Программа социального развития ребенка с овз

Развивающая психолого – педагогическая программа «Я и ты – мы друзья» для детей с ОВЗ посвящена проблеме личностного развития и развития коммуникативных умений и навыков.
Данная программа содержит практические методы психолого – педагогического воздействия по созданию условий для личностного развития детей с ОВЗ, как залога успешной социальной адаптации в дальнейшем.
Пояснительная записка.
В связи с этим была создана развивающая психолого – педагогическая программа занятий, модифицированная на основе изученной литературы и личностного опыта, которая направлена на создание условий для личностного развития и развития коммуникативных умений и навыков детей с ОВЗ.
При составление развивающей психолого – педагогической программы «Я и ты – мы друзья» учитывались следующие позиции:
1. Соотношение факторов (органический дефект, социальные факторы, индивидуальные психологические особенности ребенка).
2. Соотношение деятельности психолога и педагога.
3. Содержательная наполненность психолого – педагогического воздействия определена ведущим видом деятельности (общение).
4. Взрослый выступает для ребенка образцом деятельности и отношений с миром (поведение, манера общения и т.д.).
Разработанная программа опирается на следующие законодательные и правовые документы:
В основе программы лежат следующие принципы психолого – педагогического воздействия:
Цель программы: создание условий для личностного развития и развития коммуникативных умений и навыков детей с ОВЗ.
• формирование положительных межличностных взаимоотношений между детьми, но основе которых каждый ребенок смог быть успешно социализироваться;
• развитие способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям.
Основным ограничением для участников является структура органического дефекта: умственная отсталость легкой и средней степени, отягощенная текущим психическим заболеванием (эпилептическим и шизофреническим синдромом, психопатоподобными расстройствами), для ведущего (педагога – психолога): отсутствие специального профессионального образования.
Перечень учебно – методических материалов, используемых при подготовке и реализации программы:
Структура занятий включает в себя разминку, основную часть, обсуждение занятия и релаксационные упражнения). Упражнения для разминки и релаксации могут варьироваться в зависимости от психоэмоционального состояния учащихся и группы. Начинается курс вводным занятием, на котором учащиеся знакомятся с основными правилами работы в группе. Тематика развивающих занятий включает два основных блока: 1 блок « Что я знаю о себе» и 2 блок «Я и другие». Содержание первого блока помогает разобраться в личностных особенностях своего «Я» узнать свою самооценку, познакомиться с многообразием чувств и эмоций, определить свои достоинства и недостатки. Второй блок включает темы, связанные с изучением особенностей взаимоотношений с окружающими его людьми. На занятиях дети могут узнать о способах эффективного взаимодействия, научиться правилам поведения в конфликтной ситуации. Форма проведения: групповая (состав от 3 – 6 участников).
Программа курса занятий вариативна, является гибкой в зависимости от психофизических особенностей участников группы и индивидуальных психологических особенностей. Некоторые занятия в ходе прохождения программы могут дублироваться (по желанию участников или решению педагога – психолога) с целью усвоения практического опыта или завершения психолого – педагогического воздействия.
Программа рассчитана на 15 занятий (1- 2 раза в неделю). Продолжительность занятий зависит от психофизических, возрастных особенностей участников программы и может варьироваться от 30 минут до 1 часа. Сроки реализации: 6 месяцев.
№
Тема
Основные цели:
Краткое содержание занятия.
1
«В начале пути»
•Становление правил поведения в группе.
•Снятие эмоционального напряжения, создание рабочей атмосферы.
1.Установление контакта. Определение правил работы в группе. Упражнение «Свеча».
2.Упражнения, направленные на снятие эмоционального и телесного напряжения, повышение эмоционального тонуса и самооценки участников.
•Упражнение «Я король».
•«Мое отношение к миру»
3.Обсуждение итогов занятия.
4.Ритуал прощания.
Упр. «Аплодисменты», «Кисточка – ласковица»
2
«САМоценность»
Цели:
-установление контактов между участниками
-снятие эмоционального и телесного напряжения
-развитие навыков совместной игры
1.Обсуждение впечатления от предыдущего занятия.
2.Разминка с шарами.
- Упражнение на расслабление, снятие мышечных зажимов, телесного напряжения. Имитационные движения. Упражнения на осознание себя и своего поведения.
3.Упражнение «Самоценность»,
Цель: позитивация «Я» – концепции подростка.
4.Заключительное обсуждение итогов занятия.
5.Ритуал прощания.
3
«Волшебные рисунки»
Цели:
-Гармонизация эмоционального состояния.
-Развитие и познание внутреннего мира ребенка.
-Снятие напряжения, отреагирование напряжения и агрессивных тенденций
Осознание и отреагирование чувств
1. Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.
2. Разминка. Упражнение
Упражнение «Кулак, палец, ладонь»
3. Основная часть
• Упражнение «Лицо»
Цель: познание внутреннего мира ребенка, проработка темы взаимоотношения с родителями.
• Упражнение «Зеркальный монстр»
Цель: снятие напряжения, преодоление тревожно – фобических реакций.
4. Заключительное обсуждение.
5. Ритуал прощания.
Упражнение«Аплодисменты».
Упражнение «Кисточка – ласковица»
4
«Мой волшебный мир»
- Гармонизация эмоционального состояния ребенка.
- Развитие навыков самопознания.
- Познание внутреннего мира ребенка
1.Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.
2.Разминка
Упражнение «Переключатели»
3.Основная часть
Упражнение «Чудо – кактус»
Цель: гармонизация эмоционального состояния, сенсорная стимуляция.
Упражнение«Мир из песка»
Цель: познание внутреннего мира ребенка, тактильная стимуляция.
3.Заключительное обсуждение.
4.Ритуал прощания. Упражнение «Аплодисменты». Упражнение «Кисточка – ласковица»
5
«Необыкновенная
скорлупа»
- Гармонизация эмоционального состояния ребенка.
- Развитие умения работать в коллективе.
- Развитие навыков самопознания.
- Познание внутреннего мира ребенка
1. Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.
2. Разминка
Упражнение «Ревущий мотор»
Цель: позволяет сбросить напряжение и настроится на работу
3. Основная часть
Упражнение «Волшебная скорлупа».
Цель: развитии воображения, оказание помощи в правильном построении отношений с женщиной – матерью, коррекция проблем, связанных с идентификацией дома.
4. Заключительное обсуждение.
5. Ритуал прощания. Упражнение «Аплодисменты». Упражнение «Кисточка – ласковица»
6
«Мои достижения»
• Гармонизация эмоционального состояния ребенка.
• Развития самопознания.
• Развитие адекватной самооценки.
• Развитие коммуникативных умений и навыков.
- Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.
- Разминка
Упражнения «Меняющаяся комната».
- Основная часть
- Упражнение «Цветущий домик»
Цель: развитие воображения, позитивного отношения к собственному дому, его одушевлению закрепление в сознании понятия о том, что гармоничная среда внутри способствует росту цветов, созданию красоты, любви.
- Упражнения «Мои достижения»
- Заключительное обсуждение.
- Ритуал прощания. Упражнение «Аплодисменты». Упражнение «Кисточка – ласковица».
7
«Взаимодействие»
• Снятие психоэмоционального напряжения.
• Развитие самопознания.
• Развитие коммуникативных умений и навыков.
1.Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.
2.Разминка
Упражнение «Пластилин – силач».
Цель – отреагирование эмоций и агрессинвых тенденции, снятие напряжения.
3.Основная часть
•Упражнение «Бутерброд с шоколадной пастой».
•Игры с пуговицами. «Событие»
улыбки, пожелания счастья и много
4.Заключительное обсуждение.
5.Ритуал прощания. Упражнение «Аплодисменты». Упражнение «Кисточка – ласковица»
8
«Вместе»
• Взаимодействие участников группы
• Отреагирование чувств
• Осознание неконструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций.
• Развитие коммуникативных умений и навыков.
1.Разминка: упражнения на развитие доверия и взаимодействия.
Упражнение «Свободное падение»: один участник группы падает назад, а другой должен его поймать.
2.Упражнение «Рисование по сырому листу»
Цель: налаживание коммуникации, объединение, гармонизация эмоционального состояния, тактильная стимуляция, развитие воображения.
3.Основная часть..
•Упражнение «Я – это ты» –
•Упражнение. «Уверенный — наглый — робкий»
•Коммуникативная игра. «Обыкновенное чудо»
Цель: способствовать развитию умения дифференцировать собственные ощущений, вербализация чувств, элементарный самоанализ.
4.Заключительное обсуждение.
5.Ритуал прощания. Упражнение «Аплодисменты». Упражнение «Кисточка – ласковица».
9
«Двигаемся дальше»
• Осознание неконструктивного поведения и выражения своего отношения к нему.
• Развитие эмпатии, построение доверительных отношений между участниками занятий.
• Развитие самопознания.
• Гармонизация психоэмоционального состояния.
1.Разминки: упражнения на доверие, взаимодействие и движение.
Упражнение «Свободное падение», разминка с шарами.
Основная часть
•Упражнение «Такой поступок мне к лицу»
•Упражнение «Испуганный Ежик»
•Игра «Волшебные руки»
Цель: развитие коммуникативных умений и навыков, развитие умения дифференцировать собственные ощущения, вербализация чувств.
2.Заключительное обсуждение с оценкой результатов занятия.
3.Ритуал прощания «Аплодисменты»
10
«На пути»
•Повышение активности и самооценки детей
•Принятие и отреагирование своих негативных качеств.
План проведения:
1.Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.
2.Разминка: упражнения на доверие, взаимодействие и движение.
- Упражнение «Слепой и поводырь». Упражнение «Ладушки»
3. Основная часть. Двигательные упражнения (разыгрывание конфликтных ситуаций с обсуждением чувств участников). Теоретическая часть «Как я разрешаю конфликты»
- Упражнение «Автопортрет» Игра «Чудесные пироги» (одна из любимых игр детей)
Цель: развитие коммуникативных умений и навыков.
5.Ритуал прощания. Упражнение «Аплодисменты». Упражнение «Кисточка – ласковица»
11
«Я и другие»
•Изучение мотивов негативного поведения
•Изучение агрессивного поведения других людей
•Развитие коммуникативных умений и навыков
1.Разминка: упражнения на доверие, взаимодействие и движение.
Упражнение «Свободное падение»,
упражнение «Получай противная подушка».
•Упражнение «Лабиринт»
•Упражнение «Ковер – самолет».
Цель: развитие коммуникативных навыков.
•Игра «Ладонь»
Цель: самопознание, дифференцирование собственных чувств, особенностей характера.
2. Релаксационные упражнения «Тряпичная кукла», «Надувная кукла»
3. Ритуал прощания «Аплодисменты», «Кисточка – ласковица»
12
«Выплеск»
•Отреагирование накопившихся отрицательных эмоций
•Обсуждение конструктивных способов разрядки гнева и агрессии
1.Разминка: упражнение на движение, взаимодействие и противодействие.
Упражнение «Петушиный бой».
2. Основная часть.
• Упражнение на отреагирование эмоций.
Упражнение «Получай противная подушка».
• Ролевая игра с провоцированием гнева и агрессии.
Упражнение «Чудо – юдо».
3. Заключительное обсуждение с оценкой своей выдержки и конструктивности при разрешении конфликта.
- Упражнение «Посчитай до десяти» –
4. Ритуал прощания «Аплодисменты», «Кисточка ласковица».
13
«Договор – уговор»
•Тренинг конструктивного разрешения конфликтных ситуаций
•Обучение методам саморегуляции
1.Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.
2.Разминка: упражнения на движение и реакцию.
Упражнение «Петушиные бои».
3.Основная часть.
•Разыгрывание ситуаций, провоцирующих проявление агрессии.
•Упражнение «Меня это не касается»
•Упражнение «Говорящие ладошки»
•Упражнение «Мусорная корзина» –
4.Заключительное обсуждение с оценкой тренировки.
5.Ритуал прощания. Упражнение «Аплодисменты», упражнение «Кисточка ласковица».
14
«Завершение»
•Гармонизация эмоционального состояния
•Развитие самопознания.
•Развитие коммуникативных умений и навыков
1.Разминка. Упражнение «Свободное падение».
2.Основная часть
•Игра «Чудесные пироги».
Цель: развитие коммуникативных умений и навыков.
•Упражнение «Закончи предложение»
3. Ритуал прощания. Упражнение «Аплодисменты», упражнение «Кисточка Ласковица».
15
Итог»
- Завершение работы группы
- Упражнение «Я и фотография»
Цель: формирование Я – образа, повышение самооценки, расширение кругозора, налаживание коммуникации.
- Итоговое обсуждение достижений всего цикла.
- Пожелания, подарки (диски с фотографиями участников за весь период программы занятий).
- Ритуал закрытия группы. Упражнение «Аплодисменты». Упражнение «Кисточка – ласковица».
Источник
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
основная общеобразовательная школа № 10
города Искитима Новосибирской области
Согласовано: | Утверждаю |
Зам.директора по УВР | Директор МБОУ-ООШ №10 |
________О.А.Курбатова | __________В.А.Буйских |
«___» _________ 2017 г. |
«Программа социализации обучающегося с ОВЗ»
(задержка психического развития)
Составитель программы:
социальный педагог: Басманова О.А.
Программа составлена с целью компенсации дефицитов эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения ребенка с ОВЗ.
Программа способствует решению следующих задач:
профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
развитие и совершенствование социологических предпосылки к обучению: способность к переключению, самоконтроль, познавательная активность, произвольность общения и поведения;
развитие коммуникативной готовности к обучению.
развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения;
формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Коррекционно-развивающая работа включает:
– организацию и проведение соц.педагогом индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий;
– развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
– социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
— Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию соцпедагога, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
— Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Содержание индивидуально-ориентированной коррекционной работы
В процессе сопровождения обучающихся реализуются следующие направления:
– индивидуальная коррекционно-развивающая работа (обеспечивает своевременную специализированную помощь)
развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников;
реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам социализации обучающихся;
–информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса
На основе данных обследования, по результатам наблюдения определяются индивидуальные образовательные маршруты.
Коррекционная работа реализуется поэтапно.
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей ОВЗ, определения специфики и их особых образовательных потребностей;
Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность).
Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность.
Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей ОВЗ, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Планируемые результаты коррекционной работы.
Обеспечение базового уровня образования для обучающихся с ЗПР.
обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим;
обеспечение участия детей с ограниченными возможностями здоровья в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных мероприятий.
Результатом реализации коррекционной программы должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды:
-обеспечивающей воспитание, обучение, социальную адаптацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья;
-способствующей достижению целей основного общего образования, обеспечивающей его качество, доступность и открытость для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их родителей (законных представителей);
План коррекционных занятий
№ | Тема занятия | Цель |
1 | Знакомство | Создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем. |
2 | Отработка навыков поведения в затруднительных ситуациях | Осознание моделей поведения в различных ситуациях |
3 | “Я решаю конфликт” | Формирование представлений о сущности конфликтов и способах разрешения конфликтных ситуаций |
4 | Снятие напряжения, методы расслабления | Обучение адекватным способам расслабления и разрядки эмоционального напряжения |
5 | Умение сказать нет, саморегуляция | Отстаивание позиции, конструктивное решение конфликтов |
6 | Построение партнерских взаимоотношений | Развитие умения строить конструктивные партнерские отношения со сверстниками |
7 | Эмоции, рефлексия | Проработка эмоциональных состояний. |
8 | «Тренируем эмоции» | Развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим. |
9 | «На что похоже настроение?» | Эмоциональное осознание своего самочувствия, развитие симпатии. |
10 | «Расскажи свои страхи» | Выявление реальных страхов подростков, развитие умения говорить о своих негативных переживаниях открыто в кругу сверстников, формирование социального доверия. |
11 | «Я смелый» | Преодоление негативных переживаний, воспитание уверенности в себе. |
12 | Рисование по приведённому этюду | Развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ. |
13- 17 | Изотерапия | Развитие личности через способность самопознания и самовыражения. |
18-23 | Индивидуальные консультации, беседы. | По необходимости |
24-25 | «Секреты нашей памяти» | Расширение объема и развитие зрительной памяти. Развитие слуховой памяти. Формирование произвольного восприятия и воспроизведения. |
26-27 | «История о человеке, который нашел время» | Обучение приемам самоорганизации в процессе учебной деятельности. Знакомство с приемами планирования своей деятельности |
28 | «Как достичь цели» | Обучение целеполаганию и планированию. Формирование действий контроля и самоконтроля |
29 | «Как преодолеть неуверенность в себе (тренинг)» | Развитие адекватной самооценки на основе тренинга. |
30 | Сочинение на тему “Моя мечта” | Диагностика детских стремлений и ожиданий |
31 | «Оценка и отметка» | Знакомство с правилами оценивания. Понимание критериального смысла отметки |
32-33 | «Когда я бываю Незнайкой» | Обучение анализу своих трудностей. Формирование мотивации на их преодоление |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рудякова О.Н. Развитие культуры общения в подростковой среде. Программа, разработки занятий, рекомендации. Волгоград, изд. «Учитель», 2010 г.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг,2004 г.
Князева Т. Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование. — СПб.: Речь, 2007. – 119 с.
Источник