Программу обследования ребенка с проблемами развития

        Проблема психологической диагностики и сопровождения детей – инвалидов является предметом исследования многих специалистов. Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, общении, обучении, трудностями в самообслуживании. Освоению детьми инвалидами социального опыта, вхождению их в систему общественных отношений помогают специальные центры по реабилитации, специальные программы, учебные заведения.

        Цель психолого-педагогического сопровождения семьи – помочь детям с ограниченными возможностями найти свое место в жизни, занять активную жизненную позицию, сформировав и укрепив определенные навыки здоровой жизнедеятельности. Цель диагностической работы – это выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-педагогической помощи.

Пояснительная записка:

         В наше время диагностика необходима для полноценной работы психолога с детьми. В разных жизненных сферах и видах деятельности возникают практические задачи, успешность решения которых зависит от учета индивидуальных или групповых психологических особенностей детей. Так, в практике проведения реабилитационной работы необходимо выявление психологических особенностей детей для осуществления индивидуального подхода к ним. Создание нормального социально-психологического климата зачастую невозможно без анализа личностных качеств. Учет индивидуально-психологических особенностей детей необходим для повышения эффективности психологической деятельности.

       В психологической помощи нуждаются индивиды, оказавшиеся в ситуации объективного или субъективного неблагополучия (т. е. переживания недовольства собой, окружающими, своими отношениями с ними, оказавшись в трудной жизненной ситуации, жизнью в целом).

      Таким образом, в работе психолога психодиагностика занимает важнейшее место. Любые совет, консультация, рекомендация возможны только при предварительном анализе личности консультируемого в свете тех проблем, которые его волнуют. Не менее важна психологическая диагностика и для успешности других видов практической помощи — психотерапии, тренинговых воздействий, коррекционно-развивающей работы и др. Вся работа психолога должна быть индивидуализирована, т. е. опираться на всесторонний и глубокий анализ личности и индивидуальных особенностей клиента.

Срок реализации программы:

– первичная диагностика – в течение 4 занятий с момента зачисления в центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов;

– вторичная (уточняющая) диагностика – в период срока реабилитации в центре (4 занятия);

– итоговая диагностика– по завершению программы реабилитации

 (4 занятия).

Целевая группа: программа рассчитана на детей с ОВЗ в возрасте от 5 до 15 лет и их родителей (законных представителей).

Цель программы: психологическое изучение несовершеннолетнего, выявление его индивидуально-психологических особенностей, особенностей взаимодействия ребенка с окружающими людьми, изучение  взаимоотношений в семье.

Задачи:

– определение уровня развития познавательных процессов несовершеннолетних;

– выявление стиля воспитания ребенка, сложности в воспитании;

– определение личностных особенностей, эмоционального состояния несовершеннолетнего;

– определение межличностных отношений несовершеннолетнего в семье;

– оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам, оценка эмоционального отношения к сверстникам;

– изучение общих способностей, вербально – логического мышления, определение объема внимания и его концентрации, особенности памяти, определение понимания логических связей и отношений между понятиями;

– уровень самооценки, тревожности, агрессивности, мотивация учения, процесс адаптации ребенка в социуме;

– оценка общей осведомленности и запас бытовых и социально – средовых знаний и навыков;

        Для того чтобы результаты диагностики не были искажены, психологу нужно принимать во внимание:

– физическое развитие и состояние ребенка;

– психофизиологические особенности его возраста;

– динамику физического развития (анамнез);

– состояние слуха, зрения;

– особенности развития двигательной сферы;

– нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений; параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);

– координацию движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезии, навязчивых движений);

– особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, переключаемость, усидчивость, темп работы; увеличение количества ошибок к концу занятия или при однообразных видах деятельности; жалобы на головную боль).

Этапы реализации программы.

• подготовка к диагностической процедуре;

• проведение психологической диагностики;

• анализ результатов.

Ожидаемые результаты: – определение уровня развития познавательных процессов несовершеннолетних;

– выявление стиля воспитания ребенка, сложности в воспитании;

– определение личностных особенностей, эмоционального состояния несовершеннолетнего;

– определение межличностных отношений несовершеннолетнего в семье;

– оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам, оценка эмоционального отношения к сверстникам;

– изучение общих способностей, вербально – логического мышления, определение объема внимания  и его концентрации, особенности памяти, определение понимания логических связей и отношений между понятиями;

– уровень самооценки, тревожности, агрессивности, мотивация учения, процесс адаптации ребенка к школе;

– оценка общей осведомленности и запас бытовых и социально – средовых знаний и навыков;

Содержание программы:

Ι этап: Подготовительный.

– сбор данных о несовершеннолетнем, его семье и ближайшем окружении;

– изучение личного дела;

– подбор диагностических методик.

ΙΙ этап: Диагностический.

1 блок: Социальная ситуация развития.

Цель: психологическое изучение несовершеннолетнего, выявление его индивидуально – психологических особенностей, особенностей взаимодействия ребенка с окружающими людьми, изучение взаимоотношений в семье.

1.1. Сфера воспитания:

Цель: выявление стиля семейного воспитания ребенка, сложности в воспитании.

Диагностируемые параметры

Возраст несовершеннолетнего

Методики

Тип семейного воспитания

(эмоциональная близость, взаимоотношения между членами семьи, слепое обожание, заботливость, равноправие, отчуждённость, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность и т.д.).  

Родительское отношение

Сложности в воспитании

Взрослым

Взрослым

Взрослым

«Стиль семейного воспитания»

Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)

Анкета для родителей «Проблемы поведения в школьном возрасте»

1.2. Межличностное взаимодействие:

Цель: оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам, оценка эмоционального отношения к сверстникам.

Диагностируемые параметры

Возраст несовершеннолетнего

Методики

Взаимоотношения ребенка с взрослыми, членами семьи.

Взаимоотношения со сверстниками

От 7 лет до 15лет

От 7 лет до 15 лет

Цветовой тест Люшера

«Рисунок семьи»

Цветовой тест Люшера

Цветовой тест отношений

2 блок: Изучение индивидуальных особенностей личности несовершеннолетнего.

Цель: психологическое изучение несовершеннолетнего, выявление его индивидуально – психологических особенностей.

2.1.Интеллектуальная сфера, познавательные процессы:

Цель: изучение общих способностей, вербально – логического мышления, определение объема внимания  и его концентрации, особенности памяти, определение понимания логических связей и отношений между понятиями.

Диагностируемые параметры

Возраст несовершеннолетнего

Методики

Мышление

Внимание

Память

Интеллектуальные особенности

Особенности восприятия

От 5 лет до 10лет

От 6 лет до 14 лет

От 5 лет до 15 лет

От 5 лет до 15 лет

От 5 лет до 15 лет

От 7 лет до 15 лет

От 5 лет до10 лет

От 8 лет

Методика «Исключение слов»; сюжетно-логические задачи.

Методика  «Простые аналогии».

Методика «Исключение лишнего»

Методика «Корректурная проба»

«Графический узор»

«Тест Пьерона-Рузера»  «Лабиринт»

Методика «10 слов» ( А.Р. Лурия)

«Определение типа памяти»

«Нарисуй человека»

«7 типов интеллекта»

«Узнай фигуры»

«Почтовый ящик»

«Домик»

2.2. Эмоционально-личностные характеристики:

Цель: уровень самооценки, тревожности, агрессивности, мотивация учения, процесс адаптации ребенка к школе.

Диагностируемые параметры

Возраст несовершеннолетнего

Методики

Самооценка

Тревожность

Эмоциональное состояние

Интересы

Мотивация

Поведение (агрессивность, произвольность)

Потребности

Особенности адаптации к школе.

7 лет

От 11 лет до 14 лет

От 15 лет

От 7 лет до 10 лет

От 11 лет до 15 лет

От 7 лет до 15 лет.

От 11 до 15 лет

От 7 лет до 10 лет

От 11 лет до 14 лет

От 15 лет

От 7 лет до 10 лет

От 7 лет до 15 лет

От 7 лет до 15 лет

От 7 лет до 10лет

Тест “Лесенка” (В.Г. Щур)

«Дом Дерево Человек»

Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Казанцевой Г.Н.)

Методика «Изучение самооценки личности старшеклассника»

Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан)

Шкала личностной тревожности

(А. М. Прихожан)

Цветовой тест Люшера

Анкета «Мои интересы»

Тест А.Л. Венгера

«Мотивационная готовность» (для уч.1 кл.). Опросник «Учебная мотивация школьников»

Методика «Учебная мотивация»  (Н.В Елфимова)

Методика “Мотивация учебной деятельности: уровни и типы»

( Домбровская И.С.)

Тест «Уровень агрессивности ребенка»  (для родителей учащихся начальной школы) «Кактус», «Несуществующее животное»

Тест эмоций (тест Басса -Дарки  в модификации Г.В.Резапкиной)

Опросник   Р. Кеттела (уточняющая)

Методика изучения потребности общения и потребности достижения

Методика Нежновой «Беседа о школе», проективная методика «Школа зверей»

2.3. Общая осведомленность и запас бытовых и социально-средовых знаний и навыков.

Цель: оценка общей осведомленности и запас бытовых и социально-средовых знаний и навыков.

Диагностируемые параметры

Возраст несовершеннолетнего

Методики

 Общая осведомленность и запас бытовых и социально-средовых знаний и навыков

От 5 лет до 10 лет

Общая ориентация детей  в окружающем мире и запас бытовых знаний

3.2. Нарушения в поведении

Цель: выявление нарушений в поведении.

Диагностируемые параметры

Возраст несовершеннолетнего

Методики

Нарушение поведения

От 12 лет до 15 лет

1. Проективные методики;

2. Опросник Шмишека;

3. 16 – факторный тест Кеттела;

ΙΙΙ этап: Аналитический

Цель: анализ диагностических данных.

  1. Интерпретация данных;
  2. Анализ данных;
  3. На основе данных анализа, психолог делает вывод  о том, как строить дальнейшую реабилитационную деятельность, как детьми, так и с их родителями.

Для итоговой диагностики используются те же методики, которые применялись при первичной диагностике.

Список литературы:

1. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития- М.: Школьная Пресса,2006.

2. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития.Изд. 2-е испр./ Н.Л.Белопольская –

М: Когито-центр, 2009.

3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.,1997.

4. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе/ М.Р. Битянова,

Т.З. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. – М.: Издательство «Совершенство»,1998.

5. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты М.: Владос, 2003

6.Венгер А.Л. Психологическая готовность к обучению в школе / Венгер А.Л.// Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника.- М.,1985. С. 27-39.

7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И.Гуткина.-М.; Комтекс-Центр, 1993.

8. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под. Ред. Шевченко. М.: АРКТИ, 2001.

9. Егорова Т.В.  Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М., 1973

10. Екжанова Е.А. Методика исследования готовности  к школьному обучению и технология ее применения. М., Министерство образования и науки РФ, 2012.

11. Ильина М.Н. Подготовка к школе (развивающие упражнения и тесты). СПб., 1998.

12. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. СПб., 1997.

13. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. СПб., 2006.

14. Психолого – педагогическая диагностика/ под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной – М. : Академия, 2003.

15. Психолого- педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / под ред. Е.А. Стребелевой – М.

16. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.,2000.

17. Семенович А.В., Умрихин С.О. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. Методические рекомендации к нейропсихологической диагностике. М., 1998.

18. Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Психолого-педагогическая  диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева,  Г.А. Мишина. – М. : Владос, 2008.

19. Эльконин Д.Б. Психолого-педагогическая диагностика: проблемы и задачи// Психодиагностика в школе. Таллин.1980.

Санкт- Петербургское государственное бюджетное учреждение социального                         обслуживания населения

«Центр социальной реабилитации инвалидов и детей – инвалидов Пушкинского района»

Программа психологической диагностики детей дошкольного и школьного возраста

СПб ГБУ СОН «ЦСРИиДИ Пушкинского района»

Социально-реабилитационное отделение

Возраст от 5 до 15 лет

Срок реализации 12 занятий

Составитель:

Берлянчик О.С.

Должность: психолог

Санкт-Петербург

2017

Источник

КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ

ФИО ребенка ____________________________________________________

Дата рождения____________________________________________________

Возраст на момент обследования ____________________________________

Оценка общего психического развития

1 Цветовой гнозис (4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый); сличает, выбирает по названию, самостоятельно называет (подчеркнуть).

2. Различение форм (шарик, кубик, кирпичик, крыша): сличает, выбирает по названию, самостоятельно называет (подчеркнуть).

3. Предметный гнозис (игрушки, мебель, одежда, посуда – всего 12 картинок): называет/показывает по слову знакомые предметы в количестве , использует/понимает обобщающие слова (вписать).

4. Мышление и способы деятельности:

• выбор по образцу — парные картинки (из 6 пар): самостоятельно выбирает, с помощью педагога, не выполнил задание (подчеркнуть);

• разрезные картинки из двух частей: самостоятельно выполнил, выполнил с помощью, не выполнил (подчеркнуть);

• пирамидка из 4 колец: самостоятельно собрал, собрал с помощью, не выполнил (подчеркнуть);

• матрешка (двусоставная); самостоятельно собрал, собрал с помощью, не выполнил (подчеркнуть);

• вкладыши (7 чашек): самостоятельно собрал, собрал с помощью, не выполнил (подчеркнуть).

5. Зрительно-эмоциональная память (одна игрушка и три одинаковых домика, 10 секунд закрыть): правильно указал домик с первого раза, правильно указал домик после повтора инструкции, не выполнил задание (подчеркнуть).

6. Произвольное внимание (6 рядов по 5 клеток, всего 30 клеток, в каждой нарисован предмет в свободном порядке — цветок и мишка Ребенка просят закрыть только цветы- или, только мишек)-, самостоятельно без ошибок выполнил, выполнил с ошибками, инструкцию не понял (подчеркнуть).

Вывод о психическом развитии: соответствует возрасту, наблюдаются признаки несоответствия возрасту, выраженное несоответствие возрасту {подчеркнуть).

                                Оценка игровой деятельности

Действия с игрушкой: адекватные, неадекватные (подчеркнуть),

Игровые действия: манипуляции, процессуальные, элементы замысла, сюжетная игра, или отсутствуют (подчеркнуть).

Вывод о развитии игровой деятельности соответствует возрасту, признаки несоответствия возрасту, выраженное несоответствие возрасту (подчеркнуть)

                               Оценка двигательной сферы

Общая моторика (собрать двумя руками кубики): собирает двумя руками, собирает преимущественно одной рукой, не выполнил заданное (подчеркнуть).

Движения пальцев рук (повторить штрихи и круги): повторил самостоятельно, рисовал с помощью, рисовал что хотел без опоры на образец, отказался от выполнения задания (подчеркнуть).

Вывод о развитии двигательной сферы: соответствует возрасту есть признаки несоответствия: возрасту выраженное несоответствие возрасту (подчеркнуть).

                Эмоционально-волевая и коммуникативная сферы

Контактность: быстрый контакт, поверхностный, с трудом, уходит от контакта, протест (подчеркнуть). Фон настроения: нормальный, несколько повышен/снижен, контрастирующий (подчеркнуть). Реакция на поощрение и наказание: адекватная, неадекватная, с повышением/понижением результативности работы, отсутствие реакции, агрессия на порицание, отказ от деятельности при порицании, дезорганизация деятельности (подчеркнуть).

Вывод о развитии эмоционально-волевой и коммуникативной сфер: соответствует возрасту, признаки несоответствия возрасту, выраженное несоответствие возрасту (подчеркнуть).

                                  Оценка речевой сферы

Пассивный словарь: соответствует/не соответствует возрасту (подчеркнуть).

Логопедический диагноз____________________________________________

                              Особенности нервной системы

Функциональная асимметрия (подчеркнуть):

• предпочитаемая рука: правая, левая, нет предпочтения;

• нога: правая, левая, нет предпочтения;

• ухо: правое, левое, нет предпочтения;

• глаз: правый, левый, нет предпочтения.

Скоростные характеристики деятельности (подчеркнуть):

• возбудимость;

• медлительность;

• застреваемость;

• другое (вписать).

Примечание. Особенности поведения в ходе исследования (вписать),

Заключение

Психолого-педагогические показатели развития ребенка соответствуют возрасту, имеются признаки несоответствия возрасту, выраженно не соответствуют возрасту (подчеркнуть).

Егор Д. Средний балл 1,3 — выраженное несоответствие интеллектуального развития возрастным нормативам. Поэтому можно заключить, что речевое недоразвитие вторично в силу первичной интеллектуально недостаточности.

Андрей К. Средний балл 2,4 — соответствие интеллектуального развития возрастным нормативам. Поэтому можно заключить, что речевое недоразвитие первично.

Источник

Психолого-педагогическое обследование детей с проблемами в развитии.

Психолого-педагогическое обследование детей с проблемами в развитии охватывает не только речевую, интеллектуальную, познавательную деятельность, но и поведение, эмоции, уровень овладения навыками, а также состояние зрения, слуха, двигательной сферы.

Сведения о соматическом состоянии ребёнка, о состоянии его нервной системы, о возможной наследственной природе нарушений не менее важны при диагностике и определении путей коррекционного воздействия.

Логопедическое обследование является органической частью комплексного подхода к всестороннему обследованию ребёнка. Это позволяет строить коррекционную работу не как простую тренировку речевых умений, а как целостную систему, органически вписывающуюся в повседневную деятельность ребёнка.

Психолого-педагогическое обследование предполагает выявление потенциальных возможностей, «зоны его ближайшего развития». Сформулированный Л.С. Выготским принцип «сверху вниз» ставит в центр внимания «завтрашний день развития», в качестве основного содержания коррекционной работы считает создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребёнка.

Диагностика основных компонентов обучаемости: восприимчивости к помощи, способности к логическому переносу, активности в решении поставленных задач позволяет не только определить структуру речевого дефекта, его этиологию, но и выбрать оптимальную коррекционную методику, дать вероятностный прогноз.

Обследованию предшествует знакомство педагога с данными анамнеза относительно развития ребёнка, начиная с первых месяцев жизни. Известно, что различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном развитии,

так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребёнка могут приводить к отставанию в развитии. При оценке анамнеза важно обратить  внимание на наследственную патологию в семье.

Наблюдая свободную игру и деятельность ребёнка нужно обратить внимание на особенности поведения ребёнка, развития его моторики и речи, отметить устойчивость походки, специфику манипулятивной деятельности рук, наличие насильственных движений, оценив ведущую руку.

Особое внимание следует обратить на особенности эмоционально-волевой сферы, контактность. При этом отмечают как быстро ребёнок устанавливает контакт со взрослым, смотрит ли ему в лицо, насколько адекватны его мимика, жесты, поведение.

Обращается также внимание на повышенную истощаемость и пресыщаемость ребёнка  в процессе спонтанной игровой деятельности, оцениваются реакции на одобрение и замечание.

При любых нарушениях речи необходимо выяснить, знает ли ребёнок о своём дефекте, как на него реагирует, испытывает ли трудности в общении с окружающими, охотно ли вступает в контакт, как ведёт себя дома (коммуникабельный, ласковый, замкнутый, беспокойный, конфликтный). Важно также знать умеет ли ребёнок играть, насколько он при этом усидчив, целенаправлен, может ли организовать творческую игру.

Задачей обследования детей является оценка качественных особенностей структуры ведущего дефекта и осложняющих его нарушений. Для решения этой задачи большое значение имеет метод «педагогического анализа», при котором ведущее значение придаётся качественному анализу самого процесса выполнения задания и выяснения причин, определяющих трудность его выполнения.

Так ребёнок может не владеть устной речью, или не вступать в речевой контакт за счёт негативизма; в силу двигательных расстройств  он может и не иметь никакой возможности для манипулирования с предметами; он может иметь трудности контакта за счёт выраженности эмоционально-поведенческих расстройств различного генеза.

С помощью специально подобранных методик, по чётко разработанному плану проводится оценка восприятия, памяти, функции активного внимания, всех видах гнозиса, пространственных представлений, произвольной регуляции  деятельности, всех видов мышления: наглядно-образного, действенного, словесно-логического, речевой функции.

При оценки уровня сформированности познавательной деятельности выявляется объём знаний и представлений об окружающем с учётом возраста. Отмечает уровень понимания обращённой речи. Обследуется возможность ребёнка действовать по подражанию и по образцу. Особенно важное значение придаётся оценке сформированности функции обобщения, обследуется возможность группировки предметов по цвету, форме, величине.

При выполнении тех или иных заданий педагог оказывает ребёнку определённую помощь и отмечает, принимает ли он эту помощь и переносит ли он усвоенный способ действия в новые задания. Важное значение имеет дифференциация видов помощи, оказываемой ребёнку. Так эта помощь может иметь лишь стимулирующий характер, либо требуется дополнительное объяснение, введение наглядности, непосредственное участие педагогов в выполении задания.

Психолого-педагогическое обследование включает оценку сформированности связной речи, её коммуникативной функции, возможности изменения формы существительного мужского и женского рода в пределах всех падежей единственного и множественного числа; возможности изменения глаголов по числам и лицам; оценку звукопроизношения и фонематического анализа. Важное значения имеет оценка различных форм монологической речи (пересказ, рассказ по картине, серии картин, рассказ-описание).

Важное значение имеет оценка развития мышления. Мыслительная деятельность представляет собой целостный процесс, включающий операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и систематизации. Важно оценить степень сформированности всех этих операций. Ребёнку предлагаются задания разбора и складывания пирамидки, задания с досками Сегена, «почтовый ящик» и др. Следующая серия заданий направлена на оценку вербально-логических форм мышления. Эти методики включают задания на сличение и различение понятий, вербальные аналогии и классификацию предметов. Кроме того предлагаются задания на исключения предметов, оценку понимания сюжетных картин, понимания рассказа со скрытым смыслом.

Таким образом на основе психолого-педагогической диагностики проводится дифференциация различных форм ЗПР, оцениваются интеллектуальные возможности детей с нарушениями речи, с детским аутизмом и др.

Учитель-логопед ГОУ детского сада компенсирующего вида №763 Давидюк Ирина Ананьевна.

Источник