Программа занятий по развитию одаренного ребенка

Программа

«Развитие творческих способностей детей 5-7 лет с предпосылками одарённости».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последние десятилетия человечество признало необходимость развития творческого потенциала подрастающего поколения. Но это оказалось не таким уж лёгким делом.

Прежде всего, отсутствует единство мнений по поводу того, что такое творчество и чем оно отличается от интеллекта.   Тем не менее, множество исследований в области творчества привели учёное сообщество к следующим выводам:

  1. Высокотворческие люди, в целом, имеют интеллект выше среднего, но высокоинтеллектуальные – не обязательно обладают высокой креативностью.
  2. Творчество представляется достаточно сложным процессом или даже совокупностью процессов, объединённых под единым названием. Эти процессы могут отличаться друг от друга как совершенно различные психологические феномены. Например, творческий подход к делу в бизнесе значительно отличается от творчества в искусстве.
  3. Все  люди в той или иной степени обладают способностью творчески мыслить.

Во-вторых, даже сегодня, когда разработаны и функционируют новые развивающие  образовательные программы для детей дошкольного возраста, всё же медленно меняется сам стиль обучения детей. По-прежнему детям предлагаются задачи, ответы к которым уже сформулированы в сознании самих учителей. И стиль учения предполагает наведение на «правильный ответ».  И таким образом, упор опять делается на развитие конвергентного (стереотипного) мышления, а творческое дивергентное мышление, более востребованное в действительности, остаётся несформированным, или, в силу природной одарённости, недостаточно развитым для полноценной реализации.

Программа для работы с детьми, имеющими предпосылки одарённости, составлена на основе «Курса развития творческого мышления»  для детей 5(6) – 8 лет (программа «Умное поколение», ГП «ИМАТОН»), разработанного Ю.Б. Гатановым по методу ДЖ. Гилфорда и ДЖ. Рензулли.

Исходя из приведённых выше выводов учёных, основная цель Курса и программы, на его основе заключается в том, чтобы научить ребёнка генерировать идеи, которые будут являться творческими для данного ребёнка на данном этапе его развития.

Программа позволяет  выявить ведущие предпочтения в интеллектуальной работе  у воспитанников и, в результате, эффективнее влиять на развитие способностей у детей.

Поскольку Курс не опирается на способность учащихся применять какой-либо учебный материал, то основное достоинство программы состоит в том, что каждый ребёнок может выполнить задания в соответствии со своей подготовкой и жизненным опытом. Это способствует повышению самооценки воспитанников и уверенности в себе и, следовательно, помогает детям с невысоким уровнем социализации, но имеющим высокий интеллектуальный потенциал.

Основные подходы и стратегии для работы по программе.

  1. «Мозговой штурм» и принцип «беглости».
  2. Принцип мягкого соревнования.
  3. Сотрудничество и кооперация.
  4. Принцип безоценочной деятельности.
  5. Принцип подкрепления.

 Наряду с ростом креативности мышления программа должна способствовать и росту интеллекта в целом, о чём можно судить по данным измерений с помощью тестов ДЖ. Равенна и Д. Векслера.

Психологические исследования подтверждают, что люди, которые систематически занимаются творческими упражнениями, могут использовать свои творческие способности для решения проблем в самых различных сферах жизни. И потому опыт творческого подхода к решению различных проблем поможет воспитанникам в их будущей жизни и, при соответствующей системе образования в дальнейшем, приведёт к созданию таких идей, которые возможно обогатят человеческую культуру.

ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Программа направлена на развитие не только отдельные творческие способности, но и в целом творческое мышление как психическую структуру.

Задачами, решение которых, позволит добиться желаемого  результата, являются:

– развитие беглости мышления – способность быстро генерировать поток идей, возможных решений и т.п.;

– развитие гибкости мышления – способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию с разных точек зрения;

– оригинальность мышления – это способность придумывать нестандартные, уникальные, необычные идеи и решения;

– способность к детальной разработке – это способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки.

Курс занятий по данной программе составлен из 36 уроков. В каждом уроке задания группируются по двум сериям: А и Б. Задания каждой серии, имеющие одинаковые номер, относятся к одному типу, развивают одни и те же творческие способности, но отличаются содержанием основного задания.  Использую тот факт, что задания серии А и задания серии Б  не рекомендуется выполнять на одном или двух последовательных уроках, то следуя принципу подкрепления, задания серии А включены в первую  часть программы – для воспитанников старшей группы (5- 6 лет) – 18 занятий, а задания серии В – во вторую часть программы – для воспитанников подготовительной к школе группы (6-7 лет) – 18 занятий.  

Читайте также:  Развитие у ребенка быстроты мышления

Следуя тому же принципу, в программу каждого из указанных возрастов включены занятия в сенсорной комнате (по 18 занятий), направленные на развитие  регуляторных функций организма  и эмоциональной сферы ребёнка, а так же когнитивных процессов(память, внимание, воображение) и моторики  через  сенсорное восприятие им окружающего мира.  Таким образом,  обе части программа каждой группы воспитанников составляет 36 занятий в год, по два занятия в неделю.

Введение в программу занятий в сенсорной комнате позволяет не только укрепить нервно-психическое здоровье детей, но и при необходимости варьировать количество занятий в целом, с учётом различных нюансов жизни дошкольного учреждения (праздники, актированные дни, отсутствие детей по уважительным причинам и т.д.), не нанося ущерба  основным интеллектуальным занятиям курса.

Упражнения и задания Курса классифицируются следующим образом:

  1. соответственно выделенным творческим способностям;
  2. согласно видам представлений в упражнениях информации (образной, семантической, символической или поведенческой);

соответственно способам, которыми эта информация организована в каждом упражнении (единицы, классы, отношения, системы, трансформации, импликации).

Программа предусматривает использование индивидуального альбома заданий для каждого ребёнка, который используется в течении двух лет. И так как задания серии А и серии Б проводятся на разных возрастных этапах, то сравнение результатов выполнения аналогичных заданий А и Б наглядно демонстрируют прогресс в творчестве ребёнка.

Психолог использует в работе по программе:

– для проведения основных интеллектуальных занятий – Методический комплект, состоящий из Методического руководства, в котором описаны цели и задачи Курса, приведены подробные рекомендации по каждому занятию,  и альбома заданий как у воспитанников.

Рекомендуемое число детей в группе: от 3 до 7 человек.

Тематический план занятий по программе «Развитие творческих способностей детей 5-7 лет с предпосылками одарённости».

А, Б – занятия интеллектуального плана.

С – занятия в сенсорной комнате с релаксацией.

№ п/п

Тема

Цели, тип задания

Оборудование

1 А

1 В

Вводная беседа.

Размышления о словах.

  1. Создать в группе психологическую атмосферу, свободную от обычных ограничений, связанных с обычным конвергентным мышлением.
  2. Развитие беглости мышления. Осознание детьми того, что люди по-разному реагируют на одну и ту же ситуацию.

Тип задания:  Семантические и (или) образные единицы.

Индивидуальные альбомы; карандаши; старые иллюстрированные журналы; ножницы, клей; чистые листы бумаги.

От точки к точке

  1. Развитие гибкости при работе с образной информацией.
  2. Развитие способности творить в условиях значительных ограничений.

Тип задания: образные системы.

Индивидуальные альбомы, карандаши.

Истории и сказки

  1. Развитие вербальной беглости.
  2. Развитие способности придумывать альтернативные окончания для историй и сказок.

Тип задания: семантические трансформации.

Индивидуальные альбомы; ножницы, клей; небольшая театральная ширма (настольная).

    Настроение

    1. Развитие беглости и гибкости ответов.
    2. Осознание детьми того, что разные ситуации могут создавать одно и то же настроение.

    Тип задания:

    Символические и (или) образные единицы.

    Индивидуальные альбомы;

    карандаши.

      Праздник

      1. Развитие символической беглости и гибкости.
      2. Развитие умения создавать дополнительный смысл имеющимся объектам через разработку деталей.

      Тип задания: символические импликации и разработка деталей.

      Индивидуальные альбомы; карандаши; коробки для «подарков», цветная бумага, ножницы; клей.

        Рассказ по картинкам

        1. Развитие воображения и вербальной оригинальности.
        2. Развитие способности придумывать истории на основе определённой последовательности рисунков. 

        Тип задания: семантические импликации и разработка деталей.

        Индивидуальные альбомы; вырезки из юмористических журналов или газеты без текста.

        Что ты видишь?

        1. Развитие способностей к невербальной разработке деталей и оригинальности.
        2. Развитие способности создавать рисунки с помощью разработки деталей исходных изображений. 

        Тип задания: образные импликации и разработка деталей.

        Индивидуальные альбомы; карандаши.

        Нарисуй лица

        1. Развитие символической беглости и гибкости.
        2. Развитие способности к разработке деталей.

        Тип задания: символические импликации и разработка деталей.

        Индивидуальные альбомы; карандаши; шарф.

        Одежда

        1. Развитие способности усовершенствовать объект с помощью разработки деталей.
        2. Развитие наблюдения и воображения.

        Тип задания: образные импликации и разработка деталей.

        Индивидуальные альбомы; карандаши; фото маскарадных костюмов и военных в камуфляже.

        10 А

        10Б

        О чём ты думаешь?

        1. Развитие образной беглости и гибкости.

        2. Осознание детьми того, что  одно и тоже событие может иметь разное значение для людей.

        Тип задания: семантические и (или) образные единицы.

        Индивидуальные альбомы; карандаши.

        10С

        11А

        11Б

        Забавы с геометрическими фигурами

        1. Развитие умения использовать имеющиеся объекты для разных целей.
        2. Развитие умения создавать имеющий смысл объект из нескольких элементов, которые сами по себе не имеют никакого значения.

        Тип задания: образные импликации и разработка деталей.

        Индивидуальные альбомы; доска, мел; карандаши.

        11С

        12А

        12Б

        Если бы я писал книгу

        1. Развитие способности трансформировать характеристики знакомых объектов.
        2. Развитие невербальной оригинальности и гибкости.

        Тип задания: образные трансфомации.

        Индивидуальные альбомы; доска, мел; карандаши; музыка.

        12С

        13А

        13Б

        Новая жизнь старых вещей

        1. Формирование умения придумывать способы необычного использования обычных предметов.
        2. Формирование умения комбинировать имеющиеся детали в новое целое.

        Тип задания: образные импликации и разработка деталей.

        Индивидуальные альбомы; карандаши, чистые листы бумаги.

        13С

        14А

        14Б

        Сочинение стихов

        1. Развитие вербальной гибкости.
        2. Развитие умения придумывать простые рифмы.

        Тип задания: семантические отношения.

        Индивидуальные альбомы; доска, мел; диктофон.

        14С

        15А

        15Б

        Активные буквы

        1. Развитие образной беглости.
        2. Развитие умения придумывать глаголы, начинающиеся с определённой буквы.
        3. Развитие умения создавать характерные образы активных букв.

        Тип задания: образные трансформации.

        Индивидуальные альбомы; доска, мел; карандаши; чистые листы бумаги.

        15С

        16А

        16Б

        Только для детей

        1. Развитие вербальной гибкости и беглости.
        2. Умение проводить классификацию предметов и действий.
        3. Развитие умения представлять мысли в структурированной форме.

        Тип задания: образные и (или) семантические классы.

        Индивидуальные альбомы; музыка; карандаши; чистые листы бумаги.

        16С

        17А

        17Б

        Придумайте животное

        1. Развитие воображения и образного мышления.
        2. Развитие умения создавать необычные образы через комбинирование разных деталей.

        Тип задания: образные системы.

        Индивидуальные альбомы; ножницы, клей; карандаши; чистые листы бумаги.

        17С

        18А

        18Б

        Магическая дверь

        1. Развитие воображения и образного мышления.
        2. Формирование умений планирования.
        3. Развитие способности к детальной разработке выбранной темы.

        Тип задания: семантические и (или) образные системы.

        Индивидуальные альбомы; книга Л. Кэрролла « Алиса в стране чудес»; карандаши; доска, мел: краски и чистые листы бумаги; музыка.

        18С

        Читайте также:  Развитие детей 1 го месяца жизни ребенка

        Источник

        Индивидуальная программа развития одарённого ребёнка

                                                           Выполнила: Кузнецова С.Д.

                                                                         Музыкальный руководитель МАДОУ

        Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка старшего дошкольного  возраста с признаками одаренности

        2017 г.

        Ф.И. ребенка: Вика К.

        Возраст: 6 лет

        Вид одаренности: интеллектуальная, творческая.

        Формы работы: индивидуальные и подгрупповые занятия с педагогом – психологом, театрализованная деятельность.

        Участники сопровождения: педагоги и специалисты МДОУ, родители ребенка.

        Характеристика на ребенка:

        В ходе экспертной оценки ребенка воспитателями, у девочки отмечен высокий уровень развития интеллектуальных и творческих способностей (музыкальных, изобразительных), а также хорошо развитые физические качества.

        На занятиях девочка, часто отвлекается, может заниматься посторонними делами, но при этом хорошо ориентируется в происходящем и отвечает на заданные вопросы. Ребенок активно участвует в мероприятиях детского сада: конкурсах, фестивалях, играет главные роли в театрализованных постановках, солирует при исполнении музыкальных произведений.

        Вне образовательной деятельности девочка очень активная, подвижная, часто создает конфликтные ситуации, общаясь со сверстниками, спорит с воспитателями. При этом быстро устает от шумной обстановки и коллектива и ищет место для уединения.

        По итогам углубленной психологической диагностики, можно говорить о высоком уровне интеллектуального развития, особенно о его вербальной составляющей. У девочки хороший словарный запас, высокий уровень осведомленности, понятливости, хорошо выстраивает причинно-следственные связи. У ребенка отмечен высокий уровень познавательной потребности, и творческого мышления. В методике «Дорисовывание фигур» О.М. Дъяченко девочка не только сделала качественные рисунки, но и дала каждому из них оригинальное название. В ходе социометрического эксперимента был выявлен низкий статус ребенка в коллективе сверстников (один положительный выбор и множество отрицательных).

        Читайте также:  Основные потребности в развитии ребенка

        Вывод: полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о высоком уровне развития интеллектуальных и творческих способностей, а так же о низком уровне коммуникативной компетентности и навыков саморегуляции. Дальнейшая работа с ребенком будет направлена на гармонизацию ее личностного развития.

        Цель: создание условий для гармонизации личностного развития ребенка.

        Задачи:

        Активизации и актуализация интеллектуальных и творческих способностей ребенка;

        Развитие коммуникативных способностей, навыков сотрудничества, конструктивного решения конфликтов;

        Развитие навыков саморегуляции.

        Планируемый результат:

        У ребенка повысился уровень развития интеллектуальных и творческих способностей.

        Повысился уровень коммуникативной компетентности, ребенок применяет навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в повседневной жизни, конструктивно разрешает возникающие конфликтные ситуации, повысился социометрический статус в группе сверстников.

        Повысился уровень развития навыков саморегуляции и произвольности.

        Организация работы: получение образования (программа обучения) – Основная образовательная программа МДОУ спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Кроме того, учтены концептуальные положения примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, вариативной комплексной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, парциальной программы развития математических представлений у дошкольников «Математические ступеньки» Колесниковой Е.В., методического пособия «Лего-конструирование в детском саду» Фешиной Е.В., книги для педагогов «Перворобот LEGO WeDo» Марио Хьйорт Фолькманн, парциальной образовательной программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» авторов И. Каплуновой и И. Новоскольцевой.

        Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

        План психолого – педагогического сопровождения

        Содержание работы

        Форма работы

        Сроки

        Ответственные

        Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика

        Исследование психических процессов (память, восприятие, внимание, мышление)

        Наблюдение

        Изучение продуктов деятельности

        Психологическое тестирование

        Сентябрь

        Декабрь

        Май

        Педагог – психолог

        Педагоги

        Исследование эмоциональных процессов (страхи, тревожность)

        Исследование качеств личности (самооценка, произвольность, уровень притязаний)

        Исследование социальных отношений (с взрослыми, со сверстниками)

        Диагностика творческих способностей

        Взаимодействие с педагогами

        Информирование о результатах диагностических исследований

        Беседы

        Консультации

        1 раз в квартал

        Педагог- психолог

        Педагоги

        Старший воспитатель

        Консультирование педагогов на тему:

        «Создание портфолио успеха ребенка с признаками одаренности».

        Семинар – практикум “Одаренный ребенок: создание условий для развития его способностей”.

        «Игры и упражнения

        На развитие творческих способностей»

        Беседы

        Консультации Семинары – практикумы

        В течение года

        Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей:

        Разработка схем РППС, обогащение центров играми и пособиями, материалами для творчества.

        организация участия в конкурсах и др. мероприятиях

        Оформление и пополнение портфолио успеха.

        1 раз в месяц

        Педагоги

        Взаимодействие с семьей

        Психолого- педагогическое просвещение родителей:

        «Одаренный малыш или как развить в ребенке талант».

        «Как научит ребенка общаться без конфликтов».

        Беседы

        Консультации

        По мере необходимости

        Старший воспитатель

        Педагог – психолог

        Поддержание интереса ребёнка, поощрение.

        Родители

        Создание дома условий для развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка.

        Родители

        Работа с портфолио успеха.

        Родители

        Организация участия в конкурсах и др. мероприятиях, выполнение совместных работ.

        Познавательный досуг

        Родители

        Педагоги

        Посещение музеев, выставок, театров.

        Родители

        Театрализованная деятельность

        Осеннее развлечение. Новогодний утренник. Утренник посвященный Международному Женскому Дню.

        Спектакли: “Волки и козлята”, “Мешок яблок”.

        Музыкальные занятия Беседы

        Просмотр видеофильмов

        В течение года

        Педагоги

        Музыкальный руководитель

        Участие в творческих конкурсах

        Творческая мастерская

        По мере

        возможности и желания ребенка

        Психолого-педагогическая поддержка

        Подгрупповые занятия по программе эмоционального развития детей дошкольного возраста “Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь” Крюкова С.В., Слободяник Н.П.

        Игры

        Упражнения

        Беседы

        Согласно расписания занятий

        Педагог- психолог

        Выполнение заданий и упражнений на развитие творческого мышления и воображения.

        Дивергентные задания ТРИЗ

        Педагог- психолог Педагоги

        Оценка промежуточных результатов

        Содержание работы

        Критерии оценки

        Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика

         Результаты диагностики

        Взаимодействие с педагогами

        Психолого-педагогическая компетентность педагогов

        Создание предметно-пространственной среды для развития интеллектуальных и творческих способностей ребёнка

        Создание и пополнение портфолио.

        Взаимодействие с семьёй

        Психолого-педагогическая компетентность родителей

        Создание и пополнение портфолио.

        Театрализованная деятельность

        Участие в театрализованных постановках

        Участие в конкурсах

        Индивидуальная работа психолого- педагогического сопровождения

        Положительное эмоциональное состояние ребенка

        Развитие навыков саморегуляции

        Развитие коммуникативной компетентности и навыков сотрудничества.

        Срок реализации индивидуальной программы развития 2017-2018уч.г.

        Подпись

        Источник