Программы для ребенка с нарушениями интеллектуального развития

Разработка специальной индивидуальной программы для детей с интеллектуальной недостаточностью, с тяжелыми множественными нарушениями развития

Специальная индивидуальная программа развития  направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь ребенку максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Данная программа позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям.

        Программа разрабатывается на один год. В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком, при участии его родителей.

Содержание программы:

1. Целевой раздел

1.1 Общие сведения о ребёнке

1.2 Характеристика воспитанника

1.3 Пояснительная записка

1.4 Планируемые результаты освоения Программы

1.5 Перечень технических средств и дидактических материалов

2. Содержание программы

2.1 Индивидуальный план образовательной деятельности

2.2 Коррекционно-развивающие задачи по образовательным областям

2.3 Примерное перспективное планирование

2.4 Социальное партнерство с родителями

1. Целевой раздел

Общие сведения о ребёнке

Заключение ПМПК  от ____  №___

Коллегиальное заключение:

1.2 Характеристика воспитанника

1.3 Пояснительная записка

        Специальная индивидуальная программа развития  (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности. СИПР составлена на основе Адаптированной образовательной программы ДОУ и с учетом образовательной программы ДОУ.

        Цель: определение содержания коррекционной работы с ребенком, направленной на формирование возрастных психологических новообразований и становления всех видов детской деятельности.

        Основные задачи: создание условий для:

– сохранения и укрепления физического и психического здоровья;

– формирования и развития познавательного интереса и познавательной активности;

Читайте также:  Особенности развития костной системы ребенка

– развития представлений о себе и об окружающем мире;

-развития социальных представлений и коммуникативного поведения;

– сенсорного развития, развития сенсорно-перцептивных способностей, сенсорно-двигательной координации;

– формирования элементарных математических представлений;

– развития операционно-технической стороны деятельности, навыков конструирования; игровых навыков;

– формирования речевой активности, развития пассивного и активного словаря;

– формирования творческих способностей.

        Принципы реализации программы:

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я – концепции» каждого ребенка, его представления о себе.

3. Принцип комплексности – тесный контакт педагогов с родителями.

4. Принцип деятельностного подхода – учет ведущего вида деятельности ребенка с опорой на тот вид деятельности, который является личностно значимым для ребенка.

Ведущая коррекционная работа

Диагноз

Используемые технологии (ведущие)

Коррекционная работа

ДЦП

Здоровьесберегающие Развивающие

Развитие моторно-двигательных навыков, эмоционально- волевой сферы. Развитие мотивации к познавательной деятельности

        Сроки проведения мониторинговых исследований:

Сентябрь – обследование, планирование индивидуальной коррекционной работы. Январь – обследование для корректировки содержания коррекционной работы. Май – обследование по итогам учебного года.

        Результаты сравнительного анализа данных, полученных в ходе первичной и промежуточной диагностики, обсуждаются специалистами на заседаниях психолого-педагогического консилиума, где принимается коллегиальное решение о необходимости изменения содержания или продолжения работы в выбранном направлении.

Программа имеет следующие разделы:

1. Педагогическое сопровождение по образовательным областям Программы (учитель-дефектолог, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию)

– Познавательное развитие;

– Социально-коммуникативное развитие;

– Художественно-эстетическое развитие;

– Физическое развитие.

2. Логопедическое сопровождение (учитель-логопед)

– Речевое развитие.

3. Психологическое сопровождение (педагог-психолог)

Читайте также:  Этапы развития речи ребенка в условиях онтогенеза

        Продолжительность непосредственно образовательной деятельности (далее НОД) составляет для воспитанника с ОВЗ 8-го года жизни – не более 20 мин. Объем недельной образовательной нагрузки составляет – 4 часа 20 мин. В середине времени, отведенного на НОД, проводятся физкультминутки, перерывы между периодами НОД – не менее 10 мин. Основные формы работы: подгрупповая, индивидуальная.

        В содержание СИПР включены коррекционно-развивающие задачи в соответствии с уровнем актуального развития воспитанника и его потенциальных возможностей. Для реализации задач по указанной программе предусмотрено взаимодействие специалистов, воспитателей и родителей (законных представителей).

        Срок реализации СИПР с 09.2017 по 05.2018.

1.4 Планируемые результаты освоения Программы

– проявляет потребность в общении с взрослыми и сверстниками;

– способен адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения;

– имеет представления о предметах, их функциональных свойствах, и использовании предметов по назначению;

– имеет представления о сенсорных эталонах, элементарные математические представления;  

– понимает и выполняет простые инструкции;

– имеет первичные представления о себе, семье, обществе и природе;

– проявляет самостоятельность при выполнении гигиенических процедур и самообслуживания;

– проявляет творчество в игровой и продуктивной деятельности;

– любознательный и активный.

1.5 Перечень технических средств и дидактических материалов

– Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по лексическим темам

– Набор геометрических фигур, цветные счётные палочки, конструктор «Лего», крупный и мелкий строительный материал

– Материалы для развития зрительного, слухового, тактильного восприятия

– Набор материалов для развития мелкой моторики, су-джок.

– Оборудование и атрибуты для сюжетно-ролевых и театрализованных игр

– Литературный материал (малые фольклорные формы, сказки, стихи, рассказы)

– Музыкальные инструменты (бубен, барабан, треугольник и т. д.)

– Гимнастические мячи большого и среднего размера, резиновые мячи, кегли, маты, гимнастические скамейки, тренажёры

Читайте также:  Беседа умственное развитие ребенка старшая группа

– Оборудование: мультисенсорный чемодан, набор методического материала «Сенсорика»,  песочница, стол-мозаика «Цветные шарики», сенсорный ящик

– Ноутбук с развивающими играми: «Тимокко»,  «Развитие и коррекция речи»

2. Содержание программы

2.1 Индивидуальный план образовательной деятельности

ОО

НОД

Совместная деятельность

Индивидуальные занятия

воспитатели

учитель-дефектолог

учитель-логопед

Познавательное развитие

2

2

2

Социально-коммуникативное развитие

2

1

1

Художественно-эстетическое развитие

3

1

1

Физическое развитие

3

1

Речевое развитие

3

3

3

Количество в неделю

13

1

8

3

3

2.2 Коррекционно-развивающие задачи по образовательным областям

ОО «Познавательное развитие»

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

ОО «Художественно-эстетическое развитие» 

ОО «Физическое развитие»

ОО «Речевое развитие»

2.3 Примерное перспективное планирование на 2017 – 2018 г.

2.4 Социальное партнерство с родителями

Задачи

Мероприятия

Дата проведения

Изучение семьи воспитанника

Анкетирование,

беседа с родителями

Сентябрь

Повышение осведомлённости родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребёнка

Индивидуальные консультации родителей со специалистами

По результатам мониторинга и по запросу родителей

Ознакомление родителей с методами и приёмами коррекционно-развивающей и воспитательной работы

Индивидуальные практические занятия,

консультирование,

оформление родительского уголка

Раз в квартал и по запросу родителей

Организация участия родителей в мероприятиях, проводимых в ДОУ, группе

Привлечение родителей к участию в мероприятиях (собрания, мастер–классы, праздники, ярмарки, проекты)

В течение года

Ознакомлены _____________________/_____________________________/    

                         (подпись родителей)                                                

Источник