Программы для раннего развития ребенка рисование
Пояснительная записка
Введение
В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире. Именно поэтому возникла необходимость разработки программы для дошкольников «Уроки волшебства».
Современные педагоги и психологи выступают против традиционных – дидактических методов обучения, вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности. Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, – немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудище. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.
Данная программа предлагает занятия по рисованию с использованием нетрадиционных способов рисования.
Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.
Знакомясь с материалами, техникой и способами их обработки, дети более углубленно знакомятся с канонами изобразительного творчества, закрепляя и расширяя знания о форме, линии, цвете, композиции
Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием и др.
Данная программа составлена с учётом федеральных требований к программам дополнительного образования, методических рекомендаций Министерства образования и науки Краснодарского края Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования Кафедры педагогики и дополнительного образования, на основе существующей авторской программы по изобразительному искусству «Адек АРТ». М.С. Митрохиной. 2011г.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по изобразительному искусству «Уроки волшебства» в студии развития «Почемучки» и студии «Развивай-ка» – художественная (вид деятельности – приобщение детей к изобразительному искусству).
Дополнительная образовательная программа обновлена с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Образовательная деятельность по дополнительной программе по изобразительному искусству «Уроки волшебства» направлена на:
– более раннее приобщение дошкольников к изобразительному искусству;
– формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
– выявление, развитие и поддержку талантливых воспитанников, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
– социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
– формирование общей культуры обучающихся;
– удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Новизна данной программы заключается в том, что дошкольное обучение требует от педагога использование новых форм работы, с элементами игры, новых технологий, новых отношений между детьми и педагогом.
Актуальность программы в том, что она не только обучает детей рисованию, лепке, аппликации, конструированию, но и способствует умственному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников и является важным средством всестороннего развития детей.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что теоретическая часть программы позволяет воспитанникам познакомиться с техниками рисования, видами и жанрами искусства, общими законами изобразительного искусства, с работами художников.
Обучаясь по программе, дети имеют возможность воплотить свои впечатления, свое понимание к окружающей их жизни в художественном творчестве.
Отличительная особенность данной программы от уже существующих программ заключается в том, чторезультатом образования является умение дошкольника применять техники рисования, которые являются базовыми в школе. Программа построена на принципах развивающего обучения с учётом возрастных и психологических особенностей детей.
Цель: создать условия для раскрытия в каждом ребенке неповторимой индивидуальности; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
Задачи
Образовательные:
познакомить техниками рисования;
научить изображать контуром простые по форме предметы, уметь закрашивать их красками;
научить смешивать 2,3 цвета красок;
научить реализовывать замысел в конкретные формы посредствам рисунка, аппликации, лепки.
Развивающие:
развивать образное мышление, чувство гармонии, мелкую моторику руки;
развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
осуществлять эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительного искусства;
Воспитательные:
воспитывать аккуратность и трудолюбие, удовлетворение от результата труда;
воспитывать культуру поведения и общения;
прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного;
воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.
Возраст обучающихся
В студию принимаются мальчики и девочки в возрасте 5,5-6 лет имеющие разный уровень подготовки. Состав групп одновозрастной. Мотивация к данной предметной области ещё не сформирована. Дети знают некоторые цвета и формы предметов. В группы принимаются здоровые дети и дети с небольшими отклонениями здоровья. Наполняемость групп: 5-6 детей.
Срок реализации программы – 1 год.
Формы и режим занятий
Форма обучения – групповая. Режим работыстудии развития определён в соответствии с имеющимися условиями Центра творчества и потребностью родителей: 1 час в неделю. Всего учебных часов в год – 36. Продолжительность занятия – 30 минут.
Педагоги совместно с родителями организовывают наиболее рациональный режим дня, оберегают нервную систему детей от стрессов и перегрузок, обеспечивают профилактику нарушений зрения и осанки, продолжают вырабатывать правильную позу при работе сидя за столом.
Занятия с детьми проводятся в игровой форме. Программа предполагает дифференцированный подход в работе с дошкольниками разноуровневой готовности и психофизическими возможностями, применение разнообразных методов и средств, приёмов и форм обучения.
Ожидаемые результаты
По итогам года обучения воспитанники должны знать:
основные цвета солнечного спектра;
особенности работы акварельными и гуашевыми красками;
элементарные правила смешивания красок;
простейшие техники изобразительного искусства.
По итогам года обучения воспитанники должны уметь:
передавать в рисунке простейшую форму и основной цвет предметов;
правильно работать с акварельными и гуашевыми красками;
уметь лепить простые по форме предметы;
составлять простые аппликации;
выполнять анализ детских работ и высказывать своё мнение.
Способы определения их результативности:
психолого–педагогический мониторинг детей;
анализ и сравнение результатов на начало, и конец года, промежуточных результатов;
наблюдение;
отзывы родителей.
Формы контроля над усвоением изученного материала:
Вид контроля
Проводимая работа
Сроки
Начальный
Тесты, анкетирование. Мини-выставки.
сентябрь-октябрь
Текущий
Коллективная работа. Выставки.
январь
Итоговый
Итоговая выставка.
май
Методы исследования личностного развития ребёнка:
педагогическое наблюдение;
тестирование;
анкетирование;
опрос.
Приобретённые знания и умения по программе и свои достижения дети продемонстрируют на итоговом занятии.
Формы подведения итогов:
карты оценки результатов освоения программы;
дневник педагогического наблюдения.
Учебно-тематический план
№
Название темы
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие.
2
1
1
2
Рисование карандашами.
8
2
6
3
Рисование красками.
8
2
6
4
Лепка.
6
1
5
5
Аппликация.
6
1
5
6
Беседы об изобразительном искусстве и красоте окружающего мира.
5
5
7
Итоговое занятие.
1
1
Всего:
36
12
24
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с предметом и правилами поведения на занятиях. Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для занятий.
Практика: «Что такое лето?» Беседа о ярких летних впечатлениях детей. Рисунок цветными карандашами.
Тема 2. Рисование карандашами.
Теория: Рисование простых по очертанию и строению предметов. Передача в рисунках форм, очертания предметов, рисование по схемам, шаблонам. Правильная штриховка предметов.
Практика: Выполнение работ на тему: «Осень», «Предметы быта», «Живая и не живая природа», «Птицы», «Животные».
Тема 3. Рисование красками.
Теория: Приемы рисования кистью. Рисование всей кистью. Рисование концом кисти. Рисование примакиванием. Закрашивание в одном направлении. Различный материал, применяемый в изобразительном искусстве. Формат бумаги. Разные краски.
Практика: «Осенний лес», «Густой дремучий лес», «Первый снег», «Новогодний праздник», «Весенний цветок», «Моя семья».
Тема 4. Лепка. Композиция.
Теория: Подготовка материала к работе. Форма и объем предметов. Как лепить различные формы.
Практика: Лепка овощей, цветов. Составление общей композиции: «Снеговик», «Слон», «Рыбка».
Тема 5.Аппликация. Натюрморт.
Теория:Понятие «аппликация». Расположение фигурок на листе. Вырезание силуэта. Вырезание из бумаги предметов разной формы.
Практика: «Угадай что это?», «Рыбки плавают в воде», «Зимушка – зима», «Натюрморт», «Весенний цветок».
Тема 6.Беседы об изобразительном искусстве и красоте окружающего мира.
Теория:И. Левитан «Золотая осень», «Весна», Е. Чарушин. «Рисунки животных»: А. Саврасов, А. Пластов, И. Репин, И. Шишкин, Ю. Васнецов. Дымковская игрушка. Гжельская керамика.
Тема 7. Итоговое занятие.
Практика: Подведение итогов работы за год. Выставка детских работ.
Методическое обеспечение
Принципы организации педагогического процесса:
образовательный процесс построен на основе совместной деятельности педагога с детьми;
основное внимание педагога направлено на приобретение ребёнком опыта коммуникативного поведения в среде сверстников, на формирование желания учиться;
педагог привлекает детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности, занимая позицию заинтересованного партнера–участника.
В процессе обучения используются следующие формы работы
тематические, практические занятия;
беседы.
Приёмы организации учебно-воспитательного процесса
повторение, анализ, обобщение, обыгрывание, пальчиковая гимнастика, самомассаж ладоней и пальцев рук, пальчиковые игры, упражнения.
Методы учебно-воспитательного процесса
Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей. Беседа на тему «почему нравится…» или «почему не нравится…» с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка к осмысливанию объекта. Необходимо, чтобы ребенок уточнил для себя те критерии, по которым он оценивает предмет.
Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).
Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.
На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.
Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. В процессе обучения широко используются наглядные пособия. Это способствует сокращению времени на изложение теории.
Обеспечение программы методической продукцией
наглядные пособия;
художественная литература;
разработки занятий, бесед;
лекционный материал;
методическая литература.
методические разработки;
иллюстрации;
репродукции картин известных художников.
Техническое оснащение занятий
Важным условием выполнения учебной программы является достаточный уровень материально-технического обеспечения:
наличие отдельного кабинета, оснащённого белой доской с разноцветными водными маркерами, учебными столами и стульями (учитывая рост детей);
качественное освещение в дневное и вечернее время;
проектор, экран, ноутбук, колонки;
аудио, видеоматериалы.
Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:
принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
принцип динамичности (от самого простого к сложному);
принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);
принцип сотрудничества (совместная работа со специалистами детского сада, родителями, выпускниками);
принцип интегративности (синтез искусств).
Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка. Развивающая среда в студии, если она построена согласно принципам, предполагает решение следующих воспитательно-образовательных задач:
обеспечение чувства психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования;
формирование творческого начала в личности ребенка;
развитие его индивидуальности;
формирование знаний, навыков и умений, как средства полноценного развития личности;
сотрудничество с детьми.
Для осуществления поставленных целей и задач созданы следующие условия:
1. Подбор необходимой материальной базы в обучающей, развивающей и воспитывающей среде для самореализации творческого потенциала;
2. Создание ситуации успеха и положительного принятия результата, а затем и его практического применения;
3. Профессиональная подготовленность педагога, компетентного в технологии, любящего, понимающего детей, свое дело и смысл изобразительной деятельности в жизни ребенка.
Техническое оснащение занятий
Важным условием выполнения учебной программы является достаточный уровень материально-технического обеспечения:
наличие отдельного кабинета, оснащённого белой доской с разноцветными водными маркерами, учебными столами и стульями (учитывая рост детей);
качественное освещение в дневное и вечернее время;
проектор, экран, ноутбук, колонки;
аудио, видеоматериалы.
шкафы для хранения наглядных пособий;
мольберты;
альбомы для рисования;
карандаши, краски;
ножницы;
пластилин;
глина;
нож для резания глины и пластилина;
бумага разного формата и цвета;
акварельные краски;
восковые мелки;
трубочки для коктейля;
ванночки с поролоном;
баночки для воды;
кисти круглые и плоские разного размера;
салфетки;
мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов;
клей ПВА;
фен;
аптечный парафин или восковые свечи.
ЛИТЕРАТУРА
Литература для педагога
Обязательная литература
1. Казакова Т.Г. Рисуют младшие дошкольники. М.: Просвещение, 1971;
2. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. М.: Просвещение, 1976.
Дополнительная литература
1. Гусакова М.А. «Аппликация». М.: Просвещение, 1976;
2. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1965;
3. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок. М.: Просвещение, 1976.
Интернет ресурсы
1. https://Учительский сайт «Инфоурок»;
2. https://doshkolnik.ru/ Информационный сайт «Дошкольник»;
3. https://kladraz.ru/ Кладовая развлечений;
4. https://pedmir.ru/ Педагогический мир;
5. https://doshvozrast.ru/ Воспитание детей дошкольного возраста;
6. https://doshvozrast.ru/index.htm/ «Воспитание детей дошкольного возраста;
7. https://www.logozavr.ru/2/ Умные игры для детей, педагогов и родителей;
8. Источник: https://dohcolonoc.ru/«Дошколёнок.ру»!
Список литературы для детей:
1. Тетрадь по рисованию. Старшая группа. 5-6 лет. Часть 1и часть 2. Автор: Панасюк И. С. Год: 2007. Издание: Ранок;
2. Альбом по аппликации. Старшая группа. 5-6 лет. Автор: Панасюк И. С.
Год: 2008. Издание: Ранок, Сфера;
Интернет ресурсы
1. https://www.logozavr.ru/2/ Умные игры для детей, педагогов и родителей;
2. Источник: https://dohcolonoc.ru/«Дошколёнок.ру»!
Календарно-тематическое планирование на 2015-2016 учебный год
студии развития «Почемучка» и Уроки волшебства
руководитель Белик Э.Н.
Дата
Название базовой темы
Кол-во часов
11.09
Вводное занятие.
Знакомство с программой.
Правила поведения, инструменты и материалы.
1
18.09
Рисование «Что такое лето» (карандашами).
1
25.09
Рисование красками примакиванием.
Закрашивание в одном направлении «Овощи и фрукты».
1
2.09
Форма и строение деревьев «Белая береза».
1
9.10
Круг, квадрат, треугольник.
Рисунок карандашом.
Штриховкой.
1
16.10
«Осенний дождь» познакомить с цветовой гаммой дождя, развивать представление о синем цвете, как цвете неба.
Акварель.
1
23.10
«Осенний цветок».
Аппликация.
1
30.10
Лепка.
«Собираем урожай».
1
06.11
«Цветная линия».
Акварель.
1
13.11
«Угадай что это».
Составление композиции предметов.
Аппликация.
1
20.11
«Радуга в гостях у осени».
Акварель.
Осенний ковер шуршит под ногами.
Аппликация.
1
27.11
Изображение разных по форме деревьев «Густой дремучий лес».
1
04.12
Понятие «декор», «узор».
Выполнение закладки.
Аппликация.
1
11.12
«Первый снег». Воспоминание о первом снеге.
Рассматривание иллюстраций.
Рисование зимнего пейзажа.
1
18.12
Лепка «Снеговик».
1
25.12
«Лесная красавица».
Рисунок.
1
15.01
Морозные узоры на окнах.
Акварель.
1
22.01
«Перчатка для котят».
Рисунок.
1
29.01
«Звездное небо».
Акварель.
1
5.02
Белоснежка, белокрыла наша зимушка зима.
Акварель.
1
12.02
«Зоопарк».
Схема рисования животных «Слон».
1
19.02
Рисование животных.
«Черепашка».
1
26.02
Аппликация.
Открытка для папы.
1
04.03
Изображение растений.
Карандаш.
1
11.03
Аппликация.
Аквариум «Рыбки плавают в водице».
1
18.03
«Мои любимые краски».
Акварель.
1
25.03
«Моя мама».
Рисунок.
1
01.04
«Желтые цыплятки»
Аппликация.
1
08.04
Лепка «Цветок».
1
15.04
Весенний пейзаж.
Рассматривание репродукций.
1
22.04
«Праздничная верба».
Акварель.
1
29.04
«Пасхальное яйцо».
Лепка.
1
06.05
«Весенние цветы»
Аппликация.
Совместная работа.
1
13.05
Лепка на бумаге «Бабочка».
1
20.05
Продолжение работы.
27.05
Рисунок на свободную тему «Что я люблю рисовать».
1
Всего за год:
36
Источник