Программа социального развития ребенка скачать

Программа социального развития ребенка скачать thumbnail

Программа социального развития детей дошкольного возраста

Современное состояние науки и практики дошкольного образования свидетельствует о наличии огромного потенциала в области разработки и внедрения программ и технологий социального развития дошкольников. Данное направление отражено в требованиях государственного образовательного стандарта, включено в содержание федеральных и региональных комплексных и парциальных программ («Детство», «Я — человек», «Детский сад — дом радости», «Истоки», «Радуга», «Я, ты, мы», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», «Непреходящие ценности малой Родины», «Развитие у детей представлений об истории и культуре», «Сообщество» и др.).

Анализ имеющихся программ позволяет судить о возможности реализации отдельных направлений социального развития дошкольников. Попытка концептуального обоснования этого процесса, результаты десятилетних исследований и деятельности экспериментальных площадок города Перми и Пермской области привели к необходимости разработки целостной программы и технологии социального развития дошкольников.

Содержание программы построено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и отражает основные направления приобщения детей дошкольного возраста к различным аспектам социальной культуры, включенным в контекст патриотического, нравственного, полового, интернационального, правового воспитания, религиоведческого просвещения.

Программа социального развития является компилятивной (объединяющей различные разделы воспитательно-образовательного процесса), парциальной (по отношению к комплексным программам), открытой (допускающей возможность авторских технологий в ее реализации).

Отбор содержания различных аспектов социальной культуры, приобщение к которым возможно на протяжении дошкольного возраста, осуществлен в соответствии со следующими принципами:

  • принципом научности, предполагающим отражение в предъявляемом материале основных закономерностей развития социальных объектов; возможность усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщенных представлений; стимулирование познавательного интереса детей к сфере социальных отношений; формирование основ научного мировоззрения;
  • принципом доступности, обеспечивающим адаптацию научного знания к специфике возрастных, половых, национальных, этнических особенностей личностного развития детей дошкольного возраста;
  • принципом прогностичности, ориентирующим на осознанное восприятие детьми предлагаемого содержания, на возможное его использование в качестве аргументов в объяснении своих поступков, отношений в сфере социального взаимодействия, на проявление потребностей и мотивов социально значимого и одобряемого поведения;
  • принципом последовательности и концентричности, обеспечивающим постепенное обогащение содержания различных сфер социальной культуры по темам, блокам и разделам, возвращение к ранее пройденным темам на более высоком уровне формирования знаний (от элементарных представлений по отдельным признакам — к обобщенным представлениям по системе существенных признаков), познание объектов социального мира в процессе их исторического развития;
  • принципом системности, предполагающим формирование у дошкольников обобщенного представления о социальном мире как системе систем, в котором все объекты, процессы, явления, поступки, переживания людей находятся во взаимосвязи и взаимозависимости; становление основ диалектического понимания социальной действительности;
  • принципом интегративности, предусматривающим возможность использования содержания социальной культуры в разных разделах воспитания (трудовом, эстетическом, физическом, экономическом и т.д.) и его реализацию в разных видах деятельности (познавательной, речевой, игровой, коммуникативной, двигательной, театрализованной, экспериментальной, конструктивной, изобразительной, трудовой, учебной);
  • принципом культуросообразности и регионализма, обеспечивающим становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения, на познании историко-географических, этнических особенностей социальной действительности своего региона;
  • принципом «диалога культур», ориентирующим на понимание детьми временной и исторической последовательности развития материальных и духовных ценностей, взаимопроникновения и дополняемости культур разных народов.

Цель программы — своевременное, соответствующее возрастным, половым, этническим особенностям детей дошкольного возраста, и качественное, обеспечивающее достижение оптимального уровня, социальное развитие дошкольников.

Программа построена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», «Национальной доктриной образования Российской Федерации», «Федеральной программой развития образования», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Концепцией модернизации российского образования до 2010 года.

Ее содержание ориентировано как на общечеловеческую культуру, так и на российские культурные традиции, включает региональные аспекты культуры Прикамья. Программа нацелена на развитие любознательности как основы познавательной активности дошкольников, на становление коммуникативных способностей. В процессе ее использования обеспечивается охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребенка, его интеллектуальное развитие, осуществляется приобщение к общечеловеческим ценностям.

Программа реализуется на протяжении всего дошкольного возраста (от трех до семи лет). Содержание программы представлено в разделах «Человек среди людей», «Человек в истории», «Человек в культуре», «Человек в своем крае», каждый из которых дифференцирован по блокам:

1. «Человек среди людей»:

«Я — Человек»;

«Я — мальчик, я — девочка»;

«Мужчины и женщины»;

«Моя семья»;

«Детский сад — мой второй дом».

2. «Человек в истории»:

«Появление и развитие человека на земле»;

«История семьи»;

«История детского сада»;

«Родной город»;

«Родная страна»;

«Моя земля».

3. «Человек в культуре»:

«Русская традиционная культура»;

«Культура других народов».

4. «Человек в своем крае».

Включенность в программу раздела «Человек в своем крае» обусловлена государственными требованиями к оптимальному сочетанию федеральных и региональных стандартов. Содержание данного раздела является вариативной частью программы и должно разрабатываться в соответствии с историческими, краеведческими, национальными и этническими особенностями регионов.

Соотношение блоков по различным возрастным группам определяется доминирующими основаниями социальной идентификации, особенностями психического и личностного развития детей.

Каждый блок содержит ряд тем, отражающих различные направления  процесса приобщения детей к социальной культуре. Наличие разделов, блоков и тем способствует более системному, целенаправленному блочно-тематическому планированию процесса реализации программы.

Задачи социального развития представлены по разделам. Конкретизация задач по возрастным группам осуществляется педагогом самостоятельно в зависимости от возраста, пола, показателей развития детей и того содержания, которое представлено по данной возрастной группе.

В связи с тем что одной из целей социального развития является формирование эмоционально-ценностного отношения к социальной культуре, задачи становления этого процесса представлены по трем направлениям: познавательные сведения, развитие чувств и эмоций, становление поведения.

Логика изложения материала построена в соответствии с основными закономерностями психического развития ребенка, со становлением его потребностей и интересов, адекватных полу и возрасту способов поведения, с возможностями отражения и применения имеющихся знаний в различных, актуальных для дошкольного детства видах деятельности.

В конце каждого раздела в зависимости от возрастного периода даны показатели развития, позволяющие определить его общий уровень в процессе соответствующей педагогической диагностики.

Технология реализации программы построена с опорой на основные подходы общенаучного уровня методологии педагогики (аксеологический, личностно-ориентированный, системно-структурный, деятельностный, комплексный, гуманистический, антропологический, синергетический, средовой, полисубъектный, этнографический, культурологический); предусматривает различные формы организации воспитательно-образовательного процесса; предполагает оптимальное сочетание специфических видов детской деятельности (коммуникативной, игровой, познавательной, учебной, речевой, двигательной, трудовой, изобразительной, конструктивной, музыкальной, изобразительной, театрализованной, экспериментальной), включает описание развивающей среды, обеспечивает оптимальную нагрузку на ребенка, содержит показатели и уровни социального развития, диагностический инструментарий.

Методическое, дидактическое и диагностическое обеспечение программы осуществлялось всеми участниками эксперимента: блочно-тематические планы — заместителями заведующих по научно-экспериментальной работе; разработка, модификация, систематизация, подбор методов диагностики — психологами; составление конспектов, сценариев — воспитателями, музыкальными руководителями, инструкторами по физической культуре. В разработке технологического сопровождения программы приняли участие студенты-дипломники факультета дошкольной педагогики и психологии Пермского государственного педагогического университета. В качестве приложения к программе представлены дидактические настольно-печатные игры и пособия, тематические альбомы, подборы картин, иллюстраций, стимульный диагностический материал.

Вариативность и технологичность программы обеспечивается возможностью ее использования в сочетании с комплексными программами и системами, включающими различные направления социального развития («Детство», «Истоки», «Система Марии Монтессори»), что имеет экспериментальное подтверждение.

Ознакомиться с программой и ее методическим обеспечением можно, обратившись к изданиям Пермского государственного педагогического университета:

  • Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. Пермь, 2002.
  • Коломийченко Л.В., Югова Л.И. Блочно-тематический план реализации «Программы социального развития детей дошкольного возраста». Пермь, 2003.

Источник

Краткое описание документа:

 Моя программа в первую очередь адресована ребенку, который, как нераскрывшийся цветок, тянется к солнцу, любви, доброте, познанию таинственного мира, в котором он должен найти свое место. А мир этот сложен, многогранен и разнообразен: мир социальных отношений, мир природы, рукотворный  мир, мир истории и культуры, мир взрослых людей и, наконец, аможет быть в первую очередь, собственный мир ребенка, его чувства, переживания, его восприятие себя и того, что его окружает. И мы взрослые должны помочь ребенку открыть этот мир, понять его, адаптироваться в нем, вызвать к нему доверчивое отношение. Программа направлена на оказание содействия ребенку в его успешной и своевременной социализации в современном мире через формирование «Я – концепции», социальных навыков (навыков общения и навыков поведения).

 Цель программы:  формирование социальной компетентности ребенка,,- мотивационной, включающей отношение к другому человеку, как высшей ценности; проявления доброты, внимания, милосердия; когнитивной, познание себя и других людей, особенностей, интересов,  потребностей, оценки настроения, эмоционального состояния; поведенческой-  выбор адекватных ситуаций и способов общения, этически ценных образцов поведения. Таким образом, социальная компетентность  понимается,  как способность жить среди людей, умение общаться с ними, сотрудничать, находить общие решения в конфликтных ситуациях, развитие чувства «Мы» в детском коллективе.

Условия, которые необходимы для успешной реализации программы:

* наличие положительного эмоционального фона – умение поддержать ребенка,  оказать своевременную помощь, позитивная оценка его действий, доброжелательное общение, поведение взрослых, достойное  подражания;

* осознание педагогами того, что социальное развитие детей происходит преимущественно в ходе их повседневной жизни и в традиционных видах деятельности, т.е. ребенок учится тогда, когда он просто живет интересной, насыщенной значительными событиями жизнью;

* наличие у каждого педагога позиции, суть которой заключается в желании видеть и  понимать, как ребенок развивается, не манипулировать им, не принуждать его, создавать положительную мотивационную основу его обучения и подлинно развивающую атмосферу всего образовательного процесса.

     Я надеюсь, что моя программа послужит установлению взаимопонимания между родителями и детьми, воспитателями и воспитуемыми, улучшит эмоциональную атмосферу в семье и детском саду, поможет по новому организовать педагогический процесс, в котором достойное место займет забота о развитии внутреннего мира ребенка, его чувств и духовности. Знания, полученные детьми, дадут им представление об искусстве человеческих взаимоотношений, помогут им адаптироваться в новых социальных условиях. Убедят детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, являются путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.

       Участники программы: педагогический коллектив детского сада его воспитанники, родители. Программа реализуется на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, от  двух до семи лет.

Источник

Профилактическая программа по социально – эмоциональному

развитию дошкольников: «В стране Эмоций».

Педагог – психолог

1 квалификационная категория

Горбачева Елена Николаевна

Пояснительная записка.

          В последние годы активно реформируется система дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются разнообразные программы дошкольного воспитания, но, к сожалению, личностное развитие ребенка получает в вариативных программах недостаточное внимание. Во многих дошкольных учреждениях работа строится таким образом, что приоритет отдается интеллектуальному развитию ребенка, отодвигая в тень становление эмоциональной сферы. В результате нарушается гармония развития будущей личности.

          Мы живем в эпоху социально – экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей – дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально – личностном развитии. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Помочь им преодолеть эти трудности, сформировать желание общаться – в наших силах. И делать это целесообразно, пока ребенок еще маленький.

          Таким образом, психологическое здоровье необходимо ребёнку и в настоящем и в будущем. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся. Составленная мной программа эмоционального развития дошкольников «Страна Эмоций» для детей старшего дошкольного возраста нацелена на оказание помощи в становлении личности ребенка дошкольного возраста, развитии его самосознания, умении дифференцировать и адекватно интерпретировать эмоциональные состояния. Занятия по программе будут способствовать развитию его индивидуальности, повышению самооценки, снижению тревожности, обретению уверенности в себе.

          При разработке содержания программы «Страна Эмоций» я ориентировалась на положение А. В. Запорожца о роли социальных эмоций в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Формирование представлений о нормах поведения связывается с осознанием моральной ценности доброжелательного отношения к окружающим, а эмоциональное предвосхищение позволяет спроектировать и почувствовать свое поведение.

          Поводом для написания программы занятий послужило увеличение обращений педагогов и родителей детей с различными нарушениями: повышенная тревожность, повышенная напряжённость, агрессивность, неуверенность, замкнутость, нарушения в общении и т. д.

           Цели программы: повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений с другими людьми и тем самым гармонизировать развитие его личности в целом;

коррекция негативных тенденций социально – эмоционального развития детей.   

          Основные задачи:

– создание условий, обеспечивающих свободное выражение эмоциональных состояний, чувств;

– осознание собственной ценности, умение принимать себя таким, какие есть;

-развитие навыков совместной деятельности.

-формирование установки «Я – хороший, ты — хороший».

           Программа основана на принципах:

– позитивности (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества);

– безусловного принятия ребенка психологом для формирования у него чувства безопасности;

-индивидуального подхода (максимальный учет психического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка);

– развития и саморазвития личности (активизация творческих возможностей, способность к самопознанию и самоусовершенствованию);

-демократизма в объединении взрослого и ребенка, соблюдении равноправия;

-поощрения достижений ребенка в обретении творческой самостоятельности;

-свободного перемещения в пространстве, свободы высказываний.

        Программа « Страна Эмоций» состоит из 16 занятий;

Форма проведения – групповая; продолжительность одного занятия – 25-30 мин, что соответствует требованиям программы воспитания и обучения детей в детском саду;

         Занятия проводятся 2 раза в неделю

 Структура и содержание занятий.

Занятие состоит из трех частей:

Часть 1. Вводная

Цели:

– установить эмоциональный контакт с детьми;

-развить чувство единства, сплоченности;

– обучить действовать согласованно.

Часть 2. Основная

         Проводятся психологические упражнения, игры, этюды, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально – личностной сферы ребенка; игры, упражнения, задания на снижение уровня тревожности, развитие эмоционального мира ребенка, коммуникативных навыков; психогимнастика, релаксация.

Часть 3. Заключительная

         Цели: закрепить положительные эмоции от работы на занятии (рисование)

Ожидаемые результаты:

– психофизически здоровый ребенок – дошкольник, владеющий некоторым арсеналом способов саморегуляции;

-обладающей адекватной самооценкой;

-социально компетентный, готовый жить в меняющемся социуме и характеризующийся определенной самостоятельностью.

          Практическая значимость программы

Предлагаемая программа эмоционального развития дошкольников «Страна Эмоций» апробировалась в работе с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду №1 «Березка»  города Днестровска. Критерием работы стало постепенное проявление результатов. У детей прошедших весь цикл занятий, отмечалась положительная динамика: снижение интенсивности проявлений тревожности, исчезновение нежелательных форм поведения, а также более позитивная и адекватная оценка себя. Кроме того, критериями эффективности программы выступали: позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств и эмоций; гармонизация образа «я», выступающая в преобладании позитивных самооценок ребенка по отношению к себе; увеличение степени самопринятия и уверенности в себе и своих возможностях (по результатам психодиагностического обследования).

Программа социально – психологической коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста

Раздел и темы программы

Используемая литература

Блок 1 Цель: Создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности, развитие чувств эмпатии, снятие импульсивности.

1. «Знакомство»

«Давайте поздороваемся» , «Цепная реакция», «Узнай по голосу», «Тоннель», «Доброе животное»
Рисование на тему «Разукрась имя»

С.И. Семенака .Уроки добра.М,2005г

Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995.

  1. «Мое имя» 

«Яйцо», «Летний дождь», «Мое имя», «Я чувствую», «Газета». Релаксация: «Огонь и лед»

Рисование «Мой портрет»

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996.

Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995.

3. «Я люблю…»

 Этюд «Новая кукла», «Встаньте все те, кто…», «Передача предмета», «Волшебные заросли»
Рисование на тему «Я люблю больше всего…»

.Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. — М., Воронеж, 1998.

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997.

4. «Настроение» 

«Копилка чувств и переживаний», «Угадай эмоцию», «Передай улыбку другому», «Позови ласково»
Рисование на тему «Мое настроение»

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997.

В.М. Минаева .Развитие эмоций дошкольников. М- 2003

Блок 2 Цель: снятие эмоционального напряжения, снижение уровня тревожности, развитие эмпатии.

  1. «Настроение» (продолжение)

Этюд «Один дома», «Костер» Шалтай- Балтай», игра «Хорошее настроение»
Совместный рисунок

1. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997.

6. «Наши страхи» (начало)

Этюд «Баба –Яга», «Расскажи свой страх», «Путаница», «Зевота»
Рисование на тему «Нарисуй свой страх»

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997. — Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995.

7. «Наши страхи» (продолжение)

«Беседа о страхах», «Стойкий оловянный солдатик», «Коробка переживаний». «Передача чувств»
Рисование на тему «Я тебя больше не боюсь»

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997.

8. «Я больше не боюсь»

Этюд «Страх», «Смелые ребята», «В темной норе», «Слепой и поводырь». «Я больше не боюсь»

Релаксация «Ковер – самолет»

Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. — Мн., 1997. —

.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997.

 Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996.

Блок 3. Цель: воспитание доброжелательного отношения друг к другу, учить передавать  различные эмоциональные состояния невербальным способом

9. «Новичок»

Этюд «Новая девочка», « Тише», «Волшебные средства понимания», «Скучно, скучно так сидеть».

Рисование «Рукавичка» (парами)

Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995.

 Самоукина Н.В.  Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997.

10. «Ласка»

«Я сообщение», «Да -нет», «Позови ласково», «Цепная реакция», Скучно, скучно так сидеть» Релаксация «Ласковые ладошки»»

Н.Яковлева Психологическая помощь дошкольнику. С-П 2002.

.Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995. Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996.

11. «Общая история»

Сочиняем «Общую историю», «Испорченный телефон», «Иголка и нитка» , «Шалтай – Балтай».
Коллективное рисование «Общая история»

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996

.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997.

12. «Грусть»

Этюд «Гадкий утенок», «Руки», «Передай эмоцию», «Испорченный телефон»
Рисование на тему «Мне грустно»

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям. — М., 1996.

 Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. — Ярославль, 1996.

Блок 4 Цель: Снятие эмоционального напряжения. Расширение поведенческого репертуара, снижение двигательной активности

13. «Доброта»

Этюд «В лесу», «Хорошее настроение»,  «Чаша добра», «Путаница», «Да -нет», «Газета»
Рлаксация «Пляж»

Н.Яковлева Психологическая помощь дошкольнику. С-П 2002

Л.Ю.Субботина Развитие воображения у детей. — Ярославль, 1996.

14. «Радость»

Этюд «Новая кукла», «Руки», «Угадай эмоцию», «Иголка и нитка», «Зевота»
Рисование «Радость»

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям. — М., 1996.  КлюеваН.В,Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996.

15. «Помирились»

 Этюд «Кот Васька», «Руки сердятся, руки мирятся… », «Комплименты», «Слепой и повадырь», релаксация «Огонь и лед» «Пирамида любви».

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям. — М., 1996.

 16.«Правила дружбы»

«Яйцо», «Колокольчик», «Костер», «Молекула»

«Доброе животное»
Рисование на тему: «Подарок другу»

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль1996. 

Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995.

Консультация для родителей

«Застенчивый и тревожный ребенок»

     Почему одни дети общительные, смелые, а другие – стеснительные, робкие, нерешительные? Если вы родитель тревожного и застенчивого ребенка и задаетесь подобным вопросом, то это статья для вас.

     Прежде всего, родителям надо иметь ввиду, что природа создала каждого человека уникальным и каждый ребенок от рождения имеет свои достоинства и недостатки, которые друг друга взаимно компенсируют. Не бывает как полностью положительных, идеальных детей, так и состоящих только из одних недостатков.

     Кроме того, одно и тоже качество в одних ситуациях может рассматриваться как достоинство, а в других ситуациях – как недостаток. Например, ту же самую стеснительность в определенных ситуациях можно расценить как скромность и вежливость.

     К тому же, застенчивые дети обладают массой достоинств: большим творческим потенциалом, наблюдательностью, исполнительностью, повышенным чувством ответственности. Родители должны помочь им раскрыть свои таланты. И не нужно завидовать родителям сорванцов, у них свои, не менее серьезные проблемы с детьми.

     Стеснительность, тревожность, застенчивость, нерешительность – все эти качества личности определяются одним общим свойством темперамента – сдержанностью и в большинстве случае связаны с низкой самооценкой.

Сдержанные дети проявляют свой темперамент с первого дня после рождения, реагируя на все новое с осторожностью и нерешительностью. Такие дети склонны отступать или раздражаться при встрече с незнакомыми явлениями, пугаться незнакомых, искать убежища у матери. Согласно исследованиям, около 20 % здоровых малышей легко возбуждаются от незнакомого окружения и потом тяжело успокаиваются. Большая часть из них в последствии становятся несмелыми, осторожными детьми.

     На формирование повышенной тревожности и застенчивости, помимо природой заданного темперамента, могут влиять также следующие факторы:

– ранняя и потому болезненная разлука с матерью, которая является причиной излишней чувствительности и зависимости ребенка от эмоционального состояния окружающих людей, что, в свою очередь, формирует у него застенчивость и неуверенность;

– излишняя принципиальность и строгость родителей, зависимость проявлений внимания и любви от того, насколько оправдываются ожидания отца и матери;

– завышенные требования и ожидания по отношению к ребенку, которые часто является причиной его проблем в дальнейшей, взрослой жизни.

    Родителям очень важно правильно воспитывать застенчивого ребенка, чтобы не усугубить его стеснительность, а наоборот сгладить ее. Вырастет ваш малыш нелюдимым и нервным или спокойным и наблюдательным во многом зависит от вас.

    Работа по повышению самооценки является одной из важнейших составляющих коррекционной работы с тревожными и неуверенными в себе детьми.

Придерживайтесь следующих правил при воспитании вашего ребенка:

1. Не сравнивайте ребенка с другими детьми и не акцентируйте внимание на неудачах. Наоборот, старайтесь подмечать все его малейшие достижения и хвалить за успехи. Главная ваша задача – верить в ребенка так сильно и убедительно, чтобы малыш поверил вам и “заразился” вашей верой. Тогда он станет уверенным в себе человеком. Ведь известно: добиться чего-то в жизни, можно только веря в свои силы.

 2. Не торопите ребенка, давайте ему время привыкнуть к новому. Застенчивому, робкому ребенку требуется определенное время, чтобы познакомится, приглядеться, понять законы, которые действуют в новой ситуации, будь то компания сверстников, новый воспитатель, новая квартира. Только убедившись, что ему там ничего не угрожает, он сможет успокоиться. Если задаете ему вопрос, то давайте необходимое для подготовки ответа время; старайтесь не повторять вопрос дважды или даже трижды. В противном случае ребенок ответит нескоро, так как каждое повторение он будет воспринимать как новый стимул.

3. Не заставляйте ребенка “быть смелым”. Ваши увещевания и нотации не принесут результата. Тревоги малыша иррациональны по своей природе, ведь сам ребенок лет до семи живет в мире чувств и образов, а не здравого смысла. Говорить словами “здесь нет ничего страшного” бессмысленно. Нужно дать ребенку почувствовать себя в безопасности. А что лучше прогоняет страх, чем мамина ласка, мамина близость?

4. Нельзя кричать ни на детей, ни в присутствии детей!

5. Если взрослый обращается к тревожному ребенку, он должен установить контакт глаз: это вселяет доверие в душу ребенка.

6. Повышенная требовательность родителей – опасна. Излишняя требовательность и строгость к детям с утонченной душевной организацией приводит к прямо противоположному эффекту. Ребенок должен чувствовать, что его принимают и ценят вне зависимости от его поведения, успехов.

7. Старайтесь создавать для ребенка ситуации, где бы он смог проявить свои таланты, достоинства, чтобы приобрести уверенность в себе и заслужить уважение сверстников. Например, можно устраивать дома праздники для детей и приглашать на них одноклассников малыша, или устраивать совместные с друзьями ребенка выезды на природу, ходит в походы. Здесь, в комфортной для себя обстановке, когда рядом мама и папа, застенчивый ребенок будет чувствовать себя более уверенно и это даст ему возможность изменить мнение приятелей о нем.

8. Тревожные дети чрезвычайно чувствительны к плодам собственной деятельности. Одновременно им очень трудно самим оценить итоги своего труда, они не могут сами решить, правильно или неправильно они сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого. Негативные оценки значимых взрослых оказывают сильное травмирующее влияние на ранимую психику таких детишек.

Если родители могут учитывать этот важный момент и не осуждать своих детей за ошибки, то поступление в школу резко усложняет ситуацию. Количество вербализованных и невербализованных оценок резко возрастает, и не всегда эти оценки бывают положительными.

 Нужно сказать о первостепенной роли учителя для первоклассника, так как именно он оказывается для ребенка наиболее значимой и вместе с тем наиболее травмирующей фигурой, поскольку именно от учителя исходит отрицательная оценка. Поэтому в случае необходимости можно рекомендовать родителям сходить в школу и поговорить с учителем. Как известно, улучшения положения ребенка в начальном классе можно добиться простым изменением отношения к нему учителя.

9. Не надо бояться, что, отгораживая ребенка от негативного опыта и создавая ему комфортные условия для развития, вы вырастите “тепличного” человека, совершенно не приспособленного с суровой реальности. Конечно, повышенная гиперопека только навредит. Не нужно “подставлять руки” на каждом шагу, нужно создать условия для развития самостоятельности и веры в себя.

     Родителям важно предоставить ребенку определенную свободу, возможность самому принимать решения и решать проблемы. Но не менее важно не бросать его наедине с трудностями, к которым он пока не готов.

     Помните: опыт неудач и поражений приземляет, опыт побед и успехов окрыляет. Помогите вашему робкому малышу расправить свои нежные крылышки.

Рекомендации по общению  с тревожным ребенком.

Как можно больше общаться с ребенком, устраивать совместные праздники, походы в зоопарк, театр, прогулки на свежем воздухе, игры. При общении с тревожным ребенком старайтесь установить визуальный контакт – глаза в глаза.

Принятие чувств и желаний ребенка и его самого таким, какой он есть.

Повышать самооценку ребенка (хвалить в присутствии других детей и взрослых).

Не уговаривать ребенка не бояться и не высмеивать его.

Не угрожать ребенку, не кричать, не делать множество замечаний.

Не предъявлять к ребенку завышенных требований, совершенно невыполнимых для ребенка.

Не воспринимать малейшую неудачу, как катастрофу.

Проигрывать с ребенком сложные для него жизненные ситуации.

Рисование страхов с последующим их обсуждением.

Более позитивно относиться к жизни.

Источник