Программы для развития ребенка перед школой

Программы для развития ребенка перед школой thumbnail

Какие требования к первокласснику выдвигает школа при поступлении?

Официального перечня вопросов для дошкольников, на которые ребенок должен знать ответ перед школой, не существует. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» прием в первый класс государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений запрещается осуществлять на конкурсной основе.

Каждый ребенок 6,5-8 лет, который не имеет противопоказаний по здоровью, имеет право зачислиться в первый класс. Однако по заявлению родителей школа может принять ребенка и в более раннем или более позднем возрасте. Причиной отказа может стать только отсутствие в ней свободных мест.

Итого, все требования для поступления в 1 класс условны? Не совсем так.

Чтобы помочь родителям разобраться, чему же стоит научить ребенка до школы, мы подготовили этот обзор.

Знания и умения, которые будут полезны первокласснику

Учреждения образования, которые занимаются подготовкой детей с выдающимися способностями, нередко тестируют и собеседуют желающих учиться именно у них. Некоторые школы размещают на сайте критерии готовности ребенка к школе, и учителя рассчитывают на определенный уровень подготовки детей. В выбранной для поступления школе также стоит уточнить, что обычно спрашивает у ребенка психолог, проводится ли письменное тестирование.

Чаще всего необходимые знания и умения делят на 4 блока: «Общее развитие», «Логика и мышление», «Чтение и речь», «Математика».

Самостоятельно протестировать дошкольника по основным критериям полезно в любом случае. Мы собрали вопросы и задания, которые помогут будущему первокласснику набраться уверенности в себе, а вам — спокойствия и чувства выполненного долга.

Вопросы на общее развитие. «Окружающий мир»

вопросы для дошкольников при поступлении в школу

Чтобы понять, владеет ли старший дошкольник базовыми для его возраста знаниями, пройдитесь с ним по следующим вопросам:

1. Я и моя семья

— Как тебя зовут? Назови свою фамилию и отчество.
— Сколько тебе лет? Когда твой день рождения?
— Назови имя и отчество своей мамы, своего папы. Кем они работают?
— Есть ли у тебя брат или сестра, сколько им лет?
— Какой у тебя домашний адрес и телефон? В каком городе ты живёшь? Как называется твоя страна? Какие еще страны ты можешь назвать?

2. Природа

— Какие явления природы и погоды ты знаешь? Чем отличается снег от града? Гром от молнии?
— Назови известные тебе цвета.
— Вспомни растения, которые ты знаешь. Назови виды деревьев, цветов. Чем отличаются деревья от кустарников? Какие фрукты ты можешь назвать? А овощи? Ягоды? Чем фрукты отличаются от овощей и ягод?
— Перечисли животных, которые тебе известны. А насекомых? Чем отличаются звери и птицы? Птицы и рыбы? Как отличить диких животных от домашних? Назови перелетных и зимующих птиц, хищных и травоядных животных. Почему их так называют?

3. Время и пространство

— Назови части суток по порядку. Чем отличается день от ночи? Что больше: минута или час, день или неделя, месяц или год?
— Перечисли по порядку дни недели. Назови весенние, летние, осенние, зимние месяцы года. Сколько в году месяцев? Сколько дней в месяце? А в неделе? Сколько часов в дне?
— Какой предмет нужен, чтобы измерять время? Разговаривать на расстоянии? Наблюдать за звездами? Измерять вес? Узнавать температуру?
— Покажи, где находится «право», а где «лево».

4. Профессии

— Назови несколько профессий. Какой специалист учит детей? Лечит людей? Пишет стихи? Кто сочиняет музыку? Пишет картины? Строит дома? Водит автомобили? Шьет одежду? Играет в кино и театре?

5. Искусство и спорт

— Какие ты знаешь виды спорта? В каких видах спорта нужен мяч, коньки?
— Каких известных писателей и поэтов ты знаешь?

6. Правила безопасности

— В каких местах и на какой цвет светофора нужно переходить дорогу? Как ты поступишь, если поблизости нет светофора?

7. Мотивация

— Почему нужно учиться? Зачем ты идешь в школу?

Заострите внимание на вопросах, которые вызвали у ребенка трудности. Не вспомнили диких животных? Пора вместе заглянуть в энциклопедию или сходить в зоопарк. Не вышло с первого раза объяснить, как правильно переходить дорогу? Значит, нужно рассмотреть правила дорожного движения для пешеходов на практике.

Логика и мышление

Однозначно стоит сделать упор на развитие у ребёнка логики и мышления. Лучше всего для этого подходят тренировки в решении логических задач.

К первому классу хорошо бы уметь:

  • отвечать на вопросы на общее развитие;
  • находить различия на двух картинках;
  • выделять общие признаки у предметов и других объектов и группировать их (например, зимнюю и летнюю одежду, живую и неживую природу и т.п.);
  • находить закономерности;
  • решать простые и нестандартные задачки на логику и пространственные представления.

Наша команда создала более 2500 занимательных заданий для дошкольников:

Познакомьте ребенка с онлайн-платформой ЛогикЛайк, чтобы повысить его познавательный интерес и настроить на позитивное отношение к учебе.

Чтение и речь

К 6-7 годам ребенок должен легко запоминать и пересказывать небольшие тексты (3-5 предложений), читать короткие предложения и понимать их смысл. А еще самостоятельно составлять рассказы по картинкам и охотно делиться мыслями по заданной теме. Вопрос, восклицание, утверждение — старший дошкольник уже понимает интонации и умеет их выражать.

Также будущему первокласснику рекомендуют знать алфавит; уметь отличать буквы от звуков, гласные от согласных; находить нужные буквы в начале, середине, конце слова; подбирать слова на заданную букву; делить слова на слоги.

В материале «Как научить ребенка читать» мы делимся идеями о том, как грамотно подойти к вопросу развития навыков чтения у дошкольника и с чего начать занятия.

Математика

К первому классу у ребенка появляются первые серьезные представления о математике. Он умеет считать от 1 до 10 и обратно, сравнивать числа первого десятка, решать простейшие задачи с вычитанием и сложением единицы.

Читайте также: Как научить дошкольника сложению и вычитанию в уме?

Для него не составляет труда сравнить пирамиду с шаром по форме, длине, ширине, высоте.

Если ваш ребенок не подходит под описания выше на все 100%, это вовсе не означает, что он не готов идти в первый класс. Ваша задача — помочь дошкольнику развить ключевые способности, загореться желанием развиваться и узнавать новое.

Ваша заинтересованность и участие помогут ребенку прокачать слабые стороны и прийти в первый класс подготовленным и уверенным в себе.

Находите время, чтобы позаниматься с сыном или дочкой 2-3 раза в неделю. А ЛогикЛайк готов разделить ваши заботы по подготовке ребенка к школе. Начинайте решать развивающие задачи!

Источник

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Шапкинская средняя общеобразовательная школа №11

имени Героя РФ Боровикова В. В.

                                                                    «Утверждаю»

                                                                         «_____»___________2011г.

                                                                         ______________________

                                                                                  Директор МКОУ Шапкинская СОШ №11

                                                                                      имени Героя РФ Боровикова В. В.

                                                                          Т. П. Назаренко

Рабочая программа

подготовки детей к школе

на подготовительных занятиях

для будущих первоклассников

                                         Автор: Прозорова Г. Н.

                                                     учитель начальных классов

2011г.

Пояснительная записка.

        Одной из актуальных проблем обучения является проблема подготовки детей к школе. Сокращается количество детей, посещающих дошкольное учреждение. Не все родители обеспокоены проблемами подготовки детей к обучению: в школу приходят дети не подготовленные даже на уровне элементарной информированности об окружающем мире. У них не развиты психические функции, такие как интеллектуальная, моторная, эмоционально-волевая, что делает процесс дальнейшего обучения таких детей сложным, а иногда и не возможным.

        Учебная деятельность предъявляет высокие требования к психике ребенка – мышлению, восприятию, вниманию, памяти.

        Для того, чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый (учебный ) вид деятельности необходимы условия успешного вступления в школьную жизнь. В сложившейся ситуации появилась необходимость создания Программы, которая дает возможность подготовить детей к школе. Занятия с будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение.

        Обучение на подготовительных занятиях проводится по:

  1. Ознакомлению с окружающим миром
  2. Развитию речи и подготовке к обучению грамоте
  3. Развитию элементарных математических представлений

        Занятия организуются до начало учебного года в весеннее — летний период в течении 10 дней по 3 занятия в день. Продолжительность занятия -25 минут. Возраст детей – 6,5 – 7 лет.

        Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка и не дублируют школу.

        Цель программы – подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, снятие трудностей адаптации в новой для него социальной среде, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка.

        Содержание занятий и методика обучения ориентированы на решение     следующих задач:

1. Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности.

2. Воспитание у детей коллективизма, уважения к старшим, стремления оказывать друг другу помощь.

3. Развитие у детей наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения, мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени.

        Программа подготовки дошкольников к школе идет по следующим направлениям:

1. Развитие внимания и памяти.

2. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.

3. Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по математике и обучению грамоте.  

4. Развитие умственных способностей.

5. Развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими).

6. Развитие волевой готовности ребенка.

        Принципы  работы  при   подготовке  детей  к обучению:

*учет  индивидуальных  особенностей  и возможностей  детей;

*системность  и  плановость;

*уважение  к ребенку, к процессу  и результатам  его  деятельности  в сочетании  с разумной  требовательностью;

*занимательность, непринужденность, игровой  характер  учебного  процесса;

*развитие интеллектуальных качеств, психических функций: памяти, внимания, воображения, речи, мышления;

* контакт  с родителями: организация бесед  по  интересующим  их проблемам

Содержание занятий опирается на программные требования:

1.    Ознакомление с окружающим миром:

        Расширять представления детей о родной стране, крае, поселке, о труде людей; дать представления о школе и правилах поведения учащихся в ней детей.

        Расширять представления детей о предметах, их существенных признаках и классификации.

        Расширять и углублять представления детей о живой и неживой природе, об изменениях в ней и об её охране.

          Учить ориентироваться во времени (времена года, дни недели и т. д.)

2.    Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:

        Активизировать, расширять и уточнять словарь детей.

        Развивать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух (учить называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове и т. д.), отрабатывать дикцию.

        Учить делить слова на слоги.

        Дать первоначальные представления о предложении.

        Закреплять умения отвечать на вопросы, самостоятельно связно и последовательно передавать содержание текста.

         Совершенствовать умение составлять рассказы.

3.    Развитие элементарных математических представлений:

        Совершенствовать навыки счёта в пределах 10 в прямом и в обратном порядке и  отношений между числами натурального ряда.

        Учить решать стихотворные задачи.

        Дать первоначальные представления о геометрических фигурах и о пространственной  ориентировке.  

        Учить детей ориентироваться на листе бумаги.

        Дети также продолжают совершенствовать свои умения в минутках изобразительной деятельности, ручного труда и физкультурных минутках, развивая моторику мелкой мускулатуры кистей рук и координацию движений, выполняя игровые и учебные задания на основных подготовительных занятиях.

Требования к результатам обучения

По окончании программы будущий первоклассник  должен уметь:

        1. Составлять предложения из 3-4 слов, членить простые предложения на слова, членить слова на слоги;

·    находить слова с определённым звуком, определять место звука в слове;

·    уметь отвечать на вопросы, строя сложные предложения разных видов;

·    составлять рассказы по картинке, по серии картинок, из опыта;

·    заучивать и рассказывать любимые стихотворения наизусть.

         2. Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;

·         соотносить цифру с числом предметов;

·         пользоваться арифметическими знаками действий;

·    измерять длину предметов с помощью условной меры;

·         ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

         3. Распознавать знакомые растения и животных на рисунке и в природе;

·         перечислять в правильной последовательности времена года и суток;

·         называть основные признаки времен года.

        4. Уметь владеть карандашом и кистью при разных приёмах рисования

·    лепить разными способами небольшие фигурные группы из 2-3 фигур, передавая пропорции и динамику;

·    делать разметку по шаблону и вырезать геометрические фигуры;

·    составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных форм, владеть основными приёмами выполнения аппликации;

·    выполнять физические упражнения из разных позиций чётко, ритмично, в заданном темпе, по словесной инструкции.

        По окончании программы  у ребенка должны  сформироваться:

·               четкая структура полученных знаний;

·               позитивное  отношение к учебной  деятельности;

·               желание и умение организовывать свое время;

·               навыки нравственного отношения к среде обитания.

Учебно – тематическое планирование

Занятия

Содержание

Дата

1 день

1.  Будем знакомы. Экскурсия

Знакомство со школой, друг с другом

Игра «Угадай чей голосок»

2. Развитие  речи и подготовка к обучению грамоте

Театрализация по сказке «Колобок»

3. Развитие математических представлений

Пространственная ориентировка.

Решение стихотворных задач

2 день

1. Развитие математических представлений

Театрализация по сказке «Репка». Счет предметов: количественный и порядковый

2. Ознакомление с окружающим миром

Моя Родина

3. Развитие  мелкой моторики мускулатуры кистей рук (трудовая деятельность)

Лепка героев сказки «Репка»

3 день

1. Развитие математических представлений

Пространственная ориентировка. Сравнение предметов, уравнивание

2. Развитие  речи и подготовка к обучению грамоте

Учимся слышать звуки и называть их. Игра со словами

3. Развитие  мелкой моторики мускулатуры кистей рук (изобразительная деятельность)

Портрет моей мамы (диагностика)

4 день

1. Развитие математических представлений

Пространственные отношения. Числовой ряд

2. Развитие  речи и подготовка к обучению грамоте

Упражнения в слышании звуков и кодировании их символами

3. Физкультурные минутки.

Подвижные игры Танцевальная пауза

5 день

1. Развитие математических представлений

Развитие пространственных отношений. Рисование по точкам

2. Ознакомление с окружающим миром

Живая и неживая природа

3. Развитие  мелкой моторики мускулатуры кистей рук (трудовая деятельность)

Аппликация

6 день

1. Развитие математических представлений

Знакомство с геометрическими фигурами

2. Развитие  речи и подготовка к обучению грамоте

Дифференциация свистящих и шипящих звуков.  Заучивание и рассказывание любимых стихотворений наизусть

3. Развитие  мелкой моторики мускулатуры кистей рук (изобразительная деятельность)

Тест «Закрась фрукты»

7 день

1. Развитие математических представлений

Графический диктант. Работа с множествами

2. Развитие  речи и подготовка к обучению грамоте

Доскажи словечко. Составление рассказа по серии картинок

3. Развитие  мелкой моторики мускулатуры кистей рук (трудовая деятельность)

Мозаика  из крупы)

8 день

1. Развитие математических представлений

Сравнение множеств Решение стихотворных задач

2. Ознакомление с окружающим миром

Наблюдения. Сезонные изменения в природе

3. Развитие  мелкой моторики мускулатуры кистей рук (изобразительная деятельность)

Составление  узоров  и декоративных композиций из геометрических и растительных форм

9 день

1. Развитие математических представлений

Работа со скороговорками. Развитие фонематического слуха

2. Развитие  речи и подготовка к обучению грамоте

Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Театрализация по сказке «Заяц и лиса»

3.  Развитие  мелкой моторики мускулатуры кистей рук (трудовая деятельность)

Конструирование

10 день

1. Развитие математических представлений

Количественные представления и понятия

2. Развитие  речи и подготовка к обучению грамоте

Речевая разминка. Составление рассказа по картинкам. Загадки

3. Мониторинг. Диагностика

Занятие с психологом

Источник