Программы для ребенка с нарушениями интеллектуального развития
Разработка специальной индивидуальной программы для детей с интеллектуальной недостаточностью, с тяжелыми множественными нарушениями развития
Специальная индивидуальная программа развития направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь ребенку максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Данная программа позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям.
Программа разрабатывается на один год. В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком, при участии его родителей.
Содержание программы:
1. Целевой раздел
1.1 Общие сведения о ребёнке
1.2 Характеристика воспитанника
1.3 Пояснительная записка
1.4 Планируемые результаты освоения Программы
1.5 Перечень технических средств и дидактических материалов
2. Содержание программы
2.1 Индивидуальный план образовательной деятельности
2.2 Коррекционно-развивающие задачи по образовательным областям
2.3 Примерное перспективное планирование
2.4 Социальное партнерство с родителями
1. Целевой раздел
Общие сведения о ребёнке
Заключение ПМПК от ____ №___
Коллегиальное заключение:
1.2 Характеристика воспитанника
1.3 Пояснительная записка
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности. СИПР составлена на основе Адаптированной образовательной программы ДОУ и с учетом образовательной программы ДОУ.
Цель: определение содержания коррекционной работы с ребенком, направленной на формирование возрастных психологических новообразований и становления всех видов детской деятельности.
Основные задачи: создание условий для:
– сохранения и укрепления физического и психического здоровья;
– формирования и развития познавательного интереса и познавательной активности;
– развития представлений о себе и об окружающем мире;
-развития социальных представлений и коммуникативного поведения;
– сенсорного развития, развития сенсорно-перцептивных способностей, сенсорно-двигательной координации;
– формирования элементарных математических представлений;
– развития операционно-технической стороны деятельности, навыков конструирования; игровых навыков;
– формирования речевой активности, развития пассивного и активного словаря;
– формирования творческих способностей.
Принципы реализации программы:
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я – концепции» каждого ребенка, его представления о себе.
3. Принцип комплексности – тесный контакт педагогов с родителями.
4. Принцип деятельностного подхода – учет ведущего вида деятельности ребенка с опорой на тот вид деятельности, который является личностно значимым для ребенка.
Ведущая коррекционная работа
Диагноз | Используемые технологии (ведущие) | Коррекционная работа |
ДЦП | Здоровьесберегающие Развивающие | Развитие моторно-двигательных навыков, эмоционально- волевой сферы. Развитие мотивации к познавательной деятельности |
Сроки проведения мониторинговых исследований:
Сентябрь – обследование, планирование индивидуальной коррекционной работы. Январь – обследование для корректировки содержания коррекционной работы. Май – обследование по итогам учебного года.
Результаты сравнительного анализа данных, полученных в ходе первичной и промежуточной диагностики, обсуждаются специалистами на заседаниях психолого-педагогического консилиума, где принимается коллегиальное решение о необходимости изменения содержания или продолжения работы в выбранном направлении.
Программа имеет следующие разделы:
1. Педагогическое сопровождение по образовательным областям Программы (учитель-дефектолог, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию)
– Познавательное развитие;
– Социально-коммуникативное развитие;
– Художественно-эстетическое развитие;
– Физическое развитие.
2. Логопедическое сопровождение (учитель-логопед)
– Речевое развитие.
3. Психологическое сопровождение (педагог-психолог)
Продолжительность непосредственно образовательной деятельности (далее НОД) составляет для воспитанника с ОВЗ 8-го года жизни – не более 20 мин. Объем недельной образовательной нагрузки составляет – 4 часа 20 мин. В середине времени, отведенного на НОД, проводятся физкультминутки, перерывы между периодами НОД – не менее 10 мин. Основные формы работы: подгрупповая, индивидуальная.
В содержание СИПР включены коррекционно-развивающие задачи в соответствии с уровнем актуального развития воспитанника и его потенциальных возможностей. Для реализации задач по указанной программе предусмотрено взаимодействие специалистов, воспитателей и родителей (законных представителей).
Срок реализации СИПР с 09.2017 по 05.2018.
1.4 Планируемые результаты освоения Программы
– проявляет потребность в общении с взрослыми и сверстниками;
– способен адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения;
– имеет представления о предметах, их функциональных свойствах, и использовании предметов по назначению;
– имеет представления о сенсорных эталонах, элементарные математические представления;
– понимает и выполняет простые инструкции;
– имеет первичные представления о себе, семье, обществе и природе;
– проявляет самостоятельность при выполнении гигиенических процедур и самообслуживания;
– проявляет творчество в игровой и продуктивной деятельности;
– любознательный и активный.
1.5 Перечень технических средств и дидактических материалов
– Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по лексическим темам
– Набор геометрических фигур, цветные счётные палочки, конструктор «Лего», крупный и мелкий строительный материал
– Материалы для развития зрительного, слухового, тактильного восприятия
– Набор материалов для развития мелкой моторики, су-джок.
– Оборудование и атрибуты для сюжетно-ролевых и театрализованных игр
– Литературный материал (малые фольклорные формы, сказки, стихи, рассказы)
– Музыкальные инструменты (бубен, барабан, треугольник и т. д.)
– Гимнастические мячи большого и среднего размера, резиновые мячи, кегли, маты, гимнастические скамейки, тренажёры
– Оборудование: мультисенсорный чемодан, набор методического материала «Сенсорика», песочница, стол-мозаика «Цветные шарики», сенсорный ящик
– Ноутбук с развивающими играми: «Тимокко», «Развитие и коррекция речи»
2. Содержание программы
2.1 Индивидуальный план образовательной деятельности
ОО | НОД | Совместная деятельность | Индивидуальные занятия | ||
воспитатели | учитель-дефектолог | учитель-логопед | |||
Познавательное развитие | 2 | 2 | 2 | ||
Социально-коммуникативное развитие | 2 | 1 | 1 | ||
Художественно-эстетическое развитие | 3 | 1 | 1 | ||
Физическое развитие | 3 | 1 | |||
Речевое развитие | 3 | 3 | 3 | ||
Количество в неделю | 13 | 1 | 8 | 3 | 3 |
2.2 Коррекционно-развивающие задачи по образовательным областям
ОО «Познавательное развитие»
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
ОО «Физическое развитие»
ОО «Речевое развитие»
2.3 Примерное перспективное планирование на 2017 – 2018 г.
2.4 Социальное партнерство с родителями
Задачи | Мероприятия | Дата проведения |
Изучение семьи воспитанника | Анкетирование, беседа с родителями | Сентябрь |
Повышение осведомлённости родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребёнка | Индивидуальные консультации родителей со специалистами | По результатам мониторинга и по запросу родителей |
Ознакомление родителей с методами и приёмами коррекционно-развивающей и воспитательной работы | Индивидуальные практические занятия, консультирование, оформление родительского уголка | Раз в квартал и по запросу родителей |
Организация участия родителей в мероприятиях, проводимых в ДОУ, группе | Привлечение родителей к участию в мероприятиях (собрания, мастер–классы, праздники, ярмарки, проекты) | В течение года |
Ознакомлены _____________________/_____________________________/
(подпись родителей)
Источник