Программа вдохновение карты развития ребенка
- Печать
Аннотация
Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» создана в полном соответствии с требованиями ФГОС ДО c учетом результатов новейших отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследований в области дошкольного детства. Программа предоставляет в распоряжение педагога современные данные о развитии ребенка, ставит ясные цели и предоставляет выверенные педагогические инструменты для их достижения. Открывая просторы для профессионального творчества, Программа в то же время позволяет выстроить полноценный, качественный образовательный процесс, сформировать современную и эффективную образовательную среду. Инструменты педагогической диагностики, предлагаемые Программой, формируют надежную основу для принятия педагогических решений. Подходы дифференцированного обучения, предлагаемые программой, позволяют учесть индивидуальные особенности развития каждого ребенка в группе и добиться лучших результатов образования. Программа поддерживает игру во всех ее видах, исследовательскую активность ребенка, совместную деятельность взрослого и ребенка. «Вдохновение» предусматривает вариативность форм реализации в зависимости от конкретной ситуации, места расположения детского сада, особенностей детей и их семей. Программа «Вдохновение» обеспечивает преемственность с начальным уровнем образования. Программа «Вдохновение» сопровождается развернутым учебно-методическим комплектом, который поможет реализовать все ее положения как начинающим педагогам, так и мастерам дошкольной педагогики.
Читать всю программу…
Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой. — М. : Издательство «Национальное образование», 2019. — 334 с. — (Серия «Вдохновение»).
Рецензия № 210/07 от 21.06.2019 г. от ФГБНУ «ИИДСВ РАО». Решение ученого совета ФГБНУ «ИИДСВ РАО», Протокол № 4 от 28 мая 2019 г.
- Содержание
- Пояснительная записка
Содержание
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Планируемые результаты освоения Программы
Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
- Математика
- Окружающий мир: естествознание, экология и техника
- Окружающий мир: общество, история и культура
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
- Программа «Движение и спорт»
- Программа «Здоровье, гигиена, безопасность»
- Взаимодействие взрослых с детьми
- Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников
- Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
Адаптация ребенка при переходе из семьи в дошкольную организацию
Образовательный процесс
Формирование разновозрастных групп
Планирование образовательной деятельности
Организация пространства и оснащение развивающей предметно-пространственной среды
Организация сетевого взаимодействия
Педагогические наблюдения и документация
Кадровые условия реализации Программы
Материально-техническое обеспечение Программы
Учебно-методический комплект Программы 3.13. Финансовые условия реализации Программы
Дополнительные образовательные услуги Детского сада, реализующего Программу
Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы и обеспечивающих ее реализацию нормативно-правовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов
Перечень нормативных и нормативно-методических документов
Перечень литературных источников
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Научные основы Программы
Приложение 2. Значение корректирующего коэффициента к нормативам на оплату труда для отдельных субъектов РФ
Приложение 3. Адаптация ребенка при переходе из семьи в дошкольную организацию
Читать всю программу…
Источник
Туяна Карловна Санданова
Карта развития ребенка по программе «Вдохновение»
Индивидуальная карта развития
Фамилия, имя ребенка___
Пол: девочка___мальчик___Дата рождения___
Шаги развития Сентябрь Январь Май
С Социально-коммуникативное развитие
С1 Эмоционально-личностная сфера
С1.1 Говорит о себе самом в первом лице- «Я»
С1.2 Рассказывает о себе (знает имя, фамилию, возраст, пол, цвет глаз и т. п.)
С1.3 Четко формулирует свои желания, интересы
С1.4 Сопереживает героям сказок, рассказов, мультфильмов
С1.5 Проявляет сочувствие к другим (пытается успокоить, если кто –то огорчен)
С1.6 Определяет и выражает словами чувство другого ребенка («Аня боится»)
С1.7 Проявляет чувство стыда
С1.8 Проявляет чувство гордости (сделал что-то лучше всех)
С1.9 Осознает и может назвать причины своих чувств («Я радуюсь, потому что…»)
С1.10 Понимает причины основных эмоций
С1.11 Проявляет чувство вины, если кого-то обидел, и может попросить прощения
С1.12 Способен давать оценку плохому или хорошему поступку другого ребенка
С1.13 Контролирует свои эмоции (гнев, радость)
С1.14 Стремиться действовать самостоятельно без помощи взрослого
С1.15 Стремиться подражать действие взрослого
С1.16 Выполняет просьбу/задание взрослого без контроля с его стороны
С1.17 Выполняет определенные действия без напоминаний взрослого (моет руки перед едой)
С1.18 Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий
С1.19 Способен возобновлять прерванные действия
С1.20 Способен сохранять внимание во время занятий
С1.21 Проявляет мотивацию к успеху
С1.22 Переживает неудачу, проигрыш, поражение
С1.23 Может формулировать цель своих действий и фиксировать результат
С1.24 Проявляет способность к принятию собственных решений
С1.25 Проявляет способность к внутреннему контролю за своим поведением
С1.26 Самостоятельно выбирает для себя род занятий
С1.27 Проявляет старательность при выполнении своей работы
С1.28 Проявляет способность к самооценке
С1.29 Проявляет стремление быть примером для других
С2 Сфера коммуникации
С2.1 Проявляет инициативу в установлении контакта со сверстниками
С2.2 Наблюдает за действиями сверстников и подражает им
С2.3 Выделяет среди сверстников тех, с кем ему больше всего нравится общаться, играть
С2.4 Делиться с другими детьми игрушками, угощением
С2.5 Активно включается в игру с другими детьми
С2.6 Инициирует взаимодействием со сверстником («Давай играть в!», «Давай делать!»)
С2.7 Соблюдает правила игры / очередность
С2.8 Берет на себя определенную роль в игре, может соблюдать ролевое соподчинение
С2.9 Проявляет готовность оказать помощь
С2.10 Проявляет общительность, легко вступает в разговор с незнакомыми людьми
С2.11 Проявляет способность взаимодействовать со взрослыми в совместной деятельности
С2.12 Проявляет способность встраиваться в совместную деятельность с другими детьми, работать в группе
С2.13 Подчиняется правилам и нормам социального поведения
С2.14 Проявляет инициативу и самостоятельность в процессе деятельности
С2.15 Поддерживает устойчивые дружеские связи с другими детьми
С2.16 Проявляет способность критиковать/хвалить сверстников
С2.17 Проявляет способность радоваться успехам других
С2.18 Проявляет способность находить компромисс и разрешать конфликты, соблюдая правила этики
С3 Сфера жизненной практики
С3.1 Самостоятельно пользуется горшком
С3.2 Контролирует мочевой пузырь
С3.3 Контролирует кишечник
С3.4 Знает и называет части тела
С3.5 Различает правую и левую руку
С3.6 Ест и пьет самостоятельно
С3.7 Правильно пользуется ложкой, вилкой, салфеткой
С3.8 Обслуживает себя за столом (кладет сахар в чай, сыр на хлеб)
С3.9 Правильно пользуется вилкой и ножом
С3.10 Самостоятельно моет руки, умывается, чистит зубы, пользуется полотенцем
С3.11 Пользуется расческой и носовым платком
С3.12 Расстегивает и застегивает пуговицы/молнию/липучки
С3.13 Раздевается и одевается самостоятельно
С3.14 Аккуратно складывает и убирает свою одежду
С3.15 Самостоятельно завязывает шнурки
С3.16 Самостоятельно моет чашку, блюдце, тарелку, ложки
С3.17 Может вытирать пыль, подметать пол
С3.18 Убирает за собой игрушки, поддерживает порядок в
помещении группы
С3.19 Самостоятельно готовит к занятиям свое рабочее место
С3.20 Самостоятельно ухаживает за растениями и
животными уголка природы
С3.21 Ориентируется в помещении и на территории детского сада
С3.22 Знает основные правила безопасного поведения и соблюдает их
С3.23 Знает функцию светофора и понимает значение сигналов
С3.24 Знает некоторые дорожные знаки («Пешеходный переход», «Осторожно, дети!»)
С3.25 Знает основные правила дорожного движения для пешеходов и велосипедистов
П Познавательное развитие
П1. Подбирает из ряда картинок с изображением предметов две одинаковые/ похожие
П2. Находит различия между изображениями на картинках
П3. Запоминает и рассказывает, что изображено на картинке
П4. Делает последовательные умозаключения по 2-4 картинкам, рассуждает
П5. Проявляет интерес к новым предметам, пытается установить их назначение и принцип действий
П 6 Различает понятие «много» – «мало», «один» – «ни одного»
П 7. Проводит сравнение «больше», «меньше», «одинаково»
П 8. Проводит сравнения (длиннее- короче, толще- тоньше, шире- уже, быстрее- медленнее)
П 9. Различает все основные цвета, сортирует предметы по цвету
П 10. Различает тактильные свойства предметов (мягкий, холодный, сухой, колючий)
П 11. Распознаёт геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат) и формы (куб, шар)
П12. Экспериментирует с предметами (бьется- не бьётся, тонет- не тонет)
П13. Различает материалы, из которых изготовлено предметы (деревянный, бумажный, металлический, стеклянный)
П14. Сортирует предметы по категориям (фрукты, посуда, цветы, и т. п)
П15. Классифицирует предметы одновременно по нескольким признакам
П16. Способен выделить «лишний» предмет из множества
П17. Сравнивает вес предметов (легче -тяжелее)
П18. Определяет и называет признаки, назначение и количество (в пределах 5) предметов
П19. Определяет пространственное положение предметов (сверху -снизу, впереди- сзади, справа – слева)
П20. Распознает геометрические фигуры (ромб, овал)
П21. Знает свойства геометрических фигур (количество углов, равенство сторон)
П22. Пользуется измерительными инструментами (весами, линейкой, термометром, секундомером)
П23. Знает понятие «Половина» / «Половинка»
П24. Способен выделить два и три предмета из множеств (взять два или три орешка)
П25. Устанавливает количественные связи (может раздать каждому в группе по две конфеты)
П 26. Считает до 5
П 27. Знает количественный состав числа 5 (1,1,1,1,1)
П 28. Понимает значение целого и его частей.
П 29. Знает порядковый счёт в пределах 10
П 30. Может соотносить количество предметов и числа в пределах 10
П 31. Составляет предметные множества в пределах 10 (две фишки и три фишки- вместе будет пять фишек)
П 32. Раскладывает предметные множества в пределах 10 (семь фишек можно разделить на четыре и три фишки)
П 33. Знает изображения цифр
П 34. Применяет счёт в повседневной жизни, игре
П 35. Обнаруживает постоянство или изменение количества (было- стало)
П 36. Решает простые задачи на сложение и вычитание
П 37. Понимает запись простых математических последовательностей (от меньшего числа к большему или наоборот)
П 38. Понимает смысл числа как символы для выражения количества, длины, веса и т. п
П 39. Может считать группы предметов (1 пара, 2 пары)
П 40. Знает порядковый счёт в пределах 20
П 41. Знает названия времён года и главные различия между ними.
П 42. Понимает ход времени в распорядке дня (утро- день- вечер- ночь)
П 43. Знает и применяет понятие структурирующие время (вчера- сегодня- завтра)
П 44. Знает последовательность времён года и сезонные изменения (набухли почки, отцвели цветы, начался листопад)
П 45. Может описать особенности природы и жизни людей в разные времена года
П 46. Знает чередование месяцев в году
П 47. Знает дни недели и их последовательность
П 48. Пользуется календарём
П 49. Пользуется часами
П 50. Использует понятие «Сначала», «Потом», «До», «После», «Раньше», «Позже», «Одновременно»
П 51 Узнаёт и называет некоторые цветы (3- 5) и деревья (3- 5)
П 52. Узнаёт и называет некоторых животных (5- 7)
П 53. Различает отдельные явления природы (снег, дождь, град, ветер, туман)
П 54. Различает диких и домашних животных
П 55. Узнаёт и называет некоторых насекомых и птиц
П 56. Правильно называет детёнышей некоторых животных
П 57.Знает особенности некоторых природных материалов: воды (прозрачная, льётся, камня (твёрдый, тяжёлый, песка (жёлтый, рассыпается)
П 58. Знает и различает овощи, фрукты, ягоды
П 59. Знает опасные явления природы (гроза, ураган, шторм, наводнение)
П 60. Классифицирует растения (деревья, цветы) и животных (рыбы, птицы, звери, домашние животные)
П 61. Различает агрегатные состояния вещества (жидкость, твёрдое тело, газ/ пар)
П 62. Знает о существовании круговорота воды в природе, может описать
П 63. Знает основные элементы погоды, может её описать.
П 64. Знает некоторые физические явления (магнетизм, сила тяжести)
П 65. Знает основные названия животных и растения России
П 66. Знает и различает по внешнему виду грибы (белый гриб, мухомор, лисичка)
П 67. Знает понятия пищевых цепочек и может классифицировать некоторых животных (травоядные, хищники)
П 68. Знает основные природные закономерности на Земле (жаркий и холодный пояс)
П 69. Знает о существовании и особенностях людей разных рас
П 70. Проявляет интерес к техническим игрушкам (различным машинам, роботам, умеет ими пользоваться
П 71. Может пользоваться простыми инструментами (молотками, отвёрткой, ножницами)
П 72. Знает названия основных средств транспорта
П 73. Знает назначение некоторых технических средств (связи, бытовой, строительной, сельскохозяйственной техники)
П 74. Пользуется стационарным/ мобильным телефоном
П 75. Пользуется компьютером
П 76. Знает название своего города/посёлка/села
П 77. Знает название улицы на которой живёт
П 78. Знает название столицы России
П 79. Знает имена, отчества и фамилии членов своей семьи
П 80. Знает и называет некоторые профессии, в т. ч. Профессии своих родителей
П 81. Знает основные праздники, которые отмечаются в России
П 82. Знает главные достопримечательности своего города/края
П 83. Знает флаг, герб, гимн России
П 84. Знает названия крупных городов России (не менее трёх)
П 85. Знает названия крупных природных объектов России (рек, озер, гор, морей)
П 86. Знает некоторые национальные обычаи и традиции своего народа
Р Речевое развитие
Р1. Заменяет/сопровождает некоторые свои действия словами
Р 2. Говорит о том, что видит на картинке
Р 3. Говорит целыми предложениями из 3-5 слов
Р 4. Самостоятельно строит рассказ о каком-либо событии
Р 5. Способен логично продолжить начатый рассказ
Р 6. Задает вопросы (в т. ч основной вопрос- «Почему?»)
Р 7. Понимает заданный вопрос и отвечает на них
Р 8. Строит сложные предложения
Р 9. Правильно употребляет имена прилагательные и местоимения
Р 10. Правильно употребляет множественное число
Р 11. Пытается объяснить наблюдаемые явления и события
Р 12. Использует в речи вежливые обращения, различные интонации, мимику соответственно содержанию
Р 13. Правильно использует слова- обобщения
(фрукты, овощи, деревья, птицы, посуда, мебель)
Р 14. Описывает положение предметов по отношению к себе («передо мной на тумбочке»)
Р 15. Правильно согласовывает слова в предложениях, использует предлоги
Р 16. Свободно использует все части речи
Р 17. Свободно использует сложные предложения разных видов
Р 18. Заменяет слова синонимами, подбирает эпитеты
Р 19. Понимает разные значения многозначных слов
Р 20. Составляет описания предметов по образцу
Р 21. Составляет подробный, структурированный рассказ по картинке/ серии картинок
Р 22. Рассказывает истории или случаи из жизни в правильной последовательности событий
Р 23. Может вести диалог (слушает, реагирует на высказывания, отвечает, задаёт вопросы)
Р 24. Говорит понятно (не только для близких, но и для посторонних людей)
Р 25. Отчётливо произносит слова, разделяет их речи
Р 26. Узнаёт первый звук в слове
Р 27. Различает звуки в словах
Р 28. Делит слова на слоги
Р 29. Подбирает рифмы к словам
Р 30. Способен следить за сюжетом длинного рассказа, сказки, истории.
Р 31. Устанавливает связь между текстом и иллюстрациями в книге
Р 32. Устанавливает связь между историями и собственным опытом («Я тоже видел…», «И у нас было»)
Р 33. Пересказывает истории, сказки, рассказы
Р 34. Заучивает стихи и читает их перед зрителями (другими детьми и взрослыми)
Р 35. Знает названия некоторых детских литературных произведений/ любимых сказок и рассказов
Р 36. Пытается читать
Р 37. Может узнать по прочитанному взрослым отрывку произведение детской литературы
Р 38. Знает имена известных детских писателей и поэтов
Р 39. Проявляет интерес к буквам, знает и различает начертания некоторых букв
Р 40. Пытается писать буквы
Р 41. Пытается писать слова
Р 42. Подбирает к буквам соответствующие слова
Р 43. Знает написание отдельных слов (своего имени, названия некоторых предметов)
Р 44. Может писать слова и короткие предложения
Х. Изобразительное искусство, конструирование и моделирование
Х 1. Рисует простые изобразительные формы карандашами, фломастерами, мелками
Х 2. Подбирает подходящие цвета по образцу
Х 3. Раскрашивает простые изобразительные формы
Х 4. Отображает в рисунке заданную тему (предметы, персонажи, сюжеты)
Х 5. Проявляет способность рисовать по собственному замыслу
Х 6. Рисует красками
Х 7. Раскрашивает сложные изобразительные формы (не выходит за контур)
Х 8. Самостоятельно подбирает цвета, соответствующие изображения
Х 9. Рисует сложные, насыщенные деталями изображения, отчетливо передавая формы предметов
Х 10. Рисует человека реалистично
Х 11. Рисует с натуры
Х 12. Лепит из пластилина/глины простые заданные формы
Х 13. Лепит из пластилина/глины различные предметы, состоящие из нескольких частей
Х 14. Лепит из пластилина/глины фигурки животных, людей
Х 15. Лепит из пластилина/глины фигурки предметы, объединяет их в композицию
Х 16. Делает простые аппликации из 3-5 готовых форм по образцу
Х 17. Самостоятельно вырезает из бумаги фигуры для аппликации по контуру
Х 18. Самостоятельно делает аппликации из нескольких фигур
Х 19. Делает сложные аппликации в виде узоров
Х 20. Делает аппликации по заданному или задуманному сюжету, самостоятельно подбирая цвета и формы
Х 21. Складывает/ дополняет простую мозаику по образцу
Х 22. Собирает простые пазлы из 6-8 частей
Х 23. Самостоятельно складывает простую мозаику, подбирая цвета и формы
Х 24. Складывает сложную мозаику по образцу
Х 25. Складывает пазлы различной степени сложности
Х 26. Складывает сложную мозаику по задуманному рисунку
Х 27. Строит из кубиков заданные объекты
Х 28. Строит различные формы и объекты из песка (пирамиду, горку, забор, башню)
Х 29. Собирает детали простого конструктора в предметы (домик, ёлочка, самолёт)
Х 30. Собирает из конструктора объекты различной сложности по образцу
Х 31. Собирает из конструктора различные объекты с использованием схемы для конструирования
Х 32. Самостоятельно строит композиции из песка (крепость, город)
Х 33. Конструирует объекты из различных материалов с элементами изобретательства
Х 34. Знает материалы и инструменты для изобразительного творчества и их особенности
Х 35. Знает и различает основные жанры изобразительного искусства
Х 36. Знает имена некоторых известных художников, скульпторов
Выводы и рекомендации
___
___
Источник