Программу развития ребенка в младенческом возрасте

Содержание

  1. Календарь развития ребенка с рождения и до 12 месяцев 
  2. Развитие ребенка: первый месяц жизни 
  3. Развитие ребенка: второй месяц жизни 
  4. Развитие ребенка: третий месяц жизни 
  5. Развитие ребенка: четвертый месяц жизни 
  6. Развитие ребенка: пятый месяц жизни 
  7. Развитие ребенка: шестой месяц жизни
  8. Развитие ребенка: седьмой месяц жизни 
  9. Развитие ребенка: восьмой месяц жизни
  10. Развитие ребенка: девятый месяц жизни
  11. Развитие ребенка: десятый месяц жизни
  12. Развитие ребенка: одиннадцатый месяц жизни 
  13. Развитие ребенка: двенадцатый месяц жизни 
  14. Какие отличия в развитии мальчиков и девочек
  15. Таблица с нормами роста и веса детей от 1- 12 месяцев

Для того, чтобы понимать, как лучше развивать вашего ребенка с рождения и до 1 года, нужно знать, как развивается вам малыш и какими навыками уже обладает малыш. Предлагаем вам календарь развития ребенка по месяцам после рождения и до года.

Уважаемые мамы и папы предлагаем вашему вниманию подробный календарь развития ребенка с самого рождения и до достижения 1 годика. Период с рождения и до 12 месяцев – это очень ответственный период, когда малыш познает все вокруг, изучает себя и окружающий мир, интенсивно развивается. Поэтому прочитайте статью внимательно, поскольку этот период развития малыша является самым важным этапом в жизни вашего крохи.

Календарь развития ребенка с рождения и до 12 месяцев 

Первый месяц жизни, самый сложный в плане подстройки друг под друга молодой мамы и малыша, рассмотрим более подробно — по месяцам.

Развитие ребенка: первый месяц жизни 

В связи с адаптацией к новой жизни, первый месяц новорожденного является самым трудным, как для ребенка, так и для мамы. Новорожденный проводит в состоянии сна около 70%. Во сне он растет ( за месяц может подрасти на 2-3 см), и легче переносит период привыкания к новым условиям жизни. Во время бодрствования ребенок совершает неосознанные махи ручками и ножками, которые пока находятся в тонусе. Поэтому ручки зажаты в кулачок, а ножки поджаты в коленях.
Жизненно важным аспектом является питание. Предпочтительнее грудное вскармливание, во время которого формируется эмоциональная связь между мамой и ребенком. В течение первого месяца жизни малыш прибавляет в весе примерно на 600-700 гр.
К концу первого месяца жизни новорожденный:

  • Прислушивается к посторонним шумам и разговорам.
  • Смотрит на яркие игрушки и лица окружающих.
  • Узнает голос и запах мамы.
  • Выражает эмоции плачем.

Малыш рождается с определенным набором рефлексов, которые спустя нескольких месяцев угасают:

  1. Сосательный. При прикосновении к губам или щеке, ребенок откроет рот и будет двигать языком как при сосании.
  2. Плавательный. Если поддерживая ребенка окунуть в воду, он будет пытаться плыть.
  3. Хватательный. Если прикоснуться к ладошке малыша, он будет сжимать ручку в кулачок.
  4. Поисковый. При поглаживании уголка рта, ребенок повернет голову в сторону прикосновения.
  5. Шагательный. При поддержки в вертикальном положении, слегка наклоните ребенка вперед. Малыш будет пытаться совершать шагающие движения.

Развитие ребенка: второй месяц жизни 

На втором месяце жизни выходит из стадии новорожденного, теперь он грудничок. В этот период начинает активно развиваться как физически, так и психологически. В весе прибавилось примерно 800гр, а в росте 3 см.

  • Чадо различает настроение и эмоциональное состояние мамы ( радость, злость, грусть).
  • Ребенок уже может самостоятельно приподнимать и держать недолго голову.
  • Начинает активно гулить и агукать.
  • Малыш «приветствует» маму, начиная быстрее двигать ручками и ножками, когда ее увидит.
  • Идет активное развитие органов зрения и слуха.
  • Несколько секунд может удерживать игрушку, сжав крепко в руке.

Развитие ребенка: третий месяц жизни 

На третьем месяце продолжают развиваться и совершенствоваться навыки движения. Теперь он умеет переворачиваться со спины на бок, может приподняться на предплечья, уверенней держит голову. Старайтесь чаще выкладывать ребенка на живот, это полезно для укрепления мышц спины и шеи, также помогает при коликах. Малыш с интересом рассматривает ручки и ножки, играет с ними. Изучая, трогает личико.

  • Грудничок подрастает еще на 3 см, а прибавка в весе составляет около 750 гр.
  • Ночной сон становится длиннее, а дневной сокращается. Время бодрствования увеличивается.
  • Ребенок высовывает самостоятельно соску и пытается ее взять обратно в рот.
  • Может узнавать окружающих и радуется им.
  • Громко смеется и подражает мимике взрослых.

Развитие ребенка: четвертый месяц жизни 

К четвертому месяцу жизни малыш заметно изменяется во внешности. Теперь он уже не тот новорожденный, который только кушал и спал. Ребенку необходимо общение и внимание родителей. Он будет капризничать, если мама ненадолго отойдет.

  • К концу четвертого месяца грудничок будет весить еще на 700 гр больше, и вырастит на 2,5 см.
  • Малыш переворачивается со спины на живот и обратно. И даже пытается ползать, отталкиваясь от чего-либо.
  • Ребенок различает цвета и форму.
  • Все что грудничок схватит рукой, потянет в рот. Поэтому необходимо следить, чтобы рядом с ребенком не было мелких деталей.
  • Произносятся первые слоги и можно услышать «ма», «па», «ба».
  • Отличается родителей от других людей.
  • Замирает, когда слышит музыку или громкий разговор.
  • При произношении ребенка по имени, начинает обращать внимание на того, кто сказал.

Развитие ребенка: пятый месяц жизни 

На пятом месяце грудничок уже более умело управляет своим телом, уверенно переворачивается, предпринимает попытки к самостоятельному сидению, ползанию, пытается вставать, держась за бортики кроватки. Время бодрствования увеличивая, позволяя маленькому человечку познать окружающий мир.

  • Приблизительная прибавка в весе к этому времени составит 700гр, а в росте еще 2 см.
  • Ребенок уверенно отличается знакомых от чужих ему людей.
  • Проявляет желание общения с мамой улыбкой, протягивает к ней ручек.
  • Осознанно берет игрушки, кидает их, тянет в рот.
  • У малыша начинают прорезываться первые зубки.
  • Различает интонацию голоса взрослых и подражает ей.

Развитие ребенка: шестой месяц жизни

На шестом месяце развития ребенок уже может принимать не только молоко матери или молочную смесь, но и начинать кушать пюреобразную пищу. Лучше начинать прикорм с гипоаллергенных продуктов, по выборы которых необходимо проконсультироваться с педиатром.

  • Вес малыша прибавляется на 700гр, а рост на 2,5 см.
  • На шестом месяце грудничок понимает обращение по имени и отличает его от других.
  • Играет с предметами, перекладывая их из одной руки в другую.
  • Покачиваясь, встает на четвереньки — это первые предпосылки к ползанию.
  • Начинает понимать, что если уронить игрушку, то она упадет, если потрясти погремушку, она издаст звуки.
  • Настроение ребенка не постоянно и радость быстро сменяется раздражительностью, грустью и наоборот.
  • Долго лепечет и гулит, что доставляет малышу удовольствие от произносимых им звуков.

Развитие ребенка: седьмой месяц жизни 

Седьмой месяц развития малыша характеризуется активным прорезыванием зубов. Зудящие десна и боль при прорезывании доставляют малышу дискомфорт, а родителям волнения за своего чада. Грудничок все тянет в рот с целью уменьшить неприятные ощущения. Для данной задачи существуют различные прорезыватели: резиновые, с охлаждающим эффектом. Главное чаще мыть и прорезыватели и все предметы, которые ребенок непременно затянет в рот.

  • На седьмом месяце жизни ребенок набирает еще 600гр в весе и прибавляет 2 см в росте.
  • Малыш может садиться самостоятельно и уверенно сидеть.
  • Начинает ползать «по-«пластунски». Поэтому не оставляйте ребенка без присмотра на пеленальном столике или на диване, он может с легкостью упасть с высоты.
  • Может встать на ноги, держась за что-нибудь и немного постоять.
  • С удовольствием играет в развивающие игры с пальчиками: » Чи-чи-чи-сорока», в » Ладушки».
  • При регулярном занятии может показать где у него глазки, ушки, носик, ручки.
  • С интересом изучает предметы: крутит, вертит, пробует на зубок, пытается разобрать.
  • Может повторить несложные слоги: «му», «ам», «ав».

Развитие ребенка: восьмой месяц жизни

На восьмом месяце жизни грудничок становится активней с каждым днем. Он самостоятельно садится, перемещается из одного места в другое. Ему интересно рассматривать картинки и фотографии, малыш даже узнает на них родителей.

  • За этот месяц ребенок вырастит на 2 см, и поправится на 600 гр.
  • Совершенствуются двигательные навыки, приобретенные за предыдущие месяцы.
  • По просьбе старших может что-то принести или показать.
  • Ребенок может пытаться играть в развивающие игры, например, в пирамидку.
  • Реагирует на музыку, и может по-своему танцевать.

Развитие ребенка: девятый месяц жизни

На девятом месяце жизни ребенок может уже сделать несколько шажков, держась за что-либо, за бортики кроватки, или вдоль дивана. Они упорно осваивают данный навык, падают, но потом опять поднимаются. У малыша расширяется запас слов, повторяя слоги за взрослыми.

  • На девятом месяце ребенок прибавит в росте 2 см, в весе 600 гр.
  • Пытается вскарабкаться на стул, диван.
  • Открывает доступные ему ящики, дверцы шкафов, тумбочек.
  • Малыш привязан к маме, потеряв ее из виду, начинает плакать и капризничать.
  • Может самостоятельно пытаться одеваться и кушать ложкой.
  • На данном этапе жизни оттачивается мелкая моторика, поэтому важно ее развивать игрушками: шнуровками, пластилином. Но обязательно под присмотром старших.
  • Понимает поручения как «стой», «ложись», «иди».
  • Ребенок разговаривает на своем языке, но близкие могут уже понять, что хочет донести до них чадо.

Развитие ребенка: десятый месяц жизни

На десятом месяце жизни малыш копирует поведение и звуки за взрослыми. Играя, можно предложить ребенку сложить игрушки, попросить маленького помощника положить упавший столовый прибор на стол. В это время уже можно знакомить ребенка с книжками, но лучше с теми, которые трудно порвать.

  • Прибавка в росте и весе уменьшается по сравнению с первыми месяцами жизни, и составит еще плюс 1 см к росту и примерно 350гр к весу.
  • Малыш может сам сесть и находится в сидячем положении долгое время.
  • Вставать и пытаться делать первые шаги.
  • Может брать предметы двумя руками, но больше предпочитает обходится одной.
  • Берет предметы по принципу пинцета (большим и указательным пальцем), но интерес вызывают все же большие детали.
  • Способен показать где ушки, носик и т. д. на себе или на игрушке.

Развитие ребенка: одиннадцатый месяц жизни 

К одиннадцатому месяцу ребенок уже многому научился. Уверенно садится, встает, ползает, но еще не отточено мастерство ходьбы. Малыш с интересом общается со старшими и с другими детьми. Понимает название некоторых предметов и может на них указать.

  • К 11 месяцам грудничок вырастит на 1 см и поправится еще на 350 гр.
  • Малыш понимает когда ему что-то запрещают со словом «нельзя».
  • Может вскарабкаться на диван, кресло, и спустится обратно.
  • Пытается пить из кружки и есть с ложки.
  • По просьбе взрослых может поднять, положить, взять предмет.
  • Грудничку нравится когда его хвалят и стремится к ней.
  • Прощается, махая ручкой.

УРА! Ребенку 1 годик!

Развитие ребенка: двенадцатый месяц жизни 

Приближаясь к двенадцати месяцам — своему первому дню рождения, ребенок уже не тот беспомощный младенец, а личность со своим нравом, предпочтениями и характером. В это время пора переходить на один дневной сон. У ребенка проявляется интерес к игре «Дочки-Матери», он качает игрушки, кормит их, купает. Также и сам любит игры в воде во время купания.

  • За месяц грудничок вырастит на 1 см, и прибавит в весе 350 гр.
  • Самостоятельно встает и может чуть пройти.
  • Может сказать несколько слов: «мама», «папа», «баба», «ав».
  • Появляются любимые блюда, которые ребенок с удовольствием может кушать ложкой. И отказывается от еды, которая не нравится.
  • Понимает предназначение некоторых предметов.
  • Капризничает при отсутствии родителей или любимой игрушки.

Какие отличия в развитии мальчиков и девочек

Врачами-педиатрами давно замечено, что в развитии новорожденных малышей разного пола есть свои отличия. И хотя каждый ребенок индивидуален, некоторые закономерности существуют.

Чаще отличия в развитие мальчиков и девочек бывают такими:

  • мальчики чаще рождаются крупнее девочек по росту и весу. Так, у доношенных новорожденных мужского пола средний рост при рождении – 53-56 см, в то время как у девочек всего 49-52 см;
  • говоря о детских нормах общего физического и психического роста, отмечено, что развитие мальчиков немного отстает от сверстниц уже на момент рождения. Но эта разница не всегда незаметна, и составляет не более 2-3 недель;
  • девочки миниатюрнее при рождении, но позже физическое развитие девочек ускоряется. Костный скелет у них в среднем формируется раньше, чем у мальчиков.

Таблица с нормами роста и веса детей от 1- 12 месяцев

Источник

К двум месяцам кризисный период новорожденности заканчивается привыканием ребенка к жизни вне матки, и начинается период стабильного развития — младенчество. Основная деятельность ребенка в этот период — движение и общение. Для успешного развития ребенка в первый год жизни, необходимо уделять ему достаточно внимания и тепла, постоянно взаимодействовать с ним.

Если в предыдущий период, потребности ребенка постоянно удовлетворялись, то он обретает мощный стимулятор для своего развития — доверие к миру. Благодаря внутреннему ощущению благополучия, он тратит меньше энергии на плач, и направляет сбереженную энергию на развитие своих первых умений и навыков.

Мозг ребенка

Еще до рождения у ребенка начинает выстраиваться структура головного мозга. У новорожденного крайне мало связей между клетками головного мозга — нейронами. С первых дней происходит активное создание связей между нейронами (синапсы). По современным оценкам, в 1 секунду создается около 2 миллионов новых нейронных связей. Такой активный процесс происходит на протяжении первых нескольких лет жизни ребенка. Закладывается основа мозга, который достанется ребенку в будущем, который определит ход его дальнейшего развития. На развитие мозга оказывает влияние, как родитель, так и среда. В последнее десятилетие проводится множество исследований на эту тему. Так в одном из исследований было показано, что продолжительный стресс значительно тормозит скорость развития мозга. Поэтому ребенку так важна безопасность, забота в первые годы, активное взаимодействие с ним, а также среда, богатая сенсорными стимулами (воздействие на ребенка через его зрение, слух, осязание и т.д.).

Структура мозга Новорожденного, Младенца 1 месяца, Младенца 9 месяцев, Двухлетнего ребенка и Взрослого.

Очень кратко и схематично попытаемся понять ход развития мозга ребенка. На рисунке изображено, как изменяется структура мозга на клеточном уровне. У новорожденного ребенка (Newborn) уже есть нейроны (главные клетки мозга), но они еще не соединены между собой и не работают как надо, поэтому нет осознанных движений, речи и др. проявлений функций мозга. С рождения при сенсорной стимуляции, мозг ребенка начинает активно выстраивать связи между нейронами, преимущественно хаотично, объединяя «все со всем», образовывая огромный «клубок» нейронных связей. Этот процесс продолжительный и со временем сменяется другим, не менее важным процессом — оптимизации и удаления не используемых нейронных связей. Мозг переходит от приоритета количества связей к их качеству. В конце рисунка мы видим, что нейроны мозга взрослого (Adult), имеют меньше связей, чем мозг двухлетнего ребенка (2 Years). Это не говорит нам, что ребенок умнее взрослого, а как раз наоборот, хоть связей между нейронами у взрослого меньше, но они более толстые, его мозг имеет более сильные связи, а значит, может быстрее и лучше ими пользоваться. Для выживания и адаптации к опасному миру, мозг ребенка должен создать триллионы связей (охватить огромный пласт информации окружающего его мира) максимально быстро, чтобы как можно скорее уверенно овладеть не только движениями, но и такими сложными умениями как речь, мышление, жизнь в обществе. Именно поэтому обучение ребенка в раннем возрасте происходит значительно, легче чем взрослого. Так как у взрослого мозг уже сформирован и поэтому намного менее пластичен, а мозг ребенка, практически «чистый лист», который требует заполнения.

Развитие мозга ребенка

Объём мозга новорожденного составляет около 25% от своего будущего взрослого объёма. Первыми развиваются сенсорные отделы мозга, которые отвечают за: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Затем следуют моторные зоны, речевые центры. И лишь потом области, отвечающие за когнитивные функции (познание, мышление) и контроль, их развитие продолжается долгие годы, так как они являются более новыми областями мозга (в эволюционном плане) и поэтому созревают дольше и позже всех.

Сенсорные системы

Уже к 3-4 месяцам зрительные и слуховые способности младенцев почти не отличаются от способностей взрослых людей. К этому возрасту ребенок, как правило:

  • Свободно следит за предметами;
  • Способен длительно сосредоточиваться при разглядывании;
  • Совершает инициативные движения глаз (активно ищет объект для рассматривания);
  • Различает большинство цветов (к 6-7 месяцам почти все цвета);
  • Правильно связывает слуховые и зрительные впечатления (поворачивает голову и отыскивает глазами источник звука).

Что видит младенец с рождения до годаКак младенец видит цвета в 6 и 9 месяцев

Новая задача зрения — направлять и регулировать поведение, так что формирование самостоятельных движений происходит под контролем зрения. Ребенок к 4 месяцам проявляет активный интерес к своим рукам. Долго рассматривает игрушки и приближает к ним руки, обхватывает их, тянет в рот.

Моторика

Важно знать, что каждый новый моторный навык состоит из сложения следующих факторов:

  1. Развития нервной системы и двигательных возможностей тела (биологический фактор);
  2. Целей, которыми руководствуется ребенок (получение игрушки или пересечение комнаты — мотивационный фактор);
  3. Внешней поддержки овладения умением (поощрение со стороны родителей, объекты в повседневном окружении — фактор закрепляющий поведение).

При наличии всех трех факторов, развитие моторных навыков идет максимально быстро.

Выделяют крупную и мелкую моторику. Крупная моторика включает в себя переворачивание, ползание, ходьбу и т.п., все то где задействованы крупные мышцы и система мышц. Она необходима для полноценного развития организма и движения ребенка в пространстве. Приведем хронологический список, который лишь примерно указывает наступление определенного умения. Сразу стоит отметить, что может быть сдвиг сроков и это нормально. Не нужно паниковать, если ребенок не проявляет функции строго в указанный период. Каждый ребенок развивается в индивидуальном темпе и порядке.

Развитие крупной моторики ребенка на первом году жизни:
Возраст в месяцахДвигательные функции
1Лежа на животе – кратковременно приподнимает голову.
2Лежа на животе – удерживает голову, в вертикальном положении – непостоянно.
3Лежа на животе – опирается на согнутые предплечья. В вертикальном положении хорошо удерживает голову.
4Лежа на спине – при притягивании за руки приподнимает голову. Поворачивается со спины на бок.
5Лежа на животе – опирается на вытянутые руки, на одну руку. На спине – при потягивании за руки тянется за руками. Уверенно поворачивается со спины на бок.
6Лежа на спине – при потягивании за руки садится. Поворачивается со спины на живот.
7Посаженный ребенок сидит, опираясь на руки. Ползает на животе. Стоит при поддержке. Поворачивается с живота на спину.
8Садится и сидит, не опираясь. Становится на четвереньки. Ухватившись за опору, становится на колени. Ползает. Подтягивается.
9Сохраняет равновесие, сидя при манипуляциях с предметами. Встает, ухватившись за опору. Переступает, поддерживаемый за руки. Карабкается.
10Стоит самостоятельно. Ходит, держась одной рукой.
11Уверенно стоит без опоры. Приседает. Ходит, держась одной рукой. Делает несколько шагов без опоры.
12Ходит без поддержки, приседает и встает.

Мелкая моторика — это способность манипулировать мелкими предметами, как правило, при помощи рук. Важнейшим достижением первого полугодия жизни ребенка, является умение хватать предмет, с которого начинается манипулятивная деятельность с предметами.

Захватывание (доставание) предмета — это первое целенаправленное действие ребенка. Хватание начинается с обнаружения и ощупывания собственных ручек примерно в 3–3,5 месяца. Далее развитие и совершенствование захвата происходит в совместных действиях ребенка и взрослого. Взрослый переключает внимание с себя на предмет, мотивируя таким образом ребенка на активность. Таким образом, взрослый не всегда осознанно, но систематически создает ситуации развития для ребенка:

  • Демонстрирует предмет, вызывая интерес и сосредоточение внимания у ребенка;
  • Подносит предмет на такое расстояние, при котором ребенок начинает протягивать к нему руки, затем отдаляет его и снова приближает;
  • Прикасается предметом к ребенку;
  • Показывает способы действия с предметом.

Функция захвата предмета совершенствуется постепенно. Ребенку трех месяцев нужно вложить предмет (например, игрушку) в руку, и он потянет ее в рот. В 5–5,5 месяца ребенок самостоятельно может свободно доставать, захватывать и удерживать игрушку. Траектория движения руки сначала неточна, совершается много лишних сопутствующих движений, а захват кистью происходит часто по-разному.

Такие занятия становятся главной задачей для ребенка, отодвигая на второй план общение. Теперь основные интересы младенца сосредоточены на предметах — он стремится схватить и потрогать окружающие предметы. Диапазон действий с предметами одинаков, он их: трогает, ощупывает, бросает, трясет, кладет себе в рот и прочее. Однообразие этих действий не позволяют ребенку раскрыть всех свойств предметов, поэтому его интерес к конкретному предмету быстро иссякает и внимание переключается на новый предмет.

Во втором полугодии формируется полноценное доставание. Уточняется движение руки к предмету, развивается захват при помощи большого пальца, удерживание предмета пальцами, захват с учетом формы и размера. Когда в 6–7 месяцев ребенок начинает сидеть, то появляется больше возможностей взаимодействовать с предметами. В результате в 7–8 месяцев ребенок может перекладывать объекты из одной руки в другую и научается захватывать предмет большим и указательным пальцами (пинцетный захват). Любимое удовольствие в данный период — брать в каждую руку по предмету и стучать ими друг о друга.

К концу первого года жизни, действия с предметами начинают приобретать характер, согласно заложенной в них функции: из чашки пьют, совочком копают. Ребенок начинает копировать движения взрослых по отношению к предметам (например, «пользоваться» телефоном). Также ребенок научается обращаться с игрушками, в которых заключен определенный способ использования: собирать пирамидку, матрешку, складывать башню из кубиков.

В результате к концу первого года, ребенок приобретает способность самостоятельного передвижения: появляется ползание, затем ходьба, которая открывает перед ним мир в новом свете, с новыми границами доступного. Действия с предметами обеспечивают ребенка новыми средствами для исследования окружающего мира. А новые границы стимулируют интерес у ребенка, повышая его моторную активность. Образуется закономерность — развитие в области моторики, поддерживает когнитивное развитие, и наоборот.

Когнитивное (познавательное) развитие

К трем месяцам ребенок знакомится с причиной и следствием, выясняет, что может заставить то или иное событие произойти. Определенное действие вызывает определенное последствие: «Я ударяю по карусели рукой или ногой — она начинает двигаться», «Я трясу погремушку — она гремит». Ребенок «записывает» эти модели причины-следствия в свой активно развивающийся мозг и начинает вносить в эти модели правки, чтобы повысить их эффективность. Например, к этому времени ребенок научился плакать так, чтобы наиболее эффективно донести свою потребность до взрослого.

С разнообразными свойствами предметов: формой, текстурой, величиной, весом и пр. — младенец знакомится в процессе манипулирования. Предмет «учит» руку подстраиваться под его свойства, а глаз «учится» у руки. Поэтому изменение положения пальцев в тот момент, когда рука ребенка тянется к предмету, может служить хорошим показателем ориентировки в форме и величине. Но не только благодаря рукам ребенок познает предметы. Многие из них он пробует ртом, в котором находится, большое количество рецепторов.

Ребенок играет с предметами

Манипулирование с предметами приводит к открытию в предметах все новых и новых свойств: звучание, мягкость, твердость, сжимаемость, устойчивость и пр. Переход к манипулированию двумя руками также открывает новые свойства: расчленяемость на части, нахождение одного предмета в, над или под другим предметом и т.д. Все эти свойства ребенок «знает» лишь в тот момент, когда действует с предметами. Он исследует предметы и через них познает реальность. Получаемые при манипулировании знания о свойствах предметов являются основой для мышления. Со временем предмет начинает выступать для ребенка как нечто постоянно существующее, имеющее неизменные свойства. И в 8–9 месяцев ребенок уже понимает, что предмет, исчезнувший из поля зрения, не перестал существовать, а просто находится в другом месте. Это относится не только к предметам, но и к родителям. Теперь, когда вы уходите, ребенок понимает, что вы обязательно вернетесь, и уже меньше боится вас потерять. Голос из соседней комнаты, может успокоить его.

Также в этот период ребенок начинает замечать и понимать не только прямые, но и косвенные результаты своих действий — например, потянув за веревочку, можно притянуть привязанную к ней машинку, нажав на кнопку, можно включить или выключить свет, при помощи пульта переключать каналы в телевизоре. Ребенок начинает понимать и выделять свои действия, что дает ему возможность изображать их. Так, например, он может изобразить что ест, пьет, спит «понарошку», т.е. в символической форме представить знакомые ему действия. В течение следующих месяцев количество и разнообразие таких действий стремительно увеличивается, что говорит об активном развитии мыслительных способностей ребенка.

К 6 месяцам, ребенок начинает все лучше распознавать и идентифицировать свои чувства. Например, он начинает понимать разницу между чувством голода и одиночества. И пытается передать вам этот сигнал, что он хочет покушать или он хочет объятий. Но он не только передает сигнал. Он уже считывает, насколько точно передал его, смогли ли вы понять его просьбу.

Активно воздействие на мышление ребенка оказывают прогулки (новая среда), и конечно же, взаимодействие с другими людьми.

Социальный контакт

С первых месяцев ребенок выделяет и узнает свою маму, при этом беспокоится при ее уходе. Со второго месяца ребенок начинает более активно приступать к общению, так как проводит больше времени в бодрствование. Младенец настойчиво ищет визуальный контакт, дольше смотрит на лица родителей. Улыбка становится способом коммуникации, он чаще улыбается и издает призывные звуки, машет ручками («комплекс оживления»). Блуждание взгляда по лицу переходит в более внимательное и сосредоточенное изучение. Ребенок все активнее копирует мимику родителей. Движения губ и языка становятся более осознанными, что говорит о постепенном зарождение речи.

В 4 месяца при приближении незнакомого взрослого, ребенок настораживается и внимательно всматривается в его лицо, широко открывает глаза, притормаживает движения, иногда возникает реакция страха. В 6–8 месяцев различает людей на «своих» и «чужих». При встрече с незнакомым взрослым появляется смущение, скованность. В то время как близкие взрослые воспринимаются спокойно и в зависимости от ситуации вызывают широкую гамму эмоций (восторг при встрече, огорчение при уходе, радость во время игры, гнев и обиду при запретах). Большинство психологов видят в боязни чужих и страхе отделения — признак интеллектуального развития младенца. Тревога объясняется тем, что младенец осознает: присутствие близкого ему человека означает для него безопасность и вызывает опасение, если их нет.

В первом полугодии младенцы одинаково реагируют на положительные и отрицательные воздействия взрослых, в обоих случаях проявляя положительные эмоции. Во втором полугодии картина резко меняется, дети хорошо различают положительные и отрицательные воздействия взрослых и по-разному реагируют на них: при порицании или осуждении со стороны взрослых у них начинают преобладать негативные проявления — малыши обижаются, отворачиваются, плачут. Из-за этого отношение к каждому взрослому становится избирательным.

Моторные достижения оказывают мощное воздействие на взаимоотношения с окружающими взрослыми. Например, протягивание ручек к игрушке, позволяет младенцу передать взрослому сообщение «я хочу этот предмет», и взрослый дает его или помогает достать до него.

Характер отношений ребенка с взрослыми, и в первую очередь с матерью, определяет, как будет складываться все дальнейшее его развитие. Если на потребности ребенка реагируют, на его плач приходят, с ним разговаривают, эмоционально и физически взаимодействуют, играют, к нему доброжелательно и нежно относятся, то такой ребенок становится открытым миру, он доверяет ему и доверяет взрослым, он ощущает себя в безопасности. Присутствие и эмоциональная поддержка матери, позволяют ребенку развернуть познавательную активность. Он чувствует себя защищенным и уверен, что мать всегда придет к нему на помощь. В дальнейшем чувство доверия к миру и безопасности в нем, станет внутренним достоянием ребенка, и физическое присутствие матери в новой ситуации станет уже необязательным. Надежная, эмоциональная привязанность младенца к матери в первый год жизни, закладывает в нем любознательность, самостоятельность, уверенность в себе, открытость миру и активную познавательную позицию.

Подробно про становление речи в период младенчества

Достижения первого года жизни, можно разделить на 4 условных периода. Стоит отметить, что данные характеристики развития условны, и могут проявляться чуть раньше или позже. Развитие одних умений не зависит от развития других, например, некоторые дети начинают раньше ходить, но позже говорить.

Подробное о том, как развивать ребенка до года.

Конец третьего месяца жизни, ребенок:

– Узнает внешность и голос родителей

– Улыбается, увидев знакомые ему лица и проявляет интерес к лицам других людей

– Интересуется визуальными образами

– Тянется руками к предметам

– Лучше контролирует движение головой

– Спит дольше и более спокойным сном

Конец шестого месяца жизни:

– Ищет глазами источник звука

– Может сфокусировать взгляд на маленьких объектах

– Все чаще пользуется руками, хватает предметы

– Тянет руки и игрушки в рот

– Учится переворачиваться и сидеть

– Познает причинно-следственные связи и свойства предметов

– Различает людей на «своих» и «чужих», по разному реагируя на них и их действия

– Гулит и повторяет простые звуки, издаваемые родителями

– Может оставаться один и играть в одиночку без плача

Конец девятого месяца жизни:

– Ищет предметы, когда они пропадают из зоны видимости

– Манипулирует различными предметами и пытается понять их устройство

– Берет мелкие предметы двумя пальцами

– Сидит. Учится ползать; вставать, держась за опору

– Активный лепет, пытается имитировать слова

– Знает свое имя

Конец двенадцатого месяца жизни:

– Ищет и показывает некоторые объекты, если их назвать

– Указывает куда хочет пойти, или получить определенный предмет

– Может идти на звук вашего голоса, если вы в другой комнате

– Реагирует на «нет» и «нельзя», понимает некоторые словесные инструкции

– Произносит до нескольких десятков лепетных слов

– Ходит и карабкается без поддержки

Принято считать, что период младенчества заканчивается с приходом Кризиса одного года.

Источник