Программу социального развития ребенка я человек

РАБОТАЕМ ПО ПРОГРАММЕ

(Программа социального развития ребенка)

Программа «Я – человек», С.А.Козловой,  направлена на то, чтобы помочь ребенку познать себя, окружающих его людей, свой город, свою страну, свою планету, т.е. познать социальный мир и себя в нем. Она позволит приоткрыть тайны функционирования человеческого организма, узнать об открытиях и изобретениях, о труде и отдыхе людей, о том, как велика наша планета, как появились люди на земле, как они живут сейчас, программа познакомит детей с их правами и обязанностями.

Цель и назначение программы – способствовать формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, с добротной нравственной основой. Такая личность формируется всю жизнь, но основы ее закладываются в дошкольном возрасте.

Приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям и культуре, что предусмотрено программой, поможет развить в ребенке его творческий потенциал.

Знания о Человеке помогут развить в нем внимание к себе, понимание своей сущности. А постепенное осознание себя, своих возможностей будет способствовать тому, что ребенок приучится быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью и через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли, что впоследствии поможет ему более осознанно воспринимать события, явления, факты социальной действительности.

Решить весь этот комплекс задач под силу педагогам совместно с родителями.

Программа включает четыре раздела. Все разделы взаимосвязаны, дополняют друг друга, хотя каждый из разделов имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную ценность и цель.

РАЗДЕЛ  I.

«ЧТО  Я  ЗНАЮ  О  СЕБЕ»

Цель раздела– обратить внимание ребенка на самого себя, на свое тело, свой организм, на свои возможности и способности, научить оценивать и ценить себя, создать предпосылки к самовоспитанию, к заботе о собственном здоровье; на основе познания себя формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям, животным.

Этот раздел имеет следующие подразделы: Мой организм. Мои чувства. Мои мысли. Мои поступки. Мои умения. Моя семья. Моя родословная. Как мы живем в детском саду.

РАЗДЕЛ  II.

«КТО  ТАКИЕ  ВЗРОСЛЫЕ  ЛЮДИ»

Цель раздела– поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых, вызвать желание следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное поведение и деятельность; познакомить детей с разнообразной деятельностью взрослых людей; воспитывать доброжелательное отношение к людям.

Подразделы: Дети и взрослые. Зачем и как работают взрослые люди. Зачем и как люди отдыхают.

РАЗДЕЛ  III.

«ЧЕЛОВЕК  –  ТВОРЕЦ»

Цель раздела – привлечь внимание ребенка к значимости творческого начала в личности человека; воспитывать у ребенка познавательные интересы и стремление к преобразующей деятельности.

Подразделы: Предметы рукотворного мира. Материалы, созданные человеком. Человек создает технику. Живая, неживая природа и человек. Человек – художник.

РАЗДЕЛ  IV.

«ЗЕМЛЯ  –  НАШ  ОБЩИЙ  ДОМ»

Цель раздела – воспитывать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре, быту; формировать представления о Земле и жизни людей на Земле, о своей стране; воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, толерантное отношение к жителям Земли, своей страны.

Подразделы: Что такое Земля. Какие люди живут на Земле. Как люди заселили Землю. Твоя страна, твой народ, твоя республика, твой город.

Источник

Стержнем программы ‘Я — человек’ являются знания о Человеке. Именно они позволяют ребенку осознанно включаться в процесс самовоспитания.

Автор программы: С.А. Козлова
Цели программы:

  • помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представления о себе как представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, их чувствах, поступках, правах и обязанностях, разнообразной деятельности;
  • на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутую уважением к людям.

Назначение программы — способствовать формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, добротной нравственной основой. Такая личность формируется всю жизнь, но основы ее закладываются в дошкольном возрасте.

Конечно, дошкольник еще не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, понимание своей человеческой сущности, постепенное осознание себя, своих возможностей будут способствовать тому, что ребенок приучится быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью и через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. Ребенок, став школьником, сможет более осознанно воспринимать события, явления, факты социальной действительности, научится анализировать их.

Структурно-содержательная характеристика

«Я — человек» — программа приобщения ребенка к социальному миру. Она включает четыре больших раздела. Все разделы взаимосвязаны, дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, воспитательно-образовательную ценность и цель. Каждый раздел имеет несколько подразделов, которые конкретизируют его содержание.

«Что я знаю о себе». Мой организм. Мои чувства. Мои мысли. Мои поступки. Мои умения. Моя семья. Моя родословная. Как мы живем в детском саду.

«Кто такие взрослые». Дети и взрослые. Зачем и как работают взрослые. Зачем и как люди отдыхают.

«Человек-творец». Предметы рукотворного мира. Человек создает технику. Материалы, созданные человеком. Живая, неживая природа и человек. Человек-художник.

«Земля — наш общий дом». Что такое Земля. Какие люди живут на Земле. Как люди заселили Землю. Твоя страна, твой народ.

Информативная часть программы усваивается детьми легче, если педагог отдает предпочтение поисково-экспериментальным, продуктивным и проблемным методам. В повседневной жизни следует обратить внимание на игры, наблюдения, упражнения, трудовую деятельность, индивидуальные беседы, праздники, развлечения.

Концептуальные положения, на которых построена программа, следующие:

  • интеллектуальное и нравственное развитие ребенка происходит в тесном единстве;
  • творческий потенциал личности ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему сугубо человеческими проявлениями в поступках, чувствах.
Читайте также:  Периодизация психологического развития ребенка по эльконину

Содержание программы построено на доступных для понимания дошкольника сведениях из разных областей культуры: истории, религии, географии, астрономии, автономии.

При разработке принципов формирования конкретных знаний учитывалось, что знания о социальной действительности должны нести доступную детям информацию, вызывать эмоции и чувства, побуждать к деятельности, положительным поступкам. Каждая из составляющих обозначенного триединства имеет свою специфику. Слишком сложные знания становятся барьером к их восприятию. В программу включены знания, находящиеся между высшим и низшим порогами информативности, эмоционально близкие ребенку факты и явления, которые могут быть отражены в разнообразной детской деятельности. Игра, художественная деятельность детей наполняются содержанием знаний об окружающем, взаимоотношениях людей, их отношении друг к другу, событиям и фактам.

Учебно-методическое обеспечение

Автором написано учебное пособие «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью», которое может служить основой технологии реализации программы «Я — человек».

Результаты апробации программы

Программа может быть использована как парциальная и в сочетании с другими программами по общему развитию ребенка. Она будет полезна и учителям начальных классов для занятий с детьми в группе продленного дня, и родителям для занятий с детьми, которых интересует окружающий мир.

Программа «Я — человек» апробирована в практике работы воспитателей дошкольных учреждений городов — Москвы, Саранска, Тольятти, Шадринска и др.

Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. – М.: Сфера, 2009.

Источник

                                                                              Машкеева Вера Анатольевна

            старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №69»

ЭМР Саратовской области

Программа социального развития

 «Я – человек»Раздел 1 : «Что я знаю о себе» и требования к усвоению раздела (старший дошкольный возраст)Цель раздела — формировать у ребенка представления о принадлежности к человеческому роду; воспитывать уверенность в себе, умение анализировать поступки, чувства, мысли; научить его бережно относиться к своей семье, друзьям, другим людям, животным.
Старшая группаЯ — человек и похож на всех людей, так как у меня, как и у всех, есть руки, ноги, туловище. Руки и ноги у меня сгибаются, у и это очень удобно. У меня есть кисти рук, пальцы, на пальцах рук и ног — ногти. На голове — волосы. Я отличаюсь от всех. У меня темные волосы, а у Вити светлые; у меня глаза карие, а у Лизы — голубые. Каждый человек и похож на всех, и не похож.Еще у меня, как и у всех людей, есть желудок и легкие. Это внутренние органы, их не видно, но я их чувствую. Это очень важные органы: желудок нужен, чтобы перерабатывать пищу, которую я ем; желудку помогают перерабатывать пищу мои зубы, их нужно беречь, меньше есть сладкое; легкие нужны, чтобы дышать; если вдыхать очень холодный воздух — можно заболеть.

Мои чувства
Я умею радоваться, грустить. Я могу по-разному выражать свои чувства. Но я знаю, что я человек, и поэтому умею управлять своими чувствами: могу сдержаться и не заплакать, могу не капризничать, могу не засмеяться, если даже очень смешно. Это очень трудно — управлять собой, но я учусь этому, Я понимаю, когда другие люди радуются или грустят. Мне об этом рассказывают их глаза, руки, речь, Я могу понять, когда моя собака радуется или грустит.Мои мысли
Я — человек и поэтому умею думать и рассказывать, о чем я думаю, Мысли есть у каждого человека, значит, они бывают мои и чужие. Чужие мысли могут быть совсем не такими, как мои, но я не сержусь на человека, если он думает не так, как я. Я люблю познавать новое, поэтому я всегда спрашиваю взрослых о том, что мне не известно, но хочется узнать. Мне нравится самому догадываться о том, чего я раньше не знал, Я люблю придумывать загадки, сказки, сочинять стихи.Мои поступки
Поступки бывают хорошие и плохие. Когда я помогаю малышам, старшим, родителям — это хорошие поступки. Когда я обижаю кого-то или не слушаюсь — это плохие поступки. Я стараюсь не делать ничего плохого.

 Мои умения

Я уже многое умею делать. Но многого еще не умею. Я научусь обязательно читать, решать задачи, прыгать на одной ножке, быстро бегать, Еше многому я могу научиться, ведь я человек.

 Моя семья, моя родословная
Мы — это моя семья: папа, мама, брат и я. Это наша маленькая семья. У нас есть и большая семья: бабушки, дедушки, тети и дяди. Тетя — это сестра мамы (папы), дядя — это брат папы (мамы). Я им племянник (племянница), Они живут в других домах и даже в других городах, но все равно они наша родня. Мы иногда ездим к ним в гости, а иногда они приезжают к нам. Мы поздравляем их с праздниками, с днем рождения, И они нас поздравляют. Мы все любим друг друга и стараемся заботиться друг о друге

Как мы живем в детском саду
В детском саду у меня много друзей, но есть один самый верный друг, Мы с ним живем рядом, а в детском саду сидим за одним столом во время занятий и во время еды, Все дети в нашей группе живут по правилам, которые мы сами установили: Не драться; Помогать друг другу; Быть веселыми; Беречь вещи, игрушки, растения; Заниматься интересными дедами и другие. Все эти правила мы обсудили и договорились их всегда выполнять, так как они помогают нам жить дружно и интересно.Подготовительная к школе группа (6-7 лет) Есть люди, которые лишены каких-то органов чувств: если у человека не видят глаза, его называют слепым, если не слышат уши — глухим. Таким людям очень тяжело жить, поэтому мы должны им помогать и сочувствовать. Многие из этих людей научились ходить по улице с палочкой или с собакой-поводырем, научились слушать музыку спиной, они умеют есть самостоятельно и себя обслуживать — это очень сильные люди, и поэтому нужно относиться к ним с уважением,У меня есть внешние и внутренние органы чувств, которые помогают мне жить и узнавать много интересного, Есть у меня два очень важных внутренних органа — сердце и мозг, Сердце нужно для того, чтобы, как моторчик, «гонять» по всему телу кровь — питать мой организм. Если я очень быстро или долго бегаю, то могу услышать, как бьется мое сердце. Мозг — очень важный орган, Он находится в голове и управляет всем моим организмом. Я хочу взять предмет, и мозг приказывает руке: «протянись и возьми вещь*. Мозг — мой самый главный помощник.
Мои органы похожи и в то же время не похожи на подобные органы у животных. Одни животные видят значительно лучше человека, Другие слышат звуки, которые человеческое ухо не улавливает. Но человек придумал много разных приборов, которые помогают ему слышать и видеть, как животные, и даже лучше.

Читайте также:  Физиологические особенности развития ребенка по возрастам

Мои чувства
Я умею управлять моими чувствами, Я даже иногда умею их скрывать, если я знаю, что они могут обидеть кого-то, Я понимаю, когда другие люди радуются или грустят. Мне об этом рассказывают их глаза, руки, речь, Мои глаза, руки и даже ноги тоже умеют рассказывать о моем настроении, Я учу их рассказывать без слов о радости, о том, что я думаю, что сделал или хочу сделать. Это очень интересно. Но все, что я чувствую, я могу рассказать и словами, потому что я человек и умею говорить.Мои мысли
Я умею и люблю думать, люблю узнавать новое. Чтобы много знать, нужно внимательно наблюдать, запоминать, повторять. Я учу себя думать, прежде чем что-то сказать вслух или сделать. Я многого еще не знаю, но если буду учиться — узнаю. Мне нравятся люди, которые много знают, делают открытия, что-то изобретают, придумывают то, чего не было раньше. Таких людей называют учеными, изобретателями. Я хочу быть на них похожим.Мои поступки
Поступки — это то, что я делаю по отношению к другим людям, животным. Поступки бывают хорошие и плохие. Я стараюсь совершать хорошие поступки. Но иногда я поступаю плохо: капризничаю, жадничаю, обижаю кого-то. Потом, думая о таком поступке, я стыжусь и стараюсь исправиться. У меня не всегда это получается, но я обязательно научусь. Мои умения
Я уже многое умею делать сам: одеваться, есть, умываться, рисовать, прыгать, бегать, играть в мяч… Но многого еще не умею. Я не умею собрать из конструктора машину, не умею хорошо мыть посуду, не умею красиво писать… Но всему можно научиться, и я научусь, ведь я человек. Моя семья, моя родословная
Наша семья — мама, папа и я — живет в квартире, а квартира находится в большом доме на третьем этаже. Наш дом находится на улице… (название улицы) в городе Москве (Саранске, Анапе и др). А наши родственники живут и в нашем городе, и в других городах и даже странах. Это наш большой род. Мы все в нашем роду немного похожи друг на друга. Я похож на папу и бабушку, сестра — на маму. У меня такие же глаза, как были у бабушки в молодости. У нас есть семейный альбом, мы иногда его рассматриваем. Я люблю свой род и хочу быть похожим на своих родственников.Как мы живем в детском саду 
Я дружу со всеми детьми нашей группы, но с Мишей и Костей особенно. Это мои верные друзья. Мы вместе играем, смотрим, читаем книги, катаемся на велосипеде… У нас в группе (классе) есть свой «Свод законов», по которому мы все живем. Это такие правила, которые мы сами себе установили и поэтому сами их и выполняем. Хорошо, что есть такие правила, потому что нас много и нужно, чтобы все выполняли какие-то правила. Например, правило не обижать друг друга — очень хорошее правило. Или — помогать друг другу. И это правило помогает нам в том, что мы живем дружно. Мы договорились, что каждый ребенок в группе (классе) должен обязательно выполнять все правила, которые мы придумали.

Источник

ШКОЛА МОЛОДОГО ВОСПИТАТЕЛЯ

МАТЕРИАЛ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

«Парциальная программа социального развития ребенка

С.А. Козловой «Я – человек»

Цель программы: способствовать формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, с нравственной основой. Такая личность формируется всю жизнь, но основы ее закладываются в дошкольном возрасте.

Процесс познания социальной действительности должен находить отражение в разнообразной детской деятельности, стимулировать детскую активность. Игра, художественная деятельность детей наполняются содержанием знаний об окружающем, о взаимоотношениях людей, их отношений друг к другу, к событиям и фактам. Программа дает материал для проведения разнообразных праздников, развлечений, викторин, опытов и экспериментов – всего того, чем наполнена жизнь детей в дошкольном учреждении.

Читайте также:  Что значит личностное развитие ребенка

Программа нацелена на последовательное введение ребенка в социальный мир.

Программа «Я – Человек» включает четыре раздела. Все разделы взаимосвязаны, дополняют друг друга, хотя каждый из разделов имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную ценность и цель.

  1. «Что я знаю о себе» (Мой организм. Мои чувства. Мои мысли. Мои поступки. Мои умения. Моя семья. Моя родословная. Как мы живем в детском саду.)
  2. «Кто такие взрослые люди» (Дети и взрослые. Зачем и как работают взрослые люди. Зачем и как люди отдыхают.)
  3. «Человек – творец» (Предметы рукотворного мира. Человек создает технику. Материалы, созданные человеком. Живая, неживая природа и человек. Человек – художник.)
  4. «Земля — наш общий дом» (Что такое Земля. Какие люди живут на Земле. Как люди заселили Землю. Твоя страна, твой народ).

Информативная часть программы усваивается детьми легче, если педагог отдает предпочтение поисково-экспериментальным, продуктивным и проблемным методам. В повседневной жизни следует обратить внимание на игры, наблюдения, упражнения, трудовую деятельность, индивидуальные беседы, праздники, развлечения.

Программа включена в образовательный процесс с младшей группы. Содержание разделов от младшей группы до подготовительной группы усложняется.

Например, раздел «Что я знаю о себе». Подраздел «Как мы живем в детском саду»:

  1. младшая группа (Я хожу в детский сад. Я знаю, где он находится, знаю, как пройти в свою группу и на наш участок. Знаю, как зовут моих воспитателей. В группе я знаю, где мы играем, где спим, где умываемся; знаю, где лежат книги, игрушки; знаю о наших растениях, которые находятся в группе и на участке. Я знаю имена детей своей группы, они мои друзья, мы вместе играем);
  2. средняя группа (В детском саду у меня много друзей. Я знаю их имена и фамилии. Я дружу с мальчиками и девочками. У нас есть правила, которые мы все выполняем в группе: не обижайте друг друга, каждой вещи – свое место, помогайте друг другу. У нас в детском саду часто бывают праздники. Мы все вместе готовимся к ним. Я люблю свой детский сад, детей в группе, своих воспитателей);
  3. старшая группа (В детском саду у меня много друзей, но есть один самый верный друг. Мы с ним живем рядом, а в детском саду сидим за одним столом во время занятий и во время еды. Все дети в нашей группе живут по правилам, которые мы сами установили: не драться; помогать друг другу; быть веселыми; беречь вещи, игрушки, растения; заниматься интересными делами и другие. Все эти правила мы обсудили и договорились их выполнять, так как они помогают нам жить дружно и интересно);
  4. подготовительная группа (Я дружу со всеми детьми нашей группы, но с Мишей и Костей особенно. Это мои верные друзья. Мы вместе играем, читаем книги, У нас в группе есть свой «Свод законов», по которому мы все живем. Это такие правила, которые мы сами себе установили, поэтому сами их и выполняем. Хорошо, что есть такие правила, которые помогают нам жить дружно.)

В заключительной части программы «Я – Человек» изложены требования к уровню усвоения каждого раздела.

Например, требования к уровню усвоения раздела «Что я знаю о себе»:

Младший дошкольный возраст.

Называть и показывать на себе, других людях, игрушках, животных:

  1. части тела (руки, ноги, голова, животик, пальцы на руках и ногах);
  2. органы чувств (глаза, уши, нос, язык);

Уметь объяснить, зачем нужны органы чувств и части тела;

Замечать ярко выраженное настроение взрослых и детей (смеется, плачет, сердится, радуется);

Знать:

  1. свои имя и фамилию, домашний адрес;
  2. имя родителей, воспитателей;
  3. родственные связи и свою социальную роль (мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь).

Старший дошкольный возраст.

Знать:

  1. названия органов чувств, отдельных внутренних органов (сердце, легкие, желудок);
  2. имя и отчество родителей, полный домашний адрес и телефон;
  3. родственные связи и свою социальную роль (тетя, дядя, внук, внучка, сестра, брат, прабабушка, прадедушка), называть их;
  4. правила поведения на улице, дома, в детском саду, выполнять их;

Устанавливать связи:

  1. между органом чувств и выполняемой им функцией;
  2. между отношением к своему организму и возможными заболеваниями;

Уметь:

  1. владеть навыками самообслуживания;
  2. управлять своими чувствами (сдерживать гнев, огорчение, не плакать и др.);
  3. анализировать свои поступки и поступки других людей;
  4. оказать помощь другому человеку;
  5. договариваться, устанавливать неконфликтные отношения со сверстниками.

Планирование воспитательно-образовательной работы по программе должно соответствовать следующим рекомендациям:

  1. включать разные виды деятельности;
  2. «пронизывать» содержанием программы всю жизнедеятельность ребенка;
  3. еженедельно планировать следующие виды деятельности детей: беседы, чтение художественной литературы, изобразительную, конструктивную деятельность, музыку, экспериментирование и опыты;
  4. находить взаимосвязь разных разделов программы с другими разделами воспитательно-образовательной работы.

Раздел/

неделя

НОД

Игра

Чтение

худож.

литерат.

Труд

Развлечения

I

Эксперимент

опыт

1-ая неделя Раздел 1

2-ая неделя Раздел 2

3-ья неделя Раздел 3

4-ая неделя Раздел 4

Схема планирования может быть следующая:

Таким образом, каждую неделю планируется непосредственно образовательная деятельность и другие виды деятельности по одному из разделов.

Отдельно планируется работа с родителями. Она включает в себя консультации на разные темы:

  1. как провести прогулку с ребенком,
  2. что посмотреть в музее,
  3. как устроить дома день рождения ребенка,
  4. как составить свою родословную и рассказать о ней малышу и т.д.

Источник