Программы по эстетическому развитию ребенка

Программы по эстетическому развитию ребенка thumbnail

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования «Поворинская школа искусств» 

Одобрено на заседании                                                 «Утверждаю»

фортепианной секции                                  Директор Козырева О.А.

    29 августа 2014г.                                          29 августа 2014г.

__  (дата утверждения)                                                (дата утверждения )                                                              

Рабочая программа  учебной дисциплины

«Раннее эстетическое развитие»

для детей 5 – 6 лет

Срок реализации 1 год

Составитель: учитель первой  квалификационной категории

МКОУ ДОД “Поворинской ДШИ”

Леонова Светлана Алексеевна 

2014/2015 учебный год

                                              Пояснительная записка

Цель учебной дисциплины:

Раннее эстетическое развитие  в детской школе искусств, входит в комплекс дисциплин музыкально – теоретического цикла. Этот учебный предмет всецело направлен на овладение музыкально – ритмической культуры и подготовку детей к основному обучению в ДМШ.

Данная рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций и программных требований для преподавателей подготовительных групп  ДШИ и ДМШ:  «Сольфеджио. Ритмика» (Москва,1988);  примерной программы ДШИ и ДМШ  по дисциплине «Раннего эстетического развития» И.В. Заводиной (Москва,2005); учебно-методического издания «Ритмика в детской музыкальной школе»   Г.С. Франио (Москва, 1997), а также многолетнего личного преподавательского опыта составителя программы Леоновой С.А.

Данная учебная дисциплина должна способствовать воспитанию  у детей основ интонационных навыков, чувства метра и ритма, закреплению теоретических понятий через движения, раскрытию общей музыкальности, формированию устойчивого интереса к музыкальному обучению в целом, нравственно-эстетическому воспитанию, приобщению к мировой музыкальной культуре.

Задачи учебной дисциплины:

  1. музыкально-эстетическое воспитание детей;
  2. развитие интонационных навыков, музыкального слуха и музыкального кругозора;
  3. помочь в освоении метроритмической структуры музыки;
  4. развивать у детей восприятие характера музыки, музыкально – выразительные представления и творческую активность; умение передавать музыку через движение и контролировать свои мышечные ощущения;  элементов музыкальной грамоты;
  5. познакомить детей с основными (базовыми) теоретическими понятиями в увлекательной форме;
  6. формировать яркие, определенные ритмические образы, образные ассоциации;
  7. работать над развитием двигательного аппарата у детей, двигательной чувствительности;

Основной способ решения этих задач – создание таких условий на занятиях по «Раннему эстетическому развитию», чтобы дети как можно чаще слышали образцы высокохудожественной музыки, воспринимали её через разнообразные движения.

Условия реализации программы:

  1. Программа рассчитана на 1 год обучения, 1 занятие в неделю, 36 занятий в год, каждое занятие по 45 минут.
  2. Количество учащихся в группах  –  8 – 12 человек.
  3. Одежда детей на занятиях должна быть удобной, не стесняющей движений и не вызывающей перегрева;  обувь – мягкой и устойчивой (чешки или мягкие тапочки).
  4. Занятия проводятся в просторном, хорошо проветриваемом  помещении.
  5. Часть помещения имеет ковровое покрытие.
  6. Стулья  ставятся вдоль стен, чтобы середина зала оставалась свободной для движения детей.
  7. Для занятий необходимы:  мячи средней величины,  простейшие ударные инструменты (бубны и т. п.), ленточки или платочки, крупные карточки с изображением длительностей и ритмических групп, а также другой наглядный материал.

Особенности работы с детьми 5 – 6 летнего возраста:

  1. Продолжительность каждой формы работы – не более 2-3 минут.
  2. Урок вмещает 20-30 музыкальных фрагментов.
  3. Каждый музыкальный фрагмент повторяется только с изменением  заданий 3-7 раз.
  4. Последовательность музыкального материала подбирается контрастно  по темпу, характеру, движениям.

Основные виды движений, используемые на уроках:

  1. ходьба: энергичный шаг, спокойный шаг, марш, ходьба на пятках и носках, топающий шаг, мелкие и широкие шаги, пружинящий шаг, высокий шаг;
  2. бег: легкий,  бег с высоким подъемом ног;
  3. подскоки: легкие и энергичные;
  4. прыжки: на двух ногах, поочередно на правой и левой ноге, на месте, с продвижением,
  5. движения рук;
  6. дирижирование;
  7. бросание и ловля мяча: удары мяча об пол, броски вверх, передача мяча.
  8. приседания или полуприседания;
  9. кружение;
  10. остановки;
  11. повороты;
  12. сгибание и разгибание корпуса;
  13. поднятие и опускание плеч.

Чем разнообразнее движения используются на ритмике, тем больше развивается координация и восприимчивость у детей к музыке.

Прогнозируемые результаты:

1.На занятиях  «Раннего эстетического развития»  у детей развиваются память и внимание, интонационные и творческие навыки.

    2.Учащиеся постепенно осваивают начало и окончание музыкальных фраз и предложений через четкие, конкретные движения, осваивают свободный переход от одного движения к другому.

3.Важным результатом занятий «Раннего эстетического развития»  является детская раскрепощенность, так как  именно она  лежит в основе полноценного развития творческой личности.

4.Постепенно у детей появляется уверенность в своих силах, проявляется находчивость, воспитываются активность, инициатива.

Таким образом, в тесной связи со всей учебно – воспитательной работой ДШИ  занятия «Раннего эстетического развития»  направлены на воспитание организованной, творческой, гармонически развитой личности.

  Средства обучения:

  1. Печатные пособия:

❖ демонстрационный материал: музыкальные инструменты. Комплект пособий для дошкольных учреждений и ДШИ, авторский материал.

2.Информационно – коммуникационные средства:

❖ CD и аудио записи;

             3.  Технические средства обучения: компьютер, музыкальный центр.

             4.  Учебно – практическое оборудование:

❖ музыкальные инструменты;

❖ аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.

Содержание программы:

п/п

Содержание уроков ( темы)

1 четверть

1.

Марш. Движение по   кругу . Шаг-бег

2.

Временное понятие звука. Марш, перестройка в две шеренги. Бег. Музыкально-двигательные игры

   3.

Образные упражнения «Мышка и часы», «Птица кар», «Муравьи». Марш-бег

4.

Коллективное музицирование:р.н.п.2Как у наших у ворот», «Ах вы сени».

5.

Контрольный урок

2 четверть

1.

Марш. Перестройка в две, три шеренги.

Музыкально-двигательные игры «Жираф», «День и ночь», «Зайчики».

Упражнения на координацию, свободу шеи и плечевого пояса. Перестройка в два круга

2.

Упражнения на развитие ритмической памяти. Пальчиковые игры. Игры «Репка», «Медвежата», «Тетера», «Обезьянки». Речевые игры. Понятие сильной доли. Упражнения с мячом.

3.

Отстукивание ритмоблоков:груша.виноград,земляничка.

4.

Коллективное музицирование:р.н.п. « Как под горкой»

5.

Контрольный урок

3 четверть

1.

Знакомство с хороводным, приставным шагом, шагом «на каблук». Упражнения на координацию

   2.

Закрепление право-лево. Речевые, пальчиковые игры, ритмическое эхо

3.

Образные упражнения «Зонтик», «Барашек», «Сова». Марш-бег

    4.

Понятие «темп». Игры и упражнения. Танцы- полька, вальс (танцевальные импровизации)

   5.

Коллективное музицирование:р.н.п. « Во саду ли в огороде»

6.

Контрольный урок

4 четверть

1

Тактирование       . Осознанное восприятие длительностей. Танцевальные движения: «пружинка», приставной шаг, шаг польки, «ковырялочка», кружение парами. Упражнения на развитие координации и ритмической памяти. Пальчиковые и речевые игры. Сюжетные импровизации

2.

Речевые, пальчиковые игры, ритмическое эхо

3.

Отстукивание ритмоблоков:груша.виноград,земляничка.яблочко.

4.

Коллективное музицирование – повторение всех песен

Всего 36

Литература:

1. И.Бырченко. С песенкой по лесенке.-М.: «Советский композитор»,1996г.

1. И. Москальнова, М. Рейниш. Уроки сольфеджио в дошкольных группах детских музыкальных школ. – М.:  «Музыка», 1997.

2. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. – М.: «Просвещение», 1991.

3. Г.С. Франио.  Ритмика в детской музыкальной школе. – М.: «Пресс-соло»,1997.

4. Сольфеджио. Ритмика.  Методические рекомендации и программные требования для преподавателей подготовительных групп при детских музыкальных школах, музыкальных отделений школ искусств. – М.: «Музыка», 1988г.

5. М. Домогацкая, JL Чустова.  Программа-проект и методические рекомендации для преподавателей подготовительных групп детских музыкальных школ и школ искусств, вечерних школ общего музыкального образования, – М., 1998г.

6. Сольфеджио.  Программа для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств, вечерних школ общего музыкального образования. – М.,2012.

7. В. Яновская. Ритмика. Практическое пособие для хореографических училищ.  – М. : «Музыка», 1979.

8. З.К. Шушкина. Ритмика.  Учебное пособие для вокальных отделений музыкальных училищ. – М.: «Музыка», 1967.

9. Н.А. Батчаева. Ритмика. Статья в интернете. 2002.

10.  Г. Франио.  Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: «Советский композитор», 1989.

11. Г. Франио. Методическое пособие по ритмике для 2-го класса музыкальной школы. – М.: «Музыка»,  2005.

Источник

Данная программа предназначена для детей 6 лет.

Группы раннего эстетического развития детей дошкольного возраста являются важным средством воспитания и обучения дошкольников, дают возможность органичного вхождения ребёнка в современный мир через широкое взаимодействие с различными сферами культуры и искусства.

Занятия в группах эстетического развития развивают раннюю мотивацию детей к обучению, эффективно раскрывают творческие способности ребёнка, приучают к активной творческой деятельности.

Одной из важных особенностей обучения на отделении раннего эстетического развития является то, что ребёнок занимается сразу несколькими видами искусств. Это даёт возможность выявить ту область, в которой он сможет в дальнейшем наиболее полно раскрыть себя, а так же в процессе обучения по разным направлениям происходит развитие самых разнообразных способностей.

Данная программа модульная. В программе обучения 4 модуля:

  • Модуль “Музыкальная азбука”
  • Модуль “Развитие речи”
  • Модуль “Рисование”
  • Модуль “Ритмика”

.

Педагоги

Шорикова Юлия Николаевна – преподаватель первой квалификационной категории учебного предмета “Музыкальная азбука«.

Образование: среднее-специальное. Окончила Новосибирский областной колледж культуры и искусств, 2003г.. Специальность: «Инструментальное исполнительство». Квалификация: преподаватель, концертмейстер.

Евсеев Сергей Сергеевич – преподаватель учебного предмета “Музыкальная азбука«.

Образование: среднее-специальное. Окончил Новосибирский областной колледж культуры и искусств, 2020г. Специальность: «Инструментальное исполнительство. Народные инструменты». Квалификация: преподаватель, концертмейстер.

Данькова Валентина Владимировна – преподаватель учебного предмета «Музыкальная азбука», концертмейстер высшей квалификационной категории.

Образование: среднее-специальное. Окончила Барабинское музыкальное училище, 1972 г. Специальность: «Фортепиано». Квалификация: преподаватель фортепиано, концертмейстер.

Бондаренко Ольга Николаевна – преподаватель учебного предмета «Развитие речи», высшей квалификационной категории.

Образование: высшее. Окончила Новосибирский государственный педагогический университет, 2002 г. Специальность: «Логопедия». Квалификация: преподаватель педагогики и психологии детства.

Белоусов Вадим Андреевич – преподаватель учебного предмета «Рисование», без категории.

Образование: средне-специальное. Окончил Новосибирский колледж культуры и искусств, 2014 г. Специальность:”Изобразительное искусство«. Квалификация: Руководитель коллектива декоративно-прикладного творчества, преподаватель.

Плотникова Александра Анатольевна – преподаватель учебного предмета «Ритмика», без категории.

Образование: высшее.

Расписание

Расписание уроков:

Музыкальная азбука 13:45-14:10

Развитие речи           14:15-14:40

Рисование                 14:45-15:10

Ритмика                    15:15-15:40

Содержание программы

Срок освоения Программы «Раннее эстетическое развитие» для детей, поступивших в школу в возрасте 6 лет – 1 год.
Образовательный процесс осуществляется в виде групповых и мелкогрупповых занятий, праздников, игровых программ, концертных выступлений.

Режим занятий: Продолжительность занятий для детей 6 лет – 25 минут, с перерывами между занятиями 5 мин.

Учебный модуль “Музыкальная азбука” направлен на формирование музыкальных навыков, элементарных музыкальных представлений, расширению общего кругозора детей дошкольного возраста. Формирование базовых знаний и умений для последующего включения детей в учебный процесс и успешной адаптации в различных социальных ситуациях. Программа направлена на получение детьми дошкольного возраста первичных знаний в области музыкального искусства, умений ориентироваться в звуковой сфере окружающей действительности – мире природных звуковых явлений, живых голосов и т.п.; в художественных способах и формах отражения окружающей действительности – средствах выразительности разных видов искусств (музыка, изобразительное искусство, литература); в эмоциональной сфере звуковых явлений (от простейших звуков до музыкальных произведений).

Учебный модуль “Развитие речи” направлен на овладение детьми речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Учебный модуль “Рисование” направлен на знакомство дошкольников с первичными знаниями о изобразительном искусстве, об элементарных способах работы с различными художественными материалами и техниками. Программа способствует эстетическому воспитанию дошкольников, формированию художественного вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное. Программа обеспечивает развитие творческих способностей детей и формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Начальные знания в области изобразительного искусства и владение разнообразными художественными материалами и техниками дает детям дошкольного возраста свободу самовыражения.

Учебный модуль “Ритмика” направлен на приобщение ребёнка к музыкальной и танцевальной культуре через музыкальное движение и танец. Программа направлена на знакомство детей раннего и дошкольного возраста с первичными знаниями о пластике человеческого тела, взаимосвязи музыки и движения. Программа «Ритмика» способствует эстетическому воспитанию дошкольников, формированию художественного вкуса, эмоциональной отзывчивости на музыку. Программа обеспечивает развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Начальные знания в области музыкально-ритмического движения дают широкие возможности для самовыражения учащихся.

Цели программы

Цель программы –формирование общей культуры личности детей, в том числе развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств и творческих способностей через реализацию различных видов учебно-игровой деятельности в области искусств.

Задачи программы:

Образовательные:

  • выявление и развитие творческих способностей детей;
  • создание условий для творческой самореализации ребенка через включение в творческую игровую деятельность;
  • формирование первичных навыков учебной и творческой деятельности;
  • приобретение знаний о характерных особенностях основных музыкальных жанров (песня, танец, марш);
  • овладение разными способами изображения предметов, явлений окружающей действительности;
  • употребление в речи слов в точном соответствии со смыслом;
  • использование разных способов образования слов;
  • приобщение детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие
    исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах.

Развивающие:

  • развитие внимания, памяти, сообразительности, образного мышления;
  • развитие социально-коммуникативных навыков детей;
  • развитие музыкального слуха, интонации, чувства ритма, музыкальной памяти, мелкой моторики рук;
  • общее художественно-эстетическое развитие личности ребенка;
  • развитие психомоторных качеств, позволяющих ритмично двигаться под музыку, передавать в движении её характер;
  • развитие навыков рисования по представлению и с натуры цветы, фрукты, овощи, птиц, зверей, человека, передавать движение фигуры;

Воспитательные:

  • формирование нравственных и эстетических представлений об общечеловеческих ценностях у детей;
  • формирование и развитие представлений об окружающем мире, человеке, природе;
  • формирование первичных представлений о мире искусства: музыке, живописи, декоративно-прикладном искусстве, хореографии, слова;
  • приобретение коммуникативных навыков (умения взаимодействовать в группе, работать в паре и группе, устанавливать контакт с преподавателями и учащимися);

Результат программы

Результаты освоения программы «Раннее эстетическое развитие детей» по учебным предметам должны включать:

Музыкальная азбука:

  • развитие психомоторных качеств, позволяющих ритмично двигаться под музыку, передавать в движении её характер;
  • умение воспроизводить голосом музыкальные звуки и простые мелодии в доступном для детей дошкольного возраста диапазоне;
  • петь выученные в течение учебного года песни;
  • различать на слух высоту, длину, громкость звука;
  • В произведении определять характер (в общих чертах), темп (быстрый, медленный), лад (мажор, минор).
  • знать музыкальные жанры (марш, песня, танец), уметь их определять.

Развитие речи:

  • употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом;
  • правильно, отчетливо произносить и различать на слух сходные по артикуляции и звучанию звуки;
  • определять место звука в слове (начало, середина, конец);
  • составлять по образцу простые и сложные предложения.
  • уметь поддерживать беседу.

Рисование:

  • смешивать краски на палитре, подбирать сочетание красок для передачи колорита, использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов;
  • владеть разными способами изображения предметов, явлений окружающей действительности;
  • рисовать по представлению и с натуры цветы, фрукты, овощи, птиц, зверей, человека, передавать движение фигуры;
  • передавать в рисунке своеобразную выразительность образов, оригинальность цветового решения.

Ритмика:

  • приобретение коммуникативных навыков (умения взаимодействовать в группе, танцевать в паре и группе, устанавливать контакт с преподавателями и обучающимися);
  • двигаться в соответствии с характером музыки её динамическими и метроритмическими особенностями, построением музыкального произведения;
  • ориентироваться в пространстве, групповых построениях, перестроениях;
  • приобретение знаний о характерных особенностях основных музыкальных жанров (песня, танец, марш);
  • усвоение основной музыкальной терминологии;

В целом у детей разовьются личностные качества:

  • коммуникативные навыки творческого общения;
  • формирование у обучающихся эстетических взглядов, потребности общения с духовными ценностями;
  • воспитание в детях открытости, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.

Особые условия проведения

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:
1. Кабинет музыки, оснащенный звукозаписывающей и воспроизводящей видео и аудиозаписи оборудованием, фортепиано, стульчиками и лавочками для детей, детскими музыкальными инструментами;
2. Кабинет хореографии, оснащенный зеркалами, специальным напольным покрытием, фортепиано, аудиоаппаратурой, спортивным инвентарем (мячи, обручи, скакалки и др.);
3. Кабинет для рисования оснащен необходимым оборудованием, удобной мебелью, соответствующей возрасту детей, наглядными пособиями. Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме занятия. Для ведения занятий по рисованию преподаватель должен иметь книги, альбомы, журналы с иллюстрациями, крупные таблицы образцов, элементов и приемов росписи, технические рисунки, а также живые цветы, ветки, листья, фрукты, овощи для натюрмортов, муляжи и др. материалы для показа их детям.
4. Кабинет для развития речи оснащен необходимым оборудованием, удобной мебелью, соответствующей возрасту детей, наглядными пособиями. Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме занятия. Для ведения занятий по развитию речи преподаватель должен иметь настольно-печатные игры для развития внимания, памяти, мышления, обобщающей функции речи,наборы игрушек для инсценирования сказок, маски-шапочки, настольные театры, различные атрибуты для инсценировки сказок.

Методическое обеспечение:
1. Учебные рабочие программы, нотные сборники и учебники по предметам: ритмика, музыкальная азбука, рисование, развитие речи.
2. Подборка аудиоматериалов.
3. Подборка видеоматериалов.

Кадровое обеспечение:
1. Преподаватели имеют среднее-специальное или высшее образование по направлениям хореография, музыкальное, изобразительное искусство, логопедия.
2. Концертмейстеры имеют среднее-специальное или высшее образование.

Все преподаватели регулярно повышают свою квалификацию, посещая различного уровня семинары и конференции, мастер-классы и курсы. Проходят аттестацию каждые 5 лет.

Источник