Программа сопровождения развития ребенка школьного возраста
ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Пояснительная записка
Цель программы – максимальное содействие личностному и интеллектуальному развитию школьников, создание психологических условий для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья.
Задачи программы:
- Выявлять психологическую готовность детей к школьному обучению, с целью определения траектории развития каждого обучающегося, прогноза проблем обучения и своевременного их устранения. Составлять социально-психологический портрет ученика;
- Вести работу по профилактике дезадаптации первоклассников, создавать условия для их успешного приспособления к условиям обучения в школе;
- Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности обучающихся, препятствующие нормальному протеканию процесса обучения и воспитания; а также выявлять интересы, склонности, способности и ценностные ориентации младших школьников;
- Проводить развивающую и коррекционную работу с детьми «группы риска»;
- Выявлять и устранять психологические причины нарушений межличностных отношений младших школьников с учителями, сверстниками, с родителями и другими людьми;
- Формировать ценности здоровья и здорового образа жизни детей;
- Выявлять психологическую готовность младших школьников к переходу на следующую ступень общего образования;
- Консультировать учителей и родителей по психологическим проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей.
Принципы построения программы:
Принцип позитивности – создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи и сотрудничества;
Принцип целостности развития – усиливает значение всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и личности ребёнка, помогает строить позитивное будущее;
Принцип индивидуального подхода – максимальный учёт психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребёнка;
Принцип развития и саморазвития личности – активизация творческих возможностей, способностей к самопознанию, самосовершенствованию и саморегуляции.
Программа учитывает особенности первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения и особого этапа в жизни ребёнка, связанного:
- с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимой игровой);
- с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
- с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
- с формированием у школьников основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
- с изменением самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
- с моральным развитием, связанным с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями.
Учитываются также характерные для младшего школьного возраста центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление.
В основе реализации программы лежит системно – деятельностный подход, который предполагает:
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
- разнообразие траекторий индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов.
Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования и Уставом образовательного учреждения.
Работа по реализации программы психолого-педагогического сопровождения в первых классах.
Направления работы | Задачи | Содержание работы | Методы и методики | Сроки проведения |
1. Определение психологической готовности к школьному обучению | Выявить психологическую готовность детей к школьному обучению; Определить траекторию развития каждого обучающегося; Спрогнозировать проблемы обучения для своевременного их устранения; Составление социально-психологического портрета ученика | Диагностика функциональной готовности | Тест «Школьной зрелости» Керна-Йирасика | Апрель (ШП)-сентябрь |
Диагностика развития произвольности | «Графический диктант» Д. Эльконина | Апрель (ШП)-сентябрь; май | ||
Диагностика развития внимания и работоспособности | Корректурная проба | Апрель (ШП)-сентябрь; январь; май | ||
Диагностика развития понятийного мышления | Методика «Четвёртый лишний» | Апрель (ШП)-сентябрь | ||
Диагностика развития кратковременной зрительной памяти | Методика «10 картинок» | Апрель (ШП)-сентябрь | ||
Исследование мотивации | Проективный тест Н. Лускановой «Что мне нравится в школе» | сентябрь | ||
Исследование представлений родителей о готовности их ребёнка к школьному обучению | Анкета «Готов ли Ваш ребёнок к школе» | сентябрь | ||
Родительское собрание «Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению» | Педагогическая мастерская. Мастер класс | Апрель («Школа первоклассных родителей.» | ||
2. Профилактика дезадаптации | Создание условий для успешной адаптации первоклассников к школьному обучению | Исследование особенностей адаптации первоклассников к школе | 1. Методика «Исследование социально-психологической адаптации детей к школе» Э. Александровской; 2. Методика «Психологический анализ особенностей адаптации детей к школе» Л. Ковалёвой. 3. Наблюдение за детьми на уроках и переменах 4. Беседы с учителями | Октябрь; апрель |
Исследование психо-эмоционального самочувствия | Невербальная диагностика эмоционального состояния А. Прохорова Методика «Лесенка» Методика «Цветометрия» | Октябрь; апрель | ||
Развивающие занятия | Программа «Введение в школьную жизнь» Цукерман | 1 четверть | ||
Родительские собрания: «Психологические особенности детей 7 лет»; «Особенности первых недель обучения в школе» | Сентябрь-октябрь | |||
3. Коррекционная работа с детьми «группы риска» | Устранение проблем развития познавательных процессов | Коррекционная работа по развитию познавательных процессов (мышления, внимания, памяти и т. д.) у первоклассников с низким уровнем готовности к школьному обучению | Программа «Хочу учиться» | 3-4 четверти |
4. Консультатив- ная работа | Психологическая помощь родителям и учителям по проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей | Консультации родителей и педагогов по психологическим проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам развития личности детей | В течение года | |
5. Методическая работа | Проанализировать уровень готовности первоклассников к школьному обучению Выявить «группу риска» и спланировать дальнейшую работу с этими детьми | Консилиум по готовности первоклассников к обучению в школе | сентябрь | |
Проанализировать результаты адаптации первоклассников к школьному обучению, спланировать индивидуальную работу с дезадаптантами | Консилиум по адаптации первоклассников к обучению в школе. МО учителей начальных классов по итогам работы по адаптации первоклассников к обучению в школе. | Ноябрь; май |
Работа по реализации программы психолого-педагогического сопровождения во вторых классах.
Направления работы | Задачи | Содержание работы | Методы и методики | Сроки проведения |
1.Диагностика интеллектуальных, личностных и эмоционально-волевых особенностей обучающихся | Своевременное выявление проблем интеллектуального и личностного развития; Определение траектории развития детей «группы риска»; Составление социально-психологического портрета ученика | Индивидуальное исследование развития познавательных процессов (мышления; памяти; внимания) | Методика Векслера | В течение года по запросам учителей и родителей |
Исследование личностных особенностей второклассников | Личностный опросник Кеттелла Наблюдение Беседы с учителями и родителями | В течение года по запросам учителей и родителей | ||
Исследование эмоционально-волевой сферы, агрессивности, уровня тревожности младших школьников | Проективная методика «Несуществующее животное»; Тест тревожности В. Астапова (психологический практикум); | Декабрь | ||
Родительское собрание «Эмоциональный мир детей» | Родительская гостиница | Декабрь | ||
Исследование мотивации | Методика исследования мотивации учения Лусканова | Январь | ||
Исследование межличностных взаимоотношений | Социометрическая методика «Жилищный вопрос» | Апрель | ||
2. Коррекционная работа с детьми, имеющими проблемы в обучении, межличностных взаимоотношениях, развитии эмоционально-волевой сферы | Устранение интеллектуальных и личностных проблем младших школьников. Формирование навыков общения и снятия нервно-психического напряжения | Коррекционная работа по развитию познавательных процессов (мышления, внимания, памяти и т. д.); Коррекция межличностных взаимоотношений; Коррекция нервно-психического состояния | Индивидуальные программы развития и коррекции; Программа психокоррекционной помощи детям с нарушениями эмоциональной сферы (справочная книга); Программа игровой психокоррекции трудностей общения у младших школьников (справочная книга) | В течение года по результатам психологических исследований |
3. Работа по изучению индивидуальных особенностей второклассников и выявлению одарённых детей | Выявление интересов, склонностей, способностей младших школьников. Изучение детской креативности, как основы творческой одарённости | Изучение интересов, склонностей и способностей; Исследование креативности | Беседы с учителями Анкетирование родителей Методика изучения детской креативности Е. Туник (справочная книга) | Март |
4. Консультатив- ная работа | Психологическая помощь родителям и учителям по проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей | Консультации родителей и педагогов по психологическим проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей | В течение года | |
5. Методическая работа | Познакомить учителей начальных классов с методиками изучения творческой одарённости младших школьников | МО учителей начальных классов «Исследование творческой одарённости младших школьников» | Март |
Работа по реализации программы психолого-педагогического сопровождения в третьих классах.
Направления работы | Задачи | Содержание работы | Методы и методики | Сроки проведения |
1.Диагностика личностных и эмоционально-волевых особенностей обучающихся | Своевременное выявление проблем личностного развития; Определение траектории развития детей «группы риска»; Составление социально-психологического портрета ученика | Исследование личностных особенностей третьеклассников | Личностный опросник Кеттелла Наблюдение Беседы с учителями и родителями | В течение года по запросам учителей и родителей |
Исследование эмоционально-волевой сферы, агрессивности, уровня тревожности младших школьников, уровня их притязаний и самооценки | Методика изучения самооценки и уровня притязаний А. Липкиной (Е. Рогов) Методика исследования самооценки Дембо – Рубинштейна Анкета для родителей по оценке нервно-психического состояния их детей | Декабрь | ||
2. Коррекционная работа с детьми, имеющими проблемы в эмоционально-волевой сфере | Устранение проблем развития эмоционально-волевой сферы младших школьников. Формирование навыков снятия нервно-психического напряжения | Коррекция нервно-психического состояния | Программа психокоррекционной помощи детям с нарушениями эмоциональной сферы (справочная книга); | В течение года по результатам психологических исследований |
3. Работа по изучению индивидуальных особенностей третьеклассников и выявлению одарённых детей | Выявление интеллектуально одарённых детей | Исследование интеллектуальной одарённости младших школьников | Методика Л. Ясюковой | Март |
4. Работа по формированию ЗОЖ | Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни детей | Исследование представлений младших школьников о ЗОЖ | Анкетирование родителей Анкетирование третьеклассников | Февраль |
Просвещение и профилактика проблем охраны и укрепления здоровья детей | Программа «Я расту здоровым» | Февраль | ||
Родительское собрание «Здоровье наших детей в наших руках» | Круглый стол | Февраль | ||
5. Консультатив- ная работа | Психологическая помощь родителям и учителям по проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей | Консультации родителей и педагогов по психологическим проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей | В течение года | |
6. Методическая работа | Познакомить учителей начальных классов с методиками изучения интеллектуальной одарённости младших школьников | МО учителей начальных классов «Исследование интеллектуальной одарённости младших школьников» | Март |
Работа по реализации программы психолого-педагогического сопровождения в четвёртых классах.
Направления работы | Задачи | Содержание работы | Методы и методики | Сроки проведения |
1.Диагностика личностных особенностей обучающихся | Своевременное выявление проблем личностного развития; Определение траектории развития детей «группы риска»; Составление социально-психологического портрета ученика | Исследование личностных особенностей четвероклассников | Личностный опросник Кеттелла Наблюдение Беседы с учителями и родителями | В течение года по запросам учителей и родителей |
2. Коррекционная работа с детьми, имеющими проблемы личностного развития | Устранение проблем личностного развития младших школьников | Коррекция проблем личностного развития | Индивидуальные программы развития личности | В течение года по результатам психологических исследований |
3. Работа по изучению индивидуальных особенностей четвероклассников. Работа с одарёнными детьми | Выявление одарённых детей, развитие их интеллектуальных и творческих способностей | Исследование интеллектуальной одарённости младших школьников | Методика Л. Ясюковой | В течение года |
Развивающие занятия с одарёнными детьми | Программа «Создай себя» | |||
4. Работа по формированию ЗОЖ | Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни детей | Исследование ценностных ориентаций младших школьников | Методика исследования ценностных ориентаций | Февраль |
Просвещение и профилактика проблем охраны и укрепления здоровья детей | Программа «Я расту здоровым» | |||
5. Консультатив- ная работа | Психологическая помощь родителям и учителям по проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей | Консультации родителей и педагогов по психологическим проблемам обучения и воспитания, а также по вопросам личностного развития детей | В течение года | |
6. Работа по преемственности в обучении школьников при переходе из начальной школы в среднее звено | Выявить психологическую готовность детей к переходу на следующую ступень обучения; Составление социально-психологического портрета ученика | Исследование основных новообразований младшего школьного возраста (произвольность, рефлексия, мышление в понятиях) | Опросник по определению уровня самооценки и притязаний С. Ковалёва; Методики «Счёт» и «Слова» И. Дубровиной | Март-апрель |
Исследование межличностных взаимоотношений | Опросник Лускановой | |||
Исследование психо – эмоционального состояния (тревожности) | Шкала явной тревожности А. Прихожан | |||
Родительское собрание «Дети на переходном этапе обучения» | Беседа | |||
7. Методическая работа | Обеспечение психолого-педагогической преемственности в обучении школьников при переходе из начальной школы в среднее звено | Консилиум «Психолого – педагогическая готовность четвероклассников к переходу на следующую ступень обучения» | Май |
Календарно – тематический план реализации программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся 1 – 4 классов (начальная школа)
Направления работы месяца | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
Определение психологической готовности к школьному обучению | 1 кл. | дошкол. | дошкол. | ||||||
Профилактика дезадаптации | 1 кл. | 1 кл. | 1 кл. | ||||||
Коррекционная работа по развитию познавательных процессов у первоклассников с низким уровнем готовности к школьному обучению | 1 кл. | ||||||||
Исследование личностных особенностей младших школьников | 2 кл. – 4 кл. | ||||||||
Исследование эмоционально-волевой сферы, агрессивности, уровня тревожности младших школьников | 2 –3 кл. | 4 кл. | |||||||
Коррекция интеллектуальных и личностных проблем младших школьников. Формирование навыков общения и снятия нервно-психического напряжения | 2 кл. – 4 кл. | ||||||||
Работа по изучению индивидуальных особенностей младших школьников и выявлению одарённых детей | 2 -3 кл. | ||||||||
Развитие интеллектуальных и творческих способностей одарённых детей | 4 кл. | 4 кл. | 4 кл. | 4 кл. | 4 кл. | 4 кл. | 4 кл. | 4 кл. | 4 кл. |
Исследование межличностных взаимоотношений | 1 кл. | 2 кл.; 4 кл. | |||||||
Консультатив- ная работа | Учителя и родители | ||||||||
Работа по преемственности в обучении школьников при переходе из начальной школы в среднее звено | 4 кл. | 4 кл. |
Источник
Программа сопровождения и коррекции девиантного поведения детей младшего школьного возраста и подростков.
«Путь к успеху».
Пояснительная записка
Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Рост девиаций в поведении учащихся образовательных учреждений предопределил на государственном уровне постановку и решение вопроса о профилактике девиантного поведения среди учащихся, не достигших 18-летнего возраста. Ребенок изначально открытый и устремленный к добру, взрослея, постепенно приобретает асоциальный тип поведения. В погоне за статусом, деньгами, стираются грани дозволенного и нравственного, современным семьям порой просто некогда объяснять и уж тем более следовать общепринятым нормам поведения, неумение регулировать и контролировать свои эмоциональные проявления приводят к печальным последствиям. Уровень общения переходит на узко ориентированный (еда, одежда, дом), деградирует культура общения в семье. А ведь известно что семья является важной и по сути главной инстанцией на пути ребёнка в жизнь. Поэтому важно привлекать родителей к совместной работе по решению возникающих проблем.
В последнее время девиантное поведение часто прослеживается и у детей младшего школьного возраста, а ведь именно в данном возрасте складываются моральные аспекты поведения ребенка, формируются задатки личности которой в последствии предстоит жить в социуме самостоятельно.
Девиантное поведение не рождается сиюминутно, оно формируется еще в младшем возрасте. Школа как один их важным институтов в становлении личности ребенка может повлиять на развитие детей, тем самым помочь ребенку в дальнейшей жизни. Своевременная коррекция и профилактика девиантного поведения может уберечь детей и подростков от будущих проблем в жизни. Федеральные государственные стандарты образования НОО, ООО, ставят задачу развивать всестороннюю личность, адаптированную к жизни в социуме, у которой сформированы и развиты навыки жизненной компетентности, это возможно только при создании психологического комфорта в образовательном учреждении. Учитывая рост детей с девиантным поведением в общеобразовательных учреждениях, возникает необходимость профилактики и коррекции. Учитывая выше сказанное, данная программа является актуальной для образовательных учреждений.
В 2016 году в МБОУ СОШ № 24 была разработана программа сопровождения и коррекции детей и подростков с девиантным поведением « Путь к успеху» .
Содержание программы:
Программа построена с учетом требований следующих документов:
- Конституции Российской Федерации
- Конвенции о правах ребенка
- Закона Российской Федерации «Об образовании»
- Закона Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ от 24.06.1999г.
Инновационность: В отличии от других коррекционных программ регулирующих девиантное поведение направленных только подростковый возраст, данная охватывает весь школьный период обучения ребенка, все возрастные категории учитывает разновозрастные особенности детей и подростков. Полноправными участниками программы становятся родители.
В рамках обеспечения комплексного психологического сопровождения коррекционная программа проводиться в групповой форме, основанной на доверии, что дает возможность детям развить социальные навыки, нормы и правила поведения, представления о социальных ролях.
Развивает коммуникативные навыки, средства общения.
Дает осознание своей роли в группе, снижая уровень иерархизации внутри группы, позволяет расширять поведенческий репертуар.
Цель:
- Развитие коммуникативных компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными потребностями и возможностями ребенка учитывая его индивидуальные особенностями развития.
- Осуществлять психолого- социальную коррекцию направленную на формирование положительного образа «Я» формирование адекватной самооценки, снижение уровня тревожности, повышение социальной активности, формирование навыков саморегуляции.
Задачи.
- Осуществление психолого-педагогической помощи детям и подросткам, испытывающим трудности в школьной адаптации.
- Формирование жизненных навыков социальной компетентности.
- Формирование умения контролировать свои эмоции, развивать у детей эмпатию, толерантность к окружающим.
- Формирование навыков эффективного общения у детей и подростков.
- Формирование критического отношения к психо активным веществам: алкоголю, наркотикам, наркотикам, табакокурению.
- Повышение психологической защищенности детей и подростков, поддержка и укрепление психологического здоровья подрастающего поколения.
Принципы программы:
- Гуманизма и оптимизма -с требованием “Не навреди” учитываем что исследование детской и подростковой психики не только выявляет закономерности ее развития, но и вызывает свое влияние на него, последствия которого исследователь должен предусматривать, обеспечивая позитивный развивающий эффект.
- Единства сознания и деятельности- сознание образует внутренний план деятельности ребенка и подростка, а изменение деятельности способствует формированию нового уровня сознания.
- Принцип развития- характеристика психического явления возможна при все стороннем изучении и на основании этого перспектив изменения.
- Принцип комплексного подхода предполагает обязательно использовать систему взаимосвязанных друг с другом методов изучения и воздействия. Важно, чтобы каждый метод вписывался в естественную ситуацию жизнедеятельности ребенка, имел целевую направленность на получение необходимой информации об объекте, уточнение и перепроверку уже известных фактов.
Функции программы:
- Восстановительная – восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у детей и подростков до дезадаптации;
- Компенсаторная – формирование у детей и подростков стремления компенсировать ситуации неуспеха в одной сфере успехом в увлекающей его деятельности;
- Стимулирующая – активизация положительной социально- полезной деятельности детей и подростков, оказание эмоциональной поддержки.
- Коррекционная – исправление отрицательных качеств, использование методов коррекции поведения (убеждение, примеры, тренинги, психотерапевтические методики, консультирование).
Прогнозируемый результат: Психологически здоровая, социально адаптированная личность, способная самостоятельно решать личные проблемы и проблемы общества.
Педагогические показатели – повышение мотивации учения, успеваемость, дисциплина, включенность во внеклассные занятия, улучшение показателей развития, уровня обученности, снижение педагогической запущенности.
Кому оказывается помощь:
- Детям младшего школьного возраста, подросткам и обучающимся «группы риска» по решению ППк школы, совета профилактики школы утвержденным приказом директора и по рекомендациям КДН.
Участники программы:
Педагог
Дети и подростки с девиантным поведением и группы риска
Родители
Основные средства и методы работы:
- Набор методик для диагностики психического состояния;
- Социально-психологические тренинги: коммуникативный, профилактический.
- Психогимнастика, тренинги, упражнения.
- Использование интерактивных технологий.
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 учебный год. 56 часов.
20 часов отводиться на информационно аналитический сбор данных, диагностические обследования, просветительскую работу.
- 1 занятие в неделю
Методическое обеспечение:
Набор тестовых методик.
Техническое оборудование ( компьютер, мультимедийная техника)
Механизм программы.
Программа включает в себе следующие блоки:
- Теоретический 10 часов
- Практический 36 часов
- Просветительский 10 часов.
Программа состоит из трех модулей.
- Социально-педагогический модуль
- Психологический модуль.
- Профилактический модуль
Программа реализуется в 3 этапа.
- Диагностический: до реализации практического блока работы.
- Прикладной: в течении года
- Диагностический: в завершении курса программы- 4 часа.
Социально-педагогический модуль:
Содержит информационно аналитический сбор данных, о социальной среде окружающей ребенка.
А так же медицинский анамнез, характеристику от классного руководителя. Работу с родителями детей группы риска, находящихся в трудной жизненной ситуации, информирование о службах поддержки детям и семьям.
Психологический модуль: При коррекционной работе с детьми и подростками девиантного поведения необходимо учитывать причины, которые могут быть обусловлены следующими факторами:
- социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;
- глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;
- отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;
- отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;
- безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.
Основная направленность данного модуля это:
- Изучение индивидуально – типологических особенностей детей;
- Изучение особенностей межличностных отношений ребенка;
- Изучение микроклимата семей учащихся, взаимоотношений с родителями.
- Коорекционно – развивающие занятия с детьми и подростками по результатам диагностических исследований.
- Работа с актуальным состоянием и актуальными конфликтами, снижение эмоционального напряжения, пошаговый анализ конфликтов.
- Полное принятие ребенка; высвечивание его положительных качеств; стимулирование проявления личностной позиции и личного отношения.
- Создание атмосферы доверия и безопасности, развитие способности к спокойному диалогу.
- Работа, направленная на развитие чувства внутренней компетентности и повышение самооценки.
- Работа с агрессией (символизация, контроль и отреагирование агрессии).
- Элементы когнитивной терапии, направленной на осознание поведения и расширение поведенческого репертуара (обсуждение норм и правил поведения, представлений о социальных ролях; осознание привычных коммуникативных стереотипов, осознание своей роли в референтной группе).
- Конфронтация с нереалистичными представлениями.
- Работа направленная на выявление личностных ресурсов детей и подростков.
- Работа с семейной историей, осознание семейных стереотипов, поиск ресурсных зон в семье.
- Отработка навыков осознания своего аффективного состояния.
- Обучение навыкам релаксации.
- Тренинговая отработка навыков произвольной саморегуляции.
- Работа, направленная на осознание своего поведения, связанного с употреблением алкоголя; рассмотрение влияния употребления алкоголя на жизнь сейчас и на будущее.
Профилактический модуль:
Работа в данном модуле ведется на предупреждение девиантного поведения детей и подростков и содержит в себе следующие аспекты:
- Консультирование учителей и родителей является одним из приоритетных направлений в профилактической работе с детьми девиантного поведения
Основные темы консультирования:
- Разъяснение индивидуальных особенностей
- Профилактика конфликтов
- Работа с личностными реакциями педагогов, и родителей.
- Различные формы работы с семьей (консультирование, выступления на родительских собраниях, беседы по телефону, информационная работа на сайте школы):
- Повышение заинтересованности в ребенке
- Усиление родительской позиции и ответственности.
Циклограмма психолого- диагностического сопровождения.
№ | Название методики | Сроки | Цель |
1 | Тест Будасси Лесенка | Октябрь Май | Исследование уровня самооценки |
2 | Тест цветовых выборов Люшера | Октябрь Май | Исследование актуального психоэмоционального состояния, активности |
3 | Опросник Филлипса Темл Дорки Амен | Октябрь Май | Исследование уровня школьной тревожности |
4 | Опросник А. Басса-А. Дарки | Октябрь Май | Выявление уровня конфликтности и агрессивности |
5 | ТЮФ (тест юмористических фраз) Шмелева Е. Шафер (ПОР – Подростки о родителях) | Октябрь | Выявление актуальных проблем личности |
6 | ДДО (дифференциально- диагностический опросник) Климова | Февраль Март | Исследование профессиональной направленности |
7 | Тест Голланда | Февраль Март | Исследование профессиональной направленности |
8 | Опросник Кейерси | Февраль Март | Исследование профессиональной направленности |
Тематическое планирование.
№ | Тема | Количество часов | Вид занятия |
Социальный -педагогический модуль. | |||
1 | Определение состава семьи, социального статуса семьи, особенностей протекания процесса образования детей и подростков. | 2 | Работа с документацией |