Программа социального развития ребенка я человек скачать
Машкеева Вера Анатольевна
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №69»
ЭМР Саратовской области
Программа социального развития
«Я – человек»Раздел 1 : «Что я знаю о себе» и требования к усвоению раздела (старший дошкольный возраст)Цель раздела — формировать у ребенка представления о принадлежности к человеческому роду; воспитывать уверенность в себе, умение анализировать поступки, чувства, мысли; научить его бережно относиться к своей семье, друзьям, другим людям, животным.
Старшая группаЯ — человек и похож на всех людей, так как у меня, как и у всех, есть руки, ноги, туловище. Руки и ноги у меня сгибаются, у и это очень удобно. У меня есть кисти рук, пальцы, на пальцах рук и ног — ногти. На голове — волосы. Я отличаюсь от всех. У меня темные волосы, а у Вити светлые; у меня глаза карие, а у Лизы — голубые. Каждый человек и похож на всех, и не похож.Еще у меня, как и у всех людей, есть желудок и легкие. Это внутренние органы, их не видно, но я их чувствую. Это очень важные органы: желудок нужен, чтобы перерабатывать пищу, которую я ем; желудку помогают перерабатывать пищу мои зубы, их нужно беречь, меньше есть сладкое; легкие нужны, чтобы дышать; если вдыхать очень холодный воздух — можно заболеть.
Мои чувства
Я умею радоваться, грустить. Я могу по-разному выражать свои чувства. Но я знаю, что я человек, и поэтому умею управлять своими чувствами: могу сдержаться и не заплакать, могу не капризничать, могу не засмеяться, если даже очень смешно. Это очень трудно — управлять собой, но я учусь этому, Я понимаю, когда другие люди радуются или грустят. Мне об этом рассказывают их глаза, руки, речь, Я могу понять, когда моя собака радуется или грустит.Мои мысли
Я — человек и поэтому умею думать и рассказывать, о чем я думаю, Мысли есть у каждого человека, значит, они бывают мои и чужие. Чужие мысли могут быть совсем не такими, как мои, но я не сержусь на человека, если он думает не так, как я. Я люблю познавать новое, поэтому я всегда спрашиваю взрослых о том, что мне не известно, но хочется узнать. Мне нравится самому догадываться о том, чего я раньше не знал, Я люблю придумывать загадки, сказки, сочинять стихи.Мои поступки
Поступки бывают хорошие и плохие. Когда я помогаю малышам, старшим, родителям — это хорошие поступки. Когда я обижаю кого-то или не слушаюсь — это плохие поступки. Я стараюсь не делать ничего плохого.
Мои умения
Я уже многое умею делать. Но многого еще не умею. Я научусь обязательно читать, решать задачи, прыгать на одной ножке, быстро бегать, Еше многому я могу научиться, ведь я человек.
Моя семья, моя родословная
Мы — это моя семья: папа, мама, брат и я. Это наша маленькая семья. У нас есть и большая семья: бабушки, дедушки, тети и дяди. Тетя — это сестра мамы (папы), дядя — это брат папы (мамы). Я им племянник (племянница), Они живут в других домах и даже в других городах, но все равно они наша родня. Мы иногда ездим к ним в гости, а иногда они приезжают к нам. Мы поздравляем их с праздниками, с днем рождения, И они нас поздравляют. Мы все любим друг друга и стараемся заботиться друг о друге
Как мы живем в детском саду
В детском саду у меня много друзей, но есть один самый верный друг, Мы с ним живем рядом, а в детском саду сидим за одним столом во время занятий и во время еды, Все дети в нашей группе живут по правилам, которые мы сами установили: Не драться; Помогать друг другу; Быть веселыми; Беречь вещи, игрушки, растения; Заниматься интересными дедами и другие. Все эти правила мы обсудили и договорились их всегда выполнять, так как они помогают нам жить дружно и интересно.Подготовительная к школе группа (6-7 лет) Есть люди, которые лишены каких-то органов чувств: если у человека не видят глаза, его называют слепым, если не слышат уши — глухим. Таким людям очень тяжело жить, поэтому мы должны им помогать и сочувствовать. Многие из этих людей научились ходить по улице с палочкой или с собакой-поводырем, научились слушать музыку спиной, они умеют есть самостоятельно и себя обслуживать — это очень сильные люди, и поэтому нужно относиться к ним с уважением,У меня есть внешние и внутренние органы чувств, которые помогают мне жить и узнавать много интересного, Есть у меня два очень важных внутренних органа — сердце и мозг, Сердце нужно для того, чтобы, как моторчик, «гонять» по всему телу кровь — питать мой организм. Если я очень быстро или долго бегаю, то могу услышать, как бьется мое сердце. Мозг — очень важный орган, Он находится в голове и управляет всем моим организмом. Я хочу взять предмет, и мозг приказывает руке: «протянись и возьми вещь*. Мозг — мой самый главный помощник.
Мои органы похожи и в то же время не похожи на подобные органы у животных. Одни животные видят значительно лучше человека, Другие слышат звуки, которые человеческое ухо не улавливает. Но человек придумал много разных приборов, которые помогают ему слышать и видеть, как животные, и даже лучше.
Мои чувства
Я умею управлять моими чувствами, Я даже иногда умею их скрывать, если я знаю, что они могут обидеть кого-то, Я понимаю, когда другие люди радуются или грустят. Мне об этом рассказывают их глаза, руки, речь, Мои глаза, руки и даже ноги тоже умеют рассказывать о моем настроении, Я учу их рассказывать без слов о радости, о том, что я думаю, что сделал или хочу сделать. Это очень интересно. Но все, что я чувствую, я могу рассказать и словами, потому что я человек и умею говорить.Мои мысли
Я умею и люблю думать, люблю узнавать новое. Чтобы много знать, нужно внимательно наблюдать, запоминать, повторять. Я учу себя думать, прежде чем что-то сказать вслух или сделать. Я многого еще не знаю, но если буду учиться — узнаю. Мне нравятся люди, которые много знают, делают открытия, что-то изобретают, придумывают то, чего не было раньше. Таких людей называют учеными, изобретателями. Я хочу быть на них похожим.Мои поступки
Поступки — это то, что я делаю по отношению к другим людям, животным. Поступки бывают хорошие и плохие. Я стараюсь совершать хорошие поступки. Но иногда я поступаю плохо: капризничаю, жадничаю, обижаю кого-то. Потом, думая о таком поступке, я стыжусь и стараюсь исправиться. У меня не всегда это получается, но я обязательно научусь. Мои умения
Я уже многое умею делать сам: одеваться, есть, умываться, рисовать, прыгать, бегать, играть в мяч… Но многого еще не умею. Я не умею собрать из конструктора машину, не умею хорошо мыть посуду, не умею красиво писать… Но всему можно научиться, и я научусь, ведь я человек. Моя семья, моя родословная
Наша семья — мама, папа и я — живет в квартире, а квартира находится в большом доме на третьем этаже. Наш дом находится на улице… (название улицы) в городе Москве (Саранске, Анапе и др). А наши родственники живут и в нашем городе, и в других городах и даже странах. Это наш большой род. Мы все в нашем роду немного похожи друг на друга. Я похож на папу и бабушку, сестра — на маму. У меня такие же глаза, как были у бабушки в молодости. У нас есть семейный альбом, мы иногда его рассматриваем. Я люблю свой род и хочу быть похожим на своих родственников.Как мы живем в детском саду
Я дружу со всеми детьми нашей группы, но с Мишей и Костей особенно. Это мои верные друзья. Мы вместе играем, смотрим, читаем книги, катаемся на велосипеде… У нас в группе (классе) есть свой «Свод законов», по которому мы все живем. Это такие правила, которые мы сами себе установили и поэтому сами их и выполняем. Хорошо, что есть такие правила, потому что нас много и нужно, чтобы все выполняли какие-то правила. Например, правило не обижать друг друга — очень хорошее правило. Или — помогать друг другу. И это правило помогает нам в том, что мы живем дружно. Мы договорились, что каждый ребенок в группе (классе) должен обязательно выполнять все правила, которые мы придумали.
Источник
РАБОТАЕМ ПО ПРОГРАММЕ
(Программа социального развития ребенка)
Программа «Я – человек», С.А.Козловой, направлена на то, чтобы помочь ребенку познать себя, окружающих его людей, свой город, свою страну, свою планету, т.е. познать социальный мир и себя в нем. Она позволит приоткрыть тайны функционирования человеческого организма, узнать об открытиях и изобретениях, о труде и отдыхе людей, о том, как велика наша планета, как появились люди на земле, как они живут сейчас, программа познакомит детей с их правами и обязанностями.
Цель и назначение программы – способствовать формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, с добротной нравственной основой. Такая личность формируется всю жизнь, но основы ее закладываются в дошкольном возрасте.
Приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям и культуре, что предусмотрено программой, поможет развить в ребенке его творческий потенциал.
Знания о Человеке помогут развить в нем внимание к себе, понимание своей сущности. А постепенное осознание себя, своих возможностей будет способствовать тому, что ребенок приучится быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью и через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли, что впоследствии поможет ему более осознанно воспринимать события, явления, факты социальной действительности.
Решить весь этот комплекс задач под силу педагогам совместно с родителями.
Программа включает четыре раздела. Все разделы взаимосвязаны, дополняют друг друга, хотя каждый из разделов имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную ценность и цель.
РАЗДЕЛ I.
«ЧТО Я ЗНАЮ О СЕБЕ»
Цель раздела– обратить внимание ребенка на самого себя, на свое тело, свой организм, на свои возможности и способности, научить оценивать и ценить себя, создать предпосылки к самовоспитанию, к заботе о собственном здоровье; на основе познания себя формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям, животным.
Этот раздел имеет следующие подразделы: Мой организм. Мои чувства. Мои мысли. Мои поступки. Мои умения. Моя семья. Моя родословная. Как мы живем в детском саду.
РАЗДЕЛ II.
«КТО ТАКИЕ ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ»
Цель раздела– поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых, вызвать желание следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное поведение и деятельность; познакомить детей с разнообразной деятельностью взрослых людей; воспитывать доброжелательное отношение к людям.
Подразделы: Дети и взрослые. Зачем и как работают взрослые люди. Зачем и как люди отдыхают.
РАЗДЕЛ III.
«ЧЕЛОВЕК – ТВОРЕЦ»
Цель раздела – привлечь внимание ребенка к значимости творческого начала в личности человека; воспитывать у ребенка познавательные интересы и стремление к преобразующей деятельности.
Подразделы: Предметы рукотворного мира. Материалы, созданные человеком. Человек создает технику. Живая, неживая природа и человек. Человек – художник.
РАЗДЕЛ IV.
«ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ»
Цель раздела – воспитывать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре, быту; формировать представления о Земле и жизни людей на Земле, о своей стране; воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, толерантное отношение к жителям Земли, своей страны.
Подразделы: Что такое Земля. Какие люди живут на Земле. Как люди заселили Землю. Твоя страна, твой народ, твоя республика, твой город.
Источник
Стержнем программы ‘Я — человек’ являются знания о Человеке. Именно они позволяют ребенку осознанно включаться в процесс самовоспитания.
Автор программы: С.А. Козлова
Цели программы:
- помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представления о себе как представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, их чувствах, поступках, правах и обязанностях, разнообразной деятельности;
- на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутую уважением к людям.
Назначение программы — способствовать формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, добротной нравственной основой. Такая личность формируется всю жизнь, но основы ее закладываются в дошкольном возрасте.
Конечно, дошкольник еще не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, понимание своей человеческой сущности, постепенное осознание себя, своих возможностей будут способствовать тому, что ребенок приучится быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью и через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. Ребенок, став школьником, сможет более осознанно воспринимать события, явления, факты социальной действительности, научится анализировать их.
Структурно-содержательная характеристика
«Я — человек» — программа приобщения ребенка к социальному миру. Она включает четыре больших раздела. Все разделы взаимосвязаны, дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, воспитательно-образовательную ценность и цель. Каждый раздел имеет несколько подразделов, которые конкретизируют его содержание.
«Что я знаю о себе». Мой организм. Мои чувства. Мои мысли. Мои поступки. Мои умения. Моя семья. Моя родословная. Как мы живем в детском саду.
«Кто такие взрослые». Дети и взрослые. Зачем и как работают взрослые. Зачем и как люди отдыхают.
«Человек-творец». Предметы рукотворного мира. Человек создает технику. Материалы, созданные человеком. Живая, неживая природа и человек. Человек-художник.
«Земля — наш общий дом». Что такое Земля. Какие люди живут на Земле. Как люди заселили Землю. Твоя страна, твой народ.
Информативная часть программы усваивается детьми легче, если педагог отдает предпочтение поисково-экспериментальным, продуктивным и проблемным методам. В повседневной жизни следует обратить внимание на игры, наблюдения, упражнения, трудовую деятельность, индивидуальные беседы, праздники, развлечения.
Концептуальные положения, на которых построена программа, следующие:
- интеллектуальное и нравственное развитие ребенка происходит в тесном единстве;
- творческий потенциал личности ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему сугубо человеческими проявлениями в поступках, чувствах.
Содержание программы построено на доступных для понимания дошкольника сведениях из разных областей культуры: истории, религии, географии, астрономии, автономии.
При разработке принципов формирования конкретных знаний учитывалось, что знания о социальной действительности должны нести доступную детям информацию, вызывать эмоции и чувства, побуждать к деятельности, положительным поступкам. Каждая из составляющих обозначенного триединства имеет свою специфику. Слишком сложные знания становятся барьером к их восприятию. В программу включены знания, находящиеся между высшим и низшим порогами информативности, эмоционально близкие ребенку факты и явления, которые могут быть отражены в разнообразной детской деятельности. Игра, художественная деятельность детей наполняются содержанием знаний об окружающем, взаимоотношениях людей, их отношении друг к другу, событиям и фактам.
Учебно-методическое обеспечение
Автором написано учебное пособие «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью», которое может служить основой технологии реализации программы «Я — человек».
Результаты апробации программы
Программа может быть использована как парциальная и в сочетании с другими программами по общему развитию ребенка. Она будет полезна и учителям начальных классов для занятий с детьми в группе продленного дня, и родителям для занятий с детьми, которых интересует окружающий мир.
Программа «Я — человек» апробирована в практике работы воспитателей дошкольных учреждений городов — Москвы, Саранска, Тольятти, Шадринска и др.
Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. – М.: Сфера, 2009.
Источник
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Я – человек».
Воспитатель ГПД ГОУ № 346
Максименко М.В.
Пояснительная записка
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В материалах концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников, являющейся идеологической и методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, определенны цели и задачи современного образования: воспитание подлинно свободного, ответственного, компетентного, нравственного гражданина России. Решению данных задач должна способствовать хорошо организованная внеурочная деятельность.
Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен знать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Актуальность программы
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Программа «Я – человек» составлена на основе программы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности».
Занятия должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. На занятиях важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это занятия разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Цель программы
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи программы
- Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
- Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
- Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
- Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Планируемые результаты освоения курса
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовнонравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Я человек» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов.
К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
- Личностные универсальные учебные действия:
У выпускника будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
– эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Выпускник получит возможность для формирования:
– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
- Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
- Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Я – человек» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
Критерии | Показатели | Измерители |
Сформированность моральных норм и правил поведения | Знает основные моральные нормы и правила поведения | Диагностика нравственной воспитанности: -диагностика нравственной самооценки; – диагностика этики поведения; – диагностика отношения к жизненным ценностям; -диагностика нравственной мотивации. Наблюдения педагогов и родителей. |
Соблюдает моральные нормы и правила поведения | Методика изучения уровня воспитанности. Наблюдения педагогов и родителей | |
Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей | Анкета «Оцени поступок». Наблюдения педагогов и родителей. |
В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся должны знать:
1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.
2. Каким должен быть воспитанный человек.
3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.
5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.
Уметь:
1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
6. Быть сострадательными к чужому горю.
7. Не обижать животных и птиц.
8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
Условия реализации программы
Срок реализации программы 1 год.
Программа рассчитана на детей 9-10 лет.
Формы и режим занятий
Занятия для детей 1 года обучения проводятся 1 раз в неделю по 45 минут (34 часа)
В процессе изучения курса широко используются такие формы как:
• беседы
• практические занятия
• экскурсии
• тренинги
• конкурсы, викторины
• самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая)
• проекты, творческие работы
При отборе и построении программы используются такие средства обучения как:
• наглядные (плакаты, карты, иллюстрации)
• печатные ( учебные пособия, рабочие тетради, книги, раздаточный материал, справочники)
• демонстрационные (макеты, модели в разрезе)
• аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях)
• электронные образовательные ресурсы
• информационно-коммуникативные технологии.
Рабочая программа курса «Я-человек» предусматривает использование ИКТ для обеспечения высокого качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребёнка.
При разработке занятий с использованием ИКТ учитываются возрастные особенности учащихся. Занятия включают в себя физкультминутки и зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий, а так же строгое дозирование времени работы с техническими средствами в соответствии с нормами СанПиН -2.4.2.2821-10.
Результативность обучения
• создание портфолио;
• презентация проектов;
• творческие работы.
Учебно-тематическое планирование
Период | № | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов | Дата |
1 четверть | Раздел №1 Культура общения | 8 | ||
1. | Этикет разговора. | 1 | ||
2. | Обращение к разным людям. | 1 | ||
3. | Обращение к разным людям. | 1 | ||
4. | Вежливый отказ, несогласие. | 1 | ||
5. | Этикетные ситуации. | 1 | ||
6. | Этикетные ситуации. | 1 | ||
7. | Афоризмы. | 1 | ||
8. | Разговор по телефону. | 1 | ||
2 четверть | 9. | Играем роль воспитанного человека. | 1 | |
Раздел № 2 Самовоспитание | 8 | |||
9. | Играем роль воспитанного человека | 1 | ||
10. | Что значит быть вежливым? | 1 | ||
11. | Мои достоинства и недостатки. | 1 | ||
12. | Мои достоинства и недостатки. | 1 | ||
13. | Большое значение маленьких радостей. | 1 | ||
14. | О хороших и дурных привычках. | 1 | ||
15. | О хороших и дурных привычках. | 1 | ||
16. | Афоризмы о самовоспитании. | 1 | ||
3 четверть | Раздел № 3 Общечеловеческие нормы нравственности | 10 | ||
17. | Заповеди: как мы их исполняем. | 1 | ||
18. | О сострадании и жестокосердии. | 1 | ||
19. | О сострадании и жестокосердии. | 1 | ||
20. | Лгать нельзя, но если…? | 1 | ||
21. | Лгать нельзя, но если…? | 1 | ||
22. | Всегда ли богатство счастье? | 1 | ||
23. | Всегда ли богатство счастье? | 1 | ||
24. | Спешите делать добро. | 1 | ||
25. | Спешите делать добро. | 1 |