Программу игр по коррекции психического развития ребенка
Игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений психического развития детей с отклонениями в развитии
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка…
Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе,
когда вырастет.
Поэтому воспитание будущего деятеля происходит
прежде всего в игре»
А. С. Макаренко.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. В этот период формируются основные психические процессы человека: внимание, память, мышление, речь, воображение, восприятие. В настоящее время имеет место быть проблема состояния здоровья детей дошкольного возраста. За последние годы возросло число дошкольников 5 – 6 лет, имеющих различные нарушения нервно – психического развития. Эти неблагоприятные процессы в значительной степени связаны с неудовлетворительным состоянием окружающей среды, деформацией семейных отношений, недостатками в работе лечебно – профилактических учреждений и др.
Известно, что дети с задержкой психического развития имеют разные физические возможности и характеризуются большой подвижностью, высокой реактивностью, неуравновешенностью. Движения их резки, быстры, часто бесцельны. Как правило, они хорошо выполняют простые упражнения, но избегают движений, требующих точности, сосредоточенности, сдержанности. Среди детей с ЗПР встречаются дети и с малой двигательной активностью, они вялы, пассивны, быстро утомляются.
Для того чтобы добиться эффективности в работе с детьми с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью, нужно включать в согласованную работу все анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный, кинестетический.
Игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений психического развития детей с отклонениями в развитии (в частности с ЗПР), которые можно использовать и в домашних условиях.
«Что изменилось»
Цель: развивать произвольное внимание.
На стол ставится три-четыре игрушки (затем количество увеличивается) и ребенку предлагают рассмотреть их в течение 10-15 секунд. Затем попросите отвернуться, а тем временем уберите одну игрушку или поменяйте их местами. Когда он повернется по вашему сигналу, спросите его, что же изменилось?
«Четвертый лишний»
Цель: развивать концентрацию, распределение внимания.
Ребенку предлагают 4 предмета: три из них из одной группы и один из другой (например: ложка, вилка, поварешка и книга). Можно заменить карточкой с изображениями предметов. Предложите ребенку внимательно посмотреть и найти, что здесь лишнее и почему?
«Нарисуй»
Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять указания взрослого.
Инструкция: Раскрась шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был рядом с красным. (на листе бумаги нарисовать схематически четыре шарика, один из них большой).
«Картинки»
Цель: развивать зрительную память (кратковременную и долговременную).
Инструкция: Сейчас я вам буду показывать десять картинок, на каждой из которых изображен знакомый вам предмет(время показа 1-2секунды). А теперь назовите предметы которые вы запомнили. Порядок значения не имеет.
«Игра в слова»
Цель: развитие слуховой памяти.
Инструкция:
– Я назову несколько слов, а вы их запомните: стол, заяц, слон, шкаф, волк, диван….Попросить повторить через 15-20 секунд.
Аналогично можно провести упражнение на запоминание фраз. В этом случае развивается еще и смысловая память. Например:
– мальчик устал
– девочка плачет
– папа читает
– мама готовит
– бабушка отдыхает
«Угадай, что я загадал?»
Цель: развивать образную память, речь.
Вы описываете любой предмет из окружения ребенка. Задача ребенка определить этот предмет. Например: этот предмет большой, мягкий, удобный, со спинкой и подлокотниками. Что это? Затем пусть ребенок загадает вам свой предмет.
Игра: « Что сначала, что потом?»
Цель: Развитие временных представлений и ориентировки в пространстве.
1) Покажи – развитие пассивного словаря.
2) Назови – развитие активного словаря.
Примерные вопросы:
– Какое время года недавно закончилось?
– Какое время года сейчас?
– После, какого времени года приходит весна?
– С какого времени начинается год?
Игра: « Чудесный мешочек» или «Узнай на ощупь ».
Цель: Развитие тактильных ощущений.
1.Детям предлагается узнать предмет на ощупь и назвать её.
2. Найти цифры по заданию (только1).
Игра: « Составь фигуру»
Цель: Развитие целостного восприятия.
Детям предлагается составить и назвать геометрическую фигуру (круг, квадрат, овал, прямоугольник) из 2,4,6,8 частей.
Игра: « Узнай фигуру».
Цель: Закрепление формы, цвета, размера.
Перед ребёнком выкладываются разные геометрические фигуры.
Родители описывают одну из фигур по форме, размеру, цвету. Ребёнку необходимо узнать её из других фигур и назвать. Можно произвести смену ролей, когда ребёнок называет, а родители угадывают.
Игра: « Большие, маленькие, одинаковые»
Цель: Развитие зрительного восприятия, отличие фигур по размеру.
Детям предлагается найти геометрические фигуры по размеру.
1. Найти все большие фигуры.
2. Найти все маленькие фигуры.
3.Найти одинаковые фигуры.
Игра: « Подбери пару»
Цель: Соотнесение размера
Перед ребёнком набор одноимённых предметов разного размера (листья, шишки, жёлуди и т. д.)
1. Выбрать большой и маленький предметы и объяснить.
2. Подобрать к большому и маленькому предметам одинаковые предметы по размеру.
Игра: « Что сверху, а что снизу?»
Цель: Ориентировка в окружающем пространстве, умение определять «верх», «низ» на плоскости, на листе бумаги.
Перед ребёнком картинки разных предметов (солнце, облако, птица, цветы, деревья, грибы и т. д.)
1. Выбери предметы, которые должны находиться вверху. 2. Найди предметы, которые должны находиться внизу.
3. Расположи картинки на столе (на листе) вверху и внизу.
Игра: « Выполни, не ошибись»
Цель: Ориентировка в пространстве по инструкции. Построение предложений с предлогами и наречиями.
Родители выставляют перед детьми игрушки, предлагая выполнить соответствующие инструкции без ошибок.
Например: Поставь зайца после машины. Мишку поставь между машиной и куклой. ( Слева, справа, за, перед, около)
Источник
Комплексная психокоррекционная программа с ребенком с ЗПР.
Психокоррекционная программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и нацелена на коррекцию и общее развитие ребенка. Программа состоит из пяти занятий, продолжительность каждого занятия 30 минут. Данная коррекционная программа включает игры и упражнения, направленные на коррекцию общего психического развития детей дошкольного возраста с ЗПР. Каждое занятие состоит из 3 развивающих игр и 2 коррекционных упражнений. Занятия проводятся в первой половине дня, 2 – 3 раза в неделю. Программа рассчитана на 2 недели.
Цель программы: преодоление отставания детей с ЗПР в познавательном развитии. Формирование основных психических процессов и функций. Формирование у ребенка с ЗПР аналитико-синтетической умственной деятельности, коррекция эмоционально-волевой сферы. Формирование целенаправленной деятельности, навыков планирования и контроля. Подготовка ребенка с ЗПР к школьному обучению. Развитие всех сторон речи ребенка.
Программа предполагает работу с группой из 4 – 5 человек. Занятия проводятся в отдельном просторном помещении.
Содержание программы:
Занятие 1.
1) Игра «Разрезные картинки».
2) Упражнение «Запомни узор».
3) Игра «Фотоаппараты». 4) Упражнение «Постройте дорожку».
5) Игра «Найди отличия».
Занятие 2.
1) Игра «Куда идет ежик?»
2) Упражнение «Цветоощущения».
3) Игра «Тренируем эмоции».
4) Упражнение «Несуществующее животное».
5) Игра «Кто как радуется».
Занятие 3.
1) Игра «Карлики и великаны».
2) Упражнение “Четыре стихии”.
3) Игра «Домик».
4) Упражнение «Ухо, горло, нос».
5) Игра «Наоборот».
Занятие 4.
1) Игра «Архитектор».
2) Упражнение «Колпак мой треугольный».
3) Игра «Стоп, хлоп, раз».
4) Упражнение «Что изменилось?»
5) Игра «Достань машинку».
Занятие 5.
1) Игра “Сочини предложение”.
2) Упражнение “Два круга”.
3) Игра “Путаница”. 4) Упражнение «Что бывает? Какое бывает?» 5) Игра «Выдели слово».
Занятие 1.
Цель: преодоление отставания в познавательном развитии.
Ход занятия:
1) Игра «Разрезные картинки». Ребенку предлагается собрать сюжетную картинку из четырех составных частей. (Приложение 1.)
2) Упражнение «Запомни узор».
Ребенку предлагается образец с узором, состоящим из геометрических фигур. Просят внимательно рассмотреть все детали узора и зарисовать. (Приложение 2.)
3) Игра «Фотоаппараты».
Детям на несколько секунд показывается карточка с любым изображением, должны как можно подробнее описать его. (Приложение 3.)
4) Упражнение «Постройте дорожку».
«…К нам в гости пришли белочка, зайчик, лисичка и медвежонок. У каждого своя тропинка:
у белочки — , у зайчика — , у лисички — , у мишки — .
Постройте каждому свою дорожку, выбрав из коробки с геометрическими фигурами: все шарики, все кубики, все уголочки и все овалы.
5) Игра «Найди отличия».
Предложите малышу взглянуть на картинку, где изображены два жирафа. На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть малыш постарается обнаружить различия. (Приложение 4.)
Занятие 2.
Цель: формирование основных психических процессов и функций, развитие творческих способностей, формирование аналитико-синтетического мышления, коррекция эмоционально-волевой сферы.
Ход занятия:
1) Игра «Куда идет ежик?»
Цель: развивать зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику пальцев рук, ориентировку на листе бумаги.
Оборудование: карточки с рисунками, фломастеры, карандаш или указка.
Ход игры:
1. Педагог раздает детям карточки и предлагает проследить с помощью указки, карандаша или пальца, куда же ведет каждая из трех дорожек. Ответы могут быть устные или письменные, могут складываться из разрезной азбуки. «Куда идет ежик по этой дорожке? К грибу. Что найдет ежик, если пойдет по этой дорожке? Ягоды». И т.п. Дети могут проследить, куда ведут дорожки, но уже не указкой, а зрительно, называют ответ.
2. Детям раздаются карточки, и дается задание типа: «Найди дорожку к яблоку». Ребенок должен проверить (зрительно или с помощью указки) дорожки и найти нужную. «Эта дорожка к яблоку». Дорожки могут быть пронумерованы. Могут быть обозначены как верхняя, средняя и нижняя.
3. Детям раздаются карточки, где дорожки не имеют цвета и дается задание: «Раскрась дорожку к яблоку, синим цветом» и т.п. Дети, таким образом, должны проследить, куда ведут дорожки, выбрать нужную и раскрасить ее заданным цветом. (Приложение 5.)
2) Упражнение «Цветоощущения».
Детям предлагается закрасить лист бумаги красками в зависимости от настроения и сочинить рассказ по данному рисунку.
3) Игра «Тренируем эмоции».
Педагог предлагает детям выполнить следующие задания: нахмуриться, как осенняя тучка; рассерженный человек; злая волшебница;
улыбнуться, как кот на солнышке; как само солнышко; как Буратино, как хитрая лиса; как радостный ребенок, и так, будто ты увидел чудо;
позлиться, как ребенок, у которого отняли игрушку; как два барана на мосту, которые злятся и не уступают друг другу, как человек, которого толкнули в транспорте или на улице;
испугаться, как ребенок, потерявшийся в лесу или на незнакомой улице; как заяц, увидевший волка; как котенок, на которого лает собака;
устать, как папа после работы; как человек, поднявший тяжелый груз; как муравей, который тащил большую веточку;
отдохнуть, как мама после работы; как ребенок, который много трудился, но помог маме; как лошадь, которая привезла большой груз.
4) Упражнение «Несуществующее животное».
Придумай и нарисуй необычное, несуществующее животное. После рисования детей просят описать животное и назвать его.
5) Игра «Кто как радуется».
Дети становятся в круг. Ведущий предлагает детям изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свой день рождения, при совместных прогулках с родителями или при походе в зоопарк, цирк.
Выразительные движения: объятия, улыбки, смех, радостные восклицания.
Занятие 3.
Цель: формирование целенаправленной деятельности, поведения ребенка, навыков планирования и контроля.
Ход занятия:
1) Игра «Карлики и великаны».
По команде «Карлики» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Воспитатель выполняет движения вместе со всеми. Команды даются в разбивку и в разном темпе.
2) Упражнение “Четыре стихии”.
Если вы произносите слово “земля”, ваш ребенок должен опустить руки вниз, если слово “вода” – вытянуть руки вперед, слово “воздух” – поднять руки вверх, слово “огонь” – произвести вращения руками в локтевых суставах.
3) Игра «Домик».
Ребенку предлагается, как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы предложить проверить, все ли верно. Может исправить, если заметит неточности.
Ошибками являются: неправильно изображенный элемент; правая и левая части забора оцениваются отдельно; замена одного элемента другим; отсутствие элемента; сильный перекос рисунка. (Приложение 6.)
4) Упражнение «Ухо, горло, нос».
Игроки становятся в шеренгу. Ведущий встает перед ними и говорит: “Каждый будет закрывать то, что буду называть”. Дети должны закрывать только те части лица, которые называет ведущий. Он начинает по очереди называть и закрывать ухо, горло, нос, но при этом специально путать игроков. Кто ошибается, тот выбывает из игры.
Выигрывает тот, кто остался последним. Ухо-нос». По команде «Ухо» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос» – за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки.
5) «Наоборот».
Вы показываете движения ребенку, а он повторяет эти движения (покрутить руками фонарики, потянуться, сделать вращательные движения головой.)
показывает обратные движения (если руки вверх, то дети должны опустить руки; голова вправо, дети должны наклонить влево.)
повторяет все кроме запрещенного, это движение надо выполнять наоборот (например, поднимать руку когда вы опускает ее).
Занятие 4.
Цель: психологическая адаптация, подготовка ребенка к школьному обучению.
Ход занятия:
1) Игра «Архитектор».
Вы – архитектор, ребенок – строитель. У обоих одинаковое число кубиков разных видов. Архитектор показывает с помощью своих кубиков, какое сооружение надо построить (лесенку, домик), строитель повторяет задание.
2) Упражнение «Колпак мой треугольный».
Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Фраза повторяется по второму кругу, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак», заменяют его жестом (например, два легких хлопка ладошкой по своей голове).
В следующем круге заменяются уже два слова: «колпак» и «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем круге играющие произносят на одно слово меньше, а показывают на одно больше. В конце игры дети изображают жестами всю фразу.
Если это трудно, фразу можно сократить.
3) Игра «Стоп, хлоп, раз».
Дети идут друг за другом. На сигнал «Стоп» все останавливаются, на сигнал «Хлоп» подпрыгивают, а на сигнал «Раз» поворачиваются кругом и идут в обратном направлении. Повторяется 2-3 раза.
4) Упражнение «Что изменилось?»
Перед ребёнком ставят 4 игрушки. Посчитайте: первый – мишка, второй – зайчик, кукла, собачка. Затем попросите малыша отвернуться и поменяйте две игрушки местами. Малыш должен угадать, что изменилось.
5) Игра «Достань машинку».
Для этой игры нужны заводная машинка и палка.
Педагог-психолог заводит машинку, и она как бы случайно заезжает под шкаф так, что ребенок не может достать ее рукой. Педагог-психолог просит ребенка достать машинку и поиграть с ней. Ребенок должен решить практическую задачу: использовать для этой цели палку, которой нет в его поле зрения (палка лежит на подоконнике).
Если ребенок пытается это сделать рукой, не надо его останавливать. Пусть убедится, что это невозможно. Затем педагог-психолог говорит: «Давай поищем то, что тебе поможет». При необходимости нужно указать на палку. В конце игры можно напомнить ребенку: «Надо всегда искать какой-либо предмет, который поможет достать игрушку».
Занятие 5.
Цель: развитие всех сторон речи.
Ход занятия:
1) Игра “Сочини предложение”.
Ведущий предлагает группе 2 картинки, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения. (Приложение 7.)
2) Упражнение “Два круга”.
Дети строятся в два круга – внешний (большой) и внутренний (3-4 человека).
Дети из большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим-взрослым и приговаривают: “Мы по кругу идем и с собою берем… сладкое”.
Игроки большого круга должны быстро назвать что-то сладкое, например сахар. Ребенок, первым назвавший предмет, становится во внутренний круг. Игра продолжается (“…с собою берем мягкое, жидкое, кислое, твердое” и т.д.). Последний ребенок, оставшийся в большом круге, должен выполнить какое-либо задание в наказание за нерасторопность.
3) Игра “Путаница”.
“Послушай внимательно стихотворение. Кто на дереве сидит? Кит. В океане кто плывет? Кот.
В огороде что растет? Рак. Под водою кто живет? Мак.
Перепутались слова! Я командую “раз-два” И приказываю вам. Всех расставить по местам”.
Спросите у ребенка: “Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?”
Вы можете немножко подсказать ребенку, но главное – подвести его к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова.
4) Упражнение «Что бывает? Какое бывает?» Количество игроков: любое
Дополнительно: мяч
Начните игру словами:
“Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…” и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную – с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твердым бывает…)
Или наоборот:
“Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… ” и так далее о других предметах или живых существах.
“А может мячик быть одновременно желтым и зеленым? А одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?”
Или так:
Что бывает круглое? Что бывает острое? Что бывает жидкое? Что бывает длинное? Что бывает пушистое? Что бывает твердое? Что бывает квадратное? Что бывает ароматное?
Что бывает синее? И так далее.
5) Игра «Выдели слово».
Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком. Л, Р, К и др.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР формирует позитивную эмоционально-волевую сферу, активизирует познавательное развитие, совершенствует навыки планирования и контроля, помогает развитию всех сторон речи.
Источник