет, кризис тринадцати лет, кризис семнадцати лет.
Согласно взглядам Л.С. Выготского, личность ребенка изменяется как целое, и законы изменения этого целого определяют изменение каждой из психических функций. Каждый возрастной период характеризуется особым строением сознания в целом, что и обусловливает особую роль каждой психической функции. В каждом возрасте есть центральное новообразование, которое объединяет и другие.
В работах отечественных психологов – А.В. Запорожца, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева,
Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, – принадлежащих к школе Выготского, дано теоретическое и экспериментальное обоснование параметров нормального психического и личностного развития ребенка.
Значительный вклад в решение данной проблемы внес талантливый отечественный ученый-психолог Д.Б. Эльконин (1904-1984). Он разработал оригинальную концепцию возрастной периодизации психического развития ребенка, положив в ее основу закономерности развития деятельности растущего человека, т.е. ведущую деятельность.
Исследуя механизмы психического развития, Д.Б. Эльконин обращается к анализу системы отношений человека. Существует две системы отношений: система человек – предмет и система человек – человек. Применительно к развитию эти системы выступают как система ребенок – общественный предмет и система ребенок –общественный взрослый. Взрослый человек выступает для ребенка носителем новых и все более сложных способов действий с предметами, а также норм, эталонов и мер, выработанных обществом и необходимых для ориентации в окружающей действительности.
Формирование личности ребенка осуществляется через деятельность внутри систем ребенок – общественный предмет и ребенок – общественный взрослый.
Детское развитие, согласно гипотезе Д.Б. Эльконина, периодично. В ходе развития ребенка последовательно сменяются периоды, в которые происходит преимущественное освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми и развитие на этой основе мотивационно-потребностной сферы; и периоды, в которые происходит преимущественное освоение общественно выработанных способов действий с предметами и на этой основе формирование интеллектуально-познавательных способностей детей, их операционно-технических возможностей. Содержание освоения в каждый период своеобразно.
В психическом развитии детей Д.Б. Эльконин выделяет два резких перехода – переход от раннего детства к дошкольному возрасту, известный в литературе как кризис трех лет, и переход oт младшего школьного возраста к подростковому, который принято называть кризисом полового созревания. Эти переходы имеют большое сходство. В обоих переходах усиливается тенденция к самостоятельности, а также ряд негативных проявлений, связанных с отношениями со взрослыми. Общим их признаком является нарастание трудностей общения взрослого с ребенком, свидетельствующее о том, что ребенок нуждается уже в новых отношениях с ним. Вместе с тем критические периоды протекают индивидуально-вариативно. Кризисы детского развития описаны Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, А.Н. Леонтьевым, Л.И. Божович и др.
Кризис трех лет научно описал Л.С. Выготский, который выделил как отрицательные, так и положительные его стороны. Первый симптом, свидетельствующий о кризисе, – негативизм ребенка, т.е. отказ от выполнения любых требований со стороны взрослого, причем ребенок отрицательно реагирует не на содержание, а на просьбу взрослого. Второй симптом – это упрямство, когда ребенок настаивает на чем-то не потому, что он этого хочет, а потому, что он этого потребовал. Следующим симптомом является строптивость, которая, в отличие от упрямства, носит более генерализированный характер, направлена против устоявшихся норм жизни и вызвана стремлением настоять на собственном желании. Четвертый симптом – своеволие, которое проявляется в том, что ребенок настаивает на самостоятельности в принятии решения. Он хочет все делать сам. Ряд других симптомов Выготский называет второстепенными. Это протест-бунт, когда поведение ребенок начинает приобретать черты протеста, как бы постоянного конфликта. Симптом обесценивания – употребление детьми неприличных слов, обзывание ругательными словами своих мам, пап, бабушек. Выделяется и симптом, который в семье с одним ребенком может выражаться в форме деспотизма, а в семьях с несколькими детьми проявляется в виде ревности по отношению к другим детям. Но за всеми этими симптомами Л.С. Выготский видит и позитивные черты. Это отделение от взрослого, появление психологического новообразования Я-сам, проявление самостоятельности.
Кризис трех лет, по убеждению исследователей, – это кризис социальных отношений ребенка со взрослыми, свидетельство того, что ребенка уже не устраивают те формы опеки и контроля, которые взрослые использовали до сих пор, и он нуждается в изменении отношений к нему. Если взрослый поощряет разумную самостоятельность ребенка, то трудности взаимоотношений проходят (Д.Б. Эльконин).
Дошкольный возраст – важный период становления личности. Именно в дошкольном детстве складываются личностные механизмы поведения. Важнейшими новообразованиями дошкольного возраста он называет возникновение иерархии, соподчиненности мотивов. Это более высокие по своему типу соотношения мотивов, которые устанавливаются «на основе выделения более важных мотивов, подчиняющих себе другие». Деятельность дошкольника побуждается и направляется не отдельными, не связанными между собой мотивами, которые сменяются, подкрепляют друг друга или вступают в конфликт, а системой взаимно соподчиненных мотивов.
Кризис семи лет называют кризисом непосредственности. При переходе к школьному возрасту происходят очевидные изменения в характере и поведении ребенка, он начинает «манерничать» и «паясничать». Происходит утрата непосредственности ребенка. Самой существенной чертой кризиса семи лет Л.С. Выготский называет «начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка». Ребенок начинает понимать себя, ориентироваться в своих чувствах и переживаниях, причем перестраивается сам характер переживаний. Они начинают приобретать смысл для ребенка. Переживания приводят к потере непосредственности, у ребенка возникают новые отношения к себе. Позитивная сторона кризиса семи лет состоит в появлении таких новообразований, как самолюбие и самооценка, возникающие именно в этот период.
Источник
Формирование личности у детей — это длительный и сложный процесс, направленный на саморазвитие, социализацию в обществе, становление и укрепление характера, воспитание волевых качеств и морально-этических норм поведения. Ведущую роль в развитии маленького человека играет его семья, которая является образцом поведения и служит индикатором оценки собственных действий.
Формирование аспектов личности не является процессом врожденным и самопроизвольным, а происходит вследствие социального воздействия. При этом малыш начинает постепенно осознавать свое место в окружающем мире, развивать мышление, обдумывать мотивацию своих поступков.
Основные критерии того, что ребенок воспринимает себя личностью:
– Малыш приобретает навыки самоконтроля.
– Полноценно и осознанно употребляет личные местоимения.
– Может охарактеризовать вещи с позиции «плохой — хороший», способен сделать осмысленный выбор в пользу «хорошего».
– Способен рассказать о своих ощущениях, переживаниях, страхах, оценить свое физическое состояние и внешний вид.
Первое представление о собственном «Я» появляется у ребенка по достижении им двухлетнего возраста, когда возникает потребность в самостоятельности, стремлении отстаивать свои интересы. Уже к пяти годам дети полностью воспринимают себя как личность — с индивидуальными особенностями и спецификой взаимоотношений с окружающим миром.
Семья является основополагающим фактором формирования полноценной личности. Так как ребенок не имеет собственного понятия о нормах поведения и социального взаимодействия, то эталоном для него служат родители и ближайшие родственники. Чем взрослее становится ребенок, тем более явно проявляются у него поведенческие мотивы и черты характера, схожие с родительскими. Семья выступает в роли посредника между малышом и окружающим социумом, передавая ему жизненный опыт, понятие о нравственных и духовных ценностях. Дети формируют собственное мировосприятие через призму наблюдаемых у родителей стереотипов мышления и поступков, проявлений их темперамента.
На втором месте после семьи выступает влияние детских дошкольных учреждений и товарищеской среды малыша. Посредством общения ребенок перенимает уникальный индивидуальный опыт от воспитателей, педагогов, тренеров, сверстников, обогащая и развивая тем самым свои личные знания, умения, интеллектуальные способности. По мере взросления малыш развивает навыки взаимопонимания, то есть, он не только выражает свои желания, но и учитывает потребности окружающих. На данном этапе у ребенка формируются образы социального поведения (дружба, уважение, взаимовыручка).
Активность детей, любознательность, стремление к общению, реализуемые в различных видах деятельности (совместные творческие, спортивные и культурные мероприятия), являются базисом для наработки и развития социально-психологических качеств. При взаимодействии и сравнении себя с другими, малыши приобретают индивидуальные личностные особенности. В более старшем возрасте школьники уже формируют и прорабатывают ситуации, схожие со «взрослым» миром либо противопоставляют себя этим условиям.
Итак, важнейшими факторами, обеспечивающими гармоничное воспитание полноценной личности являются: искренняя любовь к ребенку, уважение и внимание к его интересам и проблемам, последовательность в воспитательном процессе, адекватные требования, положительный пример родителей и близкого окружения.
Гармоничное общение со сверстниками и педагогами дает отличный потенциал для становления нравственности ребенка, чему способствует авторитет воспитателя и стремление к подражанию.
Источник
В основе индивидуального развития ребенка лежат его природные особенности органов чувств, головного мозга, типа нервной деятельности.
Темперамент – это совокупность индивидуально-психологических свойств, характеризующих человека со стороны его динамических способностей, своеобразия проявлений психики (Р.С. Немов). Темперамент складывается из следующих компонентов:
1) интенсивность и объем взаимодействия индивида со средой;
2) внешнего поведения и реакций на возможные действия;
3) моторики (быстроты и количества движений);
4) речи (темпа, силы голоса);
5) эмоциональность.
Физиологическую основу темперамента составляет тип высшей нервной деятельности, который определяется совокупностью основных свойств нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность процессов возбуждения и торможения)
Сразу после рождения дети отличаются по степени реактивности на стимул при удовлетворении биологических потребностей. Различия реакций, которые проявляются в первые пять дней жизни, сохраняются и в дальнейшем – при засыпании, в процессе сна и бодрствования.
В раннем и дошкольном возрасте свойства темперамента проявляются в играх, бытовых процессах, в общении со взрослым и сверстниками.
Первый признак темперамента заключается в том, сколько и как ребенок кричит в течение суток, насколько интенсивны сосательные движения и насколько скоординированы первые спонтанные движения младенца.
Состав свойств темперамента возникает не сразу, а в определенной последовательности, которая обусловлена:
- общими закономерностями созревания нервной системы и развития психики;
- созреванием эндокринного аппарата;
- особенностями типа высшей нервной деятельности.
К специфическим возрастным особенностям нервной системы ребенка относятся:
– слабость нервной системы (быстрое истощение, пониженная работоспособность, повышенная возбудимость и чувствительность). Педагог должен оберегать нервную систему ребенка, определять допустимую силу стимула.
– неуравновешенность нервных процессов (малая выносливость, быстрое утомление, охранительное торможение, когда ребенок перестает слышать взрослого, участвовать в деятельности, что говорит о перегрузке нервной системы и ребенку требуется отдых).
Слабость торможения выражается в нарушении запретов (импульсивность поведения); преждевременных реакциях (ребенок напоминает холерика).
– высокая чувствительность.
На основе слабости нервной системы характерными возрастными особенностями ребенка
1) быстрое восстановление сил;
2) ситуативность поведения ребенка;
3) плохой перенос ограничений (во времени);
4) быстрое забывание обид, огорчений, обещаний;
5) неустойчивость привычек.
Темперамент ребенка характеризуется пластичностью, которую воспитатель должен учитывать и направлять деятельность детей, способствуя тренировке тех свойств нервной системы, которые необходимы.
Таким образом, в дошкольном возрасте может происходить следующие изменения
– изменение отдельных свойств;
– частичное изменение типа темперамента вследствие повышенной впечатлительности, склонности к подражанию; складывающихся черт личности.
Характеристика детей с разными типом темперамента.
САНГВИНИК
- Преобладание хорошего настроения, жизнерадостен.
- Активен, подвижен, с богатой живой мимикой, яркие положительные эмоции.
- Легко приспосабливается к новым условиям, коллективу, но настроения неустойчивы.
- Может руководить и подчиняться; бросая начатое дело, легко берется за новое; высокая работоспособность при наличии интереса к деятельности.
- Легко засыпает и просыпается, предпочитает шумные игры и двигательную активность.
- Чувствительность к стимулам понижена, поэтому не реагирует на тихие замечания.
- Речь громкая, энергичная, темп быстрый.
Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт: распыленность, разбросанность интересов.
Учет свойств темперамента сангвиника:
- Формирование устойчивых привязанностей и интересов.
- Требование доводить начатое дело до конца.
- Воспитание уважительного отношения к достоинствам других; умения считаться с их мнением.
ХОЛЕРИК
- Частая смена настроения. Эмоции имеют крайние проявления (рыдания, хохот).
- Бурная реакция на внешние раздражители, вспыльчивость, несдержанность.
- Большая активность и подвижность (просто бегает по группе).
- Трудности в переключении внимания; с дисциплиной; импульсивность.
- Нарушения правил поведения.
- Бурный протест на запреты взрослых; плохое засыпание и сон; не сдерживает чувство
- Речь быстрая, сбивчивая, непонятная.
Возможные отрицательные черты: несдержанность, резкость, неуживчивость.
Учет свойств темперамента холерика
- Направление энергии на полезные дела, решение сложных заданий.
- Исключение перевозбуждения, реализация потребности в двигательной нагрузке.
- Систематический контроль за соблюдением правил, требований взрослого.
МЕЛАНХОЛИК
- Очень раним, долго помнит переживания и обиды, подвержен страх аи
- Повышенная чувствительность; чутко улавливает настроение других, сопереживает.
- Мимика и движения вялые.
- Нервная система быстро истощается, особенно в новой обстановке.
- Нуждается в длительном отдыхе и восстановлении сил.
- Не стремится к общению со сверстниками, предпочитает одиночные игры.
- Речь очень тихая, невыразительная.
Возможные отрицательные черты: застенчивость, замкнутость, неуверенность, повышенная обидчивость.
Учет свойств темперамента меланхолика
- Повышенная теплота, доброжелательность, такт.
- Одобрение, поддержка положительных эмоций, уверенности ребенка
- Создание ситуаций успеха.
- Развитие активности, смелости.
ФЛЕГМАТИК
- Низкая эмоциональность, неявное выражение эмоций.
- Невыразительная бедная мимика.
- Высокая работоспособность; высокая концентрация и тщательность в выполнении задании.
- Медлительность; навыки формируются крайне медленно, но очень устойчивы.
- Предпочитает спокойные одиночные игры; избегает двигательной нагрузки.
- Болезненное переживание изменений обстановки, плохо сходится с детьми.
- Легко засыпает, много спит.
- Речь медленная, негромкая, с длительными паузами.
Возможные отрицательные черты: безынициативность, апатия, вялость, лень.
Учет свойств темперамента флегматика:
- Тренировка процесса торможения.
- запас времени для выполнения задания.
- Спокойный ровный тон в общении с ребенком.
- Любая нагрузка дается на положительном эмоциональном фоне, включает элемент игры.
Источник