Программы для раннего развития ребенка рисование

Программы для раннего развития ребенка рисование thumbnail

Пояснительная записка

Введение

В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире. Именно поэтому возникла необходимость разработки программы для дошкольников «Уроки волшебства».

Современные педагоги и психологи выступают против традиционных – дидактических методов обучения, вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности. Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, – немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудище. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.

Данная программа предлагает занятия по рисованию с использованием нетрадиционных способов рисования.

Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.

Знакомясь с материалами, техникой и способами их обработки, дети более углубленно знакомятся с канонами изобразительного творчества, закрепляя и расширяя знания о форме, линии, цвете, композиции

Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием и др.

Данная программа составлена с учётом федеральных требований к программам дополнительного образования, методических рекомендаций Министерства образования и науки Краснодарского края Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования Кафедры педагогики и дополнительного образования, на основе существующей авторской программы по изобразительному искусству «Адек АРТ». М.С. Митрохиной. 2011г.

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по изобразительному искусству «Уроки волшебства» в студии развития «Почемучки» и студии «Развивай-ка» – художественная (вид деятельности – приобщение детей к изобразительному искусству).

Дополнительная образовательная программа обновлена с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

Образовательная    деятельность   по   дополнительной программе по изобразительному искусству «Уроки волшебства» направлена на:

– более раннее приобщение дошкольников к изобразительному искусству;

– формирование и развитие творческих способностей обучающихся;

– выявление, развитие и поддержку талантливых воспитанников, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

– социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;

– формирование общей культуры обучающихся;

– удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

Новизна данной программы заключается в том, что дошкольное обучение требует от педагога использование новых форм работы, с элементами игры, новых технологий, новых отношений между детьми и педагогом.

Актуальность программы в том, что она не только обучает детей рисованию, лепке, аппликации, конструированию, но и способствует умственному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников и является важным средством всестороннего развития детей.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что теоретическая часть программы позволяет воспитанникам познакомиться с техниками рисования, видами и жанрами искусства, общими законами изобразительного искусства, с работами художников.

Обучаясь по программе, дети имеют возможность воплотить свои впечатления, свое понимание к окружающей их жизни в художественном творчестве.

Отличительная особенность данной программы от уже существующих программ заключается в том, чторезультатом образования является умение дошкольника применять техники рисования, которые являются базовыми в школе. Программа построена на принципах развивающего обучения с учётом возрастных и психологических особенностей детей.

Цель: создать условия для раскрытия в каждом ребенке неповторимой индивидуальности; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.

Задачи

Образовательные:

  • познакомить техниками рисования;

  • научить изображать контуром простые по форме предметы, уметь закрашивать их красками;

  • научить смешивать 2,3 цвета красок;

  • научить реализовывать замысел в конкретные формы посредствам рисунка, аппликации, лепки.

Читайте также:  Нормы и отклонения в соматическом и психическом развитии ребенка

Развивающие:

  • развивать образное мышление, чувство гармонии, мелкую моторику руки;

  • развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;

  • осуществлять эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительного искусства;

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность и трудолюбие, удовлетворение от результата труда;

  • воспитывать культуру поведения и общения;

  • прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного;

  • воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.

Возраст обучающихся

В студию принимаются мальчики и девочки в возрасте 5,5-6 лет имеющие разный уровень подготовки. Состав групп одновозрастной. Мотивация к данной предметной области ещё не сформирована. Дети знают некоторые цвета и формы предметов. В группы принимаются здоровые дети и дети с небольшими отклонениями здоровья. Наполняемость групп: 5-6 детей.

Срок реализации программы – 1 год.

Формы и режим занятий

Форма обучения – групповая. Режим работыстудии развития определён в соответствии с имеющимися условиями Центра творчества и потребностью родителей: 1 час в неделю. Всего учебных часов в год – 36. Продолжительность занятия 30 минут.

Педагоги совместно с родителями организовывают наиболее рациональный режим дня, оберегают нервную систему детей от стрессов и перегрузок, обеспечивают профилактику нарушений зрения и осанки, продолжают вырабатывать правильную позу при работе сидя за столом.

Занятия с детьми проводятся в игровой форме. Программа предполагает дифференцированный подход в работе с дошкольниками разноуровневой готовности и психофизическими возможностями, применение разнообразных методов и средств, приёмов и форм обучения.

Ожидаемые результаты

По итогам года обучения воспитанники должны знать:

  • основные цвета солнечного спектра;

  • особенности работы акварельными и гуашевыми красками;

  • элементарные правила смешивания красок;

  • простейшие техники изобразительного искусства.

По итогам года обучения воспитанники должны уметь:

  • передавать в рисунке простейшую форму и основной цвет предметов;

  • правильно работать с акварельными и гуашевыми красками;

  • уметь лепить простые по форме предметы;

  • составлять простые аппликации;

  • выполнять анализ детских работ и высказывать своё мнение.

Способы определения их результативности:

  • психологопедагогический мониторинг детей;

  • анализ и сравнение результатов на начало, и конец года, промежуточных результатов;

  • наблюдение;

  • отзывы родителей.

Формы контроля над усвоением изученного материала:

Вид контроля

Проводимая работа

Сроки

Начальный

Тесты, анкетирование. Мини-выставки.

сентябрь-октябрь

Текущий

Коллективная работа. Выставки.

январь

Итоговый

Итоговая выставка.

май

Методы исследования личностного развития ребёнка:

  • педагогическое наблюдение;

  • тестирование;

  • анкетирование;

  • опрос.

Приобретённые знания и умения по программе и свои достижения дети продемонстрируют на итоговом занятии.

Формы подведения итогов:

  • карты оценки результатов освоения программы;

  • дневник педагогического наблюдения.

Учебно-тематический план

Название темы

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

2

1

1

2

Рисование карандашами.

8

2

6

3

Рисование красками.

8

2

6

4

Лепка.

6

1

5

5

Аппликация.

6

1

5

6

Беседы об изобразительном искусстве и красоте окружающего мира.

5

5

7

Итоговое занятие.

1

1

Всего:

36

12

24

Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие.

Теория: Знакомство с предметом и правилами поведения на занятиях. Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для занятий.

Практика: «Что такое лето?» Беседа о ярких летних впечатлениях детей. Рисунок цветными карандашами.

Тема 2. Рисование карандашами.

Теория: Рисование простых по очертанию и строению предметов. Передача в рисунках форм, очертания предметов, рисование по схемам, шаблонам. Правильная штриховка предметов.

Практика: Выполнение работ на тему: «Осень», «Предметы быта», «Живая и не живая природа», «Птицы», «Животные».

Тема 3. Рисование красками.

Теория: Приемы рисования кистью. Рисование всей кистью. Рисование концом кисти. Рисование примакиванием. Закрашивание в одном направлении. Различный материал, применяемый в изобразительном искусстве. Формат бумаги. Разные краски.

Практика: «Осенний лес», «Густой дремучий лес», «Первый снег», «Новогодний праздник», «Весенний цветок», «Моя семья».

Тема 4. Лепка. Композиция.

Теория: Подготовка материала к работе. Форма и объем предметов. Как лепить различные формы.

Читайте также:  Дополнительное образование детей пространство развития активности и самодеятельности ребенка

Практика: Лепка овощей, цветов. Составление общей композиции: «Снеговик», «Слон», «Рыбка».

Тема 5.Аппликация. Натюрморт.

Теория:Понятие «аппликация». Расположение фигурок на листе. Вырезание силуэта. Вырезание из бумаги предметов разной формы.

Практика: «Угадай что это?», «Рыбки плавают в воде», «Зимушка – зима», «Натюрморт», «Весенний цветок».

Тема 6.Беседы об изобразительном искусстве и красоте окружающего мира.

Теория:И. Левитан «Золотая осень», «Весна», Е. Чарушин. «Рисунки животных»: А. Саврасов, А. Пластов, И. Репин, И. Шишкин, Ю. Васнецов. Дымковская игрушка. Гжельская керамика.

Тема 7. Итоговое занятие.

Практика: Подведение итогов работы за год. Выставка детских работ.

Методическое обеспечение

Принципы организации педагогического процесса:

  • образовательный процесс построен на основе совместной деятельности педагога с детьми;

  • основное внимание педагога направлено на приобретение ребёнком опыта коммуникативного поведения в среде сверстников, на формирование желания учиться;

  • педагог привлекает детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности, занимая позицию заинтересованного партнераучастника.

В процессе обучения используются следующие формы работы

  • тематические, практические занятия;

  • беседы.

Приёмы организации учебно-воспитательного процесса

  • повторение, анализ, обобщение, обыгрывание, пальчиковая гимнастика, самомассаж ладоней и пальцев рук, пальчиковые игры, упражнения.

Методы учебно-воспитательного процесса

Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей. Беседа на тему «почему нравится…» или «почему не нравится…» с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка к осмысливанию объекта. Необходимо, чтобы ребенок уточнил для себя те критерии, по которым он оценивает предмет.

Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).

Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.

На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.

Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. В процессе обучения широко используются наглядные пособия. Это способствует сокращению времени на изложение теории.

Обеспечение программы методической продукцией

  • наглядные пособия;

  • художественная литература;

  • разработки занятий, бесед;

  • лекционный материал;

  • методическая литература.

  • методические разработки;

  • иллюстрации;

  • репродукции картин известных художников.

Техническое оснащение занятий

Важным условием выполнения учебной программы является достаточный уровень материально-технического обеспечения:

  • наличие отдельного кабинета, оснащённого белой доской с разноцветными водными маркерами, учебными столами и стульями (учитывая рост детей);

  • качественное освещение в дневное и вечернее время;

  • проектор, экран, ноутбук, колонки;

  • аудио, видеоматериалы.

Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:

  • принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);

  • принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);

  • принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);

  • принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);

  • принцип динамичности (от самого простого к сложному);

  • принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);

  • принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);

  • принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);

  • принцип сотрудничества (совместная работа со специалистами детского сада, родителями, выпускниками);

  • принцип интегративности (синтез искусств).

Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка. Развивающая среда в студии, если она построена согласно принципам, предполагает решение следующих воспитательно-образовательных задач:

  • обеспечение чувства психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования;

  • формирование творческого начала в личности ребенка;

  • развитие его индивидуальности;

  • формирование знаний, навыков и умений, как средства полноценного развития личности;

  • сотрудничество с детьми.

Для осуществления поставленных целей и задач созданы следующие условия:

Читайте также:  Психическое развитие ребенка по блонскому

1. Подбор необходимой материальной базы в обучающей, развивающей и воспитывающей среде для самореализации творческого потенциала;

2. Создание ситуации успеха и положительного принятия результата, а затем и его практического применения;

3. Профессиональная подготовленность педагога, компетентного в технологии, любящего, понимающего детей, свое дело и смысл изобразительной деятельности в жизни ребенка.

Техническое оснащение занятий

Важным условием выполнения учебной программы является достаточный уровень материально-технического обеспечения:

  • наличие отдельного кабинета, оснащённого белой доской с разноцветными водными маркерами, учебными столами и стульями (учитывая рост детей);

  • качественное освещение в дневное и вечернее время;

  • проектор, экран, ноутбук, колонки;

  • аудио, видеоматериалы.

  • шкафы для хранения наглядных пособий;

  • мольберты;

  • альбомы для рисования;

  • карандаши, краски;

  • ножницы;

  • пластилин;

  • глина;

  • нож для резания глины и пластилина;

  • бумага разного формата и цвета;

  • акварельные краски;

  • восковые мелки;

  • трубочки для коктейля;

  • ванночки с поролоном;

  • баночки для воды;

  • кисти круглые и плоские разного размера;

  • салфетки;

  • мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов;

  • клей ПВА;

  • фен;

  • аптечный парафин или восковые свечи.

ЛИТЕРАТУРА

Литература для педагога

Обязательная литература

1. Казакова Т.Г. Рисуют младшие дошкольники. М.: Просвещение, 1971;

2. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. М.: Просвещение, 1976.

Дополнительная литература

1. Гусакова М.А. «Аппликация». М.: Просвещение, 1976;

2. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1965;

3. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок. М.: Просвещение, 1976.

Интернет ресурсы

1. https://Учительский сайт «Инфоурок»;

2. https://doshkolnik.ru/ Информационный сайт «Дошкольник»;

3. https://kladraz.ru/ Кладовая развлечений;

4. https://pedmir.ru/ Педагогический мир;

5. https://doshvozrast.ru/ Воспитание детей дошкольного возраста;

6. https://doshvozrast.ru/index.htm/ «Воспитание детей дошкольного возраста;

7. https://www.logozavr.ru/2/ Умные игры для детей, педагогов и родителей;

8. Источник: https://dohcolonoc.ru/«Дошколёнок.ру»!

Список литературы для детей:

1. Тетрадь по рисованию. Старшая группа. 5-6 лет. Часть 1и часть 2. Автор: Панасюк И. С. Год: 2007. Издание: Ранок;

2. Альбом по аппликации. Старшая группа. 5-6 лет. Автор: Панасюк И. С.
Год: 2008. Издание: Ранок, Сфера;

Интернет ресурсы

1. https://www.logozavr.ru/2/ Умные игры для детей, педагогов и родителей;

2. Источник: https://dohcolonoc.ru/«Дошколёнок.ру»!

Календарно-тематическое планирование на 2015-2016 учебный год

студии развития «Почемучка» и Уроки волшебства

руководитель Белик Э.Н.

Дата

Название базовой темы

Кол-во часов

11.09

Вводное занятие.

Знакомство с программой.

Правила поведения, инструменты и материалы.

1

18.09

Рисование «Что такое лето» (карандашами).

1

25.09

Рисование красками примакиванием.

Закрашивание в одном направлении «Овощи и фрукты».

1

2.09

Форма и строение деревьев «Белая береза».

1

9.10

Круг, квадрат, треугольник.

Рисунок карандашом.

Штриховкой.

1

16.10

«Осенний дождь» познакомить с цветовой гаммой дождя, развивать представление о синем цвете, как цвете неба.

Акварель.

1

23.10

«Осенний цветок».

Аппликация.

1

30.10

Лепка.

«Собираем урожай».

1

06.11

«Цветная линия».

Акварель.

1

13.11

«Угадай что это».

Составление композиции предметов.

Аппликация.

1

20.11

«Радуга в гостях у осени».

Акварель.

Осенний ковер шуршит под ногами.

Аппликация.

1

27.11

Изображение разных по форме деревьев «Густой дремучий лес».

1

04.12

Понятие «декор», «узор».

Выполнение закладки.

Аппликация.

1

11.12

«Первый снег». Воспоминание о первом снеге.

Рассматривание иллюстраций.

Рисование зимнего пейзажа.

1

18.12

Лепка «Снеговик».

1

25.12

«Лесная красавица».

Рисунок.

1

15.01

Морозные узоры на окнах.

Акварель.

1

22.01

«Перчатка для котят».

Рисунок.

1

29.01

«Звездное небо».

Акварель.

1

5.02

Белоснежка, белокрыла наша зимушка зима.

Акварель.

1

12.02

«Зоопарк».

Схема рисования животных «Слон».

1

19.02

Рисование животных.

«Черепашка».

1

26.02

Аппликация.

Открытка для папы.

1

04.03

Изображение растений.

Карандаш.

1

11.03

Аппликация.

Аквариум «Рыбки плавают в водице».

1

18.03

«Мои любимые краски».

Акварель.

1

25.03

«Моя мама».

Рисунок.

1

01.04

«Желтые цыплятки»

Аппликация.

1

08.04

Лепка «Цветок».

1

15.04

Весенний пейзаж.

Рассматривание репродукций.

1

22.04

«Праздничная верба».

Акварель.

1

29.04

«Пасхальное яйцо».

Лепка.

1

06.05

«Весенние цветы»

Аппликация.

Совместная работа.

1

13.05

Лепка на бумаге «Бабочка».

1

20.05

Продолжение работы.

27.05

Рисунок на свободную тему «Что я люблю рисовать».

1

Всего за год:

36

Источник