Программа социального развития ребенка козлова скачать

РАБОТАЕМ ПО ПРОГРАММЕ

(Программа социального развития ребенка)

Программа «Я – человек», С.А.Козловой,  направлена на то, чтобы помочь ребенку познать себя, окружающих его людей, свой город, свою страну, свою планету, т.е. познать социальный мир и себя в нем. Она позволит приоткрыть тайны функционирования человеческого организма, узнать об открытиях и изобретениях, о труде и отдыхе людей, о том, как велика наша планета, как появились люди на земле, как они живут сейчас, программа познакомит детей с их правами и обязанностями.

Цель и назначение программы – способствовать формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, с добротной нравственной основой. Такая личность формируется всю жизнь, но основы ее закладываются в дошкольном возрасте.

Приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям и культуре, что предусмотрено программой, поможет развить в ребенке его творческий потенциал.

Знания о Человеке помогут развить в нем внимание к себе, понимание своей сущности. А постепенное осознание себя, своих возможностей будет способствовать тому, что ребенок приучится быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью и через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли, что впоследствии поможет ему более осознанно воспринимать события, явления, факты социальной действительности.

Решить весь этот комплекс задач под силу педагогам совместно с родителями.

Программа включает четыре раздела. Все разделы взаимосвязаны, дополняют друг друга, хотя каждый из разделов имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную ценность и цель.

РАЗДЕЛ  I.

«ЧТО  Я  ЗНАЮ  О  СЕБЕ»

Цель раздела– обратить внимание ребенка на самого себя, на свое тело, свой организм, на свои возможности и способности, научить оценивать и ценить себя, создать предпосылки к самовоспитанию, к заботе о собственном здоровье; на основе познания себя формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям, животным.

Этот раздел имеет следующие подразделы: Мой организм. Мои чувства. Мои мысли. Мои поступки. Мои умения. Моя семья. Моя родословная. Как мы живем в детском саду.

РАЗДЕЛ  II.

«КТО  ТАКИЕ  ВЗРОСЛЫЕ  ЛЮДИ»

Цель раздела– поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых, вызвать желание следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное поведение и деятельность; познакомить детей с разнообразной деятельностью взрослых людей; воспитывать доброжелательное отношение к людям.

Подразделы: Дети и взрослые. Зачем и как работают взрослые люди. Зачем и как люди отдыхают.

РАЗДЕЛ  III.

«ЧЕЛОВЕК  –  ТВОРЕЦ»

Цель раздела – привлечь внимание ребенка к значимости творческого начала в личности человека; воспитывать у ребенка познавательные интересы и стремление к преобразующей деятельности.

Подразделы: Предметы рукотворного мира. Материалы, созданные человеком. Человек создает технику. Живая, неживая природа и человек. Человек – художник.

РАЗДЕЛ  IV.

«ЗЕМЛЯ  –  НАШ  ОБЩИЙ  ДОМ»

Цель раздела – воспитывать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре, быту; формировать представления о Земле и жизни людей на Земле, о своей стране; воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, толерантное отношение к жителям Земли, своей страны.

Подразделы: Что такое Земля. Какие люди живут на Земле. Как люди заселили Землю. Твоя страна, твой народ, твоя республика, твой город.

Источник

Стержнем программы ‘Я — человек’ являются знания о Человеке. Именно они позволяют ребенку осознанно включаться в процесс самовоспитания.

Автор программы: С.А. Козлова
Цели программы:

  • помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представления о себе как представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, их чувствах, поступках, правах и обязанностях, разнообразной деятельности;
  • на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутую уважением к людям.

Назначение программы — способствовать формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, добротной нравственной основой. Такая личность формируется всю жизнь, но основы ее закладываются в дошкольном возрасте.

Конечно, дошкольник еще не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, понимание своей человеческой сущности, постепенное осознание себя, своих возможностей будут способствовать тому, что ребенок приучится быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью и через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. Ребенок, став школьником, сможет более осознанно воспринимать события, явления, факты социальной действительности, научится анализировать их.

Структурно-содержательная характеристика

«Я — человек» — программа приобщения ребенка к социальному миру. Она включает четыре больших раздела. Все разделы взаимосвязаны, дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, воспитательно-образовательную ценность и цель. Каждый раздел имеет несколько подразделов, которые конкретизируют его содержание.

«Что я знаю о себе». Мой организм. Мои чувства. Мои мысли. Мои поступки. Мои умения. Моя семья. Моя родословная. Как мы живем в детском саду.

«Кто такие взрослые». Дети и взрослые. Зачем и как работают взрослые. Зачем и как люди отдыхают.

«Человек-творец». Предметы рукотворного мира. Человек создает технику. Материалы, созданные человеком. Живая, неживая природа и человек. Человек-художник.

«Земля — наш общий дом». Что такое Земля. Какие люди живут на Земле. Как люди заселили Землю. Твоя страна, твой народ.

Читайте также:  Зарубежные теории развития личности ребенка

Информативная часть программы усваивается детьми легче, если педагог отдает предпочтение поисково-экспериментальным, продуктивным и проблемным методам. В повседневной жизни следует обратить внимание на игры, наблюдения, упражнения, трудовую деятельность, индивидуальные беседы, праздники, развлечения.

Концептуальные положения, на которых построена программа, следующие:

  • интеллектуальное и нравственное развитие ребенка происходит в тесном единстве;
  • творческий потенциал личности ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему сугубо человеческими проявлениями в поступках, чувствах.

Содержание программы построено на доступных для понимания дошкольника сведениях из разных областей культуры: истории, религии, географии, астрономии, автономии.

При разработке принципов формирования конкретных знаний учитывалось, что знания о социальной действительности должны нести доступную детям информацию, вызывать эмоции и чувства, побуждать к деятельности, положительным поступкам. Каждая из составляющих обозначенного триединства имеет свою специфику. Слишком сложные знания становятся барьером к их восприятию. В программу включены знания, находящиеся между высшим и низшим порогами информативности, эмоционально близкие ребенку факты и явления, которые могут быть отражены в разнообразной детской деятельности. Игра, художественная деятельность детей наполняются содержанием знаний об окружающем, взаимоотношениях людей, их отношении друг к другу, событиям и фактам.

Учебно-методическое обеспечение

Автором написано учебное пособие «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью», которое может служить основой технологии реализации программы «Я — человек».

Результаты апробации программы

Программа может быть использована как парциальная и в сочетании с другими программами по общему развитию ребенка. Она будет полезна и учителям начальных классов для занятий с детьми в группе продленного дня, и родителям для занятий с детьми, которых интересует окружающий мир.

Программа «Я — человек» апробирована в практике работы воспитателей дошкольных учреждений городов — Москвы, Саранска, Тольятти, Шадринска и др.

Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. – М.: Сфера, 2009.

Источник

ШКОЛА МОЛОДОГО ВОСПИТАТЕЛЯ

МАТЕРИАЛ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

«Парциальная программа социального развития ребенка

С.А. Козловой «Я – человек»

Цель программы: способствовать формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, с нравственной основой. Такая личность формируется всю жизнь, но основы ее закладываются в дошкольном возрасте.

Процесс познания социальной действительности должен находить отражение в разнообразной детской деятельности, стимулировать детскую активность. Игра, художественная деятельность детей наполняются содержанием знаний об окружающем, о взаимоотношениях людей, их отношений друг к другу, к событиям и фактам. Программа дает материал для проведения разнообразных праздников, развлечений, викторин, опытов и экспериментов – всего того, чем наполнена жизнь детей в дошкольном учреждении.

Программа нацелена на последовательное введение ребенка в социальный мир.

Программа «Я – Человек» включает четыре раздела. Все разделы взаимосвязаны, дополняют друг друга, хотя каждый из разделов имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную ценность и цель.

  1. «Что я знаю о себе» (Мой организм. Мои чувства. Мои мысли. Мои поступки. Мои умения. Моя семья. Моя родословная. Как мы живем в детском саду.)
  2. «Кто такие взрослые люди» (Дети и взрослые. Зачем и как работают взрослые люди. Зачем и как люди отдыхают.)
  3. «Человек – творец» (Предметы рукотворного мира. Человек создает технику. Материалы, созданные человеком. Живая, неживая природа и человек. Человек – художник.)
  4. «Земля — наш общий дом» (Что такое Земля. Какие люди живут на Земле. Как люди заселили Землю. Твоя страна, твой народ).

Информативная часть программы усваивается детьми легче, если педагог отдает предпочтение поисково-экспериментальным, продуктивным и проблемным методам. В повседневной жизни следует обратить внимание на игры, наблюдения, упражнения, трудовую деятельность, индивидуальные беседы, праздники, развлечения.

Программа включена в образовательный процесс с младшей группы. Содержание разделов от младшей группы до подготовительной группы усложняется.

Например, раздел «Что я знаю о себе». Подраздел «Как мы живем в детском саду»:

  1. младшая группа (Я хожу в детский сад. Я знаю, где он находится, знаю, как пройти в свою группу и на наш участок. Знаю, как зовут моих воспитателей. В группе я знаю, где мы играем, где спим, где умываемся; знаю, где лежат книги, игрушки; знаю о наших растениях, которые находятся в группе и на участке. Я знаю имена детей своей группы, они мои друзья, мы вместе играем);
  2. средняя группа (В детском саду у меня много друзей. Я знаю их имена и фамилии. Я дружу с мальчиками и девочками. У нас есть правила, которые мы все выполняем в группе: не обижайте друг друга, каждой вещи – свое место, помогайте друг другу. У нас в детском саду часто бывают праздники. Мы все вместе готовимся к ним. Я люблю свой детский сад, детей в группе, своих воспитателей);
  3. старшая группа (В детском саду у меня много друзей, но есть один самый верный друг. Мы с ним живем рядом, а в детском саду сидим за одним столом во время занятий и во время еды. Все дети в нашей группе живут по правилам, которые мы сами установили: не драться; помогать друг другу; быть веселыми; беречь вещи, игрушки, растения; заниматься интересными делами и другие. Все эти правила мы обсудили и договорились их выполнять, так как они помогают нам жить дружно и интересно);
  4. подготовительная группа (Я дружу со всеми детьми нашей группы, но с Мишей и Костей особенно. Это мои верные друзья. Мы вместе играем, читаем книги, У нас в группе есть свой «Свод законов», по которому мы все живем. Это такие правила, которые мы сами себе установили, поэтому сами их и выполняем. Хорошо, что есть такие правила, которые помогают нам жить дружно.)
Читайте также:  Таблица развития речи ребенка до 3 лет

В заключительной части программы «Я – Человек» изложены требования к уровню усвоения каждого раздела.

Например, требования к уровню усвоения раздела «Что я знаю о себе»:

Младший дошкольный возраст.

Называть и показывать на себе, других людях, игрушках, животных:

  1. части тела (руки, ноги, голова, животик, пальцы на руках и ногах);
  2. органы чувств (глаза, уши, нос, язык);

Уметь объяснить, зачем нужны органы чувств и части тела;

Замечать ярко выраженное настроение взрослых и детей (смеется, плачет, сердится, радуется);

Знать:

  1. свои имя и фамилию, домашний адрес;
  2. имя родителей, воспитателей;
  3. родственные связи и свою социальную роль (мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь).

Старший дошкольный возраст.

Знать:

  1. названия органов чувств, отдельных внутренних органов (сердце, легкие, желудок);
  2. имя и отчество родителей, полный домашний адрес и телефон;
  3. родственные связи и свою социальную роль (тетя, дядя, внук, внучка, сестра, брат, прабабушка, прадедушка), называть их;
  4. правила поведения на улице, дома, в детском саду, выполнять их;

Устанавливать связи:

  1. между органом чувств и выполняемой им функцией;
  2. между отношением к своему организму и возможными заболеваниями;

Уметь:

  1. владеть навыками самообслуживания;
  2. управлять своими чувствами (сдерживать гнев, огорчение, не плакать и др.);
  3. анализировать свои поступки и поступки других людей;
  4. оказать помощь другому человеку;
  5. договариваться, устанавливать неконфликтные отношения со сверстниками.

Планирование воспитательно-образовательной работы по программе должно соответствовать следующим рекомендациям:

  1. включать разные виды деятельности;
  2. «пронизывать» содержанием программы всю жизнедеятельность ребенка;
  3. еженедельно планировать следующие виды деятельности детей: беседы, чтение художественной литературы, изобразительную, конструктивную деятельность, музыку, экспериментирование и опыты;
  4. находить взаимосвязь разных разделов программы с другими разделами воспитательно-образовательной работы.

Раздел/

неделя

НОД

Игра

Чтение

худож.

литерат.

Труд

Развлечения

I

Эксперимент

опыт

1-ая неделя Раздел 1

2-ая неделя Раздел 2

3-ья неделя Раздел 3

4-ая неделя Раздел 4

Схема планирования может быть следующая:

Таким образом, каждую неделю планируется непосредственно образовательная деятельность и другие виды деятельности по одному из разделов.

Отдельно планируется работа с родителями. Она включает в себя консультации на разные темы:

  1. как провести прогулку с ребенком,
  2. что посмотреть в музее,
  3. как устроить дома день рождения ребенка,
  4. как составить свою родословную и рассказать о ней малышу и т.д.

Источник

Программа социального развития детей дошкольного возраста

Современное состояние науки и практики дошкольного образования свидетельствует о наличии огромного потенциала в области разработки и внедрения программ и технологий социального развития дошкольников. Данное направление отражено в требованиях государственного образовательного стандарта, включено в содержание федеральных и региональных комплексных и парциальных программ («Детство», «Я — человек», «Детский сад — дом радости», «Истоки», «Радуга», «Я, ты, мы», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», «Непреходящие ценности малой Родины», «Развитие у детей представлений об истории и культуре», «Сообщество» и др.).

Анализ имеющихся программ позволяет судить о возможности реализации отдельных направлений социального развития дошкольников. Попытка концептуального обоснования этого процесса, результаты десятилетних исследований и деятельности экспериментальных площадок города Перми и Пермской области привели к необходимости разработки целостной программы и технологии социального развития дошкольников.

Содержание программы построено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и отражает основные направления приобщения детей дошкольного возраста к различным аспектам социальной культуры, включенным в контекст патриотического, нравственного, полового, интернационального, правового воспитания, религиоведческого просвещения.

Программа социального развития является компилятивной (объединяющей различные разделы воспитательно-образовательного процесса), парциальной (по отношению к комплексным программам), открытой (допускающей возможность авторских технологий в ее реализации).

Отбор содержания различных аспектов социальной культуры, приобщение к которым возможно на протяжении дошкольного возраста, осуществлен в соответствии со следующими принципами:

  • принципом научности, предполагающим отражение в предъявляемом материале основных закономерностей развития социальных объектов; возможность усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщенных представлений; стимулирование познавательного интереса детей к сфере социальных отношений; формирование основ научного мировоззрения;
  • принципом доступности, обеспечивающим адаптацию научного знания к специфике возрастных, половых, национальных, этнических особенностей личностного развития детей дошкольного возраста;
  • принципом прогностичности, ориентирующим на осознанное восприятие детьми предлагаемого содержания, на возможное его использование в качестве аргументов в объяснении своих поступков, отношений в сфере социального взаимодействия, на проявление потребностей и мотивов социально значимого и одобряемого поведения;
  • принципом последовательности и концентричности, обеспечивающим постепенное обогащение содержания различных сфер социальной культуры по темам, блокам и разделам, возвращение к ранее пройденным темам на более высоком уровне формирования знаний (от элементарных представлений по отдельным признакам — к обобщенным представлениям по системе существенных признаков), познание объектов социального мира в процессе их исторического развития;
  • принципом системности, предполагающим формирование у дошкольников обобщенного представления о социальном мире как системе систем, в котором все объекты, процессы, явления, поступки, переживания людей находятся во взаимосвязи и взаимозависимости; становление основ диалектического понимания социальной действительности;
  • принципом интегративности, предусматривающим возможность использования содержания социальной культуры в разных разделах воспитания (трудовом, эстетическом, физическом, экономическом и т.д.) и его реализацию в разных видах деятельности (познавательной, речевой, игровой, коммуникативной, двигательной, театрализованной, экспериментальной, конструктивной, изобразительной, трудовой, учебной);
  • принципом культуросообразности и регионализма, обеспечивающим становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения, на познании историко-географических, этнических особенностей социальной действительности своего региона;
  • принципом «диалога культур», ориентирующим на понимание детьми временной и исторической последовательности развития материальных и духовных ценностей, взаимопроникновения и дополняемости культур разных народов.
Читайте также:  Леонтьев к теории развития психики ребенка 1981

Цель программы — своевременное, соответствующее возрастным, половым, этническим особенностям детей дошкольного возраста, и качественное, обеспечивающее достижение оптимального уровня, социальное развитие дошкольников.

Программа построена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», «Национальной доктриной образования Российской Федерации», «Федеральной программой развития образования», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Концепцией модернизации российского образования до 2010 года.

Ее содержание ориентировано как на общечеловеческую культуру, так и на российские культурные традиции, включает региональные аспекты культуры Прикамья. Программа нацелена на развитие любознательности как основы познавательной активности дошкольников, на становление коммуникативных способностей. В процессе ее использования обеспечивается охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребенка, его интеллектуальное развитие, осуществляется приобщение к общечеловеческим ценностям.

Программа реализуется на протяжении всего дошкольного возраста (от трех до семи лет). Содержание программы представлено в разделах «Человек среди людей», «Человек в истории», «Человек в культуре», «Человек в своем крае», каждый из которых дифференцирован по блокам:

1. «Человек среди людей»:

«Я — Человек»;

«Я — мальчик, я — девочка»;

«Мужчины и женщины»;

«Моя семья»;

«Детский сад — мой второй дом».

2. «Человек в истории»:

«Появление и развитие человека на земле»;

«История семьи»;

«История детского сада»;

«Родной город»;

«Родная страна»;

«Моя земля».

3. «Человек в культуре»:

«Русская традиционная культура»;

«Культура других народов».

4. «Человек в своем крае».

Включенность в программу раздела «Человек в своем крае» обусловлена государственными требованиями к оптимальному сочетанию федеральных и региональных стандартов. Содержание данного раздела является вариативной частью программы и должно разрабатываться в соответствии с историческими, краеведческими, национальными и этническими особенностями регионов.

Соотношение блоков по различным возрастным группам определяется доминирующими основаниями социальной идентификации, особенностями психического и личностного развития детей.

Каждый блок содержит ряд тем, отражающих различные направления  процесса приобщения детей к социальной культуре. Наличие разделов, блоков и тем способствует более системному, целенаправленному блочно-тематическому планированию процесса реализации программы.

Задачи социального развития представлены по разделам. Конкретизация задач по возрастным группам осуществляется педагогом самостоятельно в зависимости от возраста, пола, показателей развития детей и того содержания, которое представлено по данной возрастной группе.

В связи с тем что одной из целей социального развития является формирование эмоционально-ценностного отношения к социальной культуре, задачи становления этого процесса представлены по трем направлениям: познавательные сведения, развитие чувств и эмоций, становление поведения.

Логика изложения материала построена в соответствии с основными закономерностями психического развития ребенка, со становлением его потребностей и интересов, адекватных полу и возрасту способов поведения, с возможностями отражения и применения имеющихся знаний в различных, актуальных для дошкольного детства видах деятельности.

В конце каждого раздела в зависимости от возрастного периода даны показатели развития, позволяющие определить его общий уровень в процессе соответствующей педагогической диагностики.

Технология реализации программы построена с опорой на основные подходы общенаучного уровня методологии педагогики (аксеологический, личностно-ориентированный, системно-структурный, деятельностный, комплексный, гуманистический, антропологический, синергетический, средовой, полисубъектный, этнографический, культурологический); предусматривает различные формы организации воспитательно-образовательного процесса; предполагает оптимальное сочетание специфических видов детской деятельности (коммуникативной, игровой, познавательной, учебной, речевой, двигательной, трудовой, изобразительной, конструктивной, музыкальной, изобразительной, театрализованной, экспериментальной), включает описание развивающей среды, обеспечивает оптимальную нагрузку на ребенка, содержит показатели и уровни социального развития, диагностический инструментарий.

Методическое, дидактическое и диагностическое обеспечение программы осуществлялось всеми участниками эксперимента: блочно-тематические планы — заместителями заведующих по научно-экспериментальной работе; разработка, модификация, систематизация, подбор методов диагностики — психологами; составление конспектов, сценариев — воспитателями, музыкальными руководителями, инструкторами по физической культуре. В разработке технологического сопровождения программы приняли участие студенты-дипломники факультета дошкольной педагогики и психологии Пермского государственного педагогического университета. В качестве приложения к программе представлены дидактические настольно-печатные игры и пособия, тематические альбомы, подборы картин, иллюстраций, стимульный диагностический материал.

Вариативность и технологичность программы обеспечивается возможностью ее использования в сочетании с комплексными программами и системами, включающими различные направления социального развития («Детство», «Истоки», «Система Марии Монтессори»), что имеет экспериментальное подтверждение.

Ознакомиться с программой и ее методическим обеспечением можно, обратившись к изданиям Пермского государственного педагогического университета:

  • Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. Пермь, 2002.
  • Коломийченко Л.В., Югова Л.И. Блочно-тематический план реализации «Программы социального развития детей дошкольного возраста». Пермь, 2003.

Источник