Программы по эстетическому развитию ребенка

Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования «Поворинская школа искусств»
Одобрено на заседании «Утверждаю»
фортепианной секции Директор Козырева О.А.
29 августа 2014г. 29 августа 2014г.
__ (дата утверждения) (дата утверждения )
Рабочая программа учебной дисциплины
«Раннее эстетическое развитие»
для детей 5 – 6 лет
Срок реализации 1 год
Составитель: учитель первой квалификационной категории
МКОУ ДОД “Поворинской ДШИ”
Леонова Светлана Алексеевна
2014/2015 учебный год
Пояснительная записка
Цель учебной дисциплины:
Раннее эстетическое развитие в детской школе искусств, входит в комплекс дисциплин музыкально – теоретического цикла. Этот учебный предмет всецело направлен на овладение музыкально – ритмической культуры и подготовку детей к основному обучению в ДМШ.
Данная рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций и программных требований для преподавателей подготовительных групп ДШИ и ДМШ: «Сольфеджио. Ритмика» (Москва,1988); примерной программы ДШИ и ДМШ по дисциплине «Раннего эстетического развития» И.В. Заводиной (Москва,2005); учебно-методического издания «Ритмика в детской музыкальной школе» Г.С. Франио (Москва, 1997), а также многолетнего личного преподавательского опыта составителя программы Леоновой С.А.
Данная учебная дисциплина должна способствовать воспитанию у детей основ интонационных навыков, чувства метра и ритма, закреплению теоретических понятий через движения, раскрытию общей музыкальности, формированию устойчивого интереса к музыкальному обучению в целом, нравственно-эстетическому воспитанию, приобщению к мировой музыкальной культуре.
Задачи учебной дисциплины:
- музыкально-эстетическое воспитание детей;
- развитие интонационных навыков, музыкального слуха и музыкального кругозора;
- помочь в освоении метроритмической структуры музыки;
- развивать у детей восприятие характера музыки, музыкально – выразительные представления и творческую активность; умение передавать музыку через движение и контролировать свои мышечные ощущения; элементов музыкальной грамоты;
- познакомить детей с основными (базовыми) теоретическими понятиями в увлекательной форме;
- формировать яркие, определенные ритмические образы, образные ассоциации;
- работать над развитием двигательного аппарата у детей, двигательной чувствительности;
Основной способ решения этих задач – создание таких условий на занятиях по «Раннему эстетическому развитию», чтобы дети как можно чаще слышали образцы высокохудожественной музыки, воспринимали её через разнообразные движения.
Условия реализации программы:
- Программа рассчитана на 1 год обучения, 1 занятие в неделю, 36 занятий в год, каждое занятие по 45 минут.
- Количество учащихся в группах – 8 – 12 человек.
- Одежда детей на занятиях должна быть удобной, не стесняющей движений и не вызывающей перегрева; обувь – мягкой и устойчивой (чешки или мягкие тапочки).
- Занятия проводятся в просторном, хорошо проветриваемом помещении.
- Часть помещения имеет ковровое покрытие.
- Стулья ставятся вдоль стен, чтобы середина зала оставалась свободной для движения детей.
- Для занятий необходимы: мячи средней величины, простейшие ударные инструменты (бубны и т. п.), ленточки или платочки, крупные карточки с изображением длительностей и ритмических групп, а также другой наглядный материал.
Особенности работы с детьми 5 – 6 летнего возраста:
- Продолжительность каждой формы работы – не более 2-3 минут.
- Урок вмещает 20-30 музыкальных фрагментов.
- Каждый музыкальный фрагмент повторяется только с изменением заданий 3-7 раз.
- Последовательность музыкального материала подбирается контрастно по темпу, характеру, движениям.
Основные виды движений, используемые на уроках:
- ходьба: энергичный шаг, спокойный шаг, марш, ходьба на пятках и носках, топающий шаг, мелкие и широкие шаги, пружинящий шаг, высокий шаг;
- бег: легкий, бег с высоким подъемом ног;
- подскоки: легкие и энергичные;
- прыжки: на двух ногах, поочередно на правой и левой ноге, на месте, с продвижением,
- движения рук;
- дирижирование;
- бросание и ловля мяча: удары мяча об пол, броски вверх, передача мяча.
- приседания или полуприседания;
- кружение;
- остановки;
- повороты;
- сгибание и разгибание корпуса;
- поднятие и опускание плеч.
Чем разнообразнее движения используются на ритмике, тем больше развивается координация и восприимчивость у детей к музыке.
Прогнозируемые результаты:
1.На занятиях «Раннего эстетического развития» у детей развиваются память и внимание, интонационные и творческие навыки.
2.Учащиеся постепенно осваивают начало и окончание музыкальных фраз и предложений через четкие, конкретные движения, осваивают свободный переход от одного движения к другому.
3.Важным результатом занятий «Раннего эстетического развития» является детская раскрепощенность, так как именно она лежит в основе полноценного развития творческой личности.
4.Постепенно у детей появляется уверенность в своих силах, проявляется находчивость, воспитываются активность, инициатива.
Таким образом, в тесной связи со всей учебно – воспитательной работой ДШИ занятия «Раннего эстетического развития» направлены на воспитание организованной, творческой, гармонически развитой личности.
Средства обучения:
- Печатные пособия:
❖ демонстрационный материал: музыкальные инструменты. Комплект пособий для дошкольных учреждений и ДШИ, авторский материал.
2.Информационно – коммуникационные средства:
❖ CD и аудио записи;
3. Технические средства обучения: компьютер, музыкальный центр.
4. Учебно – практическое оборудование:
❖ музыкальные инструменты;
❖ аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
Содержание программы:
№ п/п | Содержание уроков ( темы) |
1 четверть | |
1. | Марш. Движение по кругу . Шаг-бег |
2. | Временное понятие звука. Марш, перестройка в две шеренги. Бег. Музыкально-двигательные игры |
3. | Образные упражнения «Мышка и часы», «Птица кар», «Муравьи». Марш-бег |
4. | Коллективное музицирование:р.н.п.2Как у наших у ворот», «Ах вы сени». |
5. | Контрольный урок |
2 четверть | |
1. | Марш. Перестройка в две, три шеренги. Музыкально-двигательные игры «Жираф», «День и ночь», «Зайчики». Упражнения на координацию, свободу шеи и плечевого пояса. Перестройка в два круга |
2. | Упражнения на развитие ритмической памяти. Пальчиковые игры. Игры «Репка», «Медвежата», «Тетера», «Обезьянки». Речевые игры. Понятие сильной доли. Упражнения с мячом. |
3. | Отстукивание ритмоблоков:груша.виноград,земляничка. |
4. | Коллективное музицирование:р.н.п. « Как под горкой» |
5. | Контрольный урок |
3 четверть | |
1. | Знакомство с хороводным, приставным шагом, шагом «на каблук». Упражнения на координацию |
2. | Закрепление право-лево. Речевые, пальчиковые игры, ритмическое эхо |
3. | Образные упражнения «Зонтик», «Барашек», «Сова». Марш-бег |
4. | Понятие «темп». Игры и упражнения. Танцы- полька, вальс (танцевальные импровизации) |
5. | Коллективное музицирование:р.н.п. « Во саду ли в огороде» |
6. | Контрольный урок |
4 четверть | |
1 | Тактирование . Осознанное восприятие длительностей. Танцевальные движения: «пружинка», приставной шаг, шаг польки, «ковырялочка», кружение парами. Упражнения на развитие координации и ритмической памяти. Пальчиковые и речевые игры. Сюжетные импровизации |
2. | Речевые, пальчиковые игры, ритмическое эхо |
3. | Отстукивание ритмоблоков:груша.виноград,земляничка.яблочко. |
4. | Коллективное музицирование – повторение всех песен |
Всего 36 |
Литература:
1. И.Бырченко. С песенкой по лесенке.-М.: «Советский композитор»,1996г.
1. И. Москальнова, М. Рейниш. Уроки сольфеджио в дошкольных группах детских музыкальных школ. – М.: «Музыка», 1997.
2. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. – М.: «Просвещение», 1991.
3. Г.С. Франио. Ритмика в детской музыкальной школе. – М.: «Пресс-соло»,1997.
4. Сольфеджио. Ритмика. Методические рекомендации и программные требования для преподавателей подготовительных групп при детских музыкальных школах, музыкальных отделений школ искусств. – М.: «Музыка», 1988г.
5. М. Домогацкая, JL Чустова. Программа-проект и методические рекомендации для преподавателей подготовительных групп детских музыкальных школ и школ искусств, вечерних школ общего музыкального образования, – М., 1998г.
6. Сольфеджио. Программа для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств, вечерних школ общего музыкального образования. – М.,2012.
7. В. Яновская. Ритмика. Практическое пособие для хореографических училищ. – М. : «Музыка», 1979.
8. З.К. Шушкина. Ритмика. Учебное пособие для вокальных отделений музыкальных училищ. – М.: «Музыка», 1967.
9. Н.А. Батчаева. Ритмика. Статья в интернете. 2002.
10. Г. Франио. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: «Советский композитор», 1989.
11. Г. Франио. Методическое пособие по ритмике для 2-го класса музыкальной школы. – М.: «Музыка», 2005.
Источник
Данная программа предназначена для детей 6 лет.
Группы раннего эстетического развития детей дошкольного возраста являются важным средством воспитания и обучения дошкольников, дают возможность органичного вхождения ребёнка в современный мир через широкое взаимодействие с различными сферами культуры и искусства.
Занятия в группах эстетического развития развивают раннюю мотивацию детей к обучению, эффективно раскрывают творческие способности ребёнка, приучают к активной творческой деятельности.
Одной из важных особенностей обучения на отделении раннего эстетического развития является то, что ребёнок занимается сразу несколькими видами искусств. Это даёт возможность выявить ту область, в которой он сможет в дальнейшем наиболее полно раскрыть себя, а так же в процессе обучения по разным направлениям происходит развитие самых разнообразных способностей.
Данная программа модульная. В программе обучения 4 модуля:
- Модуль “Музыкальная азбука”
- Модуль “Развитие речи”
- Модуль “Рисование”
- Модуль “Ритмика”
.
Педагоги
Шорикова Юлия Николаевна – преподаватель первой квалификационной категории учебного предмета “Музыкальная азбука«.
Образование: среднее-специальное. Окончила Новосибирский областной колледж культуры и искусств, 2003г.. Специальность: «Инструментальное исполнительство». Квалификация: преподаватель, концертмейстер.
Евсеев Сергей Сергеевич – преподаватель учебного предмета “Музыкальная азбука«.
Образование: среднее-специальное. Окончил Новосибирский областной колледж культуры и искусств, 2020г. Специальность: «Инструментальное исполнительство. Народные инструменты». Квалификация: преподаватель, концертмейстер.
Данькова Валентина Владимировна – преподаватель учебного предмета «Музыкальная азбука», концертмейстер высшей квалификационной категории.
Образование: среднее-специальное. Окончила Барабинское музыкальное училище, 1972 г. Специальность: «Фортепиано». Квалификация: преподаватель фортепиано, концертмейстер.
Бондаренко Ольга Николаевна – преподаватель учебного предмета «Развитие речи», высшей квалификационной категории.
Образование: высшее. Окончила Новосибирский государственный педагогический университет, 2002 г. Специальность: «Логопедия». Квалификация: преподаватель педагогики и психологии детства.
Белоусов Вадим Андреевич – преподаватель учебного предмета «Рисование», без категории.
Образование: средне-специальное. Окончил Новосибирский колледж культуры и искусств, 2014 г. Специальность:”Изобразительное искусство«. Квалификация: Руководитель коллектива декоративно-прикладного творчества, преподаватель.
Плотникова Александра Анатольевна – преподаватель учебного предмета «Ритмика», без категории.
Образование: высшее.
Расписание
Расписание уроков:
Музыкальная азбука 13:45-14:10
Развитие речи 14:15-14:40
Рисование 14:45-15:10
Ритмика 15:15-15:40
Содержание программы
Срок освоения Программы «Раннее эстетическое развитие» для детей, поступивших в школу в возрасте 6 лет – 1 год.
Образовательный процесс осуществляется в виде групповых и мелкогрупповых занятий, праздников, игровых программ, концертных выступлений.
Режим занятий: Продолжительность занятий для детей 6 лет – 25 минут, с перерывами между занятиями 5 мин.
Учебный модуль “Музыкальная азбука” направлен на формирование музыкальных навыков, элементарных музыкальных представлений, расширению общего кругозора детей дошкольного возраста. Формирование базовых знаний и умений для последующего включения детей в учебный процесс и успешной адаптации в различных социальных ситуациях. Программа направлена на получение детьми дошкольного возраста первичных знаний в области музыкального искусства, умений ориентироваться в звуковой сфере окружающей действительности – мире природных звуковых явлений, живых голосов и т.п.; в художественных способах и формах отражения окружающей действительности – средствах выразительности разных видов искусств (музыка, изобразительное искусство, литература); в эмоциональной сфере звуковых явлений (от простейших звуков до музыкальных произведений).
Учебный модуль “Развитие речи” направлен на овладение детьми речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Учебный модуль “Рисование” направлен на знакомство дошкольников с первичными знаниями о изобразительном искусстве, об элементарных способах работы с различными художественными материалами и техниками. Программа способствует эстетическому воспитанию дошкольников, формированию художественного вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное. Программа обеспечивает развитие творческих способностей детей и формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Начальные знания в области изобразительного искусства и владение разнообразными художественными материалами и техниками дает детям дошкольного возраста свободу самовыражения.
Учебный модуль “Ритмика” направлен на приобщение ребёнка к музыкальной и танцевальной культуре через музыкальное движение и танец. Программа направлена на знакомство детей раннего и дошкольного возраста с первичными знаниями о пластике человеческого тела, взаимосвязи музыки и движения. Программа «Ритмика» способствует эстетическому воспитанию дошкольников, формированию художественного вкуса, эмоциональной отзывчивости на музыку. Программа обеспечивает развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Начальные знания в области музыкально-ритмического движения дают широкие возможности для самовыражения учащихся.
Цели программы
Цель программы –формирование общей культуры личности детей, в том числе развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств и творческих способностей через реализацию различных видов учебно-игровой деятельности в области искусств.
Задачи программы:
Образовательные:
- выявление и развитие творческих способностей детей;
- создание условий для творческой самореализации ребенка через включение в творческую игровую деятельность;
- формирование первичных навыков учебной и творческой деятельности;
- приобретение знаний о характерных особенностях основных музыкальных жанров (песня, танец, марш);
- овладение разными способами изображения предметов, явлений окружающей действительности;
- употребление в речи слов в точном соответствии со смыслом;
- использование разных способов образования слов;
- приобщение детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие
исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах.
Развивающие:
- развитие внимания, памяти, сообразительности, образного мышления;
- развитие социально-коммуникативных навыков детей;
- развитие музыкального слуха, интонации, чувства ритма, музыкальной памяти, мелкой моторики рук;
- общее художественно-эстетическое развитие личности ребенка;
- развитие психомоторных качеств, позволяющих ритмично двигаться под музыку, передавать в движении её характер;
- развитие навыков рисования по представлению и с натуры цветы, фрукты, овощи, птиц, зверей, человека, передавать движение фигуры;
Воспитательные:
- формирование нравственных и эстетических представлений об общечеловеческих ценностях у детей;
- формирование и развитие представлений об окружающем мире, человеке, природе;
- формирование первичных представлений о мире искусства: музыке, живописи, декоративно-прикладном искусстве, хореографии, слова;
- приобретение коммуникативных навыков (умения взаимодействовать в группе, работать в паре и группе, устанавливать контакт с преподавателями и учащимися);
Результат программы
Результаты освоения программы «Раннее эстетическое развитие детей» по учебным предметам должны включать:
Музыкальная азбука:
- развитие психомоторных качеств, позволяющих ритмично двигаться под музыку, передавать в движении её характер;
- умение воспроизводить голосом музыкальные звуки и простые мелодии в доступном для детей дошкольного возраста диапазоне;
- петь выученные в течение учебного года песни;
- различать на слух высоту, длину, громкость звука;
- В произведении определять характер (в общих чертах), темп (быстрый, медленный), лад (мажор, минор).
- знать музыкальные жанры (марш, песня, танец), уметь их определять.
Развитие речи:
- употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом;
- правильно, отчетливо произносить и различать на слух сходные по артикуляции и звучанию звуки;
- определять место звука в слове (начало, середина, конец);
- составлять по образцу простые и сложные предложения.
- уметь поддерживать беседу.
Рисование:
- смешивать краски на палитре, подбирать сочетание красок для передачи колорита, использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов;
- владеть разными способами изображения предметов, явлений окружающей действительности;
- рисовать по представлению и с натуры цветы, фрукты, овощи, птиц, зверей, человека, передавать движение фигуры;
- передавать в рисунке своеобразную выразительность образов, оригинальность цветового решения.
Ритмика:
- приобретение коммуникативных навыков (умения взаимодействовать в группе, танцевать в паре и группе, устанавливать контакт с преподавателями и обучающимися);
- двигаться в соответствии с характером музыки её динамическими и метроритмическими особенностями, построением музыкального произведения;
- ориентироваться в пространстве, групповых построениях, перестроениях;
- приобретение знаний о характерных особенностях основных музыкальных жанров (песня, танец, марш);
- усвоение основной музыкальной терминологии;
В целом у детей разовьются личностные качества:
- коммуникативные навыки творческого общения;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, потребности общения с духовными ценностями;
- воспитание в детях открытости, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.
Особые условия проведения
Материально-техническая база
Материально-техническое обеспечение:
1. Кабинет музыки, оснащенный звукозаписывающей и воспроизводящей видео и аудиозаписи оборудованием, фортепиано, стульчиками и лавочками для детей, детскими музыкальными инструментами;
2. Кабинет хореографии, оснащенный зеркалами, специальным напольным покрытием, фортепиано, аудиоаппаратурой, спортивным инвентарем (мячи, обручи, скакалки и др.);
3. Кабинет для рисования оснащен необходимым оборудованием, удобной мебелью, соответствующей возрасту детей, наглядными пособиями. Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме занятия. Для ведения занятий по рисованию преподаватель должен иметь книги, альбомы, журналы с иллюстрациями, крупные таблицы образцов, элементов и приемов росписи, технические рисунки, а также живые цветы, ветки, листья, фрукты, овощи для натюрмортов, муляжи и др. материалы для показа их детям.
4. Кабинет для развития речи оснащен необходимым оборудованием, удобной мебелью, соответствующей возрасту детей, наглядными пособиями. Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме занятия. Для ведения занятий по развитию речи преподаватель должен иметь настольно-печатные игры для развития внимания, памяти, мышления, обобщающей функции речи,наборы игрушек для инсценирования сказок, маски-шапочки, настольные театры, различные атрибуты для инсценировки сказок.
Методическое обеспечение:
1. Учебные рабочие программы, нотные сборники и учебники по предметам: ритмика, музыкальная азбука, рисование, развитие речи.
2. Подборка аудиоматериалов.
3. Подборка видеоматериалов.
Кадровое обеспечение:
1. Преподаватели имеют среднее-специальное или высшее образование по направлениям хореография, музыкальное, изобразительное искусство, логопедия.
2. Концертмейстеры имеют среднее-специальное или высшее образование.
Все преподаватели регулярно повышают свою квалификацию, посещая различного уровня семинары и конференции, мастер-классы и курсы. Проходят аттестацию каждые 5 лет.
Источник