Программа творческого развития ребенка инвалида

Программа творческого развития ребенка инвалида thumbnail

Программа по развитию творческих способностей

для детей с ОВЗ в условиях надомного обучения

Актуальность программы
         Жизнь ребенка с особыми потребностями протекает в сложных условиях: она в корне отличается от образа жизни и воспитания здоровых детей. Тем не менее, такой ребенок, независимо от наличия у него определенных ограничений нуждается в возможности выявления своих талантов и способностей и их проявления. И как показывает практика, среди такой категории очень много музыкально, поэтически и художественно одарённых детей.
         С целью оптимизации жизненного пространства детей с особыми потребностями, проявляющими интерес к декоративно-прикладному творчеству и разработана программа художественной направленности.
Творчество – это индивидуальная психологическая особенность ребёнка, которая не зависит от умственных способностей и физических ограничений. Творчество проявляется в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
          Одной из главных задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового).

Цель программы: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами декоративно-прикладного творчества.

Задачи:

обучающие: расширять знания, умения и навыки по различным направлениям декоративно-прикладного творчества.

развивающие: развивать память, логическое мышление, воображение, наблюдательность, творческие способности; расширять кругозор;

воспитывающие: воспитывать чувство собственного достоинства; содействовать преодолению отрицательных стереотипов представлений окружающих и самого ребенка о его способностях и внутреннем мире; содействовать развитию положительной эмоционально-волевой сферы ребенка.

         Основная форма проведения занятия – индивидуально на дому. В процессе занятия проводится смена видов деятельности (теория – практика), соблюдаются перерывы, физкультминутки, минутки релаксации, игры для снятия напряжения и предотвращения утомляемости.

Основные этапы программы

         Учащиеся получают начальные знания и умения работы с природным и бросовым материалом, лепки из соленого теста и пластилина, бумагопластики (торцевание и модульное оригами). Занимаются изготовлением сувениров из различных материалов и в разных техниках.

         Программа рассчитана, прежде всего, на выполнение изделий и экспонатов, степень сложности которых зависит от диагноза и индивидуальных способностей ребенка.

Основные принципы программы:

         Основным принципом программы является принцип индивидуального подхода к ребенку, учет его возрастных, физических, эмоциональных особенностей, учет его интересов. Программа построена на принципах доступности, занимательности, наглядности, последовательности, на принципе сотрудничества (сотрудничества ребенка с педагогом, с родителями).

Основные формы и методы работы:

          Для достижения поставленной цели используются следующие формы и методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, работа с литературой, интернет ресурсами); исследовательские (наблюдение, опыт, эксперимент, исследования); наглядные (демонстрация, показ); практические; важное место в программе занимает игровой метод, поскольку игра является потребностью растущего детского организма.

Ожидаемые результаты:

          Кроме расширения объема знаний, умений и навыков по декоративно-прикладному творчеству и раскрытия творческого потенциала учащихся, ожидается:

– повышение социальной активности;

– положительная динамика развития познавательных психических процессов;

– сформированность устойчивого интереса к выбранному виду деятельности;

– реализация потребности к саморазвитию, самообразованию и

самостоятельности;

– сформированность чувства собственного достоинства и самоуважения;

– расширение кругозора ребенка.

Учебно-тематический план

1.Вводное занятие

2.Работа с природным и бросовым материалом
3.Лепка: пластилин, соленое тесто
4.Бумагопластика, торцевание,  оригами, торцевание, папье-маше.
5.Изготовление сувениров
6.Итоговое занятие.В течение учебного года могут быть внесены дополнительные темы, изменено количество часов по темам.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Тема: «Вводное занятие»
Теория: Знакомство с планом работы на год.
Практика: Игры на закрепление цвета «Выложи цветные полоски от светлого до темного», «Какой цвет получится, если смешать…?»; на развитие памяти и внимания «Что изменилось?», «Чего не стало?»

Практика: Игры на развитие пространственного мышления и воображения «На что похожа эта фигура?», «Что получится, если добавить…?».2.Тема: «Работа с природным и бросовым материалом»
Теория: Технология работы с природным и бросовым материалом. Их разновидности. Инструменты, ТБ работы с клеем, шилом. 
Практика: Выполнение панно с использованием природного и бросового материала. Оформление рамок для панно. Художественное оформление работ.

Теория: Закрепление ранее полученных знаний о работы с природным и бросовым материалом. Их применение. Инструменты, ТБ работы с клеем, шилом. Получение новой информации о работе с этими материалами (работа с компьютером).
Практика: Составление эскиза панно с использованием природного и бросового материала. Самостоятельное выполнение работы. Художественное оформление работы.3.Тема: «Лепка: пластилин, соленое тесто»
Теория: Инструменты, материал. Технология работы с пластилином. Технология приготовления соленого теста и правила работы с ним.
Практика: Выполнение изделий из пластилина и соленого теста: панно, животные, растительный мир. Практическое  применение в быту изделий, выполненных из этих материалов.

Теория: Инструменты, материал. Закрепление знаний и умений работы с пластилином. Новые приемы использования в лепке пластилина, соленого теста, глины. Правила работы с этим материалом.
П р а к т и к а: Выполнение панно, украшений из пластилина, соленого теста и глины, используя новые приемы. Практическое приминение в быту изделий, выполненных из разных материалов.4.Тема: «Бумагопластика, торцевание»
Теория: Материал (бумага разных видов, клей ПВА). Инструменты (резак, ножницы) и ТБ работы с ними. Освоение приемов сгибания, разгибания. Выполнение завитков, складок. Приемы работы с гофрированной бумагой. Применение и назначение этих изделий в быту.
Практика: Выполнение объемных изделий из различных видов бумаги: насекомые, животные, растения, снежинки. Выполнение изделий в технике торцевание объемное и плоскостное: кактус, цветы, насекомые.

Теория: Закрепление знаний и умений, полученных ранее о материале (бумага разных видов, клей ПВА), инструментах (резак, ножницы, клей) и ТБ работы с ними. Приемы работы с картоном. Технология выполнения папье-маше. Изготовление треугольного модуля и сборка изделия из них. Оригами.
Практика: Выполнение объемных изделий из треугольных модулей и картона. Оформление ваз в технике торцевание. Изготовление цветка георгина объемным торцеванием. Выполнение предметов в технике папье-маше. Самостоятельная работа с материалами и инструментами. Применение изделий в быту.5.Тема: «Изготовление сувениров»
Теория: Разновидности сувениров, материал, инструменты, ТБ с ними.
Практика: Выполнение сувениров в разных техниках к разным календарным датам, используя различные материалы: тесто, пластилин, бумагу, природный и бросовый материал. 

Теория: Закрепление знаний о разновидности сувениров. Материал, инструменты, ТБ с ними. Назначение подарков.
Практика: Выполнение сувениров в разной технике. Новые виды материала и способы выполнения сувениров и подарков. Работа по замыслу учащегося.6. Итоговое занятие.
Подведение итогов. Награждение. Пожелания.

Источник

Лариса Тагирова
Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями в условиях реабилитационного центра (изостудия)

Чем бы ни занимался в своей жизни «особый» ребенок, какие бы физические, интеллектуальные или психические ограничения ни довлели в его судьбе – он заслуживает достойного существования и способен к полноценной самореализации, если окружающий его мир признает возможности творческой реабилитации.

Дети-инвалиды не такие, как все. Они рисуют, лепят, мастерят.Их рисунки наполнены эмоциями до отказа: это радость, слезы, изумление, восторг и боль. Они пытаются говорить с нами на языке искусства.

Главная проблема, с которой сталкиваются дети-инвалиды – это непонимание, отторжение от общества, отсутствие общения со сверстниками. Между тем, эти дети, особенно, если они одарены талантом, воспринимают этот мир острее, ярче и глубже, чем их здоровые сверстники. Они вдумчивее, усерднее и внимательнее, так как их физические возможности ограничены.

Творчество, как показывает опыт, – одно из наиболее привлекательных и эффективных направлений реабилитации и социальной адаптации людей с ограниченными возможностями. Именно творчество, являясь великолепным стимулом, позволяет повысить самооценку и развить физические и умственные способности, положительно влияет на становление личности и социализацию индивидуума. Причем уровень, которого достигают в творчестве многие дети, благодаря своей силе воли, неунывающему и оптимистическому отношению к себе и своей жизни; конечно же, поддержке окружающих, повергает в изумление и

стремление каждого человека достичь максимальных высот своего развития, быть полноценной личностью, востребованным и уважаемым членом общества, а у людей с особыми потребностями эти желания выражены острее. И наша общая задача – помочь им в этом.

В нашем реабилитационном центре разработано несколько направлений творчества. В студии изобразительного искусства дети занимаются рисованием и некоторыми видами декоративно-прикладного искусства.В швейной мастерской каждый может выбрать себе занятие по душе: бисероплетение, вышивку крестом, шитье мягкой игрушки, рисование нитью на картоне (изонить, вязание на спицах, крючком. Интерес к швейной мастерской проявляют и девочки, и мальчики. В столярной мастерской мальчики и некоторые девочки постигают азы резьбы по дереву.

. Цель занятий – стимулирование творческого потенциала детей и подростков, как необходимого элемента социального и культурного развития

Занятия творчеством дают возможность даже самому слабому по состоянию здоровья ребенку поверить в свои силы, свои способности, суметь сделать чудо своими руками. Главная задача – увлечь творчеством, подобрать и предложить им тот материал и вид деятельности, с которым они смогут справиться самостоятельно. Навыки, полученные на занятиях, конечно же пригодятся в реальной жизни, в конце концов они позволят скрасить быт, занять свободное время. Дети на занятиях получают прежде всего положительные эмоции, которые являются лучшими лекарствами.

На занятиях в студии изобразительного искусства я создаю условия для коррекции движения, развития мелкой моторики рук, здесь решаются задачи адаптации, развиваются творческое мышление, творческая активность, художественный вкус, эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства, наблюдательность, память, расширяется кругозор. Кроме того, занятия призваны воспитывать характер, целеустремленность, настойчивость, учить взаимопомощи.

Есть много способов заставить работать воображение ребенка и помочь ему начать творить. Это важно, так как начиная творить, фантазировать, ребенок включается в состояние творческого процесса. Состояние творческого процесса вполне доступно ребенку, нужно только его подтолкнуть.

Во время творческого процесса у человека изменяется восприятие времени, оно как бы исчезает и мы его не замечаем, снижаются болевые ощущения, человек уходит в свой внутренний мир. Пропадает усталость, ребенок желает закончить свое произведение. Интерес и энтузиазм творчества повышают адаптивные функции организма, включают внутренние резервы, помогающие выздоравливать хотя бы психологически.

Творческая реабилитация является неотъемлемой частью социальной реабилитации, так как реализует потребность детей-инвалидов в общении, способствует их успешной интеграции в социуме, позволяет получить профессиональные навыки. Все это формирует возможность независимого образа жизни и способствует развитию личности ребенка-инвалида, т. е. обеспечивает его социальную реабилитацию.

Источник

Адаптированная программа «Волшебный мир», художественной направленности. Данная программа составлена для работы с детьми-инвалидами. Применение программы в работе с детьми с ОВЗ способствует обогащению общей осведомленности ребенка, развитию фантазии и художественно-образного мышления, развитию мелкой моторики рук.

Значительную роль в развитии личности ребенка занимает искусство. Искусство влияет на формирование внутренней культуры подрастающего поколения. Благодаря эталонам художественной направленности у ребенка развивается чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство природы.

Данная программа имеет художественную направленность, а по функциональному назначению является прикладной, то есть создает условия для овладения детьми определенной совокупности умений и способов действия. Программа создает необходимые условия для свободного самовыражения и художественного творчества ребенка. Декоративно прикладное искусство позволяет ребёнку систематически развивать органы чувств и творческие способности.

Программа предполагает изучение разнообразных видов аппликации, художественного конструирования из бумаги и создание поделок из бросового материала, изобразительное искусство.

Для детей с ОВЗ занятия декоративно прикладным искусством, работа с природным материалом, дают возможность в каждой незначительной детали видеть неповторимую красоту, образ. Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием, показателем уровня развития ребенка, она выступает стимулом для развития его собственных творческих способностей, что особенно актуально в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В программе уделяется внимание вопросам композиции на плоскости объемно-пространственной композиции, понятию и роли цвета, формы и конструкции, технологии переработки бумаги в декоративные формы, все это способствует повышению уровня общей осведомленности.

Наиболее важным моментом программы для детей с ОВЗ является положительное влияние на развитие мелкой моторики. Развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. Для ребенка уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной и речевой деятельности, обеспечивает возможность успешного обучения в школе.

Постоянная, кропотливая работа над предметом декоративно прикладного искусства обеспечивает развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ, что благоприятно сказывается на развитии речи, мышления, памяти, внимания, обогащении практического опыта в практической деятельности.

Художественное творчество является показателем развития личности, позволяет обрести социальный опыт и стать частью мировой художественной культуры. Для ребенка важно самовыражение и самораскрытие, которое возможно с помощью приобщения к творчеству и формирования чувство прекрасного. Декоративно прикладное искусство позволяет ребенку принять себя, выразить и осознать представления о себе, своем окружении и сформировать картину мира.

Педагоги

Михеева Ольга Владимировна, в должности педагога дополнительного образования работает 11 лет (с 01.10.2007 года).

Имеет высшее педагогическое образование, в 2010 году окончила Новосибирский государственный педагогический университет по квалификации учитель изобразительного искусства по специальности «Изобразительное искусство».

Имеет первую квалификационную категорию.

Содержание программы

Программа разработана на 5 лет, каждый учебный год по 72 часа (2 часа в неделю).

  1. Вводное занятие.
  2. Рисование с натуры. Рисунок.
  3. Рисование с натуры. Живопись.
  4. Беседы об изобразительном искусстве и красоте.
  5. Рисование на темы.
  6. Композиция.
  7. Декоративное рисование.
  8. Иллюстрирование литературных произведений.
  9. Подготовка и проведение выставок.
  10. Итоговая и промежуточная аттестация.

Цели программы

Цель программы:

Создать условия для развития положительного эмоционального и социально-адаптивного поведения детей с ограниченными возможностями, формирование позитивных качеств, развитие познавательной активности, путём вовлечения в творческую деятельность.

Задачи:

Предметные:

  • формировать умения и навыки работы с различными материалами;
  • научить способам обработки и оформления материалов в изделии;
  • учить экономному и рациональному расходованию материала.

Метапредметные:

  • развивать мелкую моторику, глазомер;
  • развивать образное и пространственное мышление;
  • развивать творческие способности.

Личностные:

  • воспитывать выдержку, волевое усилие, доводить начатое дело до конца;
  • воспитывать организованность, аккуратность.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут:

Уметь:

  1. Грамотно отбирать содер­жание рисунка.
  2. Передавать ха­рактерные признаки объектов и явле­ний на основе представлений, полу­ченных из наблюдений или в результа­те рассматривания репродукций, фото­графий, иллюстраций в детских книгах.
  3. Создании сюжета передавать несложные смыс­ловые связи между объектами, ста­раться показать пространственные взаимоотношения между ними.
  4. Сочетать различные техники изобразительной деятельности

Знать:

  1. Правила техники безопасности.
  2. Название и назначение инструментов, необходимых при работе с бумагой, красками и пластилином.
  3. Названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе.
  4. Цветовую гамму, с вари­антами композиций и разным распо­ложением изображения на листе бу­маги.

Развиты следующие личностные качества:

  1. Воплощать в художе­ственной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; под­держивать личностное творческое на­чало.
  2. Развита восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности, создавать условия для их активного познания и на этой основе учить детей: отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами.

Особые условия проведения

Обучение бесплатное.

Ограничение по состоянию здоровья.

Материально-техническая база

В наличии имеется оборудованный кабинет, отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям:

  • столы, расположенные таким образом, чтобы свет падал с левой стороны или спереди работающего;
  • доска, для демонстрации схем, чертежей, рисунков.
  • компьютер, проектор, экран.

Расходные материалы: мука, соль, бумага, картон, краски, карандаши, линейки, ластики, рамки, природный материал, пластилин, нитки, иголки, витражные краски, поролон, тесьма, салфетки, клей, ножницы, резаки, скалки, стеки.

Демонстрационные материалы: альбомы выставочных работ, образцы, репродукции картин, рисунки.

Источник