Программы комплексного сопровождения индивидуального развития ребенка

Программы комплексного сопровождения индивидуального развития ребенка thumbnail

Марина Валентиновна Рюгина-Семенова
Комплексная индивидуальная коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения по результатам ПМПК

Комплексная индивидуальная

коррекционно-развивающая программа

Никулина Ивана Ивановича

Возраст: 25.07.2011 г.

на 2016 – 2017 учебный год

Заключение логопеда: ЗРР от 03.11.2016г.

Заключение психиатра: F 88 от 11.11.2016г.

Заключение ПМПК:___

Протокол № ___

Педагог-психолог: Рюгина-Семенова М. В.

Пояснительная записка

Для устранения трудностей в обучении у детей необходимо использовать комплексную методику коррекции. Основными направлениями этой методики являются двигательные, когнитивные и игровые методы, которые применяются в комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния.

В ходе коррекционной работы воздействие на сенсомоторный уровень вызывает активизацию в развитии всех ВПФ. Двигательные методы, используемые в ходе коррекционного процесса, создают некоторый потенциал для будущей работы, активизируют, восстанавливают и простраивают взаимодействие между различными уровнями и аспектами психической деятельности.

Основные проблемы развития:

– низкий уровень психических процессов: внимания, предметного и социального восприятия, представлений, памяти, мышления;

– несформированность мотивационно-потребностной сферы;

– недоразвитие и искажение эмоционально-волевой сферы;

– недостаточность моторного и психомоторного развития;

– снижение произвольности психических процессов, деятельности, поведения.

– низкая речевая активность, использование речи только в роли обиходно-коммуникативного средства.

Все эти факторы необходимо учитывать при организации индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. В систему индивидуальной работы включены игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Большое и разностороннее влияние игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребёнок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка

Ребенок адекватно реагирует на замечания, указания при выполнении предложенных заданий. Иногда бывает застенчив. В случае затруднений принимает помощь педагога.

Графическая деятельность (рисунок, письмо) слабо координирована за счет отсутствия тренировки. Ярко выражено двигательное беспокойство, недоразвитие движений в виде общей моторной неловкости, не может долго сидеть на месте, проявляется избыточность движений.

Неустойчивость функции восприятия (проявления по астеническому типу): трудности переключения с одного воспринимаемого образа на другой связаны с неустойчивостью психических процессов, в результате наблюдается «соскальзывание», т. е. повышенная переключаемость.

Снижение устойчивости и объема и продуктивности внимания из-за отсутствия тренировки.

В общении со сверстниками не претендует на лидерство, по предложенным игровым сюжетам играет с удовольствием. Не агрессивен.

Задачи программы

– интенсивное накопление пассивного словаря, стимуляция активной речи, создание ситуаций, требующих речевой активности;

– расширение понимания смысла обращенной к ребенку речи;

– овладение различными навыками в процессе подражания;

– формирование адекватного взаимодействия с педагогами;

– становление представлений о себе;

– формирование системы сенсорных эталонов;

– формирование количественных представлений;

– развитие наглядно-образного мышления;

Содержание

Программа рассчитана на 6 месяцев (середина октября по май, 1 занятие в неделю, по 15-20 минут каждое в зависимости от состояния ребенка.

В организации занятий необходимо учитывать следующие виды педагогической поддержки:

– обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);

– одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

– использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов, мнемокарт и др.);

– формулирование определений по установленному образцу, использование алгоритмов, инструкций;

– дополнительные упражнения;

– оптимальность темпа с позиции полного усвоения.

Занятия проводятся индивидуально. Каждое занятие состоит из нескольких заданий. На протяжении всего курса происходит постепенное усложнение материала.

Также на занятиях применяются:

– подвижные игры,

– продуктивные виды деятельности.

В планировании занятий использован принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых лексических тем.

Практический материал для занятий распределяется так, что каждая тема пронизывает все этапы работы – от развития понимания речи до умения проговаривать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами, сенсорными эталонами и т. д.

Развитие эмоций, познавательной деятельности, с одной стороны, и решение задач коррекционного обучения (расширение знаний об окружающем мире, становление основных психических процессов, формирование сенсорных эталонов и количественных представлений, развитие речи) – с другой, тесно взаимосвязаны между собой в занятиях.

В занятиях часто используются театрализованные игры, которые помогают ребёнку имитировать движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения. Движения могут сопровождаться репликами, стихами, пением.

Театрализованные игры – занятия включают в себя все виды театра, доступные детям (настольный театр, театр на фланелеграфе, би-ба-бо, пальчиковый) и другие виды театров, в которых чётко фиксируются различные ситуации и разыгрываются сценки.

В игре нарастает активность ребёнка, они запоминают текст, «входят в образ». Педагог остаётся активным её участником. Своими пояснениями он направляет внимание воспитанника на те предметы и явления, которые надо уточнить, закрепить в их сознании.

№ Время проведения Программное содержание Краткое содержание занятия.

1 октябрь Развитие операции мышления: обобщения.

Развитие мелкой моторики.

Восприятия величины, наглядно-действенного мышления.подбери картинки: «домашние животные», «игрушки», «овощи», «фрукты», «цветы».

«раскрась кукле платье».

собери матрешку 4 части

разрезная картинка 5 частей.

2 октябрь Развитие восприятия формы и величины.

Развитие зрительной памяти.

Развитие наглядно-действенного мышления. ящик с формами.

пирамидка 5 колец

Запомни пару. Найди, кто с кем дружит.

кубики.

3 ноябрь Развитие логики.

Развитие внимания.

Развитие словаря и знаний об окружающем. 4-й лишний.

чего не хватает на рисунке.

назови животных и их детенышей.

кубики.

4 ноябрь мелкая моторика руки. Пластилиновая живопись.

5 декабрь Развитие зрительной памяти.

Развитие внимания.

Логического мышления.

Восприятия цвета. запомни игрушки.

найди одинаковых бабочек, жуков.

найди пару

разрезная картинка 4 части.

цветные коврики.

6 декабрь Развитие разговорной речи.

Развитие логики.

Зрительного восприятия беседа по картине «зимой».

эталоны.

7 декабрь Развитие операций мышления.

Творческого мышления.

Тактильного восприятия.кубики Никитина: «елочка», «дорожка», «квадрат», «лесенка».

сложи свою картинку.

чудесный мешочек.

8 Развитие логического мышления.

Развитие связной речи.

Развитие мелкой моторики. простые аналогии

рассказ по картине «дети в песочнице»

собери узор из палочек.

застегни пуговицы на домике.

9 январь Развитие внимания.

Зрительного восприятия.

Зрительной памяти.

Творческого мышления. найди двух одинаковых кошек.

найди отличие у кукол.

найди щенка, похожего на маму.

какие предметы пропали с полки магазина?

дорисуй предмет.

10 январь Развитие зрительной памяти.

Мышления.

Мелкой моторики. запомни, что везет каждая машина.

лабиринты

раскрась предметы, которые ты видел на картинке.

подбери карман к платью Маши.

11 февраль Развитие восприятия формы, величины.

Логического мышления, умения обобщать.

почта.

миски

разрезная картинка 6 частей

4-й лишний

назови предметы одним словом.

12 февраль Развитие словаря.

Читайте также:  Влияет ли долгое грудное кормление на речевое развитие ребенка

Развитие внимания, зрительного восприятия.

Логического мышления.

Мелкой моторики. о ком так говорят?

помоги зайцу добраться до морковки

найди контур автомобилей

раскрась кубики до конца

пуговицы

13 март Обогащение словаря, развитие знаний об окружающем.

Развитие мышления, операции обобщения.

Развитие умения рассуждать. назови профессии. Подбери предметы, нужные для работы.

разложи фрукты и овощи по корзинкам.

кто из зверей быстрее доберется до домика. Почему?

лабиринт.

14 март Развитие связной речи.

Развитие мышления.

Восприятия.

Мелкой моторики. закончи предложение.

аналогии.

собери гирлянду из флажков.

найди тень у каждой игрушки.

пальчиковая гимнастика.

15 апрель Развитие логического мышления.

Зрительного восприятия.

Мелкой моторики.

логические задачки.

найди фигуру такую же, как в рамочке.

что сначала, что потом.

раскрась узор на ковре по образцу.

16 апрель Развитие зрительного восприятия. Умения производить синтез.

Развитие мелкой моторики руки. Заплатки. Подбери недостающий фрагмент к картинке.

пальчиковая гимнастика

«зоопарк»

17 май Развитие мыслительных процессов. Кубики Никитина.

18 май Развитие воображения.

Развитие связной речи.

Мелкой моторики. что ты видишь на картинке?

закончи сказку.

дорисуй незаконченный рисунок.

Ожидаемые результаты

Ребенок, полностью усвоивший программу обучения:

– с интересом включается в спланированную педагогом деятельность, имеет хороший пассивный и активный словарь, проявляет активность в речевых ситуациях;

– основные ВПФ соответствуют возрастным показателям;

– правильно понимает смысл обращенной к нему речи;

– владеет различными навыками в процессе подражания;

– адекватно взаимодействует с педагогами и сверстниками;

– сформирована система сенсорных эталонов;

– сформированы навыки социального поведения;

– есть предпосылки к формированию основных понятий;

Литература:

1. Акименко В. М. Речевые нарушения у детей.

2. Закраквская О. В. Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста.

3. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии.

4. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучение.

Источник

Программа комплексного сопровождения

Петров Роман

__________________________________________________________________

(фамилия, имя ребенка, класс)

Цель сопровождения: Оказание комплексной психолого-педагогической помощи в освоении ООП ДО, разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации_______________________________________________

Задачи:

1. Обеспечить ребёнку логопедическую помощь и поддержку, психолого-педагогическое сопровождение специалистами детского сада._____________

2. Оказать родителям информационную помощь в отношении проблем развития ребёнка, включать родителей в образовательный процесс.________

3. Организовать качественное взаимодействие специалистов.______________

План мероприятий по сопровождению

Участник сопровождения*:

сопроводительные мероприятия

Сроки реализации

Периодичность (общее количество, частота и длительность занятий)

Отметка о выполнении

Учитель-логопед

Артикуляционная моторика.

– общие артикуляционные упражнения для развития чётких двигательных кинестезий;

– упражнения для губ, щёк, языка;

– элементы массажа и самомассажа.

Просодическая сторона речи.

– упражнения для развития силы голоса;

– игры на звукоподражание, игры-драматизации.

Звукопроизношение.

– комплекс упражнений для постановки звуков «Р», «Л», автоматизация звука «Р», автоматизация звука «Л».

Звуковая структура слов.

– упражнения в различении на слух длинных и коротких слов;

– упражнения на передачу ритмического рисунка слов;

– игры по развитию звукослоговой структуры «Прошагай слово», «Где спрятался звук?»

Развитие фонематического восприятия.

– игры на определение места звука в слове, количества звуков в словах из 2-х, 3-х звуков; учить слышать заданный звук в ряду других звуков; подбор слов на заданный звук; учить слышать слог с заданным звуком в ряду других слогов.

Формирование в импрессивной речи навыков понимания грамматического изменения слов.

– обогащение речи за счёт глаголов;

– игры с различными предметами для понимания сложных форм предлогов «Где спрятался?».

Формирование экспрессивной речи.

– учить отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов; учить составлять предложения из 2-3 слов; учить повторять рассказы-описания, загадки-описания из 2-3 предложений;

– заучивание стихов;

– игры «Придумай необычное существо», «Поиграем в Репку».

Формирование грамматических процессов.

– словообразование. Образование существительных мужского рода с суффиксом –щик-;

– образование притяжательных прилагательных при помощи суффикса –ин-;

– образование сущ-х и прил-х с уменьшительно-ласкательными суффиксами по лексическим темам;

– образование качественных и относительных прилагательных.

– словоизменение.

– игры «Один-много», «У кого похожая картинка», «Измени слово».

1 год

Общее количество занятий – 72

Частота – 2 раза в неделю

Длительность – 20-25 минут

Педагог-психолог

– упражнения на развитие познавательной активности «Что можно подарить другу?», «Узнай, какого это цвета?», «Когда это бывает?»

– упражнения на развитие процессов мышления «Третий лишний», «Собери картинку», «Определи последовательность событий»

– упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы, воспитание самоконтроля и самооценки «Моё настроение», «Маски», «Я – хороший, я – плохой»

– упражнения на развитие навыков общения «Комплименты», «Опиши друга»;

– телесно-ориентированные упражнения.

1 год

Общее количество занятий – 72

Частота – 2 раза в неделю

Длительность – 20-25 минут

Медицинский работник

организация мероприятий по профилактике ОРВИ, нарушений осанки;

– оздоровительная и дыхательная гимнастика после сна;

– корригирующая ходьба по массажным дорожкам;

1 год

Общее количество занятий – 36

Частота – 1 раз в неделю

Длительность – 15 минут

Воспитатель

– элементы психогимнастики на занятиях;

– специальные игры на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения», «Зеркало»;

– пуговичный массаж в сочетании с заданиями на эмоциональное проявление;

– разбор ситуаций с обсуждением «Как бы ты поступил?»

– специальные игры на общение «Найдём волшебные слова»;

– чтение художественной литературы;

– дидактические игры природоведческого содержания;

– уход за растениями в уголке природы и на участке;

– работа со схемами правильной артикуляции звуков;

– работа с мнемотаблицами по заучиванию стихов;

– работа с моделями сказок, рассказов.

– поддержание режима дня в соответствии с возрастными и индивидуальными потребностями;

– создание позитивной принимающей атмосферы в группе;

– проявление уважительного отношения к ребёнку, интереса к его занятиям;

– использование в работе рекомендаций специалистов.

1 год

Регулярно, в свободное от занятий время

Музыкальный руководитель

– занятия по логоритмике;

– пальчиковая гимнастика;

– упражнения для нормализации мышечного тонуса;

– певческие упражнения для развития силы, высоты, тембра голоса;

– упражнения на развитие речевого, певческого дыхания;

– театрализованные игры, упражнения, игры-драматизации на восприятие образов и выражение их мимикой, жестами, пластикой, речью, интонацией;

– упражнения, пляски, игры, хороводы на развитие чувства темпа и ритма в музыке, движениях, речи, в игре на детских музыкальных инструментах;

– игры, хороводы, танцевальные композиции, направленные на воспитание личностных качеств, коллективизма, взаимной поддержки.

Читайте также:  Развитие 4 летнего ребенка видео

1 год

Общее количество занятий – 72

Частота – 2 раза в неделю

Как часть занятия длительностью 7-10 минут

Инструктор по физической культуре

вводные упражнения с речевым сопровождением: различные виды ходьбы в колонне для воспитания ориентировки в пространстве, в коллективе, умения планировать движения, ходить в определенном темпе; развитие артикуляции, мимики, дикции;

– общие развивающие упражнения с фонетической ритмикой: для воспитания речевого дыхания, напевности, автоматизации звуков в ударных слогах, темпа, ритма речи, развитие общей моторики;

– основные виды движений: для развития общей моторики и статической координации движений;

– подвижная игра: для совершенствования двигательных умений, формирования положительных форм взаимодействия между детьми, развития морально – волевых качеств личности;

– релаксация: для регуляции мышечного тонуса;

– пальчиковая гимнастика;

– дыхательная гимнастика.

1 год

Общее количество занятий – 72

Частота – 2 раза в неделю

Как часть занятия длительностью 7-10 минут

Родители

– поддержание режима дня, недели;

– поддержка речевой активности ребёнка, поощрение его высказываний;

– оказание помощи ребёнку при затруднении;

– выполнение рекомендаций специалистов;

– контроль собственной речи

Постоянно, в свободное время

* Участники сопровождения: учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, другие специалисты, родители (законные представители)

Источник

Программа комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ

(старший дошкольный возраст)

Разработчики программы:

Группа педагогов МАДОУ «Катюша»,

Воспитатель – Чирикина Н.В.,

Педагог-психолог – Литинская В.А.

I. Пояснительная записка

Программа комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ составлена  в соответствии с общеобразовательной программой МАДОУ «Катюша»  и коррекционной программой «Подготовка к школе детей с ЗПР» под редакцией С.Г. Шевченко.

Цель данной индивидуальной программы  –  построение системы коррекционно-развивающей и обучающей  работы с ребенком с ОВЗ старшего дошкольного возраста специалистами  ДОУ и родителями дошкольницы.

Комплексность  педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого, психофизического развития  ребенка, на интенсивное развитие познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой сферы дошкольника и обеспечивает всестороннее гармоничное развитие личности в целом.

Наше МАДОУ«Катюша» г. Лабытнанги насчитывает 288 воспитанников. Среди них есть дети, которые относятся к категории детей с ОВЗ (дети с замедленным темпом развития).

С 1 октября 2012 г. Наш детский сад посещает Саенко Мария Дмитриевна, 21.10.2009  г. рождения . У девочки очевидны проблемы в усвоении программы ДОУ. Оля плохо запоминает материал, малоактивна на занятиях, легко отвлекается. У ребенка низкий уровень познавательного развития, быстрая утомляемость при выполнении заданий учебного плана. Выявляется отставание в развитии общей и мелкой моторики. Девочка не умеет правильно держать карандаш, кисточку. Не регулирует силу нажима, затрудняется при пользовании ножницами. Слабо сформированы навыки самообслуживания. Объем памяти ограничен, недостаточно развито восприятие. Не выделяет существенных признаков при обобщении предметов, затрудняется при сравнении. Снижен интерес к игре. Не доводит начатое  дело до конца, действия хаотичны. Незрелость эмоционально-волевой сферы. Сведения об окружающем мире очень слабые. Речевое развитие ниже возрастной нормы. Речь окружающих Маша понимает, но нуждается в неоднократном повторении задания. Имеются недостатки произношения, фонематический слух сформирован недостаточно, слоговая структура слова нарушена. Голос низкий, речь маловыразительная, ограниченный словарный запас, грамматический строй речи недостаточно сформирован для данного возраста, опыт речевого общения беден. У девочки ослаблено здоровье, снижен уровень физического развития. Все этапы диагностики, отражаются в индивидуальной карте развития ребенка. 
Программа рассчитана на 2 учебных года. Программа позволяет обеспечивать развивающее обучение дошкольницы, всестороннее развитие её интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у девочки все психические процессы и такие личные качества, как креативность, любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность.

Основными задачами программы являются:

  • Сенсорное развитие, соответствующее возрасту: освоение эталонов – образцов цвета, формы, величины, накопление обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), материалов;
  • Освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных);
  • Освоение продуктивных видов деятельности (конструирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом, способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребенка);
  • Накопление языковых представлений, развитие фонетико–фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;
  • Уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;
  • Формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения;
  • Развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту;
  • Формирование игровой деятельности;
  • Формирование элементов учебной деятельности;
  • Формирование адекватных эмоционально-волевых  проявлений и способов общения и взаимодействия.

Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья ребенка, обеспечения эмоционального благополучия. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезаптации. Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов педагогического и медицинского профилей. Программа предусматривает совместную работу логопеда, психолога, воспитателей, медсестры.

Работой по разделу «Речевое развитие» руководит учитель-логопед. Он работает над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам; формирует и совершенствует  грамматический срой речи; развивает фонетико-фонематическую систему языка и навыков языкового анализа и синтеза; ведет работу над слоговой структурой слова, развивает связную речь и обучает грамоте.

В работе по разделу «Познавательное развитие» участвуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию и развитию высших психических функций. Воспитатели организуют работу по ознакомлению с окружающим, художественной литературой, по развитию временных, пространственных и элементарных математических представлений. Руководят работой по нравственному и трудовому воспитанию, развивают физическое здоровье ребенка. Медицинская сестра проводит оздоровление и лечебно-восстановительные мероприятия. Использует средства лечебной физкультуры. Она осуществляет плановые осмотры; витаминотерапию, ароматерапию, дыхательную гимнастику и массовые тренажеры.

Программой предложено оптимальное сочетание индивидуальной деятельности с ребенком, специально организованные занятия. Комплексные интегрированные занятия с привлечением различных специалистов при активном участии родителей. Выработка педагогических умений достигается лишь при активном участии родителей детей. Для совместной с родителями реализации индивидуальной программы выделяем решение следующих задач:

1) Психолого-педагогическое просвещение родителей;

2)  Оказание психологической помощи родителям девочки и педагогам в целях согласования  воспитательных  и образовательных воздействий. Считаем важным акцентировать внимание родителей;

3)  На преодоление собственного авторитаризма и способности увидеть мир с позиции ребенка;

4) Отношение к своему ребенку как к равному себе и недопустимость сравнения его с другими детьми;

5)  Знание и учет сильных и слабых сторон ребенка;

6)  Проявление искренней заинтересованности в действиях ребенка и готовности к эмоциональной поддержке. Дифференцированный подход к педагогической пропаганде позволяет своевременно родителям преодолевать затруднения и поддерживать уверенность в своих силах при соблюдении следующих условий:

a)  Взаимное доверие и взаимопомощь между педагогами и родителями;

b) Соблюдение чувства такта, чуткости и отзывчивости по отношению к родителям, умение убеждать;

c)  Учет своеобразия условий жизни семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;

d) Взаимосвязь разных форм работы с родителями: установление контакта, беседы, консультации, участие в утренниках, занятиях, конкурсах; рекомендации всех специалистов.

Условия реализации программы: целенаправленная, планомерная система работы с ребенком на занятиях с применением  информационно-коммуникативных технологий  и технологии игр «Песочная терапия». Реализация выбранных технологий предполагает соблюдение методико-организованных условий:

– развивающая среда в группе;

– центр песка и воды;

– различный бросовый материал –  пластиковые, деревянные буквы, цифры, геометрические фигуры;

– естественные предметы: палочки, ракушки, камешки, ложки и т.д.

– мелкие игрушки: машинки, куколки, деревья, цветы, животные и т.д.

– картотека игр на внимание;

– картотека игр на развитие, мышление;

– пальчиковые бассейны;

– схемы, планы;

– игрушки-шнуровки;

– кубики с картинками;

– пособия «Волшебные часы» и др.

– дидактические часы «Сложи узор», «Логические пары», «Все о времени»;

– тетради и т.д.

II. Содержание программы

Программа имеет несколько разделов:

  • Ознакомление с окружающим и развитие речи.
  • Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия.
  • Умственное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Развитие звукового анализа и синтеза.
  • Обучение в игре.
  • Элементарные математические представления.
  • Эмоционально-волевая сфера.

Разделы программы отражены в индивидуальном коррекционно-развивающем маршруте.

В задачи коррекционно-логопедического блока входят:

– развитие и совершенствование общей моторики.

– развитие и совершенствование ручной моторики.

– развитие и совершенствование артикуляционной моторики.

– развитие слухового восприятия, внимания.

– развитие зрительного восприятия, памяти.

– развитие ритма.

– формирование произносительных умений и навыков: коррекция нарушений изолированных звуков, автоматизация звуков в словах, слогах, словосочетаниях, предложениях, связной речи, дифференциация звуков; коррекция нарушений звукослоговой структуры.

– совершенствование лексических и грамматических средств языка.

– развитие навыков связной речи.

– обогащение коммуникативного опыта.

В задачи психологического блока входят: углубленное изучение особенностей интеллектуального развития  ребенка, личностных и поведенческих реакций; проведение индивидуальных  занятий,  направленных на нормализацию эмоционально-личностной сферы, повышение умственного развития и адаптивных возможностей ребенка.

В задачи медицинского блока входят: углубленной осмотр ребенка врачами-специалистами (невропатолог, офтальмолог, педиатр назначает индивидуальные курсы  лечения: медикаментозный, витаминотерапию, физиотерапию). Комплекс современных аппаратов и программ используется для диагностики лечения и профилактики болезней.

Структура индивидуальной программы для Саенко Марии Дмитриевны включает в себя:

– комплексную диагностику;

– индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут;

– характеристику динамики развития ребенка по разделам программы.

Материализацией  индивидуальной программы  сопровождения  ребенка с ОВЗ  является специальная индивидуальная  карта сопровождения развития и обучения, в которой отражаются все этапы коррекционно-развивающего процесса.

Организация обучения основывается на знании психологических, биологических и социальных особенностей развития. Поэтому построение индивидуального маршрута начинается с комплексной диагностики всех специалистов. Одну из проблем специалист выделяет боле четко, другие в это время решаются в фоновом режиме, но постоянно их подразумевает: соизмеряя с ними свои действия и полученные результаты. Таким образом, диагностирование каждым специалистом приводит к ведению индивидуальной характеристики ребенка, возможностей его развития и социальной интеграции в современное общество.

В основе построения программы стоит организация оптимальных для ребенка условий обучения с целью развития его потенциала, формирования необходимых знаний, умений и навыков. Принципы построения программы:

– ступенчатая диагностика,

– индивидуальный подбор педагогических технологий,

– систематический контроль и корректировка,

– наблюдение,

– пошаговая фиксация.

Вся коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход.

III.  Требования к результату реализации программы

В процессе реализации программы ребенок должен показать положительную диагностику развития по всем разделам программы. Маша  должна знать:

  • Состав чисел 2-5,
  • Должна уметь сравнивать предметы по размеру, цвету, форме,
  • Считать в пределах 10, уметь отвечать на вопросы : «Сколько?», «Который по счету?»,
  • Ориентироваться на странице альбома и листе бумаги (верх, низ, левая, правая  часть, середина),
  • Знать геометрические фигуры,
  • Понимать смысл слов : между, за, перед, раньше, позже,
  • Отвечать на вопросы взрослых,
  • Иметь представление о себе и своей семье,
  • Представления о труде родителей,
  • Знать цвета (красный, желтый, оранжевый, синий, зеленый, белый, черный),
  • Иметь представления о явлениях природы,
  • Уметь обобщать предметы,
  • Ориентироваться в пространстве,
  • Рассказывать стихотворение,
  • Раскладывать картинки по порядку (сначала, потом, конец),
  • Исключать 4-й лишний предмет,
  • Уметь правильно держать карандаш,
  • Понимать инструкции из 2х,3х частей,
  • Понимать лексическое значение отдельных фраз,
  • Понимать текст,
  • Составлять рассказ по сюжетной картинке,
  • Знать части тела,
  • Части предметов,
  • Называть детенышей животных,
  • Уметь подбирать прилагательные, глаголы к существительным,
  • Уметь образовывать множественное число существительных,
  • Уменьшительно-ласкательную форму,
  • Правильно употреблять предлоги (в, из, на, за, под, с),
  • Различать гласные и согласные звуки,
  • Правильно употреблять слова  с простой и сложной слоговой структурой,
  • Уметь делить слова на слоги,
  • Исправлять ошибки в речи.

IV.  Методы и средства оценки результативности программы

Эффективность коррекционно-развивающей работы будет достигнуто благодаря различным технологиям: технология логопедического обследования, технология коррекции звукопроизношения, ароматерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, песочная терапия; новым способом  взаимодействия педагога и ребенка, новым стимулам, которые служат для создания благоприятного эмоционального фона. Использование различных  методов и приемов (словесных, наглядных, практических) также улучшает динамику развития ребенка с ЗПР. Диагностические  процедуры (методики) покажут общие интеллектуальные умения ребенка: принятия задания, понимание условий этого задания, способы выполнения задания, интерес к познавательным  задачам, обучаемость в процессе диагностического обследования, отношение к результату своей деятельности. Опрос для родителей («Конверт откровений») покажет чему научился ребенок в условиях ДОУ.

В комплексе с игровыми методами используем телесно ориентированные и релаксационные методы. Подвижные, сюжетно-ролевые игры, коммуникативные игры, игры на развитие произвольности, воображения, психогимнастические игры.

Положительный результат коррекционного воздействия дают разработанные коррекционно-развивающие занятия. Они способствуют тренировке навыков самоконтроля, развитию логического мышления, воображения и психологической разгрузке. Опыт работы свидетельствует о том, что успех коррекционной работы зависит эффективного взаимодействия всех участников этого процесса в системе «психолог-логопед-педагог-медсестра-ребенок-родитель».

Индивидуальная программа  комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ является документом, фиксирующим проводимые специалистами ДОУ диагностико-коррекционно-развивающие мероприятия, их эффективность, характер индивидуальных изменений в обучении и психическом развитии дошкольника, данные готовности ребенка к школе.

Такой подход к индивидуальному воспитанию и обучению открывает широкие возможности и положительный результат при условии профессиональной подготовки кадров и заинтересованности в результате процесса помощи детям с особыми образовательными потребностями.

Читайте также:  Развитие шестимесячного ребенка на грудном

Источник