Программа сопровождения развития ребенка школьного возраста

ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пояснительная записка

Цель программы – максимальное содействие личностному и интеллектуальному развитию школьников,  создание психологических условий для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья.

Задачи программы:        

  1. Выявлять психологическую готовность детей к школьному обучению, с целью определения траектории развития каждого обучающегося, прогноза проблем  обучения и своевременного их устранения. Составлять социально-психологический портрет ученика;
  2. Вести работу по профилактике дезадаптации первоклассников, создавать условия для их успешного приспособления к условиям обучения в школе;
  3. Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности обучающихся, препятствующие нормальному протеканию процесса обучения и воспитания; а также выявлять  интересы, склонности, способности и ценностные ориентации младших школьников;
  4. Проводить развивающую и коррекционную работу с детьми  «группы риска»;
  5. Выявлять и устранять психологические причины нарушений межличностных отношений младших школьников с учителями, сверстниками, с родителями и другими людьми;
  6. Формировать ценности здоровья и здорового образа жизни детей;
  7. Выявлять психологическую готовность младших школьников к переходу на следующую ступень общего образования;
  8. Консультировать учителей и родителей по психологическим проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей.

Принципы построения программы:

Принцип позитивности – создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи и сотрудничества;

Принцип целостности развития – усиливает значение всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и личности ребёнка, помогает строить позитивное будущее;

Принцип индивидуального подхода – максимальный учёт психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребёнка;

Принцип развития и саморазвития личности – активизация творческих возможностей, способностей к самопознанию, самосовершенствованию и саморегуляции.

Программа учитывает особенности первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения и особого этапа в жизни ребёнка, связанного:

  1. с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимой игровой);
  2. с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
  3. с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
  4. с формированием у школьников основ умения учиться и способности к организации  своей деятельности; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
  5. с изменением самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
  6. с моральным развитием, связанным с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление.

В основе реализации программы лежит системно – деятельностный подход, который предполагает:

  1. учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
  1.    обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
  2.    разнообразие траекторий  индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов.

Программа составлена  в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования и Уставом образовательного учреждения.

        Работа по реализации программы психолого-педагогического сопровождения в первых классах.

Направления работы

Задачи

Содержание работы

Методы и методики

Сроки проведения

1. Определение психологической готовности к школьному обучению

Выявить психологическую готовность детей к школьному обучению; Определить траекторию развития каждого обучающегося; Спрогнозировать проблемы  обучения для своевременного их устранения;

Составление социально-психологического портрета ученика

Диагностика функциональной готовности

Тест «Школьной зрелости» Керна-Йирасика

Апрель (ШП)-сентябрь

Диагностика развития произвольности

«Графический диктант»

Д. Эльконина

Апрель (ШП)-сентябрь;

май

Диагностика развития внимания и работоспособности

Корректурная проба

Апрель (ШП)-сентябрь; январь;

май

Диагностика развития понятийного мышления

Методика «Четвёртый лишний»

Апрель (ШП)-сентябрь

Диагностика развития кратковременной зрительной памяти

Методика «10 картинок»

Апрель (ШП)-сентябрь

Исследование мотивации

Проективный тест  Н. Лускановой «Что мне нравится в школе»

сентябрь

Исследование представлений родителей о готовности их ребёнка к школьному обучению

Анкета «Готов ли Ваш ребёнок к школе»

сентябрь

Родительское собрание «Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению»

Педагогическая мастерская.

Мастер класс

Апрель («Школа первоклассных родителей.»

2. Профилактика дезадаптации

Создание условий для успешной адаптации первоклассников к школьному обучению

Исследование особенностей адаптации первоклассников к школе

1. Методика «Исследование социально-психологической адаптации детей к школе» Э. Александровской;

2. Методика «Психологический анализ особенностей адаптации детей к школе» Л. Ковалёвой.

3. Наблюдение за детьми на уроках и переменах

4. Беседы с учителями

Октябрь;

апрель

Исследование психо-эмоционального самочувствия

Невербальная диагностика эмоционального состояния А. Прохорова

Методика «Лесенка»

Методика «Цветометрия»

Октябрь;

апрель

Развивающие занятия

Программа «Введение в школьную жизнь» Цукерман

1 четверть

Родительские собрания:

 «Психологические особенности детей 7 лет»;

«Особенности первых недель обучения в школе»

Сентябрь-октябрь

3. Коррекционная работа с детьми «группы риска»

Устранение проблем развития познавательных процессов

Коррекционная работа по развитию познавательных  процессов (мышления, внимания, памяти и т. д.) у первоклассников с низким уровнем готовности к школьному обучению

Программа «Хочу учиться»

3-4 четверти

4. Консультатив-

ная работа

Психологическая помощь родителям и учителям по проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей

Консультации родителей и педагогов по психологическим проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам развития личности детей

В течение года

5. Методическая работа

Проанализировать уровень готовности первоклассников к школьному обучению

Выявить «группу риска» и спланировать дальнейшую работу с  этими детьми

Консилиум по готовности первоклассников к обучению в школе

сентябрь

Проанализировать результаты адаптации первоклассников к школьному обучению, спланировать индивидуальную работу с дезадаптантами

Консилиум по адаптации первоклассников к обучению в школе.

МО учителей начальных классов по итогам работы по адаптации первоклассников к обучению в школе.

Ноябрь;

май

Читайте также:  Отставание ребенка в психофизическом развитии

Работа по реализации программы психолого-педагогического сопровождения во вторых классах.

Направления работы

Задачи

Содержание работы

Методы и методики

Сроки проведения

1.Диагностика интеллектуальных, личностных и эмоционально-волевых особенностей обучающихся

Своевременное выявление  проблем интеллектуального и личностного развития;

Определение траектории развития  детей «группы риска»;

Составление социально-психологического портрета ученика

Индивидуальное исследование развития познавательных процессов (мышления; памяти; внимания)

Методика Векслера

В течение года по запросам учителей и родителей

Исследование личностных особенностей второклассников

Личностный опросник Кеттелла

Наблюдение

Беседы с учителями и родителями

В течение года по запросам учителей и родителей

Исследование эмоционально-волевой сферы, агрессивности, уровня тревожности  младших школьников

Проективная методика «Несуществующее животное»;

Тест тревожности В. Астапова (психологический практикум);

Декабрь

Родительское собрание «Эмоциональный мир детей»

Родительская гостиница

Декабрь

Исследование мотивации

Методика исследования мотивации учения  Лусканова

Январь

Исследование межличностных взаимоотношений

Социометрическая методика «Жилищный вопрос»

Апрель

2. Коррекционная работа с детьми, имеющими проблемы в  обучении, межличностных взаимоотношениях, развитии эмоционально-волевой сферы

Устранение интеллектуальных и личностных проблем младших школьников. Формирование навыков общения и снятия нервно-психического напряжения

Коррекционная работа по развитию познавательных  процессов (мышления, внимания, памяти и т. д.);

Коррекция межличностных взаимоотношений;

Коррекция нервно-психического состояния

Индивидуальные программы развития и коррекции;

Программа психокоррекционной помощи детям с нарушениями эмоциональной сферы (справочная книга);

Программа игровой психокоррекции трудностей общения у младших школьников (справочная книга)

В течение года по результатам психологических исследований

3. Работа по изучению индивидуальных особенностей второклассников и выявлению одарённых детей

Выявление  интересов, склонностей, способностей младших школьников. Изучение детской креативности, как основы творческой одарённости

Изучение интересов, склонностей  и способностей;

Исследование креативности

Беседы с учителями

Анкетирование родителей

Методика изучения детской креативности Е. Туник (справочная книга)

Март

4. Консультатив-

ная работа

Психологическая помощь родителям и учителям по проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей

Консультации родителей и педагогов по психологическим проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей

В течение года

5. Методическая работа

Познакомить учителей начальных классов с методиками изучения творческой одарённости младших школьников

МО учителей начальных классов «Исследование творческой одарённости младших школьников»

Март

Работа по реализации программы психолого-педагогического сопровождения в третьих классах.

Направления работы

Задачи

Содержание работы

Методы и методики

Сроки проведения

1.Диагностика личностных и эмоционально-волевых особенностей обучающихся

Своевременное выявление  проблем личностного развития;

Определение траектории развития  детей «группы риска»;

Составление социально-психологического портрета ученика

Исследование личностных особенностей третьеклассников

Личностный опросник Кеттелла

Наблюдение

Беседы с учителями и родителями

В течение года по запросам учителей и родителей

Исследование эмоционально-волевой сферы, агрессивности, уровня тревожности  младших школьников, уровня их притязаний и самооценки

Методика изучения самооценки и уровня притязаний А. Липкиной (Е. Рогов)

Методика исследования самооценки Дембо – Рубинштейна

Анкета для родителей по оценке нервно-психического состояния их детей

Декабрь

2. Коррекционная работа с детьми, имеющими проблемы в эмоционально-волевой сфере

Устранение проблем развития эмоционально-волевой сферы младших школьников. Формирование навыков снятия нервно-психического напряжения

Коррекция нервно-психического состояния

Программа психокоррекционной помощи детям с нарушениями эмоциональной сферы (справочная книга);

В течение года по результатам психологических исследований

3. Работа по изучению индивидуальных особенностей третьеклассников и выявлению одарённых детей

Выявление интеллектуально одарённых детей

Исследование интеллектуальной одарённости младших школьников

Методика Л. Ясюковой

Март

4. Работа по формированию ЗОЖ

Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни детей

Исследование представлений младших школьников о ЗОЖ

Анкетирование родителей

Анкетирование третьеклассников

Февраль

Просвещение и профилактика проблем охраны и укрепления здоровья детей

Программа «Я расту здоровым»

Февраль

Родительское собрание «Здоровье наших детей в наших руках»

Круглый стол

Февраль

5. Консультатив-

ная работа

Психологическая помощь родителям и учителям по проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей

Консультации родителей и педагогов по психологическим проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей

В течение года

6. Методическая работа

Познакомить учителей начальных классов с методиками изучения интеллектуальной одарённости младших школьников

МО учителей начальных классов «Исследование интеллектуальной одарённости младших школьников»

Март

Работа по реализации программы психолого-педагогического сопровождения в четвёртых классах.

Направления работы

Задачи

Содержание работы

Методы и методики

Сроки проведения

1.Диагностика личностных особенностей обучающихся

Своевременное выявление  проблем личностного развития;

Определение траектории развития  детей «группы риска»;

Составление социально-психологического портрета ученика

Исследование личностных особенностей четвероклассников

Личностный опросник Кеттелла

Наблюдение

Беседы с учителями и родителями

В течение года по запросам учителей и родителей

2. Коррекционная работа с детьми, имеющими проблемы личностного развития

Устранение проблем личностного развития младших школьников

Коррекция проблем личностного развития

Индивидуальные программы развития личности

В течение года по результатам психологических исследований

3. Работа по изучению индивидуальных особенностей четвероклассников. Работа с одарёнными детьми

Выявление одарённых детей, развитие их интеллектуальных и творческих способностей

Исследование интеллектуальной одарённости младших школьников

Методика Л. Ясюковой

В течение года

Развивающие занятия с одарёнными детьми

Программа «Создай себя»

4. Работа по формированию ЗОЖ

Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни детей

Исследование ценностных ориентаций младших школьников

Методика исследования ценностных ориентаций

Февраль

Просвещение и профилактика проблем охраны и укрепления здоровья детей

Программа «Я расту здоровым»

5. Консультатив-

ная работа

Психологическая помощь родителям и учителям по проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей

Консультации родителей и педагогов по психологическим проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей

В течение года

6. Работа по преемственности в обучении школьников при переходе из начальной школы в среднее звено

Выявить психологическую готовность детей к переходу на следующую ступень обучения;

 Составление социально-психологического портрета ученика

Исследование основных новообразований младшего школьного возраста (произвольность, рефлексия, мышление в понятиях)

Опросник по определению уровня самооценки и притязаний С. Ковалёва;

Методики «Счёт» и «Слова» И. Дубровиной

Март-апрель

Исследование межличностных взаимоотношений

Опросник Лускановой

Исследование психо – эмоционального состояния (тревожности)

Шкала явной тревожности А. Прихожан

Родительское собрание «Дети на переходном этапе обучения»

Беседа

7. Методическая работа

Обеспечение психолого-педагогической преемственности в обучении школьников при переходе из начальной школы в среднее звено

Консилиум «Психолого – педагогическая готовность четвероклассников к переходу на следующую ступень обучения»

Май

Читайте также:  Игровая деятельность и развитие ребенка с проблемами в развитии

Календарно – тематический  план реализации программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся 1 – 4 классов (начальная школа)

Направления работы месяца

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Определение психологической готовности к школьному обучению

1 кл.

дошкол.

дошкол.

Профилактика дезадаптации

1 кл.

1 кл.

1 кл.

Коррекционная работа по развитию познавательных  процессов у первоклассников с низким уровнем готовности к школьному обучению

1 кл.

Исследование личностных особенностей младших школьников

2 кл. – 4 кл.

Исследование эмоционально-волевой сферы, агрессивности, уровня тревожности  младших школьников

2 –3 кл.

4 кл.

Коррекция интеллектуальных и личностных проблем младших школьников. Формирование навыков общения и снятия нервно-психического напряжения

2 кл. – 4 кл.

Работа по изучению индивидуальных особенностей младших школьников и выявлению одарённых детей

2 -3 кл.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей одарённых детей

4 кл.

4 кл.

4 кл.

4 кл.

4 кл.

4 кл.

4 кл.

4 кл.

4 кл.

Исследование межличностных взаимоотношений

1 кл.

2 кл.;

4 кл.

Консультатив-

ная работа

Учителя и родители

Работа по преемственности в обучении школьников при переходе из начальной школы в среднее звено

4 кл.

4 кл.

Источник

Программа сопровождения и коррекции девиантного поведения детей младшего школьного возраста и подростков.

«Путь к успеху».

Пояснительная записка

         Девиантное поведение, понимаемое как отклонение  от  социальных  норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это  явление  в центр  внимания  педагогов,  психологов,  медиков,   работников правоохранительных органов.  Рост девиаций в поведении учащихся образовательных учреждений предопределил на государственном уровне постановку и решение вопроса о профилактике девиантного поведения среди учащихся, не достигших 18-летнего возраста. Ребенок  изначально  открытый  и  устремленный  к  добру,  взрослея, постепенно приобретает асоциальный тип  поведения. В погоне за статусом, деньгами, стираются грани дозволенного и нравственного, современным семьям порой просто некогда объяснять и уж тем более следовать общепринятым  нормам поведения, неумение регулировать и контролировать свои эмоциональные проявления приводят к печальным последствиям. Уровень общения  переходит  на  узко  ориентированный  (еда,  одежда,  дом), деградирует культура общения в семье. А ведь известно что семья является важной и по сути главной  инстанцией на пути ребёнка в жизнь. Поэтому важно привлекать родителей к совместной работе по решению возникающих проблем.

            В последнее время девиантное поведение часто прослеживается и у детей младшего школьного возраста, а ведь именно в данном возрасте складываются моральные аспекты поведения ребенка, формируются задатки личности которой в последствии предстоит жить в социуме самостоятельно.

Девиантное поведение не рождается сиюминутно,  оно формируется еще в младшем возрасте. Школа как один их важным институтов в становлении личности  ребенка может повлиять на развитие детей, тем самым помочь ребенку в дальнейшей жизни. Своевременная коррекция и профилактика девиантного поведения может уберечь детей и подростков от будущих проблем в жизни. Федеральные государственные стандарты образования НОО, ООО, ставят задачу развивать всестороннюю личность, адаптированную к жизни в социуме, у которой сформированы и развиты навыки жизненной компетентности, это возможно только при создании психологического комфорта в образовательном учреждении. Учитывая рост детей с девиантным поведением в общеобразовательных учреждениях, возникает необходимость профилактики и коррекции. Учитывая выше сказанное,  данная программа является актуальной для образовательных учреждений.

         В 2016 году в МБОУ СОШ № 24 была разработана программа сопровождения и  коррекции детей и подростков с девиантным поведением « Путь к успеху» .

Содержание программы:

Программа построена с учетом требований следующих документов:

  • Конституции Российской Федерации
  • Конвенции о правах ребенка
  • Закона Российской Федерации «Об образовании»
  • Закона Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ от 24.06.1999г.

Инновационность: В отличии от других коррекционных программ регулирующих девиантное поведение направленных только подростковый возраст, данная охватывает весь школьный период обучения ребенка, все возрастные категории учитывает разновозрастные особенности детей и подростков. Полноправными участниками программы становятся родители.

В рамках обеспечения комплексного психологического сопровождения коррекционная программа проводиться в групповой форме, основанной на доверии, что дает возможность детям развить социальные навыки, нормы и правила поведения, представления о социальных ролях.

Развивает коммуникативные навыки, средства общения.

Дает  осознание своей роли в группе, снижая  уровень иерархизации внутри группы, позволяет расширять поведенческий репертуар.

Цель:

  • Развитие  коммуникативных компетенций, определяемых  личностными, семейными, общественными потребностями и возможностями ребенка учитывая его индивидуальные особенностями развития.
  • Осуществлять психолого- социальную  коррекцию направленную на формирование положительного образа «Я» формирование адекватной самооценки, снижение уровня тревожности, повышение социальной активности, формирование навыков саморегуляции.

Задачи.

  • Осуществление психолого-педагогической помощи детям и подросткам, испытывающим трудности в школьной адаптации.
  • Формирование жизненных навыков социальной компетентности.
  • Формирование умения контролировать свои эмоции, развивать у детей эмпатию, толерантность к  окружающим.
  • Формирование навыков эффективного общения у детей и  подростков.
  • Формирование критического отношения к психо активным веществам: алкоголю, наркотикам, наркотикам, табакокурению.
  • Повышение психологической защищенности детей и подростков, поддержка и укрепление психологического здоровья подрастающего поколения.

Принципы программы:

  • Гуманизма и оптимизма -с требованием “Не навреди” учитываем что  исследование детской и подростковой психики не  только выявляет закономерности ее развития, но и вызывает свое влияние на него, последствия которого исследователь должен предусматривать, обеспечивая позитивный развивающий эффект. 
  • Единства сознания и деятельности- сознание образует внутренний план деятельности ребенка и подростка, а изменение деятельности способствует формированию нового уровня сознания.
  • Принцип развития- характеристика психического явления возможна при все стороннем изучении и на основании этого перспектив изменения.
  • Принцип комплексного подхода предполагает обязательно использовать систему взаимосвязанных друг с другом методов изучения и воздействия. Важно, чтобы каждый метод вписывался в естественную ситуацию жизнедеятельности ребенка, имел целевую направленность на получение необходимой информации об объекте, уточнение и перепроверку уже известных фактов.
Читайте также:  Оригами как средство развития ребенка

Функции программы:

  1. Восстановительная – восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у детей и подростков до дезадаптации;
  2. Компенсаторная – формирование у детей и подростков стремления компенсировать ситуации неуспеха в одной сфере успехом в увлекающей его деятельности;
  3. Стимулирующая – активизация положительной социально- полезной деятельности детей и подростков, оказание эмоциональной поддержки.
  4. Коррекционная – исправление отрицательных качеств, использование методов коррекции поведения (убеждение, примеры, тренинги, психотерапевтические методики, консультирование).

Прогнозируемый результат: Психологически здоровая, социально адаптированная личность, способная самостоятельно решать личные проблемы и проблемы общества.

Педагогические показатели – повышение мотивации учения, успеваемость, дисциплина, включенность во внеклассные занятия, улучшение показателей развития, уровня обученности, снижение педагогической запущенности.

Кому оказывается помощь:

  • Детям младшего школьного возраста,  подросткам и обучающимся «группы риска» по решению ППк школы, совета профилактики школы утвержденным приказом директора и по рекомендациям КДН.

Участники программы:

Педагог

Дети и подростки с девиантным поведением и группы риска

Родители

Основные средства и методы работы:

  • Набор методик для диагностики психического состояния;
  •         Социально-психологические тренинги: коммуникативный, профилактический.
  • Психогимнастика, тренинги, упражнения.
  •        Использование интерактивных технологий.

Сроки реализации: программа рассчитана на 1 учебный год. 56 часов.

20 часов отводиться на информационно аналитический сбор данных, диагностические обследования, просветительскую работу.

  • 1 занятие в  неделю

Методическое обеспечение:

Набор тестовых методик.

Техническое оборудование ( компьютер, мультимедийная техника)

Механизм программы.

Программа включает в себе следующие блоки:

  1. Теоретический  10 часов
  2. Практический   36 часов
  3. Просветительский 10 часов.

Программа состоит из трех  модулей.

  1. Социально-педагогический модуль
  2. Психологический модуль.
  3. Профилактический модуль

Программа реализуется в 3 этапа.

  1. Диагностический: до реализации практического блока работы.
  2. Прикладной: в течении года
  3. Диагностический: в завершении курса программы- 4 часа.

Социально-педагогический модуль:

Содержит информационно аналитический сбор данных, о социальной среде окружающей ребенка.

А так же медицинский анамнез, характеристику от классного руководителя. Работу с родителями детей группы риска, находящихся в трудной жизненной ситуации, информирование о службах поддержки детям и семьям.

Психологический модуль: При коррекционной работе с детьми и подростками девиантного поведения необходимо учитывать причины, которые могут быть обусловлены следующими факторами:

  • социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;
  • глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;
  • отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;
  • отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;
  • безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.

Основная направленность  данного модуля это:

  • Изучение индивидуально – типологических особенностей детей;
  • Изучение особенностей межличностных отношений ребенка;
  • Изучение микроклимата семей учащихся, взаимоотношений с родителями.
  • Коорекционно – развивающие занятия с детьми и подростками по результатам диагностических исследований.
  • Работа с актуальным состоянием и актуальными конфликтами, снижение эмоционального напряжения, пошаговый анализ конфликтов.
  • Полное принятие ребенка; высвечивание его положительных качеств; стимулирование проявления личностной позиции и личного отношения.
  • Создание атмосферы доверия и безопасности, развитие способности к спокойному диалогу.
  • Работа, направленная на развитие чувства внутренней компетентности и повышение самооценки.
  • Работа с агрессией (символизация, контроль и отреагирование агрессии).
  • Элементы когнитивной терапии, направленной на осознание поведения и расширение поведенческого репертуара (обсуждение норм и правил поведения, представлений о социальных ролях; осознание привычных коммуникативных стереотипов, осознание своей роли в референтной группе).
  • Конфронтация с нереалистичными представлениями.
  • Работа направленная на выявление личностных ресурсов детей и подростков.
  • Работа с семейной историей, осознание семейных стереотипов, поиск ресурсных зон в семье.
  • Отработка навыков осознания своего аффективного состояния.
  • Обучение навыкам релаксации.
  • Тренинговая отработка навыков произвольной саморегуляции.
  • Работа, направленная на осознание своего поведения, связанного с употреблением алкоголя; рассмотрение влияния употребления алкоголя на жизнь сейчас и на будущее.

Профилактический модуль:

Работа в данном модуле ведется на предупреждение девиантного поведения детей и подростков и содержит в себе следующие аспекты:

  • Консультирование учителей и родителей является одним из приоритетных направлений в профилактической работе с детьми девиантного поведения

Основные темы консультирования:

  • Разъяснение индивидуальных особенностей
  • Профилактика конфликтов
  • Работа с личностными реакциями педагогов, и родителей.
  • Различные формы работы с семьей (консультирование, выступления на родительских собраниях, беседы по телефону, информационная  работа на сайте школы):
  • Повышение заинтересованности в ребенке
  • Усиление родительской позиции и ответственности.

Циклограмма психолого- диагностического сопровождения.

Название методики

Сроки

Цель

1

Тест Будасси

Лесенка

Октябрь

Май

Исследование уровня самооценки

2

Тест цветовых выборов Люшера

Октябрь

Май

Исследование актуального психоэмоционального состояния, активности

3

Опросник Филлипса

Темл Дорки Амен

Октябрь

Май

Исследование уровня школьной тревожности

4

Опросник А. Басса-А. Дарки

Октябрь

Май

Выявление уровня конфликтности и агрессивности

5

ТЮФ (тест юмористических фраз) Шмелева

Е. Шафер (ПОР – Подростки о родителях)

Октябрь

Выявление актуальных проблем личности

6

ДДО (дифференциально- диагностический опросник) Климова

Февраль

Март

Исследование профессиональной направленности

7

Тест Голланда

Февраль

Март

Исследование профессиональной направленности

8

Опросник Кейерси

Февраль

Март

Исследование профессиональной направленности

Тематическое планирование.

Тема

Количество часов

Вид занятия

Социальный -педагогический модуль.

1

Определение состава семьи, социального статуса семьи, особенностей протекания процесса образования детей и подростков.

2

Работа с документацией