Программа умственного развития ребенка 5 лет

Программа умственного развития ребенка 5 лет thumbnail

В данной программе раскрыто значение
психомоторного развития детей старшего
дошкольного возраста.

Основной её целью является совершенствование
развивающего и коррекционно-развивающего
воздействия на детей на основе современных
подходов, учитывающих этапы психомоторного
онтогенеза ребенка, создание оптимальных
условий для коррекции и развития двигательной
активности и мелкой моторики, способствующих
оптимизации психического развития ребенка
и более эффективной социализации его в
обществе, оптимальное развитие и коррекция
психомоторных функций через применение
индивидуально-дифференцированного подхода в
развитии двигательной активности и мелкой
моторики.

Предложен мониторинг и перспективный план по
развитию и коррекции психомоторных функций
детей, который включает в себя: дыхательные
упражнения, телесные, растяжки,
глазодвигательные, развитие мелкой моторики рук,
развитие коммуникативной и когнитивной сфер,
различные виды ползания.

Программа предназначена педагогам ДОУ в
качестве кружковой деятельности, родителям в
качестве игровой деятельности по повышению
психомоторных функций своего ребенка.

Содержание

Пояснительная записка

Методические рекомендации

Литература

Пояснительная записка

Дошкольный период характеризуется
значительными преобразованиями в деятельности
всех физиологических систем организма, а возраст
5–7 лет считается одним из критических этапов
развития ребенка, от которого во многом зависит
вся его последующая жизнь. Уровень
психомоторного развития обусловлен
функциональной зрелостью нервной системы,
обеспечивающей способность к проявлению
произвольных действий. Движение — естественная
биологическая потребность детей.

Двигательная функция есть результат
совместной работы различных мозговых звеньев
функциональной единой системы. Выпадение или
дисфункция любого из них приводит к нарушению
функционирования системы в целом. Каждое звено
вносит с вой специфический вклад в работу, в
зависимости от уровня дисфункции, нарушения
имеют различный характер. На первый план
выступает несформированность динамических
характеристик двигательной активности,
выражающееся в трудностях переключения с одного
движения на другое. При выполнении двигательных
заданий наблюдается сильное напряжение мышц,
трудности регуляции мышечного тонуса.

Проблема психомоторного развития ребенка
принадлежит к числу наиболее значимых в
современной общей и специальной дошкольной
педагогике, общей и специальной детской
психологии. Это закономерно, поскольку на первых
этапах развития психика и моторика находятся в
неразрывном единстве.

Психомоторные способности в
психолого-педагогической литературе
рассматриваются в рамках проблемы трансформации
в деятельности самого ее субъекта, его
потребностей, его предрасположенности к
конкретным видам деятельности. Деятельность
является одним из основных факторов развития
личности. Каждому этапу психического развития
человека соответствует определённый тип ведущей
деятельности, которая на данной стадии развития
оказывает решающее влияние на изменение в его
психических процессах и психологических
особенностях личности (А.Н. Леонтьев, Л.С.
Выготский). Способности определяются как
устойчивые индивидуальные психологические и
физические свойства индивида, обеспечивающие
успешность выполнения одного или нескольких
видов деятельности

Проблема формирования психомоторных функций у
дошкольников остается актуальной, в связи тем,
что она играет значительную роль в психическом
развитии детей дошкольного возраста. Поэтому мы
выбрали тему исследования: “Психомоторное
развитие детей 5-6 лет”

А значит, речь идет о необходимости оказания
комплексной дифференцированной помощи детям,
направленной на преодоление трудностей
овладения программными знаниями, умениями
и навыками, что в конечном итоге будет
способствовать более успешной адаптации
в обществе и интеграции их в него.

Цель программы: совершенствование
развивающего и коррекционно – развивающего
воздействия на детей на основе современных
подходов, учитывающих этапы психомоторного
онтогенеза ребенка, создание оптимальных
условий для коррекции и развития двигательной
активности и мелкой моторики, способствующих
оптимизации психического развития ребенка
и более эффективной социализации его в
обществе, оптимальное развитие и коррекция
психомоторных функций через применение
индивидуально – дифференцированного подхода в
развитии двигательной активности и мелкой
моторики.

Задачи программы: 

– исправлять недостатки, развивать и
совершенствовать общую и мелкую моторику через
использование системы упражнений,
совершенствовать зрительно-двигательную
координацию;

– формировать точность и целенаправленность
движений и действий;

– осваивать навыки правильного речевого
дыхания;

– развивать психические процессы: мышление,
память, внимание, зрительное и слуховое
восприятие.

Программа разработана в соответствии с
актуальностью проблемы. Материалы для кружка
подбирались с учетом лексических тем, изучаемых
в данной возрастной группе, возрастных,
психологических и индивидуальных особенностей
детей 5-6 лет. Успешное решение поставленных задач
возможно только при условии индивидуального
подхода к личности каждого ребенка в целом и
тесной взаимосвязи всех видов детской
деятельности.

Основные принципы программы/

1. Ведущим принципом коррекционно-развивающей
работы является принцип замещающего онтогенеза,
основанный на ретроспективном воспроизведении
тех участков онтогенеза (индивидуального
развития) ребенка, которые по тем или иным
причинам не были полностью освоены.

2. Принцип системности (проведение рационально
спланированной, продуманной работы).

3. Принцип доступности (позволяет решать
поставленные задачи в совместной деятельности
взрослого и детей и как итог – самостоятельной
деятельности).

4. Принцип индивидуально-дифференцированного
подхода (выбор форм и методов работы
осуществляется с учетом психологических
особенностей каждого ребенка).

5. Принцип единства диагностики и коррекции.

6. Деятельностный принцип коррекции.

7. Принцип комплексности коррекционного
воздействия.

8. Принцип природосообразности.

9. Принцип активного привлечения ближайшего
социального окружения к участию в коррекционной
программе.

Этапы и сроки реализации программы.

Программа дополнительной образовательной
услуги расчитана на учебный год и предполагает
реализацию трех последовательных этапов.

I. Организационно-диагностический этап (1-2
неделя сентября).

1. Стартовое обследование детей с целью точного
определения состояния психомоторного развития.

2. Обобщение данных, полученных в ходе
диагностики, формулировка объектоного
заключения. Определение состава группы для
занятий в рамках дополнительной образовательной
услуги “Психомоторное развитие детей 5-6 лет”.

3. Корректировка содержания программы
дополнительной образовательной услуги в части
дифференцированной работы с детьми.

4. Совершенствование обогащенной
предметно-развивающей среды.

5. Формирование позитивной установки детей на
участие в занятиях Психомоторного развития
детей 5-6 лет, установление доверительных
отношений сотрудничества.

II. Коррекционно-образовательный этап.

1. Развитие психики и моторики детей,
обогащение их психомоторного развития.

2. Коррекция нарушений психомоторного развития.

III. Контрольно-диагностический этап (3-4
неделя мая).

1. Мониторинг результатов
коррекционно-педагогического воздействия с
целью выявления динамики и особенностей
продвижения в процессе психомоторного развития
всех и каждого из воспитанников.

2. Подготовка и организация итогового открытого
занятия кружка.

3. Подготовка индивидуальных рекомендаций для
воспитателей и родителей воспитанников по
организации дальнейшей работы по обогащению
психомоторного развития ребенка.

4. Составление отчета об итогах дополнительного
образования детей старшей группы в рамках
оказания дополнительной образовательной услуги
“Психомоторное развитие детей 5-6 лет”.

Практический материал подобран с учетом
возрастных особенностей дошкольников и выбран в
соответствии суровнем сформированности
психологических и моторных функций ребенка,
способностей и возможностей детей старшей
группы.

Занятия кружка – это общение педагога с детьми,
во время которого дошкольники обучаются
правильному выполнению упражнений различного
характера, влияющих на развитие психомоторных
функций.

Ожидаемые результаты.

1. Сформированные стойкие навыки выполнения
дыхательных, глазодвигательных, телесных,
коммуникативных и когнитивных упражнений.

2. Восстановление контакта с собственным телом,
снятие телесных напряжений.

3. Осознание своих проблем в виде телесных
аналогов.

4. Развитие невербальных компонентов общения с
целью улучшения психического самочувствия при
взаимодействии с другими людьми.

5. Социальная адаптированность детей.

Таким образом, благодаря специально
подобранным играм и упражнениям, дошкольники
приобретут навыки и умения необходимые для
овладения программными знаниями, умениями
и навыками, что в конечном итоге будет
способствовать более успешной подготовке к
школе и адаптации в обществе.

Читайте также:  Развитие ребенка в 4 месяца что должен уметь какие навыки прикорм

Характеристика программы

Курс обучения: 1 учебный год.

Возрастной диапазон: пять-шесть лет.

Оптимальная наполняемость группы: 12
человек.

Место проведения: групповая комната, либо
музыкальный зал.

Количество учебных часов: 30 – за курс
обучения, 4 – в месяц (за исключением каникул), 1 –
в неделю.

Продолжительность учебного часа: 25 мин.

Методические рекомендации

Для успешной реализации программы необходимо
придерживаться следующих методических
рекомендаций:

1. Занятия проводятся с детьми одного возраста,
в данном случае, старшего (5-6 лет).

2. Занятия строятся по единой схеме: введение в
тему, создание эмоционального настроя на
занятие, мероприятия по смягчению негативных
проявлений психоэмоционального развития,
выполнение заданий, эмоциональное заключение,
обеспечивающее успешность дальнейшей
деятельности.

Занятие по психомоторному развитию и коррекции
состоит из нескольких частей и имеет следующую
структуру:

1. Организационный момент (его наполняемость
может меняться в зависимости от целей и задач,
поставленных перед занятием).

Игровая мотивация. Ритуал начала занятия.
Стимулирующие упражнения. Маркировка левой руки
(профилактика нарушений чтения, письма и счета).
Упражнение на развитие произвольного внимания.
Вводная ходьба.

2. Основная часть (обязательные упражнения).

  • Блок дыхательных упражнений.
  • Телесные упражнения.
  • Блок упражнений растяжек.
  • Глазодвигательные упражнения.
  • Различные виды ползания.
  • Упражнения для развития мелкой моторики рук.
  • Упражнения для развития коммуникативной и
    когнитивной сфер.

3. Игра. Стоп-упражнения.

4. Итог занятия(релаксационные
упражнения, рефлексия, обсуждение занятия,
комментированные оценки). Ритуал окончания
занятия.

1. Коррекционно-развивающий процесс строится на
двигательных методах, которые не только создают
некоторый потенциал для будущей работы, но и
активизируют, восстанавливают и выстраивают
взаимодействия между различными уровнями и
аспектами психической деятельности. Ведь
очевидно, что актуализация и закрепление любых
телесных навыков предполагает востребованность
извне к таким психическим функциям как, например,
эмоции, восприятие, память, процессы
саморегуляции и т.д. Следовательно, создается
базовая предпосылка для полноценного участия
этих процессов в овладении чтением, письмом,
математическими знаниями.

2. Занятия организуются таким образом, чтобы
каждый ребенок смог проявить себя.

3. В ходе занятия стремиться к созданию
положительного эмоционального фона, бодрого
настроения.

4. Так как программа предполагает работу с
детьми, то педагог обязан постоянно следить за
тем, чтобы дети были включены в работу, не
уставали и не отвлекались.

5. При организации и проведении занятия
необходимо соблюдать санитарно-гигиенические
требования.

Методы оценки эффективности использования
программы.

Оценка эффективности использования программы
представляет собой комплексное мониторинговое
исследование, включающее в себя: диагностику
состояния моторной и психической сферы
воспитанников.

Литература

1. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений
речи у детей [Текст] / Г.А. Волкова –
Санкт-Петербург, 1993.

2. Калинина Т. В. Пальчиковые игры и упражнения
для детей 2–7 лет [Текст] / Т.В. Калинина, С.В.
Николаева О.В. Павлова, И. Г. Смирнова. – Волгоград
: Учитель, 2012. – 151 с. .

3. Лопухина И.С. Логопедия. Речь, ритм, движение
[Текст] / И.С. Лопухина. – СПб.: КОРОНА-Век, 2012. – 128
с.

4. Микляева Н.В. Авторские методики и программы
ДОУ: технология разработки и описания [Текст] /
Н.В. Микляева. – М.: ТЦ “Сфера”, 2011.

5. Микляева, Н.В. Технологии разработки
образовательной программы ДОУ [Текст] / Н.В.
Микляева. – М.: ТЦ “Сфера”, 2010.

6. Османова Г.А. Новые игры с пальчиками. Для
развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых
игр [Текст] / Г.А. Османова – СПб.: КАРО, 2010. – 160 с.

7. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для
развития речи дошкольников [Текст] / Л.П. Савина. –
М.: ООО “Издательство АСТ”, 2004. – 44 с.

8. Семенович А.В. и др. Комплексная
нейропсихологическая коррекция и абилитация
отклоняющегося развития [Текст] / А.В. Семенович. –
М., 2001.

9. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного
развития дошкольников: практическое пособие
[Текст] / А.Л. Сиротюк. – М.: АРКТИ, 2008

10. Урунтаева Г.А. Психология дошкольника:
Хрестоматия [Текст] / Г.А. Урунтаева. – М.:
Издательский центр “Академия”, 2000. – 408 с.

11. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры
[Текст] / Е.Ф. Черенкова. – М.: ООО “ИД РИПОЛ
классик”, ООО Издательство “ДОМ. XXI век”, 2008 – 186
с.

Приложение 1

Приложение 2

Источник

Пояснительная записка.

Одна из важнейших задач в воспитании ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребёнок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума. Нередко дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать, считать и, казалось бы, полностью подготовлены к школе. Однако, педагоги и родители часто сталкиваются с такой проблемой, когда уже в первые месяцы учёбы у детей обнаруживаются трудности в учёбе. Одна из распространённых причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно – логического мышления. В умственном развитии ребёнка процессу овладения логическими отношениями принадлежит существенная роль.

Последнее время акценты делались на работу с детьми, имеющими трудности в усвоении программы. Дети же, имеющие высокий уровень познавательных способностей, оставались без должного внимания. Разработанная программа позволит устранить этот недостаток.

Словесно – логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т. к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.

В данной программе показано, как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности. В работе с дошкольниками над развитием познавательных процессов одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т. е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы трудно достичь желаемого  обучающего и развивающего результата.

Актуальность. Наше время – это время перемен, России нужны люди, способные принимать кардинальные решения, и это актуально. Кто сейчас в детском саду, завтра будут строить наше общество. Опираясь именно на логическое следование мысли, а не на собственные желания или возникшие неожиданно предпочтения, врач ставит обоснованный диагноз, судья выносит аргументированный приговор, критик объективно оценивает фильм. Чтобы и наши дети могли быть знающими врачами, толковыми юристами, честными критиками, им необходимо научиться мыслить логически, освоить простые и сложные виды умозаключений, оперировать утвердительными и отрицательными суждениями. Логическое мышление является инструментом познания окружающей действительности, поэтому, формирование основных форм и приёмов логического мышления является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Актуальность проблемы определяется важностью логического мышления для развития личности в целом.

Цель программы: Создание условий для развития у дошкольников   элементарного логического мышления с использованием современных педагогических технологий у детей старшего дошкольного возраста.

Читайте также:  Развитие речи ребенка раннего возраста

Задачи:

  • овладение мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение,

обобщение, классификация, сериация, смысловое соответствие);

  • развитие умения оперировать абстрактными понятиями, рассуждать,

устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы;

  • развитие личностных качеств;
  • развитие навыков самоконтроля и самооценки;
  • обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору  приемов  и средств, проверке правильности решения.
  • внимательное отношение к естественным проявлениям ребенка и не ограничивать его;
  • донести до родителей актуальность данной проблемы и привлечь их к активному сотрудничеству.

Сроки реализации программы – 2 учебных года.

Количество детей – 5 – 8  детей.

Режим занятий – 1 занятие в неделю во второй половине дня продолжительностью 25-30 минут.

Формы и приёмы работы: игры дидактические, развивающие, игры-путешествия, работа с логическими блоками Дьенеша, с палочками Кюизенера, решение логических и математических задач, отгадывание загадок, ребусов, рассматривание, объяснение, чтение, занимательные вопросы, задачи – шутки, изодеятельность, графический диктант, физминутки, пальчиковые упражнения.

Структура занятий: разминка; основное содержание занятия – изучение нового материала; физминутка, пальчиковая гимнастика; закрепление нового материала; игра, рисование.

Работа с родителями: после каждого занятия родителям предлагается речевой материал для закрепления знаний вне занятий: веселые стихи, сказки, рассказы, логические, математические и шуточные задачки, лингвистические и психологические игры, загадки, кроссворды и другие занимательные материалы.

Содержание программы.

Краткое описание разделов. (Разделы соответствуют определённым логическим операциям).

Сравнение. Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие, совершенствовать ориентировку в пространстве. Поиск сходств и различий на двух похожих картинках.

Анализ – синтез. Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета. Игры и упражнения на нахождение логической пары. Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей. Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счётных палочек и геометрических фигур.

Обобщение. Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей. Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, деревья, птицы и т. д.

Классификация. Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.

Систематизация. Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей, учить рассказывать по картинке, пересказывать. Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.

Ограничение. Цель – учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам. Развивать наблюдательность детей.    Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т. п. Исключение четвёртого лишнего

Умозаключения. Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение. Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идёт дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождём человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («Ветер дует, потому что деревья качаются». Верно ли это?) Решение логических задач.

Ожидаемые результаты: Занятия будут способствовать овладению детьми умением решать проблемные ситуации, понимать предложенную задачу и разрешать ее самостоятельно. Овладев логическими операциями, ребёнок будет более внимательным, научится чётко и ясно мыслить, думать, рассуждать, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, что приведет к более успешному и легкому обучению в школе, а значит, и процесс учёбы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Используемая литература:

  1. Математика до школы: пособие для воспитателей детских садов и родителей / под ред. А. А. Смоленцева, О. В. Пустовой. – СПб.: Детство-пресс, 2013..
  2.  «Развиваю логику и сообразительность» Ю.Б.Гатанов. «ПИТЕР»,2000г.
  3. «Интеллектуальная мастерская» Л.Я.Береславская. ЛИНКА-ПРЕСС, 2000г.
  4. «Психология. Занимательные материалы». (старшая, подготовительная группы) Л.П.Морозова.  ИТД «КОРИФЕЙ», 2010г.
  5. Аралова М.А.Справочник психолога ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007г.
  6. . Давайте поиграем  : математические игры для детей 5-6 лет / под ред. А. А. Столяра. – М. : Малыш, 2014. –
  7. Дидактические игры, направленные на развитие логического мышления у дошкольников [Электронный ресурс] – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/02/15/didakticheskie-igrynapravlennye-na-razvitie-logicheskogo-myshleniya-u
  8. . Формирование элементарных математических представлений у дошкольников  сборник / под ред. А. А. Столяра. – М. : МозаикаСинтез, 2014. –

.

Перспективный план работы  «Учимся играя»

Для детей 5-6 лет

Содержание занятий

Задачи

Октябрь

Занятие №1

Мониторинг. Выполнение диагностических заданий. 1.«Оценка образно-логического мышления: «Нелепые картинки». «Перепутанные стихи».

2.»Оценка словесно-логического мышления».

Оценить уровень развития образно-логического, словесно-логического  мышления у детей.

Октябрь

Занятие №2

1.Обучение приёму«Сравнение».

Д/И «Давай, сравним», «Найди вырезанные кусочки»,

2.Игра с блоками Дьенеша. Группируем фигуры по цвету, форме, величине, толщине.          3.Занимательные вопросы, загадки – шутки.

Учить определять общие и отличительные признаки сравниваемых объектов, отличать существенные несущественные признаки объекта. Развивать внимание, восприятие, мышление.

Октябрь

Занятие №3

1.Анализ – синтез.                     Д/И «Дополни картинку», «Что для чего»2. «Чем похожи и чем отличаются»

3.Игра с блоками Дьенеша . Знакомство с карточками – символами.                                       4.Решение логических задач.

Упражнять в нахождении закономерности и обосновании найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков.

Октябрь

Занятие №4

1.Обобщение. Д/И «Логический поезд», «Назови одним словом» 2.»Логические цепочки».            3.Игра с блоками Дьенеша. Продолжать знакомить с карточками – символами.              4.Выкладывание картин из счётных палочек.

Учить подобрать обобщающее понятие для каждой группы слов; объяснить свой выбор.                       Учить находить логическую связь между рисунками, расположенными в одном ряду; нарисовать недостающий элемент; подробно объяснить свои действия.

Ноябрь

Занятие №1

1.Классификация. Д/И «Магазин универсальный», «Разложи на группы»,

2.Д/И «Подбери и назови».         3.Игра с палочками Кюизенера.  4.Учимся отгадывать загадки.

Учить мысленно распределять предметы по группам; соединить попарно подходящие друг другу предметы, подробно объяснять свои действия.

Ноябрь

Занятие №2

1.Систематизация. Д/И «Картинки последовательные», 2.Игра с блоками Дьенеша.

«Где спряталась мышка».                        3.Графический диктант.

Развивать умение упорядочивать объекты по количественному и внешним признакам и по смыслу Учить самостоятельно находить закономерность. Учить составлять описательный рассказ.

Ноябрь

Занятие №3

1.Ограничение.  Д/И «В гостях у лисы»,

2«Что лишнее».                     3.Игра с блоками Дьенеша «Найди клад».                                  

Учить выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам.

Ноябрь

Занятие №4

1.Умозаключения. Д/И «Потому, что…», «Логика».                                                  2. Игра с блоками Дьенеша «Кот и мыши».

3.Лингвистические задачки.

Учить при помощи суждений делать умозаключения. Развивать воображение.

Декабрь

Занятие №1

1.Установление причинно – следственных связей.                      Д/И «Почему это произошло».     2.Что должно быть в пустых клеточках, дорисуй.                         3.Логическая мозаика.

Учить находить причину событий. Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение.

Декабрь

Занятие №2

1.Смысловое соотнесение.       Д/И «Что подходит», «Бывает ли такое».

2. Придумывание небылиц.        3.Нарисуй справа такую же фигуру.

Учить находить связи между предметами, явлениями, основываясь на существенные признаки и свойства.

Декабрь

Занятие №3

1.Игра с логическими блоками Дьенеша «Угадай – ка»

2.Назови и покажи из каких фигур составлены эти предметы.

 3. Решение логических задач.     4.Графический диктант.

Развивать умения выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого – либо конкретного свойства предмета.

Декабрь

Занятие №4

1 Игра с палочками Кюизенера. «Посудная ловка».                           2.Задачи – шутки, занимательные вопросы.              

3.Д/И «Что делать»

Развивать у детей представление о числе на основе счёта и измерения; пространственные отношения.          На основе двух суждений делать самостоятельное умозаключение.

Январь

Занятие

№1

1.Разгадываем кроссворд          2.Занимательные вопросы, загадки – шутки.

Учить находить связи между предметами, явлениями.

Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение.

Январь

Занятие

№2

1«Сравнение».

Д/И «Что изменилось».        

2.Игра с блоками Дьенеша. Группируем предметы по существенному признаку.          3.Занимательные задачки.

Закреплять умение определять общие и отличительные признаки сравниваемых объектов, отличать существенные несущественные признаки объекта. Развивать внимание, восприятие, мышление.

Февраль

Занятие №1

1.Анализ – синтез.                     Д/И «Подскажи Незнайке»

2. «Зачем и почему»  

3.Игра с блоками Дьенеша . 4.Решение логических задач.

Закреплять в умении находить закономерности и обосновании найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков.

Февраль

Занятие №2

1.Обобщение. Д/И «Логические цепочки».            

2.Игра с блоками Дьенеша. 3.Выкладывание картин из спичек, пуговиц, сыпучих материалов.

Совершенствовать умения в  обобщении понятий  для каждой группы слов; объяснить свой выбор.                       Закреплять навык  находить логическую связь между картинками.

Февраль

Занятие №3

1.Классификация. Д/И «Вопрос – ответ», «Подбери и назови».        

2.Игра с палочками Кюизенера.  3.Учимся разгадывать ребусы.

Закреплять умение мысленно распределять предметы по группам; соединить попарно подходящие друг другу предметы, подробно объяснять свои действия.

Февраль

Занятие №4

1.Систематизация. Д/И «Продолжи ряд предметов».      2.Игра с блоками Дьенеша. «Где спряталась мышка».                        3.Графический диктант.

Совершенствовать умение упорядочивать объекты по количественному и внешним признакам и по смыслу, составлять описательный рассказ.

Март

Занятие

№1

1.Ограничение.  Д/И «Найди фрагменты изображений».                                  2.Игра с блоками Дьенеша

3.Учимся разгадывать крассворды.                                  

Закреплять умения выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам.

Март

Занятие

№2

1.Умозаключения. Д/И  «Подумай, на что похожа картинка, дорисуй её».                    

2. Игра с блоками Дьенеша

3.Разгадываем загадки

Закреплять умения при помощи суждений делать умозаключения. Развивать воображение.

Март

Занятие

№3

1.Установление причинно – следственных связей.                      Д/И Что должно быть в пустых клеточках, дорисуй.                         2.Логическая мозаика.

Совершенствовать умение находить причину событий. Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение.

Март

Занятие

№4

1.Смысловое соотнесение.       Д/И «И хорошо и плохо».        

2. Придумывание небылиц.        3.Графический диктант

Закреплять умение находить связи между предметами, явлениями, основываясь на существенные признаки и свойства.

Апрель

Занятие №1-2

Мониторинг. Выполнение диагностических заданий.

Оценить уровень развития логического мышления у детей.

Читайте также:  Ребенок рожденный вызванными родами развитие

Перспективный план работы  «Учимся играя»

                                                  Для детей 6-7 лет

     Месяц

                Занятие

                          Задачи

Октябрь

№2.

 «Неправильные картинки»

-Развивать элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях.

-Развивать умение рассуждать логически.

№3.

 «На что сгодится карандаш?»

-Развивать оригинальность мышления.

-Расширять способность нестандартного применения предметов.

– Воспитывать коммуникативные качества

Ноябрь

№1.

 «Шумно, вкусно, кругло-красно!»

-Развитие образно-логическое мышление.

-Учить изменять одно свойство предмета не изменяя других его свойств.

-Развивать мелкую моторику, графические навыки.

№2.

 «Ожившие фигуры»

-Развивать креативное мышление.

-Развивать мелкую моторику, художественные способности.

№3.

 «Кто сильней: медведь или папа?»

-Развивать творческое воображение, фантазию, художественные способности.

-Формировать коммуникативные и импровизационные навыки.

№4.

 «Что в пустой клетке?»

– Развивать мыслительные операции: умозаключение, систематизацию.

-Развивать мелкую моторику, гр.навыки.

Декабрь

№1.

 «И карета – сказочная, и палочка волшебная!»

-Развивать творческое воображение, фантазию.

-Развивать мелкую моторику, художественные способности.

№2.

 «Буквы нашлись»

-Развивать зрительное восприятие, внимание.

– Развивать мыслительные операции: сравнение.

№3.

 «Буквы спрятались!»

-Развивать зрительное восприятие, внимание.

– Развивать мыслительные операции: сравнение, смысловое соотнесение.

№4.

 «Необычный оркестр»

– Развивать воображение; побуждать детей к импровизации.

-Расширять способность нестандартного применения предметов.

-Воспитывать партнёрские, уважительные отношения

Февраль

№1.

 «Выход из лабиринта»

-Развивать способность планировать действие и поведение.

– Развивать мелкую моторику, гр.навыки.

№2.

 «Мокро в банке огурцу»

– Развивать креативное мышление.

-Развивать творческое воображение, фантазию, художественные способности.

-Воспитывать коммуникативные качества.

№3.

 «Не узоры – загляденье!»

-Развивать зрительное восприятие, внимание.

– Развивать мыслительные операции: сравнение, смы?