Программы занятий развитие интеллектуальных способностей ребенка
1). Пояснительная записка программы занятий « Развитие интеллектуальных способностей ребенка» (младший подростковый возраст 10-14 лет).
Самый чувствительный период для развития интеллектуальных способностей детей – возраст от 3 до 8 лет. К концу подросткового периода ( к 15 годам) завершается развитие интеллектуальных способностей человека. Если по каким- либо причинам с ребенком не проводились занятия, направленные на развитие памяти, мышления, восприятия, внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте, то это еще не поздно сделать в подростковом возрасте.
Способности развиваются в деятельности, и для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростков. Причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная.
Тренинги внимания, восприятия, мышления, памяти способствуют также развитию всех личностных качеств подростков. Они получают навыки групповой работы, где важна способность услышать другого, понять его замысел, т.е. происходит развитие коммуникативных способностей.
Цель программы: положительное изменение в интеллектуальном развитии подростка ( развитие памяти, мышления, восприятия, внимания, и др.).
Задачи программы: 1. Поддержать высокий уровень интереса и познавательной активности у подростка,
2. развитие логического мышления, внимания, смысловой памяти,
3. развитие познавательных способностей, что позволит подросткам более успешно усваивать материал программы средней школы.
Формы работы: – групповые занятия по 45-60 минут (1-2 раза в неделю),
-тренинги внимания, памяти и других мыслительных операций,
- диагностика,
- индивидуальное консультирование подростков, родителей и учителей по запросам.
Группы для занятий формируются по желанию подростков, запросу учителей и родителей. В начале занятий проводится диагностика способностей детей.
«Диагностика интеллектуальных способностей
детей 10-14 лет».
Цель диагностики:
- Выявить уровень интеллектуальных способностей (уровень внимания, памяти, креативности, мышления, и др. ).
- Сформировать группы для развивающих занятий с подростками с целью улучшения интеллектуальных способностей.
3)Поддержать высокий уровень интереса к познавательной активности .
Использованные методики:
1.«Графический диктант».
Цель: определение уровня развития произвольной сферы ребенка, изучение возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства.
2. «Образная память»
Цель: изучение кратковременной памяти ( в качестве объема памяти – образ ( изображение предмета, геометрическая фигура, символ)).
3. «Интеллектуальные навыки».
Цель: исследовать целостные действия, сформировавшиеся в результате упражнений, характеризующиеся высокой степенью освоенности и отсутствием поэлементной сознательной регуляции.
4.Исследование креативности.
Цель: изучение творческих достижений, умения по разному использовать информацию.
5.«Внимание».
Цель: Определить объем внимания и его концентрацию.
В заключительной части занятий проводится повторная диагностика, данные интерпретируются и составляются итоговые сравнительные таблицы, оформляются выводы, заключения. Результаты выдаются учителям, завучам, родителям и объясняются детям.
2). Тематический план-программа « Развитие интеллектуальных способностей ребенка» (младший подростковый возраст 10-14 лет),34 часа/год.
Темы | Цели занятия |
1.Восприятие. | -Развитие восприятия как интеллектуального процесса, в основе которого лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предмета. |
2. Внимание. |
|
3. Память. | – Развитие разнообразных видов памяти ( наглядно-образную, словесно-логическую, эмоциональную память) и свойств (объем, прочность, точность, организованность). |
4. Мышление. | – развитие абстрактного мышления, его форм и основных операций ( анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация). |
3). Заключение.
Для успешного обучения в среднем звене, для понимания и усвоения учебного материала у подростков должны быть сформулированы 3 составляющие мышления:
- высокий уровень элементарных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, и др.);
- высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества идей ;
- высокий уровень организованности и целенаправленности мышления, проявляющийся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа явления.
Высокий уровень произвольности внимания, высокая устойчивость внимания, достаточный объем и распределение внимания, а также высокий уровень восприятия и памяти у подростка необходимы для успешной учебной деятельности.
Занимаясь с подростками развитием интеллектуальных способностей, можно достичь высоких результатов.
4). Фрагмент занятия.
Упражнение № 1. Игра «Паучок».
Цель игры – корректировка отклонений в развитии восприятия и ориентировки в пространстве,
- развитие внимания, координации движений.
Инструкция: «Сейчас мы будем играть в такую игру. Перед вами поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает паучок. Паук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать вам ходы, а вы будите передвигать по полю паучка в нужном направлении. Делайте это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!
Внимание! Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево, и т.д. Нарисуйте в клеточке, где остановилась муха ….(грибок).» Рисунки могут быть разными: солнышко, домик, тучка, и т.п. Можно в игру ввести второго героя, например жука или муху; увеличить поле до 25, 36 клеточек.
Упражнение № 2.
Цель : развитие и коррекция переключения внимания.
Инструкция: « Вы будите работать с таблицей («Арабско-римская таблица»), разделенной на клетки, в которых написаны числа арабскими и римскими цифрами в произвольном порядке. Арабские вы должны находить в обычном порядке от 1 до 25, а римские – в обратном, от XXIV до I. Вы должны попеременно отыскивать числа того и другого ряда, т.е. порядок вашей работы должен быть таким: 1, XXIV,2,XXIII,3 XXII и т.д. В сумме каждая пара составляет число 25. Работать нужно как можно быстрее, не допуская ошибок.”
7 | III | 4 | 24 | XI | 14 | VII |
1 | 15 | XX | II | 10 | XVII | 9 |
11 | X | 7 | XXIII | V | 22 | XIII |
19 | 21 | XXI | 11 | XIX | 8 | 17 |
XII | 3 | 5 | XV | 20 | VI | 12 |
25 | IX | IV | XVIII | 2 | XVI | VIII |
13 | XXIV | 1 | 16 | XXII | 23 | 18 |
Упражнение № 3.
Игра «Съедобное – несъедобное»
Цель: развитие внимания,
Снятие усталости от предыдущего упражнения.
Инструкция: « Поиграем в игру «Съедобное – несъедобное». Я буду называть разные предметы и слова, вы должны хлопнуть в ладоши, если это съедобное и молчать, если несъедобное. Кто ошибается – выбывает из игры. Я буду хлопать всегда, будьте внимательнее. В конце останется самый внимательный участник игры.
Внимание, начали: « яблоко, апельсин, карусель, дом, телефон, варенье, печенье, и т.д.» Постепенно усложняются слова и увеличивается темп игры».
Упражнение № 4. Нахождение слов – антонимов.
Цель- развитие вербальных способностей.
Упражнение лучше проводить с командами в форме соревнования (какая команда лучше и качественнее выполнит задание).
Инструкция учащимся: « Я буду поочередно каждой команде называть слово, вы должны отвечать словом, имеющим противоположное значение, т.е. называть слово-антоним. Старайтесь отвечать быстро и правильно. Выигрывает та команда, кто назовет больше слов – антонимов. Пример: «ночь»-«день», «узкий»-«широкий» и т.д.».
В левом столбике помещены понятия, которые должен называть учитель, в правом – возможный вариант ответа.
- начало-конец. 8. спуск-подъем.
- бедный-богатый. 9. нападение-защита.
- тепло-холодно. 10. праздник-будни.
- тревога-покой. 11. свобода-рабство.
- матовый-блестящий. И т.д.
- активный-пассивный.
- рассеянный-внимательный.
Упражнение № 5. «Города».
Цель: развитие памяти, мышления.
Участники игры сидят в кругу.
Условия игры: ведущий называет какой-либо город, например Москва. Первый из участников игры должен вспомнить название города на букву А. Например, он называет Армавир. Следующий должен вспомнить название города на Р и т.д..
Если кто-то из игроков назвал слово, оканчивающееся буквой, с которой не начинается название никакого города или не может вспомнить название города, он выбывает из игры.
Выигрывает тот, кто останется последним.
Упражнение №6. «Поиск общего».
Цель: развитие мышления.
Инструкция: я предложу вам два слова, мало связанных между собой.
Например: консервная банка и чашка,
дерево и дом,
мел и мука,
матрешка и конструктор,
блюдо и лодка.
За 10 минут вы должны написать как можно больше общих признаков для пары предметов.
Ответы могут быть самыми обычными, стандартными: в примере «блюдо» и «лодка» могут быть названы такие общие свойства, как «сделаны человеком», «имеют глубину».Необходимо указать как можно больше и таких признаков. Но особенно ценными являются необычные ответы, которые позволяют увидеть предложенные слова в совершенно новом свете ».
Источник
Как развить интеллект ребёнка-дошкольника?
Идеальная ситуация, когда вы решили целенаправленно развивать интеллектуальные способности дошкольника, скажем, в 4-6 лет. И не просто делегировали это занятие воспитателям или репетиторам, а нашли время, чтобы заниматься вместе с ребёнком.
Прежде чем хвататься за все возможности для дошкольного развития, давайте определимся с базовыми способностями, которые нужно развивать.
Базовые интеллектуальные способности, которые нужно развивать у детей
Развивайте практический и эмоциональный интеллект дошкольника, его творческое и логическое мышление осознанно, с пониманием, над чем предстоит поработать. Детям в возрасте пяти-семи лет крайне необходим тренинг:
- восприятия – познавательного процесса (бывает простым, сложным и специальным в отношении абстрактных понятий – времени, движения, событий);
- памяти – основы основ, без чего невозможно дальнейшее эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста;
- внимания: увлекательные умственные активности помогают в формировании произвольного внимания; задача родителей – «переключить» ребенка с непроизвольного внимания в процессе игры на произвольное для лучшего восприятия и усвоения новой информации.
Какой именно интеллект дошкольника будем развивать?
Вопросы развития эмоционального и социального интеллекта являются предметом отдельной статьи.
Мы же поговорим преимущественно о том, как развивать умственный интеллект (логико-математический и пространственный) и житейский интеллект (здравомыслие и сообразительность).
Интеллект, сила ума реализуются через ряд способностей, которые желательно развивать с раннего детства:
- познавать и обучаться;
- анализировать информацию для ее систематизации и качественного усвоения;
- способность мыслить логически;
- находить закономерности и отличия в получаемой информации, выстраивать ассоциации с усвоенными ранее фактами.
Засомневались, сможете ли справиться со всем этим самостоятельно? Но вы ведь не из тех, кто станет пасовать перед трудностями. Иначе не стали бы читать наш материал. ????
Направьте первые усилия на развитие образного мышления, логико-математических, аналитических способностей на базовом уровне.
С помощью ЛогикЛайк вы без труда сделаете занятия увлекательным совместным времяпровождением. Превратите развитие интеллектуально-творческих способностей в веселую игру, и ваш ребенок научится осваивать и усваивать тонны информации.
Задания и упражнения для развития интеллекта дошкольника
- Загадки на логику и смекалку. Отгадывание загадок развивает логическое мышление, концентрацию внимания и память. Основная польза ребусов, шарад и прочих загадок – это эффективный тренинг для мозга. Такие упражнения на развитие интеллектуальных способностей станут чем-то наподобие разминки перед занятиями спортом (только качаться будут не мышцы, а мозг).
- Логические задачи (5-6 лет, 6-7 лет). Если загадки – это тренировка в первую очередь, скорости мысли, то задачи – это уже занятия на выработку навыка глубоко и разносторонне анализировать ситуацию, на развитие гибкости мышления и сообразительности. Задачи на логику хорошо тренируют способность удерживать в уме сразу несколько условий и формируют навык выработки собственного подхода к поиску правильного или лучшего ответа.
Выбери предмет, который не подходит к остальным по материалу.
- Развивающие интеллект игры на логику – отличный вариант для старта. Они яркие, «заточены» на тренировку произвольного внимания и стимулируют активное логическое мышление (плюс могут развивать память, способность строить прогнозы, выстраивать стратегии). Многие игры такого рода основаны на скорости выполнения поставленных задач.
За год до школы или с первого класса полезно привить детям любовь к чтению и спорту, музыке и танцам. В танцах, в боевых искусствах, командных игровых видах спорта всегда нужно двигаться и думать одновременно и за себя, и за других участников процесса.
Все это отлично работает на развитие интеллектуальных способностей не только дошкольников, но и в любом возрасте. И древние римляне, и современные ученые едины во мнении: возможности ума и степень физического развития взаимосвязаны.
Какие интеллектуальные способности необходимы школьнику?
С младших классов мальчикам и девочкам крайне необходимо развивать критическое и логическое мышление (подробная информация с конкретным решением – в этой статье).
В возрасте 6-10 лет формируется склад ума человека – аналитический, наглядно-образный или смешанный.
Уже в начальной школе детям следует активно развивать:
- оперативную память (способность удерживать в голове несколько промежуточных фактов, решений, выводов);
- навыки упорядоченности мыслей в суждениях, стремиться к выстраиванию правильной архитектуры мышления;
- способность делать выводы из полученных массивов информации;
- постепенно наращивать скорость выполнения аналитических и других операций.
Чтобы лучше понимать, как развить интеллект у ребенка, как суметь помочь ему в улучшении умственных способностей, необходимо помнить:
- только всесторонняя работа над повышением интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте (логика, творчество, эрудиция, эмоциональный, социальный и практический интеллект) формирует успешную личность;
- выраженная склонность к аналитическому мышлению не отменяет творческих импульсов, они лишь «прячутся» за логикой, но их можно и нужно развивать, чтобы воспитать гармоничную личность;
- повышать интеллектуальные способности необходимо не только за компьютером, но и благодаря занятиям спортом: безусловные лидеры – шахматы, карате; полезны также любые командные игровые виды спортивных состязаний, общая физическая подготовка и легкая атлетика.
Упражнения для развития способностей младших школьников
В первых классах детки еще не учат математику, у них только начинается введение в курс арифметики. Однако решать несложные математические ребусы, задачи на поиск закономерностей и другие задания на логику с ними уже можно.
Такие упражнения – и для ребенка отличная тренировка навыка размышлять и рассуждать, и для родителей приятная подготовка к совместному выполнению домашних заданий.
Эффективными методами и способами развития интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте будут те же упражнения, которые рекомендованы ребятам помладше (смотрите материал «Задания и упражнения для подготовки к школе»).
Период с семи до десяти лет – самый интенсивный в плане развития интеллекта. В это время сама природа помогает: у ребенка обостряется чувство соперничества и формируется произвольное внимание и осознанный интерес к аналитической деятельности. К математическим и логическим задачам можно смело добавлять:
- задачи на пространственное мышление (фигуры и их развёртки, отражения и другое);
- шахматы – отлично развивают интеллект и мотивируют возможностью превзойти соперника в гибкости и изобретательности ума; шахматные задачи для начинающих – способны обучить игре в шахматы на достойном уровне даже новичка и значительно повышают интерес к этой игре;
- различные головоломки на словесно-логическое, наглядно-образное и абстрактно-логическое мышление, креативность, смекалку и сообразительность, в том числе, задачи на правду и ложь, алгоритмы, головоломки со спичками и многое другое.
Комплексная программа обучения выстраивается таким образом, чтобы уровень сложности в каждой категории заданий постепенно увеличивался. С чего начать подскажет обучающая система LogicLike.
Занятия и упражнения для средней школы и подросткового возраста
С 10-12 лет в занятиях по развитию интеллекта можно делать упор на соперничество или на развлекательно-игровую форму времяпровождения с пользой для ума и для настроения.
Пожалуй, лучшие варианты ответа любому родителю на вопрос о том, как развить интеллект у школьника:
- олимпиады и конкурсы (настоящие и «игровые», в школе и дома между друзьями);
- развлекательные состязания по решению логических задач;
- семейные, дружеские и официальные шахматные турниры;
- совместное решение судоку, разгадывание кроссвордов;
- отгадывание ребусов, логических загадок, задач и головоломок на логику и смекалку и многое другое.
По итогу прохождения курса развития логического мышления и интеллекта и 10-12-летний ребенок будет не только способен решить столь сложные задачи, которые могут оказаться не под силу и многим взрослым, но и по многим аспектам интеллектуального развития будет на две головы выше своих менее целеустремленных сверстников.
Можно ли развить интеллект у взрослого после 40 лет?
Да, ответ на этот вопрос однозначный и положительный. Повысить свой уровень можно и в 20, и в 35, и в 55 лет. Меняется только время, требуемое для получения результатов, и объем необходимых усилий.
Что делать, чтобы улучшить работу собственного мозга взрослому?
- Устранить барьеры, которые могут мешать вам двигаться вперед:
— отключите страх потерпеть неудачу в новых для вас видах активностей;
— осознайте, что только лишь знание узкой тематики пусть даже на самом высоком уровне не делает человека умнее по всем фронтам, и зачастую наоборот сильно мешает разностороннему гармоничному развитию интеллекта и личности;
— даже если вы уже состоявшийся супер-профи в своем деле, у вас не должна страдать мотивация, особенно если у вас уже есть дети: занимайтесь вместе с ними и для них, и для себя. - Вы понимаете важность регулярных занятий спортом? Человеческий мозг – это та же мышца. Если ей не заниматься годами, она станет дряблой, но привести ее в форму можно за цикл занятий на повышение интеллектуального уровня через развитие творческих способностей и логического мышления. Решайте с детьми логические задачи, разгадывайте загадки и математические головоломки, играйте в шахматы.
- Читайте больше книг. Но даже если вы владеете навыками скорочтения, не забывайте, что иногда нужно просто читать в удовольствие: глубоко вникать в сюжеты, наслаждаться произведениями, «проживая приключения главного героя». Хорошая книга (вспомните, какие произведения вдохновляли вас в детстве и в юности) может сработать как полноценный «витаминный комплекс для ума». Это плодородная почва, но чтобы мозг постоянно пребывал в тонусе, его надо регулярно тренировать.
Как повышать уровень интеллекта у взрослого и ребенка одновременно?
Занимайтесь спортом, чтением и комплексным развитием логического мышления и интеллектуальных способностей вместе, всей семьей.
Окей, со спортивными активностями и чтением все понятно. Хорошо бы еще найти такое место, где собраны самые интересные и разноплановые задачи, загадки, головоломки и другие задания для полноценного развития интеллекта…
Мы создали и постоянно совершенствуем платформу для развития маленьких и взрослых умников. Вы уже занимаетесь на ЛогикЛайк? Если нет, самое время попробовать!
У большинства родителей не хватает времени, чтобы попробовать все, что может быть полезно их ребёнку. Но все мы знаем, что это лишь вопрос приоритетов.
Быть может, пришло то самое время, чтобы взять на себя ответственность не только за регулярные семейные оффлайн-активности, но и за совместные занятия в онлайн-режиме?
Почему 250 000 детей и родителей выбрали для себя ЛогикЛайк?
- Мы создали полноценный курс для формирования логического фундамента мышления;
- заниматься можно на планшете, смартфоне, компьютере или ноутбуке;
- начать можно с 20-30 минут в сутки, важно выполнять разминку для ума «без простоев» – регулярно, каждый день;
- назначайте удобное для всех время, и приучайте ребенка к дисциплине: сделайте ваши совместные тренировки интеллектуальных способностей семейным ритуалом, например, после ужина;
- во время летних каникул некоторым детям стоит увеличивать нагрузку, чтобы мозг был в тонусе.
Развивайте логику и интеллект играючи, легко и с удовольствием. Сформируйте полезную привычку заниматься по 20 минут каждый вечер.
Источник