Программа сенсорного развития ребенка раннего возраста
Татьяна Котлярова
Программа по сенсорному развитию детей раннего возраста через дидактические игры
«Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».
Пояснительная записка
Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др., которые ребенок может освоить в игровых занятиях.
В программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия с водой, на нанизывание, с пластилином, с краской, с бумагой, на выкладывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
Теоретические обоснования, актуальность
Ранний возраст — это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л. С. Выготский, -«ранний возраст сензитивен во всем».
В работе с детьми раннего возраста педагоги испытывают наибольшие трудности. Так, если при традиционных формах работы на первом плане в ясельных группах была забота о здоровье, формирование культурно –гигиенических навыков, то теперь пользоваться ложкой и салфеткой учат
в семье (или могут научить). Поэтому возникает необходимость выделить в содержании работы с малышами аспекты социально –личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла острая педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п. Именно ранний возраст -наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное развитие (от лат. sensus —чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие
осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и
представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей дошкольного возраста. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов.
Проанализировав литературу по истории дошкольной педагогики, я сделала вывод, что на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Этот вопрос в своих трудах рассматривали такие видные представители дошкольной педагогики как Я. А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. Тихеева, Л. А. Венгер. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.
Анализ систем перечисленных авторов с позиций принципов теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого – педагогических исследований.
Основные принципы
•Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
•Принцип системности коррекционных и развивающих задач.
•Принцип единства диагностики и коррекции.
•Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
•Принцип блочного подхода –позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации
Направления программы
Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно – перцептивных процессов.
Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение,воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и
приемов, формирование представлений об окружающем мире.
Организационно-методическая деятельность по реализации программы
Систематический анализ сенсорного развития детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции.
Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.
Определение содержания педагогического процесса в образовательном учреждении, способствующего формированию сенсорной культуры, сенсорному образованию детей.
Создание условий для кружковой деятельности.
Объекты программы
•Дети 2-3лет.
•Семьи детей посещающих детский сад.
•Педагогический персонал детского сада.
Методы:
•Игровой метод (дидактические игры).
•Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
•Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Формы организации деятельности:
•групповая;
•подгрупповая;
•индивидуальная.
Принципы комплектования группы и организации работы
•Учет интересов и способностей детей.
•Желание родителей.
•Добровольное участие.
•Учет психофизических особенностей детей.
Продолжительность реализации программы:
Данный курс состоит из 34 занятий по 10 –12 минут каждое. Занятия проводятся 1раза в неделю.
Продолжительность курса составляет 9 месяцев для первого года обучения.
Методики для диагностики результативности реализации программы
•Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни Волосовой Е. Б.
•Методика Г. В. Бурменской,
Цель программы
Формировать у детей восприятие отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, времени, движений, особых свойств.
Научить детей воспринимать такие сложные явления окружающего мира, как иллюстрации, литературные произведения, социальные явления, движения, природа, музыка.
Задачи программы
– Учить рассматривать окружающие предметы, выделяя их форму, величину, цвет, называть эти качества предметов, вслушиваться и выделять звуки природы, звуки человеческого голоса, музыкальные звуки.
– Включать в процесс зрительного восприятия обследование предмета с помощью двух рук для расширения процесса познания окружающего и развития мышления.
Задачи обучения
-Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета.
-Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т. п.); развитие силы рук,
мелкой моторики, координации движений.
-Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.
-Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».
-Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
-Познакомить детей с пятью геометрическими формами и их названиями.
-Дать представления о чередовании предметов по форме.
Предполагаемый результат
-Дети различают и называют некоторые цвета спектра –красный, зеленый, синий, желтый.
-Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).
-Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).
-Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
-Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке
Источник
ПРОГРАММА ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ
ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Автор-составитель
Воспитатель
Самойленко Н.В.
Санкт-Петербург
2018
Содержание.
Пояснительная записка.
- Концептуальные компоненты структуры.
Целевое назначение программы.
1.1. Цель.
1.2. Задачи.
- Содержательные компоненты структуры.
2.1. Тематическое планирование программы.
2.2.Содержание программы.
2.3.Формы и методы работы.
2.4.Работа с родителями.
- Параметры результативности и диагностика.
3.1.Ожидаемые результаты.
3.2. Диагностика.
- Организационно-педагогические условия.
- Литература.
Пояснительная записка.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что в дошкольной педагогике проблема сенсорного воспитания занимает одно из центральных мест, оно является важнейшим компонентом развития ребенка. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Для определения свойств и качеств предметов детей учат обследовать их. Обследование – это специально организованное восприятие для последующего использования его результатов в той или иной деятельности. В процессе обследования дети учатся последовательно выделять форму, величину, пространственные отношения, цвет.
В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, в качестве эталонов величины – метрическая система мер. Знакомство ребенка с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности. Сначала его знакомят с основными образцами, а затем – с их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только тогда они будут хорошо закрепляться в памяти.
Данная программа рассчитана на детей в возрасте от 2 до 3 лет с учетом их возрастных особенностей.
Для детей третьего года жизни уже доступно выполнение элементарных продуктивных действий (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Основную трудность составляет необходимость учёта свойств отображаемых вещей и используемого материала. Поэтому необходимо добиваться того, чтобы каждый ребёнок усвоил, что форма, величина, цвет – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.
Именно планомерное, последовательное, целенаправленное освоение вышеуказанных эталонов составляет содержание данной программы, которая представляет собой систему дидактических игр и упражнений, направленных на последовательное развитие у детей восприятия основных свойств предметов.
- Концептуальные компоненты структуры.
Целевое назначение программы.
- Цель – развитие сенсорики у детей раннего дошкольного возраста.
1.2. Задачи:
– развитие обследовательских действий;
– формирование умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме);
– создание условий для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности;
– формирование умения использовать предметы в соответствии с назначением и их свойствами.
2. Содержательные компоненты структуры.
2.1. Тематическое планирование программы
Тема занятий | практические | теоретические | всего |
«Спрячь мышонка» | 1 | 1 | |
«Какие бывают фигуры» | 1 | 1 | |
«Накорми мишек» | 1 | 1 | |
«Найди такой же по цвету и форме». | 1 | 1 | |
«Разложи листочки в корзинки» | 1 | 1 | |
«Кто где спит» | 1 | 1 | |
«Вкладыши большие и маленькие» | 1 | 1 | |
«Чудесный мешочек» | 1 | 1 | |
«Окраска воды» | 1 | 1 | |
«Какой формы предметы в нашей группе» | 1 | 1 | |
«Построим башню» | 1 | 1 | |
«Геометрический паровозик» | 1 | 1 | |
«Бусы на елочку» | 1 | 1 | |
«Домики для медвежат» | 1 | 1 | |
«Составные картинки» | 1 | 1 | |
Лото «цвет и форма» | 1 | 1 | |
Дидактическая игра «Хвост у петуха» | 1 | 1 | |
«Помоги куклам найти свои игрушки» | 1 | 1 | |
«Найди такое же колечко» | 1 | 1 | |
«Собери матрешку» | 1 | 1 | |
Мозайка «Елочки и грибочки» | 1 | 1 | |
«Собери пирамидку» | 1 | 1 | |
«Спрячь зайку от лисы» | 1 | 1 | |
«Что изменилось?» | 1 | 1 | |
«Игровые поручения» | 1 | 1 | |
Дидактическая игра «Соберем фрукты» | 1 | 1 | |
Игровое упражнение «Найди свой домик» | 1 | 1 | |
«Бусы» | 1 | 1 | |
Дидактическая игра «Домики и флажки» | 1 | 1 | |
Дидактическая игра «Принеси и покажи» | 1 | 1 | |
Игровое упражнение «Найди свою полянку» | 1 | 1 | |
«Разбитые тарелки» | 1 | 1 | |
«Чудесный мешочек» | 1 | 1 | |
«Что лишнее?» | 1 | 1 | |
«Капельки из тучки» | 1 | 1 | |
«Что изменилось» | 1 | 1 | |
Всего | 36 | 36 |
2.2. Содержание программы.
Сентябрь.
- Дидактическая игра «Спрячь мышонка».
Познакомить с основными цветами спектра, учить детей соотносить предметы по цвету.
- «Какие бывают фигуры»
Познакомить с формой. Учить обследовать геометрические фигуры.
- Дидактическое упражнение «Накорми мишек»
Знакомство с параметрами трех величин.
- «Помоги куклам найти свои игрушки»
Учить группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.
Октябрь.
- «Разложи листочки в корзинки».
Закреплять знания основных цветов спектра, учить детей группировать предметы по цвету.
- «Кто где спит»
Учить выбирать объекты заданных форм.
- «Вкладыши большие и маленькие»
Учить сравнивать объекты по величине.
- «Чудесный мешочек»
Учить сравнивать объекты с учетом двух свойств – величины и формы.
Закреплять знания основных форм предметов
Ноябрь.
- «Окраска воды».
Формировать представление о разных оттенках цвета.
- «Какой формы предметы в нашей группе».
Закреплять знания основных форм предметов.
- «Построим башню».
Закреплять представления об относительной величине предметов; дать представление об отношениях по величине между плоскими и объемными предметами.
- «Геометрический паровозик»
Закреплять представления о геометрических формах, упражнять в их названии.
Декабрь.
- «Бусы на елочку»
Учить детей группировать предметы по цвету.
- «Домики для медвежат»
Развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».
- «Составные картинки»
Ознакомление с понятиями «часть» и «целое», закрепить название геометрических фигур.
- Лото «цвет и форма».
Закреплять знание геометрических фигур и цвета предмета.
Январь.
- Дидактическая игра «Хвост у петуха»
Учить находить и называть разные цвета.
- «Найди предмет по форме».
Учить находить и называть предметы разной формы.
- «Найди такое же колечко»
Учить детей сравнивать предметы по величине путем накладывания одного на другой. Находить два предмета одинаковой величины.
- «Собери матрешку»
Учить устанавливать отношение трех предметов по величине.
Февраль.
- Мозайка «Елочки и грибочки»
Учить чередовать предметы по цвету.
- «Собери пирамидку»
Закреплять умение устанавливать соотношение между несколькими предметами по величине.
- «Спрячь зайку от лисы»
Закреплять представления о геометрических фигурах и цвете.
- Что изменилось?
Закреплять названия цвета и величины. Развивать внимание.
Март.
- Игровые поручения.
Учить узнавать предметы по двум признакам.
- Дидактическая игра «Соберем фрукты»
Учить группировать предметы по двум признакам: цвету и величине.
- Игровое упражнение «Найди свой домик»
Учить узнавать и находить предметы определенного цвета.
- «Бусы»
Учить выбирать предметы заданных форм, закреплять умение чередовать предметы по величине.
Апрель.
- Дидактическая игра «Домики и флажки»
Обращать внимание на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов.
- Дидактическая игра «Принеси и покажи»
Учить подбирать предметы по слову, обозначающему цвет и величину.
- Игровое упражнение «Найди свою полянку»
Учить выбирать предметы заданных цветов, закреплять умение группировать предметы по цвету.
- «Разбитые тарелки»
Ознакомление с понятиями «часть» и «целое», закрепить название цвета.
Май.
- Закрепление. «Чудесный мешочек»
Закрепление умения узнавать предмет по трем признакам
- Закрепление. «Что лишнее?»
Закреплять умение соотносить разнообразные предметы по форме.
- «Капельки из тучки»
Учить детей соотносить и группировать предметы по величине.
- Что изменилось.
2.3. Формы и методы работы
Работа по сенсорному развитию детей раннего возраста в ДОУ идет в течение всего учебного года 1 раз в неделю в игровой форме с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, продолжительностью 8-10 минут.
Методы:
– игровой метод (дидактические игры);
– наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов);
– практический – показ способов действия с предметами.
Формы организации:
– групповая;
– подгрупповая;
– индивидуальная.
2.4.Работа с родителями
Формы работы с родителями
-родительские собрания
-консультации
-педагогический материал в родительском уголке и папках-передвижках
– семинары – практикумы
-индивидуальные беседы
-приглашение родителей на открытое мероприятие
Темы родительского собрания
– «Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития ребенка» (форма проведения семинар – практикум);
– «Игра с ребенком в жизни вашей семьи» – (круглый стол) познакомить родителей с содержанием работы по сенсорному воспитанию в детском саду, с играми на развитие сенсорных представлений.
Темы консультаций
– «Сенсорное развитие ребенка, развивающие игры»
– «Создание условий для игровой деятельности ребенка дома»;
– «Игры и игрушки в развитии предметной деятельности ребенка»;
– «Роль игры с детьми младшего дошкольного возраста в развитии познавательных способностей».
Папки-передвижки
– «Использование дидактических игр по сенсорике в домашних условиях».
Семинары – практикумы
– изготовление совместно с родителями дидактических пособий на развитие мелкой моторики рук: «божьи коровки», «чудо коврик».
3. Параметры результативности и диагностика.
3.1.Ожидаемые результаты:
– формирование обследовательских действий;
– формирование умения ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу;
– формирование умения ориентироваться в трех и более контрастных величинах;
– формирование умения соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске)
– формирование умения различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма)
– формирование навыка сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине.
3.2.Диагностика:
Диагностика сенсорного развития предполагает выявление уровня развития практической ориентировки на форму, величину; умения выделять цвет как признак предмета; уровня развития целостного образа предмета.
За основу в проведении работы по выявлению и оценке сенсорного развития детей раннего возраста была взята методика Гуниной Е.В. «психологическое изучение ребенка дошкольного возраста»
Основные задания для детей 2,5-3 лет.
1. Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.
2. Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики.
3. Сложить трёхсоставную матрешку.
4. Сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из 3 убывающих по величине колец.
5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 3 части.
Уровни сенсорного развития:
высокий уровень – 4-5 выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым;
средний уровень – 3 выполненных задания;
низкий уровень –1 выполненное задание.
4. Организационно-педагогические условия.
1. Дидактические игры.
2. Наглядные пособия.
3. Фланелеграф.
4. Магнитная доска.
5. Создание сенсорного уголка в группе;
6. Игры-экспериментирования на развитие всех видов восприятия;
5. Литература.
1. Глушкова Г. Игра или упражнение /Г. Глушкова //Дошкольное воспитание. – 2008. – №12. – С.29-34.
2. Громова И. Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук /И. Громова //Дошкольное воспитание. – 2014. – № 8. – С. 76-80.
3. Логинова В.И. Дошкольная педагогика/ В.И. Логинова, П.Г.Саморукова, Б.С.Лейкина и др. – М.: Просвещение,1988. – 270с.
4. Машин Л. Для самых – самых маленьких/Домашняя школа Монтессори/ Л.Машин, Е. Мадышева. – 1998. – 17с.
5. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада./ Э.Г. Пилюгина . – М.: Просвещение, 1983.– 96с.
6. Поддьякова Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей/Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н.Аванесовой. – М.: Просвещение, 1981. -192 с.
7.Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника //Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. – М.: Просвещение,2005. – С.121-135с.
8. Хохрякова Ю.М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста/Изд.: Сфера, 2017 – 128с.
9. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. 1-3 года/Изд.: Владос, 2017 – 352с.
10. . Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка М.: Просвещение. 1988 г.
11. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию: М.: Просвещение, 1983 г.
12. Гунина Е.В. Психологическое изучение ребенка дошкольного возраста.- Чебоксары, 1997.
Литература для родителей.
1. Башаева, Т.Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: Популярное пособие для родителей и педагогов./ Т.В. Башаева. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240с.
2. Дерягина, Л.Б. Радуга-дуга: Запоминаем цвета, развиваем речь и художественный вкус: пособие для детей, родителей и воспитателей/ Л.Б. Дерягина. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2005. – С.32. 7.
3. Янушко, Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста 1-3 года: Методическое пособие / Е.А. Янушко. – М.: Владос, 2015. – 269 c.
4. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. 1-3 года/Изд.: Владос, 2017 – 352с.
Источник