Происхождение языка функции языка развитие речи ребенка
“Будучи важнейшим средством общения, язык объединяет людей, регулирует их межличностное и социальное взаимодействие, координирует их практическую деятельность, участвует в формировании мировоззренческих систем и национальных образов мира, обеспечивает накопление и хранение информации, в том числе относящейся к истории и историческому опыту народа и личному опыту индивида, расчленяет, классифицирует и закрепляет понятия, формирует сознание и самосознание человека, служит материалом и формой художественного творчества” (Арутюнова Н.Д. Функции языка // Русский язык. Энциклопедия. – М., 1997. С. 609).
Основными функциями языка являются:
– коммуникативная (функция общения);
– мыслеформирующая (функция воплощения и выражения мысли);
– экспрессивная (функция выражения внутреннего состояния говорящего);
– эстетическая (функция создания прекрасного средствами языка).
Коммуникативная функция заключается в способности языка служить средством общения между людьми. Язык располагает единицами, необходимыми для построения сообщений, правилами их организации и обеспечивает возникновение сходных образов в сознании участников общения. Язык также обладает специальными средствами установления и поддержания контакта между участниками коммуникации.
С точки зрения культуры речи, коммуникативная функция предполагает установку участников речевой коммуникации на плодотворность и взаимную полезность общения, а также общую нацеленность на адекватность понимания речи. Достижение функциональной эффективности общения невозможно без знания и соблюдения норм литературного языка.
Мыслеформирующая функция заключается в том, что язык служит средством оформления и выражения мысли. Структура языка органически связана с категориями мышления. “Слово, которое одно способно сделать понятие самостоятельной единицей в мире мыслей, прибавляет к нему многое от себя”, – писал основоположник языкознания Вильгельм фон Гумбольдт (Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. – М., 1984. С. 318).
Это значит, что слово выделяет и оформляет понятие, и при этом устанавливается отношение между единицами мышления и знаковыми единицами языка. Именно поэтому В. Гумбольдт полагал, что “язык должен сопутствовать мысли. Мысль должна, не отставая от языка, следовать от одного его элемента к другому и находить в языке обозначение для всего, что делает ее связной”.
Экспрессивная функция позволяет языку служить средством выражения внутреннего состояния говорящего, не только сообщать какую-то информацию, но и выражать отношение говорящего к содержанию сообщения, к собеседнику, к ситуации общения. Язык выражает не только мысли, но и эмоции человека. Экспрессивная функция предполагает эмоциональную яркость речи в рамках принятого в обществе этикета. Искусственные языки не имеют экспрессивной функции.
Эстетическая функция заключается в установке на то, чтобы сообщение своей формой в единстве с содержанием удовлетворяло эстетическое чувство адресата. Эстетическая функция характерна в первую очередь для поэтической речи (произведений фольклора, художественной литературы), но не только для нее – эстетически совершенной может быть и публицистическая, и научная речь, и обыденная разговорная речь.
Эстетическая функция предполагает богатство и выразительность речи, ее соответствие эстетическим вкусам образованной части общества.
Происхождение языка – очень сложный вопрос, который изучается не только языкознанием, но и другими науками – антропологией и психологией, биологией и этнографией. Происхождение языка связано с происхождением сознания и общества, а это уже вопросы философии. Сложность решения данной проблемы состоит в том, что о первоначальной человеческой речи и причинах её возникновения мы можем судить только на основании косвенных источников. Поэтому проблема происхождения человеческой речи ограничивается рассмотрением условий и причин её возникновения, характеристикой возможностей речевого аппарата, структуры и функций древнейших единиц языка. Среди условий, в которых возникал язык, были факторы, связанные с превращением первобытного стада в общество. Поэтому великое множество высказываний о происхождении языка можно разделить на две основные группы: 1) теории биологические, 2) теории социальные.
Среди биологических теорий наиболее известны две – звукоподражательная и междометная.
Звукоподражательная теория объясняет происхождение языка эволюцией органов слуха, воспринимающих крики животных (особенно домашних). Язык возник, по этой теории, как подражание животным (ржание коней, блеяние овец) или как выражение впечатления о называемом предмете. Например, Лейбниц считал, что лат. mel (мёд) – сладок на вкус, а название его приятно ласкает слух, что leben (жить) и lieben (любить) указывают на мягкость, а Lauf (бег), Löwe (лев) – на быстроту. Сторонниками этой теории были Лейбниц, Гердер, Гумбольдт. Звукоподражательная теория основывается на двух предположениях: 1) первые слова были звукоподражанием, 2) в слове значение символично, имеет значение по природе вещи. Однако оба эти предположения не соответствуют фактам языков. Действительно, в языках имеются звукоподражательные слова и словесное табу. Однако звукоподражательных слов в языке мало, и, главное, они различны в разных языках, причём в языках примитивных их не больше, чем в языках развитых. Это можно объяснить только при условии, если признать, что звукоподражательные слова есть результат развития языка.
Междометная (или рефлексная) теория объясняет происхождение языка теми переживаниями, которые испытывает человек. Первые слова, по этой теории, – непроизвольные выкрики, междометия, рефлексы. Эмоционально выражали боль или радость, страх или голод. В ходе дальнейшего развития выкрики приобретали символическое значение, обязательное для всех членов данного сообщества. Сторонниками рефлексной теории были Штейнталь и Дарвин, Потебня и Кудрявский.
Если в звукоподражательной теории толчком был внешний мир (звуки животных), то междометная теория толчком для появления слов считала внутренний мир живого существа, его эмоции. Общим для обеих теорий является признание наряду со звуковым языком наличие языка жестов, который выражал более рациональные понятия.
Звукоподражательные и междометные теории во главу угла ставят изучение происхождения механизма говорения, в основном в психофизиологическом плане. Недоучёт социального фактора в этих теориях привёл к скептическому отношению к ним: звукоподражательную теорию стали в шутку называть «теорией гав-гав», а междометную – «теорией тфу-тфу». И действительно, в этих теориях биологическая сторона вопроса преувеличивается, происхождение языка рассматривается исключительно в плане происхождения речи. Не принимается с должным вниманием тот факт, что возникают человек и человеческое общество, существенно отличные от животного и его стада.
Социальные теории происхождения языка объясняют его появление общественными потребностями, возникшими в труде и в результате развития сознания человека. Так, уже Диодор Сицилийский писал: «Первоначально люди жили, говорят, неустроенной и сходной со звериной жизнью, выходили вразброд на пастбища и питались вкусной травой и древесными плодами. При нападении зверей нужда научила их помогать друг другу, и, собираясь вместе от страха, они начали постепенно друг друга узнавать. Голос их был ещё бессмысленным и нечленораздельным, но постепенно они перешли к членораздельным словам и, установив друг с другом символы для каждой вещи, создали понятное для них самих изъяснение относительно всего».
Теория социального договора была поддержана в XVIII в. Ж. Дю Белле и Э.Б. де Кондильяком, Адамом Смитом и Ж.Ж. Руссо. У Руссо теория социального договора связана с делением жизни человечества на два периода – природного и цивилизованного. В первый период человек был частью природы и язык происходил от чувств, страсти (passion). «Язык первых людей, – писал Руссо, – был не языком геометров, как обычно думают, а языком поэтов», так как «страсти вызывали первые звуки голоса». Звуки первоначально служили символами предметов, действующих на слух; предметы, воспринимаемые зрением, изображались жестами. Однако это было неудобно, и они стали заменяться звуками-предложениями; увеличение количества издаваемых звуков вело к совершенствованию речи. В конце 70-х годов прошлого столетия немецкий философ Л. Нуаре выдвинул рабочую теорию происхождения языка, или теорию трудовых выкриков. Эту теорию поддержал К. Бюхер. Ее суть: при совместной работе выкрики и возгласы облегчают и организуют трудовую деятельность. Когда женщины прядут, а солдаты маршируют, они «любят сопровождать свою работу более или менее ритмическими возгласами». Эти выкрики, вначале непроизвольные, постепенно превратились в символы трудовых процессов. Первоначально язык был набором глагольных корней. Теория трудовых выкриков, по сути, оказывается вариантом междометной теории. Трудовое действие рассматривается как параллельное звуковому языку – выкрикам, причём язык может и не сопровождать трудовое действие. При таком подходе работа, музыка и поэзия признаются равнозначными.
Марксистское учение о происхождении языка
Принципиальное значение в марксистском учении имеют следующие положения:
1. Сознание, членораздельная речь и общественность являются существенными признаками человека. Возникновение языка – процесс длительный, сложный и многофакторный.
2. Несмотря на признание разных факторов, оказавших воздействие на формирование человека и его языка, марксистская постановка вопроса состоит в том, что из всех этих факторов ведущим признаётся производительная деятельность, которая может быть только в обществе. Язык возникает как средство общения и средство выражения, передачи мысли.
3. Для марксистской постановки проблемы происхождения языка характерно рассмотрение её не только в связи с происхождением человека и общества, но и сознания, т.е. понимания человеком своего существования, своего отношения к внешнему миру и отношений предметов внешнего мира между собой.
4. Основной мыслительной и речевой деятельности является высокоразвитое строение нервно-мышечного аппарата.
5. Первоначальный язык человека был примитивен и беден, что только в ходе дальнейшей эволюции и истории языка он превратился в тонкое и богатое орудие общения, передачи и закрепления сообщений.
Проблема происхождения человеческого языка не является чисто лингвистической. Её решение может быть достигнуто только совместными усилиями представителей истории, археологии, геологии, антропологии, биологии, палеоневрологии, общей теории коммуникации, семиотики и многих других наук. Решаться она должна в рамках комплексной проблемы «Происхождение человека, общества, сознания, языка». Данных, которыми располагает современная наука, достаточно лишь для выдвижения общих гипотез.
Источник
Доклад: «Роль родного языка в развитии речи ребенка.
I раздел:
Роль родного языка в развитии речи ребенка.
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л.С.Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.Чтобы показать роль овладения языком и развития речи, необходимо проанализировать функции, которые выполняют язык и речь.Опираясь на исследования психолингвистов, психологов, педагогов, дадим краткую характеристику этих функций. И. А. Зимняя, анализируя язык и речь, условно выделяет три группы функциональных характеристик языка (в широком смысле).Это характеристики, обеспечивающие: а) социальные, б) интеллектуальные и в) личностные функции человека.
В первую группу входят характеристики, согласно которым язык – средство:
1) общения как формы социального взаимодействия;
2) присвоения общественно-исторического, социального опыта, т.е. социализации;
3) приобщения к культурным, историческим ценностям (общеобразовательное значение языка).
Таким образом, здесь язык выступает как средство социальной связи и социального развития личности в процессе общения с другими людьми.
Коммуникативная функция выступает основной и генетически исходной функцией речи.
Вторую группу составляют характеристики языка, посредством которых реализуются интеллектуальные функции человека. Эти характеристики определяют язык как средство:
4) номинации (наименования) и индикации (обозначения) действительности;
5) обобщения в процессе формирования, расширения, дифференциации и уточнения понятийного аппарата человека;
6) опосредствования высших психических функций человека;
7) развития познавательных интересов;
8) удовлетворения коммуникативной и познавательной потребностей (форма существования и выражения эмоционально-волевой сферы).
Здесь язык характеризуется как орудие интеллектуальной деятельности вообще, орудие формирования «языкового сознания» человека, как решающий фактор умственного развития человека.
Третью группу составляют «личностные» характеристики языка. Здесь он выступает в качестве средства:
9) осознания человеком собственного «Я» и
10) рефлексии, самовыражения и саморегуляции.
Данная группа характеристик языка показывает его роль в самопознании личности. В связи с этой группой характеристик следует говорить о роли языка в нравственном развитии детей. Обучение родному языку помогает решать задачи нравственного воспитания. Ребенок усваивает через язык нормы морали, нравственные оценки, которые при правильном воспитании становятся эталонами его собственного поведения, отношения к окружающему миру, к людям, к себе. Представим специфику проявления названных характеристик при овладении родным языком в обобщенном виде, в таблице.
Функциональные характеристики родного языка
Группа характеристик | |
-Средство общения, форма социального взаимодействия личности (общеобразовательное значение | |
интеллектуальные функции языка). | |
-Средство соотнесения с предметной действительностью через номинацию, индикацию понятийного аппарата. 3. «Личностные» характеристики языка. | |
-Средство осознания собственного «Я», рефлексия |
В этих функциях язык выступает с самого раннего возраста ребенка. Их анализ позволяет увидеть роль родного языка и речи в социальном, умственном, нравственном развитии детей.
В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык и в его эстетической функции. Эстетическое воспитание в процессе обучения родному языку – это формирование эстетических чувств. В словесной форме отражаются природа, общество, личность человека, искусство. Формируя речевые умения на родном языке, мы одновременно воспитываем эстетическое отношение к природе, человеку, обществу, искусству. Сам родной язык как предмет усвоения обладает чертами прекрасного, способен вызывать эстетические переживания. Воспитатель привлекает внимание детей к образным средствам выразительности, звучности и мелодичности, уместности использования языковых средств и тем самым закладывает основы эстетического отношения к языку. Особое значение для эстетического развития имеют художественное слово, словесное творчество и художественно-речевая деятельность самих детей.
II раздел.
Методические рекомендации родителям по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой.
Часто мы сталкиваемся с тем, что ребенок, подрастая, утрачивает любовь к чтению. Причина этого кроется в том, что в дошкольном возрасте родители мало читают детям художественную литературу.
Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Оно зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям. И если в дошкольном возрасте не привить ребенку любовь к художественной литературе, то в школьном возрасте сделать это будет сложнее.
Важно знать и помнить о том, что именно художественная литература оказывает огромное влияние на формирование нравственности, учит детей сопереживать вымышленным персонажам и героям сказок.
Детская художественная литература – дополнительный источник, из которого ребенок черпает знания и представления о разных сферах деятельности; о жизни и поведении взрослых и сверстников; о животных и птицах, об их облике и повадках; о дальних странах; об удивительном мужестве и терпении героев русских народных сказок, в которых добро всегда побеждает, зло обязательно наказывается, и о многом, многом другом.
Читать детям желательно каждый день. Если потребность ребенка в новых знаниях и впечатлениях не будет своевременно удовлетворяться, то свойственная этому возрасту активность побудит малыша сосредоточиться на каких-то нежелательных бытовых вещах – семейных неурядицах и пр.
«Детское чтение» – это не просто чтение.
Ведущая роль принадлежит чтецу, то есть, родителю. Ребенок выступает в роли слушателя.
Это дает возможность родителю:
– контролировать процесс чтения: соблюдать ритм, варьировать текст, делая его более доступным;
– ярко и выразительно подавать материал;
– следить за реакцией детской аудитории.
Чтение – процесс творческий. Результат такого творчества зачастую не материален, но имеет огромную ценность. Текст требует не просто механически произносить, но и обыгрывать, не торопиться, создавать голосом образы героев произведения. Это только на первый взгляд кажется легким. На самом деле, как показывает опыт некоторых родителей, буквально через страницу ребенка начинает одолевать сон, или, как минимум, зевота (ну, конечно, книжка-то детская), и бороться с ней практически невозможно. Правда, случается это преимущественно как еще одна назойливая и скучная обязанность. Значит, можно с уверенностью сказать: для того, чтобы чтение стало радостью, важен настрой не только ребенка, но и взрослого как чтеца.
Родитель должен быть готов реагировать на внезапно возникшие по ходу текста вопросы, комментарии, а также такие проявления своего отношения к прочитанному, как плач, смех, протест против изложенного в тексте хода событий.
Когда ребенок прослушал сказку или рассказ, взрослый задает вопросы, чтобы выяснить, понятно ли ему содержание произведения. Затем дается установка на пересказ. С точки зрения ребенка пересказывать текст «просто так» не имеет смысла – поэтому в процессе подготовки к пересказу родитель должен обеспечить мотив к осуществлению данной деятельности ребенка (используя эмоциональное предвосхищение событий, введение игровых персонажей, создание воображаемой ситуации и т. д.). Умению пересказывать прослушанный (прочитанный) текст нужно учить.
Малыш очень любит слушать, когда ему читают! И если вы не будете жалеть времени и сил для общения с ребенком при помощи художественной литературы, он будет развиваться своевременно и разносторонне.
Читайте детям как можно больше и чаще! Это обогатит не только ребенка, но и вас.
Источник