Программа школа раннего развития ребенка
Комплексная образовательная программа “Школа раннего развития”.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Одной из актуальных проблем в современном образовании является проблема подготовки детей к школе. Особенно это необходима эта подготовка детям, не имеющим возможности посещать детское дошкольное учреждение. Созданная программа включает в себя следующие предметы: развитие речи, математика,
обучение грамоте, основы окружающего мира, художественный труд.
Целью данной программы является всестороннее развитие детей дошкольного возраста, позволяющие им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.
Начало учебного года – 15 сентября. Окончание учебного года – 31 мая. Группа комплектуется в количестве 15 человек. Время проведения занятия составляет 30 минут. В день проводится не более трёх учебных занятий. Занятия проходят шесть раз в неделю. Общее количество часов
по предметам: развитие речи проводится 1 раз в неделю, общее количество часов – 36ч, математика проводится 1-2 раза в неделю общее, количество часов – 54ч, ознакомление с окружающим миром проводится 1 раз в неделю, общее количество часов – 36ч, художественное творчество проводится 1 раз в неделю, общее количество часов – 34ч, проводится 1 раз в неделю, общее количество часов – 34ч, обучение грамоте проводится 1-2 раза в неделю общее, количество часов – 54ч.
Главной целью программы является всестороннее гармоническое развитие ребёнка, основанное на развивающем обучении, гуманно-личностном подходе к ребёнку, культурологической направленности общего образования.
– формировать нравственные и эстетические представления об общечеловеческих ценностях у детей,
– развивать внимание, память и логическое мышление.
Эта программа разработана на основе программы Л.А. Парамоновой «Воспитание, обучение и развитие детей раннего и дошкольного возраста», и Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки».
Используемые возможности дополнительного образования в становлении дошкольника очень велики, тем более, что в современных условиях растёт количество детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.
Программа подготовки детей к школе включает такие важные предметы как развитие речи детей, математическая подготовка, художественное творчество, познание окружающего мира, обучение грамоте. Каждый из этих предметов имеет свои конкретные задачи и цели.
На занятиях по развитию речи используются упражнения, игры, ребусы, кроссворды, пословицы, загадки, скороговорки, стихотворения, считалки, которые способствуют формированию у детей навыков осознанного выбора слов для выражения мыслей, чёткого и правильного произношения, обогащению словарного запаса детей. Выполнение этих упражнений будет развивать пытливость, любознательность, память, мышление, воображение у детей, интерес к познавательной деятельности.
правильным произношением, над внятностью и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над правильным и точным употреблением слова, знакомить детей с буквами родного языка, учить определять место звука в слове, составлять предложения из 3-4 слов, с использованием соединительного союза, членить слово на слоги, знакомить детей с творчеством русских и зарубежных писателей.
Планируемые результаты.
В результате изучения предметов «Развитие речи» и «Обучение грамоте» ребята должны
Математическая подготовка ставит перед собой задачи: активизировать умственную деятельность; заинтересовать математическим материалом; увлекать и развивать детей; развивать ум; расширять, углублять математические представления; закреплять полученные знания и умения.
– формирование представлений о числе, его составе, усвоение приѐмов устных вычислений в пределах 20;
-развитие представлений о геометрических фигурах, величинах и ориентировка во времени;
– развитие логического и образного мышления.
– Закладывание основ экологической культуры личности.
Планируемые результаты.
– Развитие творческих и интеллектуальных способностей дошкольников.
Планируемые результаты.
Календарно – тематическое планирование
№
Т Е М А
Теоретич.
занятия
Практическ. занятия
Всего
1
Развитие речи и мышления Пересказ небольшого текста: «Послушай рассказ и попробуй его повторить».
0,5
0,5
1
2
Знакомство с цифрами. Цифра 1.
0,5
0,5
1
3
Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ и ОТ. Технология ФОЛИАРТ.
0,5
0,5
1
4
Звук и буква А. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Моя семья».
Рисуем по точкам.
0,5
0,5
1
5
Что такое окружающий мир?
0,5
0,5
1
6
Звук и буква А. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Моя семья».
Рисуем по точкам.
0,5
0,5
1
7
Учиться называть противоположные понятия.
0,5
0,5
1
8
Цифра 2.
0,5
0,5
1
9
Фигурки из фольги. Клиновый лист.
0,5
0,5
1
10
Знакомство с буквой У. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «На лужок»
Рисуем плавные линии.
0,5
0,5
1
11
Что такое окружающий мир?
0,5
0,5
1
12
Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «На лужок»
Рисуем плавные линии.
Повторение букв А,У.
0,5
0,5
1
13
Расширяем словарный запас;
правильно строить предложения.
Нахождение предмета
по заданным признакам.
0,5
0,5
1
14
Цифра 3.
0,5
0,5
1
15
Фигурки из фольги. Морской конек.
0,5
0,5
1
16
Звук и буква О. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Капустка». Скопируй узор.
0,5
0,5
1
17
Что у нас над головой и под ногами?
0,5
0,5
1
18
Соотнесение количества предметов с цифрой, математическая загадка.
0,5
0,5
1
19
Узнай сказочного персонажа, составь о каждом из них небольшой рассказ.
Правильное употребление в речи предлогов: « над », « под ».
0,5
0,5
1
20
Цифра 4.
0,5
0,5
1
21
Фигурки из фольги. Осьминог.
0,5
0,5
1
22
Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика
«Повстречались». Рисование бус по образцу. Согласный звук М. Читаем звуки М, О, А
0,5
0,5
1
23
Что растет на подоконнике и на клумбе?
0,5
0,5
1
24
Готовим пальчики к письму. Скопировать узор и выполнить
штриховку. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Считали
пальчики», нарисуй узор.
0,5
0,5
1
25
Запомни потешку и расскажи
ее с выражением.
0,5
0,5
1
26
Цифра 5.
0,5
0,5
1
27
Фигурки из фольги. Стрекоза.
0,5
0,5
1
28
Звук и буква ы.
0,5
0,5
1
29
Что это за дерево?
0,5
0,5
1
30
Установления соответствия между количеством предметов и
цифрой, дни недели, логическая задача.
0,5
0,5
1
31
Учиться логически рассуждать и аргументировать свой ответ.
0,5
0,5
1
32
Цифра 6.
0,5
0,5
1
33
Фигурки из фольги. Рыбка.
0,5
0,5
1
34
Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Считали
пальчики», нарисуй узор. Знакомство с буквой С.
0,5
0,5
1
35
Что общего у разных растений?
0,5
0,5
1
36
Чтение слогов АУ и УА. Соединяем буквы.
0,5
0,5
1
37
Правильно называть действия людей разных профессий, составлять
небольшой рассказ.
0,5
0,5
1
38
Цифра 7.
0,5
0,5
1
39
Фигурки из фольги. Ящерица.
0,5
0,5
1
40
Звук и буква Э. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика « Мы
рисовали». Рисование дорожек по образцу.
0,5
0,5
1
41
Кто такие насекомые и рыбы?
0,5
0,5
1
42
Порядковый счёт, счёт по названному числу, логическая задача,
состав числа из двух меньших, геометрические фигуры.
0,5
0,5
1
43
Учиться правильно употреблять в речи слова противоположные по смыслу.
0,5
0,5
1
44
Цифра 8.
0,5
0,5
1
45
Фигурки из фольги. Краб
0,5
0,5
1
46
Чтение слогов. Соединяем буквы.
0,5
0,5
1
47
Кто такие птицы и звери?
0,5
0,5
1
48
Чтение слогов: АУ, УА, АО
0,5
0,5
1
49
Учиться логически рассуждать,
объяснять свой выбор.
0,5
0,5
1
50
Цифра 9.
0,5
0,5
1
51
Ажурное плетение.
0,5
0,5
1
52
Звук и буква Л. Чтение слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ.
0,5
0,5
1
53
Что окружает нас дома?
0,5
0,5
1
54
Арифметические задачи, величина, ориентировка в пространстве,
решение примеров.
0,5
0,5
1
55
Скороговорки: быстрое и правильное произношение.
Отгадывание загадок. Узнай и правильно назови фрукты и овощи.
0,5
0,5
1
56
Цифра 0 и образование цифры 10.
0,5
0,5
1
57
Ажурное плетение.
0,5
0,5
1
58
Звук и буква Р. Чтение слогов, знакомство с предложением. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Пять
пальцев». Продолжи узор по точкам.
0,5
0,5
1
59
Что вокруг нас может быть опасным?
0,5
0,5
1
60
Чтение слогов: АМ, УМ,АУ,УА…
0,5
0,5
1
61
Развитие фонематического слуха.
0,5
0,5
1
62
Числа и цифры от 1 до 10, математическая загадка, знаки ,
работа со счётными палочками.
0,5
0,5
1
63
Фигурки из фольги. Черепаха.
0,5
0,5
1
64
Буква Я. Чтение слогов и слов.
0,5
0,5
1
65
Как живут растения и животные?
0,5
0,5
1
66
Логические задачи, установление закономерностей.
0,5
0,5
1
67
Учиться выделять в словах первый звук, составлять рассказ о предмете.
0,5
0,5
1
68
Ажурное плетение. Лилия.
0,5
0,5
1
69
Знаки =, не равно, +, -, математические задачи, величина,
ориентировка на листе бумаги.
0,5
0,5
1
70
Знакомство с буквой Х. Чтение слогов и слов. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика
«Машинистки». Графический диктант, найди ошибку в узоре.
0,5
0,5
1
71
Как ухаживать за кошкой и собакой?
0,5
0,5
1
72
Чтение слогов: АС, УС, ОС, АМ,УМ,ОМ, АУ, УА…
0,5
0,5
1
73
Учиться различать звук и букву в слове.
0,5
0,5
1
74
Знакомство с геометрическими фигурами.
0,5
0,5
1
75
Ажурное плетение. Лилия.
0,5
0,5
1
76
Цифры от1 до 10, число 11, логическая задача.
0,5
0,5
1
77
Буква Ю. Чтение слогов и слов. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Шагом
через кочки». Продолжи узор.
0,5
0,5
1
78
Как зимуют птицы?
0,5
0,5
1
79
Классификация предметов: «Найди лишний рисунок и объясни почему он не подходит к остальным».
0,5
0,5
1
80
Число 12, логическая задача.
0,5
0,5
1
81
Ажурное плетение. Лилия.
0,5
0,5
1
82
Геометрические фигуры.
0,5
0,5
1
83
Звук и буква Р. Чтение слогов и слов. Повторение.
0,5
0,5
1
84
Откуда берутся шоколад, изюм и мед?
0,5
0,5
1
85
Составление рассказа
с элементами описания.
0,5
0,5
1
86
Число 13, математическая задача, решение примеров.
0,5
0,5
1
87
Ажурное плетение. Бабочка.
0,5
0,5
1
88
Буква Ё. Чтение слогов и слов. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Пианисты».
Рисуем по клеточкам картинку
0,5
0,5
1
89
Куда девается мусор и откуда в снежках грязь?
0,5
0,5
1
90
Соединяем буквы и читаем слитно. Слоги: МА, МУ, УМ, АМ, АУ,
УА
0,5
0,5
1
91
Умение концентрировать внимание, решать задачи на сообразительность.
0,5
0,5
1
92
Число 14, логическая задача.
0,5
0,5
1
93
Ажурное плетение. Ракушка
0,5
0,5
1
94
Знакомство с буквой Ш. Чтение слогов и слов.
0,5
0,5
1
95
Когда придет суббота и наступит лето?
0,5
0,5
1
96
Логические задачи.
0,5
0,5
1
97
Расширение словарного запаса: «Как называется эта группа предметов? Что у них общего? В чем различие?».
0,5
0,5
1
98
Число 15, соотнесение количества предметов с цифрой, геометрические фигуры.
0,5
0,5
1
99
Ажурное плетение. Ракушка
0,5
0,5
1
100
Звук и буква И. Чтение слогов и слов. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Этот
пальчик». Рисование по клеточкам, раскрашивание.
0,5
0,5
1
101
Почему солнце светит днем, а звезды ночью?
0,5
0,5
1
102
Читаем слитно слоги и слова: СА, СУ, СО, АС, ОС , УС, АМ, ОМ,
УМ, МА, МО, МУ, МАМА, САМА, САМ, СОМ…
0,5
0,5
1
103
Пересказ небольшого текста: «Послушай рассказ и попробуй его повторить».
0,5
0,5
1
104
Числа от 1 до 15, решение примеров, логическая задача,
геометрические фигуры.
0,5
0,5
1
105
Ажурное плетение. Клетка для птицы.
0,5
0,5
1
106
Закрепление пройденного материала. Буквы: Я, Ю, Е, Ё, И, Л, М, Н,
Р.Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Руки в
сторону». Графический диктант, рисуем по клеточкам, штриховка.
0,5
0,5
1
107
Почему идет дождь и дует ветер?
0,5
0,5
1
108
Развитие мелкой моторики. Рисование предметов из
геометрических фигур. Рисование собачек.
0,5
0,5
1
109
Расширяем словарный запас;
правильно строить предложения.
0,5
0,5
1
110
Число 16, логическая задача.
0,5
0,5
1
111
Ажурное плетение. Клетка для птицы.
0,5
0,5
1
112
Звуки Г – К, К-КЬ, Г-ГЬ. Буквы Г, К. Чтение слогов и слов. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Пылесос».
0,5
0,5
1
113
Почему радуга разноцветная?
0,5
0,5
1
114
Чтение слогов и слов.
0,5
0,5
1
115
Учимся называть части
и действия предметов.
Загадки о предметах окружающего мира
0,5
0,5
1
116
Число 17, ориентировка в пространстве, геометрические фигуры.
0,5
0,5
1
117
Фигурки из фольги. Птица.
0,5
0,5
1
118
Звуки Т-ТЬ, Д –ДЬ. Чтение слогов. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Моя семья».
Письмо длинной наклонной палочки. Готовим пальчики к письму.
0,5
0,5
1
119
Почему в лесу нужно соблюдать тишину?
0,5
0,5
1
120
Развитие мелкой моторики. Рисование уток с утятами из
геометрических фигур.
0,5
0,5
1
121
Нахождение предмета
по заданным признакам.
0,5
0,5
1
122
Число 18, состав числа из двух меньших, счёт по названному числу.
0,5
0,5
1
123
Фигурки из фольги. Морская звезда
0,5
0,5
1
124
Буквы: В – Ф. Звуки ВЬ-ФЬ. Чтение слогов. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Капустка»
Письмо полуовалов.
0,5
0,5
1
125
Почему в лесу нужно соблюдать тишину?
0,5
0,5
1
126
Закрепление пройденного материала. Буквы: Я, Ю, Е, Ё, И, Л, М, Н,
Р.
0,5
0,5
1
127
Составление рассказа
с элементами рассуждения.
0,5
0,5
1
128
Число 18, решение примеров.
0,5
0,5
1
129
Фигурки из фольги. Лотос
0,5
0,5
1
130
Буквы Т, И. Чтение слогов и слов. Повторение. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика
«Повстречались».
0,5
0,5
1
131
Почему нужно есть много овощей и фруктов?
0,5
0,5
1
132
Математическая загадка, знаки +, -, состав числа из двух меньших,
геометрические фигуры.
0,5
0,5
1
133
Пересказ аудио- текста.
0,5
0,5
1
134
Число 19, состав числа из двух меньших, логическая задача.
0,5
0,5
1
135
Фигурки из фольги. Паучок.
0,5
0,5
1
136
Буква П. Чтение слогов и слов. Буквы Б-П. Звуки Б-БЬ. Чтение слогов и слов.
0,5
0,5
1
137
Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
0,5
0,5
1
138
Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Моя семья».
Письмо длинной наклонной палочки
0,5
0,5
1
139
Учиться логически рассуждать,
объяснять свой выбор.
0,5
0,5
1
140
Число 19, решение примеров, геометрические фигуры, логическая задача.
0,5
0,5
1
141
Фигурки из фольги. Паутинка.
0,5
0,5
1
142
Буква З. Чтение слогов и слов. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Считали
пальчики». Письмо полуовалов .
0,5
0,5
1
143
Зачем мы спим ?
0,5
0,5
1
144
Задачи – шутки, ориентировка во времени, решение примеров,
математические загадки.
0,5
0,5
1
145
Составлять рассказ по нескольким картинкам.
0,5
0,5
1
146
Число 20, решение примеров, задачи, логические задачи
0,5
0,5
1
147
Фигурки из фольги. Кисть винограда.
0,5
0,5
1
148
Буква Й. Чтение слогов и слов. Буквы и звуки Ж-Ш. Чтение слогов и слов.
0,5
0,5
1
149
Откуда в наш дом приходит электричество?
0,5
0,5
1
150
Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Прятки».
Пишем крючки.
0,5
0,5
1
151
Скороговорки: быстрое и правильное произношение.
0,5
0,5
1
152
Знаки +, -, величина, математическая загадка, ориентировка во
времени, соотнесение количества предметов с цифрой.
0,5
0,5
1
153
Фигурки из фольги. Барашек.
0,5
0,5
1
154
Буква Г. Чтение слогов и слов. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Пальчик-
мальчик».
0,5
0,5
1
155
Откуда берутся снег и лед?
0,5
0,5
1
156
Независимость числа от пространственного расположения
предметов, математическая загадка, отношения между числами,
состав числа из двух меньших.
0,5
0,5
1
157
Развитие фонематического слуха.
0,5
0,5
1
158
Соотнесение количества предметов с числом, ориентировка во
времени, решение примеров, геометрические фигуры.
0,5
0,5
1
159
Фигурки из фольги. Волшебная палочка и корона.
0,5
0,5
1
160
Буквы и звуки Ч-Щ. Чтение слогов и слов. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Четыре
братца».
0,5
0,5
1
161
Когда появилась одежда?
0,5
0,5
1
162
Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Считали
пальчики». Письмо полуовалов.
0,5
0,5
1
163
Расширение словарного запаса: «Как называется эта группа предметов? Что у них общего? В чем различие?».
0,5
0,5
1
164
Закрепление пройденного материала. Цифры от 1 до 10. Решение
примеров
0,5
0,5
1
165
Фигурки из фольги. Ромашка.
0,5
0,5
1
166
Буква В. Чтение слогов и слов. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Лошадки».
Рисуем плавной линией.
0,5
0,5
1
167
Как путешествует письмо?
0,5
0,5
1
168
Геометрическая фигура: овал.
0,5
0,5
1
169
Учимся различать одушевленные и неодушевленные предметы.
Классификация предметов
0,5
0,5
1
170
Числа от 11 до 15, решение примеров, знаки =, -, +, . Повторение.
0,5
0,5
1
171
Фигурки из фольги. Мороженое.
0,5
0,5
1
172
Звук и буква Ц. Чтение слогов. Готовим пальчики к письму. Пальчиковая гимнастика «Поиграем в
пальчики».
0,5
0,5
1
173
Куда текут реки?
0,5
0,5
1
174