Прогулки развитие для ребенка осенью

Прогулки развитие для ребенка осенью thumbnail

Татьяна Ляшенко
Развивающие прогулки с ребенком осенью

Развивающие прогулки с ребенком осенью

Развивающие прогулки осенью с ребенком.

Наступила осенняя пора. Как сделать так, чтобы прогулка осенью стала для детей интересной и развивающей?

«Палитра осени».

*Ничто так не завораживает в лесу, в парке, как разноцветные листья. Как весело шуршать ими, прыгать в яркие кучки листьев, устраивать веселый салют из них. Соберите вместе с малышом побольше разноцветных листьев и разложите их от самого светлого к самому темному.Назовите каждый оттенок: здесь будет и апельсиновый, и золотой, и клюквенный, и ярко-алый. Устройте соревнование, кто из вас громче зашуршит листвой, кто найдет самый большой лист, кто найдет самый красный лист и т. д.

*Возвращаясь домой с прогулки, можно собрать букет из красивых листьев, плодов рябины, веточек с шишечками, травы. Придя домой, поставьте свой букет в вазу. Позже можно провести занятие по рисованию и использовать листья для отпечатков краской.

*Поищите под деревьями жёлуди, орехи, крылатые семечки ясеня и клёна. Сорвите и засушите яблочки, ягоды боярышника, рябины, шиповника. Расскажите малышу, что это – семена, которые зимой прячутся под снегом, а весной превращаются в новые растения.Попробуйте рассортировать семена по разным признакам: от самого большого до самого маленького, крылатые и бескрылые, посчитать их.

«Наблюдение за природой».

*Наблюдайте за природой, например, что делают осенью птицы, животные. Понаблюдайте за насекомыми. Обратите внимание ребенка на деревья, траву, на смену их наряда. Поищите и цветы. Некоторые ещё цветут на клумбах. Дайте понюхать цветок, запах запомнится ребенку и оставит приятное впечатление.

*Вспомните во время прогулки об осенних приметах и, может быть, вы увидите летающую паутинку или много ягод рябины на деревьях.

*Чтобы сделать интереснее путь на детскую площадку или в парк, когда вы идете гулять, задавайте ребенку загадки или разучивайте с ним стихотворения об осени.

«Мокрое дело».

*Даже в самую сырую погоду не отказывайтесь от прогулки. (обеспечьте малыша непромокаемой экипировкой). Ведь игра с водой, песком, землей полезна для развития тактильных ощущений, мелкой моторики, творческих и познавательных способностей.

*Сравните, что тяжелее -ведёрко с водой или сырым песком; выясните, куда входит больше земли -в формочку или в ведёрко.

*Исследуйте, какие предметы тонут, а какие- нет, бросая поочередно в лужу камешки, листики, кусочки коры, шишки.

*Понаблюдайте, что получится, если перегородить ручеёк запрудой из камешков и песка.

*Подумайте, почему лужи появляются не везде, а лишь в отдельных местах. После вашего исследования мыслитель придёт к выводу: лужи появляются там, где скапливается вода- в низинках, ямках и т. д.

*Сделайте кораблик из бумаги и отправьтесь вслед за ним в путешествие по ручейку.

*Вот закапал осенний дождик. Не беда, не прячьтесь сразу домой. Понаблюдайте за дождем. Сначала на землю падают редкие капли, потом дождь усиливается. Прислушайтесь к тому, как барабанит дождь по крыше, стеклу. Обратите внимание ребенка, что люди взяли зонтики, чтобы не промокнуть. Можете и сами открыть зонтик и пройтись под ним. Наверняка вашему крохе это понравится! Когда дождик закончится, посмотрите на дорожки, траву, песок. Что с ними произошло? Они стали мокрыми.

«Мир на ощупь».

*Прогулка- прекрасное время для обогащения тактильных ощущений и развития мелкой моторики. Предложите ребенку ощупать кору разных деревьев. Помогите ему описать то,что он почувствовал: «Это берёза. У нее кора гладкая, шелковистая» и т. д.

*В кучу разноцветных листьев спрячьте на глазах у ребёнка крупную шишку и предложите найти ее ручками.

*Очень полезна игра «Белкина кладовая».Соберите по паре шишек, желудей, орехов. По одному предмету из каждой пары положите в «норку» (или в непрозрачный мешочек, коробку).Дайте малышу в ручку желудь или шишку и попросите на ощупь найти такие же. Эта игра не только хорошо развивает мелкую моторику, но еще и способствует формированию межполушарных связей.

Приятных вам прогулок с малышом!

Источник

Пока стоит хорошая погода, можно проводить время на улице. Но что именно можно делать интересного, если просто гулять надоело? Подсказываем сразу 43 идеи для уличных развлечений!

1. Устройте красивую фотосессию. Самые красивые места сейчас в парках, ботанических садах, дендрариях. Пригласите на фотосессию и бабушек с дедушками и других родственников.

2. Устройте осеннюю фотоохоту на самые красивые моменты наступившей осени. Себя фотографировать уже необязательно, а вот красиво упавший листок, отражающееся в луже небо, птичек на ветке рябины…

3. Займитесь осенним лэнд-артом. Некоторые осенние идеи мы собирали вот здесь.

4. Соберите много красивых камешков, выложите из них лабиринт и походите по нему.

5. Соберите шишки в парке, они пригодятся как для школьных поделок, так и для украшения дома к новогодним праздникам.

6. Собирайте самые красивые листья, веточки рябины, чтобы, придя домой, составить из них красивые композиции, икебаны, гирлянды и украсить ими дом.

7. Разложите собранные листья по цветовому градиенту. Можно в линию, можно в виде круга. Это всегда увлекает детей – подбирать близкие оттенки листьев друг к другу.

8. Гуляя, собирайте разные интересные вещи в карманы, а потом сохраните их на память в маленьких баночках или в виде фотокомпозиций. В баночке могут оказаться семена, желуди, красивые веточки, необычного цвета камешки и так далее.

9. Сплетите из опавших листьев венок на голову (надо будет вспомнить, как вы плели его в детстве) и погуляйте в нем.

10. Трясите деревья и стойте под листопадом.

11. Соберите каштаны для поделок. Их также можно пожарить.

12. Устройте в теплую погоду плэнер и нарисуйте какой-нибудь красивый вид вашего города.

13. Сходите в зоопарк.

14. Покормите уток на городском озере.

15. Сделайте кормушки для птиц и найдите места, где их можно разместить.

16. Устройте осенний пикник. Необязательно жарить шашлыки, можно пожарить овощи, зефирки и штокброты (тесто на палочке).

17. Запаситесь гугл-глазками и устройте на улице айебомбинг – направление стрит-арта, в котором используются только гугли-глазки. Вот тут мы о нем рассказывали.

18. Разрешите детям поваляться в листьях. И устроить с листьями веселую фотосессию.

19. Соберите желуди, семена, каштаны, ягоды рябины и сделайте из них украшения.

20. Соберите и засушите полезные или просто красивые травы.

21. Покрасьте забор на своем участке или стену гаража смываемыми красками.

22. Гуляйте по улицам и сочиняйте вместе сказки и рассказы про осень, про животных и птиц, про детей. Записывайте на диктофон.

23. Если у вас есть свой участок – сделайте чучело.

24. Поднимитесь на самое высокое место в городе и встретьте там закат.

25. Даже на простую прогулку возьмите с собой термос с вкусным чаем. Чай каждый раз можно заваривать новый, с листьями смородины, малины, собранными травами, ягодами, словом, со вкусом осени.

26. Возьмите велосипеды в аренду и покатайтесь по набережной или по парку.

27. Снимайте видео на прогулках, сохраняйте на память детство и ваше хорошее настроение.

28. Выйдете вечером на улицу, чтобы увидеть падающие звезды.

29. На выходных можно отправиться в небольшой поход.

30. Если вы выросли в том же городе, в котором живете, составьте маршрут по местам вашего детства. Прихватите все фотографии из семейного альбома, связанные с ними.

31. Еще успеваете покататься на роликовых коньках вместе с детьми.

32. Если еще не завели, то заведите сейчас семейный канал на Youtube, начните снимать видео на улице для него. Например, возьмите интервью у ваших детей о том, что они любят сейчас больше всего на свете.

33. Найдите надежное место и захороните капсулу времени. Вотидеи для нее.

34. Включайтесь в геокэшинг вместе с жителями вашего города.

35. Посадите дерево.

36. Соберите цветы для гербария.

37. Приготовьте заранее несколько легких корабликов. Скоро по улицам потекут осенние ручьи, и в них, а также в лужи, можно будет запускать кораблики.

38. Собирайте урожай вместе с детьми, если у вас или у бабушек есть дачи-огороды.

39. Если живете недалеко от реки, на пляже можно прогуляться и оставить рисунки тонкой веточкой.

Домик для феи

40. Вы еще успеваете сделать домики для фей. За их созданием можно провести все теплые денечки – сначала собирая материалы для строительства, потом – строя и украшая домики. Выберите солнечное место, чтобы дети больше играли на солнце.

41. Cплести коврики, панно, картины из трав. Такими панно можно украсить участок, использовать их вместо забора или ограждения, зонирования.

42. Сделать из глины лица на деревьях.

43. Сделайте человечков или лица человечков из природных материалов прямо на земле или на лавочке.

Отличной вам с детьми осени! Редакция.

Источник

Вера Семёнова
Планирование прогулок с детьми осенью

Октябрь

Вариант № 1

1. Наблюдение за деревьями на участке. Обратить внимание детей на ствол, ветки, листья,их отличительные особенности: “дерево высокое, ветки толстые и тонкие листья не достать – высоко”. Предложить потрогать ствол.У одних деревьев он тонкий: можно обхватить руками, а у других – толстый. Понаблюдать за тем, как ветер раскачивает дерево. Познакомить с названием дерева – берёза (клён).

Послушать, как шелестит листва; походить по опавшим листьям, послушать, как они шуршат. Сбор опавших листьев, уточняя наиболее яркие цвета их окраски.

Продолжать знакомить с понятием “листопад”, листья большие и маленькие, зелёные, жёлтые, красные.

2. Подвижная игра “Колокольчик”

Цель: учить выполнять движения по сигналу, менять движения, быть внимательными, Дети стоят в кружочке. У одного ребёнка в руке колокольчик.Воспитатель:

“Я бегу, бегу, бегу,

В колокольчик я звоню.

Колокольчик Тане дам

И на место стану сам”

3. Перешагивание через кирпичики, кубики, камешки, веточки.

Цель – развитие внимания, координации движений.

4. Самостоятельная деятельность детей.

Цель: поддерживать инициативу каждого ребёнка, поощрять общение детей со взрослым и другими детьми.

5. Сюжетно – дидактическая игра с куклой “Накормим куклу”.

Цель – учить детей разыгрывать несложный сюжет, воспроизводить несколько последовательных действий, показать использование предметов – заместителей.

6. Подвижная игра “Лохматый пёс”

Цель – приучать детей слушать текст и быстро реагировать на сигнал “Вот лежит лохматый пёс, В лапы свой уткнувши нос, Тихо, смирно он лежит, Не то дремлет, не то спит. Подойдём к нему, разбудим И посмотрим, что-то будет”.

Октябрь

Вариант № 2

1. Наблюдение за автомобилями. Обратить внимание на основные части автомобиля.

Цель – развивать внимание, учить различать и называть основные части автомобиля.

2. Трудовые поручения. Предложить собрать упавшие веточки,упражнять в различении величины веточек: длинные и короткие (толстые – тонкие).

Цель – приучать детей выполнять поручения.

3. Индивидуальные игры с мячом.

Цель – учить катать мяч двумя руками воспитателю, друг другу.

4. Игры с природным материалом (вынести корзину с шишками, желудями, камешками и др.):

а). Рассматривание и сравнение шишек, желудей.

Цель – развитие тактильного восприятия, активизация речевых высказываний детей (шершавая, гладкий, тяжёлый, лёгкий, большой, маленький).

б). Выкладывание по контуру предметов,знакомых детям: грибок, кораблик, дом и т. п.

5. Подвижная игра “Догоните меня”

Цель: развивать у детей умение сохранять во время ходьбы и бега необходимое направление и изменять его в зависимости от ситуации, приучать бегать в разных направлениях.

Развивать внимание и выдержку.

6.Самостоятельная деятельность детей: игры с песком, природным материалом.

Цель – обогащать представления детей о свойствах и качествах песка, развивать простейшие конструктивные навыки, поощрять общение друг с другом.

Октябрь

Вариант № 3

1. Наблюдение за птицами (воробьи, голуби).

Цель: учить узнавать птицу, называть части тела, вызывать желание заботиться о них. Обратить внимание, как чирикают воробьи,предложить послушать стихотворение:

“В гнезде воробушки живут

И утром только лишь встают

Чирик – чирик – чик

Так весело поют”

2. Игра “Что я закопала в песок?”

Цель: развитие внимания, памяти, наблюдательности.

3. Сбор листьев. Нанизывание листьев на прутик.

Цель: развитие внимания, мелкой мускулатуры пальцев рук; учить различать листья по цвету, величине.

4. Самостоятельная деятельность детей.

Цель – поощрять общение друг с другом, в играх с сюжетными игрушками выполнять 2-3 последовательных действия.

5. Подвижная игра “Мой весёлый звонкий мяч”.

Цель: приучать детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать четверостишье и убегать только тогда, когда будет произнесено последнее слово. “Мой весёлый, звонкий мяч, Ты куда умчался вскачь? Красный, жёлтый, голубой, Не угнаться за тобой!

7. Индивидуальная работа по развитию движений с малоподвижными детьми.

Цель – поощрять двигательную деятельность ребёнка.

Октябрь

Вариант № 4

1. Наблюдение за погодой. Ветреный день. Обратить внимание детей на деревья, кусты, траву. “Ветер дует, срывает листья, гонит тучи, всюду лужи, холодно”.

Цель – формирование представлений о сезонных изменениях, учить устанавливать простейшие связи.

2. Трудовые поручения. Сгребание опавших листьев в кучи (маленькие и большие, уборка листьев с площадки.

Цель: привитие элементарных трудовых навыков.

3. Игра с листочками – упражнение “Подуй на листок”. Цель – учить выполнять дыхательные упражнения.

4. Самостоятельная деятельность детей с игрушками и пособиями, а). Постройки из песка с использованием печаток и втыкалочек. б). Сюжетно-дидактическая игра с куклами “В гости к кукле Кате”, “Поездка в лес”.

Цель – закреплять (учить) умение действовать с предметами и игрушками, учить объединять их несложным сюжетом, развивать чувство симпатии друг к другу, доброжелательное отношение.

5. Подвижная игра “Воробышки и автомобиль”.

Цель – учить бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

Источник

Осенние прогулки и игры с детьми 2 – 3 лет

Прогулки с ребенком на свежем воздухе хороши и полезны в любое время года. Просто прогуляться с ребенком – хорошо, а прогуляться и поиграть и понаблюдать – еще лучше.

Игры и наблюдения для детей осенью позволяют сделать прогулку не только интересной, а и развивающей и познавательной.

Игры и наблюдения осенью, способствующие интеллектуальному развитию, развитию речи и воображения.

Наблюдения за живой природой

Цветы. На лугу, в поле или у цветочной клумбы покажите детям 2-3 цветка, скажите как они называются, спросить, какого цвета листья, цветки. Подведите к самостоятельному выводу: у всех цветов листья зелёного цвета. В последующих наблюдениях давайте задания: «Отыщи на полянке синие цветы, а теперь жёлтые, белые, назови белый цветок (ромашка).

Листья, кусты, деревья. При лёгком ветерке с деревьев медленно летят крупные, ярко раскрашенные листья. Они кружатся, опускаются на землю и шуршат под ногами. Почему медленно падают? Лёгкие. Предложите детям проверить: положи лист на стол и подуй на него.

Увидев, как дворник сгребает опавшие листья, дети тоже пытаются собирать их, но вскоре забывают о своих благородных порывах, бредут, загребая их ногами, прислушиваются к шуршанию листьев или начинают подбрасывать листья вверх, хохочут, увидев, как они опускаются на голову товарищу, на спину.

Поиграли, а теперь можно и серьёзным делом заняться: подумать, чем отличается куст от дерева. У куста и листья совсем рядом, можно потрогать. А у дерева высокий ствол, ветки и листья видны — а не достать. Толстое дерево можно обхватить, взявшись за руки вдвоём или втроём. А тонкий ствол обхватит и один человек.

Ягоды, грибы. В густой траве неожиданно показалась шляпка гриба и кустики ягод. Не срывайте его. Пусть дети любуются, приходят к нем в гости, наблюдают, как они растут. Гриб уже выше травы, выглядывает, ждёт ребят в гости. Это уже гриб-великан, гриб-царь (так обогащается словарный запас ребёнка). Ножка всё выше, шляпка всё больше. Можно рассказать, кому из лесных жителей нужны грибы и ягоды (в качестве лакомства, запасов на зиму, лекарства). Расскажите детям, как называются те или иные ягоды, какого они цвета и что из них можно сделать.

Если представиться  возможность, покажите ребёнку в лесу или парке белку, обратите внимание на её шубку, хвостик. Расскажите, чем питается, как передвигается. Угостите белочку орешками, семечками.

А также расскажите и покажите им птиц, которые готовятся улетать в теплые края.

Неживая природа

Сезонные и погодные явления. В тёплый ласковый осенний денёк обратите внимание детей на лёгкие белые облака, яркую синеву неба, ласковое солнышко, жёлто – красное убранство растительного мира. И всё это — золотая осень. Осень жёлтого цвета.

Но осень бывает и хмурой, дождливой, холодной. Тогда небо серое, солнышка не видно и тучи огромные, чёрные. Такой день не радует никого. Птицы спрятались, редкие прохожие идут под зонтами, спешат по делам. И дети одеты в плащи, куртки, на ногах резиновые сапоги. Для чего сапоги, зонты — дети расскажут сами. А у птиц нет сапог и зонтов. Вот они и спрятались от дождя. В следующий раз уже во время сборов на прогулку можно подготовить ребёнка к встрече с непогодой. Зачем одеваем плащи, резиновые сапоги, перчатки? Холодно на улице, идёт дождь. А на прогулке спросите: «Какие тучи, почему не видно солнышка, птиц?» Можно послушать как завывает ветер, и подражать ему: «Ввв! Ууу!» Это хорошее упражнение для артикуляционного аппарата. Обратите внимание на то как ветер срывает последние листья и несёт их далеко-далеко.

Развивающие игры для детей осенью

«Давай поговорим»

По дороге к месту прогулки с малышом обсуждается все то, что попадает в поле зрения. Поговорить можно о временах года, характерных для каждого из времен года отличительных признаках и явлениях. Необходимо акцентировать внимание малыша, что плохой погоды и плохого времени года в природе не бывает. Каждое из времен замечательно по-своему: зима – снежными забавами, весна – ручьями, корабликами, а лето – цветочками, фруктами и ягодами, осень же – опавшими, и такими красивыми, разноцветными листьями.

 «Играем в облака»

Осенью на небе много облаков. Можно поиграть с ребенком в форме беседы о том, что такое облака и как они появляются.

Далее можно вместе с малышом понаблюдать: как облака изменяют форму, скапливаются, двигаются. Можно пофантазировать: что напоминает скопление тучек, на что похожа отдельно взятая тучка. Подобрать героев из тучек и придумать сказочную историю с их участием.

Такая игра будет способствовать развитию воображения и фантазии ребенка.

Игры для детей осенью на улице

Лучшими местами для психологического и физического отдыха ребенка являются парк или лес, в которых дети очень любят гулять. Игры для детей осенью на улице должны быть подвижными и развивающими. В игре можно развивать не только творческое воображение, мышление, но и силу, выносливость, быстроту, характер. Подвижные игры развивают координацию движения, умение общаться со сверстниками и работать в команде, способствуют улучшению кровообращения и просто несут ребенку массу положительных эмоций. Для того, чтобы развивать творческое воображение ребенка, можно играть с ним в игры наблюдения за окружающим его миром, обсудить время года, понаблюдать за облаками и предложить ребенку придумать различные истории, откуда берутся облака, как и почему меняют форму, куда плывут. Такая игра развивает фантазию и воображение ребенка, он учится формулировать свои мысли и правильно их выражать.

Но игры для детей осенью на улице это, конечно же, прежде всего превосходная возможность подвигаться вдоволь. Движение ребенка напрямую связано с развитием эмоциональной сферы, интеллекта, пространственных представлений, речи, навыка и взаимодействия с окружающими его детьми и взрослыми. Необходимо обеспечить ребенку максимум двигательной естественной активности. Пусть он прыгает, бегает, ходит по бордюрам, забирается на лестницы, стволы деревьев, играет в подвижные игры с другими детьми. Придумайте для своего ребенка увлекательную игру, например можно задавать ему вопросы кто из животных как ходит, а ребенок будет демонстрировать, а затем поменяться ролями. Можно взять с собой на прогулку любимого игрушечного зайца и учить его прыгать.

Если рядом с Вами играют еще дети, устройте между ними веселые соревнования с помощью игры в мячик, например кто дальше мячик бросит, у кого он выше прыгнет, бросить мячик в высоту и поймать, покатить вперед и постараться догнать, положить на дорожке пару камушков и попробовать прокатить мячик между ними. Если Вы гуляете вдвоем с ребенком, посоревнуйтесь с ним, только не забывайте проигрывать, чтобы не лишать ребенка удовольствия от завоеванной в борьбе победы. Осенью погода нас радует дождями и лужами, сделайте дома с ребенком кораблик и пустите его вдвоем в дальнее плаванье по луже или канаве. Пусть ребенок нарисует якорь и иллюминаторы, придумает имя кораблю, спустите его торжественно на воду и понаблюдайте, куда он поплывет. Придумайте с ребенком увлекательную историю о путешествии Вашего кораблика. Существует масса увлекательных подвижных групповых игр для детей, это: квач, жмурки, съедобное -несъедобное, солнышко и дождик, волк и гуси, спящий пес, змейка и многие другие.

«Листочки»

Есть и простые, но очень полезные игры для детей осенью на улице. Особой популярностью пользуется игра «Листочки». Вместе с малышом собираются листья различных деревьев, при этом обязательно определяется и называется дерево, с которого листочек упал. Малышу можно предложить поднять листочек и поискать в парке дерево, на котором растут (или с которого опадают) точно такие листочки. Сравнить опавшие листья и те, которые еще остались на деревьях. Игру можно усложнить, добавив в нее в качестве поискового материала желуди, орехи, шишки и др. плоды деревьев.

«Съедобное – несъедобное»

Игры для детей осенью на улице можно организовывать и по принципу игры «Съедобное – несъедобное». В игру включается несколько детей. По очереди каждому водящим бросается мяч и называется какой-нибудь предмет. Если это названное слово пригодно к употреблению в пищу – мяч ловится, если нет – отбрасывается. В качестве слов для игры осенью лучше использовать название овощей, фруктов, различных растений, огородных культур и т.д.

«Кормушка для птиц»

Во время прогулки можно вспомнить с малышом о том, какие птицы живут в Вашей местности, чем они питаются. Рассказать ребенку о том, что осенью и зимой птицам очень сложно добывать себе корм. Предложить ребенку сделать кормушку (с этой целью можно использовать молочный пакет). Во время каждой последующей прогулки можно подкармливать птиц, принесенным кормом, наблюдать за птицами, прилетающими к кормушке.

Такое занятие с ребенком будет способствовать не только его развитию, а и воспитанию любви к живой природе.

«Лужи»

Лужи способны доставить радость любому малышу, но, к сожалению, отнюдь не огромную радость маме. Учитывая то, что запретный плод – сладок, не стоит лишать ребенка радости испачкаться в луже. Он это сделает все равно, если уж очень захочет. Наигравшись во время прогулки, может быть, не появится подобное желание во время похода на мероприятие, требующее безупречного внешнего вида. Игры в лужах – не самое страшное занятие, это своего рода познавательная активность ребенка и поэтому лишать его развития – не стоит. Главное все правильно организовать: позаботиться о соответствующей одежде и обуви, дополнительной паре перчаток. Лужи лучше выбирать различные по величине и глубине, но крайне желательно неподалеку от дома, так как продолжительная дорога в мокрой одежде – нежелательное явление.

Игры для детей осенью в лужах можно организовать по – разному: можно, обойдя лужи, посчитать количество шагов и сравнить лужи по величине, измерить глубину луж при помощи палки, покататься по лужам на велосипеде и т.д.

«Солнышко и дождик»

В игре принимает участие несколько детей. При команде «Солнышко» – все резвятся, бегают, прыгают. По команде «Дождик» – малыши должны подбежать ко взрослому, под раскрытый им зонтик. Взрослых и, соответственно зонтиков, может быть несколько.

Такая игра будет развивать реакцию и слуховое внимание.

Источник