Прогресс ребенка на каждом этапе развития с рождения до 24 месяцев
Развитие ребенка в первый год жизни проходит настолько стремительно, что даже самые внимательные родители не всегда успевают следить за новыми достижениями крохи. Малыш, изначально не умея практически ничего, за эти 12 месяцев приспособится к жизни и освоит множество навыков. За каких-то несколько недель кроха научится поднимать голову, следить за источником света и звука, а спустя еще пару месяцев — улыбаться, смеяться, сидеть, переворачиваться и многое другое.
К концу первого года жизни развитие малыша позволит ему уверенно ходить по квартире, обращаться к родителям, используя первые слова, бегать, прыгать и танцевать!
Ниже мы рассмотрим общие нормы развития ребенка до года, но каждый взрослый должен понимать, что они условны. Дети развиваются по собственному индивидуальному графику, кроме того на процесс оказывают влияние такие факторы, как подверженность заболеваниям, социальные условия, воспитание в семье, наследственные факторы.
Кроме того, многое зависит от того, насколько тяжелыми были роды, родился ли малыш в срок, не потратил ли первые месяцы своей жизни на борьбу с инфекциями или врожденными патологиями.
Чтобы понять, что развитие ребенка до года идет своим чередом, родителям необходимо будет сравнивать его навыки с теми, что были зафиксированы несколько недель назад. Только в этом случае можно будет увидеть, есть ли прогресс и все ли идет по плану. Нижеописанный календарь развития поможет родителям узнать, на какие именно навыки нужно обратить внимание на каждом месяце жизни малыша.
Первый месяц жизни
В первые четыре недели жизни младенца называют новорожденным. Все, что он умеет, это в основном рефлексы, помогающие полноценно питаться, спать, расти и крепнуть.
Обычно здоровый малыш в первый месяц жизни учится фокусировать взгляд на ярких предметах (чаще всего внимание привлекают лампочки), в конце месяца — улыбаться и достаточно уверенно удерживать на протяжении небольшого времени голову в вертикальном положении.
Основную часть времени в первые недели малыш, которого ничего не беспокоит, ест и спит, таким образом набираясь сил. Ест ребенок примерно каждые 2 часа, спит до следующего кормления.
Ручки и ножки младенца все еще сохраняют привычное им внутриутробное положение: согнуты и прижаты к телу. У малыша ярко выражен тонус мышц, кулачки сжаты. Ребенок слабо реагирует на звуки, вздрагивает лишь при внезапных и громких звуках, моргает при ярком свете.
Оптимальное питание для крохи в этот период — это материнское молоко. После кормления малыша обязательно нужно будет подержать в вертикальном положении, позволяя ему выпустить заглоченный в процессе сосания воздух. Из-за несовершенства пищеварительной системы в первый месяц дети часто и порой обильно срыгивают.
В первый месяц ребенку ничего не нужно, кроме еды, сна и ощущения тепла и безопасности, исходящих от мамы. Именно поэтому не нужно лишать его возможности быть рядом с мамой, когда ему хочется, пытаясь перевести на удобный для себя график. Это можно и нужно будет сделать, но со временем, когда кроха адаптируется к новым условиям жизни и не будет так сильно нуждаться в близости мамы.
Второй месяц: первые достижения
На втором месяце жизни кроха становится более уверенным, активным, энергичным. Он по-прежнему питается грудным молоком (если у мамы все в порядке с лактацией), растет и развивается. По сравнению с предыдущим месяцем ребенок становится тяжелее на 600-1200 г, вырастает на несколько сантиметров. Кожа его приобретает более светлый оттенок, корочки на голове практически полностью исчезают, проходит и желтушка— частая проблема младенцев.
Визуально малыш становится более округлым и крепким. Он уже способен фокусировать взгляд на лицах склонившихся к нему людей, время от времени улыбается на обращенную к нему речь, пробует выражать эмоции первыми невнятными «агу».
В два месяца дети продолжают есть каждые два часа, между сном и питанием появляются минуты бодрствования, когда они рады будут общению с самыми родными людьми. В этом возрасте пупочная ранка крохи уже полностью заживает, постепенно затягиваются «роднички», его не так сильно беспокоят кишечные колики.
На третьем месяце жизни: повышенная активность
В три месяца кроха становится особенно жизнерадостным, общительным и активным. Именно в этот период может начать проявляться так называемый комплекс оживления, характеризуемый подвижностью малыша и агуканьем при приближении родителей к кроватке.
Трехмесячные дети все больше времени между сном и кормлением уделяют бодрствованию, с удовольствием слушают взрослых, когда те с ними разговаривают, интересуются игрушками, до которых уже пытаются дотянуться в положении на животе.
На третьем месяце первого года жизни малыши начинают осознанно воспринимать процедуру купания в ванной и получают удовольствие от процесса, особенно если родители используют игрушки, круг для младенцев. Кроме того, в этом возрасте дети способны отличать лица родителей от посторонних людей, что лишний раз подтверждает активное психоэмоциональное развитие.
Четвертый и пятый месяц: освоение новых навыков
В 4-5 месяцев ребенок уже совсем не похож на того крохотного новорожденного, каким он появился в доме. Малыш уже достаточно крупный, активный, крепкий, способен уверенно держать голову в вертикальном положении, а лежа на животе не только удерживает голову, но и приподнимается на руках, пытаясь рассмотреть все вокруг.
В этот период категорически запрещено оставлять кроху без присмотра на поверхности без защитных бортиков. За считанные секунды он может изменить положение и таким образом докатиться до самого края.
Четырех-пятимесячный малыш бодрствует достаточно долго для того, чтобы успеть заскучать в одиночестве без внимания близких. Именно поэтому плач ребенка в этом возрасте часто означает, что ему скучно и одиноко.
В такие минуты достаточно будет поговорить с крохой, увлечь его игрушками, поработать над развитием сенсорных навыков, предлагая послушать мелодии, рассмотреть контрастные картинки или сравнить тактильные ощущения во время контакта с разными на ощупь предметами.
В 4-5 месяцев активным является не только моторное развитие ребенка, но и речевое развитие, что подтверждается появлением в речи новых звуков, слогов и интонаций.
Полгодика — первый рубеж
Первые и самые сложные пять месяцев позади – кроха достаточно подрос и окреп, с ним проще найти контакт, увлечь занятиями и игрушками. Шестой месяц отмечается целым рядом новых достижений и изменений в жизни ребенка. Развитие его, как физическое, так и психоэмоциональное, идет своим чередом, что подтверждает повышенный интерес к игрушкам и, конечно же, освоение долгожданного навыка — сидения.
Именно к 6 месяцам большинство здоровых доношенных малышей начинают уверенно сидеть без опоры, причем садятся самостоятельно. Помимо этого, дети пробуют становиться на четвереньки, чтобы дотянуться до игрушки, переворачиваются в разные стороны с живота и со спины. Примерно в этот же период малыш может порадовать родителей первым зубом.
Седьмой месяц: улучшенная двигательная и речевая активность
В семь месяцев кроха уже достаточно уверенно сидит, играет игрушками, стучит, бросает их, пробует на зуб. Многие дети в этом возрасте уже ползают, причем далеко не все делают это в привычном понимании слова. Для семимесячного малыша вполне нормальным будет ползать назад, боком или по-пластунски.
В 7 месяцев малышу уже совсем не хочется оставаться в период бодрствования в кроватке, а оставлять его одного на взрослой кровати или диване небезопасно. Именно поэтому сейчас стоит позаботиться о приобретении для крохи специального детского стульчика или манежа, где он сможет подолгу заниматься игрушками.
Кстати, в 7 месяцев ребенок уже умеет играть не только теми игрушками, что ему вложили в руки взрослые, но и теми, которые он «добыл» самостоятельно.
Речевое развитие в этом возрасте также переходит на новый уровень. Малыш пробует имитировать слова и звуки, услышанные от взрослых, копирует их интонации, смеется, пищит и визжит, когда пребывает в хорошем расположении духа.
Восьмой месяц жизни — время познавательной активности
Восьмимесячный малыш уже достаточно уверенно произносит отдельные слоги, получая удовольствие от того, что с ним общаются, его понимают и поддерживают. В это время с крохой можно начинать играть в пальчиковые игры, развивающие мелкую моторику, а заодно и речь, такие как ладушки и «сорока-белобока». Дети в этом возрасте с радостью машут «пока» и «привет», показывают на животик, если голодны, играют в прятки, закрывая лицо руками.
Моторное развитие малышей в этом возрасте позволяет им самостоятельно принимать разные позы, в том числе и стоять, удерживаясь за бортик кроватки. Некоторые малыши уже пробуют переступать вдоль бортика кроватки, прыгают и танцуют под музыку.
Крохе в 8 месяцев можно пробовать давать кусковую пищу, например дольку яблока, бублик или сухарик, которыми он не только полакомится, но и почешет набухшие перед появлением зубов десны. Также в этом возрасте логичным будет заменить бутылку с водой или чаем на чашку или ложечку.
Восьмимесячный малыш уже многое умеет, в том числе и то, что касается игр. Кроха отлично справляется:
- с пирамидкой, снимая и надевая кольца;
- с кубиками;
- с открыванием и закрыванием коробок;
- со складыванием предметов в емкость и пр.
Эмоциональное развитие ребенка позволяет ему в этот период некоторое время занимать себя с помощью игрушек без участия взрослых. Дети способны увлеченно играть в манеже самостоятельно до 30-40 минут.
Девятый месяц: по примеру взрослых
На девятом месяце жизни активно продолжается развитие малыша во всех направлениях, начиная от моторного и заканчивая эмоциональным и речевым. Малыши с удовольствием осваивают навыки речи, пытаясь повторять за взрослыми отдельные слоги, подражая их интонациям.
Постепенно пополняется пассивный словарь малыша, что легко проверить, называя предметы и наблюдая за тем, как ребенок ищет их глазами. Девятимесячный малыш откликается на свое имя, производит ряд манипуляций с игрушками и предметами, переворачивая их, бросая, катая, толкая и так далее.
Физически кроха к 9 месяцам становится заметно крепче, он уже твердо стоит на ногах и вполне готов к тому, чтобы сделать первые шаги, пусть пока и за руку с родителями. Первые шаги малыша будут неуверенными, но со временем он научится ходить более активно, несмотря на частые падения, которых не избежать.
Десятый месяц жизни: больше сознательности и наблюдательности
В 10 месяцев развитие ребенка позволяет ему быть более активным во всех отношениях. Малыш не только копирует речь взрослых – он с удовольствием участвует в предложенных ему играх, принимая их правила.
Ребенок радуется, если взрослые предлагают поиграть в догонялки, даже если находится в это время в манеже или кроватке, не скрывает своего восторга, если мама или папа играют с ним в прятки, проявляет инициативу, изучая доступное ему пространство.
Десятимесячный малыш крайне наблюдателен, что продиктовано его острым желанием поближе познакомиться с окружающим миром. Он следит за действиями взрослых и пытается их повторить, с удовольствием использует в играх предметы из мира взрослых, имитируя их действия.
В 10 месяцев у крохи совершенствуется развитие мелкой моторики. Малыш уже использует пинцетный захват указательным и большим пальцем, пробует совершать тонкие действия, исследуя устройство игрушек.
Дети в 10 месяцев понимают обращенную к ним речь, пробуют произносить отдельные слова и с удовольствием выполняют простые поручения.
Одиннадцатый месяц: новые слова и исследовательский интерес
В 11 месяцев малыши уже вовсю ходят (в большинстве случаев) и даже бегают. В их словаре появляются новые слова, которые они при случае с удовольствием применяют. Малыши в этом возрасте способны имитировать звуки, которые издают животные, выполняют поручения взрослых и пробуют играть в сюжетно-ролевые игры.
Больше всего в 11 месяцев дети любят тратить время на исследование доступного им на данный момент пространства. Они бегают, ползают, ходят, открывая все шкафы, двери, вытягивая белье с полок, стукают об стены и бросают на пол одни находки и пытаются изучить содержимое других.
Очень важно в этот период во избежание бесконечных запретов подумать о том, чтобы обезопасить территорию, где будет передвигаться малыш. Кроме того, в это время с крохой нужно стараться как можно чаще бывать на улице.
Годик: в предвкушении новых открытий
Двенадцатый месяц — это первый юбилей ребенка, который, как правило, собирает всех друзей и родственников семейства. Кроха в это время уже достаточно уверенно:
- ходит;
- говорит около 10 простых слов;
- показывает пальчиком на предметы по требованию;
- наклоняется к игрушкам на полу, сохраняя равновесие;
- танцует;
- пробует петь;
- самостоятельно ест ложкой;
- пьет из чашки.
Очень важную роль в этот период играет развитие речи у ребенка. Малыши тренируют артикуляцию, экспериментируют со звуками, подражают взрослым. Родители должны поощрять любые попытки малыша улучшить двигательные и речевые навыки, заниматься развитием речи и моторики с помощью специальных игр и упражнений. Конечно же, с годовалым малышом нужно продолжать много общаться, окружая его теплом, лаской и любовью.
Источник
Еще сегодня ваш ребенок – несмышленый грудничок, но совсем скоро по дому будет бегать активный годовалый малыш. Чтобы знать, все ли необходимые навыки вовремя приобретает младенец, нужно отслеживать его развитие по месяцам.
Первый год жизни: календарь развития ребенка
Представляем вашему вниманию подробный календарь развития ребенка с самого рождения до достижения им 12-ти месячного возраста. Период до года – это тот этап жизни, когда малыш познает все вокруг, изучает себя и окружающих, поэтому это один из самых важных жизненных этапов. Поэтому читаем внимательно. Но сначала хотим показать вам короткое видео-резюме о развитии ребенка по месяцам:
Первый месяц
1-ый месяц жизни считается периодом адаптации как для мамы, так и для новорождённого ребенка. Организм младенца постепенно привыкает к новой обстановке. Если ребенок здоров и его ничего не беспокоит, он может проводить во сне большую часть суток. В короткие периоды бодрствования кроха хаотично двигает ручками и поджимает в коленях ножки. С первых дней жизни он начинает прислушиваться к разговорам окружающих, звукам погремушек и музыкального мобиля.
Физическое развитие
Новорожденный малыш 70% времени проводит во сне. В первые недели жизни младенец часто делает судорожные движения ручками. Физическая активность основана преимущественно на рефлексах: сосательном (рефлекторное сосание); хватательном (вложив палец в ладонь ребенка, он крепко сожмет свои пальчики); поисковым (рефлекс позволяет найти грудной сосок во время кормления).
В этом возрасте могут начать беспокоить кишечные колики. Избавиться от них поможет согретая пеленка перед кормлением, положенная на животик, легкий массаж живота по часовой стрелке, выкладывание на животик и специальные травяные чаи (укропная вода, фенхель).
Психомоторное развитие
Ближе к концу 1 месяца малыш подносит ручки к лицу (глазам, рту), чтобы они были в поле зрения. Лежа на животе, ребенок в этот период старается повернуть голову из стороны в сторону, но еще не удерживает её вес.
Основные моменты развития ребенка первого месяца жизни:
кормления по требованию (могут доходить до 10-12 раз в сутки, включая ночные);
физическая активность ребенка основана на рефлексах (сосательном, хватательном, поисковом);
плач обусловлен дискомфортом;
распознает материнский голос и запах, реагирует на него;
на несколько секунд может сфокусировать взгляд на лице взрослого или неподвижном предмете.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 600 г.
Увеличение роста – на 2-3 см.
Второй месяц
Во 2 месяце жизни у ребенка постепенно вырабатывается распорядок приема пищи и отхода ко сну. К этому возрасту малыш уже вовсю радует родителей своей улыбкой. Двухмесячный кроха способен чувствовать эмоциональное состояние мамы. Во время бодрствования младенец уже более активно двигает ножками и ручками, особенно в моменты общения со взрослым.
Физическое развитие
Во втором месяце жизни кроха уже более уверенно держит голову. Лежа на животе, малыш 10-15 секунд может удерживать голову и поворачивать её в разные стороны. У двухмесячного ребенка движения более скоординированы.
Психомоторное развитие
Что умеет ребенок в 2 месяца? Он любит рассматривать лица, подолгу фокусирует взгляд на предметах, находящихся на расстоянии 20-30 см. Появляются звуки гуления “а-а-а”, “е-е-е” и т.д. На знакомый голос отвечает улыбкой, улыбается при общении со взрослым.
Основные моменты развития ребенка второго месяца жизни:
реагирует на звуки, поворачивает голову в сторону его источника;
исследует собственные ладони и пальцы, сжимает их в кулачки и рассматривает;
делает первые неловкие попытки дотянуться до погремушки;
рефлексы новорождённого постепенно угасают;
у ребенка совершенствуется зрительный аппарат, с этого возраста малыш начинает проявлять интерес к ярким предметам.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 800 г.
Увеличение роста – на 3 см.
Третий месяц
В 3 месяца ребенок меняется с каждым днем, превращаясь из полностью зависимого от мамы младенца в активного, общительного грудничка. К трём месяцам малыш избавляется от рефлексов новорождённых, и учится сознательно контролировать своё тело. Ребенок все более интересуется происходящим вокруг него, у него вызывают любопытство новые лица, голоса. Малыш в ответ на общение может потихоньку “ворковать” и гулить.
Физическое развитие
Трехмесячный младенец уверенно опирается на предплечья в положении лежа на животе. Контролирует пальцы рук, разжимает и сжимает их. В вертикальном положении хорошо удерживает голову.
Психомоторное развитие
В этом возрасте малыш уже может хватать и удерживать игрушки. В гулении присутствуют тянущиеся звуки “б-у”, “ш-и” и т.д. При обращении взрослого активно двигает ручками и ножками, издает звуки, радуется.
Основные моменты развития ребенка третьего месяца жизни:
умеет поворачиваться со спины на бочок в обе стороны;
легко распознает источник звука и света, поворачивается к нему;
пытается схватить и удержать погремушку;
тянет в рот предметы и свои пальцы;
исследует руками своё лицо, поднимает и подтягивает к себе ножки.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 800 г.
Увеличение роста – на 2,5 см.
Четвертый месяц
В 4 месяца у ребенка уже достаточно укреплены мышцы шеи. Малыш освоил умение держать голову и с удовольствием осматривает происходящее вокруг по собственной воле. Поле зрения ребенка расширяется, теперь он видит не только общую картину, а может замечать и отдельные черты. Захват ладоней у младенца окреп, и кроха теперь может не только удерживать погремушку, но и пытается перекладывать её из одной ручки в другую.
Физическое развитие
Четырехмесячный младенец уже легко переворачивается с бока на спинку. Лежа на животе поднимает высоко голову и подбородок. Движения его ручек и глаз скоординированы. Пытается захватить подвешенную игрушку, тянется к ней.
Психомоторное развитие
В четыре месяца малыш узнает на расстоянии привычные предметы и лица. Он улыбается в ответ на речь родителей. Четырехмесячный ребенок начинает имитировать некоторые звуки. Подолгу и нараспев гулит. Отличает маму от других взрослых. При попытке посторонних поиграть с ним настораживается, но после проявляет оживление.
Основные моменты развития ребенка четвертого месяца жизни:
в положении лежа на спине делает первые попытки сесть, приподнимая верхнюю часть тела;
лежа на животе делает первые ползающие движения;
при кормлении из бутылочки поддерживает её руками;
следит глазами за движущимися объектами, фиксирует взгляд;
с любопытством рассматривает свое отражение в зеркале на руках у взрослого.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 750 г.
Увеличение роста – на 2-3 см.
Пятый месяц
В 5 месяцев кроха хорошо видит удаленные предметы. Он может улыбаться стоящей посередине комнаты маме, и заметит вас на расстоянии нескольких метров от кроватки. Пятимесячный малыш с интересом всматривается в работающий экран телевизора. Ребенок уже научился самостоятельно переворачиваться, и пытается ползать на животе.
Физическое развитие
У пятимесячных малышей происходит новый скачок в развитии. Лежа на животе, кроха упирается в поверхность ладонями вытянутых рук. При поддержке подмышками он устойчиво стоит на ножках. Малыш способен взять из рук взрослого игрушку и удерживать её.
Психомоторное развитие
В 5 месяцев грудничок певуче гулит с разнообразной интонацией и громкостью. Улавливает различие ласкового и строгого тона. При прерывании общения, если мама отлучается, он сучит ножками и возмущенно кричит.
Основные моменты развития ребенка пятого месяца жизни:
будучи поднятым в вертикальное положение и коснувшись ступнями поверхности, пытается оттолкнуться ножками;
гулит и имитирует звуки, произносимые взрослым (“ма-ма”, “а-гу”);
дотягивается до игрушек, хватает их и тянет ко рту;
радуется играм со взрослым, в случае прекращения игры может заплакать;
в 5 месяц у многих детей начинается прорезывание первых зубов.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 700 г.
Увеличение роста – на 2 см.
Шестой месяц
Ребенок в 6 месяцев лучше выражает свои эмоции и желания, часто озвучивает их. Теперь он может плакать не только тогда когда ему некомфортно или он хочет кушать. Плач может быть вызван желанием сменить занятие или же поиграть с другой игрушкой. Активное укрепление мышц спины и шеи способствуют умению сидеть, ребенок может без поддержки просидеть короткое время. Но самостоятельно приседать он научится чуть позже. Лежа на животе подтягивает поочередно ножки и пытается встать на четвереньки, чтобы поползти.
Физическое развитие
В этом возрасте при подтягивании за руки малыш садится из положения лежа на спине. Сидит при поддержке взрослых или опоре в виде подушек. Осваивает ползание вперёд. Ребенок уже способен удерживать игрушку и перекладывать её из одной руки в другую.
Психомоторное развитие
Шестимесячный малыш уже может отличить своё имя от других и реагирует на его произношение. У младенца появляется лепет, отдельные слоги (“па”, “ба”, “ма”). В этот период малыш любит находиться на руках у мамы. Кроха перестает плакать, когда его берут на руки.
Основные моменты развития ребенка шестого месяца жизни:
осваивает ползание “по-пластунски”, к концу 6-ого месяца может отползти на 20-30 см к предмету;
вставая на четвереньки, учится раскачиваться вперед-назад, что способствует укреплению навыка ползания;
в игре использует обе ручки, перекладывает игрушки из одной руки в другую;
играет на развивающем коврике с небьющимся зеркалом, отдает предпочтение музыкальным игрушкам;
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 650 г.
Увеличение роста – на 2 см.
Седьмой месяц
В 7 месяцев малыш переживает настоящий скачок в эмоциональном развитии. Начинает проявляться его характер и темперамент. Он не только впитывает в себя информацию, но и прилагает к повседневной жизни полученные знания. Ребенок различает крупные предметы (часы, телевизор, зеркало) и способен показать их. К концу месяца ребенок сможет ненадолго удерживать свой вес на ногах и самостоятельно вставать, держась обеими руками за опору.
Физическое развитие
Семимесячный малыш сидит без поддержки с опорой на ладони рук. С удовольствием бросает игрушки на пол или стучит ими друг об друга. С легкостью поворачивается с живота на спину. Младенцы в этом возрасте – настоящие непоседы.
Психомоторное развитие
Кроха подолгу лепечет, находясь в кроватке. Различает близких и незнакомых людей. На незнакомцев реагирует громким плачем. Может подолгу изучать лицо мамы с помощью рук. Любит разглядывать картинки, листать книжки.
Основные моменты развития ребенка седьмого месяца жизни:
тянется за предметом или к маме обеими руками;
садится с помощью взрослого и сидит без поддержки;
пытается привлечь к себе внимание, проявляет интерес к простым играм (“ку-ку”, “ладушки”);
активно пропевает звуки, появляется простое звукоподражание голосов животных (“га-га”, “кря-кря”);
любит листать книжки и рассматривать яркие картинки.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 600 г.
Увеличение роста – на 2 см.
Восьмой месяц
Ребенок ведет себя гораздо активнее, чем в предыдущие месяцы. Он может садиться и передвигаться с помощью ползания, встает в кроватке. Малыш легко отличает своих родителей от посторонних и сможет найти их лица даже на фотографии. Проявляет желание самостоятельно держать ложку при приеме пищи. Понимает простые просьбы -что-то показать или принести одни из своих игрушек.
Физическое развитие
Восьмимесячный ребенок испытывает удовольствие от ходьбы и осваивает приставные шаги возле любой доступной опоры. Самостоятельно садится, во время ползания может вставать и раскачиваться на четвереньках.
Психомоторное развитие
Лепечет, повторяя слоги “ма-ма-ма”, “ба-па” и т.д. Осваивает движение прощания рукой. Любит играть в “ку-ку”, “ладушки”. При вопросе пытается найти взглядом знакомый предмет или человека.
Основные моменты развития ребенка восьмого месяца жизни:
держась за опору, ходит приставными шагами;
легко ориентируется и перемещается с одного места на другое;
ребенку уже меньше нравится лежать, он старается принять вертикальное положение при любом удобном случае;
активно лепечет, словарный запас пополнятся новыми звуками и простыми словами.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 550 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.
Девятый месяц
В 9 месяцев малыш чувствует уверенность, стоя на ножках и пытается делать первые неуверенные шаги, держась за опору. Он еще не научился опускаться на пол без падения, поэтому может часто падать. К концу месяца ребенок научится лучше удерживать баланс и равновесие. Кроха уже хорошо пьет из поильника с носиком и учится пить из взрослой кружки.
Физическое развитие
Малыш активно начинает учиться самостоятельной ходьбе. Девятимесячный кроха садится и встает на ножки, держась за опору, без помощи взрослого. Ходит при поддержке за обе руки.
Психомоторное развитие
Начинает подражать сам себе, повторяя случайно возникшие звуки и слоги. Реагирует на собственное имя. Играет в “ладушки”, машет “пока-пока”.
Основные моменты развития ребенка девятого месяца жизни:
садится из положения лежа на спине/животе самостоятельно;
во время ползания может разворачиваться и перемещаться в любую сторону, а не только вперед;
хорошо запоминает названия окружающих предметов и по просьбе показывает их;
реагирует на слово “нельзя”, понимает запреты;
много лепечет на собственном языке, понятном только близким.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 500 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.
Десятый месяц
Малыш может удерживать равновесие и даже делать несколько шагов подряд, пока его не подхватит взрослый. В 10 месяцев ребенок может по 15-20 минут беспрерывно играть, увлекаться пирамидкой или кубиками. Может перелистывать в книжках страницы. Стремится играть с другими детьми в гостях или на прогулке.
Физическое развитие
Десятимесячный малыш, держась лишь одной рукой за опору, может сделать самостоятельные шаги. Приседает и встает по своему желанию за любым предметом. Основным способом передвижения становится уже не ползание, а ходьба.
Психомоторное развитие
Стремится копировать взрослую речь, вслушивается в разговор. Узнает и находит знакомые предметы по просьбе взрослого (“дай лялю”, “где мячик?”)
Основные моменты развития ребенка десятого месяца жизни:
может стоять несколько мгновений без опоры;
делает 2-3 шага вперед без поддержки;
ползает на руках и коленях, удерживая на них вес тела;
любит разбрасывать игрушки из кроватки/манежа;
показывает части тела на себе и на взрослом.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 450 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.
Одиннадцатый месяц
Малыши в 11 месяцев проявляют любопытство ко всему, что их окружает. Ребенок стремится изучить предмет самыми разными способами – трясти им в воздухе, бросать или ударять о поверхность. Любит играть в игру “спрятанная игрушка”, с легкостью находит её. В книжках смотрит на правильную картинку, когда слышит название определенного предмета.
Физическое развитие
В 11 месяцев ребенок уверенно стоит без опоры. Активно учится делать первый шаг без поддержки. Любит двигаться, танцевать под музыку, играть с другими детьми.
Психомоторное развитие
Произносит осознанные лепетные слова (“ма-ма”, “па-па”, “ав-ав”). Реагирует на слово “нельзя”. Играет с пирамидкой. Знает и показывает части своего тела.
Основные моменты развития ребенка одиннадцатого месяца жизни:
активно двигается (садится, ложится, встает самостоятельно);
неравнодушен к похвале, также понимает строгую речь;
может показать пальцем на желаемый предмет;
новые шаги в общении со взрослым: машет “привет”/”пока” ручкой, утвердительно кивает или отрицательно машет головой;
может самостоятельно брать мелкие кусочки пищи пальцами.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 400 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.
Двенадцатый месяц (1 год)
Ребенок к году уже окреп как маленькая личность. Здесь подробно описано, что умеет ребенок в один год. Если кратко, то он меньше волнуется в присутствии незнакомых людей, ведет себя настойчиво, активно выражает свои желания. Начинает демонстрировать собственнические наклонности по отношению к маме или игрушкам. Словарный запас ребенка растет очень быстро, малыш понимает всю обращенную к нему речь и быт
Источник