Прогулка как средство развития ребенка

Вопросы к рассмотрению темы:

1. Значение прогулки как компонента в распорядке дня учреждения дошкольного образования.

2. Планирование разнообразной деятельности на прогулке летом. Требования к структуре прогулки.

3. Особенности организации разнообразной деятельности детей на прогулке.

Прогулка – важный компонент в распорядке дня учреждения дошкольного образования. Её проведение направлено на снятие напряжения ребёнка после занятий. Она способствует созданию жизнерадостного настроения, что в свою очередь обеспечивает соответствующий тонус для гармоничного разностороннего развития личности ребёнка. Основная задача педагогической работы воспитателя на прогулке – это обеспечение активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений, в процессе которых формируется детский коллектив и воспитываются положительные навыки  поведения, накапливаются представления детей об окружающей природе и общественной жизни. Грамотный подход к планированию, организации и проведению прогулки позволяет педагогу реализовать возможность органичного соединения оздоровительных и образовательных задач дошкольного образования. Но не следует делать прогулку ещё одной формой обучения детей. Им необходимо предоставить возможность отдохнуть и удовлетворить свою потребность в движении.      

В методической литературе последних лет можно найти разнообразные рекомендации по планированию прогулки. Однако следует помнить, что   есть общие требования к её структуре: наблюдения, дидактические игры и упражнения, трудовые действия, подвижные игры и упражнения, самостоятельная деятельность дошкольников. Кроме того, планируется индивидуальная работа с детьми в зависимости от результатов педагогической диагностики по различным видам деятельности и направлениям. Очень удобно, когда одной теме подчинены все необходимые структурные компоненты прогулки – тогда материал объединён по темам, соответствующим тематическому планированию.

На прогулке планируются эпизодические наблюдения за предметами и явлениями общественной жизни и природы, за трудом взрослых, а также циклические  наблюдения за природой согласно методике ознакомления с ней детей. Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонами заключается в следующем. Одну неделю каждого месяца – вторую или третью – во всех группах детского сада планируются:

А) ежедневное наблюдение за погодой;

Б) рассматривание растительности (деревьев, кустарников) покрова земли (в середине недели); поиск животных, которых можно встретить в данный момент сезона на участке и в округе детского сада. И наблюдение за ними (в конце недели);

В) ежедневная работа с календарём (после возвращения с прогулки).

Таким образом, основу этой методики составляют ежемесячно повторяющиеся недельные циклы наблюдений за комплексом сезонных явлений природы – явлений растительного, животного мира и неживой природы.

При планировании подвижных игр на прогулке следует помнить, что в подвижных играх должны принимать участие все дети группы. Следовательно, игры должны быть знакомы детям. Новые же, впервые вводятся и разучиваются на занятиях физкультурой.  Чтобы дети научились играть самостоятельно, игры следует повторять.

Планируя трудовую деятельность детей на прогулке, особое внимание отводится технике безопасности: грамотному подбору заданий и рабочего оборудования, дозированию и распределению физической нагрузки. Следует учесть также, что последовательность и продолжительность разных видов деятельности на прогулке должна изменяться с учётом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера предшествующей деятельности.

Игры на прогулке занимают особое место, что обязывает воспитателя отнестись к их организации с особой ответственностью. На прогулках проводятся подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические и спортивные игры, игры-драматизации и развлечения. Кроме того, необходимо тщательно планировать место физических упражнений и игр на прогулке, а также чередовать степень физической нагрузки в подвижных играх (игры большой подвижности, малой, средней) с целью предупреждения переохлаждения или перегрева детей.

Содержание трудовой деятельности наряду с обучением детей практическим навыкам работы предусматривает их знакомство с растениями,         животными, правилами ухода за ними. При использовании предложенных форм работы педагоги вправе самостоятельно продумать способы организации детей в этой деятельности, последовательность работы, приёмы, способствующие воспитанию у них чувства удовлетворения от выполненной работы. Однако воспитателю следует помнить о том, что возможности детей младшего дошкольного возраста крайне ограничены: трудовое воспитание осуществляется главным образом через выполнение простейших поручений либо совместного выполнения трудовых операций вместе с воспитателем.

Организация наблюдений за объектами природы предполагает использование художественного слова, сюрпризных моментов, проблемных вопросов к детям. 

Источник

Лилия Васильевна Доронина
Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста

Прогулка с детьми – это всегда радость, ведь ждут ее и взрослые, и дети., а потом дружно вываливают на улицу и получают наслаждение не только от свежего воздуха, но и от общения друг с другом.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка способствует умственному развитию, так как дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире.

Требования к продолжительности прогулки. Режим длительности проведения прогулок на улице.

Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после занятий и вечерней — после полдника. Общая продолжительность её составляет 4 — 4,5 часа.

— Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.

— В зимний период прогулкина воздухе проводятся 2 раза в день: в первую половину дня — до обеда, во вторую половину дня — перед уходом детей домой. В целях недопущения переохлаждения участков тела (лицо, руки, ноги, рекомендуется отправлять детей в помещение на 5-7 минут. Зимние прогулки в детском саду для детей до 4 лет проводятся при температуре до -15°С, для детей 5-7 лет при температуре до -20°С.

-Время выхода на прогулку каждой возрастной группы определяется режимом воспитания и обучения. Запретом для прогулок является сила ветра более 15 м/с.

Подготовка к прогулке.

Перед выходом на прогулкувоспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур: посещение туалетной комнаты.

Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности. Малышей помогает одевать няня, давая, однако, им возможность самим сделать то, что они могут. Когда у детей выработаются навыки одевания и раздевания, то они будут делать это быстро и аккуратно, воспитатель только помогает им в отдельных случаях (застегнуть пуговицу, завязать шарф и т. п.). Нужно приучать малышей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу. Чтобы навыки одевания и раздевания формировались быстрее, родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельности.

В летний период после возвращения детей с прогулки необходимо организовать гигиеническую процедуру — мытье ног.

Требования к одежде детей:

— в любое время года одежда и обувь должны соответствовать погоде на данный момент и не должны способствовать перегреванию или переохлаждению детей;

Содержание детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста.

Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься.

Структура прогулки:

1. Наблюдение.

2.Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.

3. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.

4. Труд детей на участке.

5. Самостоятельная игровая деятельность.

Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности.

Наблюдение.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.

В младшем возрасте наблюдения – 7-10 минут, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

Объектами наблюдений:

•Живая природа: растения и животные;

•Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);

• Труд взрослых.

• Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т. д.) организуются 1-2 раза в квартал.

Виды наблюдения: Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характерные движения, издаваемые звуки и т. д.

• Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

Организуя наблюдения,воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:

1. устанавливаются факты;

2. формируются связи между частями объекта;

3. идет накопление представлений у детей;

4. проводятся сопоставления;

5. делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее

Подвижные игры.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства!

Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.

Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли, а в старших группах —элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.

Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утренней прогулке:в младших группах :6 -10 минут,в средних :10-15 минут, в старших и подготовительных — 20-25 минут. На вечерней прогулке: в младших и средних группах — 10-15 минут, в старших и подготовительных — 12 -15 минут.

Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год)

В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).

В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).

В старшей и подготовительной группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.

Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.

Во время прогулоквоспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других — упражнение в равновесии, для третьих — спрыгивание с невысоких предметов.

Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения). Летом — это езда на велосипеде, классики, зимой — катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам. Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование.

Особенности организации двигательной активности в зимний период: в холодный период года, воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети дышали носом. Носовое дыхание соответствует формированию у детей умения правильно дышать, предупреждает заболевание носоглотки;

— при низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры большой подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда дети начинают дышать ртом. Не следует также в этих условиях проводить игры, требующие произнесения детьми в полный голос четверостиший, припевок, какого — либо текста.

Дидактические игры и упражнения являются одним из структурных компонентов прогулки. Они непродолжительны, занимают по времени в младшем возрасте 3-4 минуты, в старшем 5-6 минут.

Каждая дидактическая игра состоит из дидактической задачи, содержания, правил,

игровых ситуаций.

Виды дидактических игр:

• Игры с предметами (игрушками или природным материалом,

• Словесные игры. например, «Принеси желтый листик», «Найди по листу дерево», «Найди дерево или кустарник по описанию» и т. д. На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.

Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.

Трудовая деятельность детей на участке.

Продолжительность тр. деят. 5-15 минут в младшем возрасте, 15-20 минут в старшем.

Формами организации труда детей являются:

• Индивидуальные трудовые поручения;

• Работа в группах;

• Коллективный труд.

Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга

В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы;

показ и объяснение всего задания — последовательные этапы.

У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя).

Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование.

Целевые прогулки.

Воспитатель организует наблюдения детей за общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка. С этой целью организуются целевые прогулки.

В младшей группе целевые прогулки проводятся раз в неделю на небольшое расстояние, по улице, где находится детский сад. Со старшими детьми такие прогулки проводятся два раза е неделю и на более далекие расстояния.

Детям младшей группы воспитатель показывает дома, транспорт, пешеходов, средней — здания общественного назначения (школа, Дом культуры, театр и т. п.). Со старшими детьми проводятся целевые прогулки на другие улицы, в ближайший парк или лес. Дети знакомятся с правилами поведения в общественных местах и правилами уличного движения.

На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность.

Требования безопасности при организации прогулок на участке детского сада.

Перед выходом детей на прогулку воспитатель осматривает территорию участка на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностной инструкцией.

В случае усиления ветра до недопустимых параметров, ухудшения погодных условий (дождь, метель и др.) во время прогулки, воспитатель должен немедленно завести детей в помещение.

При проведении прогулки воспитатель следит, чтобы дети не уходили за пределы участка детского сада. В случае самовольного ухода ребенка немедленно сообщать о случившемся руководителю ДОУ.

В процессе прогулки воспитатель должен обучать навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.

Запрещается:

-Оставлять детей одних, без присмотра работников Учреждения;

-Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.

О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно возвестить руководителя, родителей, при необходимости привлечь медицинский персонал для оказания первой медицинской помощи. При необходимости организовать доставку ребенка в отделение скорой помощи.

Инструкция:

1. Разработку прогулки начните с календарного планирования. Ее цели и задачи должны соответствовать текущим планам на данный период времени. Включите в программное содержание прогулки воспитательные, обучающие и развивающие задачи.

2. Подготовьте все необходимое оборудование для организации деятельности детей. Обратите внимание на выносной материал. Он должен соответствовать содержанию прогулки, отвечать требованиям безопасности. Кроме того, выносной материал должен быть подобран в соответствии с возрастом детей. Обязательно проверьте количество игрушек. Их должно хватить для всех детей. Недопустимо, чтобы кто-то из дошкольников испытал недостаток оборудования для игры.

3. Составьте краткий план прогулки и зафиксируйте его на карточке. Это позволит планомерно осуществить намеченные задачи. Кроме того, это облегчит проведение прогулки.

4. Обязательно настройте воспитанников на прогулку. Пусть они почувствуют радость от предстоящей деятельности.

Источник