Программа социального развития ребенка с овз

Программа социального развития ребенка с овз thumbnail

Развивающая  психолого – педагогическая программа «Я и ты – мы друзья» для детей с ОВЗ посвящена проблеме личностного развития и развития коммуникативных умений и навыков.

Данная программа содержит практические методы психолого – педагогического воздействия по  созданию условий для личностного развития детей с ОВЗ, как залога успешной социальной адаптации в дальнейшем.

Пояснительная записка.

В связи  с этим была создана развивающая психолого – педагогическая  программа занятий, модифицированная на основе изученной литературы и личностного опыта, которая направлена на создание условий для личностного развития и развития коммуникативных умений и навыков детей с ОВЗ.

 При составление развивающей психолого – педагогической программы «Я и ты – мы друзья»  учитывались следующие позиции:

1.        Соотношение факторов (органический дефект, социальные  факторы, индивидуальные психологические особенности ребенка).

2.        Соотношение деятельности психолога и педагога.

3.         Содержательная наполненность психолого – педагогического воздействия определена ведущим видом деятельности (общение).

4.         Взрослый выступает для ребенка образцом деятельности и отношений  с миром (поведение, манера общения и т.д.).

Разработанная  программа опирается на  следующие законодательные и правовые документы:

В основе программы лежат следующие принципы психолого – педагогического воздействия:

Цель программы:  создание условий для личностного развития  и развития коммуникативных умений и навыков детей  с ОВЗ.

• формирование положительных  межличностных взаимоотношений между детьми, но основе которых каждый ребенок смог быть успешно социализироваться;

• развитие способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям.

Основным ограничением для участников является структура органического дефекта: умственная отсталость легкой и средней степени, отягощенная текущим психическим заболеванием (эпилептическим и шизофреническим  синдромом, психопатоподобными расстройствами), для ведущего (педагога – психолога): отсутствие  специального профессионального образования.

Перечень учебно – методических материалов, используемых при подготовке и реализации программы:

Структура занятий включает в себя разминку, основную часть, обсуждение занятия и релаксационные упражнения).  Упражнения для разминки и релаксации могут варьироваться в зависимости от  психоэмоционального состояния учащихся и группы. Начинается курс вводным занятием, на котором учащиеся знакомятся с основными правилами работы в группе. Тематика развивающих занятий включает два основных блока: 1 блок « Что я знаю о себе» и   2  блок «Я и другие». Содержание первого блока помогает разобраться в личностных особенностях своего «Я» узнать свою самооценку, познакомиться с  многообразием  чувств и эмоций, определить свои достоинства и недостатки. Второй блок включает темы, связанные с изучением особенностей взаимоотношений с окружающими его людьми. На занятиях дети могут узнать  о способах эффективного взаимодействия, научиться правилам поведения  в  конфликтной ситуации. Форма проведения: групповая (состав от 3 – 6 участников).

Программа курса занятий вариативна, является гибкой  в зависимости от психофизических особенностей участников группы и индивидуальных психологических особенностей. Некоторые занятия в ходе прохождения программы могут дублироваться (по желанию участников или решению педагога – психолога) с целью усвоения практического опыта или завершения психолого – педагогического воздействия.

Программа рассчитана на 15 занятий (1- 2 раза  в неделю).  Продолжительность занятий зависит от психофизических, возрастных  особенностей участников программы и может варьироваться от 30 минут до 1 часа.  Сроки реализации: 6 месяцев.

Тема

Основные цели:

Краткое содержание занятия.

1

«В начале пути»

•Становление правил поведения в группе.

•Снятие эмоционального напряжения, создание рабочей атмосферы.

1.Установление контакта. Определение правил работы в группе.  Упражнение «Свеча».  

2.Упражнения, направленные на снятие эмоционального и телесного напряжения, повышение эмоционального тонуса и самооценки участников.

•Упражнение «Я король».

•«Мое отношение к миру»

3.Обсуждение итогов занятия.

4.Ритуал прощания.

Упр. «Аплодисменты», «Кисточка – ласковица»

2

«САМоценность»

Цели:

-установление контактов между участниками

-снятие эмоционального и телесного напряжения

-развитие навыков совместной игры

1.Обсуждение впечатления от предыдущего занятия.

2.Разминка с шарами.  

  • Упражнение на расслабление, снятие мышечных зажимов, телесного напряжения. Имитационные движения. Упражнения на осознание себя и своего поведения.

3.Упражнение «Самоценность»,

Читайте также:  Две зоны развития ребенка по выготскому

Цель: позитивация «Я» – концепции подростка.

4.Заключительное обсуждение итогов занятия.

5.Ритуал прощания.

3

«Волшебные рисунки»

Цели:

-Гармонизация эмоционального состояния.

-Развитие и познание внутреннего мира ребенка.

-Снятие напряжения, отреагирование напряжения и агрессивных тенденций

Осознание и отреагирование чувств

1.        Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.

2.        Разминка. Упражнение

Упражнение «Кулак, палец, ладонь»

3.        Основная часть

•        Упражнение «Лицо»

Цель: познание внутреннего мира ребенка, проработка темы взаимоотношения с  родителями.

•        Упражнение «Зеркальный монстр»

Цель: снятие напряжения, преодоление тревожно – фобических реакций.

4.        Заключительное обсуждение.

5.        Ритуал прощания.

Упражнение«Аплодисменты».

Упражнение «Кисточка – ласковица»

4

«Мой волшебный мир»

  • Гармонизация эмоционального состояния ребенка.
  • Развитие навыков самопознания.
  • Познание внутреннего мира ребенка

1.Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.

2.Разминка

Упражнение «Переключатели»

3.Основная часть

Упражнение «Чудо – кактус»

Цель: гармонизация эмоционального состояния, сенсорная стимуляция.

Упражнение«Мир из песка»

Цель: познание внутреннего мира ребенка, тактильная стимуляция.

3.Заключительное обсуждение.

4.Ритуал прощания. Упражнение «Аплодисменты». Упражнение «Кисточка – ласковица»

5

«Необыкновенная

скорлупа»

  • Гармонизация эмоционального состояния ребенка.
  • Развитие умения работать в коллективе.
  • Развитие навыков самопознания.
  • Познание внутреннего мира ребенка

1.        Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.

2.        Разминка

Упражнение «Ревущий мотор»

Цель:  позволяет сбросить напряжение и настроится на работу

3.        Основная часть

Упражнение «Волшебная скорлупа».

Цель: развитии воображения, оказание помощи в правильном построении отношений с   женщиной –  матерью, коррекция проблем, связанных  с идентификацией дома.

4.        Заключительное обсуждение.

5.        Ритуал прощания. Упражнение «Аплодисменты». Упражнение «Кисточка – ласковица»

6

«Мои достижения»

•        Гармонизация эмоционального состояния ребенка.

•        Развития самопознания.

•        Развитие адекватной самооценки.

•        Развитие коммуникативных умений и навыков.

  1. Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.
  2. Разминка

Упражнения «Меняющаяся комната».

  1. Основная часть
  • Упражнение «Цветущий домик»

Цель: развитие воображения, позитивного отношения к собственному дому, его одушевлению закрепление в сознании понятия о том, что гармоничная среда внутри способствует росту цветов, созданию красоты, любви.  

  • Упражнения «Мои достижения»
  1. Заключительное обсуждение.
  2. Ритуал прощания. Упражнение «Аплодисменты». Упражнение «Кисточка – ласковица».

7

«Взаимодействие»

•        Снятие психоэмоционального напряжения.

•        Развитие самопознания.

•        Развитие коммуникативных умений и навыков.

1.Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.

2.Разминка

Упражнение «Пластилин  – силач».

Цель – отреагирование эмоций и агрессинвых тенденции, снятие напряжения.

3.Основная часть

•Упражнение «Бутерброд с шоколадной пастой».

•Игры  с пуговицами. «Событие»

улыбки, пожелания счастья и много

4.Заключительное обсуждение.

5.Ритуал прощания. Упражнение «Аплодисменты». Упражнение «Кисточка – ласковица»

8

«Вместе»

•        Взаимодействие участников группы

•        Отреагирование чувств

•        Осознание неконструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций.

•        Развитие коммуникативных умений и навыков.

1.Разминка: упражнения на развитие доверия и взаимодействия.

Упражнение «Свободное падение»: один участник группы падает назад,  а другой должен его поймать.

2.Упражнение «Рисование по сырому листу»

Цель: налаживание коммуникации, объединение, гармонизация эмоционального состояния, тактильная стимуляция, развитие воображения.

3.Основная часть..

•Упражнение «Я – это ты» –

•Упражнение. «Уверенный — наглый — робкий»

•Коммуникативная игра. «Обыкновенное чудо»

Цель: способствовать  развитию умения дифференцировать собственные ощущений, вербализация чувств, элементарный самоанализ.

4.Заключительное обсуждение.

5.Ритуал прощания. Упражнение «Аплодисменты». Упражнение «Кисточка – ласковица».

9

«Двигаемся дальше»

•        Осознание неконструктивного поведения и выражения своего отношения к нему.

•        Развитие эмпатии, построение доверительных отношений между участниками занятий.

•        Развитие самопознания.

•        Гармонизация психоэмоционального состояния.

1.Разминки: упражнения на доверие, взаимодействие и движение.

Упражнение «Свободное падение», разминка с шарами.

 Основная часть

•Упражнение «Такой поступок мне к лицу»

 •Упражнение «Испуганный Ежик»

•Игра «Волшебные руки»

Цель: развитие коммуникативных умений и навыков,  развитие умения дифференцировать собственные ощущения, вербализация чувств.

2.Заключительное обсуждение с оценкой результатов занятия.

3.Ритуал прощания «Аплодисменты»

10

«На пути»

•Повышение активности и самооценки детей

•Принятие  и отреагирование своих негативных качеств.

План проведения:

1.Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.

2.Разминка: упражнения на доверие, взаимодействие и движение.

  • Упражнение «Слепой и поводырь».   Упражнение «Ладушки»

3.        Основная часть. Двигательные упражнения (разыгрывание конфликтных ситуаций с обсуждением чувств участников). Теоретическая часть «Как я разрешаю конфликты»

  • Упражнение «Автопортрет» Игра «Чудесные пироги» (одна из любимых игр детей)
Читайте также:  Два года и месяц ребенку развитие

Цель: развитие коммуникативных умений и навыков.

5.Ритуал прощания. Упражнение  «Аплодисменты». Упражнение «Кисточка  – ласковица»

11

«Я и другие»

•Изучение мотивов негативного поведения

•Изучение агрессивного поведения других людей

•Развитие коммуникативных умений и навыков

1.Разминка: упражнения на доверие, взаимодействие и движение.

Упражнение «Свободное падение»,

 упражнение «Получай противная подушка».

•Упражнение «Лабиринт»

•Упражнение «Ковер – самолет».

Цель: развитие коммуникативных навыков.

•Игра «Ладонь»

Цель: самопознание, дифференцирование собственных чувств, особенностей характера.

2.        Релаксационные упражнения «Тряпичная кукла», «Надувная кукла»

3.        Ритуал прощания «Аплодисменты», «Кисточка – ласковица»

12

«Выплеск»

•Отреагирование накопившихся отрицательных эмоций

•Обсуждение конструктивных способов разрядки гнева и агрессии

1.Разминка: упражнение на движение, взаимодействие и противодействие.

Упражнение «Петушиный бой».

2.        Основная часть.

•        Упражнение на отреагирование эмоций.

Упражнение «Получай противная подушка».

•        Ролевая игра  с провоцированием гнева и агрессии.

Упражнение «Чудо – юдо».

3.        Заключительное обсуждение с оценкой своей выдержки и конструктивности при разрешении конфликта.

  • Упражнение «Посчитай до десяти» –

4.        Ритуал прощания «Аплодисменты», «Кисточка ласковица».

13

«Договор – уговор»

•Тренинг конструктивного разрешения конфликтных ситуаций

•Обучение методам саморегуляции

1.Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.

2.Разминка: упражнения на движение и реакцию.

Упражнение «Петушиные бои».

3.Основная часть.

•Разыгрывание ситуаций, провоцирующих проявление агрессии.

•Упражнение «Меня это не касается»

•Упражнение  «Говорящие ладошки»

•Упражнение «Мусорная корзина» –

4.Заключительное обсуждение с оценкой тренировки.

5.Ритуал прощания. Упражнение  «Аплодисменты»,  упражнение «Кисточка ласковица».

14

«Завершение»

•Гармонизация эмоционального состояния

•Развитие самопознания.

•Развитие коммуникативных умений и навыков

1.Разминка. Упражнение «Свободное падение».

2.Основная часть

•Игра «Чудесные пироги».

Цель: развитие коммуникативных умений и навыков.

•Упражнение «Закончи предложение»

3.        Ритуал прощания. Упражнение  «Аплодисменты»,  упражнение «Кисточка Ласковица».

15

Итог»

  • Завершение работы группы
  • Упражнение «Я и фотография»

Цель: формирование Я – образа, повышение самооценки, расширение кругозора, налаживание коммуникации.

  • Итоговое обсуждение достижений всего цикла.
  • Пожелания, подарки (диски с фотографиями участников за весь период программы занятий).
  • Ритуал закрытия группы. Упражнение «Аплодисменты». Упражнение «Кисточка – ласковица».

Источник

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

основная общеобразовательная школа № 10

города Искитима Новосибирской области

Согласовано:

Утверждаю

Зам.директора по УВР

Директор МБОУ-ООШ №10

________О.А.Курбатова

__________В.А.Буйских

«___» _________ 2017 г.

«Программа социализации обучающегося с ОВЗ»

(задержка психического развития)

Составитель программы:

социальный педагог: Басманова О.А.

 Программа составлена с целью  компенсации дефицитов эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения ребенка с ОВЗ.

Программа способствует решению следующих задач:

 профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;

развитие  и совершенствование социологических предпосылки к обучению: способность к переключению, самоконтроль, познавательная  активность, произвольность общения и поведения;

развитие коммуникативной готовности к обучению.

развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения;

формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

Коррекционно-развивающая работа включает:

– организацию и проведение соц.педагогом индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий;

– развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

– социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию соцпедагога, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Содержание индивидуально-ориентированной коррекционной работы

В процессе сопровождения обучающихся реализуются следующие направления:

индивидуальная коррекционно-развивающая работа (обеспечивает своевременную специализированную помощь)

Читайте также:  Основные направления развития ребенка музыкальная деятельность

развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников;

реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам социализации обучающихся;

информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса

На основе данных обследования, по результатам наблюдения определяются индивидуальные образовательные маршруты.

Коррекционная работа реализуется поэтапно.

Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей ОВЗ, определения специфики и их особых образовательных потребностей;

Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность).

Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность.

Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей ОВЗ, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

Планируемые результаты коррекционной работы.

Обеспечение базового уровня образования для обучающихся с ЗПР.

обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим;

обеспечение участия детей с ограниченными возможностями здоровья в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных мероприятий.

Результатом реализации коррекционной программы должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды:

-обеспечивающей воспитание, обучение, социальную адаптацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья;

-способствующей достижению целей основного общего образования, обеспечивающей его качество, доступность и открытость для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их родителей (законных представителей);

План коррекционных занятий

Тема занятия

Цель

1

Знакомство

Создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем.

2

Отработка навыков поведения в затруднительных ситуациях

Осознание моделей поведения в различных ситуациях

3

“Я решаю конфликт”

Формирование представлений о сущности конфликтов и способах разрешения конфликтных ситуаций

4

Снятие напряжения, методы расслабления

Обучение адекватным способам расслабления и разрядки эмоционального напряжения

5

Умение сказать нет, саморегуляция

Отстаивание позиции, конструктивное решение конфликтов

6

Построение партнерских взаимоотношений

Развитие умения строить конструктивные партнерские отношения со сверстниками

7

Эмоции, рефлексия

Проработка эмоциональных состояний.

8

«Тренируем эмоции»

Развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

9

«На что похоже настроение?»

Эмоциональное осознание своего самочувствия, развитие симпатии.

10

«Расскажи свои страхи»

Выявление реальных страхов подростков, развитие умения говорить о своих негативных переживаниях открыто в кругу сверстников, формирование социального доверия.

11

«Я смелый»

Преодоление негативных переживаний, воспитание уверенности в себе.

12

Рисование по приведённому этюду

Развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ.

13- 17

Изотерапия

Развитие личности через способность самопознания и самовыражения.

18-23

Индивидуальные консультации, беседы.

По необходимости

24-25

«Секреты нашей памяти»

Расширение объема и развитие зрительной памяти. Развитие слуховой памяти. Формирование произвольного восприятия и воспроизведения.

26-27

«История о человеке, который нашел время»

Обучение приемам самоорганизации в процессе учебной деятельности. Знакомство с приемами планирования своей деятельности

28

«Как достичь цели»

Обучение целеполаганию и планиро­ванию.

Формирование действий контроля и самоконтроля

29

«Как преодолеть неуверенность в себе (тренинг)»

Развитие адекватной самооценки на основе тренинга.
Формирование мотивации достиже­ния

30

Сочинение на тему “Моя мечта”

Диагностика детских стремлений и ожиданий

31

«Оценка и отметка»

Знакомство с правилами оценивания.

Понимание критериального смысла отметки

32-33

«Когда я бываю Незнайкой»

Обучение анализу своих трудностей. Формирование мотивации на их преодоление

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рудякова О.Н. Развитие культуры общения в подростковой среде. Программа, разработки занятий, рекомендации. Волгоград, изд. «Учитель», 2010 г.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг,2004 г.

Князева Т. Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование. — СПб.: Речь, 2007. – 119 с.

Источник