Программа школы социального развития ребенка

Программа социального развития детей дошкольного возраста

Современное состояние науки и практики дошкольного образования свидетельствует о наличии огромного потенциала в области разработки и внедрения программ и технологий социального развития дошкольников. Данное направление отражено в требованиях государственного образовательного стандарта, включено в содержание федеральных и региональных комплексных и парциальных программ («Детство», «Я — человек», «Детский сад — дом радости», «Истоки», «Радуга», «Я, ты, мы», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», «Непреходящие ценности малой Родины», «Развитие у детей представлений об истории и культуре», «Сообщество» и др.).

Анализ имеющихся программ позволяет судить о возможности реализации отдельных направлений социального развития дошкольников. Попытка концептуального обоснования этого процесса, результаты десятилетних исследований и деятельности экспериментальных площадок города Перми и Пермской области привели к необходимости разработки целостной программы и технологии социального развития дошкольников.

Содержание программы построено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и отражает основные направления приобщения детей дошкольного возраста к различным аспектам социальной культуры, включенным в контекст патриотического, нравственного, полового, интернационального, правового воспитания, религиоведческого просвещения.

Программа социального развития является компилятивной (объединяющей различные разделы воспитательно-образовательного процесса), парциальной (по отношению к комплексным программам), открытой (допускающей возможность авторских технологий в ее реализации).

Отбор содержания различных аспектов социальной культуры, приобщение к которым возможно на протяжении дошкольного возраста, осуществлен в соответствии со следующими принципами:

  • принципом научности, предполагающим отражение в предъявляемом материале основных закономерностей развития социальных объектов; возможность усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщенных представлений; стимулирование познавательного интереса детей к сфере социальных отношений; формирование основ научного мировоззрения;
  • принципом доступности, обеспечивающим адаптацию научного знания к специфике возрастных, половых, национальных, этнических особенностей личностного развития детей дошкольного возраста;
  • принципом прогностичности, ориентирующим на осознанное восприятие детьми предлагаемого содержания, на возможное его использование в качестве аргументов в объяснении своих поступков, отношений в сфере социального взаимодействия, на проявление потребностей и мотивов социально значимого и одобряемого поведения;
  • принципом последовательности и концентричности, обеспечивающим постепенное обогащение содержания различных сфер социальной культуры по темам, блокам и разделам, возвращение к ранее пройденным темам на более высоком уровне формирования знаний (от элементарных представлений по отдельным признакам — к обобщенным представлениям по системе существенных признаков), познание объектов социального мира в процессе их исторического развития;
  • принципом системности, предполагающим формирование у дошкольников обобщенного представления о социальном мире как системе систем, в котором все объекты, процессы, явления, поступки, переживания людей находятся во взаимосвязи и взаимозависимости; становление основ диалектического понимания социальной действительности;
  • принципом интегративности, предусматривающим возможность использования содержания социальной культуры в разных разделах воспитания (трудовом, эстетическом, физическом, экономическом и т.д.) и его реализацию в разных видах деятельности (познавательной, речевой, игровой, коммуникативной, двигательной, театрализованной, экспериментальной, конструктивной, изобразительной, трудовой, учебной);
  • принципом культуросообразности и регионализма, обеспечивающим становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения, на познании историко-географических, этнических особенностей социальной действительности своего региона;
  • принципом «диалога культур», ориентирующим на понимание детьми временной и исторической последовательности развития материальных и духовных ценностей, взаимопроникновения и дополняемости культур разных народов.

Цель программы — своевременное, соответствующее возрастным, половым, этническим особенностям детей дошкольного возраста, и качественное, обеспечивающее достижение оптимального уровня, социальное развитие дошкольников.

Программа построена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», «Национальной доктриной образования Российской Федерации», «Федеральной программой развития образования», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Концепцией модернизации российского образования до 2010 года.

Ее содержание ориентировано как на общечеловеческую культуру, так и на российские культурные традиции, включает региональные аспекты культуры Прикамья. Программа нацелена на развитие любознательности как основы познавательной активности дошкольников, на становление коммуникативных способностей. В процессе ее использования обеспечивается охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребенка, его интеллектуальное развитие, осуществляется приобщение к общечеловеческим ценностям.

Читайте также:  Диагностика и коррекция развития личности ребенка

Программа реализуется на протяжении всего дошкольного возраста (от трех до семи лет). Содержание программы представлено в разделах «Человек среди людей», «Человек в истории», «Человек в культуре», «Человек в своем крае», каждый из которых дифференцирован по блокам:

1. «Человек среди людей»:

«Я — Человек»;

«Я — мальчик, я — девочка»;

«Мужчины и женщины»;

«Моя семья»;

«Детский сад — мой второй дом».

2. «Человек в истории»:

«Появление и развитие человека на земле»;

«История семьи»;

«История детского сада»;

«Родной город»;

«Родная страна»;

«Моя земля».

3. «Человек в культуре»:

«Русская традиционная культура»;

«Культура других народов».

4. «Человек в своем крае».

Включенность в программу раздела «Человек в своем крае» обусловлена государственными требованиями к оптимальному сочетанию федеральных и региональных стандартов. Содержание данного раздела является вариативной частью программы и должно разрабатываться в соответствии с историческими, краеведческими, национальными и этническими особенностями регионов.

Соотношение блоков по различным возрастным группам определяется доминирующими основаниями социальной идентификации, особенностями психического и личностного развития детей.

Каждый блок содержит ряд тем, отражающих различные направления  процесса приобщения детей к социальной культуре. Наличие разделов, блоков и тем способствует более системному, целенаправленному блочно-тематическому планированию процесса реализации программы.

Задачи социального развития представлены по разделам. Конкретизация задач по возрастным группам осуществляется педагогом самостоятельно в зависимости от возраста, пола, показателей развития детей и того содержания, которое представлено по данной возрастной группе.

В связи с тем что одной из целей социального развития является формирование эмоционально-ценностного отношения к социальной культуре, задачи становления этого процесса представлены по трем направлениям: познавательные сведения, развитие чувств и эмоций, становление поведения.

Логика изложения материала построена в соответствии с основными закономерностями психического развития ребенка, со становлением его потребностей и интересов, адекватных полу и возрасту способов поведения, с возможностями отражения и применения имеющихся знаний в различных, актуальных для дошкольного детства видах деятельности.

В конце каждого раздела в зависимости от возрастного периода даны показатели развития, позволяющие определить его общий уровень в процессе соответствующей педагогической диагностики.

Технология реализации программы построена с опорой на основные подходы общенаучного уровня методологии педагогики (аксеологический, личностно-ориентированный, системно-структурный, деятельностный, комплексный, гуманистический, антропологический, синергетический, средовой, полисубъектный, этнографический, культурологический); предусматривает различные формы организации воспитательно-образовательного процесса; предполагает оптимальное сочетание специфических видов детской деятельности (коммуникативной, игровой, познавательной, учебной, речевой, двигательной, трудовой, изобразительной, конструктивной, музыкальной, изобразительной, театрализованной, экспериментальной), включает описание развивающей среды, обеспечивает оптимальную нагрузку на ребенка, содержит показатели и уровни социального развития, диагностический инструментарий.

Методическое, дидактическое и диагностическое обеспечение программы осуществлялось всеми участниками эксперимента: блочно-тематические планы — заместителями заведующих по научно-экспериментальной работе; разработка, модификация, систематизация, подбор методов диагностики — психологами; составление конспектов, сценариев — воспитателями, музыкальными руководителями, инструкторами по физической культуре. В разработке технологического сопровождения программы приняли участие студенты-дипломники факультета дошкольной педагогики и психологии Пермского государственного педагогического университета. В качестве приложения к программе представлены дидактические настольно-печатные игры и пособия, тематические альбомы, подборы картин, иллюстраций, стимульный диагностический материал.

Вариативность и технологичность программы обеспечивается возможностью ее использования в сочетании с комплексными программами и системами, включающими различные направления социального развития («Детство», «Истоки», «Система Марии Монтессори»), что имеет экспериментальное подтверждение.

Ознакомиться с программой и ее методическим обеспечением можно, обратившись к изданиям Пермского государственного педагогического университета:

  • Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. Пермь, 2002.
  • Коломийченко Л.В., Югова Л.И. Блочно-тематический план реализации «Программы социального развития детей дошкольного возраста». Пермь, 2003.
Читайте также:  Скачки развития у ребенка после 2 лет

Источник

Социальный педагога Никулина Е.А.

Пояснительная записка.

Актуальность.

В течение последних лет мы наблюдается усиление роли образовательных учреждений в решении жизненных проблем ребёнка. Любое государственное учреждение, в стенах которого находятся дети, сталкивается со множеством неразрешённых проблем, количество которых неуклонно возрастает.

– проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей в социальной среде;

– проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребёнка и насилием в семье;

– проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей, родителей, учителей, администрации.

Происходит усиление социальной функции государственных учреждений, в частности, образовательного учреждения, в связи с чем возрастает роль социальных педагогов, призванных изучать данные проблемы и всемерно содействовать их разрешению.

Социальный педагог – сотрудник образовательного учреждения, который создаёт условия для социального развития воспитанников, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учётом исторических и культурных традиций. В компетенцию социального педагога входит разработка, формирование механизма и осуществление мер в отношении защиты социального и образовательного права ребёнка. Он способствует развитию социальной политики государственных и общественных структур в области детства, информирует население, обеспечивает признание и приоритетное удовлетворение интересов детей как особой социально-демографической группы общества.

Профессиональная деятельность социального педагога может быть реализована только в рамках государственной социальной политики. По сути дела, социальный педагог является своеобразным посредником в системе взаимодействия личности, семьи и общества. Он активно влияет на создание позитивных воспитывающих отношений в социуме, на гармонизацию взаимоотношений между людьми, оказывает поддержку полезных инициатив, стимулирует различные виды самопомощи.

Основное назначение социального педагога – помощь в организации обучения ребёнка, в его адаптации и реабилитации в детском саду, семье, обществе, содействие в оказании ему социальной, юридической, медицинской помощи. Для решения этих задач специалист изучает эмоционально-психологическое состояние и социально-экономическое положение в личности обществе, анализирует кризисную ситуацию, планирует пути её преодоления. Работает с детьми и подростками из неполных, неблагополучных, кризисных семей, нуждающихся в дополнительном внимании со стороны образовательных учреждений, с 4 детьми с нарушениями в поведении.

-взаимодействие социально-педагогической службы.

2. Оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем.

п/п

Наименование работ

Срок исполнения

Ответственные

исполнители

  1. Организационная работа

1.1

Взаимодействие с классными руководителями школы по:

  • составлению социального портрета школы на основе социальных  паспортов классов;
  • информированию посещаемости обучающихся;
  • созданию папки для работы классных руководителей.

сентябрь

Социальный педагог, классный руководитель

1.2

Продолжить работу по созданию электронной базы   данных «Профилактика правонарушений несовершеннолетних в ОУ».

сентябрь

Социальный педагог, ответственный за информатизацию

1.3

Налаживание  контакта   с  инспекторами  ПДН  (42, 54, 84 отделениями милиции), с целью уточнения  сведения о несовершеннолетних, состоящих на  учете  в полиции.

до 15.09.2015

Социальный педагог, инспектор ПДН

1.4

Взаимодействие с инспектором ПДН (84 отдел полиции)

по уточнению  плана совместной работы школы и ПДН на 2014 – 2015 учебный год.

до 15.09.2015

Социальный педагог, инспектор ПДН

1.5

Утверждение плана совместных действий в  рамках  договорного

соглашения с ЦПМСС  Красносельского района.

до 15.09.2015

Социальный педагог, зам. директора ЦПМСС

1.6

Организация и проведение лекции для родителей

  • 1А, 1Б кл. – «Как помочь первокласснику», «Первый раз в первый класс»

сентябрь

  • 4А,4Б, 4В, 4Г кл. – «Здравствуй средняя школа»

апрель

Читайте также:  Развитие личности ребенка через проектную деятельность
  • 1-4кл.- «Безопасный интернет»

февраль

педагог-психолог

  • 5А, 5Б кл. – «Возрастные особенности в младшем, подростковом возрасте»

ноябрь

  • 9А, 9Б, 11А кл.- «Делаем выбор вместе»,

октябрь-ноябрь

  • 9А, 9Б, 11А кл. – «Сдаем экзамены вместе»

март-апрель

1.7

Организация профилактических бесед инспектором  84 отделения  полиции  с обучающимися 5-8 классов, с целью предупреждения детской преступности.

1 четверть

Социальный педагог,

Инспектор ПДН

1.8

Взаимодействие с  отделом социальной защиты  детства «Комплексного центра» по  оказанию  различных  видов  социальной помощи  детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

В течение года

Социальный педагог

1.9

Взаимодействие с сотрудниками отделения воспитательного сопровождения «Контакт»

В течение года

Социальный педагог

1.10

Взаимодействие  с  ПТУ, лицеями, колледжами   района  и  города,  с  целью  устройства учащихся в эти учреждения, а также проведение экскурсий в них.

В течение года

Социальный педагог

1.11

Взаимодействие с МО «Константиновское», МО «Урицк», с молодежной  биржей  труда, с городским и районным центрами занятости, центром организации досуга Красносельского района, с ТОО «Новое поколение», ТПМПК Красносельского района.

В течение года

Социальный педагог

1.12

Взаимодействие с ОО по представлению отчетности  соц. педагога по различным направлениям деятельности.

Ежемесячно

Социальный педагог

II. Профилактическая работа

2.01

Знакомство и устройство обучающихся школы в профессиональные училища

города.

В течение года

Социальный педагог, педагог-психолог

2.02

Трудоустройство учащихся в ООО «Новое поколение».

В течение года

Социальный педагог

2.03

Выполнение соглашения с ЦПМСС в 2015-2016 учебном году к договору о совместной деятельности по сетевому взаимодействию

В течение года

Социальный педагог, психологи ЦПМСС

2.04

Проведение  совместной   индивидуальной   профилактической работы с обучающимися, состоящими на учете в ПДН.

В течение года

Социальный педагог, инспектор ПДН

2.05

Профилактика жестокости среди н/с и жестокого обращения с ними (беседы).

В течение года

Социальный педагог, педагог-психолог

2.06

Участие в методических объединениях, семинарах района, направленных на профилактическую работу с учащимися школы.

Каждая четвертая среда месяца

Социальный педагог

III. Индивидуальное социально-педагогическое

сопровождение учащихся

3.1

Выявление обучающихся с проблемами социальной  и  школьной адаптации (в союзе с классными руководителями).

По мере необходимости

Социальный педагог, классные руководители, педагог-психолог

3.2

Обследование учащихся,  с  целью  выявления  проблем  каждого ребенка.

В течение года

Социальный педагог, педагог-психолог

3.3

Социальный  патронаж  учащихся,  уклоняющихся  от  обучения,

состоящих на учете в ПДН, на внутришкольном контроле.

В течение года

Социальный педагог, педагог-психолог

3.4

Проведение ППК совместно  с классными руководителями и учителями-предметниками  по  результатам обследования обучающихся.

Ноябрь – декабрь

Социальный педагог, педагог-психолог

3.5

Оказание  различных  видов  социальной  помощи  и  поддержки:

– индивидуальное     консультирование    родителям,    учащимся, педагогам;

– направления учащихся к специалистам разного профиля;

– трудоустройство, с продолжением образования;

– устройство в ОУ различного профиля;

– оказание  помощи  через  органы  социальной  защиты  детства и другие.

В течение года.

Консультационный день – вторник с 16.00 до 18.00

Социальный педагог, педагог-психолог

3.6

Проведение заседаний Совета профилактики

1 раз в месяц

Корнеенко Л.В.

Никулина Е.А.

Старикова И.И.

IV. Контрольно-аналитическая работа

4.1

Работа с документами.

В течение года

Социальный педагог

4.2

Ежемесячный отчет по следующим направлениям:

– уклонение от обучения;

– отчисление и выбытие;

– сведения об учете в ПДН и КДН и ЗП;

5 числа каждого месяца

Социальный педагог

4.3

Анализ работы социального педагога за  2014-2015  учебный год.

До 1 июня

4.4

Планирование   работы    социального    педагога    на   2015-2016 учебный  год.

До 20.05

Социальный педагог

4.5

Участие в проведении Методических Советов, М.О, совещаний социальных педагогов.

ежемесячно

Социальный педагог

Источник