Программы по развитию ребенка с задержкой речевого развития

Программы по развитию ребенка с задержкой речевого развития thumbnail

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 

1.1 Пояснительная записка

1.2 Особенности развития детей с задержкой речевого развития

1.3 Необходимость реализации данной программы

1.4 Цели и задачи логопедического кружка

1.5 Планируемые результаты освоения Программы логопедического кружка

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Тематическое планирование занятий по кружковой деятельности

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Структура и содержание кружковой деятельности

3.2 График работы кружка

3.3 Список детей, посещающих дополнительную деятельность «Речевечок».

3. 4. Используемая методическая литература

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 

1.1 Пояснительная записка

Проблема выявления задержки речевого развития (ЗРР) на ранних этапах онтогенеза давно стала одной из важнейших проблем логопедической работы и ранняя помощь детям с задержкой речевого развития в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют перинатальную патологию (Волосовец Т.В.) По мнению американских специалистов дети с ЗPР составляют 40 % от всех рождающихся детей, а по данным наших педиатров это число составляет 85% от общего числа новорожденных (Боровикова Е.Н.).

Ученые (Ю.И. Барашнев и др.) выделяют ряд вредных факторов, наиболее распространенных и отрицательно влияющих на раннее речевое развитие детей:

  • отягощенный акушерский анамнез (бесплодие, предшествующие аборты, самопроизвольные выкидыши, наличие в семье детей с психоневрологическими нарушениями и др.);
  • неблагополучная экологическая обстановка в районе проживания семьи ребенка;
  • перенесенные во время беременности психический стресс и/или негативная психологическая обстановка в семье;
  • вирусные инфекции (в том числе неясной этиологии), грипп;
  • осложненные роды (аномальное положение плода, плацентарная недостаточность и связанная с ней внутриутробная гипоксия и/или внутриутробная гипотрофия; течение родов с длительным безводным периодом, со стимулированием из-за слабой родовой деятельности и др.).

1.2 Особенности развития детей с задержкой речевого развития

Дети с задержкой речевого развития, как правило, имеют отягощенный неврологический статус. Внешне это выражается в особенностях поведения: дети либо гипервозбудимы, расторможены, либо, наоборот, пассивны, инфантильны. Внимание таких детей непроизвольное, неустойчивое. Игровая деятельность – на уровне нецеленаправленного манипулирования игрушками. Часто дети с патологией речи моторно неловки, у них плохо развиты движения кисти, тонкие движения пальцев, дети не могут точно, координировано выполнить движения губами, языком после показа взрослыми. Пассивный словарь чаще всего на номинативном уровне, то есть дети, ориентируются в названиях предметов, показывают некоторые изображения, но не понимают вопросов косвенных падежей, с трудом ориентируются в названиях действий. Активный словарь состоит из 5-10 слов модели СГ (на), СГ – СГ (ма – ма). Иногда вместо слов ребенок воспроизводит один слог, как правило, ударный. Так дети надолго «застревают» на уровне полисемантических слов, например: «ки» – киска, мех, волосы.

Дети с задержкой речевого развития затрудняются передать акцентно-просодическую модель слова. Интенсивной особенностью патологической речи является стремление к употреблению открытых слов (СГ). Например: слово мяч ребенок произносит как «мятя» или «мя». При полном отсутствии словесных сочетаний словарь ребенка с ЗРР может включать до 100 – 150 слов, в основном существительных, произносимых с множеством звуковых и слоговых пропусков и перестановок. Если при нормальном речевом развитии однажды воспроизведенная форма быстро захватывает ряд слов, то при речевых нарушениях дети не способны использовать подсказывающий образец. Поэтому их речь изобилует аграмматизмами. Характерная особенность речи детей с ЗРР – неправильное звукопроизношение, которое при отсутствии квалифицированной помощи сохраняется на неопределенно долгий срок.

«В психическом развитии существуют сензитивные периоды, в которые ребенок особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей среды. Для развития речи сензитивным периодом является возраст от 1,5 до 3 лет, когда ребенок оказывается наиболее чувствительным к речи». (С.А.Миронова).

1.3 Необходимость реализации данной программы

Существует проблема организации логопедической службы в работе с детьми раннего возраста. Как правило, в практике логопедическую помощь детям оказывают, начиная с 4 – 5 лет, когда уже сформирован стойкий патологический стереотип психических и речевых нарушений. (Г.В.Чиркина, 1999). При этом оказывается упущенным сензитивный период развития речи, который приходится на первые 3 года жизни ребёнка (Р.Е.Левина). У детей раннего возраста отграничение темповых задержек речевого развития от случаев дизонтогенеза по типу раннего проявления системного нарушения всех сторон речи (ОНР) представляет собой достаточно сложную медико-психолого-педагогическую проблему. Очень важно выявить неблагополучие речевого развития (причины его) ребенка и преодолеть его как можно раньше. Наиболее приемлемый период для усвоения родного языка – ранний возраст.

Ежегодно в детский сад поступают дети 2 – 3 лет. У многих детей на момент обследования имеют заключение невропатолога – перинатальное поражение центральной нервной системы. Кто – то имеют задержку речевого развития, что подтверждается изучением компонентов речевой деятельности, соответствующих возрастному диапазону ребенка, с учетом методических рекомендаций, разработанных Ю.Ф.Гаркушей, анализом результатов заполнения опросника для родителей О.Е.Громовой (Приложение № 1), который свидетельствует о разнице между пониманием речи, объемом пассивного словаря и появившихся слов в активе. На основе заключения невропатолога, результатов логопедического обследования, данных опросника подтверждаются проблемы в речевом развитии детей 2 – 3 лет. В том числе анализ материалов Т.А.Датешидзе, Ю.Ф.Гаркуши, О.Е.Громовой, М.Г.Борисенко, Н.А.Лукиной и др. показал следующее:

  • недостаточно четко определено содержание работы по речевому развитию детей раннего возраста;
  • описаны отдельные методы и приемы, но не представлено целостной системы работы.

1.4 Цели и задачи логопедического кружка

Цель: Коррекция речи детей 2-3 лет с задержкой речевого развития: побуждение детей к общению, стимулирование речевого развития, повышение речевой активности ребенка.

Задачи:

1. Создать условия для социализации личности ребенка.

2. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

3. Развивать слуховое восприятие, внимание и память.

4. Формировать общие речевые навыки (просодика).

5. Активизировать словарь по лексическим темам.

6. Побуждать повторять новые слова, договаривать фразу.

7. Формировать грамматический строй речи.

Условия для реализации задач:

  1. Провести коррекционную работу с детьми с ЗРР согласно разработанной программе.
  2. Создать предметно – развивающую среду для профилактики и коррекции ЗРР.
  3. Формировать партнерские отношения между участниками коррекционного процесса (ребенок – логопед – родители – сотрудники детского сада).

Ограничений и противопоказаний на участие детей 2 – 3 лет в программе детей нет. 

1.5 Планируемые результаты освоения Программы логопедического кружка

Ожидаемый результат:

  • дети пользуются фразой; участвуют в простом диалоге;
  • повысился уровень слухового внимания и понимания речи;
  • у детей расширилось понимание обращенной речи, развита речевая активность;
  • повысилась компетентность родителей в вопросах развития и воспитания малыша и коммуникативные навыки общения;

создана развивающая среда для детей 2-3 лет в группе.

Читайте также:  Проектная деятельность в речевом развитии ребенка

(с остальными пунктами программы, рецензией и приложением к программе вы можете ознакомиться в кабинете учителя – логопеда СП).

Источник

Виктория Прокопович
Специальная индивидуальная программа развития ребенка с задержкой психоречевого развития (часть 1)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с ребёнком 5лет, имеющим задержку психического развития. Составлена она на основе «Адаптированной образовательной программы для ребенка с задержкой психоречевого развития на основе программы С. Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с ЗПР»

Программа разработана в соответствии с действующими федеральными государственными образовательными стандартами. Ведущие цели Программы — создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка и формирование его позитивных личностных качеств. Основной задачей является максимально возможная реализация особых образовательных потребностей ребёнка.

ХАРАКТЕРИСТИКА

В МБДОУ девочка поступила в сентябре 2016 года. До этого она находилась на домашнем обучении, ДОУ не посещала. Девочка родилась с врожденным пороком сердца, врожденной расщелиной твердого и мягкого неба. Адаптация прошла без особенностей. Полина быстро привыкла к детскому саду. Сейчас ребёнок чувствует себя в группе комфортно, поведение адекватное, спокойно общается со сверстниками. Неагрессивная, неконфликтная, очень ласковая и отзывчивая девочка. В группе сверстники ее любят, охотно с ней играют и помогают при необходимости. Охотно идёт на контакт со взрослыми, выполняет простые поручения.

Ведущая рука левая.

Крупная и мелкая моторика нарушена, грубых нарушений осанки, ходьбы, бега, прыжков нет. Наблюдается моторная неловкость, недостаточность мышечной силы. Потребность в движении чаще реализуется через хаотичную двигательную активность.

Навыки самообслуживания сформированы недостаточно. Пользуется туалетом без напоминания взрослого, одевается и раздевается только с помощью взрослого.

В игровой деятельности наблюдается нечеткое и неточное выполнение игровых действий, а также бедность игровых сюжетов. Выполняет игровые действия без достаточного речевого сопровождения.

На контакт с педагогом идёт охотно. Познавательный интерес слабый, избирательный, неустойчивый. На занятиях часто отвлекается, может встать, походить. Мешает детям. Деятельность целенаправленная, но неустойчивая. Не доводит дело до конца. Общий темп деятельности медленный. Повышенная утомляемость, истощаемость. Работоспособность низкая, самоконтроль недостаточный.

Лучше усваивает материал на индивидуальных занятиях. Инструкцию педагога воспринимает не всегда и не в полном объёме. Помощь (поэтапно) принимает, оказание помощи эффективно. У девочки замедленное восприятие и осмысление нового учебного материала. Ей требуется постоянная организующая помощь педагога в виде наводящих вопросов, подсказок, опора на наглядный материал. Ситуации успеха вызывают у ребёнка положительные эмоции.

Речь невнятная, не всегда понятна для окружающих, звукопроизношение нарушено. Это связано с врожденными особенностями неба. Словарный запас и связная речь ниже возрастной нормы. Чаще речь односложная. Затрудняется в построении целых предложений

Внимание неустойчивое, быстро истощается. Концентрация слабая. Зрительная память немного лучше, чем слуховая. Медленно запоминает информацию, требуется многократное повторение, прежде чем девочка воспроизведет стихотворение. Восприятие замедленное, фрагментарное. Не всегда может выделить части предмета, затрудняется подобрать часть к целому. По цвету, форме, величине различает, соотносит. Называет все основные, монохромные цвета. Знает круг, треугольник, квадрат. Пространственно-временная ориентировка развита недостаточно.

Мышление ниже возрастной нормы, слабо развиты операции анализа и синтеза. Ребенок самостоятельно не устанавливает причинно-следственные связи в серии сюжетных картин с явным смыслом сюжета, не справляется с определением логических отношений при работе с серией картин со скрытым смыслом и незавершённым концом действия. Классифицирует и обобщает слабо, затрудняется в исключении лишнего предмета.

Представления об окружающем мире ниже среднего. Элементарные количественные представления также ниже среднего.

Любит трудовые и индивидуальные поручения, подвижные игры. Проявляет интерес к рисованию. Полина достаточно хорошо и аккуратно разукрашивает. На занятиях лепкой и аппликацией испытывает трудности в связи со слабо развитой моторикой руки.

Полина воспитывается в неполной семье. Мама уделяет достаточно внимания дочери, активно интересуется поведением девочки на занятиях и в свободной деятельности, переживает за нее. Все рекомендации специалистов выполняет. В семье благополучный микроклимат.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ территориальной психолого-медико-педагогичесой комиссии:

Установлен статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, выявлены трудности в обучении, обусловленные задержкой психоречевого развития.

Сопровождение образовательного процесса и коррекционной работы:

Педагог-психолог требуется

Учитель-логопед требуется

Учитель-дефектолог не требуется

Социальный педагог не требуется

Тьютор не требуется

Ассистент (помощник) не требуется

Инструктор по ЛФК не требуется

Режим – неполный день с соблюдением общих режимных правил ДУ

Дополнительные коррекционно-развивающие занятия с учетом рекомендаций ПМПК

Виды дополнительной организованной образовательной деятельности

(индивидуальная работа)

Педагог,осуществляющий деятельность Количество периодов непрерывной образовательной деятельности в неделю:

Старшая группа

1. Познавательное развитие

1.1. Ознакомление с окружающим миром, расширение кругозора воспитатель – 2 зан.

1.2. Целенаправленное формирование высших психических функций – 1 зан.

2. Речевое развитие (учитель-логопед) учитель-логопед – 2 зан.

3. Социально-коммуникативное направление

(педагог-психолог) педагог-психолог – 1 зан.

Объем недельной дополнительной образовательной нагрузки – 6 час.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

I. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия воспитателя

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по ознакомлению с окружающим,расширению кругозора проводятся воспитателем 2 раза в неделю:

1) во вторник – с 10.20 до 10.40,

2) в четверг – с 10.20 до 10.40.

Продолжительность занятия варьируется от 10 до 20 мин. в зависимости от работоспособности и интереса ребенка.

Календарно-тематическое планирование работы воспитателя с ребенком с задержкой психоречевого развития по ознакомлению с окружающим миром, расширению кругозора

Основной целью этих занятий являются уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений детей об окружающей действительности.

Программавключает следующие основные разделы:

1. Родная природа

2. Растения

3. Животные

4. Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия

5. Знакомство с ближайшим окружением

6. Развитие связной речи

Источник

Қостанай қаласы әкімдігінің « Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің №4 балабақшасы»

Мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорны

Государственное коммунальное казенное предприятие

«Детский сад № 4 акимата города Костаная отдела образования акимата г. Костаная»

Программа: «Дельфиненок»

Для коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой речевого и психического развития.

Педагог-психолог: Каткенова Е.С.

Қостанай қ. 2015-2016 оқу жылы

г. Костанай 2015-2016 учебный год.

Пояснительная записка.

Ранний возраст является наиболее благоприятным для проведения диагностики и оказания ранней помощи детям с задержкой речевого и психического развития. На дошкольном этапе создаются наиболее благоприятные условия для коррекции вторичных нарушений и целенаправленной подготовки детей с ЗПР и ЗРР в контексте решения образовательных задач. Задержку психического развития у ребенка необходимо выявить к 3—4 годам, пока не проявились вторичные отклонения.

Коррекционно-педагогическую работу с такими детьми можно разделить на два этапа. На первом — предлагается помощь детям раннего возраста группы риска с целью профилактики появления вторичных нарушений. Внимание концентрируется на системе психолого-педагогических средств и комплексе коррекционных мероприятий.

Читайте также:  Роль образования в развитии ребенка

Второй этап отличается специализированной помощью, учитывающей структуры дефекта и специфику проявления вторичных нарушений в процессе учебной деятельности.

Психолого-педагогическая коррекция осуществляется с учётом психологических особенностей детей с ЗПР и ЗРР в соответствии с возрастной группой.

При работе с этими детьми учитывают высокую утомляемость и низкую работоспособность, недостаточную сформированность логического запоминания, пространственного восприятия, логического мышления и активной функции внимания; незрелость эмоционально-волевой сферы.

Коррекционно-развивающая программа включает в себя коррекцию познавательного развития детей, коррекция эмоционального развития детей, развитие произвольности в любом виде деятельности.

Программа разработана и апробирована для детей старшего дошкольного возраста с задержкой речевого и психического развития

Цель программы — коррекция и развитие поврежденных психологических механизмов, формирование сложных процессов на базе простых полноценных психических функций.

Задачи программы:

1) развитие эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы.

2) формирование элементов контроля и оценки.

3) создание условий для развития коммуникативных и социальных навыков.

Ожидаемый результат:

– снижение уровня тревожности,

– формирование эмоционально-позитивного настроения ,

– активизация познавательного развития,

– совершенствование навыков учебной деятельности: произвольности, самоконтроля и самооценки.

Продолжительность занятий : 25-30 минут, проводятся два раза в неделю.

Занятие 1

Цель: развитие произвольности и основных свойств внимания.

Задачи: коррекция устойчивости и произвольности внимания, формирование самоконтроля, развитие способности определять эмоции.

Содержание занятия.

  1. Круг радости: «Улыбка»

  2. Сухой дождь. Описание: дети проходят через сухой дождь 2-3 раза.

3.Упражнение: «Запоминай порядок». Цель: развитие зрительного внимания.

Описание:5—6 человек выстраиваются в ряд. Водящий на 30 секунд поворачивается в их сторону, затем, отвернувшись, перечисляет, кто за кем стоит. Потом водит другой.

4.Пальчиковая гимнастика :«Белочка»(развитие моторики).

Сидит белка на тележке, продает она орешки, лисичке-сестричке, воробью, синичке, заиньке усатому, мишке косолапому.

Описание: дети рассказывают стишок и по очереди сгибают пальцы . Первый раз – выполняют упражнение правой рукой. Второй раз – левой рукой. Третий раз – одновременно двумя руками.

  1. Упражнение «Кто быстрее». Цель: развитие концентрации внимания и умение работать по образцу.

Описание: Предлагаются колонки с геометрическими фигурами. Детям надо как можно быстрее вычеркнуть часто встречающуюся геометрическую фигуру, например, квадрат. Задачу изменяют: предлагается одну фигуру зачеркнуть, а в другой — поставить определенный знак.

6.Упражнение: Слушай хлопки! Цель: Развивать активное внимание.

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

7.Релаксация: «Волшебный сон».Цель: расслабление детей. Обучение техникам саморелаксации.

Описание: Дети ложаться на ковер. Отдыхают под спокойную музыку.

8. Рефлексия.

Описание: дети встают в круг. Психолог предлагает каждому ребенку «волшебный цветочек» и спрашивает, что понравилось на занятии больше всего.

Занятие 2

Цель: развитие основных свойств внимания и памяти.

Задачи: коррекция зрительной памяти, тренировка распределения внимания, контроль эмоционального состояния.

Содержание занятия:

  1. Упражнение: «Волшебный путь». Участникам предлагается проползти по «тоннелю» 3-4 раза.

  2. Упражнение: «Зеркало». Описание: Водящий изображает разные эмоциональные состояния, а дети повторяют. Когда дети запомнят изображения эмоциональных состояний, то на изображение эмоционального состояния, показанного водящим, дети должны показать противоположное.

  3. Упражнение: «Флажок». Описание: Играющие ходят по залу. Когда ведущий поднимет вверх флажок, все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать.

  4. Упражнение: «Карандаши».Описание: Психолог : «Пальчики — это карандаши и их надо убрать в коробку — сжать кулачок. Сжимать надо сильно, а то карандаши упадут».Через несколько секунд педагог предлагает достать карандаши — разжать кулачок. Дети шевелят пальчиками: «Вот какие карандаши!»Повторить 2—3 раза.

  5. Упражнение «Разложи по образцу». Ребенку предлагается образец с узором, состоящим из фигур. Просят внимательно рассмотреть все детали узора и выложить фигуры по образцу и цвету.

6. Упражнение : «Подними себя».
Цель: Психомышечная тренировка.
Предлагаем детям удобно устроиться, расслабиться и слушать с закрытыми глазами тихую, спокойную музыку. С окончанием музыки дети открывают глаза и тихо встают.

Инструкция. Вот сейчас, сидя на своих стульях, вы двумя руками крепко – крепко возьмитесь за стул и держась руками за сиденье, на котором вы продолжаете сидеть, сделаете попытку изо всех сил поднять себя самого вместе со стулом. Ваши ноги стоят ровно на полу и касаются пола, спина плотно прилегает к спинке стула.

Я скажу: «Раз!», – и вы начнете себя поднимать. Нужно удержать это напряжение как можно дольше, а потом резко убрать руки и расслабить тело.

Это простая игра учит, как важно для тела уметь расслабляться. Но, сначала нужно научиться хорошо напрячь все части тела. После напряжения всегда наступает отдых, проходит усталость.

7. Рефлексия. Описание: дети встают в круг. Психолог предлагает каждому ребенку «волшебный цветочек» и спрашивает, что понравилось на занятии больше всего.

Занятие 3

Цель: развитие смыслового запоминания.

Задачи: коррекция логического запоминания, развитие связной речи, развитие воображения.

Содержание занятия:

  1. Круг радости: «Улыбка»

Сухой дождь. Описание: дети проходят через сухой дождь 2-3 раза.

2.Упражнение «Пиктограмма». Я буду называть слова и целые выражения, которые необходимо запомнить. Для того, чтобы легче было запоминать, на каждое слово нужно нарисовать такой рисунок, чтобы он помог вспомнить. Качество рисунка не имеет значения. Слова и буквы писать нельзя. После выполнения задания дети с помощью рисунков вспоминают слова.

3. Игра «Почтальон». Почтальон приносит зашифрованнуе срочную телеграмму, где по 2—3 графически изображенным эмоциям надо догадаться о содержании событий.

4. Упражнение «Цветоощущения». Детям предлагается закрасить лист бумаги красками в зависимости от настроения и сочинить рассказ по данному рисунку.

5.Упражнение: Слушай хлопки! Цель: Развивать активное внимание.

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

6.Релаксация: «Волшебный сон». Цель: расслабление детей. Обучение техникам саморелаксации.

Читайте также:  Ребенок после врожденной пневмонии развитие

Описание: Дети ложаться на ковер. Отдыхают под спокойную музыку.

7. Рефлексия

Описание: дети встают в круг. Психолог предлагает каждому ребенку «волшебный цветочек» и спрашивает, что понравилось на занятии больше всего.

Занятие 4

Цель: развитие образно-логического мышления.

Задачи: развитие пространственного восприятия, формирование словесно-логических операций.

Содержание занятия:

  1. Упражнение: «Волшебный путь». Участникам предлагается проползти по «тоннелю» 3-4 раза.

  2. Упражнение: «Зеркало». Описание: Водящий изображает разные эмоциональные состояния, а дети повторяют. Когда дети запомнят изображения эмоциональных состояний, то на изображение эмоционального состояния, показанного водящим, дети должны показать противоположное.

  3. Упражнение: «Флажок». Описание: Играющие ходят по залу. Когда ведущий поднимет вверх флажок, все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать.

  4. Игра «Найди тайник». Ребенку показывается план комнаты, где отмечено место тайника. Ребенок по плану ищет тайник в реальной комнате.

  5. Упражнение «Угадай предмет». Угадать надо предмет по описанию его существенных признаков. Ребенок задает вопросы, пытаясь отгадать, какой предмет загадан.

  6. Упражнение «Лото». В лото используются два цвета: зеленый — обозначает растения, красный — обозначает животных. На игровом поле — различные растения и животные. Выигрывает тот, кто быстрее закроет цветными фишками игровое поле.

7.Рефлексия.

Детям предлагают выбрать ленточку того цвета, которая больше подходит настроению и рассказать о своих впечатлениях на занятии.

Занятие 5

Цель: развитие словесно-логических операций.

Задачи: формирование способности к обобщению и классификации, развитие умения сравнения, развитие воображения.

Содержание занятия:

  1. Круг радости: «Улыбка»

  2. Сухой дождь. Описание: дети проходят через сухой дождь 2-3 раза.

  3. Пальчиковая гимнастика (развитие моторики)

«Сон»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот крепко-крепко спит-

Тише мыши не шумите, пальчики не разбудите.

Описание: дети загибают пальцы в кулак, начиная с большого пальца.

  1. Упражнение: «Раздели на группы».Описание: Предлагается 16 карточек разделить на группы, которые можно будет назвать одним словом.

Поиск сходных предметов. Дается предмет, и среди других предметов надо найти, сходные с ним. Например: бабочка — птица, облако, комар, самолёт.

  1. Игра «Маски». На одного ребенка надевают маску животного, но он не знает какого. Чтобы отгадать, чья это маска, остальные дети изображают этого животного.

  2. Упражнение: «Волшебный мешочек». Детям предлагается определить «на ощупь» и назвать предмет в мешочке, затем описать его по форме, цвету, качеству.

  3. Рефлексия. «Связующая нить».

Дети садятся на стульчики, расставленные по кругу.

Взрослый говорит: «Сейчас мы будем, передавая друг другу клубок, разматывать нить и говорить о том, что мы чувствуем, что хотим получить для себя и пожелать другим».

Взрослый, удерживая конец, рассказывает о своих чувствах, высказывает пожелания и передает клубок сидящему рядом ребенку, который рассказывает о себе.

Когда все дети выскажутся, и клубок вернется к взрослому, участники натягивают нить и закрывают глаза. Взрослый просит детей представить, что они составляют единое целое, но каждый из них важен и значим для всех.

Занятие 6.

Цель: развитие связной речи.

Задачи: развитие воображения, коррекция тревожности.

Содержание занятия:

  1. Круг радости: «Подарки»

Дети стоят в кругу.

Взрослый говорит, что каждый может подарить и получить «подарок». Со словами: «Я хочу подарить тебе сегодня…» он обращается к рядом сидящему и описывает то, что он хочет подарить (настроение, прикосновение, цветок, стихотворение, песенку и т.д.).

Чем необычнее будет «подарок», тем лучше. Принимающий благодарит и дарит свой «подарок» следующему по кругу. Взрослый следит, чтобы все получили «подарки».

  1. Игра: «Волшебные превращения». Описание: дети по команде психолога должны превратится в разные предметы, животных, растения, при этом выражая предлагаемую эмоцию. Примечание: веселый зайчик, грустный гномик, злой волк, храбрый петушок.

  1. Пальчиковая гимнастика (развитие моторики)

«Сон»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот крепко-крепко спит-

Тише мыши не шумите, пальчики не разбудите.

Описание: дети загибают пальцы в кулак, начиная с большого пальца.

  1. Игра «Нос – пол – потолок» .

Описание: дети встают около своих стульчиков и выполняют команды, которые говорит и показывает психолог. Нос – показывают пальцем на нос, пол – опускают руки вниз, потолок – поднимают руки вверх.

Психолог называет и выполняет все команды вместе с детьми, но при этом специально ошибается. Задача детей внимательно слушать и точно выполнять только те команды, которые называет психолог.

  1. «Изобрази фигуру.

Описание: детям на столе выкладывают фигуру из палочек по своему воображению, дают фигуре название.

  1. Релаксация«Штанга»
    Описание: Психолог: “Сейчас мы с вами будем спортсменами – тяжело атлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз”.

Занятие 8

Цель: развитие воображения.

Задачи: развитие творческих способностей, коррекция эмоциональной сферы ребенка.

Содержание занятия:

  1. Упражнение: «Волшебный путь». Участникам предлагается проползти по «тоннелю» 3-4 раза.

  2. Упражнение: «Конкурс хвастунов». Описание: Дети садятся в круг в случайном порядке. Взрослый говорит: «Сегодня мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше похвастается. Но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и почетно иметь самого лучшего в мире соседа.

Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он. Что в нем есть хорошего. Выиграет тот, кто найдет в своем друге больше достоинств».

В данной игре не важна объективность оценки — реальные это достижения или надуманные. Не важен и масштаб достоинств — это могут быть новые тапочки, громкий голос и т.д.

  1. Пальчиковая гимнастика (развитие моторики)

«Замок»

На двери весит замок (Сложить пальцы в замок)

Кто его открыть бы смог?

Постучали, (постучать рука об руку)

Покрутили, (покрутить кистями рук, не разжимая пальцы)

Потянули (потянуть кисти в разные стороны, не разжимая пальцы)

И открыли! (резко расцепить пальцы)

Повторить 3 раза.

  1. Упражнение «Завершение рисунков». Описание: детям предлагается завершить незаконченные рисунки.

  2. Упражнение: «Лепестки». Детям предлагают лепестки разного цвета. Ребенок выбирает понравившийся лепесток и рассказывает, что произойдёт с ним в будущем.

6.Арт –терапия: «Мои впечатления». Участникам предлагается с помощью красок, карандашей и фломастеров выразить свои впечатления о проведенных занятиях.

7. Рефлексия.

  1. Каждому ребенку предлагается выразить свои впечатления и рассказать о рисунке.

Источник