Произведения для развития нравственных качеств ребенка
Художественная литература является
универсальным развивающе-образовательным
средством, выводя ребенка за пределы
непосредственно воспринимаемого, погружая его в
возможные миры с широким спектром моделей
человеческого поведения и ориентируя в них,
обеспечивая богатую языковую среду (1, стр.3б).
Художественная литература сопровождает
человека с первых лет его жизни. Она открывает и
объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир
человеческих чувств и взаимоотношений. Остро
встает проблема литературного образования
детей, приобщение их к чтению. Проблема чтения
рассматривается, как общегосударственная
проблема развития культуры, науки,
благосостояния нации, ибо «страна с не читающим
населением – это страна – поставщик сырьевых
ресурсов и дешевой рабочей силы».
В.Г.Белинский в свое время говорил о том, что
детская книга пишется для воспитания, а
«воспитание – великое дело: им решается участь
человека». Известнейший российский ученый
д.С.Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном»
сказал: «Литература дает нам колоссальный,
обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает
человека интеллигентным, развивает в нем не
только чувство красоты, но и понимание –
понимание жизни, всех ее сложностей, служит
проводником в другие эпохи и к другим народам,
раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом
делает вас мудрыми». (1, стр.35).
Сейчас особенно актуальны вопросы истории
страны, межнациональных отношений, войны и мира,
внутрисемейного положения, как никогда остро
встал вопрос цены человеческой жизни.
Дети перестали читать. Телевизор, видео,
компьютер поглощают ребенка, завоевывая
заповедные уголки его сознания и души.
В.Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства —
это прежде воспитание сердца, прикосновение
человеческого благородства к сокровенным
уголкам детской души». (6, cтр. 126).
Проблема формирования круга детского чтения
возникла очень давно еще в античные времена.
«Светлый Меандр о любви говорит в любой из
комедии! — детям обычно его мы разрешаем читать»,
Овидий ( Скорбные элегии). Эти строчки —
доказательство заботы общества о развитии и
совершенствовании детства. А слово «разрешаем»
свидетельствует о тщательном отборе книг для
детского чтения, о продуманной политике
формирования общественной нравственности (2, стр.
37).
С.Я Маршак призывал: «Будьте строги и
требовательны к детской литературе, отвергайте
холодную, вялую, поверхностную книгу, не
проникнутые ни подлинными мыслями, ни настоящими
чувствами. Чтобы заставить полюбить книжку, вы
должны прежде сами полюбить ее. (4, стр.154).
АП. Чехов говорил: «Детской литературы не люблю,
и не признаю. детям нужно давать только то, что
годится и для взрослых» (4, стр.147).
Сегодня можно встретить не так уж много семей,
где бытует традиция семейного чтения. Приобщение
детей к такой традиции не только бы сняло вопрос
о бережном обращении к книге, но и духовно
развивало ребенка, сближало его с родными людьми.
Талантливое художественное произведение дает
бесценный материал для понимания неповторимого
мира ребенка и может стать источником
неожиданных педагогических открытий. детская
книга поможет найти ответ на «самый большой
секрет воспитанию», станет верной помощницей в
общении с ребенком.(3, стр.88).
Формирование человека в ребенке происходит
исподволь, ведь писатель никогда не навязывает
читателю своего мнения, никогда открыто не
призывает следовать герою, но зато умело
включает ребенка в процесс осмысления
происходящего.(4, стр. 16).
Темы, проблемы, узнанные в процессе чтения и
обдумывания, глубже проникают в детскую душу, а
любимые герои надолго остаются с ребенком. Он
переживает за них и вместе с ними, он их любит или
отторгает, но в любом случае не остается
безучастным. Книга формирует эмоциональную
сферу ребенка. Являясь собеседником, советчиком
в делах, помощником в решении проблем.
Литература для детей призвана изначально
говорить с ребенком о том, что такое идеал и
каковы пути его достижения, что такое вечная
истина и как ей следовать, что такое ценности
истины и что – ложные. Ее задача – научить
ребенка думать над происходящим вокруг,
анализировать и делать выводы. Она должна
развивать его ум и душу.
При подготовке к школе на первый план
выдвигается задача формирования и развития
психических и важнейших личностных качеств
ребенка. Особое место среди личностных свойств
занимают нравственные качества:
доброжелательность, тактичность, самоконтроль,
умение учитывать и принимать иную позицию,
выполнять основные требования взрослых.
Литература, по словам Е.А.Флериной, расширяет
кругозор дошкольника, развивает его восприятие,
мышление, память, воображение и творчество,
является средством формирования личности
ребенка, оказывая сильное морально-идейное
воздействие, объединяет детский коллектив (5, стр.
53).
Известнейшие детские писатели А. Л. Барто, С.Я.
Маршак К.И.Чуковский, были убеждены, что
приобщение детей к детской литературе будет не
только воспитывать, но еще и убеждать в
необходимости общения со своим ребенком
родителей. Значение художественной литературы в
воспитании нравственных качеств велико. Это
формирование: доброжелательности, отзывчивости,
чувство сострадания любви, внимания и уважения.
Одним из писателей, который придавал огромное
значение художественной литературы в воспитании
детей, был Борис Степанович Житков.
Имя Б.С. Житкова незаслуженно забыто. Не часто в
перечне книг, рекомендованных для чтения детям
дошкольного возраста, встретишь его
произведения. В литературу Борис Сергеевич
Житков пришел сложившимся человеком в возрасте
сорока лет. Ему было, что рассказать детям.
Материалом для творчества стали его прежняя
жизнь, опыт и знания.
Свою задачу Б. Житков видел в создании
увлекательных, динамичных, и в то же время
поучительных книг для детей, отражающий
бесценный человеческий опыт. Как и в жизни, он шел
впереди, открывая новые возможности детской
литературы.
Писатель помогал ребенку заглянуть в страну
взрослых, разобраться в их поступках, отношениях.
Почти все герои его произведений взрослые, и речь
в них идет о взрослой, сложной, трудной, но
интересной жизни. Он не боялся в своих рассказах
говорить с маленькими читателями о самых острых
жизненных конфликтах и социальных проблемах. И
делал это с величайшим педагогическим тактом,
точно зная, какие подробности, какой поворот
сюжета взволнует ребенка, заставит его сердце
откликнуться.
Б. Житков дает детям жизненные ориентиры,
образцы для подражания. Основным качеством,
которым, по мнению писателя, определяется
ценность и духовная красота, является труд.
Писатель познакомил ребят со многими
профессиями. Например, из рассказов «Пожар»,
«Обвал», «Почта». дошкольники узнают о труде
пожарного, врача, почтальона. Писатель не только
рассказывает о специфике их профессиональной
деятельности, но и показывает ее значимость, что
особенно ярко проявляется в напряженных
жизненных ситуациях.
Очень много внимания уделяет мужеству,
храбрости человека, его самоотверженности.
Неслучайно во многих рассказах Б. Житкова
человек показан в необычной обстановке, в минуту
опасности, И в каждом из них говорится о
взаимопомощи, солидарности людей, дается пример
мужественного, благородного поступка.
Один из своих сборников писатель так и назвал
«Помощь идет». Рассказы «Па льдине», «Обвал»,
«Наводнение» и др. отражают коллективный опыт
борьбы со стихией, учат детей тому, что люди
должны помогать друг другу, забывая порой о себе.
Прошло довольно много времени. Изменились и мир
и читатель, неизменным осталось главное –
познавательное и нравственное значение книг
писателя. Они помогают развивать в детях
дружеские чувства, смелость, отзывчивость к
чужой беде, любознательность и
самостоятельность мышления. Но особенно ценным
является то, что в них отражен жизненный опыт
людей, который пригодится детям, поможет понять
окружающий мир и найти в нем свое место.
Из хорошей литературы по доброй воле читают А.
Носова, В. драгунского, Простоквашинские истории
Э. Успенского, любят некоторые книжки Г. Остера, Е.
Чарушина, В. Осееву, В. Сутеева. Их прочтение , как
правило, надо организовывать тогда, когда детям
интересно.
Радий Погодин писал: «Ребенок нынче
встречается с телевидением раньше, чем с
книгой…». Но вот наступает время, и мама берет
книгу и читает ему первую сказку. И на все, что
написано в книге, и на саму книгу накладывается
непререкаемый авторитет матери. Таким образом,
книга вычленяется из окружающего нас фонда как
особая нравственно-воспитательная сущность.
Именно она в дальнейшем оказывается способной
противостоять разрушительному вулканизму
подростковых разоблачений. И уже родители
обращаются к книге как авторитету в спорах с
детьми, поскольку авторитет этот был ранее
заложен в душу ребенка.
Темы, проблемы, узнанные в процессе чтения и
обдумывания, глубже проникают в детскую душу, а
любимые герои надолго остаются с ребенком. Он
переживает за них и вместе с ними, он их любит или
отторгает, но в любом случае не остается
безучастным. Книга формирует эмоциональную
сферу человека, являясь собеседником, советчиком
в его делах, помощником в решении проблем.
Появление младшего брата или сестры всегда
очень важный момент в жизни ребенка. Что с ними
происходит, как меняется его взгляд на мир, обо
всем этом говорят детские писатели, открывая нам
глубину переживаний ребенка. А переживать ему
приходится много.
В рассказе В. Панова «Сережа» мама показывает
Сереже новорожденного брата. Она любуется
маленьким носиком, маленькими ручками. «Раньше
любила меня, а теперь его» – думает Сережа. Вот
оно самое сокровенное, что мучает Сережу и в чем
он не решается признаться. Эта же проблема
раскрывается в рассказе Р. Погодина «Что у Сеньки
было». А вот Дениска в рассказе В. драгунского
«Сестра моя Ксения» почувствовал себя старшим
братом в тот момент, когда новорожденную стали
купать.
Сколько ни было историй, все они подводят
ребенка к самому главному: пониманию радости
родства. Так, отношения между старшими и младшими
братьями и сестрами становятся в детской
литературе для постановки серьезных проблем:
изживания детского эгоизма, приобретения
чувства родства, нравственного взросления
ребенка.
В детской литературе много трогательных
историй о том, как появление в доме животного
меняет характер ребенка: в нем пробуждается
чувство ответственности за того, кто нуждается в
защите и заботе.
Повесть З. Журавлевой «Путька» рассказывает об
этом. Главная героиня шестилетняя Тата на день
рождения в подарок выбирает себе щенка. Мама
всячески возражает против этого: «Собака это
тебе не игрушка». Но понимание, что животное это
не только забава, но и большая ответственность к
тате приходит не сразу. Приходится отказываться
от удовольствий ради четвероного друга,
приноравливаться к его характеру и привычкам.
Постепенно ребенок приходит к мысли, которая
является для него открытием: не только мир
существует для тебя, но и ты для мира.
Нами был составлен тематический план (Приложение 1) по
ознакомлению старших дошкольников с
художественной литературой для формирования
нравственных качеств.
В него вошли темы:
1. В отношении с близкими людьми.
2. В отношении со сверстниками.
З.С людьми в общественных местах.
4. В отношении к животным и природе
5. Взаимоотношение ребенка с окружающими его
людьми.
6.Отношение к себе.
Итоговым занятием по формированию
нравственных качеств у старших дошкольников
была проведена литературная викторина по
произведениям Л. Н. Толстого – как одного из
великих учителей, затронувшим вопрос
ненасильственной гуманной педагогики и влияние
художественного слова на нравственное
воспитание детей.(Приложение 2.)
Список литературы:
1. Н. Короткова «Формирование нравственных
качеств как важный аспект подготовки к школе»,
дошкольное воспитание № 8, 2001 г.
2. Грищенко З.А. «Ты детям сказку расскажи…»
г. Москва. Яинка-Пресс, 2003 г.
3Ильчук Н.П. Большой воспитательный секрет»,
Ребенок в детском саду, № 4, 2003 г.
4. О. Вяткина «Значение рассказов БС. Житкова
для развития личности старших дошкольников»,
Детский сад от А до Я, М 5, 2003 г.
5. Тимофеева И.Н. «Сто книг вашему ребенку»
Беседы для родителей, Москва, «Книга», 1987 г.
6.М.Галина «Книжный мир ребенка», детский сад
от А до Я, № 1, 2005 г.
Источник
Считаете, что классика – это нечто скучное, набившее оскомину ещё со школьных времён? Бывает и такое. Но не в этой книжной подборке. Здесь собраны классические произведения русской литературы самого разного плана – фантастика, приключения, романтика, философия, драма, сатира, бытописание.
Книги с глубоким смыслом, их можно – и нужно – перечитывать неоднократно. С каждым последующим прочтением в них открываются всё новые и новые грани. И если вы с книгой «не совпали» в определённый период, стоит вернуться к ней позднее.
Читая классические произведения
- у вас будут предпосылки для духовно-нравственного развития, почва для размышлений;
- вы будете в курсе, откуда та или иная цитата, какой смысловой пласт стоит за отдельным словом или выражением.
1. Стругацкий А., Стругацкий Б. «Понедельник начинается в субботу»
Фантастическая юмористическая повесть о младшем научном сотруднике Александре Привалове. Однажды он попадает в некий Соловец, где его определяют на ночёвку в музей местного института Изнакурнож (Избушку на курьих ножках). Здесь и ворчливая Баба-Яга, и Щука, и Лукоморье с Котом, и Неразменный пятак, и даже диван-транслятор. Всё это очень интригует, но дальше больше – Александра приглашают на работу в НИИЧАВО (Научно-исследовательский институт Чародейства и Волшебства). Он тут же соглашается, ведь ему уже безумно интересно всё происходящее.
Эта книга – советская утопия 1960-х годов, в ней высмеиваются приспособленцы, бюрократы и жулики от науки.
2. Грин А. «Алые паруса»
Девочка по имени Ассоль рано лишилась матери и с тех пор живёт со своим отцом, нелюдимым моряком. После отставки он стал делать на продажу искусные игрушки – модели парусников и пароходов.
Ассоль росла в мире фантазий и грёз, чему отец совершенно не препятствовал. Однажды незнакомец предсказал девочке, что когда она станет взрослой, за ней приплывёт принц на корабле под алыми парусами и увезёт её в далёкую страну.
Повесть-феерия о непоколебимой вере и о всемогущей мечте, которая в силах сотворить чудо для близкого человека.
Книга была неоднократно экранизирована. Сюжет её использовался в театральных постановках, в скульптурных композициях, в музыке.
3. Достоевский Ф.М. «Идиот»
Князь Мышкин, главный герой и центральный персонаж книги, не такой как все – искренний, невинный, он ярко и непосредственно несёт людям проповедь сострадания, милосердия и прощения. Трагические страсти связали его с отчаявшейся Настасьей Филипповной и купцом Парфёном Рогожиным.
Нравственно-философский роман рассказывает о месте беспомощного “идиота” в мире корысти и зла, о том, что сострадание, возможно, единственный закон человеческого бытия.
Эта история была много раз экранизирована и поставлена на сцене.
4. Каверин В. А. «Два капитана»
Главный герой романа, Саня Григорьев, проходит через испытания беспризорности, взросления и войны, чтобы в конце концов завоевать сердце любимой девушки и разгадать загадку, с которой оказывается тесно связана их судьба. Саню подстерегали опасности, он с честью принимал поражения, но никогда не опускал руки и не сдавался.
Приключенческий роман «Два капитана» выдержал более сотни переизданий и переведен на несколько языков мира. Девиз этого произведения — «Бороться и искать, найти и не сдаваться».
Книга была экранизирована.
5. Бунин И. А. «Тёмные аллеи»
Сборник рассказов о любви, написанный выдающимся поэтом и писателем, лауреатом Нобелевской премии.
Здесь воспевается любовь к женщине, к Родине, к природе – любовь-страсть, любовь-рок, любовь-трансформация. Эти чувства – недостижимая вершина, к которой стремится человек, мечтая о понимании, единстве с другой личностью, с миром, но никогда не обретая его навсегда.
Рассказы из сборника были экранизированы, представлены в театральных и радиопостановках.
6. Булгаков М. А. «Мастер и Маргарита»
Эпический роман – многослойный, загадочный, до конца непознаваемый, объединяющий несколько линий повествования. Тут сплетены воедино религиозно-историческая мистерия (сцены с Понтием Пилатом и Иисусом Христом), московская “буффонада” и сверхъестественные сцены с персонажами, воплощающими некую тёмную силу, которая «вечно хочет зла и вечно совершает благо».
В книге яркие бытописания советской эпохи начала XX века, много посвящено любви, мистификациям, месте гения в современном мире, непростому выбору между добром и злом, предательством и самопожертвованием.
Роман разошёлся на цитаты, неоднократно был экранизирован, поставлен на сцене.
7. Пушкин А.С. «Евгений Онегин»
Написанный в первой половине XIX в., этот роман в стихах и по сей день – одно из значительных явлений русской поэзии. Здесь и бытописание той эпохи, и прекрасный стихотворный слог, и многослойность затрагиваемых проблем.
Молодой Онегин, главный герой романа, получил хорошее, но поверхностное воспитание, типичное для того времени. Жизнь его в Петербурге была полна любовных интриг и светских развлечений, но со временем ему всё наскучило.
Противоречивость образа, глубина любовной линии, многомерность духовно-нравственных смыслов романа и неожиданный финал вот уже третье столетие привлекают всё новых и новых читателей.
Книга оказала огромное влияние на литературу, музыку, кинематограф.
8. БелыхГ., Пантелеев Л. «Республика ШКИД»
Приключенческая повесть о жизни беспризорных детей в Школе Социально-Трудового Воспитания им. Достоевского (ШКИД).
История о том, как самые обычные хулиганы, лжецы и карманные воришки превращаются в настоящих людей. Ни голод, ни бедность, ни уголовное прошлое не могли помешать ребятам мечтать, творить и стремиться к хорошему.
Книга – практически автобиографическая – рассказывает о дружбе и предательстве, о педагогических тонкостях общения с беспризорниками, о первой любви.
Повесть была экранизирована.
9. Ильф И., Петров Е. «12 стульев»
Роман «12 стульев» впервые был опубликован в 1928 году. В основе сюжета – поиски бриллиантов, спрятанных в одном из двенадцати стульев. При этом произведение не ограничено рамками приключенческого жанра – в нём, по мнению исследователей, дан «глобальный образ эпохи», советского мира 1920-х годов.
Книга наполнена яркими, запоминающимися образами: мошенник, авантюрист и «великий комбинатор» Остап Бендер, вульгарная, недалёкая и сексапильная Эллочка-людоедка, маленький человек Киса Воробьянинов, «знойная женщина – мечта поэта» мадам Грицацуева и многие другие. Текст разошёлся на фитаты, многие имена персонажей стали нарицательными
Роман оказал большое влияние на искусство, был неоднократно экранизирован.
Дальнейшие приключения Остапа Бендера, центрального персонажа «12 стульев», авторы обыграли в романе «Золотой телёнок».
10. Лермонтов М. Ю. «Герой нашего времени»
Лирико-психологический роман XIX в. о молодом человека по фамилии Печорин. Военный, как по чину, так и по призванию, он уехал из Петербурга в связи с «какими-то похождениями». На Кавказе он попадает во множество передряг – авантюристских и любовных, бесшабашных и дерзких.
Печорин – неординарная, спорная, противоречивая личность, поистине отражающая непростую постдекабристскую эпоху.
Роман был неоднократно экранизирован, оказал большое влияние на искусство в целом.
Источник