Программы для развития психики ребенка

Список программ, рекомендованных для использования в ДОУ специалистами психологической службы

Название программы

Тематика

Автор

Источник

1

«Азбука общения»

Развитие личности ребёнка, навыков общения со сверстниками и взрослыми

Л.М. Шипицына, О.В. Зарицкая, А.П. Воронова, Т.А. Нилова

Азбука общения Развитие личности ребёнка, навыков общения со сверстниками и взрослыми (для детей от 3 до 6 лет), Методическое пособие, Детство-пресс, С-Петербург

2

«Готовность к школе: развивающие программы» 

Повышение уровня готовности к школьному обучению 

Под ред. И.В. Дубровной 

Готовность к школе: развивающие программы/ Екатеринбург: Деловая книга 

3

«Психогимнастика в детском саду» 

Снятие эмоционального напряжения, обучение ауторелаксации, формирование моральных представлений. 

Е.А. Алябьева. 

«Психогимнастика в детском саду» Москва, «Сфера» 

4

«Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» 

Развитие эмпатии, коммуникативных навыков, психокоррекция агрессивного и конфликтного поведения 

Е.А. Алябьева 

«Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» Москва, «Сфера» 

5

«Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития» 

Развитие пространственного представления 

И.К. Боровская, И.В. Ковалец 

«Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития» «Владос», Москва 

6

«Учимся по сказке» 

Развитие мышления с помощью мнемотехники 

Ю.Б. Галанов 

«Иматон» Комплексное обеспечение психологической практики 

7

«Волшебная страна внутри нас» 

Программа эмоционально-волевого развития для детей и подростков 

Г. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов 

Тренинг по сказкотерапии. – СПб 

8

«Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми» 

Формирование положительной самооценки и эмоциональной устойчивости у детей 5-7 лет 

И.В. Ганичева 

Телесно-ориентированные подходы психокоррекционной и развивающей работы с детьми. Федеральная целевая программа! Культура России». М.: «Книголюб» 

9

Интеллектуально развивающие занятия со старшими дошкольниками 

Подготовка к школе 

М.Р. Григорьева 

Интеллектуально развивающие занятия со старшими дошкольниками, «Учитель» 

10

«В мире детских эмоций» 

Развитие эмоциональной сферы дошкольников 

Т.А. Данилина, В.Е. Зедгенидзе, М.М. Степина 

«В мире детских эмоций», М., Айрис-пресс 

11

«Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе» 

Подготовка к школе 

О.И. Журбина 

«Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе», «Феникс», Ростов-на-Дону 

12

«Примерная коррекционная программа»

Коррекция агрессивного поведения детей 

М.Н. Заостровцева, Н.В. Перешеина 

«Агрессивное поведение, коррекция поведения дошкольников», Изд. ТЦ «Сфера», М 

13

«Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста» 

Формирование осознанного восприятия эмоций. Умение адекватно выражать эмоциональные состояния и т.д. 

И. Залесская, С. Антонова, С. Орехова, В. Ганжа 

«Дошкольный психолог» – №1. 

14

“Агрессивное поведение”

Коррекция поведения дошкольников

Заостровцева, Н.В. Перешеина

Агрессивное поведение, М.: «Сфера» 

15

«Театр настроений» 

Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы дошкольников 

Г.П. Иванова 

Театр настроений. М.: ООО «Скрипторий» 

16

«Знакомство с моральными качествами» Программа нравственного воспитания для старших дошкольников 

Формирование негативного отношения к проявлению негативных качеств 

Р. Калинина 

«Школьный психолог» . – №3 

17

«Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе» 

Развитие познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы старших дошкольников 

Л.И. Катаева 

Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. Методическое пособие, «Книголюб», М 

18

«Учим детей общению. Характер, коммуникабельность» 

Методы мышечного расслабления 

Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина 

Учим детей общению. Характер, коммуникабельность, Ярославль, Академия развития 

19

«Подарки фей» 

Формирование нравственной сферы 

А.Ю. Капская. Т.Л. Мирончик 

«Подарки фей, развивающая сказкотерапия для детей», Изд. «Речь», С-Петербург 

20

«Программы коррекции тревожности методом директивной игротерапии» 

Коррекция тревожности 

Л.М. Костина 

«Игровая терапия с тревожными детьми», Изд. «Речь», С-Петербург 

21

«Программа психологических занятий» 

Развитие познавательных и психических процессов, коммуникативных умений 

Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева 

«Цветик-семицветик». Программа психологических занятий с дошкольниками, Изд. «Речь», С-Петербург 

22

«Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» 

Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста 

С.В. Крюкова, Н.П. Слободняк 

«Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», Изд. «Генезис», М 

23

«В мире друзей» 

Эмоционально-личностное развитие детей 

Е.В. Котова

« В мире друзей», Изд. «Сфера» 

24

«Давайте жить дружно» 

Адаптация детей 4-6 лет к ДОУ 

С.В. Крюкова 

«Давайте жить дружно», Изд. «Генезис», М 

25

«Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста» 

Оптимизация детско-родительских отношений, преодоление упрямства и негативизма в период кризиса 3-х лет, обучение детей социально-приемлемым формам выражения эмоций 

И.В. Ковалёва 

«Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста», Изд. «Айрис Пресс», М 

26

«Учим детей общению. Характер, коммуникабельность» 

Методы мышечного расслабления 

Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина 

Учим детей общению. Характер, коммуникабельность, Ярославль, Академия развития 

27

«Познаю себя» 

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста 

М.В. Корепанова, Е.В. Харламова 

Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. Образовательная система «Школа – 2100», «Детский сад 2100», М.: «Баласс» 

28

«Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» 

Комплексная программа работы с агрессивными, гиперактивными, тревожными и аутичными детьми 

Е.К. Лютова, Г.Б. Монина 

Тренинг эффективного взаимодействия с детьми (комплексная программа работы с агрессивными, гиперактивными, тревожными и аутичными детьми), Изд. СПб «Речь», 

29

«Занятия с детьми младшего дошкольного возраста» 

Игры на развитие воображения, игры для детей 2-х, 3-х лет 

М.М. Миронова 

«Занятия с детьми младшего дошкольного возраста» ИТД Корифей, Волгоград 

30

«Скоро в школу» 

Подготовка к школе 

Т.В. Модестова 

«Скоро в школу». Санкт-Петербург, «Литера» 

31

Модестова«Скоро в школу». Санкт-Петербург, «Литера»«Программа развития и коррекции внимания» 

Развитие свойств внимания 

А.А. Осипова, Л.И. Малашинская 

Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет, М.: ТЦ «Сфера» 

32

«Программа помощи детям с нарушением структуры самосознания» 

Коррекция и развитие различных структур самосознания 

Р.В. Овчарова 

Практическая психология в начальной школе, М.: ТЦ «Сфера» 

33

«Мультимодальная» программа развития детей 

Коррекция синдрома дефицита внимания и гиперактивности 

О.И. Политика 

«Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности», Изд. «Речь», С-Петербург 

34

« Погружение в сказку» 

Коррекционно-развивающая программа для детей имеющих проблемы с речью и эмоциональной стабильностью. 

Н. Погосова 

Тренинг по сказкотерапии. – СПб, 

35

«Школа внимания» 

Развитие и коррекция внимания, произвольности, способности планировать и контролировать свои действия 

Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина 

Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. М.: ИНТОР. 

36

«Игротерапия общения с детьми» 

Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы дошкольника 

М.А. Панфилова 

Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей, М.: Изд. «Гном и Д» 

37

«Игровая терапия с родителями» 

Гармонизация отношений детей и взрослых 

М.А. Панфилова 

Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей, М.: Изд. «Гном и Д» 

38

Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации 

Успешная адаптация к ДОУ 

А.С. Роньжина 

Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации. Книголюб 

39

«Дружная семейка» 

Адаптация детей к ДОУ 

Е.О. Севастьянова

«Дружная семейка», Изд. ТЦ «Сфера», М. 

40

«Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности» 

А.Л. Сиротюк 

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М.: ТЦ «Сфера» 

41

«Времена года» 

Коррекционно-развивающая программа для дошкольников с проблемами в интеллектуальном и речевом развитии. 

О. Смирнов 

Тренинг по сказкотерапии. – СПб, 

42

«Маленький лидер» Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет 

Социальное развитие и социальная адаптация детей. 

С. Стебленко 

«Дошкольный психолог» – №4 

43

Программа психокоррекционных игр для детей старших групп детского сада и младших школьников 

Развитие психических процессов: мышления. Памяти, внимания; развитие произвольных движений и самоконтроля: развитие эмоциональной сферы детей. 

Н.В. Самоукина 

Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.М Новая школа 

44

«Я учусь владеть собой» 

Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей дошкольного возраста 

Н.П. Слободяник 

Я учусь владеть собой, М.: «Генезис» 

45

«Хочу всё знать» 

Индивидуальные занятия для развития интеллекта детей 5-7 лет 

Е. О. Севастьянова 

Хочу всё знать, М.: «Сфера» 

46

«Проблемные дети, основы психодиагностической и коррекционной работы психолога 

Н.Я. Семаго, М.М. Семаго 

«Проблемные дети, основы психодиагностической и коррекционной. М., «Аркти» 

47

«Формирование мышления у детей с отклонением в развитии» 

Формирование мышления у детей 

Е.А. Стеблева 

«Формирование мышления у детей с отклонением в развитии». ГИЦ, «Владос», Москва 

48

«Программа групповых занятий с дошкольников» 

Развитие и сохранение психологического здоровья дошкольников 

Развитие и сохранение психологического здоровья дошкольников 

«Тропинка к своему Я», Изд. «Генезис», М. 

49

«Лесенка радости» 

Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте (блоки: эмоциональный, когнитивный, поведенческий) 

О.В. Хухлаева 

Изд. «Совершенство», М. 

50

«Маленькие игры в большое счастье» 

Индивидуальная коррекционная работа с детьми для сохранения психологического здоровья 

О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М. Первушина 

Маленькие игры в большое счастье. – М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО – Пресс 

51

«Программа развития творческого мышления детей» 

Развитие беглости, гибкости, оригинальности мышления 

З.В. Шашкова 

«Программа развития творческого мышления детей», Изд. «Глобус», М 

52

«Программа коррекции и развития социально-эмоциональной сферы детей» 

Коррекция негативных тенденций социально-эмоционального развития детей, развитие социально-эмоционального благополучия ребёнка через формирование внутренней устойчивости, автономности 

Г.А. Широкова

Справочник дошкольного психолога. Р-на/Д, 

53

«Разгадай тайну песочной страны» Коррекционно-развивающая программа для дошкольников с использованием дидактических игр на песке 

Развитие сенсорно-перцептивной сферы и т.д. 

Ю. Шиманович 

«Школьный психолог» – №5 

54

«Страхи – это серьёзно. Как помочь ребёнку избавиться от страхов» 

Игры и задания на развитие и коррекцию эмоциональной сферы дошкольников 

Т.Л. Шишова 

Страхи – это серьёзно. Как помочь ребёнку избавиться от страхов. М.: «Искатель» 

55

«Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе, в средней группе, в старшей группе» 

Развитие познавательных процессов 

В.Л. Шарохина 

Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе, в средней группе, в старшей группе. М.: Книголюб (Психологическая служба) 

56

«Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста» 

Профилактика и коррекция негативных личностных нарушений и развитие коммуникативных навыков 

И. Ярушина

««Школьный психолог» » – №4 

57

58

59

60

61

62

63

Источник

Собрали в один полезный материал все методики, по которым во всём мире развивают детей. Выбирайте!

В каждой стране в разные исторические периоды возникает множество методик по воспитанию и развитию детей. И каждая доказывает свою уникальность, становится популярной, но постепенно теряет актуальность. Мы расскажем об интересных не экспериментальных методиках, доказавших свою эффективность. Вам решать — выбрать одну или взять из каждой самое ценное.

10 методик развития ребёнка

1. Методика Марии Монтессори. В центре системы – ребёнок. Вокруг него создаётся особая среда – сенсорная среда, где всё можно трогать, изучать, познавать. Учитель наблюдает и не вмешивается, пока его не попросит сам ребёнок. «Помоги мне сделать это самому» – основной постулат этой популярной системы, по которому работает бесчисленное множество детских развивающих центров по всему миру.

Обучение по системе Монтессори

2. Система Ховарда. Для тех, кто хочет с ранних лет дать малышу второй язык. Суть в том, что учитель или родитель говорят на втором языке постоянно, сначала на простом уровне, потом переходят на усложнённый. Оценок в этой системе не предусмотрено. Главное, что ребёнок легко и непринужденно переходит к многоязычию.

Читайте на нашем канале “7 книг для подготовки к рождению малыша”

3. Музыкальные методики Алисы Самбурской и Железновых.Главная идея – любые занятия сопровождаются песнями, музыкой. Это благоприятно влияет на тонкое развитие малыша, активизирует творческое мышление, успокаивает нервную систему.

4. Система Глена Домана. В детских центрах обычно используют только карточки Домана. На самом деле система этого врача-нейрофизиолога очень сложна и многоступенчата. Он по сути мечтал о воспитании идеальных детей, умных и физически сильных. Если говорить о более известных карточках, то это изображения предметов, животных, которые запоминаются и описываются, между ними устанавливаются причинно-следственные связи. За счёт этого тренируется мозг самых маленьких детей.

https://programmamama.com

Как ухаживать? Как обеспечить безопасность? Каких врачей пройти? Как малыш развивается в период от рождения и до 6 месяцев? Рассказываем и показываем вместе с врачом-неонатологом в видеокурсе “Развитие ребёнка от 0 до 6 месяцев”

5. Система Зайцева. Для домашнего и детсадовского образования Николай Зайцев предложил методику обучения чтению, письму, математике, английскому языку, благодаря так называемым «кубикам Зайцева». В комплект методики входят кубики, таблицы и аудиозаписи. В процессе игры мамы с малышом поют песни, складывают кубики, пишут слова.

Кубики Зайцева

6. Методика Никитиных. Она была разработана супругами ещё в советское время. Одна из основных идей – устранение всех физических преград для ребёнка. Супруги Никитины считали, что манежи, коляски, кроватки мешают гармоничному развитию личности, ограничивают пространство малыша и не дают ему развиваться свободно. Также они разработали систему закаливания детей с целью повышения их иммунитета.

7. Грудничковое рисование Марии Гмошинской. Направлено на ранее развитие творческой жилки и воображения. Уже с 6 месяцев можно предлагать малышу рисовать красками и своими собственными ладошками.

Рисуем пальчиками

8. Грудничковое плавание. Методика занятия с новорождёнными подводным плаванием появилась сравнительно недавно, авторство её приписывают многим. Сначала малыш первых недель жизни пробует плавать в ванной, потом в бассейне с инструктором. Специалисты считают, что плавание – это рефлекс, который хорошо развит у грудничков, ведь они плавали у мамы в животике. В любом случае занятия плаванием укрепляют мышечный скелет и иммунитет ребёнка.

9. Система Сесиль Лупан. Это доработанная и упрощённая методика Домана. Сесиль предлагает разговаривать обо всем даже с новорождёнными, с раннего возраста вешать на окружающие предметы карточки с наименованиями этих вещей, постоянно работать с малышом над развитием разговора, письма и чтения, даже в «лепетный» период.

10. Вальдорфская система. До 7 лет ребёнок просто смотрит и впитывает информацию о мире через подражание взрослым. С 7 до 14 лет подключает чувства и эмоции, а с 14 лет – логику. Раннее интеллектуальное обучение вообще неприемлемо. Так, чтению учат лишь с 10 лет, а дошколята играют только натуральными материалами. Телевизоры и компьютеры под запретом.

Какая методика лучшая? И существует ли вообще идеал воспитания и развития детей? Решать только вам.

Полезная статья? Подпишитесь на канал и поделитесь ссылкой с друзьями!

Источник

Методическая разработка

«Двигательные упражнения для развития психики   дошкольников».

                                                Пояснительная записка.

В последнее время отмечается увеличение количества детей с  проблемами в различных областях психики. В дошкольном детстве психомоторное развитие неотделимо от когнитивного, эмоционального и социального. С целью оказания помощи детям разработаны комплексы упражнений, основанные на двигательных методах.

                                                  Методологическая основа.

Методологическую основу  составляют научно- практические исследования ученых: ∙ Института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) о связи интеллектуального развития и пальцевой моторики; ∙ Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, П. Н. Анохина, И. М. Сеченова о влиянии манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. ∙ Развивающая кинезиологическая программа «Гимнастика мозга» Пола Деннисона; ∙ Учебно-методическое пособие «Кинезиологическая гимнастика против стрессов» В.Ф. Сазонов, Л.П. Кириллова, О.П. Мосунов; ∙ Практическое пособие «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» А.Л. Сиротюк.

Применение пособия в работе с детьми способствует достижению следующей цели и задач.

Цель: Изменение  в лучшую сторону психического статуса ребёнка, через определённую систему двигательных упражнений.

 Задачи: 

-Развитие межполушарного  взаимодействия  мозга;

– улучшение у детей памяти, внимания, речи, мелкой и крупной моторики;

– повышение способности к произвольному контролю;

– снятие напряжения и мышечных зажимов .

                                                          Организация занятий.

Категория участников:

Возраст детей 4-7 лет.

Дети с задержкой психического развития , задержкой речевого развития, дети – аутисты, дети с агрессивным поведением, дети с повышенной тревожностью, а так же дети с обычными способностями.

Форма организации:

Индивидуальная и подгрупповая.

Частота занятий: 1-2 раза в неделю. На освоение каждого комплекса 4-6 занятий в зависимости от возможностей детей.

Длительность занятий: 15-30минут.

 Занятия проводиться в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, если есть возможность – под спокойную музыку. 

Каждый комплекс обязательно включает в себя следующие виды упражнений:

– Растяжки-разминки способствуют снятию напряжения.

– Глазодвигательные упражнения улучшают восприятие. Развивают межполушарное взаимодействия, активизируют процесс обучения.

– Упражнения на развитие мелкой моторики способствуют  повышению работоспособности головного мозга.

– Телесные  упражнения предназначены для  развития внимания, умения  контролировать свои действия, снижению импульсивности, агрессивности.

– Перекрёстные упражнения. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия. При выполнении перекрёстных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающие полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций.

– Дыхательные упражнения успокаивают, улучшают самочувствие. Развивают самоконтроль, снижают импульсивность, способствуют концентрации внимания.

– Релаксация предназначена для успокоения возбуждённых мышц.

                                                     Ожидаемый результат:

 Изменятся в лучшую сторону психические процессы, мелкая и крупная моторика. Повысится способность к произвольному контролю, снизится мышечное напряжение у детей и как следствие, изменится в лучшую сторону поведение детей.

                                   Планирование комплексов.

             Октябрь

                 Комплекс №1

            4 занятия

             Ноябрь

                 Комплекс №2

            4 занятия

             Декабрь

                 Комплекс №3

            4 занятия

  Январь – 1-2 нед. Февраля

                 Комплекс №4

            4 занятия

3-4 нед. Февраля –  

1-2 нед. Марта

                 Комплекс №5

            4 занятия

     3-4 нед. Марта-

     1-2 нед. Апреля

                 Комплекс №6

            4 занятия    

3-4 нед. Апреля-Май

                 Комплекс №7

            4 занятия    

                                                   Комплекс  1.

1.Растяжки-разминки.

“Дерево”

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы – семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

2.Глазодвигательные упражнения

“Горизонтальная восьмерка”

Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

3. Упражнения для развития мелкой моторики

 “Домик”

Мы построим крепкий дом,

Жить все вместе будем в нем.

Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев.    (10 раз)

4. Перекрёстные упражнения.

«Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу; сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий-палец должен  двигаться точно и чётко.

5. Телесные упражнения.

 Любим мы маршировать,

 Руки, ноги поднимать.

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

6.Дыхательные упражнения

 “Свеча”

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

7. Релаксация

 “Ковер-самолет”

Исходное положение – лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка.
Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.

                                                   Комплекс 2.

1. Растяжки.                                                                                                                     “Тряпичная кукла и солдат”

Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.  (4-6 раз закончить  «куклой»).

2. Глазодвигательные упражнения

“Глаз – путешественник”

Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем. (6-10 предметов).

3. Упражнения для развития мелкой моторики

«Колечки».

Поочерёдно и как можно быстрее ребёнок перебирает пальцы рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем последовательно. А затем с усложнением: «Без среднего», затем «Без мизинца».

4. Перекрёстные упражнения

 “Лезгинка”

Любим ручками играть

И лезгинку танцевать.

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в темпе. (10 раз).

5.Телесные упражнения

“Яйцо”
Спрячемся от всех забот,

только мама нас найдет.

Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в  сторону, стараясь расслабиться. (10 раз).

6. Дыхательные упражнения 

 “Надуй шарик”

Исходное положение –  лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза – задержка дыхания. Выдох – втянуть живот как можно сильнее. Пауза – вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух. ( 4-6 раз).

7. Релаксация

«Огонь и лёд».

Попеременное напряжение и расслабление всего тела.  И. п. – лежа. По команде «Огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом.  По команде «Лёд» дети застывают в позе, в  которой их застигла команда, напрягая до предела всё тело.

                                                 Комплекс 3.

1. Растяжки.

«Снеговик».

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

2. Глазодвигательные упражнения

«Фигуры».

Глазами  “нарисовать” 6 кругов (как вариант  треугольников, квадратов) по часовой стрелке и 6 – против часовой стрелки.

3. Упражнения для развития мелкой моторики

«Бусы».

Бусы маме мы составим,

А потом их ей подарим.

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу).

Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

4. Перекрёстные упражнения.

«Ухо-нос».

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой-за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши; затем поменять положение рук « с точностью до наоборот».

5.Телесные упражнения

«Парад».

И. п. – стоя.

Марширование  на счёт «раз- два-три-четыре».

Раз (хлопок) -д?